Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский (Городков Егор Иванович) Родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря. Обучался в Рязанской духовной семинарии. В 1809 году был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1814 году окончил курс академии со степенью магистра богословия и назначен преподавателем в Рязанской духовной семинарии. В 1815 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. 27 февраля 1816 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря. В 1817 году определен инспектором Рязанской духовной семинарии. В том же году переведен ректором в Орловскую духовную семинарию для преобразования ее согласно с новым положением о духовных школах и назначен архимандритом Успенского монастыря в Орле. С 1819 года – ректор Нижегородской духовной семинарии и настоятель Макариевского монастыря. С 1821 года – настоятель Нижегородского Печерского монастыря. 20 мая 1828 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 26 августа 1831 года назначен епископом Могилевским и Витебским для подготовки воссоединения западно-русских униатов. С 30 апреля 1833 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 26 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. 15 апреля 1837 года переведен в Рязань. В 1841–1843 году присутствовал в Святейшем Синоде. 5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем. Скончался 7 апреля 1862 года. Погребен в Троицкой церкви Ольгова монастыря. Архиепископ Гавриил – просвещенный и деятельный иерарх своего времени, отличавшийся личной кротостью. Такие черты характера способствовали тому, что после польского мятежа, по рекомендации митрополита Московского Филарета, наставника Гавриила по академии, он был назначен епископом Могилевским, «как испытанный в усердии и отличных способностей». Будучи епископом Могилевским, преосвященный постепенно подготавливал почву для общего воссоединения униатов с Православною Церковью, а частным путем, без огласки, он присоединил таковых до 60 000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

11 Гавриил (Петров, 1730–1801), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1770–1799), затем Новгородский и Олонецкий (1799–1800). 12 Антоний (Павлинский, 1801–1878) был ректором Новгородской духовной семинарии в 1840–1852 годах, затем викарным епископом (1852–1854), последовательно возглавлял Архангельскую, Нижегородскую, Волынскую и Владимирскую епархии, скончался архиепископом Владимирским и Суздальским. 13 В монашестве Александр (Добрынин, 1820–1885) был викарным епископом Литовской епархии с 1860 года, затем епископом Минским и Бобруйским (1868–1877), архиепископом Донским и Новочеркасским (1877–1879), скончался архиепископом Литовским и Виленским. 14 Гавриил (Городков , 1785–1862) в то время был архиепископом Рязанским и Зарайским, оставался на Рязанской кафедре до 1858 г., когда был уволен на покой в монастырь, в 1999 году прославлен в лике местночимых святых Рязанской епархии. 15 Кутневич Василий Иванович (1787–1866) – выпускник Петербургской духовной академии; с 1832 г. – обер-священник армии и флота; в 1833 г. назначен членом Комиссии духовных училищ. 16 Киевская духовная академия была ведущим учебным заведением в Киевском духовно-учебном округе, в который входило 12 региональных семинарий с училищами. В 1823 г. при академии была создана Конференция КДА. В ее состав, кроме действительных членов, вошли и представители Киевского духовенства из числа бывших ее выпускников и преподавателей. Конференция КДА принимала участие в решении всех магистральных, административных и научных вопросов академии. 17 До 1842 г. журнал выходил с несколько иным названием: «Маяк современного просвещения и образованности. Труды ученых и литераторов, русских и иностранных». 18 Степан Онисимович Бурачок (Бурачек, 1800–1876) – потомственный дворянин, ученый изобретатель, православный мыслитель, писатель, единомышленник и корреспондент святителя Феофана. Читать далее Источник: Климент (Г.М. Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Служение святителя Феофана инспектором Новгородской духовной семинарии//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2020. 2 (6). С. 5-21

