— (раздел « Люди », рубрика « Дорога к храму »). КУЛЬТУРА (раздел). — С.64-94 Оксана Головко. Художник Сергей Тутунов : Когда лицо на портрете приближается к лику. [Его дед — священник, чудом избежавший ареста в годы сталинских гонений на верующих. Его внук — епископ Русской Православной Церкви. У него самого были непростые отношения с Православием. Но его жизнь и его картины — свидетельство о том, что человечность всегда сильнее бесчеловечности, а свет — сильнее тьмы]. Ил.: Репродукции произведений Сергея Тутунова (1925-1998). Фото//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.64-71. — (раздел « Культура »). Представлены следующие работы художника: Триптих «Памяти погибших» , 1962-1979. Государственная Третьяковская галерея. — С.64-65; Зима пришла. Детство, 1960. Государственная Третьяковская галерея. — С.66-67; На вокзале. Прощание, 1970-е. — С.68; Витька спит , 1962. — С.68; Портрет бабушки ( С. М. Мейен ), 1980. — С.69; Портрет внука , 1996. — С.69; Горный Алтай. Табун, 1954. С.70-71; Весной , 1956. — С.70-71; Ночной сторож , 1954. — С.71. Так и было. 2010-й. [Проект «Так и было» — взгляд «Фомы» на путь, пройденный страной, Церковью, каждым из нас с того момента, как начал издаваться журнал. Оглянуться, чтобы отделить преходящее, которое когда-то казалось нам самым важным, от по-настоящему ценного, которое нередко мы считали второстепенным. Оглянуться назад, чтобы сориентироваться там, где мы находимся сейчас, и не ошибиться в выборе дороги, по которой последуем дальше]. Инфографика. Подготовила Марина Борисова . Фото из открытых источников. На заставке к материалу — иллюстрации и сообщения: Нобелевские лауреаты Гейм и Новоселов. Двум работающим на Западе выпускникам Московского физико-технического института Андрею Гейму и Константину Новоселову присуждена Нобелевская премия по физике. Они выявили свойства нового сверхвещества — графена; Землетрясение на Гаити . 12 января в результате семибалльного землетрясения в беднейшей американской стране гибнет 316 тысяч человек. Фото haitian-truth. org; Дорога в будущее лежит через Сколково . Определен оазис российских инноваций — «территориально обособленный комплекс» Сколково в 2 км от МКАД в Одинцовском районе Подмосковья. Фото old. sk. ru//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.72-82. — (раздел « Культура », проект « Так и было. 2010-й »). Материал включает две части:

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

Я думаю, что на выставке в Манеже будет представлена на самом деле лишь небольшая часть того, чем богаты музеи нашей страны. Но, тем не менее, это само по себе просто колоссальное мероприятие. Наш музей сотрудничает и с Третьяковкой, и с Русским музеем, но чтобы вот так – собрать вместе 50 музеев из 50 городов – это на моей памяти впервые. Я думаю, организаторам проекта надо сказать огромное спасибо. И в провинции были свои Третьяковы и Щукины Ирина Перова , директор Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина: – Это, безусловно, один из крупнейших и значительнейших проектов современной российской культуры последних лет. Такие выдающиеся музеи России, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Русский музей – это уже всемирно известные и зарекомендовавшие себя во всем мире сокровищницы живописи. А вот нынешняя выставка в Манеже наглядно демонстрирует, что и в российской провинции, порой за тысячи километров от Москвы и Петербурга, есть свои художественные сокровищницы. Аполлинарий Васнецов. Гроза идет. 1911 г. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина 50 провинциальных музеев представят на этой выставке шедевры из собственной коллекции. Однако думаю, что это на самом деле далеко не весь список городов, где есть свои выдающиеся художественные музеи. Среди меценатов и коллекционеров, живших в небольших городах, тоже были свои Третьяковы и Щукины, ратовавшие за сохранение национального культурного наследия. Если взять наш музей, то его собрания являются одними из лучших на юге России и в Нижнем Поволжье. Астраханская картинная галерея ведет свою историю с 1918 года и в этом году торжественно отмечает столетие со дня своего основания. Картинный фонд галереи составляет более 20 тысяч единиц хранения, а в ее название вписано имя ее основателя и первого ее директора – потомственного астраханского купца, увлеченного коллекционера произведений искусства Павла Михайловича Догадина. Картины, принесенные Догадиным в декабре 1918 года, составляют сердце нашей галереи. В том числе тогда, сто лет назад, он передал и собственный дом на набережной, где и был открыт наш музей.

