Как Залесский Владимир при Всеволоде III Юрьевиче был стольным градом Великих Князей: то и первый в нем монастырь признан старейшим над прочими в наименован Великою Архимандриею и до царствования Uoahha IV занимал первое место в списке великороссийских монастырей. (3) С перенесением Святительского престола из Киева во Владимир, Митрополиты Всероссийские имели свое помещение в Рожествене монастыре, как бы в кафедральном: его прославили своим пребыванием великие ревнители веры и благочестия, всероссийкие Митрополиты: Св. Максим, Петр и Алексий, бывший последннм Епископом Владимирским в XIV веке. Доблестный поборник св. веры и отечества, победитель Ливонцев и Шведов, благоверный Великий Князь Владимирский Александр Невский, на возвратном пути из Орды, скончавшейся под схимою, в Городецком Феодоровские Богоматери монастыре, (4) погребен был в соборной церкви любимого им Рожествена монастыря Ноября 23, 1263 года. Отпевание св. его мощей там ознаменовано было чудом, которое передает нам летопись. Когда иконом Митрополита Кирилла хотел разгнуть руку усопшего, да вложить в нее Святитель душевную грамоту: тогда благоверный Князь, как бы живой, сам простер руку и принял грамоту от Святителя. (5) Хотя прежняя столица причислена была к области всероссийских Митрополитов, потом Патриархов; но Московские Господари, из благоговения к святому предку своему Александру Невскому, делали значительные приклады в Рожествен монастырь. Внук его Иоанн Калита в духовном завещании 1328 года отказал Св. Александру, себе в поминанье сельцо на Киржаче (нынешний город Киржачь) другое Леонтьевское, третие Шараповское; а правнук его Иоанн Иоаннович в: 1356 г. – село Павловское. Сын его Великий Князь Димитрий духовною своей 1371 г. подтвердил предсмертную волю отца своего и сверх того, завещал, к Святой Богородице в Володимер «блюдо великое серебряное с кольцы». В силу тайной договорной грамоты Суздальских Князей Василия и Феодора Юрьевичей с Князем Димитрием Шемякою, 1446 года, возвращены им села, данные Великим Квязем Василием Темным Рождествену монастырю, а последнему предоставлено десятое по старине. (6)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

То есть, монахом в миру? Да. Меня благословили заниматься миссионерской деятельностью, и до сих пор миссия является основным послушанием в моей монашеской жизни. Мне доводилось беседовать с самыми разными людьми: на фабриках, заводах, в школах, университетах, детских садах. Иногда в день приходилось проводить по три-четыре беседы. Кроме того, я преподавал еще пять предметов в семинарии. Восемнадцать лет я прослужил в Иваново, и это было время постоянной миссионерской деятельности, проводимой не только в рамках епархии. Приглашения шли отовсюду. С лекциями и проповедью я проехал, кажется, всю Россию, Украину, Белоруссию, приглашали и за границу. Но, занимаясь миссионерством в миру, я жил монашеской жизнью.      Думали ли Вы в те годы о епископском служении? Когда я пришел в Церковь и потом, когда уже стал иеромонахом, я часто встречался со старцами, находясь в рабочих командировках и миссионерских поездках. Многие из них сейчас уже прославлены. Все они благословляли меня проповедовать, никто не говорил, что мне надо жить в монастыре. Отец Николай Гурьянов еще до моего рукоположения говорил, что у Бога я уже священник. А спустя несколько лет сказал, что я буду епископом. Я спросил у отца Николая: «А когда это произойдет?» Он ответил, что это не моего ума дело (владыка смеется). Сказалась ли Ваша активная миссионерская позиция на устройстве Городецкого Феодоровского монастыря, на жизни братии? Наш монастырь сейчас – ядро епархии: научный, образовательный, просветительский, культурный центр. В 2009 году при освящении монастырского собора, Святейший Патриарх Кирилл оставил памятную запись с пожеланием увидеть здесь крепкий миссионерский центр. Так и происходит – теперь миссионерский не только монастырь, но и вся епархия. И это естественно, ведь монастырь даже территориально находится «в миру» – на центральной городской площади, напротив здания администрации.      Город наш маленький, и примерно 85-90% людей приезжают к нам в монастырь из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, и остаются у нас пожить, потрудиться, а кто-то остается навсегда. Эти два фактора обязывают братию быть миссионерами. Идти с проповедью в город и гостей встречать тоже проповедью.

