Такова раба Божия Иулиания. Св. мученика Сергия, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской 304 года Св. мученика Сергия, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской 304 года Св. мученика Феогена Св. Феоген Епископ Парийский, города Троады, живший в IV веке. За исповедание веры Христовой он был осуждён Ликинием на потопление в море; перед исполнением казни он просил времени на молитву, и когда молился, то лицо его озарилось необыкновенным светом, что так поразило бывших при этом, что многие из них приняли христианскую веру. После утопления тело его было вынуто из воды христианами и предано погребению при городской стене, и здесь совершается много чудес и исцеляются болезни в прославление угодника Божьего. Св. Феодоты матери бессребреников и чудотворцев Козьмы и Дамиана Рано овдовевшая, она вела жизнь благочестивую и посвятила всю себя воспитанно детей в страхе Божием. Память её также 1 Ноября и в Сырную субботу. Преп. Аммона жившего в начале V века Он был настоятелем Тавеннисиотской обители, в Египте, в которой было при нём до 3.000 иноков. Преп. Макария Подвизался в IV в. в монастыре Писпер, на бер. Нила, где он был преемником учителя своего – Антония Великого . 1 Описание Киев. лавры, стр. 201. К. 1847. Ркп. святцы: «преп. Исаия (мая 15) и Сильвестр». 2 Жизнь прав. Иулиании описана сыном её Каллистратом Осорьиным, который в 1640 г. был губным старостой; он приводит Бога в свидетеля, что писал правду, и предоставляет поверить слова его расспросами соседей, лично знавших жизнь Иулиании. Это описание у Царского 129, 136, у Толстого с описанием чудес 2. 303. В переводе русском это житие, за исключением немногого, напеч. в «Русском вестнике» 1858 г. 19. Подлинная повесть, но без описания чудес, изд. в памят. стар. рус. литер. I, 63–67. 3 «Егда приближися её честное преставление: и разболеся декабря 26 д. и лёжа 6 дней». Поэтому, кончина на 7 день после 26 дек., последовала 2 января. И, однако, в печатном издании поставлено: «генваря в 4 д.», последнее – ошибка писца. В ркп. святцах: «св. боляриня Юлиания, яже бысть в с. Лазаревском, новая чудотворица, преставися в л. 7112 (1604) м. генваря во 2-й день». Осорьин: «погребоша у церкви праведного Лазаря, подле мужа её, в с. Лазареве, за четыре версты от града, в л. 7112 (1604) генв. в 10 д.». Служба правед. Иулиании у Толстого III. 68. (25). Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Примечание 2. В последовании нед. Антипасхи, Тип., л. 359, сказано: «Отднесь начинаем глаголати: Поем Господеви, во всю 50-цу». Тем не менее собственно пасхальный канон и после Пасхи принято петь с припевами: Христос воскресе... пред тропарями, Пресвятая Тройце, Боже наш, слава тебе пред троичнами и Пресвятая Богородице, спаси нас пред богородичнами 405 ; прочие же каноны Триоди Цветной с припевом: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в праздник Пятидесятницы с припевом: Пресвятая Троице, Боже наш, слава тебе. Глава 38. О катавасиях, в течение всего года поемых в господские, богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года (Типик., гл. 19 и др.) Катавасией (от καταβανω – схожу вниз) называется ирмос, поемый в конце той или другой песни канона. Типикон часто предписывает этот ирмос петь двум ликам вместе, напр., он говорит: «катавасия: Божественным покровен, оба лика вместе» (Тип., л. 373 на об., послед. в четверт. Вознесения); но иногда каждому лику свой ирмос, напр.: «последи ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос» (л. 135, декаб. 25; л. 150, янв. 6); иногда же каждому лику свой ирмос и еще на сходе двум ликам вместе ирмос, напр.: «последи кийждо лик ирмос. Последи же на сходе катавасия ирмос той же» (л. 348 на об.); наконец, иногда он выражается неопределенно, напр.: «катавасия: Крест начертав» (л. 47 на об., мр. гл., 7 сент.); или: «катавасия – ирмосы обою канонов» (л. 136 на об., декаб. 