6 . Он был ребенком, поэтому Его нашли «посреди учителей», освящающего и наставляющего их. Он был ребенком, и потому Его нашли «посреди» них, не поучающего, а «спрашивающего их». Он задавал вопросы, так как это приличествовало Его возрасту, научая нас, как подобает вести себя отрокам, даже если они мудры и учены. Им, скорее, следует слушать своих учителей, чем стремиться поучать их и рисоваться перед ними. Как я уже говорил, Он вопрошал учителей не для того, чтобы узнать что-то, а чтобы, задавая вопросы, научить их. Мудрые вопросы и мудрые ответы проистекают из одного источника. Знать, о чем следует спрашивать и что отвечать, есть та же мудрость. Поэтому Спаситель сначала учится задавать учителям мудрые вопросы, а потом Он будет отвечать на вопросы в соответствии со словом Бога, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 20. Евангелие от Луки 2:49–51. На отрывок от слов: «Зачем было вам искать Меня» до того места, где сказано: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». 1 . Мария и Иосиф искали Иисуса «между родственниками» и не нашли Его, искали Его между «знакомыми» и не могли найти Его. Они ищут Его в храме – и не просто в храме, но среди учителей и находят Его «посреди учителей». Где учителя, там и Иисус «посреди них», если только эти учителя сидят «в храме» и не оставляют его. Иисус приносит пользу Своим учителям и тем, кого Он, как кажется, спрашивая, научает, говоря «среди них». Он также определенным образом побуждает их искать то, чего они не знают, и стремиться отыскать то, чего прежде не знали и знать не могли, даже если им казалось, что они знают. 2 . Итак, Иисуса находят «посреди учителей», и Он говорит искавшим Его: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Прежде всего, чувствуя простоту изложенного в этом стихе, вооружимся против нечестивых еретиков, которые утверждают, что Творец, Бог закона и пророков, не является Отцом Иисуса Христа. Здесь Отцом Христа назван Бог храма. Валентиниане должны краснеть от стыда, когда слышат, как Христос говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Да постыдятся все еретики, которые принимают Евангелие от Луки и пренебрегают тем, что в нем написано. Это, как я уже сказал, есть простое толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6 . Подобным же образом дьявол извращает тексты Писания, где говорится о праведных, и прилагает их к Спасителю. В то же время он оставляет без внимания и обходит молчанием слова, обращенные против него. Ибо когда он приводит слова: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею», то не говорит о том, что написано дальше: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» ( Пс.90:13 ). Так почему же ты, дьявол , пропускаешь эти слова, разве если только ты не василиск и не мелкий правитель всех змей и твой яд намного опасней, чем яд прочих змей, ибо как только ты посмотришь на кого-нибудь, то убьешь его своим взглядом? Ты знаешь также, что существует и другая «противная сила», союзная тебе, которая называется «аспид» и подчиняется праведному. Поэтому ты и обходишь все это молчанием. 7 . Ты – дракон, ты – лев, о которых сказано: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». И хотя ты молчишь, мы, верно читающие Писание, знаем, что обладаем силой попирать тебя, и она дает нам власть, о чем сказано не только в Ветхом Завете, как поется в девяностом псалме, но и в Новом, где Спаситель говорит: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» ( Лк.10:19 ). Вооружимся же этой могучей и всеобъемлющей силой и будем попирать льва и дракона, и пусть станет это образом нашей жизни. И раз ты знаешь, что попирается лев и дракон, то теперь прочитай послание апостола Павла, в котором утверждается, что грешники попираются Сыном Божьим. И подобно тому, как Сын Божий сокрушает грешников, так и праведник будет попирать льва и дракона и сокрушит «всю силу вражью» ( Лк.10:19 ) именем Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 32. Евангелие от Луки 4:14–20. На отрывок со слов: «И возвратился Иисус в силе духа» до того места, где сказано: «И глаза всех в синагоге были устремлены на Него».