Е. Грачева: Владыка, месяц назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречался с участниками III Летнего богословского института для католических священников. Что это вообще за Летний институт? И что он дает нашим священникам? Есть ли еще где-то в мире подобная практика? Митрополит Иларион: Я не знаю о подобной практике где-то еще в мире, но могу сказать, что идея этого Летнего института родилась несколько лет назад в двусторонних контактах между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Идея заключается в том, чтобы молодые священнослужители из Римско-Католической Церкви, приезжая на две недели в Россию, знакомились с жизнью Русской Православной Церкви, и параллельно изучали русский язык. Конечно, они получают только базовые знания русского языка. Они посещают православные храмы, монастыри, встречаются с руководителями Синодальных отделов, и это мероприятие имеет не односторонний характер, потому что такой же Летний институт в Ватикане проводят представители Римско-Католической Церкви для наших священнослужителей. И не так давно (в мае месяце) в Ватикан ездила группа наших московских священников и студентов духовной академии. Мы надеемся расширять такие двусторонние обмены, потому что они помогают нам лучше узнавать друг друга. И они, конечно, дают представление о Русской Церкви, которое католические священнослужители никогда не получат ни из средств массовой информации, ни каким-либо иным образом. Е. Грачева: Вы говорите, что многие из священников, которые приезжают по обмену, раньше не были в России. О каких наших традициях они задают больше всего вопросов? Митрополит Иларион: Прежде всего, их поражает благочестие нашего народа. Когда они приходят на службы и видят, сколько у нас людей в храмах, сколько молодежи, их это радует и удивляет. Они спрашивают: как это у вас происходит? Когда они знакомятся со статистикой роста нашей Церкви, некоторые даже не верят, что такое возможно. Мы просто называем цифры: неполных 30 лет назад у нас было 6 тысяч приходов, а сейчас — 36 тысяч приходов. Это значит, что мы за это время (мы ведем отсчет с 1988 года, с 1000-летия Крещения Руси) открывали по 1000 храмов в год или по три храма в день.

http://patriarchia.ru/db/text/5026110.ht...

Е. Грачева: В продолжение темы опасных религиозных течений: этим летом правительство внесло в Госдуму законопроект, который призван оградить верующих нашей страны от экстремистских религиозных течений. Одно из предложений — это указание на то, что к деятельности Церкви не должны быть допущены священнослужители, которые получали образование за рубежом, только в случае государственной переаттестации. А ведь у нас довольно много священников учились за границей. Значит ли это, что им всем теперь предстоит переаттестация? Что вообще будет значить на деле этот закон, если он будет принят? Митрополит Иларион: Мне кажется, этот закон должен приниматься в том случае, если он будет одобрен традиционными конфессиями Российской Федерации. Если говорить о Русской Православной Церкви, то у нас до недавнего времени большинство духовных учебных заведений вообще не имело государственной аккредитации. К священнослужению допускаются люди не на основании государственной аттестации, а на основании того, что они закончили учебное заведение. Если человек закончил учебное заведение за рубежом, то, как правило, в той или иной степени он все равно проходит некую церковную переаттестацию в наших церковных учебных заведениях. Если говорить о государственной переаттестации, то это необходимо для того, чтобы занимать, например, ученые должности в тех структурах, которые признаются государством. Но вообще смысл этого закона, как я его понимаю, заключается в том, чтобы воспрепятствовать экстремистским проповедникам, которые получают образование за рубежом, вести проповедь в пределах нашего Отечества. Вот почему здесь требуется, как мне кажется, некая форма государственной аккредитации для таковых проповедников, и, конечно, некая форма конфессиональной аккредитации, чтобы внутри традиционной конфессии Российской Федерации такой проповедник получил право на проповедь. Е. Грачева: На следующей неделе в Москве открывается Московский международный кинофестиваль. У нас по-прежнему актрис называют женщинами, актеров — мужчинами, а вот на Берлинском фестивале в этом году уже вообще отменили такое понятие, как лучшая актриса или актер, — теперь все будут как бы бесполыми, лучший и лучший в своем роде. Американская киноакадемия пошла еще дальше, объявив, что с 2024 года все кинокартины, которые претендуют на премию «Оскар», должны отвечать новым стандартам: например, один из ведущих актеров должен быть представителем расовых меньшинств, не менее 30 процентов съемочной группы — женщины, либо представители ЛГБТ-сообщества, либо представители «не белого» населения. Схожие требования киноакадемия предъявляет теперь и к компаниям-дистрибьютерам. На Ваш взгляд, все эти изменения — вынужденная необходимость сегодняшнего дня или конец независимого кинематографа?

