Благочестивые христиане длинною вереницею из ближних и дальних стран спешили в Прилуцкую обитель послушать поучение игумена ее, и умиленные его мощным словом, делали посильные приношения для обители. Богатый добродетелями духовными, преп. Димитрий наделен был от природы и необыкновенною телесною красотою. Но избегая соблазна, игумен в часы свободные от церковной службы, закрывал лицо свое иноческим куколем. Преподобный Димитрий достиг глубокой старости, и предчувствуя свою кончину, собрал братию, возвестил ей, что скоро наступит отшествие его, избрал на место себя игуменом Пахомия, пришедшего с ним из Переславля, и благословив братию, просил более не нарушать его молитвенного уединения. Февраля 11-го, 1392 года по всему монастырю разлилось чрезвычайное благоухание. Братия были в недоумении. Но чем ближе приближался кто из них к келии старца – игумена, – тем сильнее чувствовалось неведомое благоухание. Иноки нашли уже преп. Димитрия преставившимся. Таким образом, когда Северо-Восточное монашество, ожившее в лице Преподобного Сергия, уже довольно глубоко пустило свои корни в холодную северную почву, – и эти Вологодские – девственные леса огласились непрестанными славословиями Бога учениками Сергиевыми, тогда и в Вологодском крае стремление к отшельничеству благочестивых людей стало заметно умножаться. Ученики Сергиевы нашли подражателей, которые в свою очередь основали вблизи их свои монастыри. В Вологодских лесах поселяются: Григорий и Кассиан Авнежские, Дионисий Глушицкий, далее – Корнилий Комельский, Феодосий Тотемский, Александр Куштский и другие, которые, основав свои монастыри в глуши лесов, произвели благодетельное влияние на нравственность общества и даже на гражданственность. Посему коснемся жития и деяний, и сих угодников Вологодских. Григорий и Кассиан Авнежские первые наставления в иноческой жизни получали от преп. Стефана Махрищского. Следовательно, необходимо сделать краткое очертание жития преп. Стефана, который одновременно с преп. Сергием обрек себя на уединенные труды в непроходимых лесах Александровского уезда, Владимирской губ., в, 35 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московский собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых и установил праздновать ему 8 июля. Стихиры и канон ему составлены еще при Иоанне III, когда в Устюге начали праздновать его память. – В Устюге и его окрестностях пред днем памяти св. Прокопия многие благочестивые люди и доныне соблюдают недельный пост. Мощи его почивают под спудом в каменном его имени соборном храме, за левым клиросом, близ северной стены. Нынешняя гробница, устроенная в 1833 г., вызолочена по полименту и состоит из 4-х мраморных досок с позолоченными надписями. На гробнице находится образ св. Прокопия, украшенный серебряно-вызолоченною ризою и жемчужною гривною 29 . Гробница осенена резным золоченым балдахином на столпах. При входе в собор у южных дверей положен на пьедестале камень овальной фигуры, привезенный 1 ноября 1638 г. из котовальской волости – из числа выпавших в 1290 году. Икона Благовещения Божией Матери, источившая миро (в 1290 г.), с 1567 года перенесена в Москву и находится ныне в Успенском соборе, по правую сторону царских врат. В 1818 г. уссрдием устюжских граждаи сделана на нее тяжелая серебряная, позолоченая риза. Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские Когда пр. Стефан, постриженик Киево-Печерской Лавры, устроял свою обитель Махрищкую 30 , недалеко от того места жил богатый землевладелец Григорий, от юности научившийся грамоте и довольно образованный по тогдашнему времени. Он часто посещал пр. Стефана, слушал его беседы, присматривался к образу жизни старца и наконец, видя в нем истинного раба Христова, пожертвовал ему земли и все свое имение на устроение обители и сам постригся в ней. Руководимый опытным наставником, новый инок всецело посвятил себя на служение Господу, дни проводил в трудах на пользу братии, ночи в бдении и молитвах. Пр. Стефан полюбил Григория как родного сына, приблизил его к себе и немало радовался успехам его в жизни духовной. Отличая Григория от других иноков, для которых он по своей жизни служил уже примером, пр. Стефан послал его к суздальскому епископу Алексию, прося святителя рукоположить его во пресвитера. Григорий был рукоположен и с еще большею ревностью продолжал усовершаться в иноческой жизни. Но не на Махре, близ его родины, а в другой далекой стороне Промысл готовил Григорию место для проведения подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кассиан Авнежский, прп. Описания иконы Кассиан Авнежский, прп. - житие Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские подвизались на реке Сухоне в Вологодской земле. Здесь в 1370 году у потока, называвшегося Юрьевым, была срублена церковь Святыя Троицы, а затем и церковь во имя великомученика Георгия, а также кельи, в которых жили преподобные и братия. Промыслу Божию угодно было, чтобы кроме труженического пота и слез, которыми преподобные Григорий и Кассиан орошали себя, они обагрены были еще и собственной кровью. В 1392 году толпы вятчан и казанских татар, грабивших и опустошавших вологодские пределы, внезапно 15 июня напали на Авнежскую обитель и предали ее пламени. Кто мог, спасся бегством, а преподобные Григорий и Кассиан были убиты варварами. Через несколько дней после страшного их набега окрестные жители с честью похоронили тела преподобных на месте их смертного подвига, на церковном пепелище. Так как место это считалось собственностью Махрицкого монастыря и было небезопасным, то оно осталось незанятым, а по кончине преподобных подвижников совсем запу[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7271.jpg:   Размер: 642x1090, 0.7 MPix, 109 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (120) , (0) . Описание: [Вологда. XVIII.] Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми (фрагмент). Икона. Вологда. 1-я половина XVIII века. ВГИАХМЗ. Вологда. Файл 7272.jpg:   Размер: 409x528, 0.22 MPix, 48 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (116) , (0) . Описание: [Вологда. XIX.] Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми (фрагмент). Икона. Вологда. XIX век. Храм св. Лазаря Четверодневного. Вологда. Файл 7274.jpg:   Размер: 347x908, 0.32 MPix, 68 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (118) , (0) . Описание: [Москва. 2000.] Прп. Стефан Махрищский с житием (клеймо). Мельникова А.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 г. Троице - Стефановский Махрищский монастырь. Файл 7275.jpg:   Размер: 1148x1200, 1.38 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (128) , (0) . Описание: [Москва. Ок. 2000.] Махрищские прпп. (слева направо/1 ряд/: прпп. Варлаам Махрищский, Сергий Радонежский, Стефан Махрищский, Роман Киржачский;/2 ряд/Кассиан и Григорий Авнежские). Мастерская Лавданского А.А. Икона. Москва. Около 2000 г. Файл 7276.jpg:   Размер: 883x1200, 1.06 MPix, 143 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (144) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2127

