Сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Святитель Григорий Великий , папа Римский, пишет: «Все добро нашей теперешней жизни, каким бы великим оно ни казалось, ничто в сравнении с воздаянием вечности. Верный раб ставится над многим после того, как преодолел все тяготы тления. И вот он прославляется вечными радостями его небесного обиталища. Он тогда окончательно входит в радость господина своего, когда обретает свою вечную родину и приобщается к Ангелам: такова внутри его радость от этого дара, уже нет ничего преходящего, что способно его огорчить» 466 . Говоря о мире Бога, мы не можем выразить и малой толики из того, что он реально собой представляет, но сам план домостроительства нашего спасения в своем осуществлении приближает нас к тайне грядущего блаженства. Сказано: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Христианин как духовное существо, живя на земле, участвует в созидании Небесного Иерусалима, как и сказано: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный». Верующие также осознают себя причастными к высшему служению Богу по чину благодати каждого, как «священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу». Живя на земле, мы принадлежим уже жизни надмирной, Небесной, и хотя порою грех прорывается в реальность нашей жизни, мы отрешены от него своими внутренними побуждениями (см. Рим.7:22 ) и принадлежим Богу, а не своим прежним пристрастиям и склонностям. Сказано: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). И хотя Закон Божий требует немедленного наказания для каждого из нас, но «ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» ( Рим.3:21–22 ). То есть высшая правда Божия, которая, действуя через Закон Божий, требовала наказания грешнику, ныне, раскрываясь «через веру в Иисуса Христа» как Агнца умилостивления, не делает между нами различия, не вершит суд –  «потому что все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Содержание    Приступая к изучению святоотеческого подвижнического опыта с целью воспользоваться им в своей жизни, нужно прежде всего осознать, что же мы представляем собой как члены Церкви, в каком отношении стоим друг к другу, к святым – одним словом, что же такое Церковь, в которую мы пришли и где думаем единственно получить спасение? Ведь мы понимаем, что вне Церкви нет спасения, что без нее мы не можем двинуться по пути духовного делания. Что такое Церковь по существу и что она дает входящим в нее верующим?    Учение о Церкви мы находим во всей церковной письменности, начиная от Посланий апостольских, и далее у всех отцов Церкви. Особенно четко оно изложено и подчеркнуто первыми главными учителями: Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом; встречается и у русских отцов Церкви, в частности у Тихона Задонского и у жившего в наши дни отца Иоанна Кронштадтского. Это учение мы забыли, оторвавшись от него, и тем лишились правильного понимания нашего спасения, что не может не отразиться на самом деле спасения.    Мы знаем, что митрополит Филарет в катехизисе определил Церковь как общество верующих, связанных одними таинствами, обрядами, иерархией и т.д. Но спрашивается: каково же это общество в своем существе, каково его отличие от прочих человеческих обществ и в чем его высшая ценность? В святоотеческих писаниях мы не находим определения Церкви как некоего человеческого общества. Сама Церковь учит по-иному. По ее учению, она есть Тело Христово. Как для общего искупления человечества Христос воплотился, принял тело человека, так для спасения каждого верующего Он оставил Тело Свое на земле. Мы, входя в Церковь, входим в Тело Христово, становимся членами этого Тела.    Выражение и раскрытие приведенного определения Церкви мы находим уже у апостола Павла. В Послании к Колоссянам он пишет: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:24). А в Первом Послании к Коринфянам, говоря им о дарах духовных, он пишет: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор.12:12—14, 27). Ту же мысль мы видим у него в Послании к Ефесянам: «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

