Среди др. почитаемых на Алтае икон - образ вмч. Пантелеимона с частицей мощей святого (дар Покровскому кафедральному собору Барнаула от афонского Пантелеимонова мон-ря), икона Божией Матери афонского письма нач. ХХ в. в храме свт. Николая в Барнауле, образ Христа Спасителя в храме свт. Николая Чудотворца в г. Горняк, икона Божией Матери «Утоли моя печали» в церкви г. Заринска. На территории разрушенного барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря восстанавливается Никольский источник. Восстановлен св. ключ близ с. Сорочий Лог, где в 20-х гг. XX в. были замучены 11 благочестивых крестьян. На этом месте воздвигнута часовня во имя Иоанна Крестителя и устроен скит барнаульского Знаменского мон-ря. Монастыри В Б. и А. е. действуют 3 мон-ря. Постановлением Свящ. Синода от 19 июля 1994 г. Знаменский приход в Барнауле преобразован в барнаульский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь . Монастырь имеет подворье - Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий лог Заринского района Алтайского края. 10 окт. 1996 г. в с. Кислуха был открыт Иоанна Кронштадтского женский монастырь. Архиереи: еп. Александр (Бялозор; 1930-1931), еп. Тарасий (Ливанов; дек. 1931-1932), еп. Герман (Коккель; 1932), архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев; 4.04. 1933-1936), еп. Григорий (Козырев; 29.01.- 27.07.1937), с 1937 г. кафедра не замещалась, в 1943-1994 гг. территория Б. и А. е. входила в состав Новосибирской епархии. Кафедра возобновлена в 1994 г.: еп. Антоний (Масендич; 19.03.1994 - 8.07.2001), еп. Максим (Дмитриев; с 20.01.2002); еп. Сергий (Иванников; с 29 мая 2013 г.). Лит.: Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997; Док-ты по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - нач. XX в.). Барнаул, 1997; Скворцова Т. Приговор приведен в исполнение//Алтайская миссия. 1998. 5; Асеева Н. Открытие//Там же. 8; Док-ты по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998). Барнаул, 1999; Радуйся, Заступница земли нашея Алтайской//Алтайская миссия. 1999. 10; Антоний (Масендич), еп. Барнаульская епархия на рубеже веков//Там же. 2000. 10. С. 2-3; Кривоносов Я. Е., Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула. Барнаул, 2001.

http://pravenc.ru/text/77566.html

В 1908 году Тверской губернский архитектор В.Ю. Назарин представил проект каменного трёхпрестольного храма в селе Уницы. Первый вариант проекта вызвал критику в строительном отделении Губернского Правления в связи с тем, что «на представленном эскизном проекте не показаны конструкции ни своды, ни стропила, не приложена подробная пояснительная записка и генеральный план местности. Стены церкви назначены слишком тонкими для показанных пролётов…» Окончательный вариант проекта был представлен архитектором в следующем 1909 году и принят к осуществлению. Стоимость постройки при заготовке материалов хозяйственным способом была оценена в 15000 рублей. Технический надзор за постройкой церкви принял на себя тот же В.Ю. Назарин. При реставрации храма в 90-х годах XX в. на месте одного из престолов была найдена медная доска с памятной надписью: «1910 года мая 16 заложен храм на месте сгоревшего 20 января 1907 года стараниями священника села Униц Отца Михаила Соколова, помещика Униц В.Е. Воробьева, церковного старосты Михаила Изотова и прихожан села Униц. Для начала постройки послужили три тысячи рублей, пожертвованные Мариею Евграфовною Тарновской, урождённою Воробьёвою, скончавшеюся 1907 года 7 ноября». Строительство храма продолжалось 5 лет. 3 июня 1915 года был подписан «Акт осмотра вновь выстроенной церкви со звонницею». Советские годы Сохранилось мало сведений по истории храма в годы самых тяжёлых гонений советской власти на церковь. Известно, что один из строителей храма — о. Михаил Соколов – оставался настоятелем до своей кончины в 1934 году. В том же году епископ Бежецкий Григорий (Козырев) назначил на приход его брата, протоиерея Василия Соколова, только что вернувшегося из ссылки в Казахстан. После кончины о. Василия в 1955 году на приходе в течение немногих лет сменилось несколько священников и, в конце концов, место настоятеля осталось праздным. Власти воспользовались этим как предлогом для закрытия храма и превращения его в зерносклад. В начале 1980-х годов при постройке в Уницах крупного совхоза были выделены средства для реставрации храма и переоборудования его в музей трудовой славы. Эти работы, прекратившиеся с началом «перестройки», пагубно сказались на состоянии церкви: храм на целое десятилетие остался без крыши, осыпалась штукатурка, были утрачены росписи. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Живоначал...

