Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя 15 мин., 12.11.2019 В Третьяковской галерее ажиотаж: билеты на новую выставку начали раскупать еще до ее открытия, у касс — живая очередь. И все это из-за экспозиции, посвященной 175-летию со дня рождения великого русского живописца Василия Поленова. Его усилиями были возведены несколько храмов — а его младшая дочь утверждала, что отец был атеистом. Почти 40 лет своей жизни он посвятил работе над картинами о жизни Христа, но при этом воспринимал Его не как Бога, а лишь как историческую личность. И тем не менее, создавая свои картины, он вряд ли предполагал, что спустя сто лет для многих людей они станут путеводителем в мир веры. О том, как так получилось мы попросили рассказать кандидата искусствоведения Ольгу Атрощенко. Ольга Атрощенко, кандидат искусствоведения, хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи. «Нам не дано предугадать» Через творчество таких художников, как Василий Поленов, многие люди моего поколения приходили к вере. Поленов создал целый цикл картин под названием «Из жизни Христа», где рассказывает о событиях от рождения до смерти Спасителя. И его картины для многих открывали евангельскую историю. В. Д. Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей, 1902 год Василий Поленов. Галерея картин, фото и рисунков художника После огромного разрыва в религиозной традиции, когда люди потеряли веру, когда молитвенная жизнь для большинства населения нашей страны закончилась, у многих возникла сильная религиозная жажда. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку, и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа».

http://foma.ru/hristos-i-greshnitsa-kak-...

О. Ю. Тарасов Таблицы Принятые сокращения БАН – Библиотека Академии наук, СПб. ВГВ – «Владимирские губернские ведомости», Владимир ВЕВ – «Владимирские епархиальные ведомости», Владимир ВОГА – Владимирский областной государственный архив, Владимир ВСМЗ – Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник, Владимир ВУК – Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи и его задачи, СПб.. 1907 ГИМ – Государственный исторический музей, Москва ГМЗК – Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва ГМИР – Государственный музей истории религии, СПб. ГММК – Государственные музеи Московского Кремля, Москва ГМПИ – Государственный музей палехского искусства, пос. Палех ГРМ Государственный Русский музей, СПб. ГГ Г – Государственная Третьяковская галерея, Москва ГЭ – Государственный Эрмитаж, СПб. ДДЗ – Дневные дозорные записи о московских раскольниках. Сообщены А.А. Титовым //ЧОИДР ЕВГСК – «Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета». Владимир ЖМНП – «Журнал Министерства народного просвещения», СПб. «Изограф» – журнал иконографии и древних художеств, СПб. ИКП – «Известия высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи». СПб.-Петроград ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН ИС – Иконописный сборник. Изд. высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. СПб. ИЭ – История эстетики. М. КП – Кустарные промыслы. Текущая статистика за 1895–1896 гг. СПб., 1897 МВ – «Московские ведомости» MXI – Музей холуйского искусства (филиал ГМПИ), пос. Холуй НБ МГУ – Научная библиотека им. А.М. Горького МГУ, Москва ОДДС – «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода», СПб. ОИКП – Отчеты и исследования по кустарной промышленности России ОР – Отдел рукописей ОРКиР – Отдел редких книг и рукописей ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства, СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Нетерпимость «Нетерпимость» — выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком. 19 января, 2012 «Нетерпимость» — выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком. Приветствую всех читателей, ценящих доброе и хорошее кино! Рада нашей новой встрече в новом году! Начнем с интересной новости: С 18 по 22 января 2012 года в киноконцертном зале Центрального дома художника, пройдут показы кинокартин начала ХХ, объединенных одной темой – Евангелие. Организаторы программы «Евангельская тема в раннем кино», подготовленной к выставке «Что есть истина?» Николай Ге . К 180-летию со дня рождения», выступили Государственный центральный музей кино, Государственная Третьяковская галерея, Центральный дом художника при поддержке Госфильмофонда России. Программу открывает «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита, снятая в далеком 1916 году. Об этом фильме и пойдет сегодня речь. «Нетерпимость» — выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком. Эпос Гриффита не только возглавляет списки киношедевров мирового кинематографа, но и входит в Ватиканский список фильмов в категории «Ценности». Это масштабное и феерическое по замыслу и исполнению произведение искусства особенно интересно для нас по двум причинам. Во-первых, это одно из первых воплощений евангельской истории на экране, во-вторых, связующей идеей всего этого грандиозного кинополотна является идея религиозная  – рассказ о смысле Крестной жертвы  Спасителя и торжествующей силе любви.

http://pravmir.ru/neterpimost-kolybel-ly...