сост. А.Ф. Грушина Духовные беседы с прихожанами (1922–1929) 410 О Церкви (беседа первая) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приступая к изучению святоотеческого подвижнического опыта с целью воспользоваться им в своей жизни, нужно, прежде всего, осознать, что же мы представляем собой как члены Церкви, в каком отношении стоим, друг к другу, к святым – одним словом, что же такое Церковь , в которую мы пришли и где думаем единственно получить спасение? Ведь мы понимаем, что вне Церкви нет спасения 411 , что без неё мы не можем двинуться по пути духовного делания. Что такое Церковь по существу и что она даёт входящим в неё верующим? Учение о Церкви мы находим во всей церковной письменности, начиная от Посланий апостольских и далее у всех отцов Церкви. Особенно чётко оно изложено и подчеркнуто первыми главными учителями: Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ; встречается и у русских отцов Церкви, в частности у Тихона Задонского и у жившего в наши дни отца Иоанна Кронштадтского . Это учение мы забыли, оторвавшись от него, и тем лишились правильного понимания нашего спасения, что не может не отразиться на самом деле спасения. Мы знаем, что митрополит Филарет в «Катехизисе» определил Церковь как общество верующих, связанных одними Таинствами, обрядами, иерархией и т. д. 412 Но спрашивается: каково же это общество в своём существе, каково его отличие от прочих человеческих обществ и в чём его высшая ценность? В святоотеческих писаниях мы не находим определения Церкви как некоего человеческого общества. Сама Церковь учит по-иному. По её учению, она есть Тело Христово. Как для общего искупления человечества Христос воплотился, принял тело человека, так для спасения каждого верующего Он оставил Тело Своё на земле. Мы, входя в Церковь , входим в Тело Христово, становимся членами этого Тела. Выражение и раскрытие приведённого определения Церкви мы находим уже у апостола Павла. В Послании к колоссянам он пишет: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (1:24; см. также 1:18). А в Первом послании к коринфянам, говоря им о дарах духовных, он пишет: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:12–14.27 ). Ту же мысль мы видим у него в Послании к ефесянам: Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

СТАВРОФИЛА. А я, слыша в Евангелии заповедь Божию о любви к врагам, считала ее неудобоисполнимою, и думала, что очень немногие, и то едва могли исполнить ее. АНГЕЛ. Так! Исполнение сей заповеди есть великое совершенство; впрочем она дана была еще и в Ветхом Завете. Что другое значит сие повеление: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» ( Исх. 23:4, 5 )? Что значит оказанное Соломоном: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» ( Притч. 25,21–22 )? СТАВРОФИЛА. Удивительно, что и в законе, которым ничего не приведено в совершенство, содержится и предлагается такое совершенство. АНГЕЛ. Правда, что наверх добродетелей с великим трудом восходит немощная душа, ослепленная прежде тьмою страстей; но ты, несмотря на это старайся простираться выше, и не тогда считай себя совершенно исцелевшею от памятозлобия, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он подвергся какому-либо бедствию, душевному пли телесному, поскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься (Св. Иоанн Лествичник . Ст. 9, Отд. 12). СТАВРОФИЛА. Увы! Как далеко отстою я от этого совершенства! И когда достигну я туда, куда проложили путь своею жизнью столько святых мужей и жен? АНГЕЛ. Не отчаивайся, и не думай, что своими силами ты можешь это исполнить; но усердно молись, чтобы совершил это Сам Тот, Кто заповедует. Ибо Он охотно внемлет молящимся, когда они просят Его о помощи в том, что Он заповедует им (Св. Григорий Двоеслов . бесед. 35 на Еванг.) Примеры высоких добродетелей святых мужей не должны приводить тебя в отчаяние или малодушие; напротив они лучше всего другого могут научить тебя одному из двух: или возбудить в тебе ревность к подражанию их святой жизни, или чрез блаженное смирение привести тебя к глубокому познанию своей немощи и зазиранию себя (Св. Иоанн Лествичник . ст. 26; отд. 125). Верь мне, Ставрофила, великое несовершенство – не понести своего несовершенства, и изъявлять нетерпение по поводу того, что ты нетерпелива. Должно и это благодушно терпеть, пока помощью Св. Духа не будешь возведена на высшую степень совершенства, а дотоле должно прилагать старание и труд. Глава 17. Должно хвалиться о кресте ( «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6, 14))

