Однако «без веры, одним телесным деланием» человек не может войти в покой и совершенство бесстрастия (Св. Никита Стифат. Добр Т.5 С.155). Кроме того, преподобный Феогност ясно говорит, что, достигнув деятельной добродетели, человек не может войти в пристанище бесстрастия, если в то же время ум его «не будут обымать духовные созерцания просветительного ведения и познания сущего» (Добр. Т.3. С.389). Это место является очень важным. Ведь и сегодня существуют люди, которые утверждают, что бесстрастия можно достичь деятельной добродетелью. Преподобный Феогност не соглашается с этим. Деятельной добродетели непременно должны сопутствовать и духовное созерцание, покаяние и молитва, главным образом так называемая умная молитва.    Существенную помощь в приобретении бесстрастия может оказать плач по Боге. По словам преподобного Иоанна Синайского, «плач есть укоренившаяся от навыка скорбь души... Плач бывает у многих предтечею блаженного бесстрастия, предукрасив, предочистив душу и потребив вещество» (Леств.7:52—53). Вот почему плач является образом жизни. Он очищает душу и ум, делая его способным принять божественные утешения. Такой плач сочетается с покаянием, подлинное же покаяние есть ненависть к самому себе. Господь говорил о ненависти к своей душе, которая необходима, чтобы последовать за Христом и достичь Царствия Небесного. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12:25). «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери... а притом и самой жизни (ψυλν) своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Святитель Григорий Палама пишет, что «живущие в миру должны принуждать себя делать мирские дела по Божиим заповедям». Это принуждение, «укоренившись со временем в привычку, производит устойчивую наклонность к исполнению заповедей и превращает эту наклонность в постоянное свойство», которое, в свою очередь, «дарит душе прочную ненависть к дурным свойствам и состояниям, а такая ненависть к злу приносит плод бесстрастия» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.179). Таким образом, ненависть ко злу и нашему извращенному существу становится источником бесстрастия. Когда же человек приобретет бесстрастие, тогда «грех не будет уже обладать им, пребывающим в свободе и под законом Духа» (Св. Никита Стифат. Добр. Т.5. С.156).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

В данной книге доказывается на основании Священного Писания , что иеговисты заблуждаются сами, а затем вводят в заблуждение других людей. Они настолько фанатичны и напоены ядом ереси, что вызывает сомнение, решится ли кто-нибудь из них прочесть эту или подобные ей книги, чтобы понять свои заблуждения и принять истину Божию, нашу Православную веру. Впрочем, если существуют благонамеренные иеговисты, то уверен, что эта книга поможет им пересмотреть свои убеждения. Но больше она поможет православным христианам узнать о заблуждениях иеговистов и беречься от них, как от заразной болезни. Святой Дух наставляет нас: Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти... Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его ( 2Ин.7–11 ) 1 . При написании этого исследования мною были использованы в качестве вспомогательного материала просветительские труды проф. П. X. Димитропулоса (Заблуждения свидетелей Иеговы. Фессалоники, 1963), В. К. Анастопулоса (Хилиасты: их зловерия и опровержения. Афины, 1970) и И. Ф. Колицараса (Свидетели Иеговы. Ч. 1 и 2. Афины, 1961). Стоит, наконец, отметить, что главы этой книги составили серию лекций, которую я прочел в Фонде христианской молодежи «Пантократор» в Пальо-Фалиро для просвещения наших христиан. Было бы неплохо, если бы читатели обратились к соответствующим местам Священного Писания и взяли их себе на заметку, чтобы быть готовыми всякому, требующему отчета, дать ответ ( 1Пет.3:15 ) о нашей вере. Если же читатели получат духовную пользу от этой книги, то да прославится наш Всеблагой Триединый Бог – источник всякого блага. Игумен Священного монастыря Преподобного Григория архимандрит Георгий. Октябрь, 2013 Читать далее Источник: Наша Православная вера и заблуждения иеговистов/архимандрит Георгий (Капсанис), игумен монастыря Григориат на Святойй Гое Афон. Св. Гора Афон : Монастырь Григориат, 2018. – 112 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