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6 . Поэтому мы просим Господа, чтобы нам, скорее, покупать голубей, нежели продавать. Если же не продадим, то постигнем наше спасение, а иначе враги окружат наш город. Если же однажды вражеское войско обступит нас, то слезы Бога мы не обретем. Так встанем же на рассвете и будет молить Господа, чтобы мы хотя бы могли питаться крохами, падающими с Его стола (ср. Мф.15:27 ). В Писании рассказано о царице Савской, которая пришла из дальних краев послушать мудрость Соломона и, увидев «пищу за столом его», убранство и служение в его доме, была поражена и пришла в изумление (ср. 3Цар.10:5 ). И если мы не объемлем величие Господа нашего, не трогает нас пышное убранство службы, если богатство учения оставляет нас равнодушным, если не едим хлеб жизни, если не вкушаем Тело Христово, не пьем Его Кровь, если пренебрегаем священной трапезой нашего Спасителя, то нам следует знать, что Бог являет и милость, и строгость. И мы должны взывать к милосердию Его, Бога нашего во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 39. Евангелие от Луки 20:21–40. На вопрос о женщине, у которой было семь мужей, заданный саддукеями Господу, и о динарии, который Спаситель повелел показать Ему. 1. В иудаизме существует школа, называемая саддукеи; они отрицают «воскресение из мертвых» и считают, что душа умирает вместе с телом и после смерти уже нет сознания. И вот эти саддукеи задают Господу вопрос. Они сочинили историю о женщине, у которой было семь мужей: когда умер ее первый муж, она вышла за его брата, чтобы тот восстановил семя первого; когда умер второй, она в третий раз вышла замуж, затем в четвертый, и так дошла до семи браков. Итак, они спросили, которому из семи братьев она будет женой «в воскресении». Саддукеи подняли эту тему, потому что, услышав, как Спаситель говорит ученикам о воскресении, решили искусить Его. 2 . Спаситель отвечает им: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:29–30 ). Те, кто будут, как ангелы, ангелами и будут. Нам следует также знать, что ангелы не вступают в брак. Здесь, где царствует смерть, брак и дети необходимы; в бессмертии же не нужны ни супружество, ни потомки. Я задам себе очень неприятный вопрос, на который не так легко ответить. Я задам его от имени тех, кто ревностно изучает Священное Писание и «о законе Его размышляет… день и ночь» ( Пс.1:2 ). Где в Писании сказано, что они «ни женятся, ни выходят замуж?» Я пробежал в памяти и Ветхий, и Новый Завет и не нашел этой фразы. Если я ошибаюсь, пусть тот, кто знает больше, научит меня, и я с усердием буду познавать то, чего не ведаю. Но, насколько мне известно, подобной фразы нет ни в Ветхом, ни в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

7 . В чем состоит это обещание? «К боящимся Его», – сказано, – «явил силу мышцы Своей». Virtus, или imperium, есть царская власть, так как слово κρατος, которое можно перевести как imperium, происходит от слова, обозначающего того, кто властвует или господствует над всем. Поэтому если ты боишься Бога, то Он дает тебе силу или власть, Он дает тебе царство, чтобы соделаться тебе подданным «царя Царей» ( Откр.19:16 ) и обрести Царство Небесное во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 9. Евангелие от Луки 1:56–64. На отрывок от слов «Пребыла же Мария с нею около трех месяцев» до того места, где сказано: «и он стал говорить, благословляя Бога» 1 . Наше объяснение, как сказанного в Евангелии, так и описанных в нем событий, должно быть достойно Святого Духа и веры во Христа, той веры, к которой мы, верующие, призваны. И поэтому должно нам спросить, почему Мария после того, как зачала, пошла к Елисавете и «пребыла же… с нею около трех месяцев» ( Лк.1:56 ); и почему Лука, когда описывал исторические события в Евангелии, включил в него следующее: «Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» ( Лк. 1:56 ). Разумеется, этому должно быть какое-то объяснение; и если Господь откроет наши сердца, то рассуждения, приведенные ниже, дадут его. Если только от того, что Мария пришла к Елисавете и приветствовала ее, «взыграл младенец в чреве ее», и «Елисавета исполнилась Святого Духа» ( Лк.1:41 ), предсказала события, записанные в Евангелии, и в одночасье достигла столь многого, то нам остается только предполагать, чего достиг Иоанн за те три месяца, которые Мария пребывала с Елисаветой. 2 . В ту же секунду младенец взыграл и, так сказать, начал резвиться от радости, а Елисавета наполнилась Святым Духом. И было бы очень странно, если бы ни Иоанн, ни Елисавета за те три месяца, когда мать Господа и Сам Спаситель пребывали с ними, не извлекли для себя никакой пользы. Поэтому в течение этих трех месяцев, находясь в утробе матери, он, словно атлет, тренировался, умащивался маслом, как будто готовясь к борцовскому поединку. Его рождение было чудесным, но еще более чудесным было его возрастание. В Писании не сказано о том, как мать вскармливала его или как возлежал он на груди той, которая носила его, но говорится: «И был он в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

