В конец, псалом Давиду, 39. Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тйны, и постави на камени позе мои, и испр ви стопы моя, и вложй во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестйх и глап iax, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел есй, тело же свершйл ми еси, всесожж ний и о гресе не взыскал есй. Тогда рех: се приид, в главйзне кнйжне пйсано есть о мне: еже сотворйти волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестйх правду в церкви велйцей, се устнам мойм не возбраню: Господи, Ты разумел есй. Правду Твою не скрых в сердце моем, йстину Твою и спасение Твое рех, не скрых мйлость Твою и йстину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удалй щедрот Твоих от мене: мйлость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, ймже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ο, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защйтитель мой еси Ты, Боже мой, не закоснй. ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ Преподобный Оптинский старец Амвро сий родился 2 3 ноября 1812 года в се — ле Большая Липовица Тамбовской губернии и был наречен Александром в честь благоверного князя Александра Невского, память которого праздновалась в тот день. Его отец Михаил Федорович Гренков был сельским дьячком, а мать Марфа Николаевна занималась воспитанием детей. Александр рос живым и резвым мальчиком, любил детские забавы и шумные игры. Все воспитание детей в семье проходило в строго религиозном направлении. Отец брал Александра с собой в церковь, где юный отрок читал и пел на клиросе. Любили в семье и чтение божественных книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Амвросий Оптинский Амвросий Оптинский (Гренков) (1812–1891) – святой преподобный (память 3/16 октября и 10/23 октября). Великий старец Оптиной пустыни. Множество людей всех сословий, званий и положений обращались к нему за духовной помощью. Обладал высочайшей духовностью, всеобъемлющей опытностью, широким кругозором, мог дать совет по любому вопросу как в области духовной, так и в житейской, мог утешить и успокоить всякого человека. Притом что сам он, подверженный тяжелому недугу, в течение многих лет был практически прикован к постели. Имел большое духовное влияние на философов и писателей К.Н.Леонтьева, Ф.М.Достоевского. Приезжал к нему и Л.Н.Толстой, однако не за советом или духовной поддержкой, а для того, чтобы вручить «евангелие» собственного сочинения. Узнав об этом, сестра писателя, монахиня Шамординского монастыря Мария сказала о своем брате: «Гордость сатанинская». Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Во-вторых, на вышеприведенные слова вашего N., приписывающего Господу Иисусу Христу слово «не убий», ответим, что Господь вовсе этой заповеди не давал, а только привел эту заповедь из Ветхого Завета: «Вы слышали, что сказано древним (то есть в Ветхом Завете): не убий " . Подлинная же заповедь Господа следующая: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Ср.: Мф. 5: 21–22 ). Вот видите, что Господь запрещает не убийство, запрещенное еще в Ветхом Завете, а как Совершитель закона старается искоренить из сердца человеческого самую страсть гнева, отчего люди доходят иногда и до убийства. Из сего, в-третьих, можно видеть, что Господь, преподавая людям заповедь не гневаться, вел здесь речь вовсе не о войне, так как Он и пришел на землю не для того, чтобы основать видимое государство, и не для того, чтобы писать государственные законы, а для того, чтобы спасти людей, и потому был учителем нравственности и преподавал людям нравственные уроки, которые относились, как и теперь относятся, к каждому лицу в частности. По-нашему, попросту, можно выразиться так: при исполнении заповедей евангельских каждый смотри сам за собой, тогда и дело будет хорошо. Поэтому и Господь предостерегал людей, даже с угрозой, говоря: «Не судите, да не судими будете» ( Мф. 7: 1 ), направляя последователей Своих к тому, чтобы более внимали себе и своему спасению. Еще N. вам говорит, что развод между супругами запрещен Господом Иисусом Христом. Читаем собственные слова Господа: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» ( Мф. 5: 32 ). Из сего каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться, а в противном случае связывать супругов неудобно. Сему правилу следует и Св. Церковь . Пишете еще, что N. ваш находит учение Христово далеко не совершенным. Оно кажется таким для людей неверующих и потому небрегущих об исполнении животворных заповедей Христовых. А кто в простоте сердца верует и по силе и возможности старается направлять жизнь свою по закону Христову, тот собственным опытом убеждается, что совершеннее сего учения никогда не было и быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Гренков 78 и протопр. И.