На первых листах внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу канонник келарь старец Симон Азарьин во веки неотемлемо никому. 635. (1890.) Службы и житие свв. Григория и Кассиана авнежских, устав., XVII века, в четверть, 110 листов. (Лист первый порожний). л. 2. Служба, июля 14, св. Стефану махришскому. л. 17. Служба свв. Григорию и Кассиану. л. 39. Мес. июня в 15 день, о явлении мощей преподобных отец Григория и Кассияна иже на Авнезе и воспоминание о чюдесех их. Списано бысть смиренным ермонахом Иоасафом игуменом обители Данилова монастыря. Нач. Коль благ Бог Израилев правым сердцеи и паки дивен Бог во святых своих, рече божественый Давид. Чудес 35. На верхней доске зачеркнутая подпись: Книга канонник житие авнежских чюдотворцов Григория и Кассияна старца Леонтья белоозерца. 636. (1404.) Служба и житие св. Серапиона архиеп. новгородского, полууст., XVII века, в четверть, 66 листов. л. 28. Житие иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Великаго Новаграда и Пскова. Нач. Лепо ми в настоящем плетении помянути вам и исповедати подробну житие сего венечника. Впереди служба святителю Серапиону, в конце (л. 50) Послание его к Симону митр. московскому. В Истор. Словаре о русских Святых сказано: Святитель Серапион преставился 1516 г. марта 16 и тогоже года апреля 7 обретены мощи его (менее чем чрез месяц?), между тем, светилен в службе нач. Многими леты покровены быша честныя мощи твоя, ныне же прояви Господь преславно. И биограф (кажется, митр. Иоасаф, слич. конец жития с предисловием его 681) не упоминает о обретении мощей. В Святцах Русских Святых под 16 марта записано: Иже во святых отца нашего Серапиона архиеп. Великаго Новаграда чюдотворца, мощи его лежат в Т. Сергиеве монастыре, а под 7-м апреля так: Преставление иже во святых отца нашего Серапиона архиеп. новгородцкаго в лето 7067 (1559), вероятно, обретение мощей, а не преставление, как ошибочно написано и под 628 л. 145. 637. (1850.) Службы и жития свв. Серапиона архиеп. новгородского и Стефана махрищского, напис. 1677 года, устав. четкий, в лист, 69 листов, заставкн фигурные.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