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ); «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ); « уже не я живу , но живет во мне Христос » ( Гал.2:20 ); «доколе не изобразится в вас Христос » ( Гал.4:19 ). Что значит стать подобным Богу, сделаться причастником Божеского естества, стать со Христом одной плотью и преобразиться в образ Христа? То и значит, что Бог по Своей неизреченной милости и великодушию пожелал сделать человека во всём подобным Себе, соединиться с ним до полного единства! Это – предел Божественной любви и верх всего Богословия. Эту евангельскую идею святые отцы назвали Θωσις (феосис) – обожение 584 . Этим словом обозначается процесс Богоуподобления человека, его преобразования, преображения во Христа, без потери при этом своей личности. Идею обожения развивали святые отцы, закрепив её такими краткими (ставшими в Православии крылатыми) формулировками: «человек призван по благодати стать тем, кем Бог является по существу» и: «для того Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». В. Лосский пишет об этом так: « " Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», – трижды находим мы у св. Иринея. Это же изречение мы вновь видим у святого Афанасия Великого , и, в конце концов, оно становится общим для богословов всех эпох» . Об этом, не находя слов от восхищения милостью и великодушием Бога, писал, например, св. Григорий Нисский : «Этим-то столь великим Существом, что невозможно ни видеть Его, ни слышать, ни мыслию постигнуть, присвояется, в ничто между существами вменяемый, человек, – этот пепел, это сено, эта суета, он восприемлется в сына Богом всего. Что можно найти достойного к благодарению за эту милость? Где такое слово, такая мысль, такое движение мысли, чтобы ими воспрославить такое обилие милости? Человек выходит из пределов своего естества, делается из смертнаго безсмертным, из скорогибнущего – неизменно пребывающим, из однодневного – вечным, одним словом, из человека Богом ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Творение святого Космы Песнь 1 Ирмос Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися. Толкование К кому, как ни к булочнику, должны обращаться те, кто нуждается в хлебе? Или у кого другого, как ни у винодела, обретают вино те, у кого оно закончилось? А те, кто нуждается в серебряных или золотых монетах к кому, как ни к меняле, должны идти? Точно так и те, кто желает торжественно воспевать и восхвалять праздники Христовы, у кого должны искать словеса восхваления и воспевания, как ни у восхваляющего и воспевающего их, Великого, говорю, в Богословии Григория? Потому что он не только украсил Владычные праздники, составляя к ним свои слова и похвальные речи, будучи превосходным Троичным Богословом, но и позволил всем последующим красть его слова и творения кражей похвальной и необвинительной. Творящий же такую кражу не только не стыдится, но, напротив, украшается ею. Да что я говорю? Григорий – этот ум Богословия – не только позволил красть его слова, но и сам с неизреченным братолюбием приглашает вкусить мысленный хлеб его мудрости, укрепляющий душу, и испить его разумного вина, веселящего сердце, и призывает гласом велиим, повторяя слова Премудрости: Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; ( Прит.9:5 ), иногда же слова невесты Песней: Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные! ( Песн.5:1 ), а иногда призывает словами пророка Исаии: Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко ( Ис. 55:1 ). Потому и божественный Косма – священных праздников песнотворец и Музоначальник – желая торжественно воспеть спасительное для нас Рождество Господне, повторяет в данном ирмосе слово в слово за этим великим Богословом, составителем торжественных и похвальных слов к праздникам. Ибо так начинает тот своё похвальное слово на Рождество Христово: «Христос раждается – славите; Христос с Небес – срящите; Христос на земли – возноситеся; пойте Господеви вся земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Тебе заповедь Божия повелевает: люби ближнего твоего, как самого себя [ Мф. 19, 19; 22, 39 ]. Чтобы исчезала пред очами твоими или пред сознанием твоим мнимая трудность этой заповеди, представляй всегда человечество, особенно же христианство , единым великим древом, коего корень первоначальный и истлевший грехом – Адам, а последующий, живый и животворящий, – Христос, поддерживающий, напаяющий всех нас благодатными водами Святого Духа. Вси единем Духом напоихомся [ 1Кор. 12, 13 ]. Смотри на дерево, покрытое листьями: как дружно висят на дереве все листочки, как все они обильно питаются и напояются от одного и того же корня, на одном и том же стволе, а если какой листочек отпадет от единства целого, то вскоре истлевает. Видишь прекрасное единство из множества, тожество друг для друга и как бы любовь взаимную – будь же и ты, листочек на древе рода человеческого, едино со всем деревом, со всеми другими ветвями и листочками и не говори: я хочу жить сам по себе и для себя. Нет, старайся быть едино с человечеством по духу мира и любви. