Я был очень рад, когда поклонники угомонились и я мог без помехи предаться необходимому для меня отдыху. Пять или шесть личностей из поклонников, которых я еще в Иерусалиме отличал как людей порядочных и действительно привлеченных в Палестину благочестием, оказались и здесь такими же. Они не якшались с остальными, вели себя с достоинством, не обращая никакого внимания на то, что вокруг них творилось. В числе их были: монахиня, еще не старая и очень красивая женщина, видимо, из другой по происхождению среды, чем обыкновенные странницы, старик донской казак, один молодой парень и один монах. Немного на четыреста человек! Когда я пробудился на другое утро, поклонники уже уехали. Дом совершенно опустел. Ахиллес Калота, повязав голову платком и раздетый чуть не донага, с ожесточением выбрасывал из комнат ворохи сору… Назарет, по-арабски эн-Назрат, – место, где жили родители Иисуса, где совершился великий акт Благовещения о грядущем в мир Искупителе ( Лк. 1, 26–38 ) – пользовался до Христа негромкой известностью. «Разве может выйти что-нибудь доброе из Назарета?» – спрашивает Нафанаил в Евангелии Иоанна ( Ин.1:46 ). Таким тоном относились об этом городке современные Иисусу евреи. Не доверяя великой миссии Христа, они Его называли в насмешку назарянином. Последователи же Его ставили сами себе честью называться назарянами, и только в царствование императора Клавдия они приняли название христиан. Спаситель мира был воспитан в Назарете, в повиновении родителям ( Лк. 2, 39, 51, 52 ; Мф. 2, 23 ). В начале публичной деятельности Христа назаряне изгнали Его и даже намеревались низвергнуть со скалы ( Лк. 4, 16–29 ). Он поселился после того в Капернауме ( Мф. 4, 13 ). Возвратясь в Назарет, Он по-прежнему был встречен презрением и недоверием от своих соотечественников ( Мф. 13, 54–58 ; Мк. 4, 1, 5 ). Предание говорит, что царица Елена велела выстроить в Назарете церковь во имя Благовещения. Поклонники начинают стекаться в этот город только в VII веке. По взятии Иерусалима крестоносцами Назарет был отдан в ленное владение Танкреду, который перенес сюда епископию из Скифополиса и выстроил здесь церковь . Изгнав крестоносцев, мусульмане почти совершенно разрушили Назарет. В 1620 году братство Святой Земли получило позволение возобновить церковь Благовещения 81 . Во второй половине XVIII века Назарет ожил несколько благодаря покровителю христиан, шейху Дагеру, у которого он был в то время во владении. Во время путешествия Вольнея (1783–1785) христиане составляли две трети городского населения; но в 1812 году Буркхард, называющий Назарет одним из значительнейших городов Акрского пашалыка, нашел в нем две тысячи турок и только тысячу христиан. Робинсон в 1833 году считал в Назарете тысячу сорок православных греков, пятьсот двадцать униатов, шестьсот восемьдесят католиков, четыреста маронитов и шестьсот восемьдесят мусульман. Это население в настоящее время значительно увеличилось. В 1837 году Назарет сильно пострадал от землетрясения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это один из древних городов Слободской Украйны, который по положению своему на юге поселений имел важное значение. Поныне еще видны остатки бывшей здесь крепости; с востока она защищалась болотом, с запада р. Мерефой; площадь ее в длине с востока на запад простиралась на 130 саж., а в ширине с севера на юг на 75 саж. На башне была пушка. В 1785 г. находим крепость в таком виде: «Крепость сделанная в давних годех; вокруг оной земляный вал, вышиною от горизонта в 3 сажени с половиною, а шириною в 6 сажень; на каждом углу постав­лено по чугунной пушке. В той крепости церковь деревянная во имя Николая Чудотворца; при ней училище, в коем обучаются русской грамоте вольные люди; в оной же крепости магазейн для ссыпания хлеба. А за крепостию две церкви деревянные, 1-я во имя Преображения Господня, 2-я во имя Архистратига Михаила; 8 лавок деревянных; каждый год бывает три ярманки: Января 1, Июня 24 и Августа 6». До 1765 г. Мерефа была сотенным местечком Харьковского полка. С 1765 г. в ней было комиссарское управление, а с 1780 г. осталась она слободой. Первая церковь во имя Св. Николая построена была в Мерефе не позже 1655 г. В 1711 г. храм сей был сожжен татарами. Нынешний Николаевский храм «внутри вала» построен был в 1759 