Из Справочной книги по Томской Епархии за 1909-1910 г.г. стало известно, что в те годы в приходе служили: Протоиерей Гавриил Сергеевич Вишняков, 63 лет, окончивший курс во Владимировской духовной семинарии по 2 разряду, был учителем сельских школ с 1872 по 1873 г.г, рукоположен во священника 9 мая 1897 г., возведен в сан протоирея 7 января 1891 г., состоял катихизатором благочиния 14 округа, председателем Мариинских отделений епархиального училищного совета и братства св. Димитрия Ростовского, директором Мариинского тюр. комитета, наблюдателем церковно-приходских школ благочиния 9 округа, председателем противораскольнического комитета и миссионером благочиния 14 округа, помощником благочинного того же округа и благочинным церкви 9 округа с 23 марта 1889 г. по 5 июня 1898 г., состоит членом братства Св. Димитрия Ростовского; имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест от Священного Синода и орден Св. Анны 3 степени, последнюю награду получил в 1906 г., на настоящем месте с 1898 г. Младший священник Иоанн Петрович Сидонский, 35 лет, окончивший курс в Томской духовной семинарии по 2 разряду, определен псаломщиком 11 октября 1896 г., рукоположен во священника в 1897 году, имеет награды: набедренник и скуфью, последнюю получил в 1907 г., на настоящем месте с 1910 г. Священник на месте штатного диакона Александр Никанорович Косманов, 30 лет, окончивший курс в Барнаульском духовном училище, определен псаломщиком 11 октября 1896 года, рукоположен во диакона 20 июня 1905 г. и во священника к сей церкви на штатное диаконское место 22 июня 1908 г.. Диакон на должности псаломщика Петр Афанасьевич Соловьев, 34 лет, из 2-х классного Барнаульского горного училища, определен псаломщиком 20 февраля 1896 г., рукоположен во диакона 27 марта 1899 года, на настоящем месте с 1909 г. В начале 20 в. Сретенская церковь города Бердска ещё стояла во всей своей красе и величии. Отстроенная после пожара заново, облачённая в камень, расписанная искусными мастерами, она была уникальной. Окружали храм околоцерковные постройки. В 1908 г. в Бердском селе было 4 министерских училища, два церковно-приходских училища и три школы грамотности. Купцом В. Гороховым была построена каменная часовня. Сретенскую церковь закрыли в 1939 г. (Постановление Президиума Новосибирского Облисполкома 2083 от 31 декабря 1939 г.), а потом её поглотили воды Обского водохранилища, на дне которого остался и старый город.

http://sobory.ru/article/?object=53161

Собору принадлежат здания: каменная ризница и таковая же сторожка. Опись церковного имущества составлена в 1896 году и хранится в ризнице. Особого причта при Преображенском соборе не положено. Феодоровская церковь при Механическом заведении Феодоровская церковь построена в 1875 году тщанием мастеровых и служащих при Механическом заведении. Престол в ней один – в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей с 1875 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году и хранится. Феодоровской церкви принадлежат два деревянные дома, крытые железом, из коих в одном имеют помещение члены причта, а в другом – церковные сторожа. Причт при сей церкви состоит из священника и псаломщика. – Ежегодный доход причта простирается до 1,800 руб. В Феодоровском приходе числится 147 дворов, душ мужеского пола 835 и женского пола 803 души. Иоанна Воина кладбищенская церковь Церковь Святого Великомученика Иоанна Воина построена в 1827 году усердием Титулярного Советника Петра Борисовича Ошанина и Ковровского мещанина Ивана Федорова Пилигримова. Церковь зданием каменная; при ней колокольня и ограда также каменные. Престолов в церкви два: главный – во имя великомученика Иоанна Воина и придельный – во имя великомученика Георгия Победоносца. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Опись церковного имущества составлена в 1894 году и хранится в церкви. Церкви принадлежат здания: деревянный на каменном Фундаменте дом, в коем помещаются члены причта, каменная сторожка, две каменные часовни на кладбище, из коих одна входная, а другая – невходная. При церкви имеется земли, приложенной городом, 400 кв. сажен; документы на сию землю хранятся в церкви. Причт к церкви Иоанна Воина назначен в 1888 году и в настоящее время состоит из священника и псаломщика. – Годовой доход причта простирается до 900 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