Л. Янышев 79 . Православное название нашей науки – нравственное богословие, воспроизводит католическое как более соответствующее существу предмета. Как бы то ни было, принимая во внимание этимологическое значение слова нравственность в вышеуказанных (русском, латинском, греческом и древне-индийском) языках, под понятием нравственности должно разуметь согласное с нравственным законом Божиим, как нормой человеческого поведения, более или менее прочное настроение воли человека, возбуждающее в нем известные приятные чувствования и выражающееся в известных внешних действиях или поступках 80 . Это более или менее постоянное и устойчивое настроение воли человека, выражающееся во внешних его действиях, можно уподобить тому дереву, о котором Иисус Христос сказал, что «его можно узнать по плодам его» ( Мф.7:17–20 ). Как всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые, так и нравственное качество данного настроения человека определяется известными его поступками, выражающими это настроение. Что же касается тех чувствований, приятных или неприятных, которые вызываются в человеке данным настроением его воли и свидетельствуют в свою очередь о качественном достоинстве как самого настроения, так и его выражения в поступках, то их можно сравнить с тем оком в душе человеческой, о котором Господь говорил, что оно «есть светильник для тела». «Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Мф.6:22–23 ). Так понимаемую нравственность нужно отличать от существующих у каждого народа нравов и обычаев. Каждый человек, как известно, вырастает в футляре нравов и обычаев, обвивающих его, как пеленки обвивают младенца. В форме нравов и обычаев норма для действий воли человека выступает как нечто уже совершенно принятое, привычное в человеческом обществе. Поэтому нравственность не исчерпывается нравами и обычаями, которые касаются больше видимых действий и внешнего образа жизни, чем внутреннего настроения воли человека или того, что собственно составляет предмет нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Некоторые под словами труды плодов твоих разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл одинаковый с вышесказанным, то есть что человек вначале делает и каким путем ходит, то впоследствии или облегчает его участь или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: «Усердно приноси Христу труды юности твоей и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости». А нерадящие в юности воздыхают в старости своей. 4. КАК ПОДРАЖАТЬ БОГУ Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф. 5: 1 ). Истинные христиане могут подражать Богу исполнением особо следующих трех Евангельских заповедей: 1 . Господь глаголет во Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд...». «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Лк. 6: 36 ; Мф. 5: 45 ). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А, во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений. 2 . Святой апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. 1: 14–16 ). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души. 3 . Сказано в Евангелии от Матфея: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5: 48 ). Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина , состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку; но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял всё, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать» ( Лк.17: 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Продавцы карманных записных книжек спрятали их в карманы. Цепочки от часов и вилки для поджаривания гренков продавались по пониженной цене, а на пеналы и губки спроса вовсе не было. Предоставив Сэму Уэллеру спасать багаж от семи-восьми носильщиков, которые неистово на него набросились, как только карета остановилась, и убедившись, что они приехали минут на двадцать раньше, чем следовало, мистер Пиквик и его друзья нашли приют в зале для пассажиров – последнем пристанище человеческой скорби. Зал для пассажиров в «Погребе Белого Коня», конечно, не комфортабелен, иначе он