г. Особенное участие в постройке ее принимал полковник Бульский, который, впрочем, только начал дело, а окончи­ла вдова его Екатерина Бульская. В сем храме имеются: Апостол. М., 1688 г.; Триодь цветная. М., 1749 г.4 По просьбе 1712 г. прихожан Преображен­ского храма, которую увидим ниже, несомненно, что Преображенский храм существовал преж­де 1700 г.; по их свидетельству он был сожжен татарами в 1711 г., почему в 1712 г. выдана им грамота на построение нового храма. В делах консистории 1724 г. «Преображенская церковь гор. Мерефы, что над Мерефою», поставляется в числе давних окладных церквей, наравне с Николаевской. Ныне существующий Преображенский храм возобновлен был в 1818 г., но он до того стал ветх, что надлежало закрыть его, и он закрыт. Третий храм городка Мерефы в делах 1724– 1727 гг. и последующих годов называется храмом «Архистратига Михаила, что на ринку». Сн построен был вместо Мерефянского храма Рождества Богородицы, в 1710 г. обращенного в храм Озерянской пустыни. В 1711 г. Архангельский храм гор. Мерефы испытал дикость татар, был сожжен ими, и в 1712 г. был вновь построен. В 1795 г. перенесена была сюда из упраздненной Озерянской пустыни, отстоявшей от Мерефы в 3 верстах, церковь Рождества Богородицы и заменила собой обветшавший Архангельский храм. Церковь сия имеет вид креста и с пятью главами. В 1840 г. все пять глав храма вызолочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Белгородская канцелярия, указом от 30 ноября 1730 года, предписывала Харьковскому полковнику Квитке наблюдать осторожность от неприятеля и быть наготове к походу, при чем извещала, что по полученным известиям «о приходе за рекою Северным Донцем харцызов конных и оруженных партиями известно учинилось, что многие пакости обывателям Андреевским и Лиманским поделины, и объявляли, будто орда вскоре будет на Протопоповку и Тарановку». По летописи гг. Квиток, в ноябре 1736 года орда врывалась в Изюмский полк и между прочим грабила Лиман. В 1738 г. Лиман пострадал от чумы, от которой умер тогда между прочими атаман его Андрей Шапошник. Заметим наконец опыт духовного суда над одним Лиманским сотником. «Сего 1762 Марта 22 д., по Его Императорскаго Величества указу, а по прошению Изюмского слободского полку местечка Лимана сотника Василия Богуславского, который в прошлом 1761 году Декабря 14 ч. Его Преосвященством от входа Церковного и от всякого Церковного благословения, за бой Змиевского ведомства местечка Бишкина Священика Михаила, отлучен, и о том в Белгородскую Епархию распубликовано указами для нынешняго постного времени, в надежде его покаяния и исправления, по пастырскому Его Преосвященства о душе его попечению и милосердию, от запрещения освободить и о том в надлежащие места послать указы». Мая 20, 1762 г. По переписи 1732 г. в Лимане: старшины и казаков 446, подпомощников 906, работников 112, подданых бывшего судьи Лисовского 20, а всего 1484 душ муж. В 1785 году в Лимане считалось войсковых обывателей 1481 душ муж., 1511 жен.; подданых черкасов 57 муж., 60 жен.; при 14696 дес. земли, из которых 1996 дес. под лесом строевым и дровянным. Озера – Лиман и Сухой Лиман и поныне еще снабжают лиманцев рыбой, хотя она здесь не совсем вкусна. Прежде, когда не так велико было население края, луга Лиманские были богатыми пастбищами для скота, но и ныне Лиманские сена самые лучшие. В слободе бывают 4 ярмарки: на Фоминой неделе, 2-го июля, 1-го октября и 1-го ноября. СОКОЛОВ Соколов, при р. Мже и ее заливе, был сотенным местечком и назывался городком, потому что в нем была земляная крепость, как в Мерефе, в Ольшаной и др. Сотник города Соколова Иван Петровский упоминается, по Чугуевской переписке, уже в 1682 году. С древних времен в городке Соколове существуют два храма: Успенский и Архангельский. Первый храм в честь Архистратига Михаила в военном городе построен был, вероятно, не позже 1660 года. В 1825 году усердием прихожан построен каменный храм. Успенский храм, которого метрики, как и Михайловского, начинаются с 1722 года, основан был по всей вероятности в одно время с основанием крепости Соколовской. В 1726 году он сгорел и построен новый. Ныне существующий каменный Успенский храм, с такой же колокольней, освящен в 1831 году. В построении его особенно участвовали: протоиерей Гаврил Павлов-Сильванский, церковный староста Андрей Кононенко и попечитель Иван Вениченко.