И еще: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня…”(Пс. 109, 1.) Против этого говорит жидовин: “То, что написано у Давида, сказал царь архиерею, а не Отец Сыну”. Но послушай, что далее говорит Давид в том же псалме: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(Пс. 109, 3.); и: “Ты священник вовек по чину Мелхиседека”(Пс. 109, 4.). Если бы царь обращался к архиерею, он не сказал бы: “Из чрева прежды денницы Я родил Тебя”; и: “Ты священник вовек”; или: “по чину Мелхиседека”; ибо нигде не написано, что царь родил архиерея прежде денницы, и не бывают архиереями вовеки, поскольку смерть этому препятствует, и архиереи в Ветхом Законе были, как всем известно, не по чину Мелхиседека, но по чину Аарона. Один Господь наш Иисус Христос “из чрева прежды денницы” от Отца родился. Ему сказал Отец: “седи одесную Меня”, и: “Ты священник вовек”, и: “по чину Мелхиседека”. Он “имеет непреходящее священство, как пребывающий вечно живым”(Ср.: Евр. 7, 24.). Он стал “Первосвященник будущих благ… а не такового устроения”(Евр. 9, 11.), по словам апостола Павла. Об этом же и Даниил говорит: “Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями… И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится”(Дан. 7, 13–14.). Да устыдятся жиды, утверждающие, будто Божество единолично и односоставно, и будто Бог Отец Вседержитель не имеет Сына, Единосущного и Сопрестольного Себе, и будто Христос, о Котором проповедали пророки, является Сыном Божиим не по Существу, но по благодати, как Давид и Соломон. Если бы было так, то Кто дошел до Ветхого днями? Кому даны владычество, и слава, и царство? “И владычество Его, — сказано, — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится”. Чье владычество не прейдет, и чье царство не разрушится? Давид, высший из царей, и мудрейший Соломон царствовали, после умерли, и владычество их закончилось, и царства их разрушились. И сколько царей ни правили под солнцем, владычества их закончились, и царства их разрушились. Один Господь наш Иисус Христос, Сын Божий — Предвечный, Он назвался Сыном Человеческим и Христом. Он с облаками небесными дошел до Ветхого днями, Ему даст Отец Его, Бог Вседержитель, владычество вечное, которое не прейдет, и царство, которое не разрушится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

И еще тот же Иеремия сказал: “Так говорит Господь Вседержитель: остановитесь на путях и рассмотрите, и расспросите ο путях Господних правых и вечных, и увидите, какой путь истинный, и идите по нему, и найдете очищение душам вашим”. И сказали: не пойдем. И поставил я стражей над вами, : слушайте звука трубы. И сказали: не послушаем. Поэтому услышат народы, пасущие стада в них. И тогда слушай земля: вот, я наведу на народ сей пагубу, плод отвращения их, ибо они словам пророков моих не вняли и закон отвергли». И не только этими одними покажу, что закон изменяется, но и другими явными доводами от пророков». Отвечали ему иудеи: «Всякий иудей знает воистину, что будет так. Но не пришло еще время для Мессии». Философ же сказал им: «Что себе представляете, видя, что и Иерусалим разрушен, жертвоприношения прекратились, и все сбылось, что прорекли пророки ο вас? Ведь Малахия открыто восклицает: “Нет моей воли в вас, говорит Господь Вседержитель, и жертвы из рук ваших не приемлю. Ибо от востока солнца и до запада имя мое славится народами, и на всяком месте приносится фимиам имени моему, жертва чистая, потому что велико имя мое между народами, говорит Господь Вседержитель”». Они же отвечали: «Правильно говоришь. Все народы хотят быть благословленными от нас и обрезанными в городе Иерусалиме». Сказал же Философ: «Так говорит Моисей: “Если вы будете соблюдать закон, будут земли ваши от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки Ефрата”. A мы, народы, от того благословимся из семени Авраамова, от корня Иессеева вышел и назван надеждою народов, и светом всей земли и всех островов, и славою Божиею просвещены не по тому закону, и не в том месте. Пророки громко возглашают. Ведь сказал Захария: “Ликуй, дочь Сиона! Ce цесарь твой грядет кроткий, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истребит