2. Другое искушение - славы: если, падши, поклонишься мне. Отойди от Меня, сатана, - с властью сказал Господь. - Одному Богу нужно покланяться (Втор. 6, 13)... И когда я читал сии громогласные слова, слезы веры остановили мое чтение. Да! Единому Богу подобает поклоняться! 3. Третье (а в порядке второе) искушение - желание чуда (поразить авторитетом, силою). Не искушай Господа Бога твоего (Втор. 6, 16). Не должно требовать знамений и чудес! А положиться на волю Божию. И успокоиться в сей вере в Промысл. Другое Св. Евангелие обычное преподобническое (в память преп. Киприана Отшельника... Житие его позабыл... Пустынник. А имя означает Послушник Божий). На сердце остановились слова: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 22-23). Прощались с монахинями весьма хорошо... Редко бывало так... Просили еще приезжать... Это отрадно, хоть они знают, что я выразил послушание Митрополиту Сергию. Болящая София, прощаясь, сказала: Бог поможет Вам! 30 сентября/13 октября ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ ЛИТУРГИЯ Ожидаемый собеседник не приехал, вчера ему послал еще телеграмму, что жду его в Шабаце три дня. На Литургии Апостол был о повиновении господам (Еф. 6, 5) не по человекородию, а в Господе. Божие Евангелие благовествовало (святому Григорию, просветителю Армении) о необходимости бодрствовать, ибо не знаем, когда Сын Человеческий придет. Господин, поставивший слугу управлять другими, приходит проверять неожиданно, и если застанет его на деле и бодрствующим, то над всем домом поставит его. Эти последние слова остались на сердце. А между тем они - не смиренны по моему недостоинству... Как же быть? После Литургии служил в соборе молебен Апостолам Петру и Павлу; ибо учили о повиновении рабов господам. И просил я их в сердце своем: Скажите мудрое слово! И пришли такие снова мысли: Ведь наше учение по этому вопросу так просто и ясно: нужно повиноваться. Не в этом спасение людей от греха, а во Христе Искупителе!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

   Когда ты слышишь «век», не думай, что тебе точно известна величина века. Ибо слово «век» имеет много значений: веком называется и время жизни каждого человека, и вся настоящая жизнь; и будущая бесконечная жизнь, после воскресения, тоже называется веком. Если же веком называется бесконечная жизнь после воскресения, то как ты можешь называть веком тысячу лет?    Веком называется не какая-то часть времени, исчисляемая движением и заходом солнца, то есть составленная из дней и ночей, но то, что простирает Присносущный, как движение годов и как разделение; ведь то, что для видимых есть последовательность годов, для Присносущного есть век, как о том говорит Григорий Богослов. Исаия же сказал: «Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли» (Ис. 40:28). И Сусанна говорила «Боже вечный!..» (Дан. 13:42) И Варух писал «Буду взывать к Вечному во дни мои» (Вар. 4:20). О Боге же говорится: Вечный и Превечный, «чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:2). Еще говорят так: «веки вечные»; век — един, он содержит все века, и век вечный обозначает и нынешние, и будущие века. Говорится также: «вечная жизнь» и «вечная мука бесконечная». Но если после воскресения год не будет исчисляться ни днями, ни ночами, а будет только один день, не склоняющийся к вечеру, и он называется век — то как же века могут исчисляться тысячами годов?    Если где-либо в Писании и говорится, что век — это тысяча лет, то ведь и сама тысяча не есть нечто определенное, подтверждение чему можно легко найти в Писании. Так, Давид сказал: «Слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму» (Пс. 104:8—9). И ты не найдешь в Писании, что Бог завещал Аврааму слово на тысячу лет; но посмотри внимательно, что завещал Бог Аврааму. Ибо написано «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1). И потом еще сказал: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный» (Быт. 17:7). Слышишь, что сказал Он: «завет вечный, — а не в тысячу родов».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Некоторые указывают, что Христос, дунув, сказал ученикам Своим: «Примите духа святого» (См. Ин. 20:22), — и потому они считают, что Дух Святой исходит от Сына.    