Благовестили к обедне, и потому собор, где почивают мощи благоверного великого князя Александра Невского, был отперт, и я входил прикладываться к мощам. Собор очень хорош и величествен, строен при Императрице Елисавете Петровне, которая достраивала начатое при ее отце. Обедня была в Сошественской церкви; при входе моем только что начали читать часы, и я послал своего келейника осведомиться, принимает ли владыка, то есть митрополит Исидор? Здание, в котором митрополичьи покои, весьма великолепно строено также при Императрице Елисавете, и говорят, что приемные комнаты (которых я не видел) сохранили свой первобытный характер. Владыка принимал в маленькой гостиной, которая не обширна, но очень хороша. На нем была коричневая ряса с двумя звездами и бархатная камилавочка, он стоял у стола. Он меня спрашивал, зачем я приехал, где остановился, где обитель и прочее, и затем благословил 43 . В этот же день я посетил графа Сергея Дмитриевича Шереметева и не застал его. Отобедав дома, около 4 часов я поехал к Петру Ивановичу Соломону, сенатору, который мне весьма обрадовался и принял как родного, и после того во все время моего пребывания в Петербурге я бывал у него почти через день и не раз обедывал. Жена Петра Ивановича, Поликсена Васильевна, сама по себе Головина, дочь адмирала и сестра бывшего министра народного просвещения. В этот же вечер я посетил Воскресенский женский монастырь, первоначально устроенный при Императрице Елисавете Петровне на том месте, где ныне Смольный монастырь, или Институт, и упраздненный при Екатерине II, он не существовал, но при Императоре Николае, в 1845 году, восстановлен, но уже совершенно на другом месте, и в учредительницы новой обители была вызвана из Горицкого монастыря Феофания Готовцова (о которой я говорил) и сделана игуменьей. Так как был уже вечер, я ограничился обозрением только главной церкви: она очень хороша, везде все в порядке и у икон лампады, что теперь отменили почему-то во многих новых церквах. Пока я осматривал храм, заблаговестили ко всенощной; я намеревался, достояв до кафизм, уехать, но игуменья, узнавши, что я в церкви, прислала просить меня пройти в алтарь, где я уже остался до конца всенощной и после того пошел к игуменье. Она преемница матери Феофании, которую я лично знал и которую все уважали за ее строгую и примерную жизнь. Игуменья чтит память своей предшественницы и хранит порядок, ею заведенный. Она мне говорила, что намеревается выстроить при монастыре гостиницу и что хочет сделать два выхода, один снаружи, а другой на монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

3. Церковь св. Епифания Кипрского (1645) . Придельная к собору. Возведена над могилой князя Ф. Телятевского, который постригся в монастыре с именем Епифания. 4. Церковь Кирилла Белоезерского (1794). Придельная к собору. Построена над могилой прп. Кирилла. 5. Святые Ворота (1523) с церковью Иоанна Лествичника (1572). Церковь построена на вклад сыновей Иоанна IV Иоанна и Феодора. (Поэтому престолы церкви и были посвящены Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату.) На воротах сохранилась роспись 1585 г. 6. Церковь Введения Марии во храм с трапезной (1519). 7. Церковь Архангела Гавриила (1534). Возведена на вклад Василия III. 8. Церковь Преображения Господня (1595). Построена над Водяными воротами. 9. Церковь Евфимия (1653). В этом храме бывал на службах патриарх Никон. 