7 . И поэтому когда мы исполняем заповеди Божьи и совесть наша осквернена мерзостью тщеславия, чтобы угодить людям или по иной причине, а не для того, чтобы угодить Богу, то поступаем не «беспорочно» и не ищем «праведно праведного». Трудно, поэтому, поступать «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», по свидетельству Бога и вознося хвалу Ему во Христе Иисусе, за которую воздаст Он в Судный день, «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ), чтобы получить то, что заслужили во Христе Иисусе, «Которого есть слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 3. Евангелие от Луки 1:11. На стих «Тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного» 1 . Все телесные создания, лишенные чувств, не делают ничего, чтобы быть видимыми другим существам; взор смотрящего просто направлен в их сторону, и когда бы он ни направил на них взгляд, то видит их независимо от их желания. Что же может сделать человек или какой-нибудь другой объект, обложенный плотью, коль скоро он существует, чтобы стать невидимым? И напротив, высшие, небесные существа невидимы, хотя и существуют, если только сами не захотят стать видимыми; и быть им видимыми или нет, зависит от их желания. Бог являет Свою благодать, чтобы стать видимым Аврааму и другим пророкам, и Авраам узрел Бога не потому, что очи его сердца были способны видеть Бога, но потому, что Бог по Своей воле даровал Свою благодать зрению праведника. 2 . Должно понять тебе, что это справедливо не только в отношении Бога Отца, но также Господа и Спасителя нашего и Святого Духа и в отношении более низших существ – херувимов и серафимов. Возможно, ангел помогает нам сейчас, когда мы рассказываем об этом, и, однако, мы не можем видеть его, так как не заслужили. И поэтому, как бы ни старались наши телесные очи или око души нашей узреть, если не явится ангел и сам не захочет стать видимым, они не смогут его увидеть. Поэтому, когда в Писании сказано: «Бог явился» тому или иному, как здесь: «явился ему ангел Господень, стоя по правую руку жертвенника кадильного» ( Лк.1:11 ), – это следует понимать так, как я сказал. Бог ли это или ангел, является ли Он Аврааму или предстает перед Захарией – станут они видимы или невидимы, зависит от того, захотят они этого или не захотят.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

7 . Моисей также жил в пустыне, но когда ему исполнилось сорок лет, он бежал из Египта и еще сорок лет пас овец Иофора. А Иоанн удалился в пустыню сразу после рождения и, будучи большим «из рожденных женами» ( Мф.11:11 ), он очевидно был достоин более великого возрастания. Пророк сказал о нем: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего» ( Исх.23:20 ). Тот, кто, будучи послан пред Господа, смог, только что родившись, услышать и понять пророчества своего отца, справедливо назван ангелом. Почему мы, уверовавшие в эти великие чудеса, также верим и в Воскресение, верим и в обещание Царствия Небесного, которое наступит, и Святой Дух обещает нам это каждый день. Все написанное чудесно и превосходит наше понимание, и все это мы обретем во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 11. Евангелие от Луки 1:80–2:2. На отрывок от слов: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» до того места, где сказано: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» 1 . В Священном Писании о возрастании сказано в двух смыслах ; одно возрастание – телесное, которое не зависит от человека, другое возрастание – духовное, когда оно происходит благодаря его усилиям. Когда евангелист пишет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.2:40 ), он говорит о втором возрастании, то есть о возрастании духовном. Это означает следующее: «Он возрастал в духе». Его дух не оставался на изначальном уровне, но постоянно возрастал в нем, и каждую минуту и каждую секунду по мере того, как возрастал его дух, совершенствовалась и его душа. И за возрастанием духа непрестанно следовали не только его душа, но чувства и ум. Бог заповедал: «Возрастайте и размножайтесь» ( Быт.1:22 ) 3 . Я не знаю, как те, кто понимает эту заповедь просто и буквально, могут ее объяснить. Допустим, что «размножаться» относится к численности; когда кого-то становится больше, чем было прежде, они «размножаются». Но то, что сказано до этого – «возрастайте», – не в нашей власти. 2 . Ибо какой человек не хотел бы «прибавить себе росту» ( Мф.6:27 ), чтобы стать выше? Когда что-то заповедано, то предполагается, что эту заповедь можно исполнить; бессмысленно заповедовать то, что сделать невозможно. И если нам заповедано возрастать, значит, мы можем исполнить эту заповедь. Хочешь знать, как должно понимать «возрастайте»? Послушай, что сделал Исаак, о котором сказано: «И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» ( Быт.26:13 ). Он всегда стремился стать лучше и постоянно совершенствовался; он непрестанно размышлял о Боге и упражнял свою память, чтобы больше хранить в сокровищнице своего ума и крепче удерживать это в памяти. Это должно понимать так, что Исаак взращивал в душе все свои добродетели и таким образом исполнил заповедь, повелевающую ему «возрастать».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

