Костяком Духовных школ является профессура. В Ленинграде на 1 июня 51 года было: 4 профессора (Парийский, Успенский 1160 , Осипов, Купрессов). 8 доцентов (Углянский 1161 , Зеленецкий 1162 , Миролюбов 1163 , Макаровский, Русаков 1164 , Козлов 1165 , Сергеенко 1166 , Сборовский 1167 ). 6 преподавателей (Федоров, Вознесенский 1168 , Чуб, Шишкин 1169 , Нелидова, Бояновская. 1170 Они не только преподают – они создают новые учебники, широко распространяющиеся через Заочный Сектор, где их переписывают, перепечатывают, копируют служители. Они пишут статьи в «ЖМП». Они участвуют в церковно-общественной жизни (Парийский, Макаровский, Шишкин). Помогают в международных сношениях церкви (Сергеенко, Парийский, Шишкин, Баяновская). Дают консультации Патриархии (ряд профессоров). Они имеют большое пропагандное значение, т.к. через библиотеки и в порядке научных работ связываются с работниками Академии Наук, Госуниверситетом, Публичной библиотекой, Консерваторией и т.п. Они имеют влияние и на интеллигенцию, которая любит диспуты на защите диссертаций, непрочь посетить Академический храм и т.п. Среди профессуры есть лица архиреакционных взглядов (Ректор еп. Симеон, Парийский, Углянский, Макаровский, Миролюбов), есть мечтающие о примирении коммунизма и религии (Сергеенко), есть лица, приемлющие современность, но сочетающие с ней наивную веру (Сборовский, Шишкин, Успенский). Самое существование среди церковников ученых сил, является для верующих, особенно интеллигенции, могучим подкреплением. Этим сознанием они бронируются против квалификации религии, как мракобесия и состояния несознательности. Эти же чувства питает и бытие при Академии огромной (более 100.000 томов) библиотеки с большим (совсем ненужным при малом круге обслуживаемых библиотекой лиц) персоналом. Этому же служит внешняя помпезность здания Академии и Семинарии. В сознании значения здесь показного момента, в разрез со всеми призывами к режиму экономии, на это дело тратятся все новые суммы, щедро выделяемые Митр. Григорием из перенапряженных средств и возможностей митрополии. Особую ставку на помпезность делают такие фанатики церкви, как инспектор Л.Н. Парийский и эконом А.П. Прилежаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иная из женщин заслуживает славу домашними трудами, другая – любезностью или целомудрием, иная же – делами благочестия и умерщвлением плоти, слезами, набожностью, попечительностью о бедных. 5. А Нонна славна всем. Она, если можно назвать это кончиной, и умерла во время молитвы. 74. Другое Я, гроб, заключаю в себе Нонну, наслаждающуюся пренебесным светом, присноцветущую отрасль священного корня, супругу иерея Григория, с ним единонравную, матерь благочестивых чад. 75. Другое Молитва, вожделенные воздыхания, без сна проводимые ночи и орошаемый слезами помост храма доставили тебе, чудная Нонна, такую кончину, что в храме приняла ты и определение смерти. 76. Другое Окрыленная душа Нонны воспарила на небо, а тело ее из храма перелагаем к мученикам. Примите же, мученики, великую жертву, эту многопотрудившуюся плоть, приобщившуюся даже ваших кровей, 5. – ваших, говорю, кровей, потому что продолжительными подвигами свергла она с себя великую державу губителя душ. Не в тенях изображаемую жертву, не тельцов, не козлов, не первородных принесла в дар Богу Нонна. To предписывал закон древним, потому что это одни образы. 10. Она сама себя приносила в жертву в продолжение целой жизни, себя же принесла (заметь это) и в самой смерти. 77. Другое Пусть иной любитель чистоты оспаривает преимущество у Нонны, но невозможно состязаться с ней в молитвенной ревности. Доказательством этому конец ее жизни, прекратившийся среди молитвы. О, воздыхания, слезы, всенощные бодрствования! О, сокрушенные подвигами члены чудной Нонны! Во храме была она однажды, и храм положил конец ее старости, которой не могли преобороть труды. 