Святитель Серафим (Александров), с сайта Екатеринбургской епархии Митрополит Серафим (Александров), в прошлом епархиальный миссионер и секретарь Соборного епископского совещания Поместного Собора 1917-18 г.г. в Москве, с 1928 г. занимал Саратовскую кафедру, неоднократно подвергался арестам. В 1936 г., после очередного ареста, сослан в северный Казахстан, где в 1937 г. был расстрелян постановлением Тройки УНКВД. Диакону Александру Колесникову недолго пришлось прослужить в павловском Воскресенском храме. Власти вскоре отправили о. Александра в «трудовую армию», в которой он пробыл с 28 декабря 1931 г. по 18 февраля 1932 г., о чём свидетельствует справка командования 17-го отд. кон. транспорта военспецчастей т/о НКПС (т/о, трудового ополчения, предшественника советского стройбата) о призыве на «общеполезные работы». Термин «трудармия» в 30-е гг. был неофициальным. Трудармейцами называли граждан, мобилизованных для выполнения принудительных работ. Эти формирования, детище Льва Троцкого, «военного коммунизма» и политики РКП(б) в области милитаризации труда, оказались устойчивой структурой в СССР и использовались до конца 1950-х годов, несмотря на то, что официально были расформированы ещё 2 февраля 1922 г. Мобилизованные в трудармию органами НКВД гражданские лица выполняли различные сельхозработы, работали на объектах НКВД и лесоповалах, добывали уголь и нефть, строили железные дороги. Зачастую эти люди жили за колючей проволокой вместе с заключенными. Диакон Александр Колесников вернулся к месту своего служения в Павловку в период, когда в стране завершалась тотальная коллективизация и на плечах раскрестьяненного и расцерковлённого народа возводились советские индустриальные гиганты. Архиереи арестовывались один за другим; в 1931-33 гг. временно управляющим Саратовской епархией был Преосвященный Иоанникий (Попов), епископ Камышинский, после ареста Вольского епископа Григория (Козырева). 20 июля 1932 г. святитель Иоанникий рукоположил о. Александра во пресвитеры «к Спас-Нерукотворного Образа церкви села Баклуш Кузнецкого округа».

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr...