При приходе была походная церковь во имя Св. Тихона Задонского Чудотворца, устроенная в 1897 году. На окраинах с. Берского находились три часовни. В приходе была приписная церковь-школа во имя Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира в деревне Тальменской, построенной в 1899 году. В деревнях Морозовой и Тальменской были церковные школы грамоты. Учащихся в них обоего пола 65 человек. Кроме того, в приходе были 4 училища Министерства Народного Просвещения: 1) Берская ремесланная низшая школа с 14 учащимися, открытая в 1903 году, 2) Берское двухклассное училище с 270 учащимися, открытое в 1901 году, 3) Мильтюшское одноклассное училище с 41 учащимися и 4) народное училище на мукомольном заводе Горохова с 42 учащимися, открытое в 1888 году. Церковная библиотека состояла из 635 названий книг. Церковное попечительство существовало с 1896 года. Из Справочной книги по Томской Епархии за 1909-1910 гг. стало известно, что в те годы в приходе служили: Протоиерей Гавриил Сергеевич Вишняков, 63 лет, окончивший курс во Владимировской духовной семинарии по 2 разряду, был учителем сельских школ с 1872 по 1873 г.г, рукоположен во священника 9 мая 1897 года, возведен в сан протоирея 7 января 1891 года, состоял катихизатором благочиния 14 округа, председателем Мариинских отделений епархиального училищного совета и братства св. Димитрия Ростовского, директором Мариинского тюр. комитета, наблюдателем церковно-приходских школ благочиния 9 округа, председателем противораскольнического комитета и миссионером благочиния 14 округа, помощником благочинного того же округа и благочинным церкви 9 округа с 23 марта 1889 года по 5 июня 1898 года, состоит членом братства Св. Димитрия Ростовского; имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест от Священного Синода и орден Св. Анны 3 степени, последнюю награду получил в 1906 году, на настоящем месте с 1898 года. Младший священник Иоанн Петрович Сидонский, 35 лет, окончивший курс в Томской духовной семинарии по 2 разряду, определен псаломщиком 11 октября 1896 года, рукоположен во священника в 1897 году, имеет награды: набедренник и скуфью, последнюю получил в 1907 году, на настоящем месте с 1910 года.

http://sobory.ru/article/?object=16120

Село Афанасьево стоит на реке Уводи и от уездного города находится в 58 верстах, а от губернского города в 180 верстах. В XVII, XVIII и в начале настоящего столетия в селе существовали две деревянные церкви: Воскресенская и Казанская. Воскресенская церковь построена была и освящена в 1689 году, как это видно из надписи на сохранившемся до сего времени храмозданном кресте; упразднена же эта церковь за ветхостию около 1866 года. Время построения Казанской церкви неизвестно; а упразднена за ветхостию в 1888 году. Существующая в селе каменная церковь , с таковою же колокольнею и оградою, начата постройкою в 1821 году усердием помещицы Марии Ивановой Зайцевой, а окончена и освящена в 1829 году. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Воскресения Христова и в теплой – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Казанской иконы Божией Матери; последний придел устроен в 1889 году усердием церковного старосты, гор. Нерехты (Костр. губ.) 2-й гильдии купца, Ивана Иванова Чиркова. В 1896 году на средства того же старосты Чиркова в обоих приделах теплой церкви устроены новые резные иконостасы и вызолочены. Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1833 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году. Земли при церкви: усадебной 1½ десятины, сенокосной 7½ десятин, пахотной 22 десятины 1,778 квадр. саж., под кустарником полдесятины и под дорогами 2,742 кв. саж. Плана на землю и межевой книги при церкви не имеется. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 55 руб., с общества прихожан в обеспечение причта 50 р., от земли 100 руб., от сбора хлебом 5 руб. и за требоисправления 180 р., а всего в год 390 руб. Дома причт имеет церковно-приходские, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Петряево (в 1½ в.) и Погибельцево (в 5 в.). Дворов в приходе 117, душ мужеского пола 268 и женского пола 321 душа. В селе имеется церковно-приходская школа. Брюхово

