Бухта Благополучия [Кремлевская бухта], залив в южной части Большого Соловецкого острова, на берегу которого стоят основные монастырские строения. Валдай озеро, входит в озерно-канальную систему, один из центров лесозаготовок. Варваринская часовня, построена в 1857 г. в честь великомученицы Варвары в 3 км от центральной усадьбы Соловецкого монастыря близ морской пристани. В лагерный период в ее помещении располагалась контора лесничества СЛОНа. У Б.Л. Солоневича, видимо, речь идет о Петровской или Александровской часовнях. Вишеры (Пермской губернии), Вишерский ИТЛ, организованный в 1928–1929 гт. на базе Вишерского отделения СЛОН ОГПУ Гельсингфорс, шведское название г. Хельсинки. Голгофо-Распятский скит на о. Анзер, был организован в 1713 г. на горе Голгофе (64 м) стараниями бывшего царского духовника преподобного Иова (в схиме Иисус). В лагерный период здесь располагались тифозный изолятор и лазарет. Детская колония, городок из нескольких бараков, построенных в 1928 г. к югу от центральной усадьбы Соловецкого монастыря, за территорией братского кладбища, для несовершеннолетних заключенных. В 1929 г. колония была переведена на материк. Железная дорога (узкоколейка), сеть железнодорожных путей сообщения, была построена на Большом Соловецком острове в лагерный период для перевозки грузов и заключенных. Первоначально в 1923 г. появилась рельсовая узкоколейная колея протяженностью 4,5 версты для ручной подачи вагонеток, спустя год на ней начали использовать паровозы. В 1924–1926 гг. железнодорожные ветки пролегли до Перт-озера и Кирпичного завода. В 1929 г. была запущена последняя ветка – Кремль-Филимоново, связавшая центр управления лагеря с торфоразработками. Последний раз железная дорога упоминается в официальных документах в конце 1931 г. По-видимому, ее тогда же разобрали и с началом навигации 1932 г. вывезли на строительство Беломорско- Балтийского канала. Женский барак, бывшая Архангельская гостиница, была построена в 1836 г. к югу от центральной усадьбы Соловецкого монастыря. До середины 1920-х гг. в ней содержались заключенные женщины (кроме политических и оштрафованных). Позднее узниц стали направлять и в другие отделения Соловецкого лагеря (в Савватьево, на о-ва Анзер и Муксалма).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В километре от скита, по дороге на Троицкую спасательную станцию, находится источник с очень чистой и вкусной водой. Рядом с источником - крест, установленный ровно за день до большевистского переворота, о чем гласит сделанная на нем надпись: «При строителе Пармене поставлен иеромонахом Ефремом 1917 года октября 24-го». Престольные праздники [ править править код ] Святыни [ править править код ] Частицы мощей: Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, остров Анзерский Телефон: +7 915 005 01 04 (Whats App), +7 911 577 50 05 (Московский) Электронная почта: ierom.georgy@ya.ru Паломнику [ править править код ] Анзер – самый северный и труднодоступный остров Соловецкого архипелага – с начала XVII века стал пристанищем для пустынножителей, ищущих безмолвия и уединенной молитвы. Со временем на Анзере образовались два скита: Свято-Троицкий с 1620 г. и Голгофо-Распятский с 1712 г. Мирских поселений здесь никогда не было. В настоящее время оба скита действующие, поэтому посещение о. Анзер – это довольно редкая возможность для мирских людей прикоснуться к святыням и особой заповедной атмосфере этого места. С 1 июня по 15 сентября паломническая служба Соловецкого монастыря и экскурсионное бюро Соловецкого музея-заповедника организуют путешествия на о. Анзер в составе паломнических и экскурсионных групп в сопровождении экскурсовода в течение одного дня (без ночевки). Паломническая поездка на о. Анзер включает: Время пребывания на Анзере около 6 часов. Длительность всего путешествия 12-14 часов. С собой необходимо иметь: Заявки на посещение о. Анзер принимаются от групп и частных лиц в паломнической службе Соловецкого монастыря (тел. +7 911 575 83 10 , e-mail: palomnik@solovki-monastyr.ru ) и в экскурсионном бюро Соловецкого музея-заповедника (тел. +7 818 3590 321 , e-mail scg@solovky.ru ). Все поступающие заявки на включение в паломнические группы регистрируются и выполняются в соответствии с очередностью в зависимости от погоды и наличия транспорта.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В период Соловецкого ГУЛага анзерские скиты разделили судьбу остальных заведений монастыря — на острове было организовано шестое особое отделение лагеря. В настоящее время возобновлена деятельность Голгофо-Распятского скита.         Большая Муксалма — 17 км² Малая Муксалма — 0,57 км² Большой Заяцкий остров — 1,25 км² Малый Заяцкий остров — 1,02 км² В архипелаг входит также более 100 малых островков. Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности. Посещение этой зоны запрещено.             Преподобный Елеазар Анзерский. Житие     Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался разсадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Препод. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческаго звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему свое благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства препод. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностию занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким внимание к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество.   Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению преподобнаго Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделенный от Соловецкаго на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем, только изредка приставали к нему беломорския суда и монастырские промышленники, занимавшееся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины ея в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкаго и Муксальмскаго, берега твердой земли, остров Жижгин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густым сосновым и березовым лесом, с его озерами разной величины, находится как бы под ногами.

