3. Годовой круг богослужения. Все круги церковных служб расположены концентрически, то есть основное ядро служб и характер их остаются неизменными, но в каждом новом случае расширяются и дополняются новыми песнопениями и богослужебными действиями.           Таким образом, как среди суточных служб есть менее торжественные (полунощница, часы, повечерие) и более торжественные (утреня, литургия, вечерня), так и в седмичном кругу есть дни торжественные (воскресенье) и неторжественные: покаянно-постные (среда и пятница) и скорбно-молитвенные (суббота – день поминовения усопших). Подобным же образом построен и годичный круг богослужения. В нем единичные торжественные дни недели разрастаются в целое собрание праздничных дней, посвященных памяти известных событий, святых, небесных чинов или отмечаемых во славу Господа и Его Пречистой Матери, отдельные постные дни – в продолжительные посты; а поминовению усопших назначено несколько специальных дней («родительские субботы»).           Все эти отмечаемые Церковью праздники и события делятся на два разряда: некоторые приурочены к одним и тем же числам определенных месяцев и воспоминаются в эти дни из года в год неизменно, другие же ежегодно празднуются в различные числа и месяцы. Влияет на это день празднования св. Пасхи, который высчитывается по особым нерушимым правилам и от которого зависит круг церковных праздников и постов, так же нерушимо с ним связанных в известных сочетаниях. Те праздники, которые падают ежегодно на разные дни недели 7 , но одни и те же числа, называются неподвижными, а те, которые падают на разные числа 8 , – подвижными.           Праздники сами по себе делятся на великие, малые и средние.           Великие (обозначаются красным крестом в круге) – это те, «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» 9 . На утрене в великие праздники обычные каноны Богородице отменяются 10 , даже и в Ее собственные дни 11 , а поются только праздничные. «Честнейшую» тоже не поют; эта песнь заменяется величаниями с припевами, или запевами, и ирмосом девятой песни. На литургии вместо «Достойно» – задостойник (ирмос девятой песни канона), вместо «изобразительных»  –  праздничные антифоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Тот, кто постоянно ходит в церковь , замечает, что богослужение состоит из ежедневно или еженедельно повторяющихся молитвословий и из молитвословий, повторяющихся через определенные промежутки времени или читаемых раз в год. Это обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких связанных между собой кругов: дневного, недельного, восьмигласного, годового подвижного и годового неподвижного. Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти службы ежедневно не правятся. В древности существовали святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы совершались непрерывно. Уходили на отдых или на хозяйственные послушание одни монахи, – другие шли на молитву в храмы, – молитва о всем мире и спасении всех шла в монастыре непрестанно. Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, называемых Постной и Цветной Триодями; в первой содержатся службы Великого поста и приготовительных к нему недель, во второй – службы от Пасхи до Троицы. Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение – по-церковнославянски неделя – посвящено воскресению Христову; понедельник – бесплотным силам; вторник – Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница – Кресту и Страданиям Христовым; четверг – апостолам и святителю Николаю; суббота – всем святым и молению за умерших. Чтобы не было однообразия недель, дневные службы – точнее, дневные песнопения – группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам – гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих, или «Осьмогласник».