10. Колокольня (1761). Адрес монастыря: 161100 Вологодская обл., г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь. Сайт: kirillov-monastyr.ru Тел.: +7(81757) 3-16-37 Горицкий Воскресенский женский монастырь [ править править код ] Андрей Иоаннович, князь Старицкий, в 1537 г., когда Иоанн IV ещё не стал фактическим правителем, пал жертвой боярской борьбы за власть, в которой сам не участвовал. Его жена Евфросиния Андреевна и сын Владимир, схваченные вместе с ним, были освобождены лишь 4 года спустя. Но угроза их свободе и жизни сохранялась. Это было одной из причин того, что вдова занялась делами благотворительности, в том числе – устроением женского монастыря в своей белозерской вотчине – на гористом левом берегу Шексны в 8 км от Кириллова, где уже существовали деревянные церкви – Воскресенская и Введенская. В 1544 г. княгиня Евфросиния отстроила в камне церковь Воскресения Христова, с приделом Кирилла Белоезерского. Тогда же к ней пристроили церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, принесённой прп. Кириллом из Москвы в Белозерье. Так началась история Воскресенского Горицкого монастыря. Иоанн Грозный настолько доверял сыну Евфросинии Владимиру Андреевичу, своему двоюродному брату, что в завещании объявил его в случае своей смерти опекуном сына, а в случае смерти сына – наследником царского стола. Но после навета одного дьяка мать и сын попали в опалу. В 1563 г. княгиня постриглась с именем Евдокии и поселилась в Горицком монастыре. Княгиня-инокиня продолжила украшение монастыря, а царь наделил обитель имениями. Монастырь был особножитным. Если знатные инокини питались от своих средств, то простые зарабатывали пропитание тем, что пряли нити, ткали, а также работали в поле.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

На стр. 83, например, приведен не вполне итог писцовых книг 7136–7138 годов, извлеченный из отрывка документа. Считаем не лишним привести его, поэтому в более полном виде: «И всего Ферапонтова монастыря вотчине в Цыпинской да в Сороярской, да в Бородавской, да в Раменской, да в Кленовской, да в Сусельской, да в Милобудовской, да в Лоской волостях два погоста да три деревни, да три пустоши поповы, да четыре села, да два сельца, да пятьдесят две деревни живущих, да три деревни пустых, да девяносто две пустоши с полупустошью, да двенадцать селищ монастырских, а на погостах и в селах шесть церквей... пашни паханые монастырские и крестьянские средние земли тысяча сто девяносто одна четверть в поле, а в двух потому сена восемь сот две копны, лесу пашенного сто девяносто шесть десятин, а не пашенного сто шесть десятин, в тех же волостях тридцать три пустоши поросли лесом большим, пашни в них нет, а в них лесу пашенного девяносто две десятины с полудесятиною (Рукоп. Акад. библ. А 1/16, л. 1400–1401). Интерес главы 5, наименее содержательной, очевидно, по причине недостатка источников сосредоточивается в любопытной истории упразднения монастыря. В главе 6 (107 стр.) автор, между прочим, утверждает (как и Зверинский и др.), что Воскресенский Горицкий женский монастырь был основан в 1544 году княгиней Ефросинией Старицкой (стр. 108). Откуда заимствовано это известие, не указано. Но заслуживает внимания следующая запись в рукописи Соф. библ. 1451 (л. 190 об.): «В лето 7043 день 24 преставилась Марфа старица в Горах». На стр. 117 изображена церковь св. Илии в Цылинском погосте, которая, как нам кажется, не имеет шатрового верха, что утверждает автор на стр. 118. Что касается до монографии « патриарх Никон в заточении на Белоозере», то задача автора в этой части не могла быть столь самостоятельной, как в первой. Трагическая судьба патриарха после его осуждения не раз уже была предметом научных исследований и вызвала изыскания: С.М. Соловьева , Иконникова, Гюббенета, Субботина, Пальмера, Михайловского, Стенли, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Приёмом гостей и обеспечением жилья для гостей села Ферапонтова и Ферапонтова монастыря занимаются местные жители. Остановиться на ночь в Ферапонтове или арендовать жильё на более продолжительное время можно только в частном секторе. Имеются продовольственные магазины. Также можно разместиться в отелях в г. Кириллове или Белозерске. Телефоны: +7 (81757) 4-92-61 , (81757) 4-93-86 +7 (81757) 4-93-86 (частный сектор) Электронная почта: ferapont-museum@mail.ru Адрес: Россия, Вологодская область, с. Ферапонтово, ул. Слободская, д. 4 Сайт: Ферапонтов монастырь , Музей фресок Дионисия Гостиница для паломников при Кирилло-Белозерском монастыре, г. Кириллов Для паломников возможно размещение малых групп в странноприимном доме. По вопросам размещения и экскурсионного обслуживания обращаться по телефону монастыря. Адрес: Россия, Вологодская область, г. Кириллов Телефоны: +7 (81757) 3-16-37 , +7 (81757) 3-24-49 Электронная почта: kirillov-monas@mail.ru Сайт: Кирилло-Белозерский монастырь Гостиница для паломников при Воскресенском Горицком женском монастыре, с. Горицы Размещение и питание в монастыре возможны по предварительной телефонной договоренности. Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, с. Горицы, ул. Монастырская Телефоны: +7 (921) 752-30-13 (Паломническая) Сайт: Воскресенский Горицкий женский монастырь Воронежская область [ править править код ] Гостиница для паломников при Серафимо-Саровском мужском монастыре, с. Новомакарово О прибытии групп договоритесь заранее по телефону. Сообщите время, предполагаемые сроки пребывания, количество паломников. Есть возможность размещения на ночлег, заказ трапезы и экскурсии. Одиночным паломникам предварительно нужно договориться о вашем намерении по телефону. По прибытии в монастырь обратитесь дежурному у ворот обители, и он пригласит послушника, занимающуюся размещением паломников. Он определит место для размещения и послушание. Адрес: Россия, Воронежская обл., Грибановский р-н, с. Новомакарово, ул. Серафимовская, д. 1

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Погребен он в Предтечевском скиту старца Нила; на могиле его стоит деревянный крест и выросло рябиновое дерево. Как прост был старец Божий в жизни своей, так проста и его могила, чуждая всяких лишних украшений. Кроме Ивана Семеновича, при жизни старца Нила отличались благочестием и трудами подвижническими еще некоторые лица из его братии. Так, замечательны были вышепомянутый строитель Нило-Сорской пустыни отец Феофан и родной брат его по плоти иеросхимонах Сергий. Уроженцы Новгородской губернии, Череповского уезда, из крестьян Судбицкой волости, оба брата были женаты, имели семью. В свободное от сельского хозяйства время любили они заниматься чтением св. Писания и других духовных книг, собирали к себе в дом поселян своего поселка, громко прочитывали им жития святых и разные отрывки из св. Писания, и на основании их беседовали с ними о спасении души. Простодушные беседы их и чтения очень нравились поселянам. К христолюбивым братьям стали сходиться и из других селений любители слова Божия; иные обращались к ним за советами по хозяйству и делам семейным, и оба брата, как могли, служили благу ближних своих. Наконец, братья ясно почувствовали в себе звание Божие к подвигам иноческим, решились навсегда оставить мир и яже в мире, и поступить на жительство в монастырь. С согласия своих семейств, в 1835 году оба брата, Сергий и Феодор, пришли в Нило-Сорскую пустынь, в то время бывшую в незавидном положении, зависевшую от Кирилло-Белоезерского монастыря и далеко неблагоустроенную. Добрым труженикам понравилась убогость пустыни, удаленность ее от мира и малолюдство: здесь решились они трудиться о Господе, терпеть всякую нужду и подвизаться в посте и молитве. Жен своих убедили они поступить в недалекий Горицкий Воскресенский женский монастырь; с ними вместе поступили туда же и дочери их, сыновей же своих Сергий взял к себе в Нило-Сорскую пустынь, и, таким образом, все семейство их нашло себе мирное пристанище от треволнений мирских в стенах иноческих обителей. С водворением в Нило-Сорской пустыни старца Нила, оба брата стали к нему в самые близкие духовные отношения, были деятельными помощниками его в благоустроении и воссоздании из прежнего запустения Нило-Сорской пустыни, и пользовались отменными его доверием и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В монастыре он рассматривал прекрасно сохранившийся корсунский крест и витиеватое изображение на южных дверях алтаря «сотворения первых человеков и падения их». Владыка милостиво принял приглашение настоятеля монастыря и посетил его келлии. Сюда принесён