http://isihazm.ru/?id=598

— Значение Соловков в жизни нашей страны во все времена определялось их святостью и служением обители в просвещении окружающего мира. В основе любого дела лежит служение Богу и ближним. Это и должно стать основной «концепцией Соловков». — Как Вы оцениваете предпринимаемые различными заинтересованными сторонами шаги к выработке программы развития Соловков? Кто является участниками этой работы? Насколько активно участвует в этом Русская Православная Церковь? Когда можно ожидать конкретные выводы и результаты? — Основные усилия прикладываются сейчас к разработке соловецкой ФЦП. В работе участвуют несколько федеральных министерств, координацию которых ведут Министерство регионального развития РФ, правительства Архангельской области и Республики Карелии. Русская Православная Церковь участвует в этом процессе через монастырь и на уровне синодальных отделов, ключевые вопросы проекта рассматривает Святейший Патриарх. В ближайшее время Правительству России должна быть предложена для утверждения концепция ФЦП. Вместе с тем, ФЦП — это, хоть и самый весомый в наше время, но все-таки инструмент. Он хорош, когда точно знаешь, какую цель хочешь достичь с его помощью. В этой связи нельзя не видеть противоречия: инвестиционные проекты планируются в отсутствии ясной стратегии развития Соловков и, прежде всего, правового статуса архипелага. Надо сказать, что поручение Президента России в этой части выполняется правительством несравненно хуже, чем в части создания ФЦП. Надеемся, что перекос будет вскоре устранен. — Отец Порфирий, можно ли говорить о возрождении скитской жизни на Соловках? Не мешают ли этому активные ремонтно-восстановительные работы на многих скитских памятниках? — Ныне действуют скиты в Савватиево и на Секирной горе, а также Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский на Анзере. Затеплилась монашеская жизнь в Исаково, на очереди — Андреевский скит на Заяцком острове. Восстановительные работы ведутся в Сергиевском скиту на Муксалме и в Филипповской пустыни. Конечно, возрождение духовной жизни и реставрация скитских зданий — не одно и то же. «Иноческая жизнь, — как сказано в Соловецком патерике, — и по назначению, и по свойству своему, есть внутренняя, сокровенная… Подвиги на этом поприще большею частию остаются известны одному всевидящему Богу». Но с другой стороны, не стоит и противопоставлять то, что называется внутренним, — внешнему. Когда монашеская жизнь строится на здоровом духовном основании, случается по апостолу Павлу: «Все споспешествует во благое» (Рим. 8:28). И строительство становится не препятствием для духовного делания, а одной из сторон той подвижнической жизни, которую ведет братия в непростых скитских условиях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3051876...

– Как Вы оцениваете предпринимаемые различными заинтересованными сторонами шаги к выработке программы развития Соловков? Кто является участниками этой работы? Насколько активно участвует в этом Русская Православная Церковь? Когда можно ожидать конкретные выводы и результаты? – Основные усилия прикладываются сейчас к разработке соловецкой ФЦП. В работе участвуют несколько федеральных министерств, координацию которых ведут Министерство регионального развития РФ, правительства Архангельской области и Республики Карелии. Русская Православная Церковь участвует в этом процессе через монастырь и на уровне синодальных отделов; ключевые вопросы проекта рассматривает Святейший Патриарх. В ближайшее время Правительству России должна быть предложена для утверждения концепция ФЦП. Вместе с тем, ФЦП – это, хоть и самый весомый в наше время, но все-таки инструмент. Он хорош, когда точно знаешь, какую цель хочешь достичь с его помощью. В этой связи нельзя не видеть противоречия: инвестиционные проекты планируются в отсутствии ясной стратегии развития Соловков и, прежде всего, правового статуса архипелага. Надо сказать, что поручение Президента России в этой части выполняется правительством несравненно хуже, чем в части создания ФЦП. Надеемся, что перекос будет вскоре устранен. – Отец Порфирий, можно ли говорить о возрождении скитской жизни на Соловках? Не мешают ли этому активные ремонтно-восстановительные работы на многих скитских памятниках? – Ныне действуют скиты в Савватиево и на Секирной горе, а также Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский на Анзере. Затеплилась монашеская жизнь в Исаково, на очереди – Андреевский скит на Заяцком острове. Восстановительные работы ведутся в Сергиевском скиту на Муксалме и в Филипповской пустыни. Конечно, возрождение духовной жизни и реставрация скитских зданий – не одно и то же. «Иноческая жизнь, – как сказано в Соловецком Патерике, – и по назначению, и по свойству своему, есть внутренняя, сокровенная… Подвиги на этом поприще большею частию остаются известны одному всевидящему Богу». Но с другой стороны, не стоит и противопоставлять то, что называется внутренним, – внешнему. Когда монашеская жизнь строится на здоровом духовном основании, случается по Апостолу Павлу: «Всё споспешествует во благое» (Рим 8. 28). И строительство становится не препятствием для духовного делания, а одной из сторон той подвижнической жизни, которую ведет братия в непростых скитских условиях.

