Горнее место



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ГОРНЕЕ МЕСТОИскать в Источникеpravenc.ru
... библиотека Т. 12, С. 120-122 опубликовано: 16 мая 2011г. ГОРНЕЕ МЕСТО [греч. ἡ ἄνω καθέδρα - Верхняя (слав.) кафедра; также σύνθρονος - Сопрестолие], особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной. В центре Г. м. традиционно устраивается архиерейская кафедра (седалище) , к к-рой с 2 сторон примыкает синтрон - скамья для священников; впрочем, присутствие синтрона и архиерейской кафедры на Г. м. отнюдь не является общеобязательным. Об имевшихся в построенной в Тире базилике «многочисленных престолах и скамьях» для восседания епископов и пресвитеров сообщает уже Евсевий Кесарийский (Euseb. Hist. eccl. X 4. 66) . Впосл. в к-польской традиции становится общепринятым устраивать епископскую кафедру и синтрон на Г. м., лицом к св. престолу и к народу (тогда как, напр., в сир. традиции известна практика оборудовать сиденья для священнослужителей в центре храма, лицом к алтарю - см. ст. Вима) . В визант. храме Г. м. предназначалось для пребывания духовенства в определенные моменты богослужения. Епископская кафедра представляла собой кресло со спинкой и с ручками. Такие кресла, сделанные из камня, найдены в катакомбах ... далее ...
ГОРНЕЕ МЕСТО • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... МЕСТО [греч. ἡ ἄνω καθέδρα - Верхняя (слав.) кафедра; также σύνθρονος - Сопрестолие], особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной. В центре Г. м. традиционно устраивается архиерейская кафедра (седалище) , к к-рой с 2 сторон примыкает синтрон - скамья для священников; впрочем, присутствие синтрона и архиерейской кафедры на Г. м. отнюдь не является общеобязательным. Об имевшихся в построенной в Тире базилике «многочисленных престолах и скамьях» для восседания епископов и пресвитеров сообщает уже Евсевий Кесарийский (Euseb. Hist. eccl. X 4. 66) . Впосл. в к-польской традиции становится общепринятым устраивать епископскую кафедру и синтрон на Г. м., лицом к св. престолу и к народу (тогда как, напр., в сир. традиции известна практика оборудовать сиденья для священнослужителей в центре храма, лицом к алтарю - см. ст. Вима) . В визант. храме Г. м. предназначалось для пребывания духовенства в определенные моменты богослужения. Епископская кафедра представляла собой кресло со спинкой и с ручками. Такие кресла, сделанные из камня, найдены в катакомбах (Stevenson. P. 96) ; впрочем, неясно, имели ли они литургическое ... далее ...
Храм и его устройство / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме. За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов. В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ. Жертвенник В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас) , слева от престола, — жертвенник. Он напоминает ... далее ...
Протоиерей Николай Иноземцев: «Не размышляйте о ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... хотя и негромко. А тогда за столом у него в келье они вдвоем с игуменом Ионой и решили, что первокурсников надо более с теории на практику переориентировать, и выбрали для осуществления этих планов меня. Примерно в то же время у нас ввели экзамены ставленников перед рукоположением в диакона и иерея. Те, кого рукополагали в диакона, зачастили к отцу Алексию, а кандидаты в священники – к отцу Ионе. То и дело был слышен стук в соседнюю дверь. Отец Алексий, если был у себя, ставил аналойчик в центр кельи и говорил: «Представь, что это Престол. Вот здесь царские врата, вот тут Горнее место. Вот тебе кадило – пожалуйста: каждение на “Господи, воззвах”». Студент брал кадило, начинал махать им… Отцу Алексию из раза в раз приходилось все объяснять пришедшему, что и как на самом деле надо делать. Давал ему книжку под мышку: «Сустав так работает, кисть так работает…» – было слышно через наши тонкие межкомнатные перегородки, как он отрабатывает с ними каждое движение. Мне, конечно, все это было интересно слушать. Но я вот всё думал: «Одно дело – когда ты это раз объясняешь, второй раз… А когда изо дня в день все это надо повторять десятки раз, какое же это надо иметь ... далее ...
Нагорная проповедь: Заповеди блаженства (+ВИДЕО) ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... станет начало 5-й главы данного Евангелия. Здесь нашему взору предстает Нагорная проповедь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Евангелие возводит нас на высоту подлинной Жизни в Боге и с Богом. Центральный стих всей Нагорной проповеди: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5: 48 ) . Поистине недостижимая высота! Совершенство Божественное! И мы читаем 1-й стих 5-й главы Евангелия от Матфея: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» ( Мф. 5: 1 ) . Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Господь восходит в горнее место, чтобы и других увлечь за Собою. Но толпы народа не имеют силы взойти (то есть всецело принять глаголы Слова. – прот. О. С.) . А следуют (за Ним) ученики, к которым только Он, не стоя, а сидя и уменьшившись (таким образом. – прот. О. С.) в росте, обращает слово. В самом деле, ведь они не могли понимать Его в блеске Его величия» 1. Пророк Исаия говорил об этом добровольном сокрытии и умалении величия: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» ( Ис. 53: ... далее ...
