После смерти патриарха Иерофея в июне 1882 г. появилась возможность возвести на престол пророссийски ориентированного предстоятеля, в С.-Петербурге называли кандидатуру архиеп. Никодима, настоятеля Иерусалимского подворья в Москве. Эта перспектива вызывала сопротивление святогробцев, к-рые спешно нарекли в патриархи Фотия, 28-летнего архимандрита со скандальной репутацией (впосл. патриарх Александрийский). Выбор шокировал даже греч. общество, а Порта отказалась утвердить эту кандидатуру. В итоге после 14 месяцев напряженной борьбы Патриарший престол занял Никодим (1883-1890). Однако, хотя патриарх Никодим и не позволял себе резких антирус. выпадов, его политика в отношении араб. паствы и рус. присутствия в Палестине в целом не отличалась от позиций предшествующих патриархов. Утратив поддержку России и не имея опоры в османской администрации, патриарх Никодим был бессилен справиться с оппозицией Святогробского братства и под его давлением в 1890 г. объявил об отречении от престола (Выход в отставку иерус. патр. Никодима. Выборы нового патриарха//СИППО. 1891. Т. 2. С. 1-10; Суворин. 1898. С. 14-16; Hopwood. 1969. P. 193-194; Лисовой. 2006. С. 318-326). Избрание его преемников Герасима (1891-1897) и Дамиана (1897-1931) прошло без политических потрясений. Российская дипломатия в 90-х гг. XIX в. больше стала интересоваться проблемами Антиохийского Патриархата, где араб. национальное движение было значительно сильнее, чем в Палестине, и сумело в 1899 г. вернуть Патриарший престол арабам. Новый всплеск греко-араб. противоборства в ИПЦ произошел после младотур. революции, стимулировавшей политический подъем на араб. Востоке. Осенью 1908 г. в Палестине начались выступления правосл. арабов с требованиями уравнения в правах арабов и греков, допуска местных уроженцев на ответственные церковные посты и создания Смешанного совета из духовенства и мирян для управления делами общины. Члены Свящ. Синода ИПЦ заподозрили патриарха Дамиана в соглашательстве с арабами и 13 дек. низложили его.

http://pravenc.ru/text/293788.html

В Российском государственном историческом архиве обнаружено дело «По Нижегородской конторе. О построении церкви в селе Федосьине», начавшееся 11 сентября 1843 г. и оконченное 31 октября 1851 г., в котором на 140 листах описана вся история строительства Ильинского храма. Дело было начато в Департаменте Уделов Министерства Императорского двора с получением Рапорта от 2 сентября 1843 г. 5305 Управляющего Нижегородскою Удельною конторою Коллежского Советника Бестужева-Рюмина «С представлением плана, сметы и приговора на построение церкви в селе Федосьине». В рапорте написано: «Смольковского Приказа приходские разных селений в селе Федосьине две деревянные церкви, холодная и теплая, с колокольнею сгорели 21 июля 1842 года. По желанию прихожан, из которых 324 души Удельных Смольковского Приказа и 196 помещичьих крестьян Князя Репнина, управляемая мною Контора поручила - удельному Архитектору Забнину, сообразно средствам их, проектировать план и фасад на сооружение в селе Федосьине Балахнинского уезда новой церкви с колокольнею, но уже каменной, и составить смету издержек, по справочным ценам, о которых истребована выписка из Нижегородской Губернской строительной комиссии. Составленный Архитектором план с фасадом церкви на 500 душ прихожан и смета были препровождены в Смольковский Приказ… Честь имею покорнейше просить Департамент Уделов, утвердить начальствующим предписанием возведение каменной церкви с колокольней в селе Федосьине, и предположенный прихожанам удельными крестьянами сбор на этот предмет». 18 декабря 1843 г. рапорт Управляющего Нижегородской конторою о постройке новой церкви в селе Федосьино был препровожден вместе с делом по сему предмету архитектору (Департамента Уделов, академику архитектуры, профессору Христиану Филипповичу) Мейеру с предписанием «ему исправить план с фасадом и сметами, если в чем окажется нужным, или же составив новые по правилам архитектуры представить в Департамент с возвращением всех приложений». 31 января 1844 г. архитектор Мейер докладывал в Департамент Уделов: «честь имею при сем возвратить план с фасадом, составленные Нижегородскою Удельною Конторою на построение каменной церкви в селе Федосьине, каковые я нахожу согласными с правилами и вкусом архитектуры принятой для греко-римских церквей». В этом же деле есть и чертеж с надписью: «План и фасад (на чертеже показан только фасад, плана нет) каменной церкви для постройки вновь селе Федосьине, Балахнинского Уезда. Ведомства Нижегородской Удельной Конторы. На 500 душ». На листе чертежа стоит резолюция Министра императорского двора и уделов светлейшего князя Петра Михайловича Волконского: «Исполнить. 17 Июня 1844. Министр Князь Волконский».