В начале XX столетия соловецкие иноки сохраняли приверженность строгой духовности и деятельной хозяйственной жизни. В 1903 году всеобщее внимание на выставке Северного края, состоявшейся в Ярославле, было привлечено к витрине Соловецкого монастыря с экзотическими овощами и семенами, выращенными почти в Заполярье. От стен обители к монастырской ферме на острове Большая Муксалма по насыпной дамбе была проложена узкоколейка, по которой с грузами бегали два паровозика. В 1910 году начала работать одна из первых в России гидроэлектростанций, в 1915 году открылась радиостанция. Обитель была одной из самых посещаемых паломниками, невзирая на её удалённое положение. Монастырь в силу краткости навигации был доступен всего четыре месяца в году. Паломников на острова перевозили два монастырских парохода, команды которых в основном состояли из монахов. В 1900 году Соловки посетили 22 тысячи человек. Каждый богомолец бесплатно пользовался три дня монастырской трапезой, а потом бесплатно же получал запас сухих продуктов на обратную дорогу. Советская историография любила подчёркивать, что «в годы царизма Соловки служили политической тюрьмой», абсолютно умалчивая о том ужасе, который здесь творился после 1917 года. В 1923 году на Соловках был создан концентрационный Соловецкий лагерь особого назначения (сокращённо – СЛОН), в 1930-е годы переименованный в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Соловецкий лагерь стал местом ссылки для сотен людей, среди которых были лучшие представители русского духовенства, интеллигенции, крестьянства. В 1923–1924 годах сюда были присланы архиепископы Верейский Иларион (Троицкий) и Феодор (Поздеевский) , епископы Никодим (Кротков), Глеб (Покровский), Григорий (Козырев), Даниил (Троицкий). Вместе с ними в заключении находились тысячи священников и диаконов, благочестивых прихожан. В конце 1920-х годов в Соловках отбывал заключение молодой Д.С. Лихачёв, будущий знаменитый исследователь русской культуры. Именно на Соловках он написал одну из первых научных работ, в его дневниковых записях сохранились свидетельства о лагерной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Следствию известно, что на указанных выше собраниях произносились антисоветские речи. Расскажите, кто и как выступал на этих собраниях. - Никаких антисоветских выступлений и бесед на указанных выше собраниях не было. На собраниях произносились приветствия по адресу епископа. - Как вы лично реагировали на закрытие советскими властями в Бежецке церквей и снятие колоколов? - Я лично скорбел о закрытии церквей и снятии колоколов, однако с решениями местных властей о закрытии церквей примирялся. Следователь стоял на своем и на допросе через два дня спрашивал: - Следствию известно, что вы являетесь активным членом созданной епископом Григорием Козыревым контрреволюционной группировки духовенства, проводившей под благовидными предлогами собрания с контрреволюционными целями. Вы признаете себя виновным? - Нет, я не признаю себя виновным, ибо я ни в какой контрреволюционной группировке духовенства не состоял и о существовании таковой не знаю. - Что вам известно об антисоветских выступлениях отдельных членов контрреволюционной группировки на контрреволюционных собраниях духовенства, в частности, о выступлениях диакона Кладовского, бывшего генерала Тюрина и других. - Лично мне никогда не приходилось быть свидетелем или участником контрреволюционных выступлений и высказываний на собраниях духовенства. - Почему вы скрыли от следствия тот факт, что в 1934 году вы были под следствием по обвинению в антисоветских разговорах? - Да, я действительно находился под следствием, но не по делу об антисоветских разговорах, а в связи с арестом и преданием суду Сергия Кордюкова, священника города Бежецка. - Следствию известно, что вы однажды, спрашивая Василия Покровского о причинах прекращения посещений контрреволюционных собраний духовенства, высказали мысль, не является ли он шпионом НКВД. Вы подтверждаете этот факт? - Нет, такого разговора у меня с Покровским не было, возможно, я запамятовал. Заканчивая через несколько дней следствие, следователь еще раз вызвал на допрос священника; на поставленный вопрос, признает ли он себя виновным, о. Иоанн ответил:

http://drevo-info.ru/articles/13111.html

В московском Представительстве Православной Церкви в Америке молитвенно почтили память Русских и Американских святых 21 июня 2020 г. 15:31 21 июня 2020 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, в день Всех святых, в земле Русской просиявших, и в праздник Собора американских святых, в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье — московском Представительстве Православной Церкви в Америке — была совершена Божественная литургия. В связи с тем, что в 2020 году отмечается 50 лет со дня дарования автокефалии Православной Церкви в Америке, в московском Представительстве ПЦА по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Тихона особо торжественно совершается память подвижников, внесших вклад в утверждение Православия на американском континенте. По завершении воскресной Божественной литургии была совершена молитва перед храмовыми образами русских и американских святых. Как отметил в своем слове представитель Блаженнейшего Митрополита Тихона при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк , именно трудами русских подвижников Православие начало свой исторический путь в Америке и ныне многие из них одновременно прославляются и как русские, и как американские святые. Первая Божественная литургия на территории Америки (N 58°14 " , W 141°) была совершена 20 июля 1741 года, в праздник пророка Илии, на борту корабля «Петр» под командованием Витуса Беринга. Службу совершили иеромонах Иларион (Трусов) и священник Игнатий Козыревский. Несколько десятилетий спустя российский купец Григорий Шелихов посетил Валаамский монастырь и предложил его игумену направить миссионеров в Русскую Америку. 24 сентября 1794 года, преодолев путь 7 327 миль за 293 дней (самое длинное миссионерское путешествие за всю историю Православия), группа монахов с Валаама прибыла на остров Кадьяк на Аляске. В состав миссии, которую возглавил архимандрит Иоасаф, вошли иеромонахи Ювеналий, Макарий и Афанасий, иеродиаконы Нектарий и Стефан, монахи Герман и Иоасаф.

http://patriarchia.ru/db/text/5653062.ht...