26),– иногда не употребляя даже и этого названия, напр.: «и последи ирмос 3-я песни» (л. 17 на об., гл. 9); или: «последи ирмосы обою канонов» (л. 151 на об., янв. 7). На катавасию после каждой песни канона (но не после 3, 6, 8 и 9 только песней, как это бывает в седмичные и субботние дни при отсутствии праздника) назначаются следующие ирмосы: 1 . От 1 сентября до отдания Воздвижения 21 сентября (включительно): Крест начертав... 2 . По отдании Воздвижения от 22 сентября до предпразднства Введения 20 ноября (включительно): Отверзу уста моя... 3 . С праздника Введения 21 ноября до отдания Рождества Христова 31 декабря (включительно): Христос раждается... В Рождество Христово «последи» каждой песни «ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос» (Тип., л. 135); 26 декабря «катавасия ирмосы обою канонов» (л. 136 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Таким образом, все дни календаря Армянской церкви делятся на 3 группы: а) Господские праздники136 дней; б) памяти святых – 112 дней; в) постные дни – 117 дней. 270 Так, обратив внимание на то, что с течением времени перевод псалмов в результате искажений подвергся изменениям, Саркаваг в библиотеке Ахпатского монастыря отыскал Псалтирь в переводе первых переводчиков, размножил ее и распространил по всей Армении, чтобы повсюду в отношении псалмов было внесено единообразие. 271 Шнорали – «благодатный» (зд.: умственно одаренный). В армянской историографии высказывалось мнение о том, что Шнорали – почетный титул воспитанников Шугрского монастыря и Кесунского Кармирванка, поскольку известны также Саргис Шнорали, Игнатиос Шнорали, Барсег Шнорали. См.: Зрабаналян Г. История древнеармянской книжности. Венеция, 1887. С. 616 (на арм. яз.). 272 Св. Нерсес Шнорали происходил из одного из самых прославленных армянских княжеских родов. Он был сыном владетельного князя замка Цовк (Киликия) Апирата Пахлавуни, правнуком Григора Магистроса Пахлавуни и младшим братом армянского католикоса Григора III Пахлавуни. Шнорали получил образование в монастыре Кармирванк близ Кесуна, где его вардапетом был настоятель монастыря епископ Степанос Манук. В монастыре Нерсес изучал Св. Писание, труды отцов Церкви, историю Церкви и агиографию, догматику, армянскую книжность, переводы церковных и светских книг, церковную музыку, науку о календаре, риторику и каллиграфию. У Нерсеса Шнорали был красивый почерк, даже в старости он в свободное время переписывал книги, часть из которых дошла до наших дней. Когда Нерсесу исполнилось восемнадцать лет, он был рукоположен в священники своим братом, католикосом Григором III. В возрасте тридцати лет Нерсес Шноралй был рукоположен в епископы и стал служить брату личным помощником и викарием, а в 1166 г. стал его преемником на патриаршем престоле – новым католикосом (Нерсес IV). 276 Оба эти произведения, а также переписка между Нерсесом, императором Мануилом и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (см.: Исторические памятники вероучения Армянской церкви, относящиеся к 12 ст./Пер. А. Худобашева. СПб., 1847).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздника Минеи Восрес. Сл. праздника Кондак на Часах Святому Оба Кондака ппеременно Минея Святому Праздник МИНЕЯ СВЯТОМУ Восресный гласа Шест.← Слав.→ 1,6 час- Святому, 3,9 час- Воскресн. 