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

святитель Гавриил (Городков) (29.04.1785–19.04.1862) Слова и речи святитель Гавриил (Городков) Архиепископ Рязанский и Зарайский, много потрудившийся для благоукрашения монастырей и храмов рязанской епархии, собиратель древних рукописей. Биография Родился в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Иаковлевича Городкова и жены его Евдокии Филипповны. В святом крещении его нарекли Георгием. Родители мальчика жили в бедности и известны были кротостью, простотой и богобоязненностью. По воспоминаниям святителя, его отец «не учился в школах семинарских, но учился в школе Христовой – благоверию и благочестию». В 1795 году Иоанн Иаковлевич был рукоположен во священники к Успенскому храму своего села. С детства Георгий не отличался крепким здоровьем, часто прихварывал, но, по слову апостола, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1:27). И действительно, в его слабом теле обитал могучий дух, и неугасимым пламенем горела любовь христианская. Кротость и милосердие соединялось в нем с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью. Отроку Георгию пришлось очень рано познакомиться с тяжелым трудом. Он не только помогал отцу в храме, но и в полевых и других работах. Такое воспитание было присуще всем крестьянским детям и детям церковнослужителей. Такой труд закалил здоровье слабого от рождения мальчика. Впоследствии, когда он был уже студентом семинарии, приезжая на каникулы в родительский дом, с удовольствием помогал своим родным на усадьбе, вспоминая свое детство. Огромное влияние на юного Георгия оказала семья и непосредственно жизнь его отца. В биографии, которую святитель написал собственноручно, он очень трогательно, с большой теплотой и любовью повествовал о своей большой семье и, в частности, о своем отце, у которого была трудная жизнь, полная забот и даже опасностей. В 1808 году Георгий окончил Рязанскую духовную семинарию. Впереди была жизнь, к которой стремился молодой человек, – священническое служение в приходе какого-нибудь села, духовная помощь ближним, забота о семье, которую он очень любил. Перед окончанием курса в Рязанской духовной семинарии Георгий получил священническое место при Касимовском Вознесенском соборе. Будущий архипастырь земли Рязанской прибыл в этот древний город. Из всех уездных городов Рязанской губернии Касимов был в то время, наверно, самым привлекательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Gorodk...

Воронеж. Церковь Трёх Святителей. Трёхсвятская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:приблизительно 1680 - 1690. Год утраты:приблизительно 1949 Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Воронеж, ул. Пантелеймона Кулиша Координаты: 51.781474, 33.473106 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Воронеж или в Воронеж, выходить на остановке " Почта " или " Хлебозавод " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Трёх Святителей находилась на перекрестке современных улиц П. Кулиша и Заречной. Время ее строительства неизвестно. Была уничтожена в конце 1940-х годов. Остатки каменных стен сравняли с землей бульдозерами. Трехсвятительская церковь во имя трех святителей – Григория Богослова, Василия Великого и Ивана Златоуста была построена в 1680-х гг., в двухстах саженях к востоку от воронежской крепости, в третьем вновь казацком шалаше по дороге на село Маково, на узком Мухавка. Этот уголок Воронижа стал называться в народе Трисвящиной. По архивным документам 1719 г., при Трехсвятительской церкви уже действовала школа. В 1801 г. была построена новая каменная Трехсвятительская церковь. Длина церкви составляла 7 саженей (14,9 м), ширина – 4 ½ сажени (9,6 м), высота вверх карниза – 4 сажени (8,5 м). На церкви была одна большая глава. Трехсвятительская церковь в Воронеже соответствует своим размерам Трехсвятительской церкви в Лемешах – родном селе гетмана Кирилла Разумовского под Козельцем. Лемешевская церковь была освящена в 1760 г. Ее автором был архитектор Иван Григорьевич-Барский (1713-1785), известный воронежцам по своей Михайловской церкви (1781 г.). Поэтому они решили построить еще одну, по проекту Григорьевича-Барского, маленькую Трехсвятительскую церковь в стиле рококо. 27 июля 1817 г. в церкви был крещен рожденный 26 июля Пантелеймон Кулиш, будущий писатель (1819–1897). Церковь отмечена на трехверстовой карте 1863 г. Она уже не имела прихода, ибо так же, как и Троицкая церковь, подверглась сокращению количества самостоятельных церквей в Воронеже по приказу Черниговского епархиального начальства 1862 г. и с согласия жителей городка. Итак, две церкви Трехсвятительская и Троицкая были закрыты, а их прихожане перешли в Михайловскую и Успенскую церкви соответственно. Поэтому и нет в архивах метрических книг этих двух сокращенных церквей после 1862 г. Также эти две церкви отсутствуют в росписи приходов Черниговской епархии 1876 г.