http://pravoslavie.ru/116960.html

Это окончательный и неизменный срок Об этом сообщается на сайте Министерства культуры. «Выставка будет продлена еще на неделю. Министерством культуры и Третьяковской галереей была проделана большая работа. В выходные музей будет работать до последнего посетителя», — заявил Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова добавила, что это окончательный и неизменный срок. В экспозиции представлены 250 живописных и графических работ из 25 российских музеев, четырёх зарубежных и девяти частных собраний. Работы для экспозиции предоставили Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Национальная галерея Армении, Национальный художественный музей Белоруссии, Музей Орсе и офицерский фонд королевской лейб-гвардии Дании. Выставка представляет Серова как универсального мастера, увлеченного множеством художественных задач и во всех своих поисках добивающегося абсолютного совершенства. Драматургия выставки ведет от одной из ранних и наиболее известных картин мастера, ставшей эмблемой выставки, — «Девочка с персиками» — через живописный, графический и театральный разделы к ключевому произведению зрелого творчества Серова, в котором сконцентрированы художественные искания и новаторства различных направлений его работы — портрету Иды Рубинштейн. В экспозиции — цикл портретов семьи Юсуповых, «Портрет И.А. Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса»; портрет Марии Акимовой, привезенный из Национальной галереи Армении; и другие работы, которые долгие годы не демонстрировались отечественному зрителю. Особым событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой, — той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». Эта картина впервые возвращается в Россию после ее вывоза во Францию в начале прошлого века. В одном из разделов выставки представлены документы, письма и фотографии. Специально к открытию выставки опубликован фундаментальный каталог, подготовлена культурно-образовательная программа. Чтобы перевести часть проекта в онлайн и расширить пространство выставки, создан сайт serov.tretyakov.ru.

http://pravmir.ru/vyistavku-serova-v-tre...

Путешествие по русскому Средневековью Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» Матвей Давыдов Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» , приуроченная к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале. На выставке и вправду представлены сокровища — те, чьи изображения обычно печатаются в учебниках истории, истории искусства, причём в разных по времени разделах. А здесь они все вместе, и ты ходишь из зала в зал — и словно путешествуешь по русскому Средневековью. Всматриваешься в экспонаты (а их порядка 600 — из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника) — и погружаешься в прошлое, в историю культуры, историю людей, живших до нас... О выставке рассказывает Матвей Давыдов, член кураторской группы выставки, заведующий научно-исследовательским отделом Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, кандидат исторических наук: Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея — Один из важных памятников, которые представлены на выставке, — Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. — Это уникальный памятник своей эпохи на территории Руси. Он выполнен в технике «золотой наводки» (основана на граверном протравливании лакового покрытия, для нанесения рисунка соединением ртути с золотом), которая была распространена в северной средневековой Европе. Сами же изображения в клеймах стилистически показывают влияние византийской культуры. А выполнил все это, как мы можем с большой вероятностью утверждать, русский мастер. То есть перед нами пример, как культура Руси, вбирая в себя лучшее (это касается и техники, и стилистики), создавала уже нечто свое, причем на высоком художественном уровне. Суздаль на тот момент, а это 1230-е годы, незадолго до Батыева нашествия, — город пусть и значимый, упоминающийся в летописях, но не ключевой, не самый важный политический или культурный центр. И если даже в городах не первостепенного значения создавались такие замечательные памятники, что уж говорить о том, как были украшены столичные города. К сожалению, то, что сохранилось, дошло до нас — малая толика того, что было изначально. И вот, эти бесценные частицы, которые сохранены у нас во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Московском Кремле, в Государственном историческом музее, — они приоткрывают прошлое для нас, людей XXI века.