http://pravoslavie.ru/134306.html

Е. Грачева: Владыка, перейдем к другим новостям. К сожалению, в них фигурируют всему миру известные отечественные футболисты П. Мамаев и А. Кокорин. Вы наверняка видели запись с камер видеонаблюдения в кафе? Митрополит Иларион: Я не видел запись с камер видеонаблюдения, но читал в прессе о том, что произошло. Думаю, что эти люди повели себя недопустимым образом, и, несмотря на то, что они известные футболисты, закон одинаков для всех. Е. Грачева: Мы только что провели чемпионат мира по футболу. Все западные СМИ были настроены на то, что мы — страна националистов, и что не обойдется без оскорблений в адрес представителей разных национальностей, и так далее. Но на чемпионате мы проявили себя как крайне гостеприимная нация. А теперь наши футболисты своему же соотечественнику, гражданину Российской Федерации, да еще и чиновнику из Министерства говорят о том, что он «китаец», «узкоглазый» и так далее. У нас нет общенациональной прививки от таких проявлений? И что может стать такой прививкой? Митрополит Иларион: Думаю, что прививка у нас есть, и нельзя по одному прискорбному инциденту судить обо всей стране и обо всем народе. То, что мы многонациональная страна, — это наше большое богатство. Думаю, что абсолютное большинство наших граждан это понимают и этому радуются. И такие проявления национализма все-таки, слава Богу, имеют единичный характер. Чтобы искоренить их вообще, необходимо проводить соответствующую работу. В частности, такую работу уже сегодня проводят религиозные конфессии. Ведь мы постоянно говорим о мире, о том, что у нас один общий дом. Несмотря на разницу в вероучении, и православные, и другие христиане, и мусульмане, и иудеи, и буддисты — представители традиционных религий Российской Федерации — живут в мире и согласии. Мы очень многое делаем для этого. У нас существует межрелигиозный совет России, который постоянно озабочен этой темой. Мы не только посылаем импульсы во внешний мир, но и работаем со своей паствой, чтобы искоренить любые проявления национализма или нетерпимости подобного рода.

http://patriarchia.ru/db/text/5287756.ht...

Митрополит Иларион: Я думаю, что ответственность за публикации несут те, кто эти публикации осуществляет. Репост, то есть простая пересылка той или иной публикации какому-то человеку или группе людей, не может квалифицироваться как преступление, равное публикации конкретного материала. Другое дело, что, переопубликовывая чужие материалы, человек берет на себя часть ответственности за последствия публикации этих материалов. Поэтому какие-то системы контроля необходимы. Самая лучшая система — это блокировка сайтов, которые распространяют подобного рода информацию. Но, конечно, уголовное наказание просто за репост — это чрезмерная мера и, я думаю, что решение Госдумы в данном случае правильное. Тем более что очень часто репостами занимаются лица несовершеннолетние, молодого возраста, которые делают это, просто даже не подумав о последствиях своих действий. Е. Грачева: Но это делают не только несовершеннолетние дети, но очень часто и журналисты, и блогеры, и те, кто проявляет активную гражданскую позицию. Я хотела бы привести слова Сергея Стиллавина, который публикует свежее видео о том, как малолетние девочки исполняют танцы на шесте в деревне в качестве увеселительного мероприятия. Он задается вопросом: «Это бодрое кувыркание на шесте в купальнике и на каблуках при многочисленных зрителях, среди которых явно различимы маленькие мальчишки — эта срамота взрослыми организаторами расценивается как удачная культурная программа?» Вы это видео, я знаю, видели. Что Вы по этому поводу думаете, должны и могут ли малолетние дети принимать участие в подобных развлечениях? Митрополит Иларион: Дети не должны принимать участие в подобных развлечениях. В данном случае речь не идет о порнографии, но речь идет о действиях, которые детей развращают. Они развращают и тех детей, которые в этом участвуют, и тех детей, которые на это смотрят, и тех детей и взрослых, которые на это смотрят через Интернет. Поэтому я вполне склонен солидаризироваться с мнением этого журналиста, Вашего коллеги. Е. Грачева: Тем родителям — мамам, бабушкам, дедушкам этих девочек — как бы Вы посоветовали через нашу программу организовать досуг своих малолетних девочек?

http://patriarchia.ru/md/db/text/5242446...

