Другая группа св. Отцов: Иоанн Златоуст , Ефрем Сирин , блаж. Феодорит, Кирилл Иерусалимский , Иероним, Августин и другие – придерживались другого мнения. Они учили, что «сыны Божии» – это именно «сифиты»; следовательно, «дочери человеческие» – «каинитки». То, что «сынами Божьими» назывались в Библии люди, тому есть достаточно подтверждений. О древних евреях сказано: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» ( Втор.14:1 ). Из контекста данного стиха видно, что речь здесь идет именно о людях. В Новом Завете мы находим нечто подобное: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ); и еще: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ). Сравним последний текст со следующим фрагментом: Ной ходил пред Богом ( Быт.6:9 ). Есть текст, где прямо говорится, что верующие люди уравнены Богом в достоинстве «сынов Божьих» с ангелами: «и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Наличие разных, прямо противоположных мнений у св. Отцов не должно смущать нас. Напротив, подобное обстоятельство должно сильнее привязать нас к принципам соборности. Некоторые находят какое-либо утверждение у Отцов и ставят его во главу угла, не понимая, что на частном мнении, даже святого отца, нельзя выстраивать своего мировоззрения. Почитай побольше книг и найдешь совсем другие высказывания у святых. Подобные, внешне противоречивые высказывания – не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Как учил св. Августин: «В главном единство, во второстепенном свобода, и во всем любовь». О таких, которые основывают свое религиозное мировоззрение на неких частностях, св. Григорий Богослов говорил: «…Всякий, поступающий несправедливо, готов оправдываться, – но что редко, то не закон для церкви, так как одна ласточка не показывает весны, или одна черта не делает геометром (землемером), или одно краткое плавание – мореходцем» ( Григорий Богослов . Творения, ч. 3-я, изд. Москва, 1844 г., слово 39, стр. 265).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Хула на Духа Святого не прощается ни в этой жизни, ни в вечной» Проповедь иерея Александра Шумского в День Святого Духа 04.06.2012 1672 Время на чтение 6 минут Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этими великими и святыми словами, призывающими Пресвятую Троицу, начинается любая пастырская проповедь. Но сегодня предметом проповеди является непосредственно Пресвятая, Единосущная, Живоначальная и Нераздельная Троица, особенно ее Третье Лицо - Святой Дух. Святитель Григорий Богослов в своем «Слове на Святую Пятидесятницу» говорит: «Оканчиваются дела Христовы, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле, и начинаются дела Духа». Исполняется обещание Спасителя ученикам, что Он умолит Отца о ниспослании им иного Утешителя, Духа Святого. Вот как это событие описывается в «Деяниях святых апостолов»: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресенье, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы ; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего называется Духовым днем . Поэтому и мы сегодня сделаем акцент на Третьем Лице Пресвятой Троицы - Духе Святом. От правильного понимания догмата о Пресвятой Троице зависит спасение души верующего человека. В этой связи следует особо подчеркнуть, что далеко не во всем христианском мире правильно почитают Духа Святого, а значит - и Триединого Бога. Только Православная Церковь правильно почитает Пресвятую Троицу и правильно учит о Духе Святом. Любая ошибка здесь неизбежно приводит к искажению всего духовно-нравственного строя жизни. Святитель Григорий Богослов говорит: «Кто Святого Духа низводит в ряд тварей, тот ругатель, злой раб и злейший из злых. Кто признает Его Богом, тот божествен и светел умом. Дух Святой всегда был, и есть, и будет: Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном вчиняется и счисляется».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/04/hu...