Но это можно говорить и про закон в целом. Закон должен обеспечивать процветание, развитие культуры как конкурентное преимущество нации, а не ставить ее в рамки производителя «услуг». Обсуждаемый закон в общем неплохой. Но никто не верит: сейчас плохо, а будет принят закон — станет еще хуже. Все наши новые законы вредны для культуры, они против культуры. Предыдущие были хорошие, романтические, а потом пошли новые законы, которые должны все упорядочить. Если все упорядочить, культура выпадает. — Пресловутый федеральный 44-й закон активно муссировался в связи с «театральным делом». Много и справедливо говорили, что на самом деле под этот закон можно посадить любого человека, который что-либо делает. У музеев было так же? Какие самые болевые точки связаны у вас с этим законом? — Страхование. Все остальное понятно. Когда ты покупаешь оборудование, то не надо требовать никаких привилегий. Но страхование музейных предметов не может идти через открытый аукцион. Если мы объявляем, что тогда-то везем выставку в Казань и там столько-то золотых вещей, столько-то серебряных, общая цена такая-то, это просто наводка для грабителей. С транспортом то же самое. На этих аукционах выигрывают совершенно не те фирмы, которым мы можем доверять. Выигрывают, понятно, кто дешевле. Существуют целые схемы криминальные, как выигрывать все эти аукционы. А нам потом приходится разрывать контракты. Все это можно обойти, но это требует больших усилий и времени. На самом деле для страхования есть совсем другое решение. Это государственные гарантии страхования — когда резервируются деньги и в случае страхового случая они выплачиваются. Нет никаких страховых сборов при этом. Это страховым компаниям не нравится. Но во всем мире так делают. Вот Третьяковская галерея — молодцы, они это практикуют (сделали выставку Мунка с государственными гарантиями страхования, но не с российскими, а с норвежскими). А у нас это совершенно непробиваемо. Я 25 лет об этом говорю. — Шума в связи с идеей объединения Александринского и Волковского театров было много, но ведь еще раньше пытались сочинить объединение щукинской и морозовской коллекций.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