http://sobory.ru/article/?object=41215

Нужно было доставить более средств действовать на преобразование Греко-Униатского духовенства: и умножено число Греко-Униатских духовных училищ и распространён на Греко-Униатскую Церковь Именной Вашего Императорского Величества указ, от 6 декабря 1829 года Святейшему Синоду данный, по коему упраздняются малоприходные церкви, состояние духовенства улучшается и строгий выбор оного делается удобнее. Нужно было, наконец, совершенно отделить Униатов от Римских Католиков: и воспрещено Греко-Униатскому духовенству отправлять богослужение в Латинских церквах. Может быть ещё нужнее было поколебать навыки Униатов в прежнем порядке вещей и ослабить предубеждение против Греко-Российской Церкви: и последовало всеми Греко-Униатскими епископами составленное и подписанное положение их духовной коллегии, в коем признаны с замечательною резкой откровенностью, во услышание всего духовенства, изменения и нововведения, от частного своевольства в Греко-Униатской Церкви происшедшие; определено восстановить во всей первобытной чистоте установления и обряды богослужения Греко-Восточной Церкви, и приняты в руководство служебники и другие церковные книги, Греко-Российской Церковью употребляемые и в Московской типографии печатаемые. Многие из приведённых распоряжений могут быть неприятны, даже в начале и тягостны для Греко-Униатского духовенства: и должно было сделать их прежде для того особенно, чтобы отклонить впоследствии от Греко-Российского духовного начальства всякие за сие нарекания. Таким образом, со стороны Униатской почти уже всё приготовлено к важной мере подчинения Греко-Униатской Церкви Святейшему Синоду. Но к оной ещё не приготовлены Православные; и дабы сия мера не произвела с сей стороны вредных последствий, нельзя не принять мнения, изъявленного Московским митрополитом Филаретом, что нужно предварительно составить для Униатских дел особый комитет, коего целью будет: согласиться мало помалу и почти нечувствительно без особых объяснений в правилах касательно взаимных отношений Греко-Российской и Греко-Униатской Церкви, обдумать и приготовить меры, которые нужно принять впоследствии для успешного хода Униатского дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Я не могу удовлетворить вашему ко мне ходатайству о дозволении построить новую Греко-униатскую церковь в городе Дубне и отправлять богослужение для тамошних Греко-униатов в местном Римско-католическом костёле. Первое зависит от предварительного усмотрения местного губернского начальства, к которому и нужно прихожанам войти с прошением, во втором же отношении, я не имею никакого права, ибо Римские костёлы вовсе не подлежат моей власти, и я не могу дозволить подведомым мне священникам отправлять в оных богослужение, в противность последовавшего по сему предмету запрещения со стороны Римско-католического духовного начальства. Между тем, осведомляясь из письма вашего сиятельства, что Греко-униатский народ в городе Дубне, по неимению собственной церкви, лишён надлежащего по своему обряду богослужения и удовлетворенья духовными требами, я предписываю ныне же консистории, чтобы назначена была ближайшая от города Дубна Греко-униатская церковь , в которой бы священник Ольшанский мог отправлять богослужение для своих прихожан, пока старанием и пособием вашего сиятельства не будет сооружена для них особая церковь. Виленскому военному губернатору князю И.