Поэтому, думаю, что высказывание это совершенно не вписывается в общую государственную политику, кроме того, оно неэтично. Став чиновником, представителем государства, нужно соблюдать определенные этические нормы, соблюдать этикет в общении; также важно, чтобы твои высказывания вписывались в политику государства.  Е. Грачева: Но здесь речь ведь идет не только о неправильной и некорректной риторике. Сейчас поднимается вторая волна обсуждений, связанных с обнародованием аудиозаписи, где Ольга Глацких после назначения признается, что в 27 лет ей предложили должность, но она совершенно ничего не понимает ни в бюджетной политике, ни в распределении средств. На Ваш взгляд, человек 27 лет, который все же не занимался ни экономикой, ни бухгалтерским учетом, не слушал лекции по социальному государству, а занимался спортом, должен ли он руководить распределением денег на молодежные проекты, быть чиновником?  Митрополит Иларион: Есть примеры, когда молодые люди приходят в политику. Например, нынешний канцлер Австрии занял эту должность в 29 лет. Но он, конечно, был в политике давно, и он очень хорошо разбирается и во внутренней политике, и в международных вопросах. И, соответственно, он был избран на эту должность именно за свои профессиональные качества.  Профессионализм требуется от всех, в том числе и от чиновников. Конечно, когда государственным чиновником, пусть даже муниципального уровня, становится человек, который совсем не понимает ни в политике, ни в финансах, ни в экономике, то, наверное, это может привести к печальным последствиям. С другой стороны, иногда мы наблюдаем очень яркие примеры лиц, которые приходят в политику или на государственную службу из других отраслей, быстро осваиваются и потом приносят большую пользу.  Е.Грачева: В 80-х годах в Советском Союзе, когда инвалид войны в Афганистане обратился за помощью к одному чиновнику, то услышал бездушный ответ: «Я вас туда не посылал». Сегодня, конечно, немыслима подобная риторика в отношении действующих военнослужащих нашей страны. Мы много говорили о том, как сейчас всем миром собирают средства на строительство храма Вооруженных сил России. Как Вам кажется, каковы обязанности у государства перед своими гражданами? 

http://patriarchia.ru/db/text/5306560.ht...

Е. Грачева: А на что может быть это послабление? Русскому человеку «обеззаразиться» же нужно, хотя бы 50 грамм в день. Или о других послаблениях просят прихожане? Митрополит Иларион: Надо сказать, что алкогольная продукция не входит в число продуктов, которые в пост запрещены. В пост не положено есть мясо, яйца, сыр, другие молочные продукты. В Великий пост также не положено есть рыбу. Но, конечно, в отношении рыбы может быть сделано послабление. Даже, насколько я знаю, в наших духовных школах, в семинариях и академиях, в Великом посту кроме первой и Страстной седмицы едят рыбу. Е. Грачева: Я все-таки спрашивала про алкоголь, потому что есть несколько случаев, когда люди, например, в Великобритании, уже доказано, реально вылечились тем, что делали то, что у них является домашним лекарством: разогревали виски с медом, с лимоном и без врачей вылечивались от коронавируса. Митрополит Иларион: Вы знаете, у людей есть разные способы лечения. И каждый человек лечиться по-разному. Ведь коронавирус — это собственно причина для болезни, а сама болезнь протекает более или менее так же, как протекает острое респираторное заболевание: либо грипп, либо воспаление легких. И некоторые люди от этих заболеваний излечиваются в домашних условиях. Одни пьют молоко с медом, другие — чай с малиновым вареньем, третьи — виски, четвертые находят для себя еще какие-то способы лечения. Мне кажется, что самое важное сейчас — это по возможности всем, кто может, соблюдать режим самоизоляции и — сейчас появилось новое слово, новый термин вошел в наш обиход — социальное дистанцирование. Все должны друг от друга дистанцироваться в буквальном и в переносном смысле. Мы сейчас с Вами сидим на расстоянии двух метров и таким образом социально дистанцируемся. Мы перестали ходить в гости. Мы отменили очень многие привычные и обычные для нас мероприятия. Мы не пожимаем руки при встрече. Священники сейчас, когда преподают благословение, не дают целовать руку и так далее. Эти, кажется, очень простые вещи, но они значительно снижают риск заражения.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5615892...