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других [ Флп. 2, 4 ]. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Ибо и Христос не Себе угождал... Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию [ Рим. 15, 1, 3, 2 ]. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов [ Гал. 6, 2 ]. Взирай чаще на родство каждого человека, особенно христианина, с тобою, на происхождение его от единого с тобою Бога, от единого праотца и, по купели возрождения, от единого Христа Бога и Святого Духа. Припоминай чаще, что мы члены Христовы и один для другого тоже члены. Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. Помни, что ты, по Григорию, частица Божества и должен соединиться с Богом; потому с земным, несродным тебе, тленным и преходящим ни с чем сердечно не слагайся – это смерть для души; единение духа имей с подобными тебе людьми. Будьте... единомысленны [ 1Пет. 3, 8 ]. Люди праведные все едино будут во едином Боге. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [ Ин. 17, 21 ], молился Иисус Христос Отцу Небесному, и молитва Его непременно исполнится. Каждого человека люби, как часть себя, как член свой и член Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Терновый куст, не отличающийся ни ростом, ни плодородием, служит символом чего-либо низкого, презираемого ( Суд. 9:8–15 ), в настоящем случае народа еврейского, а пламя огня, как сила истребляющая ( Втор. 4:24 ), указывает на тяжесть страданий ( Втор. 4:20 , Иер. 11:4 , 3Цар. 8:51 ). Но как куст горел, а не сгорал, так точно и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий ( Исх.2:23 ). Явившийся Моисею в терновом кусте Ангел Господень считается отцами Церкви Вторым Лицом Св. Троицы; отличается Он от самого Бога и первомученником Стефаном ( Деян.7:35 ), а все видение является, по отеческому толкованию, прообразом таинства воплощения ( Григорий Нисский , блаженный Феодорит ). Другие же отцы Церкви, напр. Кирилл Александрийский , разумеют, согласно с контекстом ( Исх.3:6–7 ) под Ангелом самого Бога. Он называется Ангелом по Своей деятельности среди избранного народа и по Своему видимому явлению людям. Исх.3:3 .  Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. По величию явившегося и самое видение называется великим. Исх.3:4 .  Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! Исх.3:5 .  И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. По абсолютной святости явившийся недоступен для смертного человека: «не подходи сюда». Последний должен испытывать в присутствии Его чувство глубочайшего смирения и почтения: «сними обувь с ног твоих» (ср. Нав. 5:15 ). Исх.3:6 .  И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. Исх.3:7 .  И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его Исх.3:8 .  и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. Исх.3:9 .  И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову ( «Я Бог отца твоего», Исх.3:6 ), единственное «отца» вместо множественного «отцов» ( Исх. 15:2, 18:4 )) обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской: они, как живые ( Мф. 22:32 , Лк. 20:37 , Мк. 12:26 ), ждут их исполнения, а с другой, молитвы о помощи самих евреев. «Бог увидел их страдание, услышал вопль, знает скорби», – все это усвоено Его чувствами и мыслью. Они заслуживают божественного снисхождения, а их злобные угнетатели должны подвергнуться суду ( Быт. 15:14 ). Поэтому Бог идет избавить народ Свой, – принимает непосредственное участие в его освобождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тот настрой царя Давида, который нам хочет передать Церковь, звучит очень кратко: во всех случаях — к Богу! Давид, будучи и пастухом, и военачальником, и беглецом, и правителем, всегда, во всех случаях старался все свои нужды и радости делить с Богом. И этому мы должны учиться у него. Люди очень часто не способны поучаствовать в нашей радости или в нашем горе, но Бог слышит каждого человека и в любых ситуациях нас поддерживает. Нужно хвалить Бога, благодарить Его, славословить Ему, нужно опираться на Него и в горе, и в радости. Нужно учиться надеяться на Него во всех путях Божиих. Как учиться? При помощи псалмов царя Давида! Именно царь Давид своими псалмами помогает нам настроиться на этот удивительный лад постоянного реального общения человека с Богом. Поэтому царь Давид и говорил: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» ( Пс. 17:2-3 ). Сколько