4 . Итак, нам следует рассмотреть то, о чем Христос сначала сказал через пророка Исайю, а потом объявил в синагоге. Сказано: «Он помазал Меня благовествовать нищим». Под «нищими» подразумеваются язычники, ибо они и есть нищие, у них ничего нет: ни Бога, ни закона, ни пророков, ни справедливости, ни прочих добродетелей. Почему Бог послал Его благовествовать нищим, «проповедовать пленным освобождение»? Мы – пленные, и долгие годы сатана, связав, держал нас в плену, и мы были в его власти. Иисус пришел, чтобы «проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение» ( Лк.4:18 ). По Его слову и проповедью Его учения слепые прозрели. Поэтому эта проповедь – об избавлении «πχοινο» не только «пленных», но и «слепых». 5 . «Отпустить измученных на свободу…» Какое еще существо было так измучено и подавлено, как человек, которого Иисус исцеляет и отпускает? «Проповедовать лето Господне…» ( Ис.61:2 ). На основании простого понимания текста можно заключить, что Спаситель проповедовал Евангелие в Иудее один год, и именно так следует понимать сказанное: «проповедовать лето Господне благоприятное», если только, возможно, Божественное слово не скрывает в проповеди лета Господня какую-то тайну. Ибо грядут другие дни, не те, которые мы теперь наблюдаем в мире; грядут другие месяцы и другой порядок календ. А так как этот порядок будет другим, то будет и лето Господне благоприятное. Но все это проповедано таким образом, чтобы мы могли войти в «лето Господне благоприятное», когда прозреем, освободимся от своих оков и исцелимся от своих ран. 6 . Когда Иисус прочитал эти слова, Он, «закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» ( Лк.4:20 ). И сегодня, если хочешь, можешь устремить свой взгляд на Спасителя здесь, в этой синагоге, в этом собрании. Ибо когда направишь главную способность зрения своего сердца на мудрость и истину, на созерцание Единородного Сына Божьего, твой взор устремится на Иисуса. Благословенно то собрание, о котором в Писании сказано: «И глаза всех в синагоге были устремлены на Него»! Как бы я хотел тоже оказаться в этом собрании, где глаза всех, верных и оглашенных, мужчин, женщин и детей, не их телесные очи, но очи души, устремлены на Иисуса! Ибо когда вы посмотрите на Него, ваши лица осветятся светом Его взора и вы сможете сказать: «Яви нам свет лица Твоего, Господи» ( Пс.4:7 ), «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 33. Евангелие от Луки 4:23–27. На отрывок от слов: «Конечно, вы скажете Мне присловие» до того места, где сказано: «и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4 . Матфей не употребляет слово «начинал», а у Луки после крещения Господа сказано: «Начиная Свое служение» ( Лк.3:23 ). Ибо когда Он крестился и вошел в тайну второго рождения, чтобы и ты мог стереть свое прежнее рождение и родиться заново, тогда сказано, что Он начал Свое служение. И как у еврейского народа, пока он был в Египте, не было начала месяцев, но когда евреи вышли из Египта, Бог сказал им: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» ( Исх.12:2 ), так и когда Иисус еще не крестился, о Нем не сказано, что Он «начал», ибо не следует думать, что слово «начинал» добавлено к сочетанию «Сам Иисус» случайно. 5 . Нам также следует рассмотреть выражение «был лет тридцати». «Иосифу было тридцать лет от рождения» ( Быт.41:46 ), когда он был освобожден из оков и толковал сон фараона. Он стал управителем Египта и во времена изобилия копил пшеницу, чтобы во времена голода мог ее раздавать. Я думаю, что тридцатилетний возраст Иосифа послужил прообразом тридцати годов Спасителя. Ибо этот второй Иосиф не копил той пшеницы, которую откладывал первый Иосиф в Египте, но собирал пшеницу истинную, небесную, чтобы во времена изобилия Он мог бы накопить пшеницу и раздать ее, когда в Египте будет голод, «не голод хлеба, не жажда воды, но жажда слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ). 6 . Поэтому во времена изобилия Иисус собирает слова закона, пророков и апостолов, чтобы тогда, когда книги больше уже не пишутся и не составляется другой Новый Завет и не посылаются апостолы, Иисус собрал бы урожай в закрома апостолов, то есть в их души и души всех святых, и раздал бы эту духовную пшеницу и насытил Египет, которому угрожает голод, а в особенности Своих братьев, о которых в Писании сказано: «Буду возвещать имя Твое братьям, посреди собрания восхвалять Тебя» ( Пс.21:23 ). У других людей также есть слова о терпении и слова о справедливости и слова о других добродетелях; они суть та пшеница, которую Иосиф раздает египтянам. Но есть и другая пшеница, которую Он дает Своим братьям, то есть Своим ученикам, из земли Гесем, расположенной к востоку от Египта; это – евангельская пшеница, апостольская пшеница. И надлежит нам делать из нее хлебы, но так, чтобы не смешивать ее со «старой закваской» ( 1Кор.5:7 ); мы должны сделать новый хлеб из пшеницы Писания, из муки, смолотой во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 29. Евангелие от Луки 4:1–4. На отрывок: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился»; и о Его первом искушении.