– Разговоры у нас были только семейного характера. О политике или мероприятиях советской власти мы никогда не беседовали. – Следствию известно, что, возвратясь из концлагеря, вы как член контрреволюционной группировки продолжали свою контрреволюционную деятельность. Вы подтверждаете это? – Нет. После возвращения из концлагеря я контрреволюционной агитацией не занимался. Следователь не удовлетворился подобными ответами, у него уже был шаблонный набор обвинений. – Следствию известно, что в июле 1937 года вы произносили в церкви проповеди, сопровождаемые контрреволюционными комментариями. Вы подтверждаете это? – Нет, я отрицаю это. Мои проповеди, кои я читал в церкви, были исключительно религиозного содержания. – Скажите, с какой целью вы распространяли среди верующих провокационные слухи о войне? – Подобных слухов я никогда не распространял. –  Следствию известно, что среди верующих вы объясняли аресты священников... желанием советской власти перед выборами в Верховный совет изолировать арестами нежелательных ей людей от участия в выборах... Вы подтверждаете это? – Да, я действительно в беседах объяснял аресты священников желанием советской власти устранить неугодных ей людей от участия в выборах... Мой арест я объясняю сейчас тем же. – Но ведь это является не чем иным, как клеветой на сталинскую конституцию. Вы согласны с этим определением? – Да, я согласен, что это является клеветой на сталинскую конституцию. 1 октября состоялся последний допрос. – Следствием установлено, что, находясь на высылке и возвратясь с таковой, вы продолжали состоять членом контрреволюционной группировки и заниматься контрреволюционной агитацией среди населения. Вы все еще будете отрицать то, что уже бесспорно доказано? – Я окончательно утверждаю, что членом контрреволюционной группировки... не состою и контрреволюционной агитацией не занимался... – ответил о. Иоанн . Тогда же, в сентябре, тот же следователь, техник-интендант 2-го ранга Шолин допросил о. Василия. – Скажите, как в 1936 году прошли именины Григория Козырева, кто на них присутствовал и каков характер выступлений участников контрреволюционной группировки?

http://fond.ru/kalendar/1063/vasiliy/

– Формы на всех не хватает, – ругался раздосадованный дядька. – Выдали нам обмундирование, а через три дня отобрали для срочно отбывающих на фронт. Теперь неделю уж строем в исподнем ходим. Тьфу! Цирк какой-то, так их растак! Посещение сборно-учебного пункта вызвало тяжёлые чувства, напомнило об отце. И так стало нехорошо на душе у Витьки, что с тех пор он туда больше не ходил. Однажды серым октябрьским утром, когда мелкий осенний дождик мочил кучки опавшей листвы, Витёк зашёл проведать своего друга Мирона. Был там и Кузя со своим старшим братом, шестнадцатилетним Григорием. Ребята поговорили о житье-бытье, повспоминали погибшего Миронова отца Михаила Поликарпыча. И тут Мирон вытащил лист бумаги, исписанный ровным детским почерком. Григорий, как старший, взял его в руки и стал читать: «Военному комиссару Сталинского района города Кирова. Заявление. Прошу принять меня добровольцем в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, так как я хочу с оружием в руках защищать нашу Советскую Родину и мстить фашистам за смерть отца. Умею хорошо стрелять из охотничьего ружья. Могу быть снайпером или разведчиком. Буду дисциплинированным, смелым, до конца преданным Родине бойцом. Я уверен, что моя рука не дрогнет и все пули пойдут точно во врагов». – Вот так дал! – восхитился приятелем Витька. – Молодец, здорово придумал! – подтвердил Кузя. – Всё это, конечно, хорошо, – попытался вразумить друзей Григорий, – да только ничего не выйдет: тебе ж на днях четырнадцать только стукнуло. Кто ж тебя в армию-то возьмёт, да ещё и на фронт? Исключено. – Ничего ты не понимаешь! – выговаривал ему Мирон. – Мой возраст будет козырем, если меня в разведку послать. Я у немцев меньше подозрений вызову, чем здоровый мужик, верно? А выносливость и меткость у меня получше чем у некоторых! – Шёл бы ты, парень, на завод устраиваться, там больше от тебя пользы Родине будет. Вот я уже с начальником отдела найма поговорил, берут меня на работу. – Я в армию хочу, за батю поквитаться! А не возьмут, убегу на фронт, там примут!

http://azbyka.ru/fiction/vitkiny-nebesa-...