http://pravmir.ru/arximandrit-porfirij-s...

Особо прославились старчеством в XVIII— XIX вв. следующие обители. Флорищева Успенская пустынь . Основана в 1655 г. святым Иларионом, возведенным в 1682 г. в сан митрополита Суздальского и Юрьевского (14 декабря 1707). Прославилась строгим общежительным уставом. Саровская Успенская пустынь . Общежитие введено в 1706 г. иеросхимонахом Иоанном (1737). Там подвизались схимонах Марк Молчальник (1817) и преподобный Серафим Саровский (2 января 1833). Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря . Основан в 1715 г. на Анзерском острове Соловецкого архипелага преподобным Иисусом (1726). Иноки Голгофского скита способствовали духовному расцвету всего монастыря. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь . Старчество и устав Саровской обители введены в этом монастыре игуменом Назарием (1782—1801), Саровским иноком. В 1793 г. десять иноков Валаамской Спасо-Преображенской обители, прошедших школу игумена Назария, были посланы с миссионерской проповедью на Аляску. В их числе был и преподобный Герман Аляскинский (1837), Небесный покровитель Автокефальной Православной Церкви в Америке. Иноками Валаамского монастыря была устроена в 1895 г. первая обитель на Дальнем Востоке — Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Козельская Введенская Оптина пустынь Старчество введено с 1829 г Наиболее известные старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин; 11 октября 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; 7 сентября 1860), схиархимандрит Моисей (16 апреля 1862), иеросхимонах святой Амвросий (Гренков; 10 октября 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; 1922), иеромонах Нектарий (1928). Их подвиг продолжал в наши дни совершавший пастырское служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; 19 апреля 1966). С 1839 г. Оптина пустынь издавала на русском языке святоотеческие творения. Продолжая дело преподобного Паисия Величковского, братия пустыни переводили и издавали знаменитые творения великих врачевателей душ человеческих — преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина и Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста, которыми руководствовались в духовной жизни многие поколения русских людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436408/

«Господь не нуждается в опоре на человеческую силу, ибо сила Божия в немощи совершается. И поэтому никогда ни одно гонение не завершалось гибелью Церкви. Даже самые страшные гонения умножали веру и расширяли Церковь»,   — подчеркнул Святейший Владыка. «Верим, что самые страшные гонения 1920-30-х годов, которые сопровождались кровопролитием и страданием, были некой искупительной жертвой нашего народа, последствием каковой несомненно должно стать возрождение веры. Слова Тертуллиана о том, что кровь мучеников есть семя Церкви , находят свое подтверждение во всей истории христианства, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Страдания тех, кто мученически завершил здесь свою жизнь, являются драгоценными семенами христианства для нашего народа. Поэтому так важно возрождение как самого Соловецкого монастыря, так и Анзерского скита. Само прикосновение к этой святыне не может оставить безразличным человеческую душу. Совершенно очевидно, что через соприкосновение с подвигом наших отцов и дедов, душу свою положивших за веру в этих местах, будет мало-помалу преобразовываться жизнь всего нашего народа». В память о посещении Голгофо-Распятского скита Патриарх подарил братии Казанскую икону Божией Матери. Голгофо-Распятский скит охранники Соловецкого лагеря особого назначения называли «кровавой харчевней». Здесь располагался больничный стационар СЛОН, куда свозили больных тифом и нетрудоспособных заключенных. По свидетельству очевидцев, вместо оказания медицинской помощи больных выгоняли обнаженными на мороз или оставляли на ледяном ветру на колокольнях, чтобы ускорить смерть. Среди узников на озере Анзер были сотни священнослужителей, в том числе архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). В 1929 году в алтаре храма в честь Распятия Господня скончался от тифа священномученик Петр (Зверев). Соловецкий лагерь особого назначения (историческая справка) Голгофо-Распятский скит (историческая  справка)   Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/724306.htm...