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4 . Обрати внимание, что Иоанн учил даже в темнице, ибо и здесь были у него ученики. И разве остались бы они там, если бы учитель не наставлял их и не учил их слову Божьему? Именно тогда и возникает вопрос об Иисусе, и Иоанн посылает к Нему своих учеников и их устами вопрошает Его: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Они возвращаются и передают учителю то, что Спаситель повелел им сказать. Вооружившись словом Иисуса, Иоанн готов к битве и бесстрашно и спокойно принимает смерть; он тайно обезглавлен и умирает, укрепившись словами Самого Господа и верой в то, что Тот, в Кого он уверовал, – воистину Сын Божий. Вот что мы должны были сказать об Иоанне, его свободе и о безумии Ирода, который к своим преступлениям прибавил еще одно: сперва заключил Иоанна в темницу, а затем обезглавил его. 5 . Господь крещен, небеса разверзаются, и Дух Святой сходит на Него. И прогремел голос с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:22 ). Мы должны сказать, что небеса отверзаются во время крещения Иисуса и ради замысла прощения грехов, не Того, Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ); небеса отверзаются, и Святой Дух сходит с небес ради прощения грехов всего мира, чтобы Господь, «восшед на высоту, пленил плен» ( Еф.4:8 ) и дал нам Святой Дух, Который пришел к Нему, и Он дал Его во время Своего Воскресения, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). Но «Дух Святый» сходит на Спасителя, «как голубь» ( Лк.3:22 ) – птица кроткая, чистая и бесхитростная. Поэтому и нам заповедано подражать голубиной кротости (ср. Мф.10:16 ). Таков Святой Дух: чистый и быстрый, возносящийся на небесную высоту. 6 . Поэтому мы и произносим в молитве: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?» ( Пс.54:7 ), то есть «кто дал бы мне крылья Святого Духа?». В другом месте пророчество обещает: «Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом» ( Пс.67:14 ). Ибо если мы расположимся «в уделах своих», в Ветхом и Новом Заветах, будут даны нам крылья, покрытые серебром, то есть слова Божьи, и перья, блистающие золотом, чтобы наши чувства могли исполниться восприятием Святого Духа, иными словами, чтобы наша речь и наш ум наполнились Им и мы бы говорили и воспринимали только то, что Он внушает. Таким образом, освящение, как в наших сердцах, так и в словах и делах наших, может прийти от Святого Духа во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 28. Евангелие от Луки 3:23–38. На родословную Спасителя и на то, что в Евангелиях от Матфея и Луки записаны различные прародители.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5 . Затем в Писании сказано: «И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» ( Лк.1:16 ). Иоанн обращает многих; Господь обращает не многих, а всех. Это дело Господа – обращать всех к Богу Отцу. «И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ( Лк.1:17 ). Сказано не «в душе Илии», но «в духе и силе Илии». Сила и дух пребывали в Илие, как и во всех пророках, и в Самом Господе и Спасителе нашем, применительно к Его человечеству. Немного позднее о Нем сказано Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ). Ибо Дух, Который пребывал в Илии, сошел на Иоанна, и сила, которую имел Илия, тоже оказалась на Иоанне. Илия был перенесен на небо, а Иоанн явился предтечей Господа и умер до Него, чтобы спуститься в преисподнюю и возвестить о приходе Христа. 6 . Я думаю, что таинство Иоанна и поныне совершается в мире. Если кто-либо уверует в Иисуса Христа, то прежде сила и дух Иоанна входят в его душу, «дабы представить Господу народ приготовленный» ( Лк.1:17 ), и они прокладывают тропинки в дебрях сердца и делают прямыми пути. Готовили пути и делали прямыми стези не только в то время; даже сегодня дух и сила Иоанна предваряют пришествие нашего Господа и Спасителя. Как велики тайны Господа и Его промысел! Ангелы предъидут пред Христом, ангелы и сегодня нисходят и восходят, чтобы спасти людей во Христе Иисусе, «Которого есть слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 5. Евангелие от Луки 1:22. О том, как Захария впал в безмолвие 1 . Когда священник Захария воскуривал фимиам в храме, его обрекли на безмолвие, и он молчал; он мог объясняться только знаками и оставался безгласным до рождения сына Иоанна. Зачем рассказана эта история? Безмолвие Захарии – это безмолвие пророков народа Израиля. Бог больше уже не говорит с ними, и слово, которое было в начале у Бога Отца (ср. Ин.1:1 ), передано нам, а для нас Христос не безмолвен; Он безмолвен для иудеев, и даже по сей день. Поэтому замолчал и пророк Захария. Из самих этих слов ясно, что он был и пророком, и священником. Но что означает следующее утверждение: «И он объяснялся с ними знаками» ( Лк.1:22 ), то есть восполнял утрату речи знаками? Я полагаю, что есть дела, которые ничем не отличаются от бессмысленных знаков, ибо не несут в себе ни слов, ни разумения. Но когда делам предшествуют слова и разумение, они уже не должны считаться просто бессмысленными знаками, но наделены содержанием и разумностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5 . И почему я говорю об отцах? Идет он к Самому Верховному Патриарху, Господу Иисусу, и о нем сказано: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Фил.1:23 ). Тот, кто осмелится сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), у того в сердце Иисус. Так помолимся же, чтобы и нам, стоящим в храме, взять на руки Сына Божьего и обнять Его, чтобы и нам стать достойными избавления и освобождения, помолимся Всемогущему Богу и воззовем к Самому Младенцу Иисусу, чтобы говорить с Ним и держать на руках Того, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 16. Евангелие от Луки 2:33–34. На отрывок от слов: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» до того места, где сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» 1 . Итак, «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Давайте соберем воедино все, что сказано и написано о Христе при Его рождении, и тогда мы сможем узнать отдельные события, каждое из которых достойно нашего изумления. Почему же Его отец – ибо так называли Иосифа, потому что он был приемным отцом Иисуса – и Его Матерь дивились тому, что говорилось о Нем? Что же рассказывали о Младенце Иисусе? «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» ( Лк.2:8 ). В тот час, когда рождается Иисус, ангел сходит и говорит им: «Я возвещаю вам великую радость… вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10, 12 ). И не успел ангел закончить свою речь, как явилось «многочисленное воинство небесное» и стало восхвалять и благословлять Бога». Когда взволнованные пастухи осознали сказанное им и «Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк.2:18 ). Они отправились и нашли Младенца. И они, и родители Младенца дивились происшедшему. 2 . Далее сказано о Симеоне, что он вызвал толки и изумление таким отношением к Младенцу, ибо он взял Его на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» ( Лк.2:29 ). Слова Симеона стали высшей точкой и, так сказать, кульминацией того, что говорилось об Иисусе и чему дивились Его отец и мать. Ибо он не только взял Младенца на руки и произнес слова, которые сам же и записал, но и «благословил» отца и мать Иисуса, а также изрек пророчество о Самом Младенце: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Слова Луки неявным образом учат нас тому, что целью одного научения является само научение, а цель другого – его применение. Например, наука геометрия имеет своей целью только науку и само научение. А целью другой науки, такой как медицина, является и ее применение. Мне необходимо быть сведущим в теории и законах медицины для того, чтобы не только знать, что мне следует делать, но и применять эти знания на деле, то есть иссекать раны, рекомендовать умеренность в пище, определять лихорадочный жар по пульсу в венах, регулярно устранять избыток соков организма . Если человек знает, как все это делается, но не использует свои знания на деле, то такое знание бесплодно. Познание Слова и служение Ему связаны примерно так же, как медицина и ее применение. Поэтому в Писании сказано: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Должно уяснить, что слова «бывшие очевидцами» означают познание и науку, а слова «бывшие служителями» относятся к применению. 6 . «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала…» ( Лк.1:3 ). Лука говорит и повторяет: то, о чем он собирается писать, он узнал не по слухам, а сам уразумел с самого начала. Поэтому апостол Павел справедливо сказал о нем как о брате, «во всех церквах похваляемо[м] за благовествование» ( 2Кор.8:18 ). Евангелие больше ни о ком так не говорит, это выражение используется только по отношению к Луке. «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил». Кто-то подумает, что Лука предназначает свое Евангелие только некоему Феофилу. Однако все вы, слышащие что мы говорим, если соделаетесь таковыми, что возлюбит вас Бог , суть Феофилы, и Евангелие обращено к вам. Каждый, кто является «Феофилом», – и «прекрасен», и «очень силен»: именно это и значит греческое слово κρτιστος. Среди «Феофилов» нет малодушных. В Писании сказано об исходе израильтян из Египта: «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Я