Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ [Ханцтели, Хандзтели, Хандзойский; груз. ] (759-861, мон-рь Хандзта), прп. (пам. 5 окт.), основатель мон-рей Хандзта и Шатберди в Тао-Кларджети (ныне на территории совр. Турции). Его жизнеописание «Труд и деятельность достойно жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Хандзты и Шатберди, и вместе с ним память многих отцов блаженных» было составлено в 951 г., спустя 90 лет после кончины преподобного, монахом из Хандзты Георгием Мерчуле на основе рассказов ближайших учеников Г. Х. и сохранившихся к тому времени документальных источников. Единственная рукопись XII в., содержащая Житие Г. Х., была найдена Г. Н. Чубинашвили среди рукописей Крестового мон-ря в Иерусалиме в 1845 г. (Иерусалимская патриаршая б-ка; фотокопия - Кекел. Jer 2. Fol. 157r - 229). Текст Жития с переводом на рус. язык впервые был опубликован в 1911 г. Н. Я. Марром . Согласно Житию, Г. Х. приходился племянником жене правителя Картли Нерсе Эристави и воспитывался в их семье. Агиограф пишет, что Г. Х. «усвоил псалмы Давида и церковную науку, изучаемую на голос (т. е. церковное пение, богослужебный устав и гимнографию.- Э. Г.); изучил все отеческие писания на грузинском языке, а также грамотность на многих языках, усвоил наизусть божественные книги... мудрость философов всего мира» ( Георгий Мерчуле. Житие. С. 84; Памятники. Т. 1. С. 249-250). За склонность к монашеской жизни Г. Х. называли отшельником, но родственники заставили его принять иерейский сан и готовили к архиерейской хиротонии. Юноша, считая себя недостойным высокого сана, бежал в опустошенную араб. завоеваниями Кларджети вместе с двоюродным братом свт. Саввой (впосл. Ишханский епископ), преподобными Христофором и Феодором . Они прибыли в мон-рь Опиза св. Иоанна Крестителя, и настоятель обители прп. Георгий Опизели принял их в число братии. Спустя 2 года Г. Х. отправился в местность Хандзта, к отшельнику Хуедиосу, к-рому было видение, что его посетит «человек Божий», он отстроит в Хандзте мон-рь, и «благоухание его молитв, как добрый ладан, вознесется пред Богом». Отшельник показал Г. Х. окрестности, преподобный вместе с учениками поселился здесь, и приблизительно в 80-х гг. VIII в. они построили деревянную церковь, 4 кельи и трапезную. Местный феодал Габриел Дапанчули пожертвовал материал и орудия для строительства церкви, направил строителей и выделил продовольствие.

http://pravenc.ru/text/168081.html

С IX в. жизнь А. е. тесно связана с деятельностью 12 кларджетских мон-рей, основанных и обновленных архим. прп. Григорием Хандзойским , с чьим именем связано возрождение монастырского строительства и подвижничества в Тао-Кларджети. Позже титул архимандрита всех пустыней - анчели () - был присвоен Анчийскому епископу. В груз. источниках анчели занимал 3-е место среди епископов Тао-Кларджети - после Ишханского и Ацкурского архиереев («Распорядок царского двора») и 11-е место среди архиереев Грузии - между Ишханским и Тбетским архиереями («Порядок дарбазоба по случаю коронации царей»). Мцхетский Католикос не рукополагал на Анчийскую кафедру без письменного согласия игуменов всех 12 мон-рей ( Георгий Мерчул. Житие. Гл. 63. С. 136). По свидетельству Георгия Мерчула, Анчийские епископы были известны своими добродетелями: во время голода они насыщали небольшим количеством хлеба толпы алчущих. Анчели довольно активно участвовали в политических событиях страны. В 1028 г., во время правления груз. царя Баграта IV , визант. войска заняли юго-зап. регионы Грузии. Несмотря на то что многие из местной знати Тао и Кларджети приняли сторону Византии, церковные иерархи встали на сторону Баграта IV. Саба, еп. Тбетский, воздвиг крепость на границе своей епархии, собрал верных царю азнауров (вельмож) и организовал сопротивление, одним из активных участников к-рого был еп. Анчийский гимнограф Езра ( . С. 292), известный своим песнопением Воскресению Господню. В XIV-XV вв. светские власти княжества Самцхе-Саатабаго, стремившиеся к политической независимости, склонили на свою сторону мн. местных архиереев. Последние не признавали верховенства Мцхетского престола и хиротонию получали из рук Ацкурского епископа (мацкверели), а сам мацкверели - непосредственно от Антиохийского Патриарха. Однако Мцхетским Католикосам (до полного завоевания этого края Турцией) нередко удавалось сохранить единство Церкви, ставя во главе епархий Самцхе-Саатабаго верных себе людей или добиваясь покаяния от «заблудших». Так, из документа 2-й пол. XV в. известно, что еп. Анчийский Керобин (Абелисдзе) дал Католикосу Давиду IV «клятву верности» в знак покаяния за отклонение от Мцхетского престола ( . Т. 3. С. 218-220).

