До 1826 г. в Голгофо-Распятском ските жили Соловецкие иноки, искавшие особенной строгости жизни, безмолвия и отшельничества. Деревянный храм, построенный Иисусом, пришел в совершенную ветхость. Но в 1826 г. скит приведен в благоустройство тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Досифея. С разрешения Святейшего Синода в Голгофском ските выстроена и освящена 13-го сентября 1830 г. новая каменная церковь Распятия Господа Иисуса Христа и при ней теплый придел Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь , возвышающаяся над землею вместе с горой на 86 сажен, видна с моря верст на 50. В этом приделе, на левой стороне, находится гробница блаженного старца иеросхимонаха Иисуса. Деревянная церковь, выстроенная им, перенесена под гору, на то место, где было первое явление Пресвятой Богородицы блаженному старцу, т. е. на место кельи пустынножителя, иеродиакона Паисия. С этого времени постоянно назначается в скит иеромонах из Соловецкого братства, опытный в иноческой жизни, в качестве строителя, и десять или более под его ведение иноков. Последние посылаются всегда из особенно расположенных к воздержной и безмолвной жизни по собственному желанию. Скитский устав основателя старца Иисуса относительно церковного и келейного правила и постной трапезы доселе исполняется в точности, исключая того, что возобновителем скита, архимандритом Досифеем, по немощи братии, благословлено на трапезе вкушать рыбу в те дни, в которые разрешает Церковь . В Голгофо-Распятском ските производится непрерывное чтение Псалтири в теплом Успенском приделе, у самой гробницы основателя. Оно не прерывается ни днем, ни ночью, кроме того часа, в который совершается божественная служба в этом храме. Во все остальное время, через каждые два часа, в ските слышатся три удара на колокольне в небольшой колокол – этим извещается смена чтеца-инока. Цель этого чтения та, чтобы непрестанно славословить имя Божие и поминать живых и умерших благотворителей. Так, на каждой славе Псалтири возносится молитва о здравии благочестивейшего Самодержца России и Его Августейшего дома, Святейшего Синода, всей братии Соловецкого монастыря, братии скитской, благодетелей и посетителей обители и всех православных христиан. К этому присоединяется моление и об усопших – о вечном их покое с надеждою на воскресение по вере в воскресшего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но место святое, Распятский скит с священною горою Голгофою, не оставалось пусто: в нем благоговейные иноки, любители безмолвия, непрестанно один за другим, а иногда двое и трое вместе, жили пустыннически. Из описи 1764 года видно, что в то время, кроме других строений, были там три кельи ветхие и три новые. В том же 1764 году, по утверждении духовных штатов, Анзерский Троицкий скит и с ним Распятский приписаны навсегда к ставропигиальному первоклассному Соловецкому монастырю. В 1755 году указом Преосвященного Варсонофия из архангелогородской духовной консистории анзерскому строителю иеромонаху Мелхиседеку было предписано, чтобы взятые в 1721 году из Распятского скита, значащиеся по описи церковные вещи присланы, были в дом Преосвященного для хранения, кои и были отосланы, но не все; а в 1758 году вторично указом консистории и остальные были вытребованы как то: евангелие лучшее, сребро-позлащенные потиры с прибором; кадило: серебряное, бархатное и однозолотные ризы, епитрахили и воздухи и прочее. А когда в 1764–1765 годах, по возведении Соловецкого монастыря на степень первоклассного и ставропигиального, приписаны были к нему оба вышеупомянутые скиты Анзеро–Троицкий и Голгофо-распятский, тогда соловецкий архимандрит Досифей I, в 1768 году, просил Святейший Синод о возвращении из архиерейского дома взятых туда упомянутых вещей, как собственности Распятского скита, жалованной от царствующих особ, на что и последовал из Синода в Соловецкий монастырь и к архангельскому Преосвященному указ, повелевающий все те вещи возвратить, и они возвращены. В 1826 году Соловецкого монастыря настоятель архимандрит Досифей I, соревнуя общему усердию монашествующей соловецкой братии, испрашивал благословения Святейшего Синода на возобновление Распятского скита, как места священного и удобного к безмолвной: иноческой жизни. В 1827 году последовало «указное дозволение, чтобы вместо деревянной церкви, построенной Иисусом и пришедшей по истечение 114 лет в совершенную ветхость, соорудить новую каменную в честь распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Церковь эта с прочими при ней постройками окончена и освящена в 1830 году сентября 13 дня, архимандритом Досифеем с братиею. В том же году с разрешения Св. Синода устроен в трапезе с правой стороны теплый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы и 24 октября освящен. Утварь церковная, священные облачения и книги выданы в достаточном количестве из Соловецкого монастыря, а равно и все потребное для священнослужения и содержания братии. О строении в настоящее время