смело говорю, что каждый «Феофил» крепок и силен, и эту силу дает ему Бог и Его слово. Он может познать «истину» тех «слов, которыми он наставлен», и узреть слово Евангелия во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 2. Евангелие от Луки 1:6. На стих «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5 . Не должен тот, кто ищет Иисуса, искать Его беспечно, небрежно, равнодушно, как ищут некоторые и не могут найти. Мы же скажем: «с великой скорбью искали Тебя». И когда мы скажем это, Он ответит нашим страждущим душам, взыскующим Его в скорби, и скажет: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Где еретики, где те нечестивцы и безумцы, которые утверждают, что закон и пророки – не от Отца Иисуса Христа? Несомненно, Иисус был в храме, воздвигнутом Соломоном. Он утверждает, что это – храм Его Отца, Которого Он открыл нам, Чьим Сыном Он является. Пусть ответят, как один Бог может быть благим, а другой – справедливым. Спаситель – Сын Творца, и посему восхвалим вместе с Сыном и Отца. Его есть закон и Его есть храм и Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 19. Евангелие от Луки 2:40–46. Вновь на отрывок от слов: «Младенец же возрастал и укреплялся» до того места, где учителя в храме вопрошают Его 1. Находятся такие, которые, вроде бы, доверяя Священному Писанию , отрицают Божественность Спасителя ради, как они считают, славы Всемогущего Бога. Поэтому мне думается, было бы правильным наставить их авторитетом того же Писания, которое учит, что Божество вошло в человеческое тело – и не только в тело, но и в душу. Однако если мы внимательнее вчитаемся в Писание, то увидим, что душа Спасителя больше душ других людей. Каждая человеческая душа, прежде чем обратится к добродетели, запятнана пороками. Душа же Иисуса не осквернена пятном греха. В Евангелии от Луки Святым Духом написано о Нем, не достигшем еще двенадцати лет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». Человеческой природе несвойственно, чтобы кто-то обретал совершенную мудрость, не достигнув двенадцати лет. Ибо одно дело –отчасти обретать премудрость, а другое – исполниться ей. 2 . Поэтому мы не сомневаемся, что в плоти Иисуса обрелось Божественное существо, превосходящее не только человеческую природу, но и любое разумное существо. Сказано: «Младенец же возрастал». Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба», и возрастает той же самой силой, которой «уничижил» Себя. Он казался слабым, так как воспринял слабое тело, и поэтому укрепляется. Сын Божий «уничижил Себя» и по этой причине исполнился премудрости. «И благодать Божия была на Нем». Он обрел благодать Божью не когда стал взрослым, не когда начал учить во всеуслышание, но когда был еще ребенком. И как все в Нем было необычно, необычным было и Его детство, исполненное премудрости Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6 . Если бы рождение Спасителя не было небесным и благословенным, если бы не имело в себе нечто Божественное, превышающее человеческую природу, Его учение не распространилось бы по всему миру. Если в утробе Марии был только человек, а не Сын Бога, как тогда возможно, что и в то время, и сейчас многие исцеляются не только от телесных, но и от душевных болезней? Кто из нас не был некогда неразумен? Теперь же по Божьей милости мы понимаем и знаем Бога. Кто из нас прежде верил в справедливость? Теперь же, благодаря Христу, мы обрели ее и следуем ей. Кто из нас не скитался бесцельно и не колебался? Теперь же, благодаря пришествию Спасителя, мы не колеблемся и не мечемся из стороны в сторону, а твердо стоим на пути, на Том, Кто сказал: «Я есть путь» ( Ин.14:16 ). 7 . Когда мы соберем также и остальные свидетельства, то увидим, что все, написанное о Спасителе, Божественно и достойно удивления. Его рождение, то, как Он возрастал, Его сила, Его страсти и Его Воскресение оказывали влияние не только в то время, но воздействуют на нас и теперь. Кто вас, о, оглашенные, собирает в Церкви? Что побуждает вас оставлять свои дома и идти в эти собрания? Мы не обходили ваши дома один за другим, но Всемогущий Отец Своей невидимой силой, зная, что вы достойны, вложил в ваши сердца эту ревность, чтобы вы, сомневающиеся, особенно в начале своего пути, превозмогающие собственное нерадение, шли к вере, чтобы вы, робкие и испуганные, со страхом обрели веру во спасение. 