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Отпуст литургии преждеосвященных Даров, кроме дней страстной седмицы, такой же, какой и на литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о, т. е. «Христос истинный Бог наш молитвами пречистыя Своея Матере». Далее, на нем следуют воспоминания, – смотря по дню седмицы, затем воспоминается святой, его же есть день. Не должно при этом, забывать, что служба вечерни и следующей за ней литургии относится к последующему дню. На Литургии Преждеосвященных даров, совершаемой в 24-й день февраля и 9-го марта. Священник на отпусте поминает прежде празднуемого святого, потом наставшего (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник 2-й, 3-й или 4-й седмиц Великого поста, и послед. 9-го марта) 783 . Наконец, на отпусте священник воспоминает: «Иже во святых отца нашего Григория Двоеслова », т. е. трудившегося в составлении Литургии Преждеосвященных даров (Служебн., Литургия Преждеосвященных даров). В страстную седмицу произносится особый отпуст (там же), именно в начале его прибавляются слова: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д. (Служебн., отпусты Владычних праздников). Глава вторая. О днях и службах кругов седмичного и годового В Православной Церкви назначены известные службы для каждой части суток. Таковы службы: вечерни, повечерия, полунощннцы, утрени, часов и литургии. Эти службы составляют собою суточный, дневной круг служб. К службам дневного круга присоединяются молитвословия и песнопения, сообразные с воспоминаниями, усвоенными дням седмицы и дням года, иначе сказать, присоединяются службы, составляющие седмичный круг и годичный, или годовой круг богослужения. Службы кругов седмичного и годового не отправляются без служб круга дневного, но всегда соединяются с ними. В службы круга дневного, например – вечерню, повечерие и другие, в которых содержатся постоянно, одни и те же молитвословия неизменяемые, входят службы круга седмичного (своими молитвословиями, изменяемыми с каждым днем седмицы) и службы круга годового (молитвословиями, изменяемыми с каждым днем года).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Официально задачей священника считалось «прославление Триединого Бога и ревностное назидание гласом Церкви всех православных христиан в истине веры и чистоте жизни» 13 . В соответствии с этим его профессиональные обязанности подразделялись на богослужебные (храмовая деятельность), проповедническо-миссионерские (внехрамовая деятельность и внутренняя миссия), миссионерские (внешняя миссия). В церковном богослужении, включавшем в себя канонически закрепленные действия, различались три круга: суточный, недельный и годовой. В суточный входили вечерня, повечерие, полунощница, утреня и литургия. Недельные службы посвящались «поминаниям»: так в воскресенье вспоминали Воскресение Господне; в понедельник служили небесным силам (ангелам); во вторник – Иоанну Крестителю и т.д. 14 . Годовой круг состоял из богослужений на каждый день года, включая праздники – церковные общие, церковные местные, а также торжественные прочтения всех манифестов и указов 15 . Праздничными богослужениями отмечались также следующие даты: – царские (дни восшествия на престол, коронации, тезоименитства и рождения членов царской семьи и прочих особ царствующего дома); – кавалерские дни (в честь тех святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден); – викториальные дни (в память победы русского оружия); «особые» дни (19 февраля 1861 г., 17 октября 1905 г. и т.п.) 16 . Праздничные службы требовали особого напряжения – в храме собирались почти все прихожане и священнику предписывалось произносить поучения и проводить с ними внебогослужебные беседы, дабы отвлечь от «беспутной жизни и ...бесчинств», обычно творимых в праздничные дни 17 . Согласно воспоминаниям протоиерея А.Попова процедура была такова: после утрени священник выходил в трапезную, садился за скамью в южной стороне церкви. Рассаживались и прихожане. Беседы – то по хозяйственным, то по религиозным вопросам – проходили не всегда спокойно. Когда прения становились нелицеприятными, священник мог объявить прихожанам: «Вы меня расстроили, возмутили, оскорбили, служить не могу, обедни не будет» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться Архимандрит Назарий (Омельченко) Источник: Портал «Православная жизнь»      – Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения? – Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день. Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.      – Что значит: понедельник посвящен Ангелам? – В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

