Зав. в русск. переводе» («Прав. Обозр.» 1875 г. ноябрь; 1877 янв., февр., апр.); «О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Н. Завета»; «Псалтирь в новом славян. переводе Амвросия, архиеп. Московского («Прав. Обозр.» 1878 г. янв. и след.); «О еврейской рукописи Пятикнижия в XII в.»; «Славянская Псалтирь XVIII в., переведенная с еврейского» (труды третьего международного съезда ориенталистов в С.-Петербурге 1876 г., т. I. Спб. 1879–1880); «Народная Библия во времена Христа Спасителя» («Речь на публичн. акте Моск. Дух. Акад.», 1 окт. 1880 г.); «Речь на могиле И. С. Аксакова» («Пр. Обозр.» 1886, 3); «Вторая книга Моисея Исход» в перев. и с объяснениями» («Вера и Разум» 1890–1891 гг.); «Об употреблении печатного слова» («Богосл. Вестн.» 1892, 1 и 3); «По поводу неурожая» (там же 1892, 1); «Непротивление злу» (там же, 1893, 1); «Систематический указатель литературы о евреях на русском языке со времени введения гражданского шрифта» (1708 г. по декабрь 1889 г.) Спб. 1892. (Рецензия, там же, 1893, 3); «Уважение к закону» (там же, 1893, 1); «Антука. Очерк из быта духовенства» Серг. Пос. 1894); «Отрывки из скорбной летописи городского головы» (Вып. I. Серг. пос. 1894); «Голос старого профессора, по делу профессора А. П. Лебедева с покойным профессором А. М. Иванцовым-Платоновым, с приложением статьи «Из наблюдений старого профессора». М. 1900. Обращают на себя особенное внимание труды П. И. Горского по библиологии и переводу Библии на рус. язык. В 1863 г. по поручению духовного начальства П. И. Горский трудился над сличением с подлинником и исправлением составленного в 1822 г. Библейским Обществом русского перевода книги псалмов. Кроме того, Горский переводил на рус. язык «Творения св. отцов» и принимал участие как в их редактировании, так и «Богослов. Вестника» 375 . Оставив в 1895 году академическую службу, П. Н. некоторое время был головою Сергиево-посадской думы. 25) Александр Михайлович Иванцов-Платонов – 2-й магистр XXII курса 1860 г. и последний платоник, но вместе с этим и настоящий, в личной жизни и деятельности которого как нельзя более воплотились идеалы митрополита Платона о честном служении науке и о христианской гуманности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благополучно совершивши, с Божией помощью, половину учебного академического поприща, я вступил с сентября 1848 года во вторую половину, которая, в некоторых отношениях, представляла для меня менее трудностей сравнительно с первой, Предметы старшего, бого- —381— 1848 г. словского курса, были более для меня сродны по самому моему сану и более доступны для понимания. Вот эти предметы: 1) Священное Писание – преподаватель, упомянутый выше бакалавр иеромонах Феодор (Бухарев). 2) Догматическое Богословие – преподаватель, ректор, архимандрит Алексий († 1877). 3) Нравственное и пастырское Богословие – преподаватель, инспектор, архимандрит Сергий (Ляпидевский) . 4) Патрология – преподаватель, иеромон. Леонид († 1876). 5) Библейская история – преподаватель, бакалавр Ив. Ив. Побединский-Платонов († 1871). 6) История христианской церкви – преподаватель профессор А. В. Горский († 1875). 7) Церковная словесность; 8) Церковное (каноническое) право – Преподават., экстраординарный профессор, свящ. Ив. Никол. Аничков – Платонов (†1864). 9) Церковная археология преподаватель, бакалавр Александр Кирил. Соколов († 1884). 10) Учение о вероисповеданиях – преподаватель Никита Петр. Гиляров-Платонов († 1887). 11) Языки: Греческий – преподав. И.И. Побединский-Платонов. 12) Еврейский – преподав. А.К. Соколов. Я, по мере сил, занимался всеми предметами богословского курса, неопустительно посещал все классы, не исключая класса и еврейского языка; у меня до сих пор сохранились еврейские вокабулы из книг некоторых малых пророков. Но из преподавателей более всех интересовал студентов своими лекциями профессор А.. Горский. В его лекциях поражала нас громадность сведений, отчётливое и основательное изложение лекций, и одушевлённая декламация. Не малым также обилием сведений отличались лекции профессора Аничкова-Платонова: но эти лекции не отличались стройным систематическим изложением. Лекции по Священному Писанию иеромонаха Феодора имели характер самостоятельного изложения и отличались значительной глубиной мысли: но торопливое