не был бы залом для пассажиров. Комната эта расположена направо от входа, и в нее как будто ввалился честолюбивый кухонный очаг в сопровождении мятежной кочерги, щипцов и совка. Она разбита на отделения для одиночного заключения пассажиров и снабжена часами, зеркалом и живым сервантом, каковой предмет обстановки содержится в маленькой конуре для мытья стаканов, в углу комнаты. Одно из отделений было занято на сей раз человеком лет сорока пяти, с сердитыми глазами, блестящей лысиной, обрамленной довольно густыми черными волосами, и с большими черными бакенбардами. Его коричневый сюртук был застегнут до подбородка, а большая дорожная шапка из тюленьей кожи, пальто и плащ лежали на скамье подле него. Когда вошел мистер Пиквик, он оторвался от своего завтрака со свирепым и решительным видом, преисполненным достоинства; осмотрев критически этого джентльмена и его спутников, к своему полному удовлетворению, он начал сквозь зубы напевать какой-то мотив, как бы желая выразить подозрение, что его хотят задеть, но из этого ничего не выйдет. – Лакей! – крикнул джентльмен с бакенбардами. – Сэр? – отозвался человек с грязным лицом и таким же полотенцем, вылезая из вышеупомянутой конуры. – Еще гренков. – Слушаю, сэр. – С маслом, не забудьте, – свирепо сказал джентльмен. – Сию минуту, сэр, – ответил лакей. Джентльмен с бакенбардами продолжал напевать себе под нос и в ожидании прибытия гренков подошел к очагу и, заложив под мышки фалды сюртука, посмотрел на свои башмаки и задумался. – Интересно, где останавливается в Бате эта карета, – тихо сказал мистер Пиквик, обращаясь к мистеру Уинклю. – Гм... э... что такое? – проговорил незнакомец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Не так велась речь с другим оппонентом, профессором нравственного богословия Гренковым. Последний хотел просто поговорить с магистрантом относительно того, что ему, как человеку образованному, показалось в исследовании диспутанта наводящим на некоторые вопросы и недоумения. Этих вопросов и недоумений у г. Гренкова оказалось немало. Ему казалось, что магистрант не сделал точного, прямого определения учения о метемпсихозе, без чего душе-переселение представляется и нравственно-религиозною доктриною, и философским учением и просто вульгарным поверием. Диспутант отвечал, что учение o душе-переселении было всем этим и потому он считал невозможным сделать такое определение, какое бы желалось оппоненту. Г. Гренков говорил еще, что ему кажется, что учение древних о душе-переселении было не более как аллегорией и что вообще магистрант придал ему большее значение, чем оно имело в действительности. На последнее диспутант заметил, что это вообще удел всех, занимающихся чем-либо специально, а в опровержение первого указал несколько фактов. Г. Гренков спрашивал еще диспутанта, почему он не воспользовался сведениями о погребальных обрядах, в которых заключается весьма много, касающегося до учения о душе-переселении. Диспутант отвечал на это, что тогда его сочинение должно бы сделаться слишком громадным и, пожалуй, наполниться хламом, не могущим иметь никакого научного значения. Оппонент заметил, что можно было бы многое оставить из того, что теперь имеется в исследовании диспутанта, напр. представление полных мировоззрений индейцев, египтян, персов и проч. полных философских систем. Но за необходимость представления учения о душе-переселении в связи с цельным мировоззрением древних народов и философов вступились даже многие другие профессора, между прочим, и г. Снегирев. Повидимому удовлетворяемый ответами диспутанта, г. Гренков, не давая ничего положительного со своей стороны для разрешения предлагаемых им вопросов, быстро переходил от одного вопроса к другому, более глубокому. По поводу заметки об отсутствии критики учения о душе-переселении, он, напр., возбудил вопрос об отношении христианского учения о мытарствах к древнему языческому учению о душе-переселении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Это, прежде всего, обнаружилось во время публичных прений при защите диссертации 1-го октября 1874 года, собравших небывалое число слушателей и доставивших всем большое научное и эстетическое удовольствие. Отчеты об этом диспуте были напечатаны в лучших петербургских и московских газетах, а в некоторых духовных журналах, напр., в «Христианском Чтении», он был описан со стенографической точностью 14 . Книга «Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству» быстро сделалась достоянием многочисленных читателей. В духовных же школах ею зачитывались. Церковная печать приветствовала эту ученую работу, как вклад в науку, как новое доброе семя на «заброшенном поле» нравственного богословия. Профессор Гренков в обширном отзыве о диссертации А.