На этом мы прощаемся с великим каппадокийским учителем св. Григорием Нисским . Точное истолкование его обрывается, и дальше мы пойдём за нашим странствующим философом уже без св. Григория. Святый отче Григорие, моли Бога о нас! Блж. Иероним даёт несколько толкований принципа среднего счастья Екклесиаста. Первое значение: умеренность в земных благах, а что сверх того – то на благо людям. «Человек поставлен поселенцем и пришельцем мира для того, чтобы он пользовался кратким временем жизни своей… и смотрел на всё, что есть у него, как бы имеющий отправиться в другое место; чтобы в жизни своей он делал добра столько, сколько может, и не мучился напрасно заботами из-за собирания богатства… Только то одно есть дар Божий , если что-нибудь из имения своего он употребит на добрые дела» 3, 12–12]. Второе значение – таинственное. «Так как тело Господа есть истинное брашно, и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному, в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся плотию Его и пием кровь Его не только в таинстве (Евхаристии), но и в чтении Писаний» [там же]. Божьи дела пребывают вовек Ну, вот и успокоился Екклесиаст. Вместо философа-странника, ищущего высший смысл, некий заветный итрон, сидит никуда не спешащий и ничего не ищущий мещанин, человек, который ест и пьёт и видит доброе во всяком труде своём. Ох, обманулись! Хватило его совсем ненадолго, и вновь – могучий прорыв. Прорыв туда, куда не надо заглядывать желающему спокойной жизни. Почти успокоившись, он видит тайны Божии и вновь прозревает неисповедимые судьбы Божии. Еккл. 3:14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Еккл. 3:15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, и Бог воззовёт прошедшее. Ненадолго развлекли Екклесиаста еда с питием, недолго повеселился, да и делать доброе в жизни своей, не имеющей цели и смысла, как-то скучно. удовлетвориться всем этим – дар Божий, но не получил его наш философ.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Называет сокровищницами (изубхспхт) не потому, что это место хранения, а потому что, как бы извлекая из сокровищниц, Он показывает это, когда хочет. " Итак, видел ли ты, - говорит, - как Я приготовляю снег и град, когда их не видно? Или можешь ли ты употреблять их против врагов, что Я могу делать? " Видишь: хочет показать благовременность - то, что это происходит не просто, а вовремя. Он пользуется снегом и градом против врагов и когда хочет кого-либо наказать. Потом подробно говорит обо всем прочем - разумею дожди, иней и ветры. " Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? " (Послеши же ли мoлhiu, и пойдутъ; рекутъ же ли ти: что есть?) (ст. 35). Ю.: " Пошлешь ли молнии, и они пойдут ли и скажут ли тебе: “Что?” " Видишь и отвечающие молнии, не потому, будто они могут сказать: " что? " , а потому, что все, как бы одушевленное, повинуется Богу. " Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? " (Кто же далъ есть женамъ mkahiя мудрость, или ucneщpehiя хитрость?) (ст. 36). Ю.: " Кто дал женщинам мудрость ткать и искусство вышивать? " Севера, Златоуста и Григория Богослова. Изображая творение неба и земли, заграждения моря, поставление звезд, ниспадение дождя, и прочее, посредством чего управляет нашею жизнью, говорит: " Кто женщин, в другом слабых, умудрил в приготовлении тканей и искусстве делать их разноцветными чрез окрашивание нитей и украшения? Вместе с великим Божественное Писание упоминает о малом и выражает удивление премудрости женщин в приготовлении тканей: " Кто, - говорит, - далъ есть женамъ mkahiя мудрость, и ucneщpehiя хитрость? " Это дело разумного существа, высокого по мудрости и доходящего до небесного. Не случайна эта разнообразная мудрость, польза ее немалая. Не оставлена в небрежении любовь к искусному приготовлению тканей, не отброшена, как излишняя; в ней проявляется Божественная премудрость, ее не стыдится Бог назвать Своею, не иного кого называл обладателем ее и руководителем, а Себя самого. " Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде? " (Уловиши же ли львамъ ядь, и душы змiebъ насытиши ли? убояшася бо на ложахъ своихъ и седятъ въ дебрехъ уловляюще)(ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

