Отец Иоанн и матушка Елена — Почему вы решились на уход из Рижской Гребенщиковской общины? — Это решение не было принято внезапно, оно вызревало постепенно. Начинаешь понимать, что взгляды изменились, ты уже не тот, что прежде, и по совести нельзя оставаться на своем прежнем месте. Играть какую-то роль и быть неискренним не мог. Принимая решение, я понимал, что с точки зрения каких-то земных вещей теряю многое, в материальном отношении чуть ли не все. Большинство сегодняшних людей этого не понимают. Для них более актуален вопрос компромисса. Но есть разные компромиссы. Когда речь шла о проживании в Советском Союзе, где царила тотальная ложь во всем, и мы чувствовали себя как бы в полуподполье, — это одно. А тут получается уже сущностная ложь. Вместе со мной из общины вышло довольно большое число людей, и для них православный священник совершает особые службы древним чином в обычном православном храме. Конечно, наилучшим выходом было бы создание в Риге полноценного прихода старого обряда в Латвийской Православной Церкви. Но латвийским властям очень не хотелось иметь старообрядный приход, который, по их понятиям, был бы зависим от Москвы. — Что следовало бы перенять у старообрядцев? — У старообрядцев есть свои крайности. Обрядовые споры для наших предков были наполнены содержанием, а для сегодняшнего времени они многим просто непонятны. Но есть и безусловно ценное. Например, организация общин, внимание к составу церковного причта, к которому у старообрядцев относится и хор. И мне кажется, миссия людей, которые приходят из старообрядчества в Русскую Православную Церковь, может состоять в том, чтобы передать те ценности, которые старообрядцы сумели сохранить. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/vozrozhdenie-drevnerus...

В храме Троицы Живоначальной в Хорошеве в день иерейского рукоположения рукоположения Мои родители были близко знакомы с известным ученым-археографом Иваном Никифоровичем Заволоко, собирателем и знатоком всего, связанного с русской стариной и традициями старообрядчества. Он закончил Пражский Карлов университет, где собрался цвет русской эмиграции. Понимая, что в Советском Союзе идет тотальное разрушение культуры, а в прибалтийских странах, Польше, Восточной Пруссии, Румынии еще существовали старообрядческие деревни, в которых сохранялся старый уклад, в 30-е годы он предпринимал комплексные экспедиции, все собирал или фиксировал — и колыбельные песни, и орнаменты, и кулинарные рецепты, но прежде всего, конечно, древние книги и рукописи. Он попадал в такие места и разговаривал с такими людьми, с которыми у других ученых контакта не получалось. Потом из собраний Заволоко составился целый фонд в Древлехранилище Института русской литературы РАН. Я к Ивану Никифоровичу обращался за книгами, которые мы потом с ним обсуждали. Это был в чем-то весьма консервативный старообрядец, но с очень широким мышлением. Заволоко обладал врожденной толерантностью, в хорошем смысле слова. У него было много друзей в священном сане. И я рано получил хорошую прививку от неприязни ко всему иному и замкнутости, что наблюдается у некоторых старообрядцев сегодня. — Расскажите, как возникло решение получить образование в православном учебном заведении? — Когда начал понимать, что без Церкви жить не могу, что это мой путь, Заволоко (а он до ареста в 1940 году и получения на зоне инвалидности служил духовным наставником) меня благословил на то, чтобы я получил духовное образование. Он понимал, что важно получить именно систематическое образование. Настоятель Гребенщиковской общины Лаврентий Силантьевич Михайлов, большой знаток истории, богослужения и церковного пения, у которого были контакты и с митрополитами Никодимом, Питиримом, другими архиереями Русской Православной Церкви, тоже поддержал меня. У многих тогда была иллюзия, что в уже недалеком будущем удастся преодолеть проблему Раскола, который вообще-то нормального человека тяготит. В нем есть нечто совершенно противное учению Христа и пониманию Церкви.

http://pravmir.ru/vozrozhdenie-drevnerus...