10 . Указ Астраханской Духовной Консистории по резолюции архиепископа Платона (Любарского), 23 марта 1799 г., содержащий определение, данное Консистории от архиепископа Никифора 13 марта 1788 г.//ГААО. Ф. 294. Оп. 2. Д. 5. Л. 545, 545 об., 546. Документы архивов, включенные в книгу в качестве иллюстраций 11.  Ставленая грамота о посвящении в стихарь. Астрахань. 27 мая 1789 г. ГААО. Ф. 599. Оп. 2. Д. 809. Л. 2. 12.  Распоряжение архиепископа Никифора братии Данилова монастыря. Москва. 19 сентября 1792 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. 29. Л. 97. 13.  Конверт, в котором находилось Духовное завещание архиепископа Никифора с его личной печатью. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 26. 1800 г. 70. Л. 2, 3 об. 15.  Рапорт братии Данилова монастыря в Московскую Контору Св. Синода о кончине архиепископа Никифора. 31 мая 1800 г. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 26. 1800 г. 70. Л. 1. 14.  Духовное завещание архиепископа Никифора на греческом языке. Копия. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 26. 1800 г. 70. Л. 4, 4 об., 5. Список сокращений АЕВ – Астраханские епархиальные ведомости ГААО – Государственный архив Астраханской области, г. Астрахань ГТГ – Государственная Третьяковская галерея, г. Москва ММДМ – Музей Московского Данилова монастыря ОР РГБ – Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки, г. Москва ОР РНБ – Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург РГАДА – Российский государственный архив древних актов, г. Москва РГИА – Российский Государственный исторический архив, г. Санкт-Петербург ЦАК МДА – Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии 233 Полную греческую библиографию трудов архиепископа Никифора см.  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 171–187. 234 Цифра в квадратных скобках означает номер печатного источника в библиографии трудов архиепископа Никифора. Ссылки на печатные источники, помещенные в библиографии, даются в сокращении. 236 Полный каталог и описание изданных и неизданных писем архиепископа Никифора см.  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 188–216.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В Москве отметят День исторического наследия Москва, 17 апреля 2006 г . Ежегодное городское мероприятие проводится дважды: 18 апреля – в Международный день охраны памятников и достопримечательных мест и 18 мая – в Международный день музеев. В этом году оно посвящено одному из важнейших событий в общественной и культурной жизни Москвы и страны – 150-летию со дня основания Государственной Третьяковской галереи. В проведении мероприятий культурной программы Дней наследия-2006 принимают участие федеральные музеи Минкультуры РФ, включая ведущие: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " , Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей искусств народов Востока, Политехнический музей, сообщает официальный сайт правительства Москвы, сообщает корреспондент Православия.Ru О.Кирьянова. Широко и многообразно представлены в программе учреждения комитета по культуре города Москвы. В ней участвуют 48 музеев, 8 театров, 10 кинотеатров, 4 библиотеки, Московский зоопарк, 18 апреля парки культуры и отдыха им. Горького, " Сокольники " и " Перовский " покажут посетителям специально подготовленные к Дням наследия выставки и программы, а 18 мая, с открытием сезона, все московские парки ждут посетителей на свои праздничные мероприятия. Первый День наследия – 18 апреля – будет ознаменован открытием грандиозного выставочно-театрализованного проекта " Историческое и культурное наследие Москвы. Творческие свершения столицы " в возрожденном памятнике архитектуры XVIII века – Центральном выставочном зале " Манеж " . В городских библиотеках пройдут книжные выставки, читательские конференции, встречи с сотрудниками Третьяковской галереи, искусствоведами, мастерами изобразительного искусства Москвы. В МГВЗ " Новый Манеж " с 18 мая по 12 июня будет демонстрироваться выставка " Третьяковка открывает свои запасники " . На выставке будут представлены шедевры русского изобразительного искусства, хранящиеся в фондах галереи и ранее нигде не экспонировавшиеся. В Дни исторического и культурного наследия все городские музеи и художественные галереи будут работать с 10:00 до 20:00 часов. Вход в музеи и здания-памятники — свободный.

http://pravoslavie.ru/17060.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance АБСОЛЮТНА ЛИ СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА? 12 мин., 01.01.2008 В октябре 2007 года Третьяковская галерея сформировала выставку «Соц-арт. Политическое искусство в России», которая отправлялась в Париж. Но министр культуры и массовых коммуникаций А. Соколов объявил, что она «станет позором, за который нам придется отвечать». В результате с экспозиции было снято несколько работ. В последующей за этим публикации The New Times раскритиковала действия министра. Арт-дуэт «Синие носы», картины которых не были допущены до показа (на одной из них, к примеру, изображены два милиционера, целующиеся в заснеженном лесу), назвали действия министра непрофессиональными. А руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой заявил, что чиновник не может ограничивать свободу художника. Это происшествие послужило поводом для разговора, в котором приняли участие художник Владимир Шинкарев, главный редактор приложения «Выходной» газеты «Деловой Петербург» Игорь Шнуренко и наш обозреватель Анна Ершова.   Владимир ШИНКАРЕВ Родился в 1954 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский государственный университет и курсы при ЛХВУ им. В. И. Мухиной и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Художник и писатель. Получил известность в 80-е годы как один из создателей группы «Митьки». В 90-е годы на первый план вышла художественная сторона деятельности Шинкарева, которого считают одним из самых значительных современных петербургских живописцев. Много раз выставлялся в России и за рубежом, в том числе в Германии, США, Австрии, Эстонии и Франции. Член Международной федерации художников, Санкт-Петербургского общества «А – Я», Союза художников России. Работы Владимира Шинкарева находятся в Государственном Русском музее (С.-Петербург), в Музее современного искусства (Москва) и других музеях и собраниях. Игорь ШНУРЕНКО Родился в 1962 году в г. Великие Луки. Закончил Ленинградский военмех, работал в НИИ во Львове. Высшее журналистское образование получил в США (University of Missouri-Columbia). Работал в газетах «Смена» (Ленинград), «Columbia Missourian» (США), главным редактором газеты для бездомных «Есть выход» (Москва), продюсером Русской службы на радиостанции Би-би-си (Лондон), главным редактором журналов «Интербизнес» и «Женский Петербург» (С.-Петербург). Игорь Шнуренко пишет книги («Калифорния», «Ангелы с распродажи»), занимается фотографией (две персональные выставки).