Письмо это весьма характерно для умонастроения и религиозной психологии виднейшего из архипастырей, отделившихся от Патриархии. Оно вызывает в памяти образ неистового предводителя старообрядчества — протопопа Аввакума Петрова: Церковь — это малое стадо его единомышленников, а большинство церковное идет вслед за новыми Анной и Каиафой — новыми распинателями Христа. В противоположность направлению мыслей митрополита Иосифа предстоятели Русской Церкви Патриарх Тихон, митрополиты Петр и Сергий пытались своей линией церковной политики сохранить для Церкви легальную возможность окормлять десятки миллионов верующего народа, большая часть которого не готова была к уходу в катакомбы.    Помимо архиереев, клириков и мирян, в той или иной форме отделившихся от Заместителя Местоблюстителя, некоторые священнослужители, официально не отделяясь от митрополита Сергия, резко критиковали его, подавали прошения об увольнении на покой, воздерживались от возношения его имени за богослужением. Эти группы оппозиционеров стали называть «даниловской» и «мечевской».    Во главе первой стоял бывший архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), настоятель Свято-Данилова монастыря в Москве, к нему примыкали епископы Гавриил (Абалымов), Дамаскин (Цедрик), Иоасаф (Удалов), Николай (Никольский), Парфений (Брянских), Григорий (Козырев). Другим центром умеренной оппозиции был храм святителя Николая на Маросейке, настоятелем которого после кончины почитаемого в народе отца Алексия Мечева стал его сын Сергий Мечев. В единомыслии с клириками и прихожанами этого прихода находились архиепископ Зиновий (Дроздов), епископы Арсений (Жадановский), Серафим (Звездинский), Аркадий (Остальский), Афанасий (Сахаров).    От поминовения имени митрополита Сергия воздерживался и один из самых авторитетных архипастырей Русской Церкви — митрополит Кирилл (Смирнов), в конце 20-х гг. сосланный в Енисейск. Ревностный сторонник патриаршей власти, он в учреждении Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя увидел угрозу самому принципу единоличного возглавления Церкви первым епископом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Летом не менее 5 священников Н. в. выступили против еп. Феофила, однако состоявшееся 8 окт. того же года собрание представителей приходов Торжка выразило доверие архиерею и постановило «признавать только тех священников, которые посвящены старыми архиереями, а не архиереями «Живой Церкви»». С 1923 по 1925 г. еп. Феофил находился в ссылке, однако кафедра не замещалась (по некоторым данным, в 1924 епископом Новоторжским был назначен викарий Донской и Новочеркасской епархии Аксайский еп. сщмч. Захария (Лобов); возможно, не смог выехать к месту служения из-за нахождения в заключении). В 1927 г. еп. Феофил был переведен на Кубанскую кафедру. 26 июля 1927 г. Новоторжским епископом назначен викарий Саратовской епархии Балашовский еп. Андрей (Комаров; впосл. архиепископ). 29 янв. 1928 г. еп. Андрей определен епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. Новоторжским епископом в кон. февр. 1928 г. стал досрочно освобожденный из заключения 27 янв. того же года еп. Захария (Лобов), 4 апр. возведенный в сан архиепископа. 24 апр. архиеп. Захария был переведен на Бежецкое викариатство Тверской епархии. 1 марта 1929 г. епископом Новоторжским назначен викарий Тверской епархии Старорусский еп. Феодор (Яцковский (Яковцевский)). (По нек-рым сведениям, 14 июня того же года на Н. в. был назначен викарий Владимирской епархии Суздальский еп. Григорий (Козырев), к-рый в кон. того же года возглавил Бежецкое вик-ство.) 3 апр. 1930 г. еп. Феодор был переведен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. 4 мая 1931 г. во епископа Новоторжского хиротонисан иером. Павел (Чистяков), настоятель Улейминского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . 30 дек. того же года еп. Павел был переведен на Сызранское викариатство Самарской епархии. 22 нояб. 1933 г. епископом Новоторжским был назначен досрочно освобожденный из заключения еп. Агапит (Борзаковский). В 1934 г. он возведен в сан архиепископа и оставлен главой Н. в. 27 авг. 1936 г. еп. Агапит арестован. 20 окт. того же года по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников» был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан.

http://pravenc.ru/text/2577889.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010