http://pravenc.ru/text/75558.html

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289). 16/29 марта — прп. Пимена юродивого (XIII). 15/28 апреля — мч. Сухия и с ним 16 грузин: Андрея, Анастасия, Фалалея, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора и Зосимы (II).

http://pravoslavie.ru/39719.html

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Александр Чхартишвили Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви Дни празднования в Православной Церкви грузинских святых. В месяцеслов вошли только святые, упомянутые в материалах сайта. 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Григорий Хандзойский, прп. - житие Преподобный Григорий Хандзтийский, основатель и архимандрит обителей Кларджети. Происходил из знатного грузинского рода, пользовавшегося расположением царя Ашота Куропалата (786–826). Призвание к иноческой жизни сказалось еще в отроческие годы преподобного. Свой уход из дому и вступление на подвижнический путь он так объяснил своей матери: «Прости меня, мать моя, но я удалился от тебя не по своей воле, а потому, что то, что произошло, угодно было Богу». Вся жизнь преподобного Григория протекала в постоянных молитвах, в слезах, воздержаниия, в терпении, кротости, глубочайшем смирении и неутомимых трудах. Он достойно стяжал себе славу благочестивого и ревностного служителя Церкви Христовой и был избран при царе Ашоте Куропалате игуменом Хандзтийского монастыря. Отличаясь глубочайшим послушанием воле Божией, святой Григорий видел смысл земной жизни именно в послушании, дарующем высшую благодатную свободу всей твари. Послушание духовному отцу положил он и в основу всего уклада монастырской жизни, укрепляя общежительные монастыри по всей Кларджети, а впоследствии, будучи архимандритом, – и по всей Грузии. В то время как в Византии, после иконоборческого собора 815 года, православие было сильно теснимо, грузинское монашество, духовно окормляемое преподобным Григорием Хандзтийским, отстаивало и утверждало чистоту православнои веры, одновременно борясь с монофизитством. В 825 году Григорий Хандзтийский «по прибытии в Константинополь, поклонился Древу Жизни и всем святым мощам, обошел радостно все святые Богомолья» и привез с собой в Грузию «мощи святых, святые иконы и иные благословения во множестве». Святой Григорий был ревностным поборником сотрудничества Церкви и государства, независимых и равноправных по отношению друг к другу. Его взгляды благотворно сказались на решениях церковного Собора, сорванного в Джавахети, содействовали упрочению Автокефалии Грузинской Православной Церкви. Духовный сын преподобного Григория Хандзтийского, епископ Ацкурский Ефрем, «установил мироосвящение в Грузии, по благословению Иерусалимского патриарха и его свидетельству», как повествует Григорий Мерчули, составивший Житие святого Григория Хандзтийского. Последние месяцы своей жизни, по преданию, святой Григорий Хандзтийский провел в уединенной келлии, где сподобился благодатных видений. Иноки монастыря видели сияние, озарившее его келлию, и были убеждены, что «не сжигающий огонь, а Дух Божий» осиял праведника, подобно Фаворскому Свету. Грузинская Церковь совершает память святого Григория Хандзтийского 5 октября, в день его блаженной кончины. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Григорий Хандзойский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2118

