Трудное счастье Конец учебного года в Московских духовных школах. Середина 1980-х годов. В центре – ректор МДАиС архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) Еще один урок − это те послушания, которые приходилось нести в Лавре. Какое-то время я был иподиаконом у отца наместника, потом меня определили вести экскурсии для некоторых групп, которые посещали Лавру. Все «обычные» экскурсоводы были светскими людьми, сотрудниками музея-заповедника. Но некоторые экскурсии водили монахи − для особо «почетных гостей», в основном иностранцев или советского партхозактива. Этому контингенту давалась подобная привилегия, видимо, для разнообразия впечатлений. Я помню, времени не было совершенно. Утром я пономарил на ранней литургии. Летом служба была в Успенском соборе, и я вставал в четыре часа, в полпятого шел открывать храм, а он огромный, и даже просто открыть все двери − достаточно долгий процесс. Потом надо было ходить с переносной лестницей, зажечь все лампады, приготовить всё к службе. Это занимало минут 30–40. В это время как раз заканчивался братский молебен, приходило служащее раннюю литургию духовенство. После ранней литургии − завтрак и занятия. После занятий − экскурсии, после экскурсий − вечернее богослужение, на которое я ходил практически каждый день. Вот такая была напряженная жизнь − жизнь абсолютно счастливая, я ее помню до сих пор. Помню не в подробностях, а как одно темно-светлое пятно: темное потому, что я спал, как в армии, там, где только мог приклонить голову, а светлое − благодаря чувству радости и полноты. Это, кстати, еще один урок, который я получил в Лавре: чем больше человек занят, тем больше он почему-то счастлив. Главным, конечно же, было лаврское богослужение − не только торжественное, праздничное, а обычное, будничное. Весь годовой круг (и неоднократно) я провел на братском клиросе и в алтаре − читал, пел, пономарил. Вот тогда, как мне кажется, я понял богослужение, узнал его и был поражен не только его красотой, но и грандиозностью замысла. Ведь что такое богослужение? Это не просто свидетельство о прошедшем или попытка достойно и красиво отметить те или иные важные события, происходившие в далекие времена. Годовой богослужебный круг − это особый мир, особая жизнь с Богом и со святыми, участником которой ты становишься. И в Лавре я навсегда полюбил богослужение уже не как некий, по словам священника Павла Флоренского, «синтез искусств», а именно как особую жизнь. Хотя и с точки зрения того самого «синтеза» ничего лучше Лавры невозможно и представить: старинные намоленные соборы, иконы Андрея Рублева и других древних мастеров, праздничное богослужение как настоящее, ни с чем не сравнимое торжество, благодаря служению отца наместника 1 с братией и великолепному хору отца Матфея...

http://pravoslavie.ru/95724.html

На лето 2011 года в жизни Правящего Архиерея Саратовской епархии Епископа Саратовского и Вольского Лонгина пришлось сразу несколько юбилейных и памятных дат: 25-летие служения в священном сане, 50-летие со дня рождения, годовщина Архиерейской хиротонии, которая была совершена в день праздника Преображения Господня. Поскольку все они отмечались «в рабочем порядке», поздравив Владыку с праздником, мы попросили его ответить на несколько вопросов о жизни епархии и рассказать об опыте его служения. — Каждая страница биографии человека — это определенный жизненный опыт. Ваша биография, если очень кратко, это принятие монашества и жизнь в Троице-Сергиевой Лавре, учеба в Софийской духовной академии, восстановление Подворья и становление там приходской жизни, опыт духовничества… Пригодился ли Вам этот опыт, когда Вы вступили в управление епархией, или здесь нужно было решать какие-то другие задачи? — Человек всегда извлекает из жизненных ситуаций какие-то жизненные уроки, это естественно и необходимо. Самым ярким впечатлением в начале моей церковной жизни была Троице-Сергиева Лавра: сам монастырь, его братия и, самое главное, удивительное богослужение. Меня часто спрашивают: «Почему Вы стали монахом?». И сколько я ни пытаюсь на этот вопрос ответить — не могу, потому что не знаю, как это произошло. Весной, когда еще не закончился первый год учебы в семинарии, я уже подал прошение в Лавру о зачислении меня в число братии. Не было каких-то внешних толчков, «озарений», душевных переворотов. Просто несколько месяцев пребывания в Лавре полностью убедили меня в том, что это мое место. Главный урок, полученный в Лавре,— это, конечно же, ежедневное богослужение. Будучи насельником обители, я несколько раз провел весь годовой круг на братском клиросе и в алтаре — читал, пел и пономарил. За это время я узнал богослужение, как мне кажется, понял его и на всю жизнь был поражен даже не столько его красотой, сколько грандиозностью замысла. Ведь что такое богослужение? Это не просто свидетельство о прошедшем или попытка достойно и красиво отметить те или иные важные события, происходившие в далекие времена. Годовой богослужебный круг —это особый мир, особая жизнь с Богом и со святыми, которая не вчера и не «где-то там», а вот здесь и сейчас, и ты ею живешь. И в Лавре я навсегда полюбил богослужение уже не как некий, по словам священника Павла Флоренского, «синтез искусств», а именно как особую жизнь. Хотя и с точки зрения того самого «синтеза» ничего лучше Лавры не было возможно и представить. Древние намоленные соборы, иконы Андрея Рублева и других древних мастеров, необыкновенно торжественное богослужение, не говоря уже о великолепном хоре под управлением отца архимандрита Матфея. И сегодня Лавра так же близка моему сердцу, и я до последних своих дней буду считать себя ее насельником.