был древний фонарь, употреблявшийся при крестных ходах, и высокий посетитель и любитель древностей сам взял намоченное водой полотенце и очищал его от пыли. После Никольского монастыря была осмотрена Борисоглебская церковь , где Архипастырь поклонился гробу преподобного Корнилия молчальника и целовал образ его, на котором святым Димитрием Ростовским написаны тропарь и кондак преподобному; оставшиеся, по преданию, от преподобного четки – возлагал на себя и молился. Но очень было жаль, что не оказалось свечей, бывших в лампадах, украшенных очень искусно витым воском с разноцветными в нём стёклышками. Свечи эти, по сохранившемуся преданию, были дар великой княгини Натальи Алексеевны. Затем Высокопреосвященный был в Даниловском монастыре, где благоговейно молился пред мощами преподобного Даниила. Из предметов древней святыни Владыка осматривал благословенные кресты с эмалевыми разноцветными украшениями, принадлежащие к XVI столетию и рукописное Евангелие (апракос), современное преподобному Даниилу. Посетил также келлии настоятеля монастыря. По дороге в Фёдоровский женский монастырь Архипастырь посетил дом сопровождавшего его о. А. Свирелина , где с такою простотою и любовью обращался с каждым малейшим членом его семьи, что привёл всех в восторг и умиление. В Фёдоровском монастыре Владыка был встречен стройным хором певчих инокинь и осматривал древние иконы, утварь церковную и облачения, которые для того были тщательно собраны в алтаре на особом столе. По приглашению настоятельницы монастыря Владыка осматривал Горицкий собор и был поражён величием соборной церкви, построенной Архиепископом Переславским Амвросием (в 1775 году) и священно-архимандритом Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря. Замечательное горнее место с сопрестолиями обратило на себя особенное внимание Владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

По-видимому, Хилкова искусно умела служить расколу тайно, не объявляясь пред взорами властей. В Москве она имела свою домовую церковь и держала при ней попов. По показанию попа Прокопия, он служил у Хилковой вплоть до того времени, когда раскол княгини был открыть. Но и «объявившись» в содержании раскола, Хилкова постаралась «утечь» из рук властей. Она была послана под надзор в Воскресенский Горицкий женский монастырь, что в Новгородской епархии, и оттуда бежала. Пока производились розыски и горицкие старицы за слабый надзор сидели под караулом, беглянка благополучно достигла знаменитого Пошехонья и нашла себе здесь покойный приют 9 . В 1679 году в донесении царю Феодору Алексеевичу из Тюменской приказной избы были засвидетельствованы следующие два случая. 28 октября 1677 года, во время совершения литургии в соборной церкви города Тюмени, в церковь вошли неизвестные пришлые люди, – «три человека и четвертая старица» – и на Херувимской песни, во время Великого выхода, учинили раскол. «Православные христане, – кричали они, – не кланяйтесь, несут мертвое тело, и на просфорах печатают крыжем, антихристовой печатью». На допросе в приказной избе оказалось, что это вологжанин Афонька Антонов, тотмянин Демка Степанов, мезенец Перша Григорьев» и тотмянка старица Варвара и что пришли все четверо на Тюмень «истинные веры изыскивать», т. е. с пропагандою раскола. В тот же день делу дан был ход по тогдашним законам. От 1693 года сохранилось донесение подлежащих властей царям Иоанну Алексеевич у и Петру Алексеевичу – о поморских раскольниках. Факт был в Подожком погосте и состоял в следующем. 