78. Другое Молясь и взывая пред пречистой Трапезой, скончалась Нонна; связаны стали и голос, и прекрасные уста старицы. Что же удивительного? Богу угодно было песнословящий язык, когда произносил он хвалебные слова, замкнуть ключом. 5. И ныне на небесах усердно молится за нас богобоязненная Нонна. А прежде своими молитвами для своих возлюбленных чад утишила она море, и материнская любовь ее с пределов востока и запада свела вместе покрытых славой сыновей, когда не ожидали они такой встречи. Прежде своими молитвами избавила она и супруга от жестокой болезни. 10. Но что всего удивительнее, молясь, внутри храма кончила она жизнь. 79. Другое

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

И сие сказав испустил дух ( Лк. 23:46 ). Разве не ясно, что как первое свидетельствует о Божестве, так и это – о Его человечестве и о различии и неслитности природ? Ибо как же и то, и другое можно сказать об одной природе? (83) Итак, Он есть совершенный Бог и совершенный человек, Бог по природе и человек по природе, и без изъяна в человечестве – ведь Он, хотя и домостроительно стал человеком, но стал им по природе: весь Бог и весь Человек, весь Бог даже вместе с плотью Своею, и весь Человек вместе со сверхсущим Своим Божеством. Мы утверждаем, что именно это имел в виду Григорий Богослов , говоря: «Из коих одно обожило, другое же обожилось» и «смею называть со-Богом» 105 . Ибо как мы знаем, что воплощение Слова было без превращения и изменения, так и обожение. Ибо Само Слово стало плотью, носимое во чреве Девою, явившееся же на свет как Бог вместе с воспринятым, которое было обожено Им одновременно с приведением к бытию, так что вместе случились все три [события] – принятие, осуществление и обожение его Словом, и потому Святая Дева мыслится и называется Богородицей, не только из-за природы Слова, но из-за обожения человеческого [начала]; а их зачатие и осуществление чудотворилось совместно, зачатие Слова, плоти же в Самом Слове осуществление чрез Саму Богоматерь, сверхъестественно дарующую сотворение Творцу и вочеловечение Богу и Создателю всего, обоживающему воспринятое, причем соединение сохраняет составляющие таковыми, какими они и соединились – я говорю не только о Божественном, но и о человеческом [начале] Христа, которое превыше нас и подобно нам. Ибо не [то, чтобы] ставшее сначала подобным нам, затем стало превыше нас, но и то, и другое было всегда, с самого начала существования, потому что с самого зачатия они имели существование в Том же Слове. Посему человечество по собственной природе есть то, что оно есть, но сверхъестественным образом оно принадлежит Богу и божественно. (84) Святую же Деву мы проповедуем истинно и собственно Богородицею, ибо как родившийся от Нее есть истинный Бог, так и Она, зачавшая в Себе воплощенного Бога, есть истинная Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

(57) С другой же стороны, и душа, предвосхищая страдания тела, зачастую страдает прежде него, а вместе с ним страдает постоянно: ибо часто она тревожится о рассечении тела и страдает еще прежде телесного страдания, и бывает угнетена, и после рассечения ничуть не меньше тела в страдании принимает боль, чего о Божестве Господа никогда никто не скажет, не повредившись рассудком. Посему если о человеке и говорится, что он единой природы, то как вид, а не как ипостась. Ибо когда человек сравнивается с человеком, они называются единородными, как единосущные и попадающие в один вид – а когда речь идет о естествословии человека, в нем усматриваются две природы, то есть душа и тело. Ведь кто настолько безрассуден, чтобы, сравнивая душу