1,6 час- Праздник, 3,9 час- Воскресн. Праздник Минеи 1,3,6,9 часы- Праздник. Составил Ростислав Иванян Порядок рядового чтения кафизм в течение всего года На утрени по две кафизмы На утрени по Три кафизмы На утрени по три кафизмы и, кроме того кафизмы на часах 1) От Фоминой недели до Отдания Воздвижения 2) От предпразднества Рожд. Христова до отдания Богоявления 3) В Мясопустную и Сыропустную Седмицы 1) От отдания Воздвижения до предпраздн. Рожд Христова 2) От отдания Богоявления до субботы перед Неделею о Блудном сыне В 1ю, 2ю, 3ю, 4ю, 6ю Седмицы Великой Четыредесятницы В 5ю Седмицу Великой Четыредесятницы В 5ю Седмицу Великой Четыредесятницы, если в Четверток 5й Седмицы случится Благовещение В Страстную Седмицу Утреня Вечерня Утреня Утреня 3,6,9 часы Утреня 3,6,9 часы Утреня 3,6,9 часы Утреня 3,6,9 ч Воскресение Вторник 10 11 12 14 15 16 11 12 13 15 16 18 13 14 15 10 11 12 14 15 16 Четверг 13 14 15 10 11 12 10 11 12 Пятница 13 14 15 13 14 15 13 14 15 Суббота В Недели о Блудном сыне, Мясопустную и Сыропустную на Утрене поется 136 пс. “На реках Вавилонских”. Третья кафизма не положена в те недели, в которые поется полиелей. Аще будет в дни седмицы великий святой, полиелей — на Утрене 2 кафизмы, а на вечерни — рядовая третия. В Пс. и Типиконе не указано чтение на суб. 5й седмицы на Утрене. В Триоди сказано: “Стихословим Пс. Кафизму 16ю”. И после первых 4х кондаков Аккафиста сказано: “Таже стихословим “Непорочны””. Этой главы нет в Малой Псалтири. Она находится в Псалтири с возследованием. И в Типиконе. Таблица тропарей и кондаков на Литургии седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четверга и пятка в храме Христа Спасителя Если случится святой, имеющий или бдение, или полиелей, или славословие Если случится предпразднество или попразднество Господского праздника Если случится предпразднество или попразднество Богородичного праздника

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Само по себе такое распевное исполнение кафизм является следствием распространения в древней Руси песненных чинопоследований, на которых, как говорит блаж.Симеон, ничего не читалось, но все исполнялось певчески. Уставные чтения между кафизмами, по-видимому, не всегда точно соблюдались. Так можно судить потому, что наряду с сохранившимися указаниями соборных чиновников о чтениях имеется специальное о них решение Стоглавого собора, которое гласит: “и чтобы священницы и диаконы во святых Божиих церквах всегда с великим тщанием предстояние имели к Господу Богу и пречистой Богородице и небесным силам и всем святым прилежно и с благоговением и с великим воздержанием во вся дни заутрени и воскресныя и праздничныя и дневныя пели бы по уставу и божественные книги почитали евангелие толковое, и Златоуст, и жития святых, и прологи и прочие святые душеполезные книги на поучение и на просвещение и на истинное покаяние и на добрые дела всем православным христианам в душевную пользу” (Стоглав, стр.80–81) . Непорочны в русской церкви отправлялись, как и в восточной церкви, на воскресной утрене всего года, за исключением только воскресных дней, совпадающих с великими господскими праздниками, а также недель Ваий, антипасхи и пятидесятницы, в каковые исполнялся полиелей, поскольку в эти недели “не поется воскресно ничтоже”. В период же зимнего времени, т.е. от отдания Воздвижения и до 20 декабря, а также с 14 января до недели блудного сына к непорочным прилагался полиелей, состоявший из 134 и 135 псалмов. По этому поводу “устав о псалтири” говорил: “в неделю на утрене каф. 2-я, 3-я, 17-я. Прилагаем же и полиелеос, сиречь многомилостиво. Псалом 134 Хвалите имя Господне. Другой псалом 135 Исповедайтеся Господеви. Слава и Ныне. Аллилуиа 3ж. А припевы те же”. В недели же блудного, мясопустную и сырную к 134 и 135 псалмам добавлялся еще 136. Таким образом, непорочны по существу отправлялись почти на всех воскресных утренях, в то время как полиелей только в зимнее время и то не всегда. Так, в период с 20 декабря по 14 января на воскресных утренях пели непорочны без полиелейных псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