21 ноля 1693 года туда пришли многие незнаемые люди, с ружьями. На колокольне ударили в набат. Когда собрался народ, пришельцы вломились в церковь и принялись обмывать иконы и пелены. С водой появились также в куполе и лили ее на крест. Через день был крестный ход вокруг церкви. Это были раскольники, пришедшие в Пудожский погост с целью «пересвятить» церковь . Заводчиками дела были чернец Тимошка из Рогозерской пустыни и дьячок Васька Заяц, попа с ними не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Игум. Тихона (Ладыженская). Фотография. Кон XIX — XX в. Игум. Тихона (Ладыженская). Фотография. Кон XIX — XX в. 13 марта 1862 г. указом Синода богадельня была обращена в «общежитие с наименованием онаго Каширскою Никитскою общиною», 27 июля 1862 г., в день рождения августейшей покровительницы всех «богоугодных заведений» имп. Марии Александровны, состоялось торжественное открытие, к-рое возглавил Тульский еп. Никандр. В этот день в Кашире прошел общегородской крестный ход с пением молебна вмч. Никите и отслужена Божественная литургия в Никитском храме обители. На следующий день по благословению епископа сестры единогласно избрали настоятельницей мон. прп. Макарию (Сомову ; † 13 февр. 1894), постриженицу белёвского Крестовоздвиженского монастыря и духовную дочь оптинского старца прп. Льва (Наголкина) . Архиерей утвердил выбор насельниц. В 1862 г. мон. Фомаида († 17 дек. 1868) удалилась в затвор, после кончины была похоронена слева от Никитского храма. Ее внучка мон. Феофания (Чирочина; † 23 июля 1899) проживала в Горицком мон-ре, а затем в К. м. Вместе с мон. Макарией в Каширу из Белёва переехала и одна из ее сестер, мон. Евфросиния (Сомова), а также ближайшая помощница мон. Митрофания († 1885), ставшая казначеей обители. В схиму ее постригал схиархим. Амвросий Балабановский (Иванов). Прп. Макария ввела в обители устав: ежедневное богослужение начиналось в 4 ч. утреней, каноны вычитывались полностью, причем после 6-й песни читался Пролог или поучения из творений св. отцов. Затем в 6 ч. служилась литургия с литией, в 16 ч.- вечерня с акафистом и каноном Ангелу-хранителю, в 18 ч.- Всенощное бдение. По воскресным дням и праздникам служились 2 литургии, ранняя с 6 ч. и поздняя с 9 ч., читался акафист перед чтимыми иконами Божией Матери «Скоропослушница и «Троеручица». Общее вечернее правило состояло из повечерия, вечерней молитвы, помянника. В общине было введено чтение «неусыпаемой» Псалтири. Заботясь о стройности богослужения, для организации церковного хора мон. Макария пригласила композитора и скрипача свящ. Алексия Зерцалова из с. Воскресенского Каширского у. Кружево, шитье и др. изделия каширских монахинь получили медаль и грамоты «Grand Prix» Парижской выставки 1900 г. Община сотрудничала с Красным Крестом, согласно рапорту мон. Макарии от 18 и 20 мая 1877 г., во время русско-тур. войны (1877-1878) насельницы сшили для солдат 25 холщовых сорочек, 19 теплых нагрудников, связали неск. пар чулок, передали 100 р.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

1857. С. 135-138). К концу правления имп. Екатерины II в границах Новгородской епархии насчитывалось 22 штатных мон-ря: 4 - 1-го класса (добавился Кириллов Белозерский), 8 - 2-го (3 мужских: новгородский Антониев, Вяжищский Николаевский, тихвинский Большой Успенский; 5 женских: новгородские Духов, Десятинный, Зверин, Сырков; тихвинский Введенский), 10 - 3-го (9 мужских: Деревяницкий Воскресенский, Малокириллов, Сковородский, Клопский, Отенский, старорусский Преображенский, устюженский Николаевский Моденский, Кириллов Новоезерский, Ферапонтов; 1 женский - Горицкий Воскресенский). Кроме того, имелось 5 заштатных мужских мон-рей (Николаевский Розважский, к которому была приписана часовня Чудного Креста на Волховском мосту, Саввин Вишерский, боровичский Духосошественский, тихвинский Николаевский Беседный, тихвинский Антониев Дымский) и Филиппова Ирапская пуст. После упразднения Олонецкой губ. и передачи большей части ее территории в состав Новгородской губ. Синод подготовил доклад, согласно к-рому церкви, «отошедшие ныне, по упразднении в 1796 декабря 12 дня губернии Олонецкой от епархии Архангельской в губернию Новгородскую» (231), предполагалось поручить в управление Новгородскому викарному епископу, «с присовокуплением ему наименования Олонецкого и Каргопольского». 5 окт. 1798 г. имп. Павел I утвердил передачу указанных церквей в управление викария, но сохранил за ним титул, «какой ныне имеет», т. е. «Старорусский» ( Здравомыслов. 