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но и на свободе, с 14-и летним братом своим Ионою, он продолжал держать себя также благочестиво и богобоязненно, как в родительском доме, и своим пребыванием в Москве пользовался лишь для того, чтобы свободнее удовлетворять своим духовным стремлениям. С ревностью, предался он здесь чтению духовных и других полезных книг. В Москве было ему удобнее доставать их, нежели в уездном городке, где он прежде жил. Тимофей и во время трудов по должности, урывками, в свободное время любил сидеть за книгою. Когда приходил покупатель, он оставлял свое чтение и исполнял, что от него требовалось, а когда покупатель уходил, он снова принимался за книгу, так что никогда не был в праздности. Такая привычка много помогала ему, впоследствии продолжать, таким же образом чтение при недосугах настоятельской должности. – Тимофей, живя в Москве, читал много и читал внимательно: с молодых лет, он привык из прочитанных им книг выписывать все, особенно замечательное, для памяти и назидания своего. Кроме чтения книг, душеполезного содержания, духовное настроение Тимофея и Ионы поддерживалось знакомством и беседами с замечательными духовными лицами. По какому-то особенному случаю, им пришлось познакомиться с благочестивою старицею Московского Ивановского девического монастыря, монахинею Досифеею. Эта таинственная инокиня, 4 по общему мнению, была известная княжна Августа Тараканова, дочь Императрицы Елисаветы Петровны, по повелению Екатерины II, заточенная в 1785 году в Ивановский монастырь, и постриженная в монашество. Невольная затворница несла возложенный на нее Господом нелегкий крест в духе христианской веры, в терпении, со смиренною покорностью воле Божией и с упованием на небесные воздаяния, обещанный в будущем веке невинным страдальцам. – Жизнь свою, монахиня Досифея проводила в духовных подвигах, и слава об ее добродетелях разносилась по Москве. По смерти Императрицы Екатерины II, когда Досифея стала пользоваться большею свободою, многие стали приходить к ее окнам и просили ее молитв и наставлений; некоторых она допускала и в свою келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

В 1915 г. Воскресенская церковь насчитывала 1785 прихожан, 19 из которых были " раскольниками " ; кроме того, храм посещали 16 представителей различных сект. В рапорте о состоянии прихода за 1915 г. о. Михаил отмечал в обществе тенденции, " противные правилам веры и благочестия " , распространение, в частности, хулиганства и сквернословия. Своевременно причтом были приняты надлежащие меры, а " чтобы сильнее запечатлеть указанные разъяснения " , вывешивались на видных местах в городе соответствующие плакаты, выписанные на попечительские суммы от Правового общества Иоанна Кронштадтского. Причт не замечал " особого неверия и свободомыслия " в своем приходе, " а если и были единичные случаи, то таковые разъяснялись прихожанам на чтениях в храме или устно при помощи брошюр " . Как и другие церковнослужители, причт Воскресенской церкви занимался общественной работой. Сохранились отрывочные документы, свидетельствующие, что при церкви существовало общество трезвости, устав которого был утвержден Указом Его Императорского Величества 18 июня 1914 г. С началом Первой мировой войны в приходе Воскресенского храма произошли существенные изменения. Теперь кладбищенская церковь обслуживала нужды военного городка. В отчете благочинному о. Михаил Безсонов указывал, что вверенный его заботам храм посещают " военнопленные славяне " . Новые " прихожане " , среди которых оказались и магометане, и евреи, и католики, и лютеране, держались обособленно, " с просьбами о присоединении к православию " не обращались, но службы посещали усердно и даже подавали " записки о здравии себя и своих родных " . Священники храма не проводили с ними специальных собеседований " из-за их постоянно меняющегося состава и плохого знания русского языка " . Но поскольку " вредного влияния на православных иноверцами-военнопленными… не оказывалось " , посещать храмовые службы им не препятствовали. В связи со значительными изменениями границ города, произошедшими к концу двадцатых годов, кладбище перенесли в более удаленный район.