оружие Ефрема и коней в Иерусалиме, возвестит мир народам, и владычество его будет от края земли до конца вселенной”. Иаков же сказал: “He прекратится князь от Иуды, ки игумен от чресл его до тех пор, пока не придет тот, кому предназначено”, – и он надежда народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«И Я прииму вас». Это обетование Божеского благоволения и благодатного приближения к верующим в Бога, и соблюдающим Его повеления, подобно тому, какое изрек Господь Спаситель: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим. И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господ Вседержитель. «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». Обетования об усыновлении избранного народа Богу повторяются у пророков, и преимущественно соединяются с пророчествами о пришествии в мир обетованного Спасителя мира. По отношению к избранному народу израильскому, они показывали тоже особенное Божие попечение об избранном народе, о котором сказали мы, объясняя слова: вселюся в них, и похожду: и буду им Бог, и тии будут Мне людие (ст. 16). А по отношению к новозаветному времени сии пророчества предсказывали о благодатном усыновлении Богу верующих в Иисуса Христа, по Его заслугам пред Богом Отцем, действием Святого Духа. Об этом времени пророк Иеремия, от лица Божия, говорит: Яко сей завет, его же " завещаю дому израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога и тии будут Ми в люди (сл. Евр.10:16 ). И не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко все познают Мя от мала даже и до великого их; яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому ( Иер.31:33–34 ). Это говорит пророк о том времени, когда Иисус Христос совершил уже искупление рода человеческого, примирил Бога с человеками, и ниспослал Всесвятого Духа, научающего всех верующих истинному Боговедению. Подобное и пророк Иезекииль говорит от лица Божия: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших: и очищу вас. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашем, и дам вам сердце плотяно: и дух Мой дам в вас, и сотворю, да в заповедех Моих ходите, -и будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога, и спасу вы от всех нечистот ваших (Иезек. 36:24–29). Слова, пророка в высшем значении относятся к новозаветному времени, когда кров Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( Ин. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Кристальное море, как неподвижное и тихое, в противоположность бурному морю, виденному позже св. Иоанном (13:1), должно означать, по мнению многих толкователей, «множество святых сил небесных, чистое и бессмертное» (св. Андрей Кесарийский ), это – души людей, не волновавшихся бурями житейского моря, но, подобно кристаллу, отражающие семь радужных цветов, проникнутые семью дарами благодати Духа Святого 15 . Откр. 4:6–8. И посред престола и окрестъ престола четыри животна исполнена очесъ спреди и созади. И животно первое подобно льву, и второе животно подобно телцу, и mpemie животно имущее лице яко человкъ, и четвертое животно подобно орлу летящу. И животна четыри, едино коеждо ихъ имяху по шесть крилъ окрестъ, и внутрьуду исполнена очесъ: и покоя не имутъ день и нощь, глаголюще: святъ, святъ, святъ Господь Богъ Вседержитель, Иже б и сый и грядый. И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Некоторые думают, что под этими животными разумеются четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божие владычество над небесным, земным, морским и преисподним. Но, как ясно из дальнейшего описания вида этих животных, это, без сомнения, те самые ангельские силы, которые в таинственном видении св. пророка Иезекииля (1:5–25) на Реке Ховар поддерживали таинственную колесницу, на коей, как царь, восседал Господь Бог. Эти четыре животных послужили как бы эмблемами четырех Евангелистов. Множество очей их означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего. Это верховнейшие и приближеннейшие к Богу ангельские существа [серафимы – о. С.], непрестанно славящие Бога (см., напр.: Ис. 6:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но совершенно обратное действие слова Ноемини произвели на Руфь. В ней заговорила теперь «крепкая, как смерть, любовь» ( Песн. 8:6 ): из любви к Ноемини она не только обещает неотлучно сопутствовать ей во всяком месте и при всяких обстоятельствах, но и со всей силой убеждения признает народ ее – Израиля – своим народом. Бога ее (Иегову) – своим Богом, т.