http://pravoslavie.ru/48191.html

Богослужебные циклы    Одна из главных отличительных черт византийской богослужебной традиции — изобилие и разнообразие гимнографических текстов, отмечающих различные циклы богослужебного года. Специальные богослужебные книги содержат песнопения для каждого из главных циклов. Суточный круг включает богослужения Вечерни (σπερινς), Повечерия (απδειπνον), Полунощницы (μεσονυκτικν), Утрени (ορθρος) и четырех канонических Часов т. е. богослужений, которые должны совершаться в Первый (6 утра), Третий (9 утра), Шестой (12.00) и Девятый (3 пополудни) часы. Богослужебная книга, покрывающая суточный круг, называется Часослов (ρολγιον). Пасхальный круг сосредоточен вокруг «Праздника праздников», т. е. празднования Воскресения Христова; он включает период Великого поста, предваряемого тремя подготовительными воскресеньями («Неделями»), и пятьдесят дней, следующих за днем Пасхи. Песнопения периода поста содержатся в Триоди (Трипеснец), а песнопения пасхальных дней — в Цветной триоди (Πεντηκοσταριον). Недельный круг — это продолжение пасхального цикла, находящегося в Постной и Цветной триодях; каждое воскресенье после Пятидесятницы (пятьдесят дней после Пасхи) имеет свой особый музыкальный тон, или глас, в соответствии с которым поются все песнопения этой недели. Всего таких гласов восемь, их сочинение традиционно приписывается св. Иоанну Дамаскину (VIII в.). Каждая неделя сосредоточена вокруг воскресенья, дня Христова Воскресения.    Пасхальный и недельный циклы — это отчетливая доминанта в богослужениях всего года, что указывает на абсолютную центральность Воскресения в восточном понимании христианского благовестил. Дата празднования Пасхи, как было определено на Никейском соборе (325), — это первое воскресенье после первого полнолуния от весеннего равноденствия. Различия между Востоком и Западом в вычислении даты Пасхи объясняются тем, что Православная Церковь пользуется Юлианским календарем для определения даты равноденствия (отсюда задержка на 13 дней), а также тем, что, согласно традиции, Пасха должна следовать за иудейской Пасхой, т. е. она не может ей предшествовать или с ней совпадать. Годовой богослужебный круг включает песнопения для каждого из 366 дней календаря, с его праздниками и ежедневным воспоминанием святых. Она находятся в 12 томах Миней (Μηναον, Месяцеслов).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Это и единственный путь приобретения полноты Истины и Жизни, открытых и дарованных в Иисусе Христе. Соборный характер церковной методики помимо прочего заключается и в том, что она не ограничивается каким-то одним периодом жизни человека, обучением его в каком-то определенном возрасте, детском, например; она охватывает своими наставлениями всю жизнь каждого верного от рождения до смерти. С биологической точки зрения человек - дитя только в начале жизни, в духовном же смысле он - дитя Божие всю свою жизнь и призван к непрестанному росту до возраста Христова. Следовательно, миссия Церкви заключается именно в том, чтобы открыть человека для таких вечных горизонтов на принципах соборного возрастания ко Христу. На это требование непрестанного образования и возрастания в вере, добродетели и христоподобной жизни, так же как и на соборный характер такого возрастания, очевидным образом указывает годовой круг церковного богослужения. Годовой богослужебный круг - это призыв к постоянному (паки и паки) переживанию истин веры и ко все более глубокому проникновению и врастанию в одну-единственную, но неисчерпаемую тайну Христа и жизни во Христе. Богослужение - это дыхание Церкви, ее соборная память с тайной Евхаристии в своем центре; оно - живое присутствие живого Христа в жизни человека и мира и через это - реальное преображение творения и времени, и таким образом открывается как путь новый и живой к Истине, как образ и средство непосредственного близкого общения с ней. Богослужение как живое дыхание Церкви, ее соборная память, всегда имело исключительное значение для осуществления церковной миссии. Православная методика всегда имела литургический характер. Богослужение было и осталось незаменимой благодатной школой, вечно новой школой, и в ней воспитывается не только человеческий ум. Она воспитывает не просто накоплением знаний, как это происходит в различных европейских школах, - она образовывает, формирует всего человека как целостную личность. Неудивительно поэтому, что на протяжении всей церковной истории началом и концом всякой церковной миссии было богослужебное евхаристическое собрание. Богослужение по самой своей природе своими нестареющими методами несет в себе вечно обновляющую, преображающую силу. Сущность ее - молитва, а о ней справедливо сказано, что она, в особенности литургическая, есть тончайший воспитатель ума, сердца, всей личности и " единственный метод сущностного самопознания " (преподобный Иустин (Попович)).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/157/...