и тело, сказать, будто у них одна природа? Вида же «Христов» не бывает, потому что нет многих Христов, сложенных из Божества и человечества, чтобы, подпадая под один вид, они могли быть объявлены единоприродными – но один Христос, из двух и в двух природах познаваемый. (58) «Узнайте же, что и в двух козлищах описывает Его блаженный Кирилл, но приводит этот пример не в отношении ипостасей, но для различения живого и закланного». Скажем и то, что из двух сотворенных не невозможно возникнуть одной природе, а чтобы одна природа появилась из сотворенного и нетварного, причастная им обоим или как нечто иное помимо них – это немыслимо, как говорит Григорий Богослов . Ибо как одна и та же природа и начала быть, и не начала? (59) Если одно и то же – сказать «из Божества и человечества» и «из двух природ», то, отрицая две природы во Христе после соединения, вы не признаете в Нем после соединения и Божество с человечеством. (60) То, что одной природы, будет иметь совершенно те же самые отличия. Ведь по той причине, что человек разумен и ангел разумен, не говорится, что ангел и человек одной природы – ибо ангел бессмертен, а человек смертен, и полного подобия между ними нет. И смертен человек, смертен и пес – но человек разумен, а пес бессловесен, и они не одной природы. Необходимо, следовательно, чтобы вещи, которые одной природы, имели совершенно те же самые сущностные отличия. Значит, если одна природа у Божества Бога Слова и у Его плоти, то у них обоих будут полностью те же самые отличия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

(109) Святого Амфилохия, епископа Иконийского, из послания к Селевку: Так исповедую Христа Богом и человеком, Сына Божия, одного Сына с двумя природами, страстной и бесстрастной, смертной и бессмертной. 124 (110) И немного ниже: Посему я говорю об одном Сыне с двумя природами неслитно, непревратно, нераздельно. Так что страдает Христос, Сын Божий, не Божеством, но человечеством. (111) Его же из того же послания: Страдает воспринятая природа, воспринявшая же пребывает бесстрастной. Бог же Слово бесстрастно усвояет человеческие страсти собственного храма – я говорю о кресте и смерти и о прочем, что домостроительно усматривается у Него – усвояет, Сам ничего не претерпевая. Так как в одно лицо сочетаются сдвоенные природы. (112) Святого Григория, епископа Нисского, из послания к Филиппу монашествующему: Единосущные обладают тождеством, разносущные же напротив. Ибо хотя оба в неизреченном соединении суть одно, но не по природе из-за неслиянности. Стало быть, Христос, Который есть две природы и в них истинно познается, имеет единственное лицо сыновства 125 . (113) Его же из слова против Аполлинария: Итак, если в противоположных свойствах созерцается природа каждого, то есть во плоти и Божестве, как две природы суть одна? 126 (114) Святого Кирилла, архиепископа Александрийского, из обращения к александрийцам: Я не принимаю сорастворения – ибо это чуждо апостольской вере и правому Христову преданию. Ибо сорастворение ведет к исчезновению природ, тогда как неизреченное соединение, исповедуемое правомыслящими, неслитно сохраняет обе природы и одного совершает из них видимого Христа, Бога, а вместе с тем Его же, ставшего человеком, и не двух Христов, но, напротив, одного и соединенного, а не растворенного. Ведь если две природы растворились, будучи разносущны, в одну смесь, то ни одна не сохраняется, но обе они, слившись, исчезают 127 . (115) И немного спустя: И храм по желанию Его во время тридневного погребения разрушается – и вновь Он восстановил его и соединился с ним неизреченным и неизъяснимым образом, не растворившись в нем и не оплотнившись, но сохраняя в Себе неслитными особенности двух разносущных природ. Ибо на