В Риге торжественно отпраздновали 25-летие архиерейской хиротонии митрополита Рижского и всея Латвии Александра 24 июля 2014 г. 12:07 23 июля 2014 года полнота Латвийской Православной Церкви праздновала 25-летие архиерейской хиротонии митрополита Рижского и всея Латвии Александра . В этот день Предстоятель Латвийской Церкви возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе Рождества Христова г. Риги. Накануне в соборе владыка Александр совершил всенощное бдение. Его Высокопреосвященству сослужили прибывшие на торжества архиереи: архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий , епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр , а также благочинный Рижскоградского округа протоиерей Иаков Присяжнюк, секретарь Синода ЛПЦ архимандрит Иоанн (Сичевский), секретарь Виленской епархии по внешним связям протоиерей Владимир Селявко, клирики Латвийской Православной Церкви. За богослужением молились епископ Нарвский и Причудский Лазарь , настоятельница рижского Троице-Сергиева женского монастыря игумения Магдалина (Полын), а также многочисленные верующие. На Литургии Его Высокопреосвященству сослужили архиепископы Женевский Михаил, Виленский Иннокентий, епископы Даугавпилсский Александр, Нарвский Лазарь, а также протоиерей Иаков Присяжнюк, архимандрит Иоанн (Сичевский), протоиерей Владимир Селявко, настоятель Екатерининского храма города Пярну (Эстония) иеромонах Иона (Головастиков), клирики ЛПЦ. За богослужением молились игумения Магдалина (Полын), благочинная Рижской обители монахиня Сергия (Сачаво) и др. В храме присутствовали: делегация Римско-Католической Церкви Латвии во главе с архиепископом-митрополитом Збигневом Станкевичем, представитель Евангелическо-Лютеранской церкви Латвии епископ Лиепайского диоцеза Павилс Бруверс, председатель рижской Гребенщиковской старообрядческой общины А.А. Лотко, представитель мусульманской общины Латвии имам Мухамед-Али Шеверёв. Во время чтения часов по благословению митрополита Александра епископ Александр совершил хиротесию чтеца Фомы Шиклова во иподиакона. Хиротесия во чтеца была совершена накануне Предстоятелем ЛПЦ. По Евхаристическом каноне епископ Александр совершил хиротонию иподиакона Фомы Шиклова во диакона.

http://patriarchia.ru/db/text/3695296.ht...

Епископ Даниил был большим знатоком и ценителем церковного искусства. Прекрасно знал архитектуру, иконописью занимался на профессиональном уровне, будучи учеником известного старообрядческого иконописца Пимена Софронова, создавшего школу русской иконописи в Америке (именно это будущего владыку впервые сблизило со старообрядчеством). Епископ Даниил очень хорошо знал знаменное пение, в совершенстве владел Богослужебным Уставом. С другой стороны, он не был исключительно кабинетным интеллектуалом. Так, например, в молодости он серьезно увлекался парусным спортом. Таким образом, можно сказать, что от нас ушел один из последних представителей дореволюционного поколения. Тех людей, которые были не только глубоко энциклопедически образованными, но и имели определенную широту знаний, умение услышать и понять представителей иных точек зрения. И именно в этом отношении кончина епископа Даниила – это великая потеря для всей Церкви. А чем лично для Вас стала эта потеря? Владыка Даниил – это один из тех людей, которые сыграли самую глубокую и определяющую роль в моей жизни, в моем пути в Русскую Православную Церковь. Наверное, было бы преувеличением сказать, что он привел в Церковь тысячи старообрядцев, но сотни – совершенно определенно. Отец Иоанн, расскажите, а как Вы познакомились с Владыкой? Это было почти 20 лет тому назад, когда открылись границы, и мы смогли беспрепятственно посещать своих братьев по вере в других странах. Одним из таких визитов стала поездка в США, куда я, на тот момент глава крупнейшей на территории бывшего СССР беспоповской поморской Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, получил возможность познакомиться с жизнью старообрядческой Америки. На тот момент мы знали, что в США еще с довоенных времен существуют 4 поморские общины, но практически ничего не знали об общине единоверческой. И вдруг во время посещения поморцев города Ири штата Пенсильвания мы случайным образом узнали, что в этом же городе существует некогда отделившаяся от поморской старообрядческая община, присоединившаяся к Русской Зарубежной Церкви.

http://pravmir.ru/angel-irijskoj-cerkvi-...