http://pravoslavie.ru/150656.html

Игумен Филипп (Симонов): Православные предприниматели есть — где новые Третьяковки и бесплатные богадельни? 20 лет говорится о какой-то странной категории ‘православный предприниматель’, и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская? 4 октября, 2012 20 лет говорится о какой-то странной категории ‘православный предприниматель’, и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская? Можно ли вести бизнес по-христиански? Каким должен быть этический кодекс православного предпринимателя? Отвечает игумен Филипп (Симонов) , начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты Российской Федерации, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Высшей школы бизнеса при Экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Вопрос о «кодексе этики православного предпринимателя» мне кажется «отголовным», оторванным от жизни. Сусальную сказку про честь русских купцов рассказывают до сих пор, но известно, что стандартное правило русского купца – это «объегорить», и кто больше объегорил, тот этим и бахвалился. Какая здесь честь, кто с ним дальше «не имел дела»? Ведь все обманывали. Я не знаю ни одного кодекса, который бы реально действовал, кроме тех, которые имеют прямую санкцию. Например, если ты нарушаешь то или иное правило, то тебя выгоняют с Нью-Йоркской биржи. Для того, чтобы сохранить свой бизнес, люди вынуждены соблюдать правила. Если нет прямых санкций, то говорить о каких-то кодексах, правилах и моралях — это очередная сказка, которую мы можем читать, если нам надо отвлечься от нужных дел и заняться очередной прекраснодушной Панамой. Если нам нужна сказка, то давайте, конечно, о ней поговорим.

http://pravmir.ru/igumen-filipp-simonov-...

Молодые художники равнялись на Иванова как на борца и художника-труженика. Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление. – Есть мнение, что в повести «Портрет» Николай Гоголь писал именно о «Явлении Христа народу» В сочинение или композицию он внес идею не произвола, а внутренней необходимости. То есть соображение о красоте линий отходило на последний план, а на первом месте стояло выражение мысли; красота же являлась сама собой, как следствие. В рисунок – чрезвычайное разнообразие, то есть индивидуальность не только лица, но и всей фигуры по анатомическому построению, и искание – какое анатомическое строение должно отвечать задуманному характеру? В живопись – совершенно натуральное освещение всей картины, сообразно месту и времени, а во внешний вид картины – необходимость эпохи. – Иван Крамской о влиянии Иванова на русскую реалистическую живопись Но для исполнения своих масштабных замыслов Иванову не хватило ни полотна, ни всей жизни. Литература: 1. Александр Иванов. Явление Христа народу [Текст]/Светлана Степанова; Гос. Третьяковская галерея. – Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2014. 2. А. Иванов. «Из собрания Государственной Третьяковской галереи»: Акварель: Альбом/Авт.-сост. Е.Л. Плотникова. – Москва: Изобразительное искусство, 1984. 3. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество/М.В. Алпатов . – М.: Искусство, 1956. Иллюстрации: tretyakovgallery.ru, wikimedia.org, artpoisk.info, art-catalog.ru, cultobzor.ru, Google Art Project, ros-vos.net, tg-m.ru. Фото на обложке: Mikhail Rybakov/mirphoto.net. Благодарим заведующую отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмилу Алексеевну Маркину за консультацию. Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/creative/vsemirnyiy-sy...

7 мест, которые стоит посетить С 21 на 22 мая 2016 года в России пройдет международная акция «Ночь музеев». Свои двери для посетителей бесплатно откроют не только музеи, но и театры, библиотеки, выставочные залы, усадьбы и парки. Что выбрать из обширной программы, подготовленной в столице? Третьяковская галерея на Крымском валу ул. Крымский Вал, д. 10 21 мая с 18:00 до 0:00 можно будет бесплатно посетить Третьяковскую галерею. К юбилею Василия Кандинского Третьяковская галерея подготовила проект, включающий выставку двух главных шедевров художника (совместно с Эрмитажем), выпуск специального издания и праздник в рамках программы «Ночь в музее – 2016». Патриарший музей церковного искусства ул. Волхонка, д. 15 21 мая с 18:00 до 0:00 можно будет свободно посетить Патриарший музей церковного искусства. В программе: прогулка по экспозиции, где выставлены уникальные шедевры иконописи русской, византийской, итало-критской, греческой и балканских школ. Требуется предварительная регистрация по телефону. +7 (495) 637-28-47; +7 (495) 989-95-61 Государственный музей А. С. Пушкина ул. Пречистенка, д. 12/2 21 мая с 19:00 до 22:00 в музее пройдет концерт «Любимые мелодии экрана». В исполнении Государственного духового оркестра России прозвучат произведения Г. В. Свиридова, А. И. Хачатуряна, А. П. Петрова, Н. В. Богословского, М. Л. Таривердиева и других композиторов. С 22:00 до 23:00 концерт продолжится выступлением ансамбля «Серенада». Государственный музей истории ГУЛАГа 1-й Самотёчный пер., д. 9, стр. 1 21 мая с 19:00 до 23:00 в музее пройдет выставка «Национальная память о ГУЛАГе». Мастер-классы, посвященные изучению прошлого. Демонстрация видеоинтервью, записанных студией визуальной антропологии Музея истории ГУЛАГа. Музей Москвы Зубовский б-р, д. 2 21 мая с 18:00 до 0:00 состоится открытие выставок «Москововеды» и «Москва и москвичи в живописи XX-XXI вв.». Пройдут также специальные программы Детского центра и Лектория Музея Москвы. Вход свободный. Музей русской иконы ул. Гончарная, д. 3, стр. 1