7 . Но давайте посмотрим, как же тогда следует понимать фразу «Иосиф своею рукою закроет глаза твои» ( Быт.46:4 ). Я думаю, что за завесой этого утверждения скрыты многие тайны понимания, о которых мы поговорим в другое время. Теперь же заметим, что это, по-видимому, сказано не без причины, так как и некоторые наши предшественники видели в этом утверждении пророчество. И действительно, Иеровоам, сделавший двух золотых тельцов, чтобы соблазнить народ поклоняться им (ср. 3Цар.12:28 ), был из рода Иосифа, и этим он ослепил и закрыл глаза Израилю, как бы возложив на них руки, дабы не увидели они свое нечестие, о котором сказано: «Все это – за нечестие Иакова, за грех дома Израилева. От кого нечестие Иакова? не от Самарии ли?» ( Мих.1:5 ). Но если кто-то станет утверждать, что сказанное Богом о будущей форме благочестия не должно сводиться к осуждению, то мы скажем, что как истинный Иосиф, наш Господь и Спаситель, возложил Свою плотскую руку на глаза слепого и вернул утраченное им зрение, так Он возложил Свою духовную руку на глаза закона, ослепленные плотским пониманием книжников и фарисеев, и вернул им зрение, чтобы те, кому Господь открыл Божественные Писания, могли увидеть закон духовным видением и обрести его духовное понимание. Так пусть же Господь Иисус возложит руки и на наши глаза, чтобы и мы начали смотреть «не на видимое, но на невидимое» ( 2Кор.4:18 ). И да отверзет Он нам те глаза, которыми мы могли бы созерцать не настоящее, но будущее, и откроет нам ту сторону нашего сердца, посредством которой Бог виден в духе через Самого Господа Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XVI. О сказанном: «И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого» (Быт. 47:20–21). 1 . В Священном Писании со всей достоверностью сказано, что ни один египтянин не был свободным, ибо фараон сделал народ «рабами от одного конца Египта до другого».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

7 . У него было масло, о котором сказано: «Елей, от которого блистает лице его» ( Пс.103:15 ), – несомненно, имеется в виду лицо исцеленного. Самарянин смазывает раны маслом, чтобы уменьшить опухоль, и возливает вино, дезинфицируя, но и добавляя того, что жжет. Затем он сажает этого израненного человека «на своего осла», то есть на свое собственное тело, так как соблаговолил стать человеком. Самарянин «взял на Себя наши немощи» ( Мф.8:17 ; Ис.53:4 ) и горевал о нас. Он отвез израненного человека в гостиницу, то есть в Церковь , которая принимает всех и никому не отказывает в помощи. Иисус всех призывает в Церковь , говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). 8 . После того, как самарянин привозит полуживого человека в гостиницу, он не уезжает сразу, а остается с ним в гостинице еще на день, чтобы обрабатывать раны не только днем, но и ночью. Он уделяет болящему все свое внимание и с усердием посвящает ему все свое время. И когда утром он собирается уехать, из проверенного серебра своего, из проверенных денег своих дает «два динария» содержателю гостиницы. Вне всякого сомнения, этот содержатель был ангелом Церкви, которому самарянин поручил позаботиться о раненом, о котором он сам какое-то время ухаживал, и выходить его. «Два динария», как мне видится, суть знание об Отце и Сыне и понимание тайны, как может быть Отец в Сыне и Сын – в Отце. Ангелу дается это знание, как плата, чтобы он заботился о вверенном ему человеке, и ему обещано, что если он потратится на лечение этого полуживого человека, то эти деньги будут ему возвращены. 