Ф., после многих справедливых, а, отчасти, и ошибочных критических замечаний, метко указал заслугу автора: «мы глубоко благодарны автору за его ученый труд, – он вызовет, вероятно, не одно наше скромное слово. Мы смотрим на это сочинение, как добрый знак начала ученой разработки нравственного богословия, и г. Гусев является истинным предтечею этого желаемого нами направления, или – как мы назвали его в начале – пионером науки о христианской нравственности» 15 . Больше всего подвергся нападениям высказанный А.Ф. «новаторский» взгляд на христианский аскетизм. Профессор Гренков на семнадцати страницах доказывал ошибочность этого взгляда. По его мнению, А.Ф. в суждениях о христианском аскетизме допустил коренную методологическую ошибку. Вместо того чтобы составить понятие об аскетизме путем изучения исторически известного аскетизма в его различных типах, автор диссертации выдвинул свою идеальную точку зрения и явился «не моралистом-историком, а моралистом-реформатором» 16 . По данным аскетической литературы, подвижники жестоко истязали тело (Макарий, Евсевий, Виссарион), презирали собственность, смотрели на брак, как на терпимое явление в среде несовершенных 17 . Сам профессор Гренков не высказал определенного и положительного мнения об основном мотиве аскетической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Проф. Гренков стоял за необходимость анализа исключительно исторической стороны христианского аскетизма потому, что он считал христианский идеал в самом себе, в его существе точно неопределимым, неуловимым, – выдвигая почти исключительно в характеристике его стороны формальные – бесконечность, универсальность, вечность, – и стушевывая его реальную сторону, его конкретное содержание. 342 Этот взгляд, представляя собой несомненную крайность, совершенно понятен и объясним исторически, как реакция схоластической дробности, излишней реальности и осязательности, – с какими чертами обычно изображался в то время в Нравственном Богословии христианский идеал, который представлялся именно в виде вполне точных, слишком конкретных правил и определенных предписаний. Следовательно, как А. Ф. Гусев , так и А. И. Гренков оба в своих суждениях о методах раскрытия вопроса о христианском «аскетизме” впадали в крайности и преувеличения. 2 . Α. Ф. Гусев неточно и не вполне определенно представляет самый объем понятая «аскетизма”, самое его содержание и, вместе с тем, отводит «аскетизму“ в целом нравственном мировоззрении христианства не такое место и значение, какие несомненно принадлежат ему на самом деле. И прежде всего в этом отношении мы не видим у А. Ф. последовательности и определенности. Чаще всего терминам «аскетизм“, «аскетический» А. Ф. придает узкий, специальный смысл, отожествляя его, по-видимому, с монашеством. Вот пример. «Христианство не только не против аскетизма с его отличительными явлениями: всегдашним действом и нищетой, но дает ему одинаковое место со всеми другими формами обнаружения христианской жизни. Тогда как буддизм поставляет существо праведной жизни в аскетизме и тем отрицает все иные формы праведной жизни, христианство отнюдь не ставит аскетическое служение делу царствия Божия выше всякого другого“. 343 Иногда «аскетический“ образ жизни у автора противополагается брачному состоянию, 344 и, следовательно, под аскетизмом он разумеет безбрачие κατ’ ξοχν. Между тем даже в аскетической патристической письменности подвиг проводящих жизнь в мире и живущих в браке, но стремящихся к сохранению целомудрия также иногда мыслится в понятии ασκησις. 345

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Разделы портала «Азбука веры» Амвросий Оптинский (Гренков) Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Семейные тяготы должно переносить, как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой. Читать в библиотеке: Советы супругам и родителям — преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 41  чел. Всего просмотров 2.1 млн. Всего записей 582 ©2024 Азбука супружества к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/semya/sovety-suprugam-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010