самом деле природы не растворились в неизреченном и неслитном соединении, но соединились неизреченным и неизъяснимым образом и пребывают превыше всякого разумения, согласно многоблаженному и воистину вселенскому учителю православной веры архиепископу нашему Афанасию, воссиявшему на великом Соборе в Никее среди трехсот восемнадцати епископов, который сказал: «Произошло не сорастворение неизреченного Бога и смертного тела, а сошествие по природе двух вещей неподобных и неравных, не исчезновением или оплотнением, но соединением неизъяснимым, неизреченным и несказанным в одном Христе, Сыне Божием, двух разносущных природ, которые сохраняются и не сливаются, не пропадают и не разделяются» 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

VI. Малороссийская губ. (вместо Черниговской и Новгород-Северской), из Черниговской губ.: 1. Городна, 2. Березна, 3. Борзна, 4. Глинск, 5. Лохвица из Новгород-Северской губ.: 6. Погар, 7. Кролевец, 8. Короп, 9. Новоместо, 10. Сураж, Киевской,11. Остер, Новороссийской (б. Екатеринославской), 12. Миргород, 13. Градижек, 14. Константиноград и 15. Алексополь. VII. Минская губ.: 1. Докшица (казенное с.), 2. Давид-город, 3 Постав, 4. Несвиж (последние три города – владельческие места). VIII. Новороссийская губ. (вместо Екатеринославской), из Екатеринославской: 1. Донецк, 2. Александров, из Таврической губ.: 3. Кефа (вместо Феодосии), 4. Козлов (вместо Евпатории), из Вознесенской губ.: 5. Вознесенск, 6. Новомиргород, 7. Еленск; города без уездов, где жило купечество: 8. г. Новороссийск (бывш. Екатеринослав), 9. г. Таганрог, в котором сосредоточены судебные места Ростова, 10. Нахичевань, бывшей Таврической области, 11. Бахчисарай, 12. Карасубазар, 13. Ахтиар (вместо Севастополя), 14. Кирбур, 15. Арабат, бывш. Екатеринославской, 16. Борислав,      17. Николаев, 18. Григориополь, 19. Овидиополь, 20. Дубоссары, 21. Очаков, 22. Одесса; крепости быв. Екатеринославской губ.: 23. Дмитриевская, 24. Александровская, 25. Кирилловская, 26. Петровская, 27. Никитинская, 28. Ейская; местечки, в коих посады: 29. Крюков, 30. Петриков; Таврической обл.: 31. креп. Еникале, быв. Вознесенской: 32. Архангельск, 33. Павлоград XIX. Подольская губ. (вместо Подольской и Брацлавской губ.), из Подольской губ.: 1. Грудек, 2. Зиньков из Брацлавской губ.: 3. Вербовец, 4.Хмельник, 5. Тульчин, 6. Бершад из Вознесенской губ.: 7. Богополь. Из этих городов 18 авг. 1795 г. г. Вербовец пожалован господину Тайн. Совет. Тройницкому, а Хмельник – канцлеру князю Александру Андреевичу Безбородко. X. Рижская губ.: 1. Вольмар, 2. Валки, 3. Фелин, 4. Верро, 5. Лемзаль. XI. Саратовская губ. (вместо Пензенской и Саратовской), из Саратовской губ.: 1. Аткарск, 2. Балашов, бывш. Пензенской губ. 3. Мокшан и 4. Городищск. XII. Слободско-Украинская губ. (вместо Харьковской),

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Главнейшими жертвователями на постройку дома явились супруги И. Ф. и А. И. Громовы. Кроме денежного пожертвования в 1.500 рублей, они предоставили обществу строительных материалов и работ на 20.000 рублей и пожертвовали мебели и домашней утвари на 5.000 рублей. 2.000 рублей пожертвовало правление Сампсоновской бумогопрядильной и ткацкой мануфактуры, М. В. Рянгин произвел железных работ па 1.172 рубля, 1,000 рублей пожертвовал К. Л. Миллер; 700 – Л. Е. Кениг; по 500: Б. Э. Нобель, и Гинцбург, и Г. А. Данилов – малярными работами; по 300: братья Елисеевы, братья Шугарт и А. В. Гук, – и А. И. Иванов – стеклом; по 200: В. Грибанов, П. и Л. Елисеевы, Н. Ф. Кулагин, Товарищество Новосампсоновской мануфактуры, П. Д. Яковлев, В. В. Громме и В. А. Ратьков-Рожнов – деревом; по 100: П. А. Веляев, А. Д. Водеников, К. Ф. Грааб, Е. С. Егоров, М. Е. Комаров, П. Р. Куриков, Г. А. Леснер, В. Г. Петров, Н. Русанов, И. Смирнов. Д. Я. Трофимов и В. С. Козлов – земляными работами. Архитектор Малов не взял вознаграждения за составление плана и наблюдение за постройкой, и был избран в почетные члены общества. Средний этаж в доме отведен был под богадельню, а нижний и верхний отдавались в наем и приносили арендной платы 2.000 рублей в год. За землю общество обязывалось уплачивать причту ежегодно по 100 рублей. Богаделенок было принято в первый год 14, затем это число, возрастая, дошло в третий год до 21. Подводя итоги своей деятельности за первые десять лет, общество видело следующее: 11.000 рублей употреблены на призрение старух, свыше 3.000 на воспитание 13 детей в прогимназиях (из интеллигентных семей), гимназиях и ремесленно м училище; до 300 рублей на даровые обеды бедным; до 500 рублей на лекарства, столько же на дрова и до 8.000 рублей розданы бедным на руки. Приход общества за это время превосходил 98.000 рублей и теперь у общества имелся каменный дом, оцениваемый в 50.000 рублей, и 48.000 капитала. Членские взносы принесли 12.000, кружечный сбор до 5.800, пожертвований в неприкосновенный капитал поступило 31.500 рублей, сбору по листам до 5.000.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разочарование в социализме «с человеческим лицом» пришло уже скоро. Переломным моментом стало вторжение советских войск в Прагу.  — В это время я заведовал в журнале «Юность», куда меня привел мой друг, литературовед Станислав Лесневский, отделом критики и эстетического воспитания. Постоянно общался с Борисом Балтером, Анатолием Гладилиным, Георгием Владимовым, Владимиром Максимовым, Реной Лесневской, будущей хозяйкой PEH-TV, и, конечно, с Василием Аксеновым, особенно после своей статейки о «Затоваренной бочкотаре».  У меня были совершенно типичные иллюзии шестидесятника, но 1968 год меня потряс полностью и окончательно. Социализм — это, может быть, неплохо в мечтах и в догмах, но, где бы его ни строили — в России, в Анголе, в Корее — все заканчивается насилием.  «Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее» Эту фразу Евгений Юрьевич любит повторять вслед за своим другом Евтушенко. В частности, с окончанием юрфака получилось неплохо. Диплом прошел на ура, а госэкзамены были сданы в один день, почти без подготовки.  — Экзаменаторы были ко мне благосклонны, я считался вундеркиндом.  Но жизнь решительно развела Сидорова с юриспруденцией, хотя юристами была вся их семья. В 60-е хотелось только воздуха, только свободы и общения с миром, а все это там, где культура. Летом с 4-го на 5-й курс подвернулась неожиданная возможность поехать поездом «Дружба» в путешествие через Ростов, Сочи и Минводы, в Грузию, вместе с делегацией иностранных студентов.  — Остановки, вагон-ресторан, там встречи, пение, костры — вот это чудная жизнь, — вспоминает Сидоров. Виль Егоров (имя, составленное из инициалов Владимир Ильич Ленин. — Примеч. авт.), глава лекторской группы горкома комсомола, присматривался к активному, компанейскому Сидорову и наконец пригласил его в сектор культуры на должность инструктора по музыке и кино, со словами «ну ты же знаешь это дело». А он, действительно, знал, и даже только что напечатал рецензию на фильм Висконти «Рокко и его братья». Вскоре в Москве — при участии Евгения Юрьевича — открылся джазовый клуб, где выступали знаменитые Козлов и Товмасян, где Сидоров подружится с выдающимся историком джаза Алексеем Баташевым. А в высотке на Котельнической набережной, усилиями режиссера Григория Рошаля и Евгения Сидорова, заработал «Клуб друзей кино», будущий «Иллюзион», который на многие десятилетия стал местом паломничества киноманов со всей страны. 

http://pravmir.ru/kogda-ya-byl-ministrom...