е., по толкованию Мидраша (s. 24), объявляет себя прозелиткой, присоединяясь и к вере, и к народности Израиля (ср. Berthofet, Stellung der Isr. u Iuden zu den Fremden, s. 28). Только смерть может разлучить ее с Ноеминью, но все же прах обеих должен лежать в одной гробнице. Все это Руфь утвердила клятвенным выражением (обычным в книгах Царств, например, 1Цар. 3:17, 14:44, 20:13 ; 2Цар. 3:35 ), по славянскому тексту (более точно, чем русский перевод, передающему подлинный текст): «тако да сотворит мне Господь, и сия да приложит». Тогда Ноеминь оставила свои увещания, молчаливо согласившись с нею. Руф.1:19 .  И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь? Руф.1:20 .  Она сказала им: не называйте меня Ноеминью , а называйте меня Марою , потому что Вседержитель послал мне великую горесть; Руф.1:21 .  я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье? Прибытие Ноемини в Вифлеем после десятилетней отлучки, притом без мужа и сыновей, естественно, произвело впечатление в немногочисленном, конечно, населении, и особенно женщины с удивлением говорили (евр. tomarnah, женского рода): «Ужели это Ноеминь?» (греко-славянский перевод точнее, чем Vulg.: «haec, est illa Noemi» и русский). Еврейск. Marah, арамейск. ор. Мага (LXX: Πικρ, Vulg. Amara, слав. «Горька»), родственное имени Мария, противоположно по значению имени Noomi, и эта противоположность выражена Ноеминью в применении к обстоятельствам ее жизни и страданиям по воле Вседержителя (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посмотрим на себя, подобны ли мы этим животным? Они ли олицетворяют наш характер? Или более олицетворяют нас гордые павлины, хитрые лисы, ядовитые змеи? Откр.4:8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей. Видим, что эти четверо животных подобны шестикрылым серафимам ( Ис. 6:1–4 ). Двумя крылами, как говорит великий Дионисий, они покрывают лица, двумя – ноги, а средними летают. Этим явлено их глубочайшее благоговение к Божественному откровению. Они исполнены очей , то есть ведения Божественных тайн. Этого ведения сподобляются не только чины ангельские, но и искупленные души на небесах, небесная Церковь , ибо ее характер олицетворяют как раз эти четверо животных. И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Ни днем, ни ночью не имеют покоя. Это не означает, что на небе будут дни и ночи, просто Иоанн использует наш земной образ, чтобы показать, что непрерывно воспевает небесная Церковь Всевышнего Бога. И в этом они не имеют покоя . Мы сейчас не имеем покоя, погрязая в домашней работе, обретении богатств, в стяжании чинов, в увеселениях. Но предаемся беспечному покою в служении Богу, в прославлении и воспевании Его святого имени. И только те небесные искупленные, лицезреющие Христа в непосредственной близости престола Божия, не имеют покоя и взывают трисвятую песнь: свят, свят, свят Господь Бог. В этой трисвятой песни прикровенно показуется и воспевается Святая Троица. Впервые эту трисвятую песнь из уст серафимов, окружающих престол Божий, услышал пророк Исайя ( Ис. 6:3 ). И вот теперь видит и слышит апостол Иоанн. Несмолкаемо звучит эта песнь в Церкви и поныне, какой услышал ее из ангельских уст во время богослужения один отрок в Константинополе: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный...» Но будучи еще не на небе, а на земле, добавляет Церковь : «помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С этой стороны каждый временный, отдельный суд, чрез который Господь или свой народ наказывает за его грехи, или истребляет врагов своего народа, есть не что иное, как отдельный, единичный момент всеобщего судного дня Иеговы, и каждый из отдельных судов есть наступление этого дня Иеговы и знамение его в окончательной форме приближения. Пророк говорит, что этот день