великомученика Георгия 31 . На вопрос Феодора явившемуся: «кто ты?» старец назвал себя Григорием и велел ему в первое воскресенье идти к Троицкой церкви к игумену Мисаилу и к управляющему князя Симеона Ивану Рылу, во второе к Никольскому священнику Иерофею и к управляющему князя Петра Ивану же, а в третье воскресенье к Никите, священнику церкви Пророка Илии и к его прихожанам 32 . Чрезвычайно дивился Феодор своему чудному сновидению, которое так было ясно и живо, что и не походило на сон: святолепный вид старца и все слова его так отчетливо запечатлелись в его памяти, что ему казалось, будто он действительно видел и говорил со старцем. Не зная чему приписать свое необыкновенное сновидение, Феодор, после долгих размышлений, пришел к той мысли, что ему велено было по три дня ходить с объявлением к церквам потому, что по значительности расстояния церквей сделать этого в один день было невозможно; воскресные же дни назначены были старцем от того, что в простое время не бывает у церквей народа. Дождавшись назначенного времени, Феодор исполнил в точности все, ему приказанное, но сколько он ни старался убеждать, ни священники, ни народ не поверили его словам. Не более веры к словам Феодора обнаружили и владельцы той местности князья Авнежские Симеон и Петр. Правда, они, услышавши об обретении Феодором гробов и о бывшем сновидении, нарочно сами приежали на место и приказали ему раскопать землю над гробами, чтобы увериться в истине его слов, но не осмелились открыть самых гробов и, приказавши священнику отправить над ними панихиду, снова велели зарыть могилу землею и вскоре после того отправились в поход против неприятелей. Спустя немного времени самому княжескому управителю Ивану Рылу явились во сне уже два старца и повторили то же приказание, что и Феодору, присовокупив, что они не хотят более оставаться в пустом месте. Когда же управляющий стал отговариваться тем, что князей нет дома, а он, без их приказания, ничего не может сделать, тогда явившиеся сказали: если этого не сделаете, то хотя освятите место, покропив над нашими гробами освященною водою, потому что когда на том месте был лес, тут жили волки и лисицы и другие звери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Варлаама и еп. Иоасафа Собор в 1560/61 г. установил празднование памяти Г. и К. 15 июня, в день обретения мощей. После восстановления Авнежский Троицкий мон-рь был приписан к Махрищскому мон-рю. К нач. XVII в. в Авнежской обители имелось 7 келий, за ним числилось 13 населенных пунктов, до 700 четв. земли. В Смутное время Авнежский и Махрищский мон-ри сильно пострадали от действий интервентов, тушинцев и мятежных казаков. В 1615 г. последовал указ царя Михаила Феодоровича , согласно к-рому обители были приписаны к Троице-Сергиеву мон-рю. В 1756 г. вместо деревянной Троицкой ц. в Авнежском мон-ре был построен каменный храм с тем же посвящением, а над почивающими под спудом мощами святых устроен посвященный им придел. В 1764 г. мон-рь упразднили, храм Св. Троицы с приделом во имя Г. и К. стал приходским. В XX в. храм был разрушен, на Авнежском погосте рядом с захоронением Г. и К. сохранилась полуразрушенная колокольня. В пос. Туровец (Междуреченский р-н Вологодской обл.) построена часовня в память о Г. и К., к-рая 5 марта 2003 г. была приписана к приходу Св. Троицы в с. Шуйском. В XVII в. память Г. и К. была включена в святцы: Коряжемские (РГБ. Ф. 310. Унд. 237. Л. 208, 1621 г.), Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. Ф. 173. МДА. 201. Л. 320 об., сер. 50-х гг.), святцы с уставом (ГИМ. Син. 901. Л. 162, 2-я пол. XVII в.) и др. В 1-й пол. XVII в. наибольший интерес к духовному подвигу Г. и К. проявился в стенах Троице-Сергиевой обители. Это выразилось не только во включении их имен в святцы, но и в активной переписке в мон-ре Сказания об обретении мощей Г. и К., службы священномученикам, Жития прп. Стефана Махрищского (РГБ. Ф. 304/I. 635. Л. 39-110 об., нач. XVII в.; 692 и др.). Имена священномучеников внесены в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) . Ист.: Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-38; Коноплёв Н. [А. ], свящ. Святые Вологодского края//Там же.