А. Долгорукову, от 26 апреля за 159, с мнением, по его отзыву, о восстановлении по церквам Греко-восточного богослужения Почтеннейшим отношением, от 20 истекшего апреля за 105, ваше сиятельство сообщаете на зависящее с моей стороны распоряжение, что по Минской губернии весьма многие из Греко-униатских духовных лиц вверенной мне епархии упорно уклоняются от установленных государственными узаконениями и духовными правилами обрядов Греко-российского исповедания. К несчастью, не соблюдение постановлений и обрядов богослужения Греко-восточной нашей Церкви есть общее не одной Минской губернии, но почти всем Греко-униатским церквам и духовенству, и происходит не столько от упорства сего духовенства, сколько от незнания оным помянутых постановлений и обрядов богослужения. Однако же, приняты уже решительные меры к восстановлению по Греко-униатской Церкви постановлений и обрядов богослужения Греко-восточной Церкви, кои и не преминут принести благие плоды. Между тем, ваше сиятельство согласитесь, что перевоспитать, так сказать, до тысячи трёхсот священников с причтами, изменить внутреннее устройство восьмисот Греко-униатских моей епархии церквей, обзавести оные нужными церковными книгами и священною утварью и облачениями – не есть дело одного или двух лет: а потому и надеюсь на снисхождение с вашей стороны, если действия по сей части не всегда будут соответствовать ожиданиям вашего сиятельства и, смею сказать, моим собственным. Литовской Греко-униатской консистории, от 2 мая за 162, о назначении в Минский девичий монастырь духовником иеромонаха Онышкевича, с тем, чтобы он приучился прежде в Жировицах к правильному богослужению

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

«Нужно было доставить более средств действовать на преобразование греко-унитского духовенства: и умножено число греко-унитских духовных училищ и распространен на греко-унитскую церковь именный Вашего Императорского Величества указ, 6 декабря 1829 года Святейшему Синоду данный, по коему упраздняются малоприходные церкви, состояние духовенства улучшается и строгий выбор оного делается удобнее». «Нужно было, наконец, совершенно отделить униатов от римских католиков: и воспрещено греко – униатскому духовенству отправлять богослужение в латинских церквах. Может быть еще нужнее было поколебать навыки униатов в прежнем порядке вещей и ослабить предубеждение против Греко-Российской церкви: и последовало всеми греко – унитскими епископами составленное и подписанное положение их духовной коллегии, в коем признаны с замечательною резкою откровенностью, во услышание всего духовенства, изменения и нововведения, от частного своевольства в греко – унитской церкви происшедшие, определено восстановить во всей первобытной чистоте установления и обряды богослужения Греко-Восточной церкви и приняты в руководство богослужебные и другие церковные книги, Греко-Российскою церковью употребляемые и в Московской типографии печатаемые». «Многие из приведенных распоряжений могут быть неприятны, даже в начале и тягостны для греко – унитского духовенства: но должно было сделать их прежде, для того особенно, чтобы отклонить впоследствии от грекороссийского духовного начальства всякие за сие нарекания». «Таким образом, кажется, все уже приготовлено со стороны униатской к важной мере подчинения греко-унитской церкви Святейшему Синоду. Но к оной еще не приготовлены сами православные. И дабы сия мера не произвела с сей стороны вредных последствий, нельзя не принять мнения, изъявленного Московским митрополитом Филаретом, что нужно предварительно составить для униатских дел особый комитет, коего целью будет: согласиться мало по малу и почти нечувствительно, без особых объяснений, в правилах касательно взаимных отношений греко-российской и греко-унитской церкви и обдумать и приготовить меры, которые нужно принять впоследствии для успешного хода униатского дела».