http://foma.ru/absolyutna-li-svoboda-tvo...

Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

Например, обсуждается картина Ю. Пименова “Новая Москва” (Государственная Третьяковская галерея). Дети могут отметить, что изображено “как будто дождь прошел”, “все умыто”, чисто, свежо. Надо обязательно похвалить такие ответы, а затем развить эту мысль: “Здесь Москва изображена так, как будто новая жизнь начинается». Указания детей на отдельные части изображения надо оценить как верные, но второстепенные. Например, некоторые дети могут сказать, что на картине “Новая Москва” изображена женщина за рулем и что это редко бывает. На это можно ответить очень просто: “Да, редко так бывает, но именно поэтому художник написал за рулем женщину. Чтобы подчеркнуть ощущение новизны и перемены во всем”. А вот другой прием. Предложите детям выбрать из всех картин в зале самую радостную по их мнению (если, конечно, в этом зале есть картины, содержание которых можно интерпретировать как радостные). Пусть дети сначала обсудят между собой, какая из картин отвечает заданному определению. А потом попросите их обосновать свое мнение. Можно предложить детям выбрать самую суровую или тревожную по настроению картину. Следует помнить, что дети сильно различаются по умению понимать образное содержание картины. Это может быть обусловлено разницей в опыте их изобразительной деятельности и восприятия искусства, индивидуальными особенностями развития эмоциональной сферы, начитанностью и многим другим. Поэтому не стоит сердиться, если ваш ребенок высказывает наивные и, как вам кажется, глупые суждения. Надо попробовать разобраться, в чем дело, как в следующем примере. Ученик 3го класса рассматривает картину М. Сарьяна “Горы. Армения. 1923” в Государственной Третьяковской галерее. Мальчик недоумевает: “Что такое? Одни краски и ничего не понятно!” Ему действительно непонятно, так как он стоит близко и не видит всю картину целиком. Взрослый отводит мальчика подальше от картины и предлагает еще раз посмотреть на нее. Юный зритель восхищен: “Как красиво! А полоски — это оказывается поля в горах! И тут какое-то действие происходит”.

http://azbyka.ru/deti/poseshhaem-muzej-i...

Завершилась международная конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор» 21 ноября 2015 г. 10:21 20 ноября 2015 года в Москве завершила свою работу международная научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор». В церемонии закрытия форума, которая прошла в Государственном Историческом музее, приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион , директор ГИМ А.К. Левыкин, директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова, руководитель учебно-методического управления ОЦАД, сотрудник Отдела внешних церковных связей М.Х. Паласио, участники пленарного и секционных заседаний конференции, учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. А.К. Левыкин, обращаясь к присутствовавшим, отметил, что посвященная святому князю Владимиру конференция стала первым опытом совместной работы Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Государственного Исторического музея и Государственной Третьяковской галереи. Выступления участников и тематические секции вызвали огромный интерес и показали очень интересные результаты, засвидетельствовал директор Исторического музея. «Эта конференция — интересный опыт сотрудничества ученых, музейщиков и специалистов из Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия», — высказала мнение директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, отметив, что мероприятия в рамках форума проводились сразу на трех площадках. Подводя итоги конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион констатировал, что своеобразие форума было обусловлено не только выбранной темой — ее подсказал сам юбилейный год, но и составом организаторов, в который вошли ОЦАД, Исторический музей и Третьяковская галерея. «Мне кажется, этот совместный опыт работы был очень успешным и плодотворным», — сказал владыка.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010