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По получении последней грамоты, старец сдал навсегда строительство Анзерского скита и с некоторыми учениками перешел для жительства на гору Голгофу. Поселившись на ней, он начал устраивать скит. Вскоре ученики Иисуса соорудили на Голгофе деревянную церковь , которая, к общему утешению, освящена была архимандритом Фирсом в честь Распятия Господня, согласно грамоте преосвященного, от 15-го мая 1715 года. Петр I, узнав о явлении блаженному старцу Пресвятой Богородицы и новоустраиваемом Распятском ските на Голгофе, по особенному расположению к бывшему духовнику, много помог ему своими щедротами. Так, в скором времени последовало повеление об отпуске каждогодно из архангельских государственных хлебных магазинов хлеба на продовольствие братии Голгофского скита. А в 1714 году, при самом начале устройства скита, для церкви Голгофской от царевны, великой княжны Марии Алексеевны, поступило пожертвование многих драгоценнейших утварей, одежды и книг, с клеймами, именно в Голгофский скит. Особенно же дорогою жертвою была местная святая икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе, с позолоченными полями, и в ней вкладной ящик со многими св. мощами. Царица Параскева Феодоровна (вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевич а), кроме других пожертвований, пожаловала на строение церковное на горе Голгофе сто рублей, а князь Меньшиков дал сто червонцев. Много было и других благотворителей. Но особенно попечение о строении Голгофо-Распятского скита имела уже известная благодеянием скиту царевна Мария Алексеевна. Вот письмо ея по этому предмету к архимандриту Фирсу. «Пречестныя обители Соловецких Чудотворцев отцу архимандриту с братиею усердствуем, да благодать Божия, милость, мир и любовь, при всегдашнем благоденствии, да умножаются. Писано прежде сего к пречестности вашей, дабы старательство имели о всяких припасах, как о кирпиче, так и о других надлежащих нуждах в Свято-Распятский Анзерский скит, к хотящей быть Распятия Господня каменной церкви, и ныне просим: да попечение имеете к оному Богом избранному и прославляемому месту, а наипаче о кирпиче прилежное попечение потребно. Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась за переменою вице-губернатора Алексея Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его святаго волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и пошлет ктиторов к оной св. церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пречестного отца Иисуса на оный и прочие припасы берите. Повторяя, просим и повелеваем, дабы прилежное попечение и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздаст вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя предаем. Ц. Мария с царствующаго града Москвы, 1715 года марта 15-го дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2007 Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора. 2008 Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). 2008 Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. 2009 Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. 2010 Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря. Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве. 2013 Освящение Вознесенского храма на Секирной горе. http://www.patriarchia.ru Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь расположен на Большом Соловецком острове Соловецкого архипелага Архангельской области. Его скиты и пустыни находятся на Большом Соловецком острове, островах Анзер, Большая Муксалма и Большой Заяцкий. В Соловецкой обители числятся 69 насельников, в том числе 2 архимандрита, 7 игуменов, 11 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 11 монахов, 9 иноков, 20 послушников. В настоящее время богослужения совершаются в пяти монастырских храмах, а также в трех храмах скитов обители. Святейший Патриарх Алексий II освятил великим архиерейским чином 22 августа 2001 года храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Главный Спасо-Преображенский собор был освящен великим архиерейским чином 19 августа 2007 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. Восстановлена деятельность двух скитов. Свято-Вознесенский скит расположен на горе Секирной (Большой Соловецкий остров). Скитоначальник - иеромонах Матфей (Романчук Михаил Георгиевич). Голгофо-Распятский скит находится на горе Голгофе (остров Анзер). Скитоначальник — игумен Евлогий (Стручалин Владимир Анатольевич). Храм в честь Распятия Господня на горе Голгофе освящен великим архиерейским чином 24 августа 2008 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). Еще в четырех скитах и пустынях обители — Савватиевском скиту и Филипповской пустыни на Большом Соловецком острове, Свято-Троицком скиту на острове Анзер, Сергиево-Радонежском скиту на острове Большая Муксалма — круглогодично проживают насельники и ведутся ремонтно-реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=02999