В 1983 году в знаменитой Темплтоновской лекции Солженицын отметил: «Люди забыли Бога, оттого и все. Эта " забывчивость " привела не только к Соловкам и Освенциму, но и к вытравливанию христианской морали из душ людей, а также из науки, культуры, искусства. Это забвение делает людей безоружными и перед своими страстями, и перед вечным метафизическим злом». А в 1994 году на средства фонда Солженицына был приобретен один из первых катеров для возрождавшейся Соловецкой обители. Иноки-отшельники селились у подножья высокой горы на Анзере веками. Известно, что несколько лет на острове подвизался будущий Патриарх Никон. Голгофо-Распятский скит на Анзере был основан преподобным Иовом с благословения архиепископа Варнавы в haчaлe XVIII века. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Жизнь в анзерском скиту отличалась особым аскетизмом. Иноки не употребляли в пищу не только мясо и молоко, но и рыбу, даже в праздничные дни. В 1715 году на вершине горы была построена деревянная церковь Распятия Господня. К 1830 году на ее месте вырос новый каменный храм. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч безвинно пострадавших людей, в том числе священников и архиереев. Так, здесь скончался от тифа и был похоронен священномученик Петр (Зверев) — архиепископ Воронежский и Задонский. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника.

http://patriarchia.ru/db/text/450494.htm...

В 1923 году после закрытия Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч людей, в том числе священников и архиереев. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника. В 1994 году иноки Соловецкого монастыря впервые за 70 лет совершили в храме Распятия Господня богослужение. В 1999 году Святейший Патриарх Алексий благословил возобновление монашеской жизни в анзерском скиту. В 2001 году при поддержке Владимира Путина, посетившего Соловецкий монастырь и Анзер, все памятники острова были переданы в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. В 2002 году территория острова, являющаяся частью государственного лесного фонда, была передана в безвозмездное пользование Голгофо-Распятскому скиту на 49 лет. Храм Голгофо-Распятского скита был восстановлен за несколько лет усилиями монастыря, с помощью благотворителей. Объем финансирования реставрационных работ на Анзере в 2002-2007 годах составил около 120 миллионов рублей, при этом из федерального бюджета было выделено 11 миллионов, а 109 миллионов дали благотворители. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/451533.htm...

Раз таинственный голос повелительно сказал ему: «Напиши Мой образ». Преподобный стал на молитву. Голос повторился с еще большей силой: «Напиши Мой образ Христа!» Этот образ, помещенный около гробницы преподобного, стал источником многих исцелений. Прп. Елеазар перенес в жизни своей немало тяжких и незаслуженных обид от злых людей, но кроткий и незлобивый старец беспокоился лишь о том, что если об этом узнает царь, то враги его могут подвергнуться царскому гневу. 13 января 1656 г. прп. Елеазар мирно скончался в глубокой старости, назначив своим преемником ученика своего Никодима. Святые мощи его были открыты в 1667 г. В это время один подвижник увидел в видении Пресвятую Богородицу, молящуюся на воздухе, и услышал голос: «Послан был человек в Анзерск, чтобы прославить его». В царствование императора Петра Великого Пресвятая Богородица явилась иеросхи-монаху Иисусу, подвизавшемуся на Секирной горе, и сказала ему: «Здесь Сын Мой во второй раз распнется!» С тех пор стали эту гору называть Голгофой, а иеросхимонах Иисус основал на ней Распятский скит. А при большевистской власти была там устроена страшная «Секирка» — штрафной лагерь для ссыльного духовенства, где много священнослужителей было замучено до смерти. Так сбылись слова Пресвятой Богородицы. • Преподобный происходит из рода Севрюковых из г. Козельска, с 1494 г. входящего в Московское княжество. Ныне город — районный центр Калужской обл. Монашеский постриг принял в Преображенском Соловецком монастыре. Основанный преподобным Троицкий Анзерский скит находится на Ан-зерском острове в Белом море, в 20 верстах от Соловецкого монастыря, • Предсказание, данное царю Михаилу Федоровичу Романову о рождении у него наследника, вынудило преподобного приехать в Москву, где он оставался в Чу-довом монастыре до появления на свет младенца — будущего царя Алексея Михайловича. С 1629 г. и до своей кончины прп. Елеазар подвизался в устроенном им ските. Мощи преподобного были обретены в 1757 г. • Секирная гора, именуемая Голгофой, в своей истории знает трагический период. «Секирка» — одно из страшных мест заключения Соловецкого лагеря, первого освоенного острова архипелага ГУЛАГ. «В двухэтажном соборе там устроены карцеры Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку, и велят наказанным арестантам весь день на жердях сидеть., если же свалится — надзирателиподскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу клестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили) и сталкивают вниз с Голгофской горы», по описанию Солженицына, который назвал Голгофо-Распятский скит на Анзере штрафной командировкой, где лечат убийством. Этот штрафной лагерь не был предназначен исключительно для духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/436796/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010