http://pravoslavie.ru/123006.html

Св. Алексий скончался в 417 году в Риме. Его тело обретено в 1216 году в Риме на горе Авентинской, где он был погребен. Там же был построен великолепный храм во имя св. Алексия, где и находится Едесская икона Богоматери, перенесенная в Рим еще в X веке. 13 марта Молдавская икона Она упоминается под 13 числом марта в гравюрах. Полагают, что это та же икона, которая теперь известна под именем Гербовецкой, сведения о коей помещены под 1 октября. Другая икона Богоматери Молдавская, называемая еще Румынской, находится на Афоне, в Молдавском скиту; сведения о ней изложены под 12 июля. 14 марта Икона Феодоровская-Костромская Предание приписывает этой знаменитой иконе весьма древнее происхождение и написание, именно, называет ее написателем евангелиста Луку. Неизвестно, кем и когда принесена икона в Россию. Уже в начале XII века стояла она в часовне у города Китежа. Великий князь Георгий Всеволодович, устраивая Китеж и радея о городе, желал перенести в него икону из часовни. Но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Поняв желание Богоматери, чтобы Ее икона была тут оставлена, князь Георгий устроил на этом месте монастырь, называемый Городецким, по близ лежащему городу Городцу (ныне Балахнинского уезда Нижегородской губернии). Во время последовавшего затем нашествия Батыя Городецкая обитель наряду с другими русскими обителями сгорела и превратилась в груды развалин. Но среди этой гибели камня и железа чудесно на радость последующих веков сохранилась и была явлена деревянная икона. Младший брат Александра Невского, князь Василий Костромской, впоследствии великий князь Владимирский, преследуя на охоте зверя, заблудился в лесной чаще. Это было 16 августа 1239 года. На одной сосне он увидал икону. Когда князь пытался снять икону с дерева, она внезапно поднялась на воздух. Пораженный этим чудом князь Василий по возвращении в город рассказал о своем видении духовенству и народу. Тогда народ двинулся к лесу и, действительно, нашел икону в указанном князем Василием месте. Все пали на колени, принося молитву Богоматери. Затем священники, сняв икону, отнесли ее в соборный храм. Вскоре к новоявленной иконе со всех окрестностей Костромы стали стекаться толпы народа. Жители видели, что в то время, когда князь охотился в лесу, какой-то воин в богатой одежде прошел по городу, неся в руках икону. Воин походил собой на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен в Костроме собор. Поэтому икону и назвали Феодоровской. На месте явления ее, на берегу реки Запрудни, князь основал монастырь во имя Нерукотворенного образа Господня, празднование которому совершается в день явления Феодоровской иконы. Сюда ежегодно бывает из Костромы крестный ход. Как-то в Кострому пришли из Городца, разоренного татарами, несколько жителей, и тотчас узнали в соборе икону, раньше стоявшую у них.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Образ Богородицы относится к иконографическому типу «Елеус» («Умиление») и по иконографии очень близок к Владимирской иконе Божией Матери, представленной в поясном изображении, с сидящим на правой руке Младенцем Христом. Левой щекой Он нежно прижимается к правой щеке Богородицы, создавая трогательный образ сыновней любви и материнской нежности. Небольшим отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца. Общая сохранность неоднократно поновленной иконы сегодня достаточно низкая, на которой живопись ликов Богородицы и Христа предстают заметно потертые. По преданию, Феодоровский образ был написан евангелистом Лукой, но о его появлении на Руси ничего не известно. Первое упоминание об образе относится к 1164 г., когда он находился в часовне у города Кидекша (близ Суздаля). Позднее князь Георгий Всеволодович хотел перенести икону в город, но ее не смогли сдвинуть с места. Тогда он основал на месте часовни Городецкий монастырь (по имени города в Нижегородской губернии). Во время нашествия Батыя монастырь был полностью сожжен, как и все вокруг, но святая икона не погибла. Святой