прекрасных имен он сочинил для того, чтобы именовать Бога? Как влюбленный все время говорит о возлюбленной, так и царь Давид все время говорит о Боге. Потому что он любит Бога всем сердцем своим, он полагается на Него всей душой своей. Он только о Нем и говорит, только Его и славит. И Бог воздает ему за это немыслимой радостью. Этому нужно учиться. Мы слишком часто уходим в суету и печаль этого мира, но, чтобы вырваться из суеты и печали, необходимо начать славить, хвалить Бога, или плакать перед Богом словами царя Давида. Как говорит апостол Иаков: «Весел ли кто, пусть поет псалмы» ( Иак. 5:13 ). Псалмы хороши во всех случаях и являются как бы духовным лекарством, которое лечит нашу душу, они являются инструментом, который учит нас радоваться. Давайте этому учится, и пусть Господь Бог молитвами царя и псалмопевца Давида помилует всех нас! Спаси вас Господь! День памяти святителя Василия Великого Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с днем памяти великого Вселенского учителя Василия Великого! Этот святитель — один из ярких столпов IV века, который сияет перед лицом Божиим как образец и богословия, и мужества. Василий Великий родился в семье христианских родителей, его отец и мать канонизированы Церковью, так же, как и он сам, и причислены к лику святых. Святыми являются его сестра и два его брата. Но, по обычаю того времени, после рождения детей не крестили, в то время была практика крестить детей уже по достижению совершеннолетия. Василий поступил в Афинский университет и учился вместе с будущим римским императором Юлианом Отступником. Там же он приобрел и лучшего друга — Григория Богослова . У них было только две дороги: к учителям и в храм Божий. Василий Великий очень быстро освоил весь университетский курс, став блестящим ритором, великим знатоком философии и естествознания.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Некоторые святые отцы говорят, что в этих словах речь идет об Израиле в собственном смысле слова, то есть о ветхозаветном патриархе Иакове, который получил от Бога имя Израиль, что значит «видящий Бога», «зрящий Бога». Почему говорится именно о нем? Иаков, когда находился в пути, убегая от своего брата Исава, увидел во сне лестницу, по которой сходили и восходили Ангелы Божий, а вверху ее — подобного Сыну Человеческому, то есть как бы Бога в образе человеческом. Иаков, или Израиль, назвал это место домом Божиим. Заметьте, что он назвал домом Божиим определенное место, а сотник-язычник верил, что Бог присутствует везде и может сделать все, что Ему угодно в любом месте. Таким образом, вера сотника превзошла веру того, кто зрел Бога, — Израиля, от которого и весь еврейский народ получил название израильского народа, или Израиля. Иные отцы понимают эти слова Спасителя по-другому: в истинной Церкви, то есть в израильском народе, который тогда составлял истинную Церковь Божию на земле и был просвещен верой, не нашел Господь столь сильной веры, какую нашел в язычнике, не воспитанном в благочестии и, может быть, по сравнению с иудеями мало знающем, однако же искренно верующем. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (ст. 11–12). Как для нас сейчас само собой разумеется, что истинная вера — это вера таких святых, как святители Николай, Иоанн Златоуст, Василий Великий , Григорий Богослов и другие великие угодники Божий, так и для евреев того времени истинной верой была вера патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому для нас смысл, заключающийся в словах Господа, можно передать так: «Говорю вам, что многие придут с разных сторон и возлягут со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом в Царстве Небесном, а вы будете извержены вон». Так прозвучали слова Спасителя и для евреев, Его современников и слушателей; слова эти означали, что в Царствии Божием окажутся многие люди, как будто ничего не знающие об истинной вере, как будто не православные. Слово «Православие» можно употреблять по отношению не только к Новозаветной Православной Церкви, скажем русской или греческой, но и ко всем правоверующим всех времен, начиная от Адама. Если человек верит правильно, значит, он православный, значит, он славит Бога правильно и является истинно верующим. Итак, для евреев слова «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» прозвучали страшно и дико. Как же так, почему нам говорят такое, если мы правильно верим, посещаем храм, соблюдаем обряды, как будто бы стремимся исполнять заповеди?

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010