В этом описании нашло отражение явное стремление Елеазара и его сподвижников действовать не по своей воле, но опираясь на традиции палестинского, греческого и русского монашества. Пример подвижничества Нила Сорского , безусловно, был им известен и поддерживал их в их стремлениях, о чем свидетельствует наличие в Анзерской и Соловецкой библиотеках его сочинений. Отметим, что в Соловецком монастыре принято было упоминать о том, что преп. Нил – выходец из Кириллова монастыря: «Преподобнаго отца нашего Нила, начальника Сорския пустыни, иже есть на Белее езере своего ему скита прежде бывша Кирилова монастыря» 930 . Видимо, учитывались традиции и в определении числа богослужений, на которые собирались анзерские пустынники, жившие в отдельных кельях, расположенных довольно далеко друг от друга. На общие богослужения они собирались во все субботы и воскресенья, в 12 Господских и Богородичных праздников, 12 памятей великих святых бденных, 22 литийных святых, 13 полиелеосных, 5 бдений в Великий пост и светлую седьмицу, а всех собраний на общее богослужение было 170 931 . При этом Устав Анзерского скита делает особое указание, что так установлено по «преданию святых отец скитских». Анзерский скит зависел от Соловецкого монастыря. Царской грамотой от 7 февраля 1628 г. число братии в скиту определялось в 12 человек и им через монастырь отпускалось из доходов Двинской области на одежду 2 руб. на человека, а также по три четверти ржаной муки, по осьмине овса, по полуосьмине круп и толокна, кроме того на церковные расходы – пуд воска, три ведра красного вина, 10 фунтов ладана, четверть пшеничной муки на просфоры, выдавалось также 5 руб. на дрова. Соловецкий игумен сохранил власть над «скицким монастырем» и после объявления его царской грамотой 1683 г. независимым – каменный храм в Анзерском скиту был построен только тогда, когда на это согласился соловецкий игумен, и это при том, что храм должен был строиться по указу царя. Преп. Елеазар пользовался особым расположением царской семьи, поскольку считалось, что по его молитве Господь даровал Михаилу Федоровичу наследника, но царская милость не оградила Еле- азара от наказания игумена. Игумен Илия за то, что Елеазар отправился в Москву (видимо, на возведение на царский престол Алексея Михайловича) без его благословения, на некоторое время заточил Елеазара в монастырскую темницу. С 1682 г. указом холмогорского архиепископа Афанасия скит отдан в управление соловецкого архимандрита и оставался таковым и в последующие времена. Среди насельников Анзерского скита были патриарх Никон , который не порвал связи с обителью, и основатель другого скита на Анзерском острове – Голгофо-Распятского – иеросхимонах Иов (бывп! ий духовник Петра I, о. Иоанн). Постригшийся по указу царя и принявший схиму под именем Иисуса, подвижник дожил до 85 лет и перед смертью передал анзерскому строителю Спиридону более 236 руб. на строительство каменного храма в Голгофо-Распятском скиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мир ти и всем» . В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи за­ключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928-1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. Когда началась эпидемия, в Голгофо-Распятском скиту разместился госпиталь. За много лет до этого, 18 июня 1712 года, Матерь Божия, явившись монаху Иисусу, сказала: «На этом месте пусть будет сооружен скит во имя страданий Моего Сына. Пусть живут двенадцать иноков и будут все время поститься, кроме субботы и воскресенья. Придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий, как му­хи». Впоследствии на этом месте было воздвигнуто два храма: ка­менный в честь Распятия Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы, где во время эпидемии тифа в эпоху гоне­ний на Церковь, когда монастырь был превращен в концлагерь, разместился госпиталь, и деревянный, Воскресения Господня, под горой, где некоторое время помещался морг. В январе 1929 года архиепископ Петр заболел тифом и был увезен в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со мно­гими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и прича­стила его Святых Христовых Таин. У находившейся в заключении на Анзере монахини Арсении хранились в то время вещи архиепископа. Она неоднократно по­сылала владыке постригальную свитку, но всякий раз он отсылал ее обратно. 7 февраля ей сообщили, что кризис миновал и в болез­ни наступил перелом. Монахиня Арсения спросила: – А в чем он лежит? – В казенной короткой рубашке, – ответили ей. Тогда она послала владыке свитку, которую он хранил на смерть.