На это Афанасий Великий отвечает: следует знать, что когда Христос, дунув, сказал ученикам «Примите духа святого», — Он дал им не Существо Святого Духа, но дарование духовное, как и Сам Он свидетельствует, говоря: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16:7). Очевидно, что если Христос еще не ушел, то и дуновение это не было пришествием Утешителя, но дар благодати духовной. Когда же Он сказал: «Примите духа святого», — то добавил еще «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Отсюда ясно видно, что дуновение это было духовным дарованием оставлять и прощать грехи, а не Ипостасью и Существом Святого Духа; ведь для Писания это обычно — называть духовный дар духом, как Исаия пишет о Христе «Произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его»(Ис. 11:1), и почиют на нем семь духов, то есть семь дарований духовных. И чтобы никто не раздумывал, что это за семь духов, он сам протолковал их как «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:1—2), «дух страха Божия» (См. Ис. 11:3).. И Григорий Богослов говорит: действия, я имею в виду духовные, Исаие удобно называть духами, ведь духовное естество само не разделяется, но разделяет дарования.    Когда же Он вознесся на Небеса, ученики приняли Духа Святого как Ипостась. Ибо Сам Господь говорит об этом «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8). Как и случилось в день Пятидесятницы, о котором и апостол Петр свидетельствует, что апостолы тогда именно приняли Дух Святой — в день Пятидесятницы. Он говорит так: «Сего Иисуса Бог воскресил... Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:32—33), — и это было в день Пятидесятницы, а не тогда, когда Христос дунул.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   О царях, князьях и судьях говорят святые апостолы, — о том, что они получили власть от Господа Бога для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Верховный апостол Петр наставляет: «Будьте покорны всякому человеческому начальству (то есть человеческой власти), для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:13—15). Подобно тому учит и апостол Павел: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3—4).    Подобно тому говорят и святые отцы.    Святитель Златоуст: итак, земное начальство поставлено на пользу людям, от Бога, а не от дьявола, как говорят некоторые недостойные; оно поставлено, чтобы люди, боясь властей, не поглощали друг друга, словно рыбы. Потому и сказал святой апостол Петр: «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей».    Так же говорит и святой Григорий, епископ Акраганский, в завещанных им правилах: великое дарование Божие людям, данное свыше по человеколюбию, — священство и царство: одно служит Богу, другое, властвуя, печется о человеческом. Тому, кто принял от Вышнего повеление управлять человеческим родом, подобает не только о своем заботиться и свою жизнь управлять, но и все, чем владеет, спасать от треволнения и многогреховного смятения, ибо отовсюду угрожают нам лукавые духи и смущают наше смиренное тело.    Могут сказать, что святые апостолы и преподобные отцы повелели царям, князьям и властителям наказывать творящих злое, то есть убийц, прелюбодеев, занимающихся воровством и разбоем и иными злыми делами, а еретики и отступники здесь ни при чем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Свет же и Дух Святой, истинный и животворящий Бог, совершенен и единосущен Отцу и Сыну, всемогущ, вседержавен, всех освящает, господствует, обладает, царствует, владычествует, безначальный, невидимый, непостижимый, неисследованный, неизреченный, создавший с Отцом и Сыном разумную и чувственную тварь, исходящий от Отца, — но не от Сына, как утверждают, мудрствуя, еретики-латиняне.    Кто свидетельствует о том, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына? — Сама Истина, Господь наш Иисус Христос. Ибо Он сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15:26. В рукописи архиеп. Григория после этого текста следуют слова: «Видишь, Он не сказал: «От Меня исходит».). И еще Он говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:15—17). И еще: «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин. 14:25—26).    Видишь, Он нигде не говорит: «Дух Святой исходит от Отца и от Меня»! И что истиннее этого свидетельства? Отвечайте нам на это! И если Христос есть Слово Божие и именуется Божией Премудростью и Истиной, и все знает, как Бог, то кто может сказать, что Он говорил неправду? Лишь тот, кто не исповедует, что Господь наш Иисус Христос — Бог истинный. Если же кто-либо называет Его Богом истинным, то исповедует, что сказанное Им — истина.    Еретики утверждают, что Христос сказал это как смиренный Человек, по человеческому естеству, ведь Христос многое говорил о Себе смиренно, по-человечески, как например: «Ищете убить Меня, Человека» (Ин. 8:40). Это он сказал как Человек. И много подобного есть в Святом Евангелии. Христос говорил и смиренно, как Человек, и со властью, как Бог. Именно по человеческому смирению, утверждают еретики, Христос говорил и о том, что Дух Святой исходит от Отца, но не отнес это к Себе.    Но это — ложные еретические учения! Когда Господь сказал: «Которого Я пошлю вам», — Он сказал это ученикам не как Человек, но именно как Бог: ведь человек не посылает Бога. Поскольку Дух Святой есть Бог, то и Господь говорит как Бог: «Которого Я пошлю вам». И не один раз, но многократно говорил Он о том, что Дух от Отца исходит, чтобы заградить уста желающих утверждать, будто бы Дух Святой исходит от Сына.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить. Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/115034.html