http://pravoslavie.ru/97284.html

Происходит пересмотр актов мученичества и канонизация мучеников. Празднование памяти мучеников и построение мемориальных церквей над их могилами получает каноническую санкцию. Празднование памяти перерастает из совершаемого над могилой частного обряда в общецерковное торжество: сначала на уровне местной церковной общины, а затем и во всей Церкви. Дни памяти различных мучеников объединяются в годовой цикл, зафиксированный в мартирологах, на основе чего формируется неподвижный годовой круг церковного богослужения. Почитание мучеников нашло свое отражение и в чине Божественной Литургии. С древнейших времен мученики особо упоминаются в ходатайственной молитве, произносимой непосредственно после пресуществления Святых Даров. Для них отделяется особая частица на проскомидии (пятая частица из «девятичинной» просфоры, разделяемой по чинам святых). Согласно русскому служебнику, эта частица вынимается «в честь и память» «Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц» 306 . 3.3.2. Канонизация новомучеников и исповедников Российских 307 В XX веке в СССР в огромных масштабах развернулись гонения на Церковь . Большое число верующих было расстреляно или погибло в тюрьмах, лагерях и Ссылках. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. было сформулировано отношение Православной Церкви к подвигу пострадавших от репрессий советской власти, ее вера в то, что «христиане, умиравшие под пытками с именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся с благодарением Богу за все от голода и тяжких работ в лагерях, стали не жертвой трагической случайности, а положили жизнь свою за Христа» 308 . Знаменательно, что первым убиенным архиереем был митрополит Владимир (Богоявленский) , занимавший все три важнейшие кафедры – Московскую, Петербургскую и Киевскую и называемый поэтому «всероссийским пастырем». Он был казнен 25 января/7 февраля 1918 года в городе Киеве – колыбели христианства в нашей стране, был соименником св. князя Владимира – крестителя Руси, и день его гибели впоследствии стал днем поминовения всех новомучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Над могилами возводились постройки, в которых (или рядом с которыми) совершалось поминовение (гр. μρτρον лат. memoria); одной из моделей для них служили позднеиудаистические поминальные здания на могилах пророков. После прекращения гонений строительство таких зданий получает дальнейшее развитие; на Востоке к мавзолею, в котором хранились мощи, часто пристраивалась церковь; на Западе мощи обычно хранились под алтарем самой церкви. В результате развития почитания мучеников места христианских погребений становились центром церковной жизни, могилы мучеников – почитаемой святыней. Это означало радикальное изменение в позднеантичном мировосприятии, в котором город живых и город мертвых были разделены непроходимой гранью и только город живых являлся местом социального бытия (кладбища располагались за городской чертой). Этот переворот в сознании делался особенно радикальным, когда в города стали переноситься мощи мучеников, вокруг которых группировались и обычные захоронения (поскольку погребение рядом с мучеником рассматривалось как средство получить его заступничество). Развитие почитания мучеников побудило Церковь в IV - V вв., после прекращения гонений, определенным образом регламентировать это почитание. Отдельные его формы, совпадавшие с языческими, стали восприниматься как пережитки язычества и подверглись осуждению (так, бл. Августин Иппонийский возражает против устройства поминальных пиршеств на могилах). Бл. Иероним Стридонский говорит, что подобные эксцессы объясняются “простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин”. В этом контексте происходит пересмотр актов мученичества и канонизация мучеников. Празднование памяти мучеников и построение мемориальных церквей над их могилами получает каноническую санкцию. Празднование памяти перерастает из частного обряда, совершаемого над могилой, в общецерковное торжество – сначала на уровне местной церковной общины, а затем и всей церкви. Дни памяти различных мучеников (dies natalis) объединяются в годовой цикл, фиксируемый в мартирологах . На этой основе формируется неподвижный годовой круг церковного богослужения . Представление о мучениках как заступниках за людей перед Богом, как о постоянно присутствующих членах церковной общины выразилось и в чине литургии . Мученики с древнейших времен особо упоминаются в ходатайственной молитве (intercessio), произносимой непосредственно после преложения Св. Даров (epiclesis), и для них отделяется особая частица на проскомидии (при приготовлении Св. Даров). В честь мучеников вынимается пятая частица из третьей, так наз “девятичинной” просфоры , разделяемой по чинам святых. Согласно русскому служебнику эта частица вынимается “в честь и память” “Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц” (в разных православных традициях набор имен может варьироваться).

http://drevo-info.ru/articles/1068.html

Александр Ануров 12 декабря 2011, 19:07 Вопрос в понятиях, таких как, религиозная космология и нетрадиционная астрология. Последняя область неправомерно заимствовала из религиозной космологии не суть, а формы и, создав тем самым сектантскую ветвь для принесения прибыли. Рассчитана, которая на дилетанта. Космология. Космос (греч.) - Порядок, гармония, вселенная. В Литургическом движении Церковь образует «Великий круг»-венец лета, круг который сообразно с космическим солнечным кругом образует год, заключенный в себе 12 малых кругов. Этот космический годовой круг, рожденный движением земли и небесных светил, весь осветился кругом богослужений. Жена, облаченная в Солнце, имеющая под ногами луну... (ОТК. 12 гл.) А вокруг головы венец из 12 звезд... (ОТК. 12 гл.) Священные времена: Празднование субботы послужило основой для праздников. Праздник новомесечения при первом появлении всякой луны. Священное предание говорит: 1. Что бы Пасха была после весеннего равноденствия, 2. после за сим полнолуния, 3. в первый за сим воскресный день, 4. что бы не совпал сей Праздник с Пасхой еврейской, от которой зависит определение времени, а был после еврейской Пасхи. Византийский храм корабль носил идею космоса еще с ветхозаветных времен. Космическая символика храма развилась на западе в «Романском» и особенно в «Готическом» искусстве. Алтарь, или престол, имеет кубическую форму - прообраз вселенной. Георгий 3 ноября 2011, 09:28 Елене: очень порадовали Ваши комментарии. Нежелание вникать всегда приводит к недоразумениям - что в случае " тёмных бабушек в церкви " , что в случае " языческой веры в астрологию " . Слово " верую " настолько же применимо к астрологии, как к градуснику, на мой взгляд. Астрологию как область знания можно понимать или не понимать, знать её предмет или не знать. То же и в теоретической физике, и в психологии - мы не веруем в них, а имеем основания думать, что с помощью этих наук мы можем воплощать наши планы. Вера же - это совсем другое, это отношение с запредельным, мы не можем использовать веру, как используем знание.