Проскомидия — Фоторассказы священника Константина ...Искать в Источникеazbyka.ru
... он его в алтаре. Кадит престол, жертвенник, Горнее место, иконы алтаря, священнослужителей и всех, находящихся в алтаре. Выходит и кадит иконостас, хоры. Спускается и обходит, совершая каждение, весь храм, причем сперва кадит иконы, затем поворачивается и, кланяясь, кадит людей. На античном Востоке, в богатых домах, окуривание благовониями приходящих гостей относилось к ритуалу приветствия. Оттуда этот обычай пришел и в христианские собрания. Диакон, покадив алтарь, приготовленные дары и иконы, обходит весь храм и кадит верующим, выражая почтение христианам, гостям Господа, сошедшимся на Небесную трапезу. – Уже не первый раз диакон кадит. А зачем мы кадим? Богу это нужно? – Мы кадим, выражая благоговение перед Богом. И делается это, безусловно, не для Бога, а для нас. «Обоняние – одно из пяти человеческих чувств и самое сильное из пяти, поскольку самое бессознательное. Почувствовать, учуять что-то – значит получить некую иррациональную уверенность в том, что невозможно доказать. Кроме того, запах – это знак присутствия, след, который оставляет за собой всякое живое существо. Поиск того, что скрыто от глаз, охота, выслеживание требуют чуткого обоняния. И когда мы ... далее ...
Справочник православного человека. Православные ...Искать в Источникеazbyka.ru
... возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо. Тем ныне Кресту возносиму, покланяющеся ему, Тя величаем». Указанный припев поет хор на 9-й песни к каждому тропарю. На девятой же песни появляется еще один канон, к нему поют припев: «Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение». Вынос креста. Во время великого славословия священник в полном облачении и диакон трижды совершают каждение Престола, на котором лежит святой крест. Затем они троекратно кланяются кресту и во время пения «Святый Боже…» священник кладет крест на свою главу. Затем через горнее место северными дверями он выходит из алтаря. Священнику с крестом на голове предшествует диакон с кадилом. Обойдя весь храм по его периметру, священник подходит к Царским вратам и произносит возглас – «Премудрость, прости», а хор трижды поет: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Затем крест кладется в центре храма на приготовленном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого трижды поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Во время этого пения (и при дальнейшем пении стихир праздника) совершается троекратное поклонение кресту всеми молящимися. Чин ... далее ...
Православие. Том 2, Глава 6 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... кланяется архиереям трижды и подходит под благословение к каждому из них. Затем он подписывает текст произнесенной присяги и вручает его патриарху. Принимая присягу, патриарх произносит: «Благодать Пресвятого Духа да будет с тобою». Посвящаемого уводят в алтарь и ставят на приготовленный орлец. С этого момента он считается «избранным епископом», хотя еще не получил рукоположение. Сам чин рукоположения во епископа совершается на Божественной литургии после малого входа и пения Трисвятого. Этот момент литургии выбран для хиротонии потому, что после пения Трисвятого архиереи поднимаются на горнее место, где новопоставленный епископ занимает место среди них. Кроме того, епископ имеет право не только освящать Дары, но и совершать рукоположения во священника и во диакона, которые происходят соответственно после великого входа и после евхаристического канона. Во время пения Трисвятого два старших пресвитера выводят ставленника из алтаря и поставляют перед амвоном. Затем они подводят ставленника к царским вратам, где его принимает патриарх (первенствующий архиерей) . Троекратного обхождения престола на архиерейской хиротонии не бывает. Вместо этого рукополагаемый, сняв митру и ... далее ...
«Мама-матушка». Воспоминания об убиенной монахине ...Искать в Источникеpravmir.ru
... убитой стала монахиня, всего-то месяца за полтора до этого и принявшая постриг. Как всегда, она была на своем посту – в иконной лавке. Все говорят: могла убежать, ничего не мешало. Видела, главное, как был убит раб Божий Владимир. А не тронулась с места. Еще звонила – в соседний Духовно-просветительский центр: предупредить, что в храме стреляет убийца. «Всё было как в революционные годы – когда врывались в храмы с ружьями. Расстреляны иконы – в лики. Расстреляна икона Воскресения Христова на центральном аналое. Расстреляна Владимирская икона Божией Матери – в лик. Попали пули и в Горнее место», – рассказывали очевидцы. И голова кружилась от того, как в одной точке Господь разом свел столько знаков, – потому что всё это произошло в день Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, и когда в Москве начали служить благословленные Святейшим Патриархом Кириллом панихиды, на них уже поминали убиенных на Сахалине. И то, что еще вчера казалось многим главой учебника истории, оживало зримо, словно говоря: история готова повториться в любой момент. Теперь, за множеством произошедших с того дня событий, для кого-то эта трагедия сама успела стать историей – мы живем в очень ... далее ...
Устройство храма, его принадлежности и ...Искать в Источникеchurch.ua
... имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Очередность каждения в алтаре следующая: сначала Престолу, затем Горнему месту и только после этого жертвеннику. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего священнодействия хлеб и вино, то после каждения Престола кадится жертвенник, а затем Горнее место. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении. Жертвеннику усваиваются множество символических значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Горнее место
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"