л. 1. Книга глаголемая Ирмолой, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскина . В конце: Росникы болшие, сиречь пещныя, поются пред Рожеством Христовым, егда ангела спускают. Имена знамению столповому и ирмосы препразднственные Рождеству Хр. и Крещению. л. 86. Обиход церковный неполный. л. 107 об. Светилны и стихиры евангельскыи, творение Лва царя. л. 115 об. Книга глаголемый Охтаик, сиречь осмогласник, препод. отца нашего Иоанна Дамаскина , с прибавлениями. л. 270. Последование бываемо о усопших инок. л. 285. Чин на погребение мирьскым человеком с каноном, что в пред. л. 282. В конце: Река вавилонская красным петием. Псалом 136 и молитва Господня. л. 307. Стихараль месячной (под 415: праздничный), о Бозе починаем, на памяти Святых и на праздникы Владычни, иже есть диачие око; бес тоа бо мнящеся пениа исправляти, яко в тме шатаются; имеет сиа на всяк праздник Владычень, и Богородичен, и в памяти Святых всликых, и им, иже по тем прочих св. муж и жен стихиры и подобники и самогласны на славах и ныне, мнози почести ради святых певаем, от начала сентебря мес. до мес. августа. В последование часов царских на Р. Хр. (л. 439) многолетие без крюков: Многолетна устрой Боже благовернаго и христолюбиваго Царя В. Князя Ивана Васильевича на многа лета (трижды, с прибавлением в каждом особых эпитетов), потом Князьям Георгию Васильевичу и Владимиру Андреевичу. л. 601. Стихараль постный. В конце: Причастны на Господскыа праздники. л. 793. Месяцеслов с вруцелетними буквами и указанием службы. л. 849. Ирмосы указныя Троичных канонов и Богородичных и Охтаичных. л. 854. Список часовый. Прибыль и убыль часов в году, начиная с 7 января. л. 855. Пасхалия, а на л. 859 Вопрос: заколико лет обновляется круг небесный, сколько в году месяцев, недель, дней, часов, и проч. л. 860. Стихиры избранным Святым, бол. частию без крюков. л. 900. Устав службы на память русских Святых. На первых листах внизу: Стихараль крылошенина Иева Лупанды. 415. (1333.) Стихирарь крюковый, полууст., XVI века, в четверть, 614 листов, заставки с красками и золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Царевококшайск. 144) О начале Мироносицкой пустыни, находящейся в Царевококшайском уезде. (М. Р.) Казань. В тип. Губ. Правл. 1841. (12) 20 стр. Извлечение из рукописи. Шацк. (Тамб. губ.). 145) Черниев Николаев монастырь. Харьков. В Унив. тип. 1849. (8) 27 стр. Шуя. 146) Краткое описание Шуйской Крестовоздвиженской церкви, из подлинных записок составленное в 1838 году. М. В тип. А. Семена. 1839. (12) 30 стр. Ярославль. 147) Краткое историческое известие о церкви во имя святого Пророка Илии, именуемой по пределу святого Тихона Чудотворца, в городе Ярославль. С приложением плана и фасада оной. С. С. Ярославль. В тип. Губ. Правл. 1846. (8) стр. История и описание, на стр. 9–11. Копия с грамоты ц. Михаила Феодоровича и примечания, стр. 12–15. II. Сборники описаний монастырей 148) История Российской Иерархии, собранная Новгородской Семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. 6 ч. М. 1807–1815. (8) Со второго тома помещены, в алфавитном порядке, известия о всех Русских монастырях, послужившие источниками большей части сочинений о монастырях. 149) Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей, с показанием начала и построения оных, крестных ходов, храмовых праздников в С.-Петербурге и Москве; пасхалии на 50 лет; торжественных дней и достопамятнейших в России происшествий хронологическим порядком. Спб. В тип. И. Глазунова, 1819 г. (8) 215 и XXV стр. Краткие известия о монастырях, расположенные азбучном порядке их названий. Список церквей в С.