http://pravoslavie.ru/49433.html

Панагия (в пер. с греч. – «всесвятая») – круглая икона Богородицы, лежащая на груди епископа. Посох (или жезл) – знак пастырской власти над пасомыми, показывает обязанность епископа привлекать к Богу неверующих, пасти христиан и карать отступников. В то время, когда нет особо торжественного богослужения, епископ надевает мантию (особый плащ без рукавов), олицетворяющую ангельские крылья и все покрывающую силу Божию. Виды богослужения В Православии богослужения разделяются на те, участие в которых принимает вся община христиан, – они называются общественными, и те, которые совершаются для отдельных людей, – они называются частными, или требами. Основным принципом формирования вседневного богослужения является круг священного времени. Общественные богослужения состоят из молитвословий, входящих в несколько таких кругов. Существуют следующие богослужебные круги, соединение которых и создает наше богослужение: суточный, седмичный, годовой и пасхальный. Суточный круг Суточный круг богослужения, по традиции, восходящей к царю Давиду ( Пс. 118, 164 ), включает в себя семь богослужебных последований, которые должны освящать все время. По Уставу они совершаются одинаково каждый день всего года. Тексты этих молитвословий напечатаны в Часослове. Само освящение тех или иных времен связано с тем, что в тот или другой час произошло определенное священное событие нашего спасения. В храме Небо соединяется с землей и вечное – с временным, а точками этих соединений и являются богослужения. Так как Бог сотворил мир вечером, то первым богослужением наступающего дня является вечерня, совершаемая на закате. Она напоминает нам о погребении Христа вечером Страстной Пятницы и о нашей кончине. Как говорит святитель Симеон Солунский , на вечерне «мы славословим Создателя нашего за то, что достигли окончания дня, и весь остаток его хотим посвятить Богу. При этом мы благодарим за нашу жизнь, за пищу, мысли, слова и дела; просим же ночи мирной, безгрешной и свободной от соблазнов, которая предуготовляет на конец нашей жизни, так как смерть приходит к нам подобно ночи».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В суточный круг входят все богослужения, связанные с разными временами дня: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. В недельном круге каждый день недели посвящен особому воспоминанию: воскресенье – Воскресению Христову, понедельник – небесным духовным силам – ангелам, вторник – пророкам, среда – святому Кресту, четверг – апостолам и святителям–епископам, главным образом святителю Николаю, пятница – крестным страданиям Христа, суббота – Матери Божией и памяти о всех умерших. Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, и в него входят все праздники. Некоторые из этих праздников вспоминаются в определенный день определенного месяца. Эти праздники называются неподвижными. Таковы, например, Рождество Христово, Крещение, Благовещение, Преображение. Самый великий праздник – праздников праздник – в жизни Церкви – это Воскресение Христово, Пасха. Пасха с самых ранних веков христианства празднуется всегда в воскресенье – первое воскресенье после весеннего полнолуния, и поэтому календарная дата Пасхи меняется каждый год. Вместе с Пасхой меняются и дни воспоминаний о событиях, связанных с ней, – Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение – на сороковой день и Пятидесятница – на пятидесятый день после Пасхи. Недаром на церковном языке говорят о кругах богослужений – суточном, недельном и годовом. Круг всегда являлся символом вечности, и если действительно жить церковной жизнью, то каждый час дня, каждый день недели, каждый праздник года делается для нас как бы точкой пересечения нашей личной, временной жизни и жизни вечной, жизни Божией. Я говорю здесь об этом порядке церковной жизни потому, что, вероятно, все мы, верующие родители, сознаем, что главная наша задача состоит в устроении, создании уклада нашей семейной жизни. Мы хотим, чтобы в нашей семейной жизни осуществлялся как можно полнее тот мир добра и любви, о котором мы молимся в молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое…». И мы хотим, чтобы время – те часы и минуты, и секунды, которые текут так безостановочно, – было действительно «Божиим временем», частью Божьей вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010