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Слав. библейские исследования; библейская проблематика, возникшая в связи с рус. переводом: Горский А. В., Невоструев К. И. Описания слав. рукописей Московской синодальной б-ки. М., 1855. Отд. 1: Свящ. Писание; Филарет (Дроздов), митр. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого 70-ти толковников и славенского переводов Свящ. Писания//ПрТСО. 1858. Ч. 17. С. 452–484; Чистович И. А. Исправление текста славянской Библии перед изданием 1751 г.//ПО. 1860. Т. 1. Апр. С. 479–510; Т. 2. Май. С. 41–72; он же. История перевода Библии на рус. язык. СПб., 1873, 1899. М., 1997р; Елеонский Н. А. Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста//ЧОЛДП. 1873. Ч. 2. С. 151–181; 1874. Ч. 2. С. 275–310; он же. Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности//Там же. 1875. Ч. 1. С. 3–47; Хвольсон Д. А. История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собою//ХЧ. 1874. Т. 1. 4. С. 519–562; Т. 2. С. 3–74; Якимов И.С. Отношение греческого перевода LXX толковников к еврейскому масоретскому тексту в Книге пророка Иеремии. СПб., 1874; он же. Критические исследования текста слав. перевода Ветхого Завета в его зависимости от текста перевода 70-ти толковников//ХЧ. 1878. Т. 1. С. 706–742; Т. 2. С. 235–250, 314–340, 536–562; Феофан (Говоров), еп. По поводу издания священных книг Ветхого Завета в рус. переводе//ДЧ. 1875. Ч. 3. Нояб. С. 342–352; он же. О нашем долге держаться перевода 70 толковни-ков//Там же. 1876. Ч. 2. Май. С. 3–21; он же. Об употреблении нового перевода ветхозаветных Писаний//Там же. Ч. 3; Горский-Платонов П. И. Несколько слов о статье еп. Феофана: «По поводу издания священных книг Ветхого Завета в рус. переводе [ДЧ. 1875. 11]»//ПО. 1875. Т. 3. Нояб. С. 505–542; он же. О недоумениях, вызываемых рус. переводом св. книг Ветхого Завета//Там же. 1877. Т. 1. Янв. С. 69–104; Февр. С. 260–284; Апр. С. 681–702; Соколов П. И., прот. История ветхозаветных Писаний в христианской Церкви от начала христианства до Оригена включительно.