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 30 десят., строевого лесу 3 дес., мелкого леса и кустарника около 100 дес., под болотом и перелогом 10 десят., под кладбищем и дорогами 2 десят. 41 саж. – Вся эта земля приложена на содержание причта кн. Мих. Вас. Долгоруковым в 1872 г.; план и межевые книги на землю имеются. Приход состоит из деревень: Мокрова (1 верста от церкви), Першина (2 вер.), Симанцева (5 вер.), Сколепова (8 вер.), Михалкова (2 вер.), Семейкина (2½ вер.), Шиброва (3 вер.). Серкова (4 вер.), Большого Мерзнева (2 вер.), Малого Мерзнева (2 вер.), Волченок (3 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 552 души мужеского пола и 587 женского. В Саварне с 1872 по 1896 год существовала земская народная школа; с 1896 г. перемещена в деревню Мокрово; учащихся в 1897 году было 49. Сарыевский приход Село Сарыево на р. Таре находится в 25 верстах от уездного города и в 90 верстах от губернского. Церковь в Сарыеве существовала уже в глубокой древности. Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной патриархом Филаретом в 1628 году, видно, что в то время в Сарыеве была церковь Чудо Архистратига Михаила «ветхая, развалилась», так что служить в ней было невозможно. – Очевидно, эта церковь существовала и в течение XVI века. С благословения патриарха построена была новая деревянная церковь в то же именование.   . По писцовым книгам 145–155 (1637–47) г. г. в селе Сарыеве значится та же церковь ; за священником значится 5 дв. бобыльских; в селе было 24 дв. крестьянских и 10 дв. непашенных бобылей (в настоящее время в Сарыеве 45 дворов). В 1846 г. в алтаре случился пожар, обгорел запрестольный образ Богородицы и антиминс, поэтому церковь с благословения патриарха Иосифа была освящена вновь. По писцовым книгам 161 (1653) г. при Сарыевской церкви значится двор попов, дьячков, пономарев и просвирницын, церковных бобылей 3 двора, в приходе 124 двора крестьянских и 13 бобыльских; пашни церковной «худые земли» по 16 чети в поле, сена по р. Таре 20 копен.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ал-ия Алексан. Ансерова Богородице-Рождественской, в Путинках, Мих. Никит. Апостольского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феок. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Никол. Алдр. Ивановского Богородице-Рождественской, за Смолен- —35— скими воротами, свящ. Владим. Андреевича Воскресенского Богородице-Рождественской, в Старо-Екатерининской больн., свящ. Ал-ия Ал-еев. Лебедева Богородице-Рождественской, на Старом Симонове, свящ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, свящ. Мих. Вас. Модестова Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Иаковл. Березкина Богоявленской, в Ямской Дорогомилов. слободе, прот. Конст. Троф. Остроглазова Борисо-Глебской, у Арбатских ворот, прот. Мих. Иоан. Руднева Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанна Симеон. Шарова (по двум подпис. листам) Варваринской на Варварке, прот. Мих. Дим. Никольского Василие-Кесарийской, на Тверской, свящ. Арсения Иоаннов. Разумихина Введенской, на Лубянке, свящ. Никол. Петров. Антушева Введенской, в Мариинском епар. жен. училище, свящ. Сергея Алексеев. Булатова Введенской, в Мариинск. женском училище Дамск. Попечит., свящ. Серг. Вас. Страхова Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоан. Румянцева Введенский, в Семеновском, свящ. Сим. Афан. Ковганкина Власиевской, в Старо-Конюшенной, свящ. Дим. Петр. Некрасова Вознесенского девичья м-ря свящ. Ал-ра Иоанн. Пшеничникова —36— Вознесенской, на Гороховом поле, свящ. Ал-ия Вас. Румянцева Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Петра Феод. Смирнова Вознесенской, близь Сретенки, свящ. Серг. Ал-др. Суворовского Вознесенской, у Никитских ворот, свящ. Иоанна Дим. Арбекова Воскресенской, в Барашах, свящ. Вас. Иоанн. Постникова Воскресенской, в мал. Бронной, свящ. Петра Иоанн. Виноградова Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, свящ. Вас. Андреевича Быстрицкого Воскресенской, в Гончарах, свящ. Васил. Тимоф. Терновского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священник на месте штатного диакона Александр Никанорович Косманов, 30 лет, окончивший курс в Барнаульском духовном училище, определен псаломщиком 11 октября 1896 года, рукоположен во диакона 20 июня 1905 года и во священника к сей церкви на штатное диаконское место 22 июня 1908 года. Диакон на должности псаломщика Петр Афанасьевич Соловьев, 34 лет, из 2-х классного Барнаульского горного училища, определен псаломщиком 20 февраля 1896 года, рукоположен во диакона 27 марта 1899 года, на настоящем месте с 1909 года. В начале 20 века Сретенская церковь города Бердска ещё стояла во всей своей красе и величии. Отстроенная после пожара заново, облачённая в камень, расписанная искусными мастерами, она была уникальной. Окружали храм околоцерковные постройки. В 1908 году в Бердском селе было 4 министерских училища, два церковно-приходских училища и три школы грамотности. Купцом В. Гороховым была построена каменная часовня. Сретенскую церковь закрыли в 1939 году (Постановление Президиума Новосибирского Облисполкома 2083 от 31 декабря 1939 года), а потом её поглотили воды Обского водохранилища, на дне которого остался и старый город. 31 августа 1951 года Совет Министров СССР утвердил проект строительства новой гидроэлектростанции в 18-ти километрах от Новосибирска, около деревни Нижние Чёмы. В эксплуатацию ГЭС была принята 14 марта 1963 года. Августовское решение раз и навсегда перечеркнуло судьбу более 300 деревень и десятков лесных гектаров, оказавшихся в зоне затопления. Под воду одним махом отправили такие исторические и духовно значимые здания, как Сретенскую церковь, каменную часовню купца Горохова, санаторий с его изумительными фонтанами. А храма в городе не было. Православные бердчане ездили на богослужения в город Новосибирск или село Новолуговое. 27 апреля 1989 года было получено разрешение в Бердском городском исполкоме об организации православной общины. 11 июля получили устное разрешение на начало богослужений. Владыка Гедеон разделил благословил приход. Дом, в котором стали обустраивать церковь, до сих пор находится на пересечении улиц Кутузова и Маяковского. Хозяйка дома, 86-летняя Вера Николаевна Чучелина, сама перешла жить в подвал и с радостью предложила своё жильё. 27 июля съездили в Новосибирскую епархию и получили всё необходимое для богослужений.