1897. С. 122-123). С упразднением Олонецкого наместничества в Новгородскую епархию вошли еще 3 штатных мон-ря (Троицкий Александров Свирский 2-го класса, каргопольский Александров Ошевенский и жен. каргопольский Успенский 3-го класса) и 2 муж. заштатных мон-ря (каргопольский Преображенский и Палеостровский). В 1798 г. упразднен Ферапонтов мон-рь, а его оклад по ходатайству епископа Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) получил Преображенский мон-рь в Пензе, включенный в число штатных (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Кн. штатов. 18500). К кон. XVIII в. изменился и состав Новгородской духовной консистории: в 1798 г. большинство в ней составляло белое духовенство (3 из 5: протоиереи Софийского и Николо-Дворищенского соборов, ключарь Софийского собора; РГИА. Ф. 796. Оп. 79. Д. 159). Три настоятеля монастырей Новгородской епархии являлись членами Синода: архим. Ириней (Клементьевский ; впосл. архиепископ) , архим. Михаил (Десницкий ; впосл. митрополит) , архим. Феофилакт (Русанов ; впосл. митрополит).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

во имя св. Параскевы Пятницы ( Петрова. 2006. С. 170). Бедному причту ц. св. Иоанна на Опоках помог новгородский губернатор Э. В. Лерхе: он обратился к известным ему благотворителям о постройке 2-этажного церковного дома (освящен 29 авг. 1874). Значительные пожертвования на различные нужды делали главы епархии. В 1841-1842 гг. незадолго до смерти митр. Серафим (Глаголевский) сделал крупные денежные пожертвования в церкви, мон-ри и семинарии епархий, в т. ч. и Новгородской (2142 р. 85 к.). Известна щедрая благотворительность митр. Никанора (Клементьевского), к-рый на собственные средства устроил сень над престолом главного алтаря Софийского собора, в 1854 г. пожертвовал 2,2 тыс. р. на имя правления Новгородской ДС для содержания на проценты одного ученика из сирот и детей бедных родителей, внес в опекунский совет по 500 р. на жен. мон-ри (Духов, Покровский Зверин, Десятинный, Сырков и Воскресенский Горицкий). С преобразованием в 1875 г. муж. Деревяницкого мон-ря в женский и открытием в нем жен. уч-ща для сирот духовенства Новгородской епархии духовенство приглашалось к ежегодным пожертвованиям на это уч-ще, причем пример подал митр. Исидор (Никольский), к-рый пожертвовал 1 тыс. р. на стипендию своего имени. Впосл. на личные средства митрополита за оградой Деревяницкого мон-ря для уч-ща, преобразованного в жен. епархиальное, был построен 3-этажный кирпичный корпус (освящен митр. Исидором 12 авг. 1884). В ознаменование 50-летия архиерейского служения митрополита (1884) духовенство, старосты, чиновники консистории собрали 9482 р. на вспомоществование многосемейным вдовам священнослужителей процентами с этого капитала. В правление имп. Александра II церковная благотворительность приобрела общественный и постоянный характер: повсеместно создавались церковноприходские попечительства. Попечительства призваны были содействовать всем благотворительным учреждениям и об-вам, действующим в пределах прихода. В их ведении были церковноприходские школы, больницы, приюты и богадельни. Одно из первых попечительств в епархии открыто в 1872 г. при ц. во имя Феодора Стратилата на Щиркове ул. в Новгороде. Попечительствам при соборах Валдая и Боровичей пришлось понести особые труды: в Валдае 21 мая 1887 г. сгорело 250 домов и пострадал Троицкий собор; в Боровичах стены построенного во 2-й пол. XVIII в. Введенского собора стали давать трещины и потребовалось укрепление фундамента. К кон. XIX в. в Новгородской губ. большая часть благотворительных об-в и учреждений находилась в ведении 2 ведомств - Синода (136) и Мин-ва внутренних дел (72); на территории губернии действовали 145 церковноприходских попечительств, число последних к 1915 г. достигло 664 (Новгородская епархия//НЭС. 1916. Т. 28. Стб. 704).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010