образ явился в 1239 г. младшему брату Александра Невского князю Василию Ярославичу по прозвищу Квашня, который увидел икону висящей на древе. С участием духовенства икона была перенесена в Кострому и водружена в Успенском соборе. Спустя много лет и этот храм погибает в пламени огня, но образ вновь оказывается неповрежденным. Чудесное спасение иконы при двух пожарах – свидетельство о ее божественной силе, а ее благодатная помощь при нашествии татар в 1260 г. принесла ей славу воистину чудотворной святыни. Тогда долго перед ней молился народ о спасении Костромы: «не оставь нас погибнуть до конца, избави град сей и людей Твоих и всякую страну христианскую от нашествия иноплеменных». Слезно молился перед ней и князь Василий Ярославич, надеясь на ее милость и заступничество, решил взять ее с собой на поле брани. Вышел он с войсками навстречу могучему врагу, неся впереди святую икону Богородицы. Когда сблизились войска, то от иконы вдруг возсияли лучи такой силы, что стали они пожигать полчища татар, которые в панике бросились бежать. На том месте поставили поклонный крест, а позднее возвели часовню. Близлежащее озеро и селение стали отныне по святому месту именоваться Святыми.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В течение шести с половиной лет преосвященный Иеремия управлял Нижегородской епархией, заботясь о поднятии благочестия духовенства и паствы. Однако постоянная борьба и волнения утомили преосвященного, и он в очередной раз написал прошение об отставке. В своем дневнике владыка написал: «1857 год. В 3-е число мая, в день памяти преподобного Феодосия Киево-Печерского и празднества чудотворной иконе Богородичной Печерской, помолясь и довольно размыслив, отправил в Санкт-Петербург прошение об увольнении от епаршеского бремени и о дозволении мне жить в числе братства в Печерском монастыре. Прошение уготовано еще в январе; вчера запечатано» 40 . 17 июня того же 1857 года он был уволен на покой в Нижегородский Печерский первоклассный монастырь с пожизненной пенсией в 1000 рублей, с правом пользования, как было перечислено, лучшим помещением с отоплением, нужной прислугой и экипажем на выезде во всякое время. Митрополит Московский Филарет по поводу ухода на покой владыки Иеремии сказал посетившему его архимандриту Макарию (Миролюбову , будущему архиепископу Донскому; † 1894): «Жаль, что преосвященный Иеремия уходит так рано на покой: в таких епископах теперь в особенности нуждается Церковь » 41 . Протоиерей Тимофей Иванович Буткевич , биограф святителя Иннокентия (Борисова) , пишет, что преосвященный Иеремия удалился на покой из-за какой-то тяжелой болезни 42 , но ни один биограф владыки Иеремии не говорит об этом. Вначале преосвященный поселился в Нижегородском Печерском монастыре, затем, когда в 1868 году викарным Балахнинским епископом был рукоположен Поликарп (Гонорский; † 1891), сменивший на этом посту епископа Макария (Миролюбова) , преосвященный для сохранения мира переселился в Феодоровский Городецкий монастырь, что в 50 верстах от Нижнего Новгорода, где пребывал несколько лет. Последним местом его проживания был Нижегородский Благовещенский монастырь. Во всех монастырях, куда поселялся епископ-отшельник, спешил он подготовить себе могилу. В Печерском монастыре в нижнем этаже Успенской церкви он устроил и освятил храм преподобных Антония и Феодосия Печерских , где и устроил себе могилу, в которой позже был захоронен его духовник – иеросхимонах Мордарий. В Феодоровском монастыре им была подготовлена могила в храме великомученика Феодора Стратилата, в Благовещенском монастыре – в храме святителя Алексия, митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Состоялось заседание оргкомитета по подготовке к 800-летию со дня рождения святого Александра Невского сентября 2019 Заседание оргкомитета по подготовке и проведению юбилея 800-летия со дня рождения святого Александра Невского под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось 10 сентября в храме Христа Спасителя. В нем участвовал министр