Нескольким заключенным все же удалось бежать из нее. Добравшись до Кипра, они сообщили родственникам юноши, что, по их сведениям, он умер в тюрьме. С тех пор родители трижды в год совершали по нему заупокойную Литургию. Так прошло четыре года. Однако на самом деле юноша был жив. Ему тоже удалось бежать и добраться до родного дома. Родители, увидев его, решили, что он не из тюрьмы бежал, а воскрес из мертвых, и смотрели на него с великим изумлением. Они исполнились несказанной радости, что претерпела бы любая душа, увидевшая живым того человека, которого почитала умершим. Родители сказали, что считали, что он умер, и так поминали его и служили о нем заупокойные Литургии трижды в год: на Богоявление, спасительную Пасху и святую Пятидесятницу. Как только юноша услышал это, то сразу вспомнил и клятвенно заверил в истинности своих слов, что как раз в такие дни цепи слабели, и он чувствовал облегчение от страданий, а на следующий день опять становились тяжелыми. Глава 31: О том, что после смерти нет прощения грехов, кроме самых ничтожных, но и то после величайших мучений; а наказанный за чародейства не будет прощен никогда 1. Из Григория Двоеслова Господь сказал в Евангелии: " Ходите, пока есть свет " (Ин 12,35). Также он говорил через пророка: " Во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе " (Ис 49,8). Апостол, толкуя эти слова, заметил: " Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения " (2 Кор 6, 2). Соломон сказал: " Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости " (Еккл 9, 10). Из всех этих свидетельств ясно видно, кто в каком состоянии уйдет отсюда, в том и предстанет перед Судом. Однако следует знать, что усопшие освобождаются от малых и легких прегрешений по молитвам живых, милостыни и приношению священной Жертвы, что творят за них живущие на земле и сами получающие пользу от своих добрых дел и удостаивающиеся от Бога прощения своих незначительных прегрешений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Но «великий кит» обманется в своих злобных намерениях и, не справившись с Иовом, не сумев заставить его свернуть с пути праведности, сломает о него свои «зубы», как бы наткнувшись на скрытый – за внешней предельно привлекательной для диавола «приманкой» – твердый и острый металл... Сатана не справится с Иовом еще и потому, что, как это ни парадоксально звучит, диавол сам сделает все возможное для того, чтобы потерпеть поражение от праведника. Диавол в посылаемых Иову искушениях духовно предельно закалит страдальца. Своими нападениями сатана возведет страдальца в такую меру добродетели, что будет повержен этим великим совершенством праведника. Диавол заставит мучимого им Иова искать Бога так огненно горячо, что страдалец в своем постоянном памятовании о Господе ни на миг не поддастся мертвящему холоду сатанинских атак... Итак, Господь продолжает, свидетельствуя о бессилии диавола перед Ним, Богом: будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? ( Иов. 40:22–23 ). С точки зрения Олимпиодора, здесь содержится прообразовательный, пророческий намек на евангельский сюжет, связанный с гадаринским бесноватым (см.: Лк. 8:26–39 ). Тогда бесы, изгнанные Спасителем из одержимого ими человека, «умоляли» (ср.: Иов. 40:22 ) Христа не ввергать их в бездну ( Лк. 8:31 ) и при этом просили позволения у Спасителя войти в свиное стадо; осуществили же они это свое намерение лишь тогда, когда Господь им это разрешил (см.: Лк. 8:32 ). Итак, наступит такое время, когда сатана, в собственном бессилии, даже будет вынужден «умолять» Бога 1087 . Далее Господь вновь говорит о Своем абсолютном превосходстве над мощью сатаны: станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? ( Иов. 40: 24–25 ). Святитель Григорий Великий обращает внимание на то, что сатана в этом библейском фрагменте сравнивается еще и с третьим животным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Но скажем им с Давидом: " Поведали мне законопреступники (свои) рассуждения, но это - не закон Твой, Господи " (Пс. 118:85). Прими Петров голос, Павлово учение: " … Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь " (Рим. 9:5). Святой Дух да будет покланяем, воспеваем, славим. Из божественного Писания мы богословствуем, - желают ли враги, или нет; свидетельствует мне и Павел, говоря: " Разве не знаете, что вы храм Божий " , и кто обитатель (1 Кор. 3:16)? и: " Дух Божий живет в вас " . Итак, иное храм, и иной обитающий. Не слышал ли ты Петра, который сказал: " Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому … " ? и прибавил: " Ты солгал не человекам, а Богу " (Деян. 5:3,4). Но еретики говорят: он не назвал Духа Богом, а (сказал лишь), что Дух был послан от Бога: оскорбляющей Духа, говорят, оскорбляет Бога, пославшего