Иеговы, предвещаемый о своей близости, о своем наступлении отдельным моментом этого дня – страшным опустошением земли чрез саранчу, «идет как пагуба от Вседержителя» ( Иоил.1:15 ). Как доказательство того, что он идет от Вседержителя, действительно, как пагуба, как опустошение, пророк указывает своим согражданам на исчезновение (от саранчи и засухи) пред их глазами, в виду всех их хлеба, а вместе с тем веселья и радости из дома Иеговы: «не пред нашими ли очами, – говорит он, – пища исчезла», не исчезли ли все продукты питания (см. ст. 10–12) в то время, когда мы смотрели на них, когда мы уже надеялись вполне на богатое снятие их с полей и садов?! А с исчезновением этих продуктов питания, с исчезновением и хлеба, и вина, и масла исчезли «из дома Бога нашего веселие и радость», исчезли от того, что за неимением нельзя уже принести Господу ни первых плодов с полей и садов, ни благодарственной жертвы, и нельзя уже при святилище с радостию и веселием наслаждаться жертвенными трапезами по закону, который говорит: «к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите. И туда приносите все сожжения ваши, и жертвы ваши и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, (и мирные жертвы ваши), и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой» ( Втор.12:5–7 ; см. Втор.16:10–11 ). Это бедствие сделалось еще более плачевным от того, что страшная засуха погубила все семена, посеянные в земле, и чрез то погубила всякую надежду на получение жатвы и в следующем году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Трудно говорить о свойствах Того, сама природа Которого невыразима словесно. Тем не менее, исходя из действий Бога в тварном мире, человек может делать предположения и умозаключения относительно свойств Божиих. Из Откровения Божия мы узнаём, что Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, бестелесный, невидимый, неизреченный, неописуемый, непостижимый, беспредельный, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, Творец всех вещей, Вседержитель, Промыслитель обо всём, Владыка всего. Эти свойства одинаково приложимы ко всем Трем Лицам Святой Троицы и являются общими для каждого из Них, в отличие от индивидуальных, личностных, ипостасных свойств, отличающих Лица Святой Троицы друг от друга. Бог по Своему существу есть Дух, чистейший и совершеннейший, Существо простое, невещественное, бестелесное. Сам Иисус Христос в беседе с самарянкой сказал, что Бог есть дух ( Ин. 4:24 ), то есть Бог есть Существо духовное, не ограниченное местом или пространством. Называя Бога Духом, Священное Писание, однако, часто говорит о Нем как об имеющем, например, сердце, очи, уши, руки. Выражаясь так, Священное Писание приспосабливается к ограниченному человеческому мышлению и делает это для того, чтобы невидимые и непостижимые свойства и действия Божии представить нам как можно более понятно и наглядно; понимать же эти выражения Писания нужно не в буквальном, а в переносном, или духовном, смысле. Так, сердце Божие означает Его благость, или любовь, очи и уши означают всеведение Божие, руки — Его всемогущество. Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр. 4:8 ). Пророк Давид так говорит о вечности Божией: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог ( Пс. 89:3 ). Никто не благ, как только один Бог. Мф. 19:17                                       ’ Апостол Иоанн пишет: Бог есть любовь (1 Ин. 4:8,16). Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:8–9).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

