Изъяснение псалма 129-го. «Песнь степеней». Лик праведных приносит моление Богу; а сие подтверждает начало псалма. Пс.129:1 .   Из глубины взываю к Тебе, Господи. «Из глубины воззвах к тебе Господи», то есть: извнутри, из самаго сердца возсылаю моление. Ибо Божественное писание обвиняет тех, которые молятся только устами; и в одном месте Пророк Иеремия говорит Богу всяческих: «близ еси Ты уст их, далече же от утроб их» ( Иер. 12, 2 ); и сам Бог устами Пророка Исаии обвиняет Иудеев, говоря: «людие сии устнами почитают Мя, сердцем же далече отстоят от Мене» ( Ис. 29, 13 ). А теперь молящиеся возсылают из глубины сердца. Пс.129:2 .   Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. «Господи услыши глас мой». «Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего». Хотя Пророк выразился по человечески; однакоже знал безплотность Божества; потому что слышание назвал и зрением. У нас глаза имеют способность зрения, а ушам вверена способность слышания; но Бог чем слышит, тем и видит, чем видит, тем и слышит. Пс.129:3 .   Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? «Аще беззакония назриши Господи». Лик праведных умоляет Господа, не соразмерять наказаний с грехами. Так и блаженный Анания беззакония народа приписал своему лицу. «Господи, кто постоит?» Если правдиво будешь держать весы суда, кто в состоянии будет перенести произносимый на него приговор? Ибо всем необходимо подвергнуться гибели. «Яко у тебе очищение есть». У Тебя с правдою сопряжено человеколюбие, и обычно Тебе водиться больше последним, нежели первым. Пс.129:4 .   Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Пс.129:5 .   Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. «Имене ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое». Вместо: " имене» Акила и Феодотион перевели: страха, а Симмах: закона. Впрочем смысл изречения ясен. Пророк говорит: зная сию благость Твою, потому что милостию водишься, как бы некиим законом, не отрекаюсь благих надежд, ожидая обетованных благ. Ибо " словом» Пророк назвал здесь благое обетование. Человеколюбие же обетовал Бог кающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Прокимны: гл. 5. Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Ты, Господи, сбережешь нас и сохранишь нас от рода сего и до века ( Пс. 11:8 ). Гл. 6. Призри и услыши мя, Господи Боже мой. Посмотри, услышь меня, Господи, Боже мой ( Пс. 12:4 )! По прочтении 1-й паремии – из книги Бытия – возглас: «Свет Христов просвещает всех». Священник осеняет всех свечей и кадилом; все верующие падают ниц на землю. По прочтении второй паремии из книги Притчей поют: Гл. 2. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. – Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя ( Пс. 140:2 ). – Господи, воззвах к Тебе услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. – Господи! К Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе ( Пс. 140:1 ). – Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. – Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих ( Пс. 140:3 ). – Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. – Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных ( Пс. 140:4 ). При пении сих стихов все верующие преклоняют колена. По молитве: «Господи и Владыко живота моего» – сугубая ектенья, ектенья об оглашенных и ектенья за верных. Вместо Херувимской песни. Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо, входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуйя (трижды). Теперь (в настоящие минуты) с нами невидимо служат небесные силы, потому что входит Царь славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится торжественно (в сопровождении Ангелов). Приступим же к ней с верою и любовью для того, чтобы нам быть участниками вечной жизни. Аллилуйя (хвалите Бога). Просительная ектенья. Отче наш... Пред словами: «Верою и любовию» Св. Дары, в молчании, с благоговением переносятся с жертвенника на престол. Все верующие падают ниц в знак глубокого благоговения к Св. Дарам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник: Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно, и во веки веков. Мы же: Аминь. И начинаем утреню с шестопсалмия. Хор: Аминь. И начинаем утреню с шестопсалмия. УТРЕНЯ Начинаем шестопсалмие, со всяким молчанием и умилением слушающе: учиненный же брат со благоговением и страхом Божиим глаголет: Начинаем шестопсалмие, слушая со всяким молчанием и умилением; читающий же брат с благоговением и страхом Божиим произносит: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. трижды. Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей – благоволение. (3) Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Дважды. Господи, Ты откроешь уста мои и уста мои возвестят хвалу Твою. (2) Псалом 3 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою. Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей. Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил. От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё. Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня. Псалом 37 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте, до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! На Литургии – Ап. 1Кор. 6:12–20 . Ев. Лк. 15:11–32 . В субботу мясопустную Стихиры на Господи воззвах, гл. 8. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение ( Пс. 129:3–4 ). – От века мертвых всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно, сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему, всей Судящему земли, деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных и во святых жребии светлем, и достойным быти небесного царствия Его. – Верные! Вспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашем, Судии всех живущих на земле: чтобы они, радостные, удостоились стать одесную Его, на стороне угодивших Ему; получили участие со святыми, в светлом и вечно блаженном Его царстве небесном. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю: душа моя ожидает Господа ( Пс. 129:5 ). – Твоею кровию человеки, Спасе, искупивый, и смертию Твоею от смерти горькия избавивый нас, и жизнь вечную подаяй нам воскресением Твоим, вся упокой, Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте; цари же, священники, архиереи, монахи и бельцы в возрасте всяком всеродном, и сподоби я небеснаго царствия Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Андрею: «Андрей досточтимый, отец преблаженнейший, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, тления и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим твою память». Вторник первой недели     На утрени. На стиховне, гл. 3: «Начнем, люди, непорочный пост, который есть спасение для душ. Будем со страхом работать Господу, помажем головы елеем доброделания и водою чистоты умоем лица; не будем много говорить в молитвах наших, но, как научены, так и воззовем: «Отец наш небесный, прости нам, как Человеколюбивый, наши падения».     Прокимен на 6 часе, гл. 4:    1. «Внемли голосу вопля моего, Царь мой и Бог мой».     Стих: «Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои». (Пс. 5:2-3).    2. Гл. 4: «Господи, не в ярости Твоей обличай меня».     Стих: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» (Пс.6:2-3).     На вечерне. На «Господи воззвах», гл.:    1. «Некогда изгнанные из рая за несчастное вкушение, поспешим опять войти в него воздержанием от страстей, взывая Богу нашему: Ты, распростерший руки Твои на кресте, пивший уксус, вкусивший желчи и претерпевший болезни от гвоздей, извлеки, как гвозди, из наших душ все гибельные удовольствия и по милосердию Твоему спаси Твоих рабов».    2. «Некогда лишенные жизни в раю за вкушение от дерева, мы опять поселены в нем через Твой крест. Его мы предлагаем в ходатайство пред Тобою, Многомилостивый, и с верою все молим Тебя: пошли нам ныне во время воздержания источники слез, очищающие всякую скверну страстей и падений наших, чтобы все мы усердно восклицали Тебе: Господи, слава Тебе».    3. «Наслаждение воздержанием подай и мне, Слово, как некогда рай Адаму, чтобы мне вкушать от всякой заповеди Твоей, Боже мой, и удерживаться от плода — греха, который запретил Ты, чтобы с радостью встретить животворные Твои страдания на кресте».     Прокимны, гл. 6:    1. «Господи Боже мой, на Тебж я возложил надежду, спаси меня».     Стих: «От всех гонителей моих избавь меня» (Пс. 7:2).    2. Гл. 5: «Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся, и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя, обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему. Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, и в ночи – пред Тобою, да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, склони ухо Твоё к молению моему. Ибо исполнилась зол душа моя, и жизнь моя к аду приблизилась; сопричислен я был с нисходящими в ров, стал как человек беспомощный, среди мёртвых – свободный; как сражённые, спящие в могиле, о которых Ты уже не вспомнишь, и они от руки Твоей отринуты. Положили меня во рве глубочайшем, во тьме и тени смертной, на мне утвердилась ярость Твоя и все волны Твои Ты навёл на меня. Удалил Ты знакомых моих от меня: они сочли меня мерзостью для себя; я был предан и выйти не мог. Очи мои изнемогли от нищеты: я взывал к Тебе, Господи, целый день, простёр к Тебе руки мои. Разве мёртвым Ты сотворишь чудеса? Или врачи их воскресят, и они прославят Тебя? Разве возвестит кто в могиле о милости Твоей, и об истине Твоей – в месте гибельном? Разве познают во тьме чудеса Твои, и правду Твою – в земле забвения? И я к Тебе, Господи, воззвал, и рано утром молитва моя достигнет Тебя. Для чего, Господи, отстраняешь душу мою, отвращаешь лицо Твоё от меня? Нищ я, и в трудах от юности моей; и, вознесённый, – был унижен и изнемог. Надо мною гнев Твой прошёл, устрашения Твои смутили меня, окружают меня, как вода, весь день, охватили меня все вместе. Ты удалил от меня друга и ближнего и знакомых моих из-за страдания. Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, и в ночи – пред Тобою, да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, склони ухо Твоё к молению моему. Псалом 102 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vsenoshhn...