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Нужно было приготовить делателей: и для Белоруссии назначен новый Православный Полоцкий епископ, которому предложено быть преемником управляющего ныне Белорусской Греко-Униатской епархией митрополита Булгака. Для Литвы, где нужно более осторожности и продолжительнейшего усилия, назначен епископ Семашко. Наконец, рукоположены три новые Униатские епископы, не только как надежные делатели в пользу Православия, но и как оплот переходу Униатов к Римлянам, в случае совершенного прекращения иерархического управления Греко-Униатской Церкви. Нужно было ослабить по возможности противодействие: и упразднена почти половина уже базилианских монастырей. Дозволено Греко-Униатским монахам, происходящим из Римского обряда, возвратиться в прежний свой обряд, – чем и воспользовались более пятидесяти из них. Отменено по Униатской Церкви право ктиторства, по коему назначение к приходам священников сего обряда зависело от тамошних помещиков – Поляков-Римлян. Нужно было доставить более средств, действовать на преобразование Греко-Униатского духовенства: и умножено число Греко-Униатских духовных училищ. Распространён на Греко-Униатскую Церковь Именной Вашего Императорского Величества указ, от 6 декабря 1829 года Святейшему Синоду данный. Нужно было отделить, наконец, совершенно Униатов от Римлян: и воспрещено уже Греко-Униатскому духовенству отправлять богослужение в Римских костёлах. Нужно было поколебать доверенность Униатов к прежнему порядку вещей и ослабить предубеждение против Греко-Российской Церкви: и последовало всеми Греко-Униатскими епископами составленное и подписанное постановление Греко-Униатской коллегии, в коем признаны с резкой откровенностью, во услышание всего духовенства, изменения и нововведения, от частного своевольства по Греко-Униатской Церкви происшедшие; положено восстановить по прежнему постановления и обряды богослужения Греко-Восточной Церкви; приняты в руководство служебники и другие церковные книги, Греко-Российской Церковью употребляемые и в Московской типографии печатаемые.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На основании сведений, заключающихся в представлении консистории, от 8 сего декабря за 6629, я предлагаю оной: 1) прихожан бывшего Луцкого базилианского монастыря, проживающих в деревнях Гнидаве и Рованцах, присоединить к Боголюбскому, проживающих же в городе Луцке и в деревне Яровице к Жидичинскому приходам; 2) прихожан бывшего Белостокского монастыря причислить к Озденижскому приходу; 3) прихожан, числившихся за Дубенским монастырём, приписать к Дубенскому же местному приходу; 4) прихожан, числившихся за Гощанским монастырём, приписать к монастырю Дорогобужскому, в том же Острогском уезде состоящему; 5) окончательное причисление прихожан бывшего Мильчанского монастыря приостановить впредь до доставления ко мне объяснений, требованных предложением моим, от 14 сего декабря; 6) именную роспись присоединяющимся ныне к соседним церквам прихожанам включить в церковные реестры тех приходов, к коим они причислены; 7) книги, священные облачения и другую церковную утварь упразднённых монастырей внести также в церковные инвентари сих последних приходов по принадлежности; и 8) чудотворную икону св. Николая, бывшую в Белостокском монастыре, о которой с давнего времени производится дело между Греко-российским и Греко-униатским духовенством, передать в Белостокскую Греко-российскую церковь , коей она и прежде принадлежала. В Греко-униатскую коллегию, от 23 декабря за 393, с представлением о передаче Туминской по-монастырской церкви в ведение Греко-российского духовенства Греко-униатская коллегия, из уважения, что по прежним ведомостям показываемо было при Туминском монастыре некоторое число Греко-униатских прихожан, положила сих прихожан, равно и церковь упразднённого Туминского монастыря приписать к соседнему Греко-униатскому приходу. Ныне, местный благочинный доносит, что ни одно лицо Греко-униатского обряда не принадлежало к церкви Туминского монастыря, и что он принуждён был церковь сию отдать в ведение настоятеля Яблонецкой церкви, отстоящей в 14 верстах от Тумина, ибо бывший Туминский монастырь окружён Православным народом. Принимая в уважение, что означенная церковь Туминского монастыря совершенно не нужна для Греко-униатского народа и что она, будучи удалена от надзора Греко-униатского духовенства, должна непременно подвергнуться запустению, я долгом поставляю представить на разрешение коллегии, не благоугодно ли будет сделать распоряжение об отдаче сей церкви в ведение местного Греко-российского духовенства. Литовской Греко-униатской консистории, от 23 декабря за 399, об употреблении предназначенных на усиление консисторского штата денег из оклада, получавшегося епископом Яворовским, на устройство более приличного помещения для консистории и награду чиновникам