-Петербурге, стр. 115–136, и в Москве, стр. 137–198, расположен в хронологическом порядке месяцев и чисел, в которые бывают храмовые праздники, и с показанием времени построения церквей. Далее помещены: 1) ведомость о числе православных церквей в России в 1805 году. Роспись господским праздникам и статским торжественным дням. Императорский Российский Дом. Хронологич. показание достопамятнейших в России происшествий. О пасхалии (с таблицами). Описание монастырей, в Российской Империи находящихся, с показанием времени построения оных и в каких классах положены по штатам; также достопамятных происшествий, в них случившихся, с присовокуплением: известия о всех соборных, монастырских, ружных и приходских церквах, находящихся в столичных городах Москве и С.-Петербурге, с показанием времени построения их и когда бывают храмовые праздники в оных. Издание второе, противу первого исправленное и дополненное. М. В тип. С. Селивановского. 1812. (8) 158 и X стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Достигнув глубокой старости и чувствуя близость смерти, Евфимий беспокоился в душе, что дела Шемяки поставляли его в неблаговидное отношение к первосвятителю, которого высоко чтил он. Он послал нарочного с письмом, испрашивая молитв и прощения себе у святого Ионы. Святитель в ответе писал, что скорбит о болезни Евфимия, и потом говорил: «напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучён был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, с тем приятельское имели общение в пище и питье, того удостаивали своего благословения. – И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом». Далее сказано, что если Евфимий выздоровеет, то прибыл бы в Москву; если же умрёт до прибытия посланных, прощальная грамота должна быть прочтена над гробом его 134 . Блаженный Евфимий преставился 10 марта 1458 г. 135 . Посланный первосвятителя, духовник Евмений, прибыл в Новгород уже спустя 16 дней после кончины Евфимия; гроб его, по его завещанию, стоял в храме любимой Вяжицкой обители. Когда открыли гроб, чтобы прочесть прощальную грамоту Евфимию, к общему изумлению, тление не коснулось человека Божия; он лежал как спящий; персты его были сложены для благословения. «Ещё хранит Бог Новгород; за него молится святитель Евфимий», сказал вслух Евмений и, прочтя грамоту Ионы, вложил её в руку Евфимия. Вскоре после кончины Евфимия стали истекать чудеса от святителя. Первый испытал на себе милость его игумен Вяжицкий Варлаам. Он сильно страдал от лихорадки и, когда возложил на себя схиму и вериги Евфимия, выздоровел. Сын Новгородского боярина Матфей, три года страдавший от головной боли, едва только возложил на себя схиму Евфимия при его гробе, получил исцеление. Подобно сему исцелились келарь обители, разбитый параличом, и многие другие. Особенно замечательно событие с протодиаконом святителя Феодором. В предсмертной болезни принял он иночество с именем Феодосия и сказал своим, чтобы похоронили его в Антониевой обители. Потом уже умирающий хотел он встать, но не мог, и велел всем оградиться крестным знамением. Что это значит? спросили его. «Блаженный архиепископ Евфимий пришёл ко мне и зовёт меня в свой монастырь; отнесите же меня в обитель на Вяжицы», сказал Феодосий и испустил дух 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Канонов О пении канонов в 48 гл. Типикона, напр., 23 окт., содержится предписание точно такое же, какое 5 сент. при шестеричном святом, т. е. что поются оба канона Октоиха без мученичнов, след., каждый на 4, причем в первом ирмос 1, и святого из Минеи на 6; а если так, то ясно, что здесь должно найти для себя применение предписание 11 гл. Типикона и дополнительной части Октоиха, л. 383, в котором разъясняется, как в разные дни поются оба канона Октоиха. Если случится предпразднство или попразднство, то, по указаниям 48 гл. Типикона, 7-го, напр., января канон праздника 1-й с