http://pravenc.ru/text/166842.html

Проложные редакции Жития Г. не изучены. Одна из них - собственно Проложная редакция (опубл. А. И. Пономарёвым) - является результатом радикального сокращения Минейной редакции, другая - Редакция печатного Пролога - зафиксирована в изданиях Пролога с 1659 г. и представляет сокращенный и обобщенный вариант собственно Проложной редакции. Преподобные Антоний Великий, Григорий Пельшемский и Кассиан Авнежский (?). Фрагмент иконы " Спас Великий Архиерей с предстоящими Вологодскими святыми " 1.я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Антоний Великий, Григорий Пельшемский и Кассиан Авнежский (?). Фрагмент иконы " Спас Великий Архиерей с предстоящими Вологодскими святыми " 1.я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Биография Г. Святой происходил из боярского рода, представители к-рого служили галичским князьям («от славных родитель болярска роду, иже многым богатством и славою живущим, и от князь почтени» - РГБ. Ф. 304/1. 693. Л. 154). (Год рождения святого, отмеченный в Минейной редакции,- 1322 - не может быть признан достоверным.) В Житии прп. Дионисия Глушицкого приведено прозвище Г.- Лопот, т. е. крик, плач. В Первоначальной редакции рассказывается о том, что Г., от юности возлюбив Бога, не увлекался детскими играми, не принимал почестей от слуг, но прилежал чтению священных книг. Вскоре он решил оставить мир и удалился в «великый монастырь Святыя Богородица в Галицкой державе близ езера», где и принял монашество (Там же. Л. 154 об.). В Минейной редакции и в Редакции сборников более подробно рассказывается о постриге святого. В Редакции сборников сообщается, что, когда юноше было 15 лет, родители решили женить его, но свадьба не состоялась из-за внезапной кончины родителей. Похоронив их, юный боярин раздал имение нищим и отпустил холопов на свободу, наделив каждого частью своей собственности. Затем юноша удалился в «великий» Богородицкий мон-рь близ озера, где принял постриг от не названного по имени архимандрита. В Минейной редакции утверждается, что уход Г. в мон-рь состоялся при жизни родителей, причем это никак не связывается с предстоящей женитьбой.

http://pravenc.ru/text/166551.html

Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские. Фрагмент «Спас Вседержитель с предстоящими святыми». Нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские. Фрагмент «Спас Вседержитель с предстоящими святыми». Нач. XIX в. (ВГИАХМЗ) По версии игум. Иоасафа, Г. и К. были убиты в 1392 г., во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край. Однако в 1392 г. Вологодская земля не подвергалась разорению; не существовало тогда и казанских татар, ханство к-рых образовалось в сер. XV в. Указанный год смерти святых сомнителен еще и потому, что, как и в случае с нек-рыми учениками прп. Сергия Радонежского, он, возможно, приурочен к кончине преподобного; или дата - 6900 (1392) г.- может быть недописана (в отношении десятков и единиц). Более близким к действительности представляется рассказ о кончине преподобных во 2-й редакции Сказания, согласно к-рому Г. и К. были убиты разбойниками Василием Тяжеловым и Иваном Чурчиным, хотевшими завладеть монастырским имуществом. Расправившись с Г. и К., разбойники подожгли обитель (огонь не тронул останки священномучеников) и захватили ее. Обосновавшись в монастырских зданиях, Тяжелов и Чурчин создали шайку (в к-рую вошли неск. бывш. насельников мон-ря) и совершали набеги на окрестные села и мон-ри (о разбойниках говорится также в Житии прп. Дионисия Глушицкого), «многия злыя дела и пакости деяху, грабяху насильно, убиваху и баб уводяху любодействовати». Крестьяне соседних земель собрались, чтобы расправиться с насильниками, к-рые, после того как окончательно сожгли все монастырские постройки, бежали к своему прежнему пристанищу - сельцу Росцину, где они были пойманы и казнены. Сожженный мон-рь долгое время не возобновлялся, место, где он стоял, поросло лесом, Г. и К. были забыты. В 1524 г. авнежский крестьянин Гавриил решил сделать здесь подсеку для пашни. Когда он стал жечь на месте вырубки хворост, то увидел, что небольшая поляна остается не тронутой огнем. Все его попытки выжечь подсеку на следующий день также были безуспешны.