культуры РФ Владимир Мединский, председатель оргкомитета празднования. Были приглашены члены оргкомитета, а также организаторы совместной программы Московского Патриархата, фонда Андрея Первозванного и Уральской горно-металлургической компании " Александр Невский " . От Русской Православной Церкви в заседании участвовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, председатель финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , епископы Ржевский и Торопецкий Адриан, Городецкий и Ветлужский Августин, Переславский и Угличский Феоктист, Клинский Стефан, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин. Владимир Мединский сообщил о реставрации на объектах в Ярославской и Псковской областях, о работе Военно-исторического общества Ленобласти над созданием музейно-выставочного комплекса " Ледовое побоище " . В рамках проекта будет исследовано дно Чудского озера. Объявлен конкурс на определение лучшего художественного решения памятника Александру Невскому, который установят у озера. Митрополит Тверской и Кашинский Савва рассказал о планируемых выставках, посвященных святому, в исторических парках " Россия - моя история " в городах страны. Митрополит Савва призвал обратить внимание на храмы и монастыри, связанные с жизнью святого, среди которых Александро-Невская лавра, где находится рака с мощами святого князя, Богородице-Рождественский монастырь Владимира, где князь первоначально был погребен, Феодоровский монастырь Городца, где он скончался, храм Корсунской иконы Божией Матери с приделом благоверного князя Александра Невского Торопца, где князь венчался с княгиней Александрой, бывший Богородице-Сретенский монастырь Переславля-Залесского, расположенный на предполагаемом месте рождения и крещения Александра Невского, храм Архистратига Божия Михаила в Кобыльем Городище, установленный на месте битвы у Чудского озера.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=163...

2 Оригинал – образ Эфесской Богоматери – якобы один из трех, писаных евангелистом Лукой. В XVII – XVIII вв. икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой, тогда же возникла популярная легенда о её «корсунском происхождении» (везли через Корсунь в 1162 году). Во имя этого чтимого образа освящён городской Корсунско-Богородицкий собор в Торопце (рис.3). 3 Есть легенда и о благословении на брак Александра Невского его отцом Феодоровской иконой Богоматери. Икону, пишут, нашёл князь Юрий Всеволодович (1188 - 1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к младшему брату Ярославу Всеволодовичу (1190 или 1191 - 1246 ). Торопчанам больше по сердцу первая легенда о списке иконы непростой судьбы. И они мечтают о возвращении списка в Торопец. Не менее интересна еще одна легенда об Александре Невском , связанная с дубом, посаженным на берегу Наговского озера : «В 1239 году, возвращаясь в Новгород после венчания в Торопце, Александр Невский с молодой женой сделали привал у Наговского озера. Пораженные его красотой молодожены в память о свадьбе посадили дубок. Дуб прижился, вырос, окреп, многое пережил. В годы войны то ли от молнии, то ли от бутылки с зажигательной смесью, в дереве-гиганте (диаметр его был, по воспоминаниям старожилов, метра полтора, если не более) выгорело большое дупло. А в 1978 году дуб загорелся второй раз и рухнул. Было ему тогда 739 лет. Но ниточка жизни не прервалась: дубок-сеянец с места павшего гиганта посажен на Красном валу в Торопце, напротив средней школы 1 » (рис. 4, 5). 45 Позвольте вспомнить и об особом памятнике в Торопце у этой же школы. О первом в СССР памятнике Учителю (рис. 6). Памятник создан на деньги, собранные выпускниками торопецкой школы 1 1940 -1950 годов . В том числе – участниками Великой Отечественной войны. Памятник – проект московских скульпторов Ю.Г. Орехова и В.Х. Думаняна, которые работали безвозмездно ! – открыт 27 июня 1974 года, к 900-летию основания Торопца. На памятнике высечены слова: «Учителю от благодарных учеников».

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/17/...