В кон. 70-х гг. Б. стал секретарем еп. Анастасия, благочинным Донской и Кавказской, Клинцовской и Новозыбковской епархий, 28 мая 1983 г. еп. Анастасий возвел Б. в сан протоиерея. Являясь фактически секретарем и архиеп. Никодима, Б. деятельно участвовал в устроении жизни белокриницкого согласия в 1-й пол. 80-х гг.: подыскивал кандидатов на священные степени, участвовал в урегулировании взаимоотношений между старообрядческими общинами и гос. властью, посещал приходы, передавая распоряжения архиеп. Никодима, жившего в с. Ст. Добруджа в Молдавии. Б. активно интересовался историей старообрядчества, вел хронику совр. старообрядческой жизни, собирал и изучал рукописи и старопечатные книги, сотрудничал с археографами из Пушкинского Дома. В 1984 г. там был образован персональный фонд Б., куда старообрядческий священник начал передавать книги из своей коллекции. Б. интересовался вопросами древнерус. и старообрядческого церковного пения, собирал певч. рукописи, написал на эту тему неск. статей, первым описал «ветковский роспев» и особенности оформления гуслицких певч. рукописей (см. статьи: Ветка ; Гуслицкое письмо ). Б. был дружен с руководителями всех старообрядческих согласий, особенно с председателем московской Преображенской федосеевской общины библиофилом М. И. Чувановым , наставником рижской Гребенщиковской общины С. Михайловым. Б. поддерживал дружественные и деловые связи со мн. священнослужителями РПЦ: председателем Издательского отдела Московского Патриархата архиеп. Питиримом (Нечаевым) , Саратовским архиеп. Пименом (Хмелевским) , свящ. Александром Менем и др. К Б. обращались за консультациями мн. медиевисты. С нек-рыми учеными его связывала многолетняя дружба, в их числе - Д. С. Лихачёв , Н. Н. Покровский , А. М. Панченко, В. И. Малышев , Н. В. Понырко и др. Б. погиб в автокатастрофе, похоронен рядом с отцом на Рогожском кладбище. Деятельность Б. (под именем Геннадия Попкова) отражена в книгах Ф. Чащина «Тайна Белой Криницы» (Кишинёв, 1987) и «Белокриницкое согласие» (Кишинёв, 1990).

http://pravenc.ru/text/149409.html

Одним из лучших учеников Фролова был Пимен Максимович Софронов (1899–1973), уроженец Эстонии, прекрасно владевший старинной техникой иконописи и сумевший создать свой изобразительный стиль без нарушения традиций древнерусской школы. В 12 лет он поступил в иконописную школу Г.Е. Фролова. В 1930 г., после смерти своего учителя, он переехал в Ригу, где при Гребенщиковской общине открыл иконописную мастерскую. В это время его мастерство стало известно и в Европе. В 1932 г. по приглашению «Семинара имени Н.П. Кондакова » Софронов отправился в Прагу, где организовал курсы иконописи. Русское общество «Икона» в Париже предложило ему стать руководителем иконописной мастерской. В 1935 г. он переехал из Франции в Югославию, где организовал трехгодичную иконописную школу, затем переехал в Рим. Здесь он работал как иконописец и реставратор, здесь же состоялась и выставка его работ, причем 56 икон были приобретены для музея Ватикана. В 1947 г. Софронов переехал в США, где писал иконы для старообрядческих храмов, проводил выставки, публиковал статьи и читал лекции по вопросам иконописи. Из старообрядческих иконописцев, творивших в XX в. в Прибалтике, выделяется также имя Ивана Ипатиевича Михайлова (1893–1993). С 12-летнего возраста стал обучаться иконописи, учителем его был родной дядя – известный в то время поморский иконописец Иван Васильевич Михайлов. В 1929 г. Иван Ипатиевич, освоив технику и приобретя мастерство иконописания, обосновывается в Вильнюсе, выполняет многочисленные заказы. Его иконами украшен иконостас вильнюсского храма поморской общины, им отреставрирован иконостас 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины, к которому дополнительно написаны некоторые новые иконы. Образы его работы можно видеть во многих храмах и домах старообрядцев Литвы, Латвии, Белоруссии и даже США. Уже в 1930-е гг. ценители отмечали «искусное и точное письмо икон в главных сюжетах, а также и во всех деталях включительно до надписей». Признанный мастер за долгие годы выработал свой стиль, свою манеру письма, характерной чертой которой является тщательность исполнения и верность канонам древнерусской иконописи. Традиции И.И. Михайлова в настоящее время продолжают его ученики – поморские иконописцы Николай Портнов (Даугавпилс) и Георгий Яковлев (Вильнюс).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Пустозерск был большим религиозным и культурным центром. Еще в 1545 году, согласно грамоте Ивана Грозного, пожалованной Канинским и Тиманским самоедам, в Пустозерске имелось три церкви - Никольская, Преображенская, Введенская. В XVII веке их было уже четыре, в первой половине XIX века - пять. При церквях имелись библиотеки с духовной литературой. В XVIII веке, оставшись в стороне от ведущих торговых дорог, Пустозерск начинает переживать не лучшие времена. В 1780 году Пустозерский уезд был упразднен. Начало XX века Пустозерск (Городок) встречает как маленькая северная деревушка. В 1964 году из Пустозерска в соседнюю деревню Устье перевезён последний дом. Ныне на месте Пустозерска остались лишь кладбища со множеством крестов и памятные знаки, среди которых белокаменный обелиск (1964 г.) - дань памяти исчезнувшему городу. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года 624 Пустозерское городище 1499 года основания включен в список памятников истории и культуры, находящимся на государственной охране. В 1989 году на предполагаемом месте казни Аввакума и его сподвижников установлен деревянный памятный знак (автор М. Фещук), а в 1991 году старообрядцы Рижской Гребенщиковской древлеправославной общины поставили " осмиконечный " лиственничный крест. В настоящее время в деревне Устье, стоящей в нескольких километрах от Пустозерского городища, сохранилось несколько деревянных строений, перевезенных из Пустозерска в 1954-57 гг., в том числе и бывшая Преображенская церковь. Источники: ; http://vk.com/north_russ_komi В начале XIX века в Пустозерске взамен обветшавшего соборного храма 1686 года постройки на средства прихожан начато строительство новой Преображенской церкви. В неё, по окончании строительства в 1837 году, вероятно, были перенесены иконы из старого собора. Известно, что 14 марта 1844 года Его Преосвященством дано разрешение и заключен договор о написании святых икон для Пустозерской Преображенской церкви с неким иконописцем Ступихиным, дворовым человеком господ Сумароковых (ГААО, Ф.29, Оп.4, Т.3, Д. 748, Л. 29-30). В 1845 году он написал для Пустозерской церкви три иконы, однако потом отлучился из Архангельска «неизвестно куда» (ГААО, Ф.29. Оп.4, Т.3, Д. 748, Л. 38- 40).