Духа. Но, о, неразумный и несмысленный! - а для безбожника нет никакого другого более подходящего названия, как неразумный: " Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " " (Пс. 13:1), - он не сказал так, как ты полагаешь. Если бы оскорбление Духа восходило к Богу, как пославшему, нужно было бы сказать: не Духу ты солгал, но Богу. Но этого доста­точно; должно уподобить апостольскому хору Святую Троицу, о Которой Отец возвещает. Троица апостолов - свидетель не­бесной Троицы. Итак, возвеселимся в чистоте и скажем: " … у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа " (Ис. 54:1), или - ­нежели всякая ересь, имеющая учителем человека, а не Бога. Молитвами и ходатайством общего отца и учителя, да пребудем все мы вместе с апостолами и мучениками в православной вере, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и дер­жава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   1 У Миня эта беседа относится к разряду dubia (сомнительных), так что с решительностью не усвояется даже еп. Севериану. Предполагается, что неизвестный оратор говорил в Константинополе, скоро по изгнании оттуда императором Федосием Великим аномеев (еретиков, учивших о неподобосущии Сына Отцу). Изгнание было в 380 году; оратор мог говорить в 381 году. В конце оратор намекает на некоего отца, невидимому, епископа. Думают, что здесь разумеется св. Григорий Назианзен (Богослов), отказавшийся тогда от столичной кафедры ради церковного мира. Он умер в 390 году. Было относится к Слову Божию, а не был - к  И. Крестителю. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1648...

Но, слыша эти слова, да не поймем мы их так, будто Христос посылает Ипостась Духа Святаго, нет, но дар Духа Святаго, потому что, по свидетельству божественного отца Иоанна Златоуста , «Бог не посылается, но благодать Его» (см.: Св. Григорий Палама /Филокалия. Т. 7. С. 218–219) 223 . Таким образом, та же благодать Духа Святаго, которая посылается нам, называется и благодатию Христа, по свидетельству великого апостола Павла, который говорит: благодать Господа нашего Иисуса Христа… да будет со всеми вами ( 2Кор. 13, 13 ), и снова, когда говорит: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 1, 3 ). Поэтому, через благодать, которая входит в нас, все Три Божественных Лица вселяются в нас. Но поскольку Дух есть Тот, Кто осеняет нас благодатию, благодать называется в особенности благодатию Духа или даже просто Духом действующим, вместо того, чтобы говорить «действие Духа». Таким образом, иметь Духа Христова (см.: Рим. 8, 9 ) означает иметь благодать Духа Святаго (см.: Учение о православной вере. Статьи 141, 142) 224 . Итак, будем понимать, что Дух Святый совершает Свое действие в Святой Троице в деле нашего спасения таким образом: «Через Христа вы входим к Отцу, а через Духа входим ко Христу», как было выше показано. И это действие Духа Святаго на мир было, есть и будет продолжаться столько, сколько благоугодно будет Ему, не только в мире современном, но и в будущем. Итак, мы веруем, что благодать Пресвятаго Духа действует и в современном мире в Православной Церкви Христовой через те многообразные дары Духа, о которых мы упомянули, и через другие неисчислимые. Если, к примеру, мы увидим, что люди, до вчерашнего дня известные как порочные и грешники, полагают начало истинному покаянию в исповеди у священника, посте, молитве, милостыне, обуздании похотей и других добрых делах, являющихся плодами праведности (ср.: Флп. 1, 11 ), и что они стараются по силе своей соблюдать заповеди Христовы, как велел Господь (см.: Мф. 28, 20 ), достигая через это свое усердие подлинного исправления жизни и святости, то познаем здесь действие Пресвятаго Духа, помогающего людям в исправлении и освящении жизни, по сказанному великим апостолом Павлом: и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