http://pravmir.ru/kuda-poyti-v-noch-muze...

Иностранцы о России. Национальное достоинство, осторожность В. М. Васнецов. Три богатыря. Государственнная Третьяковская галерея. 1879 В. М. Васнецов. Три богатыря. Государственнная Третьяковская галерея. 1879 Московия, несмотря на обширность свою, весьма хорошо населена и так тщательно защищена на границах, что не только никто из служителей и рабов, но даже поселяне и вольные люди не могут выйти за пределы государства или войти в оные без особенной великокняжеской грамоты. Кампензе Альберт — итальянский историк, XVI в. Другой хороший обычай — закрытие рубежей, что чужестранцам не разрешается свободно и просто приходить в нашу страну и что нашим людям не разрешают без важных причин скитаться за пределами королевства. Крижанич Юрий (ок. 1618—1683) — хорватский писатель, жил в России в 1661—1676 гг. Здешний народ называется москами или московитами. Для жителей этой страны под угрозой смерти нельзя покидать пределы Московии без разрешения князя, а пришельцы, если они проникли сюда без княжеского разрешения, оказываются как бы в вечном рабстве. Но ни послам, ни купцам других народов, которые прибыли в Московию с его разрешения, не дозволяется свободный проезд по всей стране. И во время пребывания там наших (иезуитов) обычным было то, что они не имели возможности шага ступить из дома даже, чтобы напоить лошадь, но сами московиты приносили воду, которую пили кони, сами приводили ремесленников, в услугах которых возникала надобность. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Они принимают совершенно своеобразно иностранных послов и заботливо отсылают их обратно домой как можно скорее. Ибо они не терпят постоянных в Москве послов, или резидентов, как их называют, а также и сами не позволяют долго своим оставаться при дворах других государей, дабы те, вследствие долгого, постоянного обращения, не изменялись бы и не вносили в отечество новые нравы. Мало того, они и приезжих послов считают как бы нечестными, явными лазутчиками и законными изменниками своей вере.