http://pravenc.ru/text/149119.html

   Срв. речь А. Михаила в брошюре: Годичный акт в Моск. дух. академии 1877 года.    О славянской Библии срв. статьи Ив. Евс. Евсеева в Христ. Чтении, 1913 и след.    В 1915-м году при Петроградской Дух. Академии была образована особая комиссия для критического издания Слав. Библии. Повидимому, приготовлен был к изданию только один выпуск: Малые пророки, под ред. Н. Л. Тупицкого (1918). 5. Реформа духовной школы.   О Толстовской реформе см. у Б. В. Титлинова, Духовная школа, т. II.    Проект нового академического устава с объяснительной запиской был предварительно издан в 1863 году. Отзывы академических конференций об этом проекте см. в Христ. Чтении 1867, т. II; там же замечания частных лиц, в I томе.    Срв. В. С., Проекты преобразования центрального управления дух. училищами, оставшиеся от 1862 года (Ист. справки), Ц. Ведомости, 1908, 2.    См. еще у о. Ф. И. Титова, Преобразования духовных академий в России в XIX веке, Труды К. Д. Акад., 1906, 4, 5, 6.    О судьбе миссионерских предметов в Казанской академии см. у Знаменского, в его «Истории», т. II.    О съездах духовенства можно указать еще: свящ. В. Богоявленский, Епархиальные съезды духовенства, их деятельность и значение, Омск, 1902. 6. Начало научного осмысления Истории Церкви.   Об историческом сдвиге в богословском преподавании см. у С. К. Смирнова, в его «Истории» Моск. академии.    Литература о Филарете Гумилевском указана выше.    О Горском см. биографию С. К. П οпова, 1897 (раньше в «Б. В».) ;    срв. С. К. Смирнова, Воспоминания, Прав. Об. 1876, ноябрь; в дек. книжке заметка П. С. Казанского;    Дневник Горского с прим. прот. С. Смирнова, 1885 (из «Прибавлений») , к этому изданию поправки см. в сборнике: У Троицы в Академии;     Н. С(убботи)н, Воспоминания, заметка и письма, 1. А В. Горский, Р. Об. 1896, янв. (здесь же «замечания на статью Снегирева об иконописи», со­ставленные Горским);    Памяти Горского отведена вся ноябрьская книга «Бог. В». за 1900 год; А. П. Лебедев, Церковный историк, А. В. Горский, перепечатано в «Церковной Историографии», 2 изд. 1903.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Горский Алексей,родился 11 сентября 1855 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец: Иоанн Григорьев († до 1878 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая на Воробьевых горах церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 301 об., 302). Горский Алексей,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1864–1872 гг.). Отец: Сампсон Никифоров († до 1872 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Троицкое, на Теплых Станах, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 14). Грузов Алексей,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Илья Иванов Грузов, заштатный дьячок; Московская губерния, Богородский уезд, село Никольское, Тимонино тож, Скорбященская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 8). Гусев Николай,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Николай Иванов († до 1872 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Стромилово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 37). Гусев Сергей,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Христофор Кондратьев, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, Вознесенская при Мануфактурном заводе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 33). Делекторский Николай,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Димитрий Делекторский († до 1871 г.), священник; Владимирская губерния, Переславский уезд, погост Подлипы, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 21). Державин Димитрий,родился 30 мая 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1877 гг.). Отец: Иван Иванов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Звенигород, Звенигородский Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1812, л. 65; д. 1762, л. 288 об., 289). Державин Иван, родился 26(27?). апреля 1860 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец: Иван Иванов Державин († до 1880 г.), диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Звенигород, Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 22; д. 1762, л. 323 об., 324).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанникий, архиепископ Херсонский и Одесский (Горский Иван Семенович) Родился в 1810 году в семье священника села Малое Богородское Даниловского уезда Ярославской губернии. Окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В июне 1837 года окончил духовную академию и 3 июля того же года пострижен в монашество; 27 июля рукоположен во иеродиакона, а 6 августа – во иеромонаха. 6 сентября того же года назначен учителем Нижегородской духовной семинарии, а 13 сентября получил степень магистра богословия. 29 августа 1838 года перемещен инспектором Киевской духовной семинарии. 24 мая 1839 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 19 июля 1841 года – инспектор Киевской духовной академии и бакалавр богословских наук. 28 июня 1842 года возведен в сан архимандрита, назначен членом Духовного цензурного комитета и цензором проповедей. С 10 октября 1846 года – ректор Ярославской духовной семинарии. С 29 июля 1847 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 2 апреля 1850 года перемещен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1852 году исправлял книгу протоиерея Григория Дебольского «О христианском православном богослужении», за что объявлена ему благодарность от Святейшего Синода. 16 января 1855 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 15 апреля 1856 года перемещен на Саратовскую архиерейскую кафедру. 17 июля 1860 года возведен в сан архиепископа и переведен в Варшаву. С 1 мая 1875 года именовался Холмским и Варшавским. С 16 ноября 1875 года – архиепископ Херсонский и Одесский. Скончался 1 марта 1877 года. По воспоминаниям архиепископа Никанора (Бровковича) , преосвященный Иоанн среди русских архиереев был человек «самый мнительный, самый осторожный, самый осмотрительный в каждом шаге, в каждом деле, слове и, конечно, даже помысле». В личном поведении он внимал не только своему внутреннему голосу, но и каждому слову, относившемуся к нему, ревниво оберегая святительскую честь, стараясь не дать ни малейшего повода к соблазну окружающих не только поведением, но даже и одеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Библиотека, стоящая в линии с инспекторским корпусом в расстоянии от него четырех сажен, построена, как сейчас сказали мы, в 1877 году9. Больница, стоящая на месте построенной в 1797 году деревянной больницы, складена одноэтажною в 1835 году, а в 1884 году надкладен над нею второй этаж (а больница 1797 года перевезена на находящуюся за монастырем академическую усадьбу, на которой и до сих пор стоит целою и обитаемою, составляя задний на ней дом)10. С 1814 до 1833 года баня в академии была деревянная, доставшаяся ей от семинарии. С 1833 года по 1847 академия пользовалась монастырской баней. В 1847 году построена нынешняя каменная баня, которая в 1894 году значительно увеличена через сделанную к ней пристройку. Кроме сада переднего, есть еще при академии сад задний, за классным корпусом, между столовой и больницей. И при семинарии был задний сад, который по приказанию митрополита Платона начал быть разводим в 1786 году. Но семинарский сад был по ту сторону столовой, между Звонковой и Каличьей башнями, или сзади чертогов. Теперешний академический сад, вероятно, насажен в одно время или около одного времени с передним академическим садом. Все кончается смертью, закончим и мы наши речи об академии ее кладбищем, что даст нам повод вписать в нашу книгу имена умерших почитаемой памяти профессоров академии. Кладбище академии, не особенно давно, в конце 1871 года, заведенное ею, находится в западном отделении ее сада, по левую сторону дорожки из монастыря к ректорскому крыльцу ректорского корпуса, и именно вдоль решетки, отделяющей академический сад от Смоленского кладбища лавры. На нем погребены: Александр Васильевич Горский, скончавшийся 11 октября 1875 года; Петр Симонович Казанский, скончавшийся 14 февраля 1878 года; Сергей Константинович Смирнов, скончавшийся 16 февраля 1889 года; [архимандрит Григорий Борисоглебский, бывший инспектор академии, скончавшийся 18 ноября 1893 года; Дмитрий Федорович Голубинский, скончавшийся 23 ноября 1903 года, и Павел Иванович Горский-Платонов, скончавшийся 21 октября 1904 года].