http://sobory.ru/article/?object=36353

Кировская область Уржумский район. Уржум. Митрофана Воронежского, колокольня церкви Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Феодоровской иконы Божией Матери, церковь Костромская область Кострома, город. Кострома. " Всецарица " иконы Божией Матери при онкологическом диспансере, церковь Краснодарский край Геленджик, город. Геленджик. Михаила Черниговского на Тонком мысу, церковь Красноярский край Красноярск, город. Красноярск. Успенский мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Всецарица " Курганская область Катайский район. Ипатово. Тихона Калужского, часовня Курская область Льговский район. Льгов. Димитрия Солунского, церковь Латвия Рига, город. Рига. Успения Пресвятой Богородицы Гребенщиковской старообрядческой общины, моленная Даугавпилс, город. Даугавпилс. Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца на Новом строении, моленная Лиепая, город. Лиепая. Александра Невского в память Александра III, собор Рига, город. Рига. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь Ленинградская область Выборгский район. Яковлево. Спаса Преображения в Мустамяки, церковь Ломоносовский район. Лебяжье. Николая Чудотворца, церковь Выборгский район. Выборг. Всех Святых на кладбище Ристимяки, церковь Гатчинский район. Покровка (Прибытково). Покрова Пресвятой Богородицы, часовня Кингисеппский район. Ивангород. Иверской иконы Божией Матери при подворье Николаевского Илецкого монастыря, церковь (координаты не указаны) Лужский район. Луга. Ольги равноапостольной при реальном училище приюта принца П. Г. Ольденбургского, церковь Лодейнопольский район. Лодейное Поле. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Лодейнопольский район. Оять. Введено-Оятский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня Кировский район. Мга. Николая Чудотворца (старая), церковь Гатчинский район. Сусанино. Казанской иконы Божией Матери, церковь Волосовский район. Извара. Казанской иконы Божией Матери, церковь Тосненский район. Ушаки. Неизвестная часовня Гатчинский район. Тайцы. Алексия, митрополита Московского, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?style=43