Четверг — это день памяти святых апостолов и святителя Николая Мирликийского. Суббота имеет две темы: прославление всех святых (особенно святителей, мучеников и преподобных) и поминовение усопших. Рассматривая седмичный круг богослужения, нужно сказать и о существующей в Церкви системе гласов (напевов). Их восемь . Для каждого гласа существует набор песнопений на каждый день седмицы. Глас начинается в воскресенье (поскольку богослужебный день начинается с вечера, то по астрономическому времени это будет вечер субботы) и заканчивается в следующую субботу утром. Таким образом, для каждого дня седмицы существует восемь вариантов службы. Тематика дня седмицы в них остается, но раскрывается в каждом гласе по-своему. Это можно заметить, например, в воскресных службах, на которых мы чаще всего бываем. Отсчет гласов идет от Пасхи: в следующее воскресенье после нее (в Фомину Неделю) начинают петь первый глас. В Светлую седмицу каждый день поются воскресные песнопения разных гласов. Это называют «парадом гласов». Тексты седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих. Название этой книги происходит от двух греческих слов: окто — восемь и ихос – глас. Дословный перевод — «Осьмогласник». Структура церковного года Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенных местах суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию. Месяцеслов — это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. Начало месяцеслова — это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю. Самые главные праздники Месяцеслова называются двунадесятыми (даты даны по новому стилю): 1. Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, 2. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября, 3. Вход во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря, 4. Рождество Христово — 7 января, 5. Крещение Господне или Богоявление — 19 января, 6. Сретение Господне — 15 февраля

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Но в то же время Евхаристия входит и в другой кругкруг богослужения времени. О. Александр Шмеман выделяет в богослужении церковном таинства, вводящие человека в Церковь , таинство Евхаристии, являющееся центром всей церковной жизни, и богослужение времени. Богослужение времени – это все то, что изучается в курсе литургики, то, что по содержанию и по названию связано со временем. В богослужении есть три круга времени: дневной, седмичный и годовой. Конечно же, каждое богослужение обращает нас к вечности, но есть богослужения, в большей степени связанные со временем; они образуются тремя кругами, основным из которых является дневной круг. В учебной литературе вы можете встретить утверждение о том, что службами дневного круга являются вечерня, предваряемая девятым часом, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой час и литургия. В таком поспешном изложении предмета литургия с совершаемым на ней таинством Евхаристии стоит в одном ряду с вечерней или девятым часом. Часы действительно читаются перед литургией, она как бы встает с ними в один ряд, но все не так просто и не так прямолинейно, как это излагается в учебной литературе. О. Александр стремится обнажить основной нерв, организующий богослужение Церкви, говоря, что весь Устав состоит в порядке сопряжения Евхаристии и богослужения времени. Богослужение времени и, главным образом, его основа – дневной богослужебный круг имеет своей вершиной, целью и в то же время своим источником Божественную литургию, за которой совершается таинство Евхаристии. Каждый из нас опытно знает, что такое богослужение в жизни Церкви. И по опыту своему чувствует, что богослужение является дыханием тела церковного, одним из самых важных моментов в ее жизни. Но церковное богослужение является также и сокровищницей церковного опыта, концентрацией всего богословского учения Церкви. Какую бы область богословского знания мы ни взяли, она обязательно связана с богослужением. Возьмем догматическое богословие. Конечно, оно связано с богослужением, и не просто каким-то иллюстративным образом: можно найти песнопения, в которых излагаются догматы .