http://sobory.ru/article/?object=39559

Сретенье, урочище. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты В настоящее время села Сретенское не существует. О нём напоминает лишь полуразрушенный храм, построенный в 1785 г. Сретенский храм был закрыт в 30-е г.г. Алтарная апсида, трапезная и приделы утрачены. До нашего времени сохранились только четверик и колокольня. Приделы: свт. Николая Чудотворца, прп. Кирилла Белозерского (по другим данным, прп. Кирилла Новоезерского). Стоит на небольшом возвышении в окружении деревьев, посреди поля, где прежде располагалось село. Возведена из кирпича и побелена по кладке; алтарь и трапезная с пристроенным во 2-й половине 19 в. южным приделом разобраны. Хороший образец местного сельского храма 18 в., выдержанного в традициях древнерусской архитектуры с отдельными барочными деталями. Основной бесстолпный четверик в два света завершен пятью глухими цилиндрическими барабанами, из них только более крупный средний сохранил луковичную чешуйчатую главу. Колокольня состоит из низкого четверика и восьмигранного столпа в три яруса, верхний из которых, с открытыми арками звона, увенчан шатром с тремя рядами слухов и маленькой главкой. Фасады четверика обработаны на углах узкими лопатками, в завершении - карниз с сухариками и низкий аттик. Окна с лучковыми перемычками, размещенные в верхнем свете по трем осям, заключены в барочные рамочные наличники с ушами, фартуками и сандриками-бровками. В традиционном декоре колокольни с лопатками на углах восьмерика и поребриком в архивольтах арок интересны разделяющие ярусы пояса, включающие валики, зубчики, поребрик и городки. Храм перекрыт высоким сомкнутым сводом, нижний ярус колокольни имеет коробовый свод. На стенах сохранились небольшие фрагменты клеевой живописи с евангельскими сценами. Беляев, 1863, с. 155; ИАК, 1909, с. 227 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16940

Холмец. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1785 и 1897. Первоначально была сооружена в 1785 в селе Ивойлово (Рузский р-н), в 1869 перенесена в Городково (Шаховской р-н), перевезена в Холмец в 1897, несколько перестроена. . Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область, Шаховской район, деревня Холмец Координаты: 55.843562, 35.509531 Проезд:Церковное место находится в центре деревни Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=61692

Там же находим купчую крепость 1770 г. февраля 10 по которой есаул Матвей Осипов Шарой приобрел за 4 руб. «луг и пахатную ниву посю сторону Мерчика Шаровки». Таким образом первый храм в Шаровке построен около 1705 г. Ныне существующий каменный храм Благовещения построен в 1836 г. старанием помещика Петра Ольховского. Храм красивой постройки, порядочной живописи и с достаточной утварью. Мы уже видели, как много терпели Шаровцы от гайдамацкой шайки Танского. По ведомостям число прихожан: в 1750 г. 165 муж. 160 жен., в 1770 г. 183 муж. 192 жен., 1780 г. 228 муж. 230 жен., 1790 г. 270 муж. 279 жен., 1800 г. 370 муж. 368 жен., 1810 г. 368 муж. 376 жен., 1830 г. 949 муж. 945 жен., 1850 г. 948 муж. 1020 жен. МАЛЫЖИНА На р. Малыжине, в 16 верстах от Богодухова и в 50 от Харькова. В числе церковных книг, находящихся в Малыжинском храме имеются: а.) евангелие М. п. 1694 г. с надписью: «року 1708 взята сия книга, глоголемая евангелие стольником и полковником ахтырским Федором Иосифовичем Осиповым в Донских городках з бунта изменника вора Булавина и его единомышленников и отдана в село Малыжино в церковь св. Архистр. Михаила Таким образом первый храм в Малыжине построен не позже 1708 г. Ахтырским полковником Федором Иосифовичем Осиповым и конечно им же населено было Малыжино. Нынешний каменный храм построен помещиком Карпом Павловым, и освящен во имя Успения Богоматери в 1823 г., а в 1833 г. устроена и каменная колокольня. По ведомости генерального межевания 1785 г. в Малыжине 237 муж. 240 жен. подданных черкас и в деревве Братенице 68 муж. 70 жен. душ, при 6065 десятин земли. По исповедной росписи за 1737 г. при Малыжинской Архангельской церкви всех прихоан 710 муж. 618 жен., в том числе рядовых казаков 184 муж. 154 жен., подданных черкасов 470 муж. 426 жен. За тем было прихожан в 1750 г. 184 муж. 171 жен., 1770 г. 307 муж. 318 жен., в 1790 г. 608 муж. 586 жен., 1810 