В Нижегородской епархии реализуется проект по организации паломнических поездок для инвалидов 17 августа 2007 г. 19:01 Нижегородская православная религиозная община во имя святителя и чудотворца Николая продолжает реализацию проекта организации паломнических поездок для инвалидов. «Приходское собрание нашей общины приняло решение оказывать помощь инвалидам и тяжелобольным. В частности, эта помощь заключается в организации таких поездок. Ведь люди, прикованные к инвалидному креслу, порой годами лишены возможности посещать храм, что уж говорить о совершении паломничества», — рассказал председатель приходского совета православной религиозной общины во имя святителя и чудотворца Николая города Нижнего Новгорода Евгений Иванович Гребнев. В настоящее время у общины нет спонсоров, но, несмотря на это, подобные путешествия по святым местам Нижегородской области регулярно организуются на пожертвования членов общины и некоторых благотворителей. Причем, что особенно ценно, они проводятся для довольно больших групп инвалидов, среди которых есть и те, кто прикован к инвалидному креслу. Например, в паломничестве к Городецким святыням приняли участие пять инвалидов-колясочников, один лежачий больной и несколько человек, передвигающихся при помощи костылей. Маршрут поездки был выбран не случайно. Во-первых, этот древний город со множеством православных святынь, включая Феодоровский монастырь, — место кончины святого благоверного князя Александра Невского — всегда привлекал к себе паломников. Во-вторых, при Городецком храме в честь образа Спаса Нерукотворного планируется создать богадельню, которая станет одной из первых в Нижегородской области. Члены религиозной общины во имя святителя и чудотворца Николая провели беседу с настоятелем Спасского храма протоиереем Феодором Скворцовым. Поделились идеями и планами на будущее, обсудили возможные формы организации подобных заведений. После этого вся группа посетила источник Никола-ключ, расположенный в 28 километрах от Городца у деревни Белоглазово. Там настоятель нижегородского храма в честь Преображения Господня протоиерей Владимир Соловьев, окормляющий общину, совершил молебен в только что отстроенной часовне. По признанию участников поездки, присутствие священника сделало это путешествие еще более значимым для них. «Господь заповедовал утирать каждую слезу. А этим людям поездки по святым местам доставляют особенную радость. И я радовался, видя, как от них отходит ежедневная скорбь», — поделился потом впечатлениями о поездке отец Владимир. Сами участники паломничества признаются, что им такие путешествия дают силы бороться с болезнью и прочими невзгодами и запоминаются как самые счастливые дни. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/282428.htm...

Миссионерская (противораскольническая) главным образом путем издания противораск. сочинений 2. Кирилло – Мефодиевское Религиозно-просветительная 3. Успенское Благотворительная 4. Богоявленское а) Благотворительная б) Религиозно-просветительная 5. Св. Николая. Благотворительная (попечение о беднейших детях духовного звания) 74.Сергиев посад 6. Преп. Сергия Благотворительная 75. г. Руза 7. Св. равноап. Марии Магдалины Религиозно-просветительная 76. г. Коломна 8. Прав. Филарета Милостивого XIX. Нижегородская 77.г.Нижний-Новгород 1. Св. Креста Миссионерская (противораскольническая). 78. id. 2. Св. Георгия Религиозно-просветительная 79.Феодоровский Городецкий монастырь, Балахнинского уезда 3. Александро-Невское а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная Пожертвования материалом 80. г. Княгинин 4. Кирилло – Мефодиевское Благотворительная XX. Новгородская 81. г. Новгород 1. Св. Софии а) Религиозно-просветительная б) Церковно-благоустроительная 82.г.Старая Руса 2. Св. Феодора Тирона Религиозно-просветительная XXI. Олонецкая 83.г.Петрозаводск Религиозно-просветительная XXII. Оренбургская 84. г. Оренбург 1. Михаило – Архангельское а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (просвещение иноверцев и обращение раскольников). XXIII. Орловская 85. г. Орел 1. Петропавловское а) Религиозно-просветительная. б) Благотворительная 86. г. Мценск 2. Свящмч. Кукши Церковно-благоустроительная XXIV. Пензенская 87. г. Пенза 1. Иннокент. просвет. братство Пресвятой а) Религиозно-просветительная. б) Миссионерская (просвещение иноверцев и обращение раскольников). 88. село Поим, Чембарского уезда 2. Николаевское 5081 (За 1892) 2762 (За 1892) а) Миссионерская (противораскольническая) б) Благотворительная в) Религиозно-просветительная XXV. Пермская 89. г. Пермь 1. Св. Стефана, епископа Пермского а) Религиозно-просветительная б) Миссионерская (обращение старообрядцев) XXVI. Подольская 90. мест. Тынная, Ушицкого уезда 1. Св. велмч. Варвары а) Религиозно-просветительная б) Благотворительная

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010