О том же самом говорит в своем «Слове в Неделю Ваий» и святитель Григорий Палама : Христос «пришел ко гробу и сказал присутствующим, и те отняли камень и почувствовали смрад [разложения], и Он воззвал великим гласом и призвал его, и тогда-то тот воскрес. Все это для того, чтобы чрез собственные глаза, ибо, предстоя гробу, они видели; и чрез собственное обоняние, ибо они обоняли смрад мертвеца, так как он был четверодневный; и чрез собственное осязание, ибо они собственными руками дотрагивались сначала до камня, отнимая его от гроба, потом до плащаницы и до сударя на голове, развязывая их; и чрез собственное слышание голоса Господня, который достиг до слуха всех, – они все познали и уверовали, что Он – Тот, Кто призывает существующее из несуществующего ( Рим. 4: 17 ), Кто носит все словом силы Своей и Кто все в начале одним словом из несущего сотворил в сущее». Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус ( Ин. 11: 45–46 ). Мы знаем из текста Евангелия от Иоанна, какое озлобление и гнев вызвало у иудейских старейшин известие о чуде воскрешения Лазаря. Более того: задумавшие умертвить Господа первосвященники… положили убить не только Христа, но и Лазаря ( Ин. 12: 10 ) – уничтожить его, как зримое и живое свидетельство всемогущей силы Господа, истинного Мессии. Они не могли опровергнуть и оклеветать это чудо Христа, в отличие от всех прежних Его чудес, так как событие воскрешения Лазаря было для всех очевидно и неопровержимо. И тогда враги Господа задумали вновь умертвить воскрешенного. Как с некоторой иронией замечает по этому поводу святитель Амфилохий Иконийский , «они замышляли убить того, кого воскресил Господь, потому что не понимали, что если даже они убьют его, то Господу не трудно будет вновь воскресить друга». Еще с большей издевкой насмехается над старейшинами, обращаясь непосредственно к ним, автор приписываемой святителю Иоанну Златоусту гомилии «О вайях»: «Если же вы и убьете Лазаря, то не может ли Он снова воскресить его? Посмотрим, кто скорей утомится, вы ли, убивая, или Он, воскрешая? Вы с усилием убиваете, а Он воскрешает словом: кто скорее утомляется?» Однако, в отличие от старейшин, большинство свидетелей чуда или только слышавших о нем испытывали совсем иные чувства, нежели те, кто враждовал со Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Он говорил то, что естественно пришло ему [на мысль]: пусть никогда не придет истинное веселие и радость на этот день и ночь, но пусть проклянет ее говорит проклинающий тот день, намеревающийся одолеть великого кита 25 . Опять и здесь пророк так намекаете, как будто дни по природе бывают такими, когда говорит: проклят день тот, присоединяя потом: проклянет его проклинающий день тот, не с тою целью, чтобы это теперь совершилось; но пусть совершится то, что совершается, говоря: пусть проклянет этот день тот, кто намерен одолеть великого кита, как будто есть что-нибудь общее между великим китом и тем днем, именно совершить теперь, чтобы кит был пленен. Ибо он тогда впервые берете в руки человека, когда приходящая в бытие душа делается во всем подвластной так называемому духу мира. Не радуется же и этот и всякий святой в этот день, в который радуется кит. 2. О притворстве (на Иерем. IX, 8–26 26 ) Ст. 8. Ближнему своему говорит мирное, а в себе имеет вражду и пр. Книжники и фарисеи народа иудейского не унаследовали бы от Спасителя многократного «горе», если бы не было в них лицемерия. Ибо в обличениях их грехов Господь не переставал по всякому поводу прежде всего говорить: горе вам, книжники и фарисеи лицемеры 27 , называя их гробами повапленными, которые снаружи кажутся людям красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Ибо если мы сделаем для ближнего что-нибудь доброе по нелицемерной любви, то мы услышим от Спасителя: посколько вы сделали одному из этих братьев Моих меньших, сделали Мне 28 . Таким же образом, как если мы показываем по отношению к брату что-нибудь дурное, обнаруживая при этом лукавое и гнусное лицемерие или какой бы то ни было другой грех , подобно тому мы согрешаем и в отношении к Богу. Итак, братие, лицемерие нечто ужасное и враждебное; оно сокрытое в сердце коварство для обмана тех, которые ведут себя просто, прельщает обладающих любовью, одно говоря устами, а другое имея в сердце. Не хорошо высокомерие, заключающее в себе много тщеславия; ибо ясно, что всякое совершенное благо от Бога исходит 29 , и оно не иначе может быть достигнуто человеком, как тогда только, когда действительно обнаруживается совершенная истинность сказанного, что хвалящийся чем нибудь должен превозноситься только тем, что он разумеет и знает, что Господь сам творит милость и суд и правду 30 , и что в этом воля Божья. Ибо таковой человек угоден Божеству, и он всегда обладает постоянными и верными благами, если относит причину настоящих благ к истинному Виновнику, к Которому должно возводить причину и от Которого должно ожидать благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, есть упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исайя приводит слова Бога: «Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю» ( Ис. 