И. Н. Заволоко. Фотография. 1982 г. (ГПИБ) И. Н. Заволоко. Фотография. 1982 г. (ГПИБ) Вернувшись в Латвию, З. окончил Рижские педагогические курсы и с окт. 1930 по июнь 1940 г. преподавал в рус. учебных заведениях Риги: в Рижской гос. гимназии и в городской 5-й основной школе. Одновременно З. вел работу в старообрядческих общинах Балтии, входил в совет РГСО, являлся товарищем председателя Старообрядческого об-ва в Латвии, председателем религиозно-просветительских курсов в Даугавпилсе, читал лекции на законоучительских курсах в Риге, Вильнюсе, Даугавпилсе. В 1927 г. З., учитывая опыт работы кружков РХСД, учредил при Гребенщиковском уч-ще в Риге кружок ревнителей рус. старины. За 2 года существования кружка было проведено 46 собеседований на религ. темы, 14 хоровых вечеров, заслушано более 60 докладов. В 1929 г. члены кружка основали Музей рус. бытового искусства, провели выставку «Русское народное искусство», описали иконы Гребенщиковской общины, собрали ок. 700 редких книг и рукописей. Они поддерживали связи с парижским об-вом «Икона», с семинаром им. Н. П. Кондакова в Праге, с Союзом любителей чистоты рус. языка в Белграде. Под влиянием З. и по образцу рижского кружка были созданы аналогичные объединения в Литве (Вильнюсе, Швянчёнисе и др.) и в Эстонии, где З. часто выступал с лекциями и беседами о традициях «старой веры». Осенью 1930 г. по инициативе З. при кружке был организован религиозно-педагогический семинар для подготовки учителей в старообрядческих воскресных школах. В февр. 1931 г. при участии З. и членов кружка при РГСО открылась детская воскресная школа, действовавшая до 1938 г. Кружок и его филиалы в Елгаве, Резекне и Даугавпилсе проводили экспедиции по Латгалии, Причудью, Эстонии, где в ходе сплошного обследования старообрядческих поселений участники экспедиций зарисовывали типы строений, утварь, собирали предметы старины, в т. ч. узоры вышивки. В 1929 г. З. издал «Альбом старинных русских узоров», в 1939 г.- исследование «Древнерусская вышивка». Было предпринято неск. дальних поездок: в Закарпатье, в районы Мукачева, Хуста (1930), в дер. Войново (Эккертсдорф) в Вост. Пруссии (ныне в Польше) (1936). Результаты экспедиций были освещены в основанном З. ж. «Родная старина» (изд. с 6 нояб. 1927 по 9 июля 1933, вышло 13 вып.). З. не только редактировал журнал, но и был автором 75 статей, подписанных как полным именем, так и псевдонимами (Иван Никифоров, Староверец, Летописец, Любитель, Изограф и др.). Как редактор журнала З. вел переписку с А. М. Ремизовым , И. С. Шмелёвым , Н. К. Рерихом . В нач. 30-х гг. З. обследовал собрание рукописей РГСО и обнаружил 2-й известный на сегодняшний день список памятника XIII в. «Слово о погибели Русской земли».

http://pravenc.ru/text/182443.html

Государственная власть и безбожное общество отождествляются со слугами антихриста. Царствует уже не власть, но антихрист, который воплощается в каждом властителе по очереди, причем последующий хуже предыдущего. Из понятия о власти как «антихристовой слуге», следует положение, что молиться о власти, значит молиться об укреплении царства антихриста. Если власть «образ антихристов», то, значит, и все исходящее от власти носит на себе печать антихриста. Любой свод гражданских и уголовных законов есть «Богом ненавидимыя, кривосказательныя, духоборныя книги», должностные лица – слуги антихристовы, еретическая церковь – «жидовский синедрион», высшая власть – «антихристов совет», делопроизводство по законам – «никонианский богоборный суд». Мир верует в троицу, но это нечистая и плотская троица, троица пребеззакония: это – Змий Диавол все гражданское общество, лжепророки в лице лжеучительной и нечестивой церкви, антихристова власть [http://www.staropomor.ru/index.html]. Достоверно не известно, когда войновские староверы-федосеевцы официально присоединились к Поморскому согласию. Возможно, после событий Первой мировой войны и революции, когда прервались связи с Россией и наладились тесные контакты с Рижской Гребенщиковской общиной. Г. В. Поташенко выделяет три периода в развитии отношений между бесповскими общинами стран Балтии и Польши: федосеевский, переходный федосеевско-поморский (с 1831 г.) и собственно поморский. Он сообщает, что Уже к началу XX в. большинство старообрядческих общин Литвы стали поморскими, а в 1920-х годах в Польше (с Вильнюсским краем) и Литве, по-видимому, все старообрядческие общины были поморскими. В Латвии процесс утверждения поморства среди абсолютного большинства общин завершился в 1964 г., когда Резекненская кладбищенская община стала поморской. В Эстонии этот процесс завершился, по-видимому, в середине XX в., хотя и в настоящее время в стране существует 10 поморских и одна федосеевская община в Раюшах (Рая) [Поташенко 2013]. Борьба Павла Прусского за чистоту нравов войновских федосеевцев-безбрачников, приведшая его в лоно единоверческой церкви, не оставила следа в памяти сегодняшних жителей Войнова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010