г. 661 муж. 642 жен., 1830 г. 641 муж. 609 жен., 1850 г. 424 муж. 430 жен. Ныне все прихожане владельческие черкасы. III Округ (Краснокутский с черкасскими поселениями)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое гласит: слухом услышите – и не уразумеете; и глазами смотреть будете – и не увидите» (Мф. 13: 14 ) «Вот говорят: Бог, вера, церковь… А почему сейчас не происходят такие чудеса, как в Евангелии?! А?! Что-то немые не становятся говорящими и глухие – слышащими! Где сейчас те самые расслабленные, которые встают, берут постель и выходят из дома своими ногами?! Если б я чудо такое своими глазами увидел – я б сразу уверовал! Первый бы в церковь пошёл!» (Из разговора в поезде). Рассказ игумена Савватия (Рудакова) Игумен Савватий (Рудаков) «И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2: 4–5). Не так давно я окрестил жителя Верхнечусовских Городков, бывшего председателя поселкового совета, а ныне пенсионера, Волкова Юрия Александровича. Из того, что крещение он принял в уже немолодом возрасте, понятно, что большую часть своей жизни Юрий прожил человеком нецерковным. Поэтому, будучи новоначальным, имел многочисленные сомнения и недоумения. Молился об укреплении веры. Из Верхнечусовских Городков к нашему монастырю Казанская Трифонова пустынь ходит паром. И вот не так давно на пароме Юрий Александрович встретил небольшую группу людей, сопровождавших инвалида-колясочника. Все они были неместные. Пока ждали отплытия, познакомились, разговорились. Мужчина в коляске оказался бывшим воином-афганцем. Во время военных действий летел на «вертушке» – вертолёте, вертолёт под обстрелом загорелся. Из всего экипажа он один остался в живых. Его еле спасли – на теле были многочисленные ранения, позвоночник повреждён, чуть не все кости переломаны. Воин перенёс несколько операций, но ничего не помогло, и вот уже много лет нижняя часть тела парализована. Столько лет человек прикован к инвалидной коляске… Это же наивно – мечтать, что купание в источнике может ему чем-то помочь…

http://pravoslavie.ru/74714.html

И сбывается над ними пророчество Исаии, которое гласит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите ( Мф. 13:14 ). Вот говорят: Бог, вера, Церковь… А почему сейчас не происходят такие чудеса, как в Евангелии?! Что-то немые не становятся говорящими и глухие — слышащими! Где сейчас те самые расслабленные, которые встают, берут постель и выходят из дома своими ногами?! Если б я чудо такое своими глазами увидел — я б сразу уверовал! Первый бы в церковь пошёл! (Из разговора в поезде.) Рассказ игумена Савватия (Рудакова) И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои ( Мк. 2:4-5 ). Не так давно я окрестил жителя Верхнечусовских Городков, бывшего председателя поселкового совета, а ныне пенсионера, Юрия Александровича Волкова. Из того, что крещение он принял в возрасте почтенном, понятно, что большую часть жизни прожил Юрий человеком нецерковным и поэтому, будучи новоначальным, имел многочисленные сомнения и недоумения. Молился об укреплении веры. Из Верхнечусовских Городков к нашему монастырю Казанская Трифонова пустынь ходит паром. И вот недавно на пароме Юрий Александрович встретил неместных — небольшую группу людей, сопровождавших инвалида-колясочника. Пока ждали отплытия, познакомились, разговорились. Мужчина в коляске оказался бывшим воином-афганцем. Во время военных действий летел на «вертушке» — вертолёте, под обстрелом вертолёт загорелся. Из всего экипажа в живых остался он один. Многочисленные ранения, позвоночник повреждён, чуть не все кости переломаны — еле спасли. Перенёс несколько операций, но ничего не помогло, и вот уже много лет нижняя часть тела парализована. Сопровождавшие его друзья стали спрашивать дорогу к источнику Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Юрий подумал про себя: «Зачем только время тратят и силы? Столько лет человек прикован к инвалидной коляске… Это очень наивно — мечтать, что купание в источнике может ему чем-то помочь… Просто вода… Просто очень холодная вода… И чем ему эта вода поможет?! Друзья вроде ребята серьёзные, а такой ерундой занимаются… Ну да хоть прогуляются — места-то живописные и погодка летняя, чудесная…»

http://azbyka.ru/fiction/nebesnye-uroki-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010