Средние богословские учебные заведения HTML-koд для вставки на сайт или в блог: подготовил диакон Георгий Максимов Средние богословские учебные заведения Список средних богословских учебных заведений, а также православных школ и гимназий, и их ректоров Мцхета-Тбилисская епархия Тбилисская духовная семинария. Ректор: Католикос-патриарх Илия II. Тбилисская гимназия во имя св. Илии. Директор: г-жа Кахиани. Тбилисская гимназия во имя св. Георгия. Тбилисский центр приходских школ Руководитель: Лия Салахиа Мцхетская гимназия во имя Двенадцати апостолов. Диектор: архимандрит Илия (Насидзе) Ниноцминдское духовное училище. Ректор: епископ Спиридон (Абуладзе) Алавердская епархия Алавердская церковная средняя школа. Директор: г-н Махателашвили. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Ахалцихская духовная семинария во имя св. Григория Хандзойского Ректор: Архиепископ Феодор (Чуадзе) Батумская и Лазская епархия Батумская духовная семинария во имя св. Иоанна Богослова Ректор: иерей Иаков Банидзе Батумское духовное училище. Директор: архиепископ Димитрий (Шиолашвили) Батумская гимназия во имя св. царя Давида Директор: священник Арчил Чхартишвили Зугдидская и Цаишская епархия Зугдидская духовная гимназия во имя св. Георгия Директор: Манана Начкебиа Некресская и Еретская епархия Некресская гимназия во имя св. Илии Ректор: епископ Сергий (Чекуришвили) Руставско-Марнеульская епархия Руставийская школа св. Нино Директор: иерей Сергий Касрадзе. Самтависская и Горийская епархия Самтависская гимназия во имя св. Георгия Директор: епископ Андрей (Гвазава) Самтредская и Хонийская епархия Самтредское духовное училище имени священномученика Назария (Лежава). Директор: епископ Савва (Гигиберия) Сенакская и Чхороцкая епархия Сенакская монастырская школа для девочек. Директор: монахиня Анна (Муселиани) Стефанцмидская и Хевская епархия Гимназия во имя св. Илии Директор: Джиджия Пиранишвили Хулойская епархия Хулойское духовное училище и гимназия Ректор: иерей Мириан Самхарадзе Урбнисская и Руисская епархия Православная гимназия во имя св. Георгия. Директор: архимандрит Стефан (Коринтели) Потийская и Хобская епархия Потийская гимназия во имя св. Григория Богослова Ректор: диакон Авраам Соломнишвили Кутаисская и Гаенатская епархия Гелатская духовная семинария во имя святителя Гавриила (Кикодзе) Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Кутаисский Богословский институт имени св. царя Давида Строителя. Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Цхалтская православная школа " Святой Гавриил " Шемокмедская епархия Ланчхутская духовная гимназия во имя св. Иоанна Крестителя Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Озургетская духовная гимназия во имя св. Нины Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Цагерская и Лентехская епархия Цагерское духовное училище во имя св. Илии. Ректор: епископ Стефан (Калаишвили) Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Средние богословские учебные заведения (версия для печати)/Православие.Ru Средние богословские учебные заведения Православие.Ru , 29 июля 2010 г. Мцхета-Тбилисская епархия Тбилисская духовная семинария. Ректор: Католикос-патриарх Илия II. Тбилисская гимназия во имя св. Илии. Директор: г-жа Кахиани. Тбилисская гимназия во имя св. Георгия. Тбилисский центр приходских школ Руководитель: Лия Салахиа Мцхетская гимназия во имя Двенадцати апостолов. Диектор: архимандрит Илия (Насидзе) Ниноцминдское духовное училище. Ректор: епископ Спиридон (Абуладзе) Алавердская епархия Алавердская церковная средняя школа. Директор: г-н Махателашвили. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Ахалцихская духовная семинария во имя св. Григория Хандзойского Ректор: Архиепископ Феодор (Чуадзе) Батумская и Лазская епархия Батумская духовная семинария во имя св. Иоанна Богослова Ректор: иерей Иаков Банидзе Батумское духовное училище. Директор: архиепископ Димитрий (Шиолашвили) Батумская гимназия во имя св. царя Давида Директор: священник Арчил Чхартишвили Зугдидская и Цаишская епархия Зугдидская духовная гимназия во имя св. Георгия Директор: Манана Начкебиа Некресская и Еретская епархия Некресская гимназия во имя св. Илии Ректор: епископ Сергий (Чекуришвили) Руставско-Марнеульская епархия Руставийская школа св. Нино Директор: иерей Сергий Касрадзе. Самтависская и Горийская епархия Самтависская гимназия во имя св. Георгия Директор: епископ Андрей (Гвазава) Самтредская и Хонийская епархия Самтредское духовное училище имени священномученика Назария (Лежава). Директор: епископ Савва (Гигиберия) Сенакская и Чхороцкая епархия Сенакская монастырская школа для девочек. Директор: монахиня Анна (Муселиани) Стефанцмидская и Хевская епархия Гимназия во имя св. Илии Директор: Джиджия Пиранишвили Хулойская епархия Хулойское духовное училище и гимназия Ректор: иерей Мириан Самхарадзе Урбнисская и Руисская епархия Православная гимназия во имя св. Георгия. Директор: архимандрит Стефан (Коринтели) Потийская и Хобская епархия Потийская гимназия во имя св. Григория Богослова Ректор: диакон Авраам Соломнишвили Кутаисская и Гаенатская епархия Гелатская духовная семинария во имя святителя Гавриила (Кикодзе) Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Кутаисский Богословский институт имени св. царя Давида Строителя. Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Цхалтская православная школа " Святой Гавриил " Шемокмедская епархия Ланчхутская духовная гимназия во имя св. Иоанна Крестителя Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Озургетская духовная гимназия во имя св. Нины Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Цагерская и Лентехская епархия Цагерское духовное училище во имя св. Илии. Ректор: епископ Стефан (Калаишвили)