http://sobory.ru/article/?object=59374

497 И. А. Фесслер (1756–1839), католик, затем лютеранин, в 1809 г. приглашен профессором восточных языков и философии СПбДА. В 1810 г. оставил кафедру. Письмо написано по поводу составленного в академии жизнеописания Кирилла (К. Л. Богословского-Платонова, 1788–1841), архиепископа Подольского и Брацлавского. Фесслер был профессором СПбДА во время служения архимандрита Филарета в этой академии. – Прим. сост. 499 Точная цитата: «О, сколь религия священная страдает://Вольтер бранит ее, Кутузов защищает». Эпиграмма поэта А. И. Тургенева (1781–1803). Вольтер (1694–1778), французский философ-просветитель и писатель, известный своими антиклерикальными взглядами. П. И. Голенищев-Кутузов (1767–1829), посредственный стихотворец. – Прим. сост. 500 В августе 1860 г. епископ Алексий был перемещен в Симферополь на вновь открытую Таврическую епархию. – Прим. сост. 506 Гавриил (Е. И. Городков, 1785–1862), в период переписки ректор Орловской семинарии и архимандрит Успенского монастыря в Орле (1818–1819), епископ Калужский и Боровский (1828–1831), архиепископ Могилевский и Мстиславский (1831–1837), архиепископ Рязанский и Зарайский (1837–1858). – Прим. сост. 510 Назначение в Могилев вскоре после польского восстания состоялось по рекомендации митрополита Филарета. Впоследствии жители Могилева называли преосвященного «олицетворенной кротостью», и его уважали даже католики. – Прим. сост. 511 Павел (П. А. Морев, 1799–1831), архиепископ Тобольский и Сибирский, и Мелетий (Леонтович, 1784–1840), архиепископ Харьковский, получившие в том году новые назначения. – Прим. сост. 513 Уход на покой архиепископа Гавриила был вызван нелепым случаем. Некто, как потом выяснилось, умалишенный, подойдя ко владыке, как бы за благословением, сильно ударил святителя по голове, так что последний упал. Этот случай оставил у архиерея тяжелое впечатление. Он ушел на покой и поселился в Ольговом монастыре, проводя время в молитве и делах благотворения. – Прим. сост. 514 Сократа. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». II, 18–47. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Образован Церковно-исторический комитет Рязанской епархии 27 октября 2009 г. 13:27 22 октября состоялось расширенное заседание Епархиального совета Рязанской епархии , которое возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел . В ходе заседания было принято решение о создании Церковно-исторического комитета Рязанской епархии. В состав комитета вошли: Комитет уже существовал во времена святителя Гавриила (Городкова) (1785-1862) и ставил перед собой задачи объединения сил светских и церковных краеведов. Подобные задачи ставит перед собой и возрожденный комитет — координировать действия краеведов и историков Рязанской епархии. Рязанская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/922941.htm...

Преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский (17-е июля день вступления на кафедру). Преосвященный Гавриил родился 17 апреля 1785 года в бедном селе Городкович, Спасского уезда, Рязанской губернии. Отец его Иван Яковлевич Городков был в то время пономарем, а впоследствии в том же приходе состоял священником, при рождении сына они дали ему имя Георгий. Как Иван Яковлевич, так и жена его Евдокия Филипповна, отличались богобоязненностью, простотой и, особенно, кротостью нрава. При значительном семействе и в бедном приходе, они не могли не трудиться над обработкой своей земли, которая, главным образом, и доставляла им пропитание. В таких обстоятельствах своих родителей, отрок Георгий сроднился со всеми недостатками и нуждами, ознакомился с самыми тяжелыми трудами, помогая своему отцу в полевых и других работах, даже и впоследствии, когда приезжал из семинарии на отдых от умственных занятий. Образование его шло своим чередом, и успехи в науках были ценимы начальниками тем более, что с ними соединялось отличное поведение тихого и скромного Городкова. Перед окончанием курса в семинарии Городков получил священническое место при Касимовском соборе и познакомился с тамошним протоиереем Поликарпом, который, полюбив его за кроткий нрав, предложил ему в супружество одну из своих дочерей. Обстоятельства, казалось, благоприятствовали этому делу, и между ними все уже было положено на слове, чему радовался и отец Городкова, бывший в то время священником. Но судьбы Божии устроили иначе. В 1809 г. при открытии первой по новому образованию С.-Петербургской духовной академии, вследствие требования комиссии духовных училищ, воспитанник семинарии Городков в числе других избран был к поступлению в состав студентов первого академического курса, и никакие усилия с его стороны, никакие попытки ходатайства некоторых лиц, близких к бывшему тогда Рязанскому архиепископу Амвросию, не могли отменить этого назначения. В декабре месяце 1808 года Георгий Городков отправился в Петербург, дав слово нареченной невесте возвратиться ее женихом. Но Промысл Божий, готовивший в нем сосуд особенного служения, доказал и в этом случае, что человек может только предполагать: не прошло еще и половины шести лет первого академического курса, как невеста студента Городкова, но воле ее отца, была выдана за другого, и студент Городков с того времени почувствовал в себе иное расположение, особенно просветлявшееся и укреплявшееся разумным сознанием цели, к которой человек предназначен, и с детства усвоенным благочестивым настроением души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Севастополе отметили День Черноморского флота Севастополь, 14 мая 2014 г. 13 мая, в день празднования 231-й годовщины основания Черноморского флота, в рамках праздничных мероприятий состоялось возложение венков и цветов к памятнику основательнице флота и города Севастополя Екатерине II. В мероприятии приняли участие представители руководства города и командования флота, члены Военного совета, командиры соединений и воинских частей Черноморского флота, благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, помощник командующего ЧФ РФ по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко, иерей Михаил Мамаев, иерей Аркадий Бояркин, сообщает сайт Севастопольского благочиния .      Командующий Черноморским флотом России адмирал Александр Витко поздравил ветеранов, личный состав, рабочих и служащих ЧФ, жителей Севастополя и Крыма с праздником и рассказал о приоритетных направлениях программы по развитию флота:      «Настроение у нас праздничное. Севастополь, Крым — в составе России, значит, Черноморский флот располагается на российской земле. Мы очень этому рады. Сейчас идет планирование большой программы по развитию Черноморского флота, будут выделены значительные средства; кроме строительства шести сторожевых кораблей и шести подводных лодок, десантного корабля, — видимо, будут и другие корабли. Главный приоритет — это пункты базирования, военные городки, которые 23 года практически не ремонтировались. В ближайшее время пункты базирования будут приведены к стандартам Вооруженных Сил. Кроме того, основной задачей будет являться строительство жилья для военнослужащих. Всех с праздником.»      Справка: Вскоре после издания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России 8 апреля 1783 года, императрица подписала указ об основании Черноморского флота. 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачёва. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии. Эти 28 кораблей и явились основой зарождающегося флота. Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных суда. Памятник императрице Екатерине II в центре города Севастополя появился в 2008 году. Его открытие приурочили к 225-летию основания города-героя. Автор памятника — скульптор Станислав Чиж, Народный художник Украины, Почетный гражданин города Севастополя, лауреат государственной премии Автономной республики Крым. Памятник императрице Екатерине II стал последней работой мастера; Станислав Александрович ушел из жизни, не дожив до открытия монумента трех недель. 14 мая 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/70701.html