И чтобы ты знал, что истину, а не ложь мы излагаем, приведем песнопения Святого Духа словами самого Писания. « Помянул Бога и возвеселился », — сказал Давид. И если желаешь знать на самом деле, что Давид вспоминал Бога и днем и ночью и, при воспоминании, веселился, то вникни с любознательностью в слова: « Ночью вспоминал я имя Твое, Господи » ( помянух в нощи имя твое, Господи ) (Пс. 118:55); и: « сделаю имя Твое памятным в род и род » ( помяну имя твое во всяком роде и роде ) (Пс. 44:18); « В полночь вставал славословить Тебя » ( полунощи востах исповедатися тебе, Господи ) (Пс. 118:62); « размышляю о Тебе в [ ночные ] стражи » ( на утренних поучахся в тя ) (Пс. 62:7); « Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять » ( вечер и заутра и полудне повем, и возвещу ) (Пс. 54:18); « Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я » ( Боже, Боже мой, к тебе утренюю ) (Пс. 62:1); и еще: « возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи » ( возвещати заутра милость твою, и истину твою в нощи ) (Пс. 91:3). Видишь, что нет свободного времени, когда бы он забывал, — ни утром, ни ночью. Если ты желаешь знать на самом деле, что Давид не просто вспоминал о Боге, но с участием сердца, то слушай: « Из глубины взываю к Тебе, Господи » ( из глубины воззвах к тебе, Господи ) (Пс. 129:1); « я славил бы Тебя в правоте сердца » ( Господи, исповемся тебе в правости сердца ) (Пс. 118:7). И чтобы привести предел всех часов, Давид потом говорит: « Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем » ( коль возлюбих закон твой Господи, весь день поучение мое есть ) (Пс. 118:97). Вот так целодневным размышлением о словах Господа и постоянным памятованием о Боге какую он получил достойную благодать? Был ли он вознагражден на земле? Считаю его и замечательным, и царем на земле. Здесь он покоряет врагов, и там повелевает ангелам; здесь облечен в порфиру земного царя, и там блестит славой небесного царства; здесь знаменит благозвучными словами Святого Духа, и там блестит жемчугом избранной мудрости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О, да благословляет наша душа непрестанно Господа, Он дивно велик, все делает премудро. Во время чтения этого псалма священник читает молитвы, так называемый светильничная. Свитильничными они называются потому, что в это время наступают вечерние сумерки и для богослужения зажигаются уже светильники. Общее содержание этих молитв следующее. «Милосердый Господи! Прими молитву нашу, и не накажи нас во гневе Своем, но поступи с нами милостиво, очи сердец наших просвети в познание Твоей истины; помоги кончить день, как и всю жизнь, мирно и безгрешно, а там, в другой жизни, дай нам наследие со всеми угодившими Тебе. Ты, Боже, Создатель дня и ночи! Прими нашу вечернюю молитву и сохрани нас в наступающую ночь; дай сон, так необходимый для восстановления сил наших, чтобы мы после него с душевной радостью восстали для славословия Твоего милосердия». Всех светильничных молитв семь. За псалмом «Благослови душе моя Господа» и пр. следуют: великая ектения, рядовая (очередная) кафизма, малая ектения и пение псалмов: Господи воззвах к Тебе, услыши мя и пр. Здесь положено петь псалмы 140, 141, 129 и 116. Общее содержание их: моление страждущего о помощи от Господа и надежда, что эта помощь не замедлит. «Господи, взываю к Тебе, поспеши ко мне, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Да приидет молитва моя, как фимиам пред лице Твое, возношение рук моих, как вечернее приношение ( Пс. 140:12 ). К Тебе, Господи, очи мои, на Тебя уповаю, не отринь души моей. Сохрани меня от сети, которую поставили мне, от ухищрений делающих беззаконие» (ст. 8–9). «Гласом моим ко Господу вопию, гласом моим Господу помолюся. Изливаю пред лицем Его моление мое, печаль мою пред лицем Его изъясняю, когда изнемогает во мне дух мой ( Пс. 141:1–3 ). Вопию к Тебе, Господи, говорю: Ты мое прибежище, Ты доля моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я весьма изнурен. Избавь меня от гонителей моих; ибо они превозмогли меня» (ст. 6–7). «Ежели на беззакония будешь взирать, Господи,Господи, кто устоит? Но у Тебя прощение, дабы благоговели к Тебе. Ожидаю Господа, ожидает душа моя, уповаю на слово Его. Да ожидает Израиль Господа, ибо у Господа милость, и великое у Него искупление» ( Пс.129:3–5, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