http://sobory.ru/article/?object=16120

Здесь он совершал свои безмолвные подвиги и строго заповедал не рубить этой рощи. В 1645 году строитель Воскресенской обители иеромонах Иов пренебрег заповедь чудотворца и вздумал рубить рощу. За это он был наказан слепотой, от которой исцелился при гробе Сильвестра. С того времени и доныне никто не смеет срубить дерево в заповедной роще. Несмотря на то, вековых деревьев там мало, время истребляет их. Еще один памятник земной жизни преподобного Сильвестра – на западной стороне от церкви, далее домов причта и прекрасной гостиницы, устроенной для богомольцев, часовня, поставленная на том месте, куда чудотворец Сильвестр выходил к богомольцам из заповедной своей рощи... 74 Васильевский-Мячковский, ныне село Мячково-Слободка, Владимирской губернии, Гороховецкого уезда, в 7 верстах к северо-востоку от Гороховца по Нижегородскому шоссе, на левом берегу реки Клязьмы, при озере Мячковском и Долгом. В 1764 г. упразднен и обращен в приходскую церковь . 76 Кто был святой князь Андрей и когда жил? По повествованию о нем, после смерти его нашли записку: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей», нашли также золотую цепь и перстень, которые потом взял себе царь Иоанн Васильевич и за то дал ругу для церкви святителя Николая. По преданию, князь удалился из родной страны по крамолам; в Переяславле жил он как никем не знаемый бедняк и исправлял должность пономаря при церкви святителя Николая; терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вел жизнь чистую и строгую. Так провел он 30 лет! Таковы данные о жизни того, кто не хотел быть знаем во время земной жизни своей! 77 На этом месте впоследствии сооружена пустынь с часовней преподобного Савватия и несколькими келлиями. 79 Обе подлинные грамоты: вдовы посадника Борецкого Марфы на земли при устье реки Сумы и Новгородского веча на право владения Соловецким островом с прочими островами, принадлежащими к нему, хранятся в монастырской ризнице. Вечевая грамота писана на пергамене за подписью владыки Ионы, посадников и тысяцких; при ней 8 свинцовых печатей. 82 Этот Досифей был после игуменом Соловецким. По желанию архиепископа Геннадия он написал записки о житии преподобного Зосимы и похвальное ему слово. Им собрано много книг в монастыре; некоторые из них доныне целы. После преподобного Германа сохранился принадлежавший ему сборник. 84 Стихира из службы преподобному Зосиме по рукописной Минее начала XVII века, принадлежавшей Иосифову монастырю, а ныне находящейся в Московской епархиальной библиотеке под 391. 86 См. рукописное житие преподобного Александра; оно есть в библиотеке Троицкой Сергиевой лавры под 694 (1623). Читать далее Источник: Троицкий Патерик : или Сказания о святых угодниках божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. - [Репринт. воспроизведение изд. 1896 г.]. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 383 с. ISBN 5-85280-137-2