Пс.65:13–14 Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей. Слово всесожжение объясняемо было выше (см. Пс.19:4, 39:7, 50:18 ) и означает особого рода жертвоприношение. Словом молитвы здесь переведено слово «обеты», изреченные Богу обещания (яже изрекосте устне мои). Как в предыдущих стихах псалмопевец говорит от лица всего народа, так здесь он выражает свои личные чувствования по поводу избавления от тех скорбей, терпя которые он дал Богу обет, в случае избавления от них, воздать должную благодарность Господу Богу. Войду, говорит, в дом Твой и всесожжениями воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Пс.65:15 Всесожжения тучна вознесу тебе с кадилом, и овны, вознесу тебе волы с козлы. Принесение Богу в жертву овнов, волов и козлов существовало от самого начала бытия рода человеческого, а затем установлено было и Законом Божиим, данным чрез Моисея. Посему псалмопевец, в благодарность Богу за избавление от бед, решается исполнить в точности то, что предписано Законом. «Я с усердием, – говорит блж Феодорит в изъяснение этих слов псалмопевца, – принесу то, что надлежит приносить Тебе, Господи, в жертву. Тучными назвал упитанных и утучневших животных. Ибо так и Закон повелевал приносить в жертву животных непорочных и совершенных. Пророк Малахия проклинает тех, которые имеют у себя таковых животных, а в жертву приносят увечных ( Мал.1:14 ). Это было началом бед и для Каина. И мы научаемся чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшего» с. 300]. Пс.65:16 Приидите, услышите, и повем вам, вси боящийся Бога, елика сотвори души моей. Благодарное сердце псалмопевца, как бы не довольствуясь внешними жертвоприношениями Богу, спешит излить свои благодарно-признательные чувства к Богу пред всеми богобоязненными людьми, которых он призывает идти с ним в дом Божий, чтобы там могли они выслушать от него слово о том, сколько добра и благодеяний сделал для него Бог. «А сим научаемся, – говорит блж. Феодорит, – боящихся Бога иметь своими сообщниками и им преимущественно поведать о Божественном. Ибо сказано: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» ( Мф.7:6 ) с. 301], которые глухи к повествованию о Божественном.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

2. Боевик из числа правых эсеров рабочий Александр Протопопов. Его роль в этом деле не вполне понятна. Вероятнее всего, он был «на подстраховке» при проведении мероприятия. На другой день 31 августа был расстрелян ведомством Дзержинского без суда и следствия. Скорее всего, он ассистировал Каплан, также стрелял в Ленина, произведя один выстрел в него – ведь потом была найдена ещё одна, четвёртая гильза. Его убрали как участника покушения и опасного свидетеля, который слишком много знал. 3. Рабочий Новиков – также эсеровский боевик и, по всей вероятности, завербованный агент ВЧК. Сыграл роль провокатора. Когда началась стрельба, ушёл с территории завода и угнал карету, ожидавшую Каплан. Поэтому она не смогла быстро покинуть место покушения и была захвачена. Скорее всего, это было сделано с целью не допустить бегства Каплан с завода и поймать её с поличным, на месте преступления. Чекисты контролировали нахождение её на заводской территории и не допустили попытку скрыться. Это было сделано для будущей компрометации партии эсеров, в которой Фанни Каплан состояла, в глазах общественности, как партии террористов, посягнувших на жизнь вождя, и расправы над этой партией. Впоследствии свои замыслы чекисты реализовали. Таким образом, покушение Фанни Каплан осуществлялось под контролем ведомства Дзержинского и было использовано в целях уничтожения политических противников – партии правых социалистов-революционеров. 4. Рабочие Жидков и Козлов – вооружённые боевики отряда Григория Семёнова. Участвовали в мероприятии. Роль их не установлена. 5. Сотрудники службы наружного наблюдения ВЧК (так называемая «наружка»). Они, несомненно, присутствовали на митинге и при дальнейших событиях. Эти сотрудники и в то время, и сейчас, всегда, в любом случае присутствуют при публичных выступлениях главы государства. Именно эти негласные сотрудники ВЧК, вероятно, отследили маршрут движения Фаины Каплан до улицы Большой Серпуховской и с помощью агента – помощника военного комиссара 5 московской пехотной дивизии Степана Батулина, который якобы случайно обнаружил террористку, задержали её. Каплан, убегая, была вынуждена остановиться на улице в ожидании трамвая, потому как карету её угнали.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/30/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010