11. И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую; 12. И дахъ книг Вархови сн сна Маассеова, пред очима Анамеила сна брата оца моег, и пред очима стощихъ пслхъ, и вписавшихъ в книги и пред очима всхъ сдщихъ во двор темничнмъ. 12. И отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи. 13. И завщахъ Варх пред очима ихъ, глагол: 13. И заповедал Варуху в присутствии их: 14. Так реч Гдь Вседержитель Бгъ возм кнг запечатлнн, и книг прочтеню, и влож ю в сосдъ глиннъ, да пребдетъ дни множайшы. 14. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтоб оне оставались там многие дни. 15. к так реч Гдь Вседержитель Бгъ ещ притжтс храмины, и села, и на сей земл. 15. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля, и виноградники будут снова покупаемы в земле сей. 11–15. Варух называется здесь в первый раз в книге пророка Иеремии, и потому его лице определяется прибавлением имени не только его отца, но и деда. Если Варух был брат тому Сарею, который в Иер. 51:59  также называется сыном Нирии и сыном Маасеи и который носил звание «начальника даров» (ср. тамже), – звание, вероятно, почтенное, потому что облеченного им посылал Седекия к царю вавилонскому, как своего представителя: то Варух происходил из знатного рода. Пророк Иеремия повелевает этому Варуху охранить «книгу купления»=купчую крепость, изготовленную в двух экземплярах. Один экземпляр называется «запечатанным по уставу и закону» ( Иер. 32:11 ), другой – «открытым». Первый долженствовал, вероятно, служить для охраны содержания последнего от повреждения случайного или злонамеренного. Запечатанный экземпляр имел значение, подобное значению наших, хранящихся в архивах, документов. Впрочем, и открытый экземпляр купчей, совершенной Иеремиею, не предназначался для того, чтобы пророк хранил его при себе. Оба экземпляра должны быть скрыты в сосуде глиняном на многие дни. Они могли иметь значение не в ближайшее к совершившейся сделке время, но спустя «многие дни». Тогда если не для Иеремии и Анамеила, то для их потомков совершившаяся сделка сохранит всю свою законную силу: право собственности тогда будет переходить от одного к другому по тому же закону, который действовал в Палестине тогда, когда совершена Иеремиею покупка поля. Поступок Иеремии для его очевидцев должен иметь смысл пророчества: ещ притжтс… на сей земл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

12 . И о справедливости, которую заповедует закон, согласны между собой слова и пророков, и евангелистов, потому что все они говорили вдохновенные одним Духом Божиим. Исайя так говорил: «отнимите лукавства от душ ваших, научитесь делать добро, ищите справедливости в суде, освобождайте угнетенного, давайте суд сироте и оправдывайте вдову». 145 И еще он: «разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров, отпусти угнетенных на свободу, раздери всякое писание неправедное, раздроби ачущему хлеб твой, и нищих бескровных введи в дом твой; если увидишь нагого, одень, и единоплеменников твоих не презирай. Тогда взойдет ранний свет твой и скоро возсияют исцеления твои, и правда твоя пойдет пред тобою». 146 Подобно сему и Иеремия говорит: «станьте на путях и посмотрите, и спросите, как добр путь Господа Бога вашего, и идите по нему и найдете покой душам вашим. Судите судом праведным, потому что в этом воля Господа Бога вашего». 147 Таким же образом Осия говорит: «Соблюдайте справедливость и приближайтесь к Господу, Богу вашему, утвердившему небо и создавшему землю». 148 Другой пророк Иоиль также говорит: «соберите народ, освятите церковь , примите священников, соберите младенцев, питающихся от сосцов, – выйдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего. И молитесь Господу Богу вашему усердно, чтобы помиловал вас, и изгладил грехи ваши». 149 Подобно сему и другой пророк Захария так говорит: «Господь Вседержитель судит судом истины, оказывайте милость и сострадание каждый к ближнему своему, не угнетайте вдовы и сироты и пришельца, и никто пусть не помнит зла на брате своем в сердцах ваших, говорит Господь Вседержитель». 150 13 . О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком-либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: «глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих». 151 Евангельский голос еще сильнее учит о чистоте, говоря: «всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». «И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведется с женою, кроме вины блуда, подает ей повод прелюбодействовать». 152 И еще говорит Соломон: «кто привяжет огонь к одежде, не сожжет ли свою одежду? Или, кто пройдет по горящим углям, не сожжет ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным». 153

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010