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме суточного круга в жизни церкви есть и недельный круг богослужений. Каждый день недели имеет свое особое богослужение, причем для богослужения каждого дня недели есть восемь особых напевов – гласов , которые чередуются в течение года. Каждый день недели посвящен какому-нибудь воспоминанию: воскресенье – Воскресенью Христову; понедельник – небесным силам, т. е. ангелам; вторник – Иоанну Крестителю и пророкам; среда – Кресту в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды; четверг – Апостолам и Святителям (главным образом Святителю Николаю); пятница – Кресту в связи с Распятием; суббота – всем святым и усопшим и в особенности Матери Божией. Среда и пятница являются днями постными. Годовой круг Богослужений Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, включая сюда все праздники. Из них самыми большими являются Воскресение Христово, Пасха, называемая Праздником Праздников, и двенадцать великих праздников, посвященных Христу и Божьей Матери, которые называются двунадесятыми . Некоторые из этих праздников совершаются в определенный день определенного месяца. Эти праздники называются неподвижными. Таково Рождество Христово, Благовещение и др. Некоторые же праздники – подвижные, и празднование их каждый год приходится на другой день. Таковы Пасха и все от нее зависящие праздники – Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Св. Духа. Церковь установила посты перед самыми большими праздниками, чтобы лучше приготовить нас к их встрече. Духовные радости глубже проникают в человеческую душу, если человек духовно и телесно подготовлен к ним. Пост есть время душевного и телесного воздержания и доброделания, т. е. усиленной молитвы, милостыни, говения, воздержания от развлечений, от легкомысленных книг, – и телесного воздержания – от некоторых видов пищи. Пост есть средство покорения тела душе. В то же время он есть проявление нашей любви к Богу и Церкви. Мы отказываемся от вкусной пищи не из экономии, не по рецепту врача, а, чтобы выполнить заповеди Божии. Не даром первый завет Бога, людям в раю, был заповедью о посте (Господь разрешил Адаму и Еве есть плоды всех деревьев, кроме одного).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь креста Господня (день постный). В субботу - день покоя, - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. Годовой круг Богослужений 3. Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам. Из всех праздников в году является самым большим праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22-го марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25-го апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми. Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию, делятся: на Господские, Богородичные и святых. По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы, праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники - не всегда. Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи. Более подробные сведения о праздниках и постах помещены в отделе " О вере и жизни христианской " , при объяснении четвертой заповеди Закона Божия и в Священной истории Нового Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Пост не означает уныние, пост — это труд, но труд радостный. На утрени первой недели Великого Поста мы слышим в церкви молитву: «Постимся постом приятным, угодным Господу. Истинный пост есть отчуждение от зла, воздержание языка, отказ от гнева, освобождение от дурных чувств, от излишней болтливости, от лжи…» (перевод со славянского). 3.6 ЦЕРКОВНЫЙ ГОД В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Церковь освящает молитвой каждый день нашей жизни, каждую часть дня. Молитвой отмечает она и все события, которые мы вспоминаем в течение года. Мы называем Церковь Телом Христовым, и в жизни этого Тела есть свой ритм, свой порядок, выражающийся в богослужениях, в смене праздников и постов. В этом чередовании богослужений есть три ряда, или круга: суточный, недельный и годовой. В суточный круг входят все богослужения, связанные с разными временами дня: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. В недельном круге каждый день недели посвящен особому воспоминанию: воскресенье — Воскресению Христову, понедельник — небесным духовным силам — ангелам, вторник — пророкам, среда — святому Кресту, четверг — апостолам и святителям–епископам