45, 2 ). Иоанн Златоуст , толкуя это событие, замечает, что не сказано «открою врата медные», но «сокрушу», чтобы место заключения стало просто ненужным. Также не сказал, что «сниму запоры», но «сломаю» – чтобы показать тюрьму бессильной, потому что туда, где нет ни двери, ни запора, если кто-либо и попадется – не может быть удерживаем. Если Христос что-либо разрушает или превращает в пепел, то никто не может это восстановить. Далее, Христос снизошел во ад, чтобы наполнить все светом Своего Божества. Апостол Павел свидетельствует об этом, говоря: «А " вошел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4, 9–10 ). Таким образом, нисхождение Христа в преисподнюю земли произошло для того, чтобы все наполнилось Его светом и чтобы действительно была ниспровержена держава смерти. Святой Григорий говорит, что почитатели Бога должны были найтись не только в вышних, но и в нижних, так чтобы все исполнилось и наполнилось славой Божией. В этой перспективе написаны также тропари Церкви: «Дабы исполнить всяческая славою Твоею снишед в преисподняя земли». Св. Иоанн Дамаскин торжественно поет: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо всякая тварь востание Христово, в немже утверждается». § 2 День Великой Субботы, когда душа Христа вместе с Божеством находилась в аду, а тело пребывало во гробе, когда была побеждена держава диавола и смерти, считается Православной Церковью великим днем, поскольку соединяется с днем Воскресения. В литургических текстах седьмой день творения, в который Бог после творения мира и человека «почил от всех дел Своих», сопоставляется с днем Великой Субботы, в который и Христос почил от всего, что было сделано для спасения человека. Поэтому мы поем: «сия же есть благословенная Суббота».

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Первое повествование восхищает нас в сверхнебесные выси и вводит в тайны Предвечного Совета Живоначальной Троицы. По замечанию св. Исаака Сирина , ангелы сотворены в молчании, животные и все твари – одним повелением, лишь человек удостоен специального совета Троицы и создан пречистыми руками Отца. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1,26 ). В этих словах ясно указывается таинство Триединства: Бог Отец беседует с Богом Сыном (Которого Исайя именует «Великим Советником») и Богом Духом. Без признания в Творце Трех Личностей, множественное число («сотворим», «Нашему») было бы какой-то нелепостью. Думать, как евреи и лже-«свидетели Иеговы», что речь идет об ангелах-сотворцах – безумно. Ведь они не имеют с Богом одного образа и подобия. Слово «человек» – по-еврейски «адам» (не в смысле личности первочеловека, а имя природы) означает, с одной стороны, «уподобляющийся» Богу – в одном слове указывается цель жизни человека; а с другой – «кровавая земля, глина» – результат, во что может превратиться тот, кто отказался от этой высочайшей цели. К сожалению, большинство наших современников – люди в смысле «кровавая глина», потому что забыли о Боге Творце и Искупителе и о собственном бессмертии. Необходимо сказать, что в повествовании о появлении человека Моисей уподобляет слово «бара» – сотворение из ничего. То есть Адам не имел предков, и его создание было принципиально новым для мироздания. Этого, к несчастью, не желают понять эволюционисты-богословы. Таинственное выражение «по образу Нашему и по подобию Нашему» содержит бездонные глубины смыслов. Рассмотрим лишь некоторые из них. Относительно бытия Лиц Св. Троицы – Образом Отца именуется Бог Сын (2. Кор.4, 4), а Подобием – Дух Святый, через Которого разумные существа богоуподобляются. В человеке основным проявлением образа Божия является личностность человека, благодаря которой он может видеть Бога «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ). Частные же проявления его бесчисленны. Мы воспользуемся для перечисления их прекрасным творением архим. Киприана (Керна) «Антропология св. Григория Паламы » (М., 1996). Большинство св. Отцов видят образ Божий в разумности и духовности человека, некоторые созерцали его в свободе воли, иные усматривали его в бессмертии человеческой души, многие понимают его в господственном положении человека в мироздании, некоторые думали, что образ Божий заключается в способности к стяжанию святости или возможности человека творить, и, наконец, по учению некоторых Отцов, человек отражает в себе, в своей духовной структуре и жизни внутритроичную жизнь Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010