И так было время, когда Сын Божий сотворил несуществовавший дотоле мир. Он рек: и совершилось все, что было Ему угодно, в продолжении шести дней. «Но, когда все это – земля, небо и море – составило мир, – говорит Св. Григорий Богослов , – нужен стал зритель премудрости, матери всего, и благоговейный царь земный, т. е. нужен стал человек. Тогда Сын Божий рек: пространное небо населяют уже чистые и присноживущие служители, непорочные умы, добрые Ангелы песнословцы, неумолчно воспевающие Мою славу. Но земля украшается одними неразумными животными. Потому угодно мне создать такой род тварей, в котором бы заключалось то и другое, – род тварей, средних между смертными и бессмертными, разумного человека, который бы увеселялся Моими делами, был мудрым таинником небесного, великим владыкой земли, новым Ангелом из персти, песнословцем Моего могущества и Моего ума. Так рек Сын Божий, и – созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа, созидает, говорю, человека; и из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, – в малом великий; поставляет на земле иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, – земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого». Доселе Св. Григорий Богослов 164 . Но послушаем об этом самого Боговдохновенного Моисея. Когда земля была уже украшена всеми родами неразумных тварей, тогда, говорит Моисей, рече Бог: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию: и да обладает рыбами морскими и птицами небесными зверьми и скотами и всею землею и всеми гады, пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся и наполните землю и господствуйте ею и обладайте рыбами морскими и зверьми, и птицами небесными, и всеми скотами и всею землею и всеми гадами, пресмыкающимися по земли» 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21:3-6). Не кровь козлов и овнов (Евр. 9:12) приносится в ней – но таинственная и священная Кровь Архиерея и Жертвы (свт. Григорий Богослов). Церковь Его есть и Его диаконисса, служащая при Его тайнодействии Крестном. Руки Христа на плечах ее – ибо только у Него власть рукополагать, Он – Единый Первосвященник, Жертва и Жрец, Приносяй и Приносимый, и Приемляй, и Раздаваемый… Стопы Христа обнажены – среди льющихся потоков золотых риз. Соединены они вместе – как при положении Распятого, и касаются поручей на руках диакониссы Его, — Той, что держит Чашу и Хлеб, что держит Евхаристический плат над бездной – провалом складок мафория. Сын Мариин, ужаленный в пяту, поразил тление и смерть (Быт. 3:15). Бездна смерти не поглотила Его, сошедшего туда в добровольном заклании Своем… Он снял иго с плеч Церкви, взяв Крест на рамена Свои – и поэтому тоже на плечах Богоматери символически лежат руки Младенца-Христа. И благо иго Его, и легко (Мф.11:30). На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви, где Христос Распятый и Воскресший познается верными в теснейшем общении Евхаристии, в несказанной, раздающей Себя верным любви Его. Един — Кто воду — от камня, Един — Кто воду — в вино, Един — Кто свят и прославлен, Един — созвавший в одно, всех вод исцеляя горечь, Един — вознесен и высок, Един — Восстающий в полночь — являет, что верен — Бог. «Таковы дела Христовы – прочее да почтено будет молчанием» (святитель Григорий Богослов). Читайте также: Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/razmyishleniya-pered-p...

Или случится то, что случилось с Маноем, который воскликнул: Верно мы умрем, ибо видели мы Бога ( Суд. 13,22 ). Случится то, что случилось с апостолом Петром, который после чуда с ловлей рыбы сказал: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный ( Лк. 5,8 ). Случится то же самое, что и с апостолом Павлом, который, еще не очистившись в гонениях, потерял зрение, увидев гонимого им Христа. Даже произойдет и то, что произошло с сотником, попросившим у Христа исцеления. Он боялся и молил Его не входить в его дом, однако получил похвалу от Христа. Говоря это, святитель Григорий Богослов делает одно замечание. Если кто-то из нас еще сотник, то есть работает на миродержителя мира сего, и потому нечист, то пусть стяжет ощущения сотника и скажет вместе с ним: Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой ( Мф. 8, 8 ). Однако пусть не пребывает в этом убеждении, но если пожелает и увидеть Христа, то тогда пусть сделает то, что сделал Закхей. Пусть примет Слово в свой дом, прежде поднявшись на смоковницу, «умертвив земные члены и превзойдя тело смирения». Нам необходимо чувство своей нечистоты, а также подвиг ради очищения и исцеления. Необходимо очистить и украсить свою душу, а также просветиться силою и действием Христовыми. Ибо когда мы сохраним свою душу всяким хранением, то есть когда приложим к своему сердцу трезвение и приготовим сердце к восхождениям духовным, тогда «просветим сами себя светом ведения; тогда возглаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, и другим людям просияем». Потому святитель Григорий Богослов метко подмечает: «Пока же будем очищаться себя и приносить жертву Слову, дабы прежде всего облагодетельствовать себя, становясь боговидными, и приходящее Слово принимая» 266 . Таким образом, в Православии все время говорится об очищении и покаянии, согласно учению Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4, 17 ). Только через покаяние человек опытно познает Бога, потому что Бог – это не гносеологическая теория или идея, но созерцание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя (Ин. 