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Многие из приведённых распоряжений неприятны и даже тягостны для Греко-Униатского духовенства; и предварительное издание оных нужно было потому особенно, чтобы отклонить впоследствии от Греко-Российского духовного начальства всё, что в сих распоряжениях ненавистно для Униатов. Таким образом, всё, кажется, уже приготовлено со стороны Униатской к важной мере подчинения Греко-Униатской Церкви Святейшему Правительствующему Синоду. Но к оной ещё не приготовлены Православные; и дабы мера сия не произвела с сей стороны вредных последствий, я вполне соглашаюсь с мнением высокопреосвященного Московского митрополита Филарета, что нужно предварительно составить по Униатскому делу особый комитет, целью которого будет: объясниться во взаимном положении и соотношениях Греко-Российской и Униатской Церкви и обдумать совокупно меры, которые нужно будет принять впоследствии для успешного хода Униатского дела. Если Вашему Величеству благоугодно будет соизволить Высочайше на приведение в действо сего предположения, то я полагал бы означенный комитет составить из следующих лиц:… Следуя по Униатскому делу стезёю благоразумной постепенности, которой правительство до сих пор придерживалось, первою мерою, вскоре после открытия комитета, будет подчинение Греко-Униатских учебных заведений комиссии духовных училищ. В комиссию сию весьма будет полезно назначить одного или двух членов из Греко-Униатского духовенства, в числе коих и самого митрополита Булгака. Таковое подчинение не может произвести никакого вредного впечатления, между тем как от оного предвидятся самые хорошие последствия. Духовенство Греко-Униатское сблизится с Греко-Российским; самое важнейшее средство преобразования Униатов, то есть, воспитание духовного Греко-Униатского юношества, перейдёт во власть Православного духовного начальства; взаимные соотношения обоих обрядов сольются, и приготовятся умы к самой важнейшей мере по Униатскому делу, то есть, к подчинению Униатов Святейшему Синоду. Сия последняя мера будет уже совершенно решительною. Она даст невозвратное направление Униатскому делу; свяжет Греко-Униатскую Церковь с Православною неразрывными узами; поставит сильный оплот влиянию Поляков и Римлян на Униатские дела; наконец, отдаст в распоряжение Греко-Российского духовного начальства все способы действовать на окончательное присоединение Униатов к Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Наибольшее количество В. к. Ц. (13 из 22) исторически связано с Поместными Православными Церквами. Заключенная в 1596 г. Брестская уния , ставшая основой для образования совр. Украинской и Белорусской греко-католических Церквей, явилась образцом для Ужгородско-Мукачевской унии (1646) и Мармарошских уний (1687-1720) в Закарпатье, положивших начало Русинской греко-католической Церкви. В 1698 г. в результате унии, принятой правосл. духовенством Трансильвании в Дьюлафехерваре (см. ст. Алба-Юльское национальное церковное собрание 1948 г. ), возникла Румынская греко-католическая Церковь. В 1777 г. для окормления перешедших в католицизм правосл. сербов и русинов папой Пием VI была создана греко-католич. епархия Крижевци (совр. Хорватия), ныне являющаяся отдельной В. к. Ц., в юрисдикцию к-рой входят греко-католики, проживающие на территории бывш. Югославии, за исключением Македонии, где в янв. 2001 г. была образована Македонская греко-католическая