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений I Великий, католикос Мцхетский (Картлийский), свт. - житие АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 820 - 887), католикос Мцхетский (Картлийский) (860 - 887), святитель. Память 25 сентября (Груз.) Сведения о жизни свт. Арсения содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя Арсения Великого упоминается также в списке Католикосов в грузинской исторической хронике «Картлис Цховреба». Родился около 820 года, младший сын феодала Мириана из провинции Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском монастыре вместе с будущим епископом Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на котором молодой Арсений был посвящен в сан католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии другого крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры Арсения, и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в его пользу. Скончался в 887 году. Труды Некоторые исследователи приписывают Арсению I Великому авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского. Свт. Арсений, используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Арсений I Великий, католикос Мцхетский (Картлийский), свт. " .

http://pravicon.com/info-3630

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ [груз. ] (прибл. 820-887), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.), Католикос Мцхетский (Картлийский) (860-887). Сведения о жизни А. В. содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя А. В. упоминается также в списке Католикосов в груз. исторической хронике «Картлис Цховреба» . Младший сын феодала Мириана из пров. Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском мон-ре вместе с буд. еп. Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на к-ром молодой А. В. был посвящен в сан Католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии др. крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата ), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры А. В., и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в пользу А. В. Нек-рые исследователи приписывают А. В. авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . А. В., используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». . Ист.: . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. Лит.: . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. А. Богверадзе Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/text/76258.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ УЛУМБОЙСКИЙ [груз. ] (IX в.), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. 3 мая). Впервые преподобные А. и Михаил Улумбойский упоминаются в груз. синаксаре иерусалимского происхождения XI в. (Jér. 24-25) под 3 мая как основатели мон-ря Улумбо (М. Азия, южнее совр. г. Бурсы, Турция). В житии прп. Илариона Чудотворца , описывающем мон-рь Улумбо, эти сведения косвенно подтверждаются. Синаксарь также указывает, что преподобные первыми принесли в резиденцию груз. Католикоса в Мцхете весть о постановлении Иерусалимского Собора сер. IX в. под председательством Патриарха Иерусалимского Сергия I о разрешении Грузинской Церкви приготовлять и освящать св. миро. На основании жития прп. Григория Хандзойского , где говорится, что «учителю Григолу» из мон-ря св. Саввы (Палестина) прислали письмо его ученики, «Арсен негодный» и «Микел немощный», П. Ингороква делает предположение, что этими учениками могли быть А. и Михаил, к-рые приняли постриг в Грузии, затем уехали в Палестину, после чего оказались в Улумбо. Ист.: Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque du Patriarcat grec à Jérusalem/par R. P. Blake//ROC. 3 Sér. 1922/1923. Т. 3 (23). 3/4. P. 61-62; Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque de la lavre d " Iviron du mont Athos//Ibid. 1922/1923. Т. 8 (28). 3/4. Р. 23; // /. . , 1961. Т. 1. С. 302-303; // . , 1967. Т. 2. С. 19-20; 1971. Т. 3. С. 226-232; 1968. Т. 4. С. 357. Лит.: Марр Н. Я. Исторический очерк Грузинской Церкви с древнейших времен: К вопросу об автокефалии Груз. Церкви: Докл. 01.12.1906. [На Предсоборном совещании]//ЦВед. 1907. 3. С. 107-142; . . , 1954. С. 350; . . , 1980. Т. 2. С. 180-181. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским)

http://pravenc.ru/text/76322.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010