[«Поскольку пришельцы мы на земле, как и все отцы наши, потому, Спаситель наш, сохрани безгрешным краткое время жизни нашей, и помилуй нас, как человеколюбивый».] Прокимен, глас 4, пс. 5 Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой. [«Внемли гласу прошения моего. Царь мой и Бог мой».] Стих: Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое. [«К словам моим склони слух Твой, Господи, уразумей вопль мой».] Чтение из пророчества Исаии (1, 19 – 2, 3), продолжая начатую в прошедший день обличительную речь, исчисляет грехи Израиля. «Как сделался блудницею Сион, столица верная, исполненная правосудия. Правда обитала в ней, а ныне – человекоубийцы. Серебро твоё не испытано, корчемники мешают вино с водою; князья твои неверны и сообщники ворам, любят подарки и гоняются за мздою, не зачищают прав сироты и на дело вдовицы не обращают внимания». За все сие Господь угрожает Израилю наказанием: «До чиста расплавлю тебя, погублю непокорных, и удалю от тебя всех беззаконных, и всех гордых смирю». И вслед за этим наказанием Господь обещает снова устроить благоденствие Сиона. «И опять поставлю тебе судей, как прежде, и советников, как в начале; потом будут называть тебя: город правды, столица верная Сион». И эта слава Сиона привлечёт к нему все народы: «В последние дни будет явлена гора Господня и дом Божий на главе гор, и возвысится над холмами, и пойдут к ней все народы, и пойдут народы многие, и скажут: пойдём и взойдём на гору Господа, в дом Бога Иаковлева, и он укажет нам путь свой и будем идти по нему». Прокимен, глас 4, пс. 6 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене. [«Господи не с яростью обличай меня».] Стих: Помилуй мя Господи, яко немощен есмь. [«Помилуй меня, Господи, потому что я немощен».] На вечерни, стихиры на Господи воззвах Снедию древле горькою, изринувшееся из рая, воздержанием страстей потщимся внити, взывающе Богу нашему, на кресте прострый длани Твоя, оцет пивый и желчь вкусивый, и болезни претерпевый от гвоздей, горчайшия сласти вся от душ наших изгвоздивый, ради благоутробия щедрот, спаси рабы Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После великого славословия при пении: Святой Боже… совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей. Прокимны перед паремией 1. Гл. 4: Восстань, Господи, на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей. Стих: Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам. ( Пс. 43, 27.2 ). 2. Гл 3: Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои ( Пс. 9, 33.2 ) Аллилуиарий: 1. Да воскреснет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. 2. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня. 3. Так нечестивые да погибнут от лица Божия, а праведники да возрадуются ( Пс. 67, 2–4 ). Литургия Василия Великого соединяется с вечерней. Стихиры воскресные на Господи воззвах 1. Прими, Господи Святой, наши вечерние молитвы и даруй нам прощение грехов, ибо Ты один – явивший миру воскресение. 2. Пойдите, люди, вокруг Сиона и обойдите его и в нем воздайте славу Воскресшему из мертвых, ибо Он – Бог наш, избавивший нас от беззаконий наших ( Пс. 47, 13 ). 3. Приидите, люди, воспоем и поклонимся Христу, прославляя Его воскресение из мертвых, ибо Он – Бог наш, от обольщения врага искупивший мир. 4. Прославим добровольно плотию распятого за нас, пострадавшего, погребенного и воскресшего из мертвых и воскликнем: утверди в православии Церковь Твою, Христе, и в жизни нашей восстанови мир, как Благой и Человеколюбец. Иные стихиры, гл. 8: 1. Сегодня ад со стоном вопит: «Лучше мне было бы не принимать Родившегося от Марии, ибо, прийдя ко мне, Он уничтожил мою власть, сокрушил медные врата, а души, которыми владел я раньше, Он, как Бог, воскресил». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему. 2. Сегодня ад со стоном громко взывает: «Уничтожилась моя власть: я принял Мертвого, как одного из умерших, но совершенно беспомощен удержать Его и теряю с Ним тех, над которыми царствовал; я имел мертвых от века, а вот, Он всех воскрешает». Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010