5, 19). Слова эти, еще в первые века христианства, подали Арию, Евномию и другим еретикам повод утверждать, что Сын не обладает властью, равной власти Отца, и что потому Он не единосущен, а подобосущен Отцу. Но мнение это опровергается другими изречениями Иисуса и самими действиями Его, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что Он имеет не служебную власть подчиненного Лица, а равную, тождественную власти Отца. Например: исцеляя расслабленного, Иисус сказал: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи... тебе говорю: встань... (Лк. 5, 24); воскрешая мертвого сына вдовы Наинской, Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! (Лк. 7, 14); укрощая бурю на море, Он сказал ветру и морю: умолкни, перестань (Мк. 4, 39). Словом, в каждом совершенном Иисусом чуде и во всех словах Его проявлялась божественная власть самостоятельно. Апостолы, совершая чудеса, совершали их именем Иисуса Христа, и не скрывали этого, а, напротив, громогласно объявляли, что не своей силой действуют; например, Апостол Петр, исцеляя хромого от рождения, сказал ему: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6). Иисус же совершал чудеса всегда Своим Именем, Своей властью. Но, дабы не могли подумать, что эта власть не имеет ничего общего с властью Бога-Отца, Он объясняет теперь иудеям Свое единосущие с Отцом, и начинает это объяснение словами: Я ничего но могу творить Сам от Себя, отдельно от Отца, вопреки Его воле, то есть того, чего не сделал бы Он Сам. Эти слова Иисуса Иоанн Златоуст объясняет так: «Он не делает ничего противного Отцу, ничего чуждого Ему, ничего несообразного» (Беседы на Евангелие от Иоанна. 38, 4). Под словами — не может творить — Григорий Богослов понимает безусловную невозможность для Сына творить то, чего не творит Отец (Григорий Богослов. Творения. Ч. 3. Слово 30). Эта безусловная невозможность для Сына творить то, чего не творит Его Отец, подтверждается дальнейшими словами Иисуса: что творит Он, то и Сын творит также (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Итак, из этих слов можно заключить, что соблюдать девственность – это не заповедь, а всего лишь наставление и совет, который как бы выше заповеди. Не является ли и нестяжание также советом, а не заповедью? Давайте рассмотрим этот вопрос прямо здесь и сейчас. Некоторые святые отцы обратили внимание на то, что Господь, обращаясь к известному юноше, дает ему не повеление и не утвердительно или властно советует ему: «стань совершенным и продай имение свое», но условно: если хочешь стать совершенным, продай имение свое. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.18:21 ). Толкуя эти слова Господа, некоторые отцы, а именно божественный Златоуст (Беседа 9 на 1-е послание к Коринфянам) и Григорий Богослов (Первое обличительное слово на царя Юлиана), говорили, что заповеди делятся на два вида: одни – адресованы к совершенным, другие же – к еще несовершенным. Нестяжание – это заповедь О словах продай имение свое и раздай нищим есть заповедь, Господь ясно сказал в другом месте Евангелия, обращаясь ко всем: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). В другом месте Он тоже повелевает всем: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» ( Лк.12:33 ). Святой Василий Великий в Слове «К обогащающимся» называет слова Господа к юноше, а именно «продай имение твое», повелением. Однако святой Иоанн Златоуст утверждает, что «продай имение» свое – это не повеление, хотя он же в «Слове о девственности» говорит, что мы должны продать все, как будто нам это приказано: «Мы должны все продавать, и нам это приказано». Подобным образом и Григорий Богослов в Слове «О любви к бедным», сомневаясь вначале, являются ли слова Господа к юноше законом и необходимостью или всего лишь советом, склоняется больше к тому, что это заповедь и повеление, а не просто совет: «(С благоговением взираю я)... и на указанный юноше предел и закон совершенства: «имение твое раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Не думаешь ли ты, что человеколюбие есть для тебя не необходимость, а дело произвола, не закон, а совет? Я и сам весьма желал бы так думать; но меня устрашают левая сторона и козлища и укоризны, которые услышат они от Поставившего их влево. Они осуждены будут не за грабительство, не за святотатство, не за прелюбодеяние или другие грехи, запрещенные законом, а за то, что не послужили Христу в лице бедных». Почему Господь говорит юноше условно: «если хочешь быть совершенным» и почему от всех христиан Он требует, чтобы свое совершенство они воспринимали как долг и заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Когда Господь сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Марк. 13:32 ), – сказал о Себе в состоянии добровольного уничижения; ведущий по Божеству, Он смирил Себя до неведения по человечеству. Подобным образом толкует эти слова св. Григорий Богослов . Когда сказал Господь: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Матф. 26:39 ), – показал в Себе человеческую немощь плоти, однако согласовал Свою человеческую волю со Своей Божеской волей, которая есть одна с волей Отца (блаж. Феофилакт). Истина эта выражена в словах евхаристического канона литургии св. Иоанна Златоуста об Агнце – Сыне Божием, «когда пришел, и все о нас завершил все предопределенное относительно нас, в ночь, в которую был предан, или вернее Сам Себя предал за жизнь мира.» Когда воззвал Господь на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» ( Матф. 