А между тем, есть люди в наше время, отвергающие всякую обрядность, люди, говорящие, что все это отстало, что все это бредни, что Богу можно поклоняться и без видимой формы, без обряда... Но эти старцы почтенные, эта золотая по названию, а не по своему внутреннему содержанию, молодежь, задумывались ли хоть раз над обрядом и его значением, для их же духовной жизни? Вслушивались ли они в слова наших православных богослужений, Евангелия, Апостола, Псалтири? Взглянули ли они на наши храмы, возглавляемые крестом, символом нашего искупления Христом? Прислушались ли они хоть раз в час вечерний к церковному колоколу? А этот вечерний звон... как много дум наводит он... Студент, священник Николай Лукин. 8. Проповедь Вл. Красногородского. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вера твоя спасла тебя; иди с миром... ( Лк.8:48 ). Вы помните, православные христиане, эти слова Спасителя, произнесенные им исцеленной женщине, страдавшей кровотечением 12 лет, которой ни один врач, существовавший в то время, не мог, хотя бы отчасти, дать облегчение ее телесному страдании. Святой Евангелист Лука так об этом говорит: в то время, когда множество народа окружало Господа – эта женщина, подойдя сзади, коснулась края Его одежды и тотчас же получила исцеление. На вопрос Христа: Кто прикоснулся ко Мне, исцеленная, падши перед Ним на колени, не утаилась... и объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как получила исцеление. Иисус же на это ответил ей: дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром... ( Лк.8:44–45, 47–48 ). Вспомните, повторяю, это чудо и убедитесь: насколько сильна бывает вера во Христа, насколько была сильна вера в Божественность Спасителя у той Евангельской женщины. Теперь перенесем все свое внимание на самих себя и посмотрим, так ли сильна вера во Христа у нас? Таким ли мы путем следуем за Христом? Стараемся ли мы прикасаться к Спасителю в своей жизни так же, как прикоснулась та Евангельская женщина? Нет, мы не только не следуем за Христом, чтобы прикасаться к Нему в своей душе с очень малой верой, но и совершенно забываем о том, что Христом зовет нас к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господню, величие Бога нашего ( Ис. 35:1–2 ). Так проповедует явившийся в Иерусалиме Еммануил, Бог, чудесно родившийся от Девы. Но не долго продолжается Его просветительное служение грешному человечеству. Скоро наступает тот великий момент, для которого Он пришел на землю и принял человеческую плоть. Скоро наступает время, когда Он, всемогущий, предает Себя в руки грешников и страдает за погибающий человеческий род. Ангельские силы, по изъяснению церковной песни (в день Вознесения), не могут понять божественного снисхождения и постигнуть величие таинства. Кто это идет от Эдома, в замешательстве спрашивают они друг друга, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? – “Это Я, отвечает Мощный Победитель, изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“ (невольно припоминается Ис. 9:5 ). – Но отчего, продолжают вопрошать в недоумении небесные силы, одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?“ – Я топтал точило один, снова отвечает забрызганный кровию Еммануил, и из народов никого не было со Мною, и Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей, кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое“ ( Ис. 63:1–3 ). Но не силою только всемогущества побеждает воплотившийся Бог повсюду распространившееся зло, не мановением всесильной десницы поражает исконного врага человечества. Он привлекает человеческую природу, виновную в первоначальном падении, к борьбе с враждебною силою и путем страданий человеческого существа доставляет спасение. Он дозволяет диаволу употребить все средства для унижения Своего человеческого образа, и представитель мирового зла причиняет Ему самые ужасные страдания. Еммануил, получивший за покорность воле Божией название раба Господня, является величайшим страдальцем. Он принимает на Себя грехи и наказание всего человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010