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

Благополучно совершив, с Божией помощью, половину учебного академического поприща, я вступил с сентября 1848 года во вторую половину, которая, в некоторых отношениях, представляла для меня менее трудностей сравнительно с первой. Предметы старшего, богословского курса, были более для меня сродны по самому моему сану и более доступны для понимания. Вот эти предметы: 1) Священное Писание – преподаватель, упомянутый выше бакалавр иеромонах Феодор (Бухарев). 2) Догматическое Богословие – преподаватель, ректор, архимандрит Алексий (ум. 1877). 3) Нравственное и пастырское Богословие – преподаватель, инспектор, архимандрит Сергий (Ляпидевский) . 4) Патрология – преподаватель иеромонах Леонид (ум. 1876). 5) Библейская история – преподаватель, бакалавр Ив. Ив. Побединский-Платонов (ум. 1871). 6) История христианской церкви – преподаватель профессор А. В. Горский (ум. 1875). 7) Церковная словесность, 8) Церковное (каноническое) право – Преподават., экстраординарный профессор, свящ. Ив. Никол. Аничков-Платонов (ум. 1864). 9) Церковная археология – преподаватель, бакалавр Александр Кирил. Соколов (ум. 1884). 10) Учение о вероисповеданиях – преподаватель Никита Петр. Гиляров-Платонов (ум. 1887). 11) Языки: Греческий – преподав. И. И. Побединский-Платонов. 12) Еврейский – преподав. А. К. Соколов. Я, по мере сил, занимался всеми предметами богословского курса, неопустительно посещал все классы, не исключая класса и еврейского языка; у меня до сих пор сохранились еврейские вокабулы из книг некоторых малых пророков. Но из преподавателей более всех интересовал студентов своими лекциями профессор А.В. Горский. В его лекциях поражала нас громадность сведений, отчетливое и основательное изложение лекций, и одушевленная декламация. Не малым также обилием сведений отличались лекции профессора Аничкова-Платонова: но эти лекции не отличались стройным систематическим изложением. Лекции по Священному Писанию иеромонаха Феодора имели характер самостоятельного изложения и отличались значительной глубиной мысли: но торопливое и невнятное чтение с кафедры много отнимало достоинства у этих лекций. Бакалавр Н.П. Гиляров-Платонов – талантливый преподаватель; он не писал лекций, но говорил изустно, и при этом позволял себе иногда довольно свободные суждения и выражения; неуважительно отзывался иногда об отцах Церкви, в особенности выразился однажды оскорбительно о св. Иоанне Златоусте . Памятен для меня еще один случай о Гилярове.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Соч.: Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842; О девственниках христианских до монашества//ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 276-291; Кирилл, митр. Киевский и всея России//Там же. С. 415-432; О походе рус. на Сурож//ЗапООИД. 1844. Т. 1. С. 191-196; Св. Петр, митр. Киевский, и его исповедание веры//ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 73-90; Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарийского//Там же. 1845. Ч. 3. С. 1-110; О духовных уч-щах в Москве в XVII ст.//Там же. 2-я паг. С. 147-197; Петр Могила, митр. Киевский//Там же. 1846. Ч. 4. С. 29-76; Св. Иона, митр. Киевский и всея России//Там же. С. 221-267; Св. Алексий, митр. Киевский и всея России//Там же. 1848. Ч. 6. С. 89-128; О сношениях Рус. Церкви с святогорскими обителями до XVIII ст.//Там же. С. 129-168; Св. Киприан, митр. Киевский и всея России//Там же. С. 295-369; О митрополии рус. в кон. IX в.//Там же. 1850. Ч. 9. С. 132-146; Жизнь св. Афанасия, архиеп. Александрийского//Там же. 1851. Ч. 10. С. 29-201; Послание к Василию, архим. Печерскому, XII в.//Там же. С. 341-357; Фотий, митр. Киевский и всея России//Там же. 1852. Ч. 11. С. 207-271; Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой//Там же. С. 466-487, 642-654; 1853. Ч. 12. С. 175-184; Совершал ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечери Своей с учениками//Там же. 1853. Ч. 12. С. 446-491; Митрополия Киевская в начале отделения своего от Московской//Там же. 1854. Ч. 13. С. 524-554; Жизнь блж. Феодорита, еп. Кирского//Там же. 1855. Ч. 14. С. 309-396; Горский, Невоструев. Описание; О древних канонах св. Кириллу и Мефодию//ПрТСО. 1856. Ч. 15. С. 33-48; Митрополиты московские со времени разделения митрополии Всерос. на две половины: Феодосий и Филипп I//Там же. 1857. Ч. 16. С. 210-246; О древних словах на св. Четыредесятницу//Там же. 1858. Ч. 17. С. 34-64; Максим Грек Святогорец//Там же. 1859. Ч. 18. С. 144-192; О слав. переводе Пятикнижия Моисеева, испр. в XV в. по евр. тексту//Там же. 1860. Ч. 19. С. 134-163; Слово на воспоминание об избавлении Троицкой лавры от осады//Там же; Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону//Там же. 1861. Ч. 20. С. 613-628; Неск. сведений о Паисии Лигариде до прибытия его в Россию//Там же. 1862. Ч. 21. С. 133-148; О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной//Там же. С. 321-375; Св. Епифаний, еп. Кипрский//Там же. 1863. Ч. 22. С. 271-290; Образование канона свящ. книг НЗ//Там же. 1871. Ч. 24. С. 297-327; По вопросу о нашем духовенстве: Ист. очерки//ЧОЛДП. 1877. Кн. 2. Отд. 1. С. 196-202; О священнодействии венчания и помазания царей на царство//ПрТСО. 1882. Ч. 29. С. 117-151; О церкви греч. с 1453 г. до нач. XVIII ст.//Там же. 1883. Ч. 32. С. 391-427; История евангельская и Церкви Апостольской: Акад. лекции. М., 1883 (переизд.: То же. Дневники. СПб., 1999р); Дневник. М., 1885; Слова ректора МДА. Серг. П., 1895; Неизданные места из «Дневника»//БВ. 1914. 10/11. С. 367-423; История Церкви Русской//ЖМП. 1976. 1. С. 62-70; 2. С. 61-70; 3. С. 68-76; 4. С. 69-77.