27:46 ), – то воззвал от лица всего человечества. Он пришел в мир для того, чтобы перестрадать с человечеством его вину и его отдаление от Бога, его оставленность Богом, ибо, как говорит пророк Исаия, Он «Грехи наши носит и о нас болезнует.» Так изъясняет эти слова Господа св. Григорий Богослов . Когда, отходя на небо по воскресении Своем, Господь сказал ученикам Своим: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Иоан. 20:17 ), – то говорил не в одном и том же смысле о Своем отношении к Отцу и об их отношении к Отцу Небесному. Поэтому и сказал в раздельности: не «нашему» Отцу, а «Отцу Моему и Отцу вашему.» Бог Отец есть Отец Его по естеству, а наш – по благодати (Преп. Иоанн Дамаскин , Точное изложение православной веры , книга 4, глава 8). В словах Спасителя заключена та мысль, что Отец Небесный стал теперь и нашим Отцом – и мы Его детьми – по благодати. Это совершено земной жизнью, крестной смертью и воскресением Христовым. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими,» – пишет апостол Иоанн ( 1Иоан. 3:1 ). По совершении дела нашего усыновления Богу Господь возносится к Отцу как Богочеловек, т. е. не только в Божестве Своем, но и в Человечестве, и, будучи единого естества с нами, присоединяет слова: к Богу Моему и Богу вашему,» внушая, что Он навсегда соединился с нами Своим Человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Не раз мы уже сравнивали христианство с другими религиями. Во всех неавраамических религиях 17 , если есть поклонение каким-то божествам, то эти божества имеют свои имена. Мы же, христиане, верим в Бога, Который не имеет никакого имени. В Священном Писании встречаются имена Бога, но все они лишь указывают на Его свойства. Никакое имя не сможет описать Бога по существу, потому что Господь, как сформулировал святитель Григорий Богослов , пребывает «по ту сторону» любого имени и определения. О Ты, Который по ту сторону всего (o panton epekeina)! Ибо что иное можно пропеть о Тебе? Как слово воспоет Тебя? Ибо Ты невыразим никаким словом! Как ум воззрит на Тебя? Ибо Ты непостижим никаким умом! Ты один неизреченен, ибо Ты родил все изрекаемое. Ты один непознаваем, ибо Ты родил все познаваемое. Тебя провозглашает все говорящее и неговорящее. Тебя чтит все разумное и неразумное. Общие для всех желания, общие болезнования всех Устремлены к Тебе! Тебе все молится. Тебе все, Понимающее Твое повеление, воссылает безмолвный гимн. Тобою единым все пребывает. К Тебе все в совокупности стремится. Ты предел всего, Ты и Един, и Все, и Никто, И ни единое, ни все. О Всеименуемый! Как назову Тебя, Единого неименуемого? Сквозь заоблачные покровы Какой небесный ум проникнет? Будь милостив, О Ты, Который по ту сторону всего! Ибо что иное можно пропеть о Тебе? святитель Григорий Богослов Необходимо отдельно рассмотреть такое имя Бога, как Иегова. Дело в том, что довольно часто приходится слышать от людей жалобы на надоедливых и очень навязчивых адептов секты «Свидетели Иеговы». Взято это имя из Священного Писания из книги Исход из 3й главы. Когда Бог явился Моисею в виде неопалимой купины и повелел идти в Египет, что– бы вывести еврейский народ из рабства, Моисей сказал: «вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх.3:13-14 ). Само еврейское слово «Иегова» не является именем собственным, а скорее именем нарицательным, потому как оно просто указывает на одно из свойств Бога, а именно на самобытность. То есть мы, люди, имеем источник нашего бытия у нашего Создателя, то есть в Боге, а источник бытия Бога в Нем Самом.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

«Один в поле – не воин». Архимед не нашел (слава Богу!) точку опоры, чтобы перевернуть землю. Любой из нас собственными силами не может не только стать богом, но и спастись от смерти. Закрытая система обречена на гибель. Автономное и атомизированное существование человека обрекает его на одиночество, начинающееся в этой жизни и продолжающееся в вечности. Человек спасается только соборно, и, спасенный, пребывает в общении с Богом и ближними. Но погибает человек в одиночестве, и пребывает в вечной смерти в одиночестве. И в этом адском одиночестве для него не имеет значения, сколько человек погибло – миллион, триллион или он один. Спасенное человечество – это единство во множестве ипостасей, по образу и подобию Пресвятой Троицы. Погибший человек – это человек, по условиям своего пребывания единственный во вселенной, существующий вне всякого общения. И сколько бы ни было таких людей, их нельзя сложить и сосчитать. Математика здесь не работает, и любой процент солжет. Одиночество – такое свойство, которое остается одиночеством, даже становясь коллективным. Поэтому главной пользой, которую мы можем извлечь из сложившейся болезненной ситуации, может стать понимание необходимости для нас навыка общения с Богом и ближними, общения, к которому призывает нас Сам Бог в Своих главных заповедях: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12, 29–31). Рейтинг: 9.6 Голосов: 866 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Репринт. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 11–12.   Григорий Богослов , свт. Слово 45, на Святую Пасху//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т. 1. С. 666.  Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Репринт. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 111–112.

http://pravoslavie.ru/141055.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010