ирмосом на 6, другой с ирмосом на 4 и Предтечи на 4; декабря 26 каноны праздника оба, как в самый праздник 25 декабря, ирмосы обоих канонов по 2. Выше мы видели, что во дни шестеричных святых катавасию составляют ирмосы канона святого из Минеи и что они поются только по 3, 6, 8 и 9 песни; но здесь для катавасии назначаются или особые ирмосы, напр., 23 окт., Отверзу уста моя..., или во дни предпразднства или попразднства праздничные, напр. 26 декабря: «Каноны праздники оба, яко же на самый праздник: ирмосы обоих канонов... Катавасия – ирмосы обоих канонов»; 7 января о катавасии сказано: «последи ирмосы обою канонов». Самая катавасия поется после каждой песни. Песнопений поле малой ектении, произносимой по 3 пени канона Седален святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен из Минеи (см., напр., 23 сент. и 23 окт., где крестобогородична уже нет). Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника: то, по указаниям 48 гл. Типикона. 26 декабря, напр., так: кондак праздника, икос праздника и ипакои праздника. Песнопений после малой ектении, произносимом по 6 песни канона По указаниям 48 гл. Типикона, 23 сент., напр., кондак святого и икос. Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 7 января, кондак и икос святого. 8. Песни Божьей Матери: Величит душа моя... Эта песнь вместе с «Честнейшую» поется (Типик. гл. 20). Впрочем, 26 декабря «Честнейшую не поем, но поем припевы, яко же на самый праздник» (Типик., гл. 48, л. 136 на об.), – 7 января «Честнейшую не поем, но поем припевы праздника Предтечи...»(л. 151 па об. 254

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Поминовение по умершим, совершаемое в храме до 40 дней, или питание нищих в то же время, много помогает грешным в загробной жизни, праведных низводит благословения небесные на совершающих поминовение». Явившаяся воткнула игуменский жезл свой в землю и перестала быть видимой. Оставленный жезл оказался на другой день живым деревцом 136 . Считаем уместным и должным привести здесь повествование Агапия, инока Критского, о событии, касавшемся вопросов, занимавших душу блаж. Афанасии. Надобно сказать, что император Михаил Заика (820–828) жил как язычник, без веры в будущую жизнь; для него все веры были одной цены – не важной; он не допускал бессмертия и бытия духов, и жизнь грязная 137 , плотская была для него жизнь безгрешная. Этим объясняется значение загробной проповеди св. Афанасии, как и событие, рассказываемое Агапием. Была, пишет он, одна женщина добрая и благочестивая. Она раздавала милостыню, постилась и творила другие добрые дела. Но бедная допустила один грех тяжкий, и не исповедалась в нём. Не раз порывалась она открыть грех свой духовнику, и, тогда как рассказывала о других грехах, стыдилась сказать о том, и так уходила от духовника. Часто с горькими слезами молилась она перед иконой Богоматери и просила защиты её. Наконец, умерла она, не исповедав греха своего. Родные и особенно сёстры захотели похоронить её в другом месте, и погребение совершалось на третий день. Когда отпевали её в церкви, вдруг мёртвая поднялась, села на одре и сказала: «велика помощь Твоя, Владычица непорочная!» Призвав духовника, исповедала перед ним скрываемый грех . Затем вслух всех говорила: «бедная я, от стыда не исповедалась в одном грехе, так и умерла; но я каждый день с глубоким сокрушением молила Пресвятую Богородицу о том, чтобы не понести мне наказания за свой грех. Когда несчастная душа моя разлучилась с телом, тёмные злобные духи укоряли меня в тайном грехе и радовались, считая меня своей добычей. Но явилась Царица ангелов и Своим светом разогнала духов злобы; Она сказала им с негодованием: «Господь не дал вам власти над этой душой».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010