Всё в истории этого ордена поражает своей необычайностью: в университете маленького баварского городка Ингольстата молодой 28-летний профессор Адам Вейсгаупт основывает тайное сообщество, втянув в него несколько друзей и студентов. Не проходит пяти лет – и этот кружок разрастается в громадный орден, распространённый не только в Европе, но и в Америке; все великие мастера масонских ритуалов, действующих в Германии, люди, большею частью принадлежащие к немецким царствующим родам, смиренно входят в низшую его степень; царствующие лица, католические священники, лютеранские и реформаторские богословы, военные, аристократы, сановники, наряду с аптекарями, купцами, библиотекарями, мелкими чиновниками, наперерыв добиваются чести и счастья вступить в число братьев. Орден через своих членов распоряжается государственными делами, государственными доходами, забирает в свои руки воспитание молодежи, прогоняет и назначает, по своему усмотрению, профессоров во всех баварских университетах и школах, собирается забрать в руки все женское воспитание; христианской церкви, государству, праву собственности грозит почти неминуемая гибель; мировые устои дрожат и вот, вот ещё мгновенье и рухнет многотысячелетние строй образованная мира и человечество вернется к каменному веку, к доисторическим временам, т. к. таков лозунг, такова цель тайного сообщества.... И в минуту, когда опасность достигает своих последних пределов, когда орден готов отпраздновать свою последнюю, окончательную победу, в эту самую минуту вдруг гроза в лесу, раскаты грома и удар молнии, поражающий смертью человека, носящего на себе, зашитыми в одежду, все письменные доказательства чудовищного заговора... «Мне – отомщение и Аз воздам», так и слышится среди грохота и шума летней грозы, разразившейся 20 июля 1785 года над вольным городом Регенсбургом.... Высший Судья приговорил и исполнил Свой приговор над теми, кто преступил Его законы, Его повеления... Заговор раскрыть. Светская власть, сладко дремавшая, почти ничего дотоле не заметившая и не понявшая, проснулась.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nochnye-...

В ту самую пору, когда, судя по времени, образование должно было уже глубоко пустить корни свои между русским духовенством, в отечестве нашем едва только еще занималась заря народного просвещения. Только по истечении 25 лет царствования Екатерины II-й, открыты были в уездных городах малые народные училища из 2-х классов, а в губернских главные народные училища из 4-х классов. Не только в учители, но и в смотрители народных училищ, как и надобно было ожидать, поступали учители и воспитанники семинарий. Так было и в Костроме. Конечно, это была не оцененная заслуга, оказанная духовенством народному просвещению, которое в свою очередь щедро заплатило семинариям, делись с ними учебниками, изданными в конце XVIII века главным правлением училищ. Эти учебники были составлены лучшими наставниками, под руководствам вызванных из Австрии правительством опытных педагогов. Отдавая полную честь тогдашнему духовному образованию, мы должны однако же сознаться, что тяжел был в нем метод преподавания, и юное народное просвещение успело уже опередить в этом отношении образование духовное. Без сомнения, вследствие сознания этого недостатка, в 1785 году именным указом от 15 мая, велено во всех семинариях усвоить метод обучении народных училищ; а Святейшим Синодом, около этого же года, предписано, чтобы способнейших учеников из семинарии посылать в народные училища, где бы они, присмотрясь к образу учения, могли такими же образом обучать и в семинариях. В следствие этого из Костромской семинарии, 4-го марта 1786 года, отправлены были в Ярославское народное училище для познания как порядка в учении, так и употребления правил, ученики богословия – Яков Арсеньев и Матвей Городков. Этим же объясняется требование из Костромской семинарии лучших воспитанников в учительскую семинарию и в Лаврскую. Преосвященный Павел Зернов 13-го января 1800 года был переведен из Костромской епархии. Семинария при преосвященном Евгении (Романове) (С 28 марта 1300 г. по 7 декабря 1811 года) Преосвященный Евгений Романов начал свои распоряжения касательно семинарии тем, что, как уже было сказано, 26 марта 1800 года отменил сбор на семинарию за места, оставляемые за несовершеннолетними. Так как семинария, при таком распоряжении, не могла не потерпеть ущерба, то рассудительный архипастырь восполнил этот недостаток тем, что лишил казенного пособия тех из учеников, за которыми были оставлены при церквях какие-либо места.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010