8 . Умоляю вас, о, оглашенные, не поворачивайте назад; пусть никто из вас не страшится и не ужасается, но следует за Христом, идущим впереди вас. Он ведет вас к спасению и собирает вас в Церковь , которая ныне находится на земле; но если вы принесете достойные плоды, Он приведет вас к «церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:23 ). Блажен уверовавший и «блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк.1:45 ). Поэтому Мария прославляет Господа Иисуса Христа. Ее душа прославляет Господа, дух Ее славит Бога. Мы рассмотрим, обсудим и объясним это, когда, если будет угодно Богу, снова соберемся в церкви, когда в праздничный день придешь ты в дом Божий и откроется слух твой Божественному чтению, во Христе Иисусе, «Которого есть слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 8. Евангелие от Луки 1:46–51. О сказанном в Писании «величит душа Моя Господа» до того места, где говорится «и милость Его в роды родов к боящимся Его»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6 . Затем сказано: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ). Она догадывалась, что они – нечто большее, чем слова человека; потому и «сохраняла все слова сии в сердце Своем», не как слова двенадцатилетнего отрока, а как слова Того, Кто зачат Святым Духом и Кто на Ее глазах «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Иисус «преуспевал в премудрости» и, казалось, становился с каждым годом мудрее. Может быть, Он не был мудр, но возрастал в мудрости? Или это потому, что Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба», и обрел то, от чего отказался, и преисполнился теми добродетелями, которые, как может показаться, Он оставил немного ранее, когда воспринял человеческое тело? Итак, Он «возрастал» не только в премудрости, но и в возрасте. Он становился старше. В Писании говорится о двух видах возраста: один – возраст тела, над которым властны не мы, а только законы природы; другой – возраст души, на который мы можем влиять, и если мы хотим, то ежедневно духовно возрастаем. 7 . И приходим к высшей точке духовного возраста, когда мы уже не являемся «более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» ( Еф.4:14 ). Так перестанем же быть «младенцами» и станем взрослыми людьми. Мы должны сказать: «а как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор. 13:11 ). Преуспевание в этом возрастании – возрастании души, – как я уже сказал, в нашей власти. Но если этого свидетельства недостаточно, можно привести другие слова Павла: «… доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Как видим, в нашей власти прийти «в меру полного возраста Христова», и если это зависит от нас, то должно нам приложить все усилия, чтобы побороть в себе это младенчество и повзрослеть, чтобы и нам услышать слова: «А ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй» ( Быт.15:15 ). Так войдем же в старость духовную, воистину добрую, и придем к концу во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 21. Евангелие от Луки 3:1–4. На отрывок от слов: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» до того места, где сказано «прямыми сделайте стези Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6 . Но если ангелы, управляющие церквями, тревожатся, то что тогда говорить о людях, которые страшатся того, что им не удастся спастись, трудясь вместе со старательными ангелами? Я думаю, что и ангел, и человек вместе могут быть хорошими епископами церкви. В каком-то смысле они делают одно дело. Если это так, то давайте попросим Всемогущего Бога, чтобы и ангелы, и люди как епископы церквей помогли нам и узнали бы мы, что Господь судит и тех, и других за нас. Но когда их судят и при этом открывается какой-нибудь грех или оплошность, совершенные не по их нерадивости, а по нашему небрежению, тогда вина лежит на нас, и наказывают нас. И даже если они приложат все усилия, борясь за наше спасение, мы все равно не освободимся от греха. Но часто бывает, что мы трудимся, а они не выполняют своих обязанностей, и тогда вина лежит на них. 7 . Далее в Евангелии говорится: «Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» ( Лк.2:15–16 ). Они поспешили – не пошли медленно, устало передвигая ноги, а поторопились – и нашли Иосифа, предуготовившего все для рождения Господа, и Марию, родившую Иисуса, и Самого Спасителя, «лежащего в яслях». Это были те самые ясли, о которых вдохновенный пророк сказал: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» ( Ис.1:3 ). Вол – животное чистое, а осел – животное нечистое. «Осел [знает] ясли господина своего». Израильтяне не знали яслей Господа, а нечистое животное, находящееся среди язычников, знало. В Писании сказано: «Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ( Ис.1:3 ). Давайте же уразумеем эти ясли, давайте постараемся постичь Господа и стать достойными того, чтобы знать Его и принять не только Его рождение и воскресение Его плоти, но также славное Второе пришествие во всем величии Того, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 14. Евангелие от Луки 2:21–24. На отрывок от слов: «Когда надлежало обрезать Младенца» до того места, где сказано: «две горлицы или двух птенцов голубиных».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010