9 . Самарянин, который сжалился над человеком, попавшим в руки разбойников, – воистину «хранитель» душ и более близкий, чем закон и пророки, и показал это не словом, но делом. И если судить по стиху, в котором сказано: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ), то и мы можем подражать Христу и сострадать тем, кто «попался разбойникам»; можем подойти к ним, перевязать их раны, возливая масло и вино, посадить их на своих ослов и понести их ношу. К этому призывает нас Сын Божий, Который не столько законнику, сколько нам и всем людям говорит: «Иди, и ты поступай так же». Если мы будем поступать так, то сподобимся вечной жизни во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 35. Евангелие от Луки 12:57–59. На отрывок от слов: «Когда ты идешь с соперником своим» до того места, где сказано: «Пока не отдашь и последней полушки»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8 . Послушай же внимательно! «Возлюби Господа Бога твоего» во Христе, чтобы не счел ты, что можно по-разному любить Отца и Сына. Люби одинаково и Бога, и Христа; люби Отца в Сыне, Сына в Отце, «всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим». И если кто-либо захочет узнать и скажет: покажи то, что ты утверждаешь в Писании, пусть послушает апостола Павла, который свою любовь основывал на разуме и сказал: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ) и Спасителе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 26. Евангелие от Луки 3:16–17. На отрывок, начинающийся со слов: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое» до того места, где сказано: «Соберет пшеницу в житницу Свою». 1 . Христос есть Бог , а «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Бог наш есть также «огнь поедающий» ( Евр.12:29 ). Поэтому Бога называют двумя именами: «дух» и «огонь». Для праведных Он – дух, для грешников – огонь. Но ангелов тоже называют «духами» и «огнем». Сказано: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс.103:4 ). Для святых ангелы – духи; но для тех, кто заслужил наказание, они соделывают огонь сожигающий. В этом смысле Господь наш и Спаситель, являясь духом, также пришел огонь «низвести на землю» ( Лк.12:49 ). Он есть «дух» согласно сказанному: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» ( 2Кор.3:16 ) и «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ; 2Кор.3:17 ). 2 . Однако Он пришел «низвести» огонь не на небеса, но «на землю». Он Сам показывает это, когда говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Ибо если обратишься к Господу, Который есть дух, Христос тоже станет для тебя духом и не будет низводить огонь на землю. Но если не обратишься к Нему, но прилепишься к миру и его удовольствиям, Он низведет огонь на твою землю. Нечто подобное сказано и о Боге: «Огонь возгорелся во гневе Моем» – не столь высокий, чтобы достичь небес, но «жжет до ада преисподнего, и поядает» не небо, но «землю и произведения ее» ( Втор.32:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8 . Я не сомневаюсь, что ангелы присутствуют и в наших собраниях, не только вообще, во всех церквях, но и порознь. Спаситель сказал о них: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Здесь присутствуют обе части Церкви – Церковь людей и Церковь ангелов. Когда мы говорим что-то согласное разуму и соответствующее замыслу Писания, ангелы радуются и молятся с нами. Ангелы присутствуют в Церкви – по крайней мере в той Церкви, которая достойна их присутствия и принадлежит Христу. Вот почему женщинам надлежит во время молитвы покрывать голову – «для ангелов» ( 1Кор.11:10 ). Каких ангелов? Разумеется, тех, кто помогает благочестивым и ликует в Церкви, но мы не видим их, ибо наши глаза застит смрад грехов, но апостолы Иисуса их видят, и Он говорит им: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:51 ). 9 . Если бы у меня была благодать видеть так, как видели апостолы, и смотреть так, как смотрел Павел, я бы прямо сейчас увидел мириады ангелов, которых видел Елисей, а Гиезий, стоявший с ним, не видел. Гиезий боялся, что его схватят враги, и видел только Елисея. А Елисей как пророк Господа молится и говорит: «Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел, …что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» ( 4Цар.6:16–17 ). И по молитве этого святого Гиезий тотчас узрел ангелов, которых не видел прежде. Все это мы сказали для того, чтобы показать, как научал Иоанн, не только тех, кто собирал подати, но и тех, кто приходил к нему каяться и не был в полном смысле слова мытарем. Среди тех, кто выходил к Иоанну принять крещение покаяния, были и воины. Ибо пришли не только Иоанн и пророки, но явился Сам Спаситель, чтобы проповедовать спасительное покаяние людям и ангелам и прочим силам, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 24. Евангелие от Луки 3:15–16. На отрывок от слов: «Я крещу вас водою» до того места, где сказано: «Он будет крестить вас Святым Духом и огнем»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010