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

Паша потом говорила: «Люди молятся, ничего вокруг не замечая, а мы то и дело по сторонам смотрим». Да, смотрим, видим, собираем. Могу сказать, что вычитывать, считать количество молитв такое занятие, конечно, мешает. Но можно же смотреть на это как на благословение Божие и Его преподобных. Такое скорее запомнится, как и красота окружающей природы. Даже погода решила порадовать нас на месте явления преподобному Иову Матери Божией. Более 300 лет пролетело со времени явления, всё исполнилось, что предрекла Пречистая. Нам, когда мы уже пришли к ГолгофоРаспятскому скиту, рассказали и о препподобном Иове, и о храме Воскресения Христова, который стоит ниже величественного, как бы плывущего над этим местом храма Распятия. Храм теперь выглядит торжественным (он двухярусный, пятиглавый, отреставрированный), можно сказать, сияющим. Храм Воскресения скромнее. Ищу глазами незабудки, о которых писала мать Вероника в своей «Повести о жизни» (издательство «Даниловский Благовестник», Москва, 1997). Цветут! Только здесь. Нигде мы не встречали их, хотя влажных мест предостаточно в любом уголке любого острова. Незабудки здесь как живая память Анзерского чуда, которому более 300 лет. Хочется не храмы описывать, а то впечатление, которое они оставляют. Оба храма и – Воскресения, и Распятия удивительно иллюстрируют незыблемое единство в жизни Церкви и в жизни каждого христианина креста и воскресения. Одно без другого не бывает. Это подтвердили своим подвигом и многие новомученики соловецкие, здесь принявшие смерть. Здесь есть небольшое кладбище, здесь и знаменитая берёза, крестом раскинувшая свои ветви. Она стала как бы общим нерукотворным крестом всем новомученикам. Все кресты на Соловках были сожжены. СЛОН преуспел в увеличении числа мучеников и исповедников Российских. Их много, даже перечислить трудно, но одно имя особенно часто здесь вспоминается – это имя архиепископа Петра Воронежского. Его мощи здесь, как и мощи преподобного Иова. Местечко это, где Голгофо-Распятский скит, исключительное. Сравнить его можно лишь с Секирной горой, где Вознесенский скит, но здесь, на Анзере, мне показалось, больше света, больше разлито вокруг уверенности в победе над злом мира. Когда после поездки спрашивали нас: «Не было ли там ощущения тяжести, ведь нельзя же забыть все зверства, там творившиеся?», – хотелось сказать – нет. Нет, не горечь потерь (сколько здесь, не только на Анзере, но и на всех Соловецких островах погибло людей, да каких!), а скорее реальность Воскресения не одних их душ, но и многих в России здесь ощутимее. Конечно, надо не просто думать об этом, а менять жизнь, освобождая её от всего лишнего, наносного, суетного…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4052...