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церкви принадлежит каменная сторожка, крытая железом, построенная в 1879 году. При церкви земли: усадебной одна десятина 1,780 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Документы на землю имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 91 рубль 15 коп., от земли 175 руб., за требоисправления до 600 р., а всего в год 866 р. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из одного села Мельничного, в котором числится 38 дворов, душ мужеского пола 80 и женского пола 104 души. Юрчаково 11 Село Юрчаково расположено на реке Тезе и находится от уездного города в одной версте, а от губернского города во 118 верстах. Существующая в селе церковь построена в 1757 году тщанием помещика Н. П. Кашинцева; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою; при ней имеется каменная сторожка. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Преображения Господня и придельный – в честь Рождества Пресвятые богородицы, в теплом приделе – во имя Св. Андрея Первозванного. Из св. икон, имеющихся в церкви, особенным почитанием прихожан пользуется старинная икона Рождества Пресвятые Богородицы. В церковной библиотеке сохраняется старинная Минея, с надписью: «1747 года 25 марта, Шуйского уезду, Стольник, Иван меньшой Григорьевич Кашинцев, да сын ево Капитан Перфилей Иванов, приложили сию книгу Минею месячную и прочих к ней 11 миней по месяцу ко храму Пресвятыя Богородицы, Преславнаго Ея Рождества, в село Юрчаково, по родителех своих». В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1896 году. При сей церкви имеется земли: усадебной 1,200 квадр. саж., сенокосной и пахотной 35 десятин 500 квадр. саж. План на землю имеется и хранится в церкви. Причт: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 57 р. 16 к., от сбора хлебом 25 р., от земли 675 р. и за требоисправления 380 р., а всего в год 1,137 р. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

1. Панагия в круглопродолговатом, резном по краям ободке, 1¾ вершка, сделанном из черного дерева, которое только при внимательном рассмотрении можно отличить от черной кости. В средине ободка сделана сквозная, овальной формы, вырезка, в которую и вставлены с обеих сторон выпуклые, довольно толстые, стекла или хрустали в ¾ вершка, сквозь которые ясно видно изображение креста, вложенное внутрь между хрусталями и сделанное из серебристой желтой нитки, перевитой тончайшими синего цвета ленточками. Вокруг сих хрусталей, в ободке, и в мелких сквозных вырезках с обеих сторон вставлены по 12 мелких, с горошину, выпуклых хрусталиков, сквозь которые на вложенных между ними бумажках или тончайшей ткани (трудно определить) заметны написанные печатными латинскими буквами слова, которые трудно разобрать; сквозь только двух хрусталиков можно разобрать слова: victov (победитель) felices (блаженные). Большая часть хрусталиков вывалилась; остались только: на одной стороне – 8, а на другой – 2. Вверху панагии сделано серебряное ушко для продевания цепочки или ленты. 2. Костяные, из белой кости, складни не более 1½ вершков, круглой формы, в сребропозлащенной оправе. Внутри их, на кости, на одной стороне – мелкой и искусной резьбы изображение Св. Троицы, а кругом его 10 разных святых; на другой, внутренней же стороне, такой же резьбы, изображение Херувимов и животных. На внешней стороне складней, на кости же, на одной стороне – изображение Распятия Господня с предстоящими, а на другой – изображение Великомученика Георгия на коне. Вверху складней сделана подвижная сребропозлащенная форма головки, с изображением на одной стороне – Спасителя, а на другой – креста. Сквозь ее сделано отверстие для продевания цепочки или лепты, из чего можно заключить, что и эти складни, как и панагия, носились на груди. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1870 года, а исповедные росписи с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, – хранится в церкви. Причта положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: 532 р. процентов с церковного капитала, от сбора зерновым хлебом до 20 р. и за требоисправления до 2018 р., а всего в год 2570 р. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010