Церковь. В 1818 г. в Русинской греко-католической Церкви папа Пий VII учредил Прешовскую епархию, из к-рой впосл. развилась Словацкая греко-католическая Церковь. В связи с начавшимся национальным движением венг. униатов в 1873 г. был основан греко-католич. викариат в Хайдудороге, преобразованный в 1912 г. папой Пием Х в самостоятельную епархию Венгерской греко-католической Церкви. В Российской империи после издания в 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» для пребывавшего на нелегальном положении небольшого числа рус. католиков визант. обряда появилась возможность легализации. В 1908 г. по предложению Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого папа Пий Х одобрил создание миссии греко-слав. обряда в Российской империи. С 1909 г. в С.-Петербурге открыто действовал первый приход Русской католической Церкви, канонически утвержденной Римом после организации экзархата рус. католиков визант. обряда в 1917 г. Патриарх Мелькитской католической Церкви Григорий III Лахам. Фотография. 2001 г. Патриарх Мелькитской католической Церкви Григорий III Лахам. Фотография. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Нужно было доставить более средств действовать на преобразование Греко-Униатского духовенства: и умножено число Греко-Униатских духовных училищ, и распространён на Греко-Униатскую Церковь Именной Высочайший Указ, от 6 декабря 1829 года Святейшему Синоду данный, по коему упраздняются малоприходные церкви, состояние духовенства улучшается, и строгий выбор оного делается удобнее. Нужно было, наконец, совершенно отделить Униатов от Римских Католиков: и воспрещено Греко-Униатскому духовенству отправлять богослужение в Латинских церквах. Может быть ещё нужнее было поколебать навыки Униатов в прежнем порядке вещей и ослабить предубеждение против Греко-Российской Церкви: и последовало всеми Греко-Униатскими епископами составленное и подписанное положение их духовной коллегии, в коем признаны с замечательною резкой откровенностью, во услышание всего духовенства, изменения и нововведения, от частного своевольства в Греко-Униатской Церкви происшедшие; определено восстановить во всей первобытной чистоте установления и обряды богослужения Греко-Восточной Церкви, и приняты в руководство служебники и другие церковные книги, Греко-Российской Церковью употребляемые и в Московской типографии печатаемые. Многие из приведённых распоряжений могут быть неприятны, даже вначале и тягостны для Греко-Униатского духовенства: и должно было их сделать прежде для того особенно, чтобы отклонить впоследствии от Греко-Российского духовного начальства всякие за сие нарекания. Когда таким образом по министерству внутренних дел приготовлялись меры для успешного приведения Униатского дела к предположенной цели, Православное духовенство, одушевлённое ревностью и, угадывая намерения Государя Императора , некоторые гражданские чиновники, тем же духом руководимые, избрали для достижения той же цели, по-видимому, кратчайший и для всех более понятный способ, то есть, частное обращение Униатов к Православию, посредством миссионерских и полицейских мер. Успех, однако же, присоединения сим образом около пятидесяти тысяч Униатов, почти исключительно в казённых и русскими помещиками владеемых имениях, не совершенно радовал министерство внутренних дел. Не только оно считало обращение одного народа без духовенства не вовсе надёжным и прочным; не только ожидало, что успехи сии не могут быть продолжительны и остановятся на селениях, состоящих в ведении помещиков – Поляков и Католиков, для обуздания противодействия коих нужны будут меры более резкие; но особенно в сих частных присоединениях видело оно истинное препятствие успеху дела о присоединении общем Униатов, по одобренному Его Императорским Величеством и в течение более шести уже лет исполняющемуся плану.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010