Троицы. Богомольцы, посещающие Соловецкий монастырь в летнее время, обычно путешествуют и в Анзерский скит. Обыкновенно отправляются из Соловецкого монастыря сухим путем по живописной дороге до урочища «Реболда» в 14 верстах от монастыря, оттуда морем 4,5 версты до урочища Кеньга, а от этого урочища 2,5 версты опять сушею до Анзерского скита. Голгофо-Распятский скит при Соловецком монастыре находится на Анзерском острове, в 4,5 верстах на восток от Анзерского Свято-Троицкого скита. Он расположен на самой вершине высокой, крутой, конусообразной горы, которая называется Голгофою. Со вершины этой горы открывается взору великолепный вид на весь Авзерский остров с его возвышенными зеленеющими холмами и синими озерами, на необъятную ширь и гладь моря, на живописные группы соседних островов: Соловецкого, Муксаломского, Жигжина и др. Отсюда в ясную погоду видны даже береговые очертания материка с Орловым мысом. Гора, именуемая Голгофою, искони славилась, как любимое место уединения пустынножителей, которые как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. Здесь первоначально жил в уединении прп. Елеазар знаменитый основатель Анзерского Троицкого скита. В 1712 году здесь жил известный доблестный подвижник благочестия иеродиакон Паисий. Основателем Голгофо-Распатского скита и первым его строителем был иеромонах Иов, в схиме Иисус (ск. 6 марта 1720 г.). Праведный Иов, в мире иерей Иоанн, был духовником императора Петра И и его семьи. Оклеветанный своими недругами, он впал в немилость и по царскому приказу был сослан в Соловецкий монастырь на послушание. Терпеливо проходя этот искус, Иов заслужил расположение настоятеля и, с благословения архангельского владыки Варнавы, назначен был строителем Анзерского Троицкого скита. Здесь Иов, управляя немногочисленною братией этого скита, нередко удалялся в глухие дебри и часто посещал пустынножителей для собеседования с ними. Однажды он посетил уважаемого им пустынножителя иеродиакона Паисия, подвизавшегося в келии при подошве высокой горы недалеко от Анзерского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мир ти и всем». В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928–1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. Когда началась эпидемия, в Голгофо-Распятском скиту разместился госпиталь. За много лет до этого, 18 июня 1712 года, Матерь Божия, явившись монаху Иисусу, сказала: «На этом месте пусть будет сооружен скит во имя страданий Моего Сына. Пусть живут двенадцать иноков и будут все время поститься, кроме субботы и воскресенья. Придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий, как мухи». Впоследствии на этом месте было воздвигнуто два храма: каменный в честь Распятия Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы, где во время эпидемии тифа в эпоху гонений на Церковь , когда монастырь был превращен в концлагерь, разместился госпиталь, и деревянный, Воскресения Господня, под горой, где некоторое время помещался морг. В январе 1929 года архиепископ Петр заболел тифом и был увезен в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. У находившейся в заключении на Анзере монахини Арсении хранились в то время вещи архиепископа. Она неоднократно посылала владыке постри– гальную свитку, но всякий раз он отсылал ее обратно. 7 февраля ей сообщили, что кризис миновал и в болезни наступил перелом. Монахиня Арсения спросила: – А в чем он лежит? – В казенной короткой рубашке, – ответили ей. Тогда она послала владыке свитку, которую он хранил на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Самым страшным местом была карантинная рота на острове Анзер, размещённая в Голгофо-Распятском скиту. Больные узники там поголовно умирали от холода, голода, издевательств и болезней. Привезённым сюда во время эпидемии тифа заключённым не оказывалось никакой медицинской помощи. Сбылось пророчество, сделанное за двести лет до создания концлагеря, когда на Голгофо-Распятской горе иеромонаху Иову явилась Божия Матерь и предрекла: «Сия гора отныне будет называться Голгофской, и на ней устроится церковь и Распятский скит, и убелится она страданиями неисчислимыми». Обращение с узниками из штрафной роты в скиту на Секирной горе отличалось изощрённой жестокостью. Охранники привязывали к заключённому большое тяжёлое бревно и сбрасывали его вниз по ступеням длинной лестницы, построенной монахами к Вознесенскому храму на вершине Секирки. К подножию горы падал изуродованный труп с обнажившимися костями. На Соловках встретили свою мученическую кончину тысячи заключённых. Среди них был Воронежский архиепископ Пётр (Зверев), прославленный в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1937 году здесь был расстрелян священник Павел Флоренский – человек многосторонних дарований, специалист в области философии, богословия, искусствоведения, математики и техники. Даже в заключении он проводил исследования в области мерзлотоведения, изучал морские водоросли, его знания лагерное начальство использовало для организации завода по переработке водорослей. «План» на число расстрелов давался «сверху», и во внимание не брали ни официальный приговор, ни срок заключения, ни личность заключённого… Несмотря на то, что узники лагеря были подвержены каторжному труду, на Соловках тюремное ведомство не оставило никаких положительных результатов хозяйствования. Напротив, уникальные памятники архитектуры были подвергнуты варварскому разгрому. На соловецкой колокольне вместо креста была установлена пятиконечная звезда (впоследствии поржавевшая), Спасо- Преображенский собор превратили в барак с многоэтажными нарами, полностью уничтожив убранство и даже настенную живопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010