http://pravenc.ru/text/166842.html

1895. Кн. 4. С. 23-34; Описание о российских святых. С. 127-128. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 62; Волков П. Сказание о упраздненном Троицком Авнежском мон-ре и о преподобных его основателях//Вологодские ГВ. 1848. 8. С. 83-85; 9. С. 93-95; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. Чернигов, 1863. С. 92-93; Мелетий, иером. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком мон-ре Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. 10. С. 351-359; 11. С. 383-406; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 438-439, 529; Ч. 2. С. 35, 44, 211; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 136-137; Ключевский. Древнерусские жития. С. 278-280; Верюжский. Вологодские святые. С. 86-103; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 84-85; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966 (по указ.); Колобанов В. А. Владимиро-Суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 52-53; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 207-208; Дмитриева Р. П. Варлаам//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф//Там же. С. 407-408 [Библиогр.: с. 408]; Свистунов М. А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком мон-ре: (Легенды и факты). Вологда, 1991. А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко Иконография Прмч. Григорий Авнежский (в нижнем ряду в центре). Фрагмент иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского». 2-я пол. XIX в. (ТСЛ) Прмч. Григорий Авнежский (в нижнем ряду в центре). Фрагмент иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского». 2-я пол. XIX в. (ТСЛ) Ранние и единоличные иконы Г. и К. в наст. время неизвестны. В иконописных подлинниках посл. трети XVII - 1-й пол. XIX в., где внешность Г. уподобляется, как правило, прп. Димитрию Прилуцкому, а внешность К. сравнивается со свт. Николаем Чудотворцем или прп. Сергием Радонежским, облик святых описан под 15 июня: «Кассиан преподобный надсед, кудреват, брада Сергиева» (РНБ. Погод. 1930.

http://pravenc.ru/text/166842.html

Три года прожил он, не отходя от гробов святых, и при возобновлении монастыря постригся в монахи под именем Алексея и долгое время служил пономарем. Преподобные Григорий и Кассиан еще при самом обретении святых мощей их, в явлениях своих Феодору и Ивану Рылу, требовали устроения церкви над их гробами, они и впосдедствии выражали желание и надежду на возобновление своей обители. Но потому ли, что место считалось собственностью Махрищской обители, а она не имела средств на возобновление отдаленной и забытой пустыни, или потому, что Авнежские жители, некогда удалившие от себя пр. Димитрия Прилуцкого из опасения за свои земли, и ныне, но тем же причинам, не желали и противодействовали устроению церкви и монастыря, только прошло еще более тридцати лет, в течении которых мощи преподобных по прежнему охраняла одна малая часовня, хотя от мощей постоянно совершались благодатные исцеления. Уже когда слава о них дошла до Москвы и имя преподобных, по выражению жизнеописателя, повсюду, яко некое освящение, обношашеся, царь Иоанн Васильевич послал Варлаама, игумена Махрищского монастыря, для возобновления обители. Он дал ему для этого средства из своей царской казны, послал с ним богатый покров на гробницу преподобных и приказал построить церковь во имя св. Троицы и великомученика Георгия, как было при жизни преподобных. Игумен Варлаам поспешил исполнить волю Государя и в 1560 году построил церковь . Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия, страдавшего умоисступлением и помешательством; в благодарность за свое исцеление Акакий присоедннился к рабочим, трудившимся над постройкою церкви. Митрополит Макарий, получивши донесение о том, что церковь построена и монастырь основан, снова послал игумена Варлаама освятить их и вместе поручил ему собрать самые точные и верные известия об обртении мощей и о чудесах преподобных, что он и исполнил. При многолюдном стечении народа со всем окрестным духовенством Варлаам освятил церковь в том же году в праздник Покрова Богородицы, при чем был свидетелем нового чуда преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010