http://pravenc.ru/text/166267.html

Пятигорск. Кафедральный собор Спасителя, исцелившего расслабленного у Овчей купели (утраченный). Спасский собор, собор Христа Спасителя /// Объект утрачен С. М. Прокудин-Горский. [Спасский] собор в Пятигорске.С натуры С. М. Прокудин-Горский СПБ. [Открытка.] Издание общины св. Евгении, Б.г. Источник изображения Архив журнала " ЖУК " (предоставлено гл. ред. В. П. Третьяковым) открытка с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=433 Александр Качалин 1 декабря 1912 Карта и ближайшие объекты История Спасского кафедрального собора начинается в 1837 году, когда русский государь Николай I посетил Пятигорск в рамках инспекционной поездки по Кавказу. Император отдал распоряжение об устройстве в Пятигорске большой каменной церкви. В 1842 году император утвердил проект собора, разработанный в департаменте военных поселений, старшим архитектором которого был А.Я. Андреев, и смету на 45 тысяч рублей. В этом же году был объявлен всероссийский сбор средств для строительства пятигорского собора. За образец был принят проект петербургской Введенской церкви Константина Тона. В 1845 году сумма, требующаяся для начала строительства, была собрана, однако возведение собора весьма затянулось по причине нехватки средств и нарушения технологии строительства. Виновные подрядчики были наказаны. В 1862 году постройку храма продолжили архитектор Ткаченко, военный инженер Бульмеринг и новый городской зодчий Невинский. В 1868 году строительство завершилось, и 31 мая 1869 года епископ Кавказский и Черноморский Феофилакт (Губин) совершил освящение собора во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного при Силоамской купели. Главной святыней собора стал список Иверской иконы Божьей Матери, написанный в грузинском монастыре Афона специально для нового храма. Из Греции в Пятигорск образ был доставлен в середине 1870-х гг. Территория храма занимала половину квартала. В 1873 году в часовне-усыпальнице у стен собора был похоронен герой Кавказской войны генерал граф Н.И. Евдокимов. В 1877 году на углу Царской и Церковной улиц была возведена звонница с колоколами. В 1912 году за собором был построен двухэтажный дом причта.

http://sobory.ru/article/?object=43002

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010