http://pravoslavie.ru/1826.html

55 Паустовский К. Собр. соч. Т.7, М., 1970, с. 508. 50 Станюкович Вл. В.Э.Борисов-Мусатов, с. 5. 38 Державин Г.Р. Стихотворения, с. 360.     Литература В.Борисов-Мусатов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., «Изобразит. искусство», 1989. Врангель Н.Н. Борисов-Мусатов. Спб., 1910. Евдокимов И. Борисов-Мусатов. М., 1924. Кочик О.Я. Живописная система В.Э.Борисова-Мусатова. М., «Искусство», 1980. Мочалов Л. В. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Л., 1976. Неклюдова М. Борисов-Мусатов. Сер. «Образ и цвет». М., 1971. Петров В.Н. В.Э.Борисов-Мусатов.— В кн.: История русского искусства. Т.10, кн.1. M., 1968. Русакова А. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Л.— М., «Искусство», 1966. Русакова А.А. Борисов-Мусатов. Л., 1974. Станюкович Вл. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Спб., 1906. Шилов К. Борисов-Мусатов. Сер. «Жизнь замечат. людей». М., «Мол. гвардия», 1985.   Список иллюстраций 1. В.Э.Борисов-Мусатов, 1901г. 2. Эльпидифор Борисович Мусатов, отец художника. 3. Евдокия Гавриловна Мусатова, мать художника. 4. Дом Шахматовых в Саратове, где родился Виктор Мусатов. 5. Виктор Мусатов с матерью и младшими сёстрами, Агриппиной и Еленой. Саратов, 1880-е годы. 6. Страница письма В.Э.Борисова-Мусатова Л.П.Захаровой. 1899г. 7. Ф.Кормон в своей мастерской. 8. В.Э.Борисов-Мусатов, А.Д.Захаров. 1896 г. 9. Г.П.Баракки, Ф.Корнеев, В.Борисов-Мусатов, В.Коновалов. Саратов, 1890-е годы. 10. В.Э.Борисов-Мусатов среди участников выставки Московского Товарищества художников. 1890-е годы. 11. В.Э.Борисов-Мусатов в Зубриловке. 1901 г. 12. В.Коновалов, С.Иванов, В.Борисов-Мусатов. Саратов, 1890-е годы. 13. Анна Воротынская. 14. Елена Мусатова в старинном платье. Фотография В.Э.Борисова-Мусатова. 1890-е годы. 15. Елена Мусатова и Е.В.Александрова у зубриловского водоема. Фотография В.Э.Борисова-Мусатова. 1901 г. 16. Памятник на могиле В.Э.Борисова-Мусатова. Скульптор А.В.Матвеев. 17. Молебен на станции железной дороги. 1894. Третьяковская галерея. 18. Натурщицы. 1896—1897. Третьяковская галерея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Дарашевич А.А. Малый театр Спектакль " Свои люди - сочтемся " Литература Себина Е.Н. Стриевская Е.К. пятница Радиолинейка " Поэты, опаленные войной... " Патриотическое воспитание  Дарашевич А.А. вторник  15.00 Третьяковская галерея Урок в музее  «Гоголь и русские художники»  Литература  Себина Е.Н. Рыжова О.Б. 8,9,10 Автобусная экскурсия в аэропорт " Домодедово " Профориентация Воронкова И.Е. Бывшева Ю.А. Ненова Л.В. Стриевская Е.К. Театр на Юго-Западе Спектакль " На дне " Литература   Рыжова О.Б. Третьяковская Галерея. Занятие в залах. Тема: " Гоголь и русские художники " Литература  Себина Е.Н.  Рыжова О.Б. четверг Покровский храм в Ясенево Закон Божий Бывшева Ю.А. пятница Радиолинейка " Сталинград " Патриотическое воспитание  Бывшева Ю.А. ФЕВРАЛЬ 2023 суббота Театр Апарте Спектакль " Обломов " Литература Бывшева Ю.А. 9,10,11 Музей обороны Москвы Патриотическое воспитание  Воронкова И.Е. Бывшева Ю.А. Рыжова О.Б. Ненова Л.В. пятница Московский государственный историко-этнографический театр спектакль " Ученик Лицея " Литература Воронкова И.Е. Дарашевич А.А. понедельник Музей книги РГБ Древнерусская литература Иванова Е.А. Стриевкая Е.К. Музей обороны Москвы Патриотическое воспитание  Воронкова И.Е. Сципио А.Д. Дарашевич А.А. четверг Музей А.Н.Толстого в Хамовниках обзорная экскурсия Литература  Себина Е.Н. Рыжова О.Б. пятница  11.00  Радиолинейка " Несломленные духом " Встреча с узницей концлагеря Патриотическое воспитание  Рыжова О.Б.  Спортивные соревнования " Богатырские забавы " Фурсов А.С. четверг Производство мороженого " Чистая линия " экскурсия Профориентация Голубяиникова С.С. Седых М.Л. пятница Масленица в старшей школе кураторы пятница Театр Апарте спектакль " Ревизор " Литература Рыжова О.Б., Бывшева Ю.А. вторник День словесности Встреча-урок, посвященные словарям Франгулян Л.Р. Стриевская М.К. Прздник Азбуки Шестакова С.В. Театр на Покровке спектакль " Война и мир. Княжна Марья. " Литература Рыжова О.Б. МАРТ 2023 суббота ГМИИ им.А.С.Пушкина. Экскурсия " Искусство Древней Греции "

http://old.gymnasia-radonezh.ru/plan/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010