Это еще раз показывает, насколько непродуманным был план Патриарха Варфоломея, который «восстановил» Филарета в епископском сане, дав ему карт-бланш на совершение всего, что он совершает сейчас. А в итоге получается, что структура, созданная Патриархом Варфоломеем, не жизнеспособна — она уже начала делиться на сегменты. Е. Грачева: Владыка, а теперь к российским новостям. В российских регионах предложили лишать господдержки так называемых «ленивых малоимущих» — тех, кто себя считает бедным, но при этом имеет земельный участок, который можно продать, или квадратные метры жилья, которые можно сдавать. Как Вам кажется, у нас общество готово к пересмотру критериев бедности — критериев, на основе которых определяется, кто является малоимущим и нуждается в поддержке? Митрополит Иларион: Думаю, что общество готово не к этому, а к тому, чтобы государство больше помогало бедным. И если выявлен низкий доход в той или иной семье, то это достаточный повод для того, чтобы оказывать этой семье помощь. Кто будет судить — ленивые эти малоимущие или неленивые? Придут какие-то эксперты, знатоки ручного труда? Скорее всего, это будут чиновники, которые станут подходить к конкретным ситуациям по формальному признаку, как это часто, к сожалению, случается. Полагаю, что реализация таких предложений не увеличит бюджет государства, но может пагубно сказаться на малоимущих людях. Задача заключается в том, чтобы малоимущих семей становилось как можно меньше, а не в том, чтобы их становилось больше из-за лишения государственной поддержки. Поэтому я думаю, что подобного рода инициативы заранее обречены на неуспех. Е. Грачева: Владыка, в конце июня исполнилось 65 лет с того момента, как в Обнинске заработала первая в мире атомная электростанция. Для тех в мире, кто не знал, что была катастрофа в Чернобыле, о ней стало известно через популярный сериал, который уже вошел в список 250 лучших сериалов всех времен и народов — я имею в виду «Чернобыль», снятый американцами и британцами. Даже многие российские критики отмечают правдоподобность отражения в сериале советского быта, характеров, персонажей героев.

http://patriarchia.ru/db/text/5470520.ht...

Е. Грачева: Владыка, тут еще пришла новость, которая касается денег и трат россиян: банк «Россия» намерен внедрить транзакционный скоринг. Такая система уже давно существует в Китае, где даже есть персональные рейтинги клиентов: чем человек больше тратит, чем выше категория товаров, тем выше шанс, что ему одобрят кредит, он может путешествовать, получать кэшбэк и много других льгот. В России пока речь идет о том, что этот скоринг нужен для одобрения кредитов. Нет ли у Вас опасений, что это только первый шаг, и чем потенциально опасен может быть такой подход? Получается, кто больше тратит, тот априори лучше? Митрополит Иларион: Человек, который сдает свои деньги в банк, соглашается на условия, которые ему предлагают, и каждый банк в той или иной степени осуществляет скоринг своих клиентов, следит за их финансовыми поступлениями. Было бы странно, если бы он этого не делал. Но я думаю, нам следует ожидать, что эта система будет развиваться и становиться все более и более сложной, а человек будет все больше и больше становиться заложником тех правил, по которым существует сегодня банки. Я думаю, гораздо большую опасность представляют те попытки, о которых сегодня часто говорят: перевести вообще все деньги в цифровой формат. Это, действительно, позволит не только банкам контролировать, как и на что тратят деньги их вкладчики, но также и государственным структурам, и различным корпорациям контролировать не только то, на что люди тратят деньги, но и чем они живут и о чем думают. Е. Грачева: Владыка, в Германии издали Библию, которая адаптирована для зумеров — активных пользователей Интернета, тех, кто много времени проводит за телефоном, скачивает приложения. Эта Библия адаптирована таким образом, что каждое предложение включает не более 16 слов. Разработчики объясняют это тем, что такие слова, как географические названия «Вифлеем» или такие понятия, как «ладан», «смирна» многим современным пользователям интернета вообще неизвестны, поэтому в этом приложении много сносок. Что Вы думаете об этой идее? Можно ли Библию изложить кратко? В конце концов, есть же адаптированное Священное Писание для детей, и оно довольно популярно.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5770249...

Е. Грачева: Еще к судьбе детей в нашей стране. В одной московской квартире сейчас, во время карантина нашли пятерых младенцев в возрасте от нескольких дней до четырех месяцев. Оказалось, дети были рождены суррогатными матерями для последующей отправки в Китай. Учитывая, что границы закрыты, из роддома этих детей забирали курьеры — фактически как посылку. Суррогатное материнство в России не запрещено законом. Китайские заказчики этих детей тоже настаивают на том, что все было абсолютно законно, прозрачно и согласно всем документам. Детей изъяли, сейчас будет решаться их судьба. Как Вы прокомментируете эту историю и какие из нее можно сделать выводы? Митрополит Иларион: Я с сожалением воспринимаю тот факт, что наше законодательство не запрещает суррогатное материнство. Думаю, что было бы правильно суррогатное материнство запретить. Мы проголосовали за поправки в Конституцию, в которой теперь говорится о том, что брак — это союз между мужчиной и женщиной, и этот союз заключается для того, чтобы мужчина и женщина могли давать жизнь детям. Никакое участие третьего лица в этом процессе не предполагается. То уродливое явление, которое получило название суррогатного материнства, неизбежно приводит к подобного рода ситуациям, потому что дети становятся предметом торговли. С точки зрения Церкви, вся практика суррогатного материнства глубоко безнравственна, и я думаю, что все традиционные конфессии Российской Федерации сходятся во мнении в отношении этого вопроса. Поэтому подобного рода истории будут повторяться до тех пор, пока суррогатное материнство не будет официально запрещено. Е. Грачева: Со 2 по 15 июля в нашей стране осуществляется военный призыв. В обычное время, до пандемии, он был в основном осенью, что давало возможность тем, кто окончил школу, поступить в высшее учебное заведение, тем, кто окончил бакалавриат, — в магистратуру, а окончившим магистратуру — перейти в аспирантуру. В этом году учащиеся были лишены такой возможности: их военкомат может «выцепить» на той стадии, когда они не поступили в вуз. Вам сложившаяся ситуация кажется справедливой?

http://patriarchia.ru/md/db/text/5663323...

Будем надеяться, что решения, которые будут приниматься на экономическом форуме, послужат в целом оздоровлению экономической обстановки, особенно в преддверии столь ожидаемого саммита президентов России и США. Е. Грачева: Журналисты с нетерпением, конечно, ждут этих переговоров. Из СМИ на всех континентах знают о сложных отношениях Москвы и Вашингтона даже те, кто политикой не интересуется. Чего Вы ждете от этой встречи? Где у России и США еще остались точки соприкосновения? Митрополит Иларион: У нас гораздо больше точек соприкосновения, чем может показаться на первый взгляд. Достаточно вспомнить о том, что мы — соседи. Нас отделяют всего четыре километра Берингова пролива — расстояние, которое одна смелая русская женщина преодолела вплавь. Я не так давно перечитывал книгу митрополита Климента о Православии на Аляске. Конечно, удивительно, сколько труда вложили наши русские миссионеры в проповедь среди местного населения. Более ста лет действовала русская духовная миссия на Аляске и принесла много добрых плодов. Нас объединяет многое. У нас общая христианская культура, общее христианское наследие. Но, наверное, самое главное, о чем следует сказать в нынешней ситуации, — это что Россия и США как две крупные державы, которых часто называют сверхдержавами, несут прямую ответственность за сохранение мира во всем мире. Тот хрупкий баланс, который сейчас достигнут, держится прежде всего на добрых взаимоотношениях между несколькими крупными игроками — это США, Россия, Китай и ряд других стран. Если эти балансы будут сохраняться, если страны смогут соблюдать свои интересы, но при этом не разрушать мир во всем мире, то это, наверное, самое главное, чего можно будет достичь и на предстоящей встрече двух президентов, и на последующих переговорах, которые, конечно, будут проходить и на высшем уровне, и на других уровнях. Е. Грачева: А еще в этом году на форуме в Санкт-Петербурге представлено какое-то рекордное число фармацевтических компаний. Очень много сессий посвящено именно медицине и фармацевтике. За минувший год пандемии список Forbes пополнился девятью новыми долларовыми миллиардерами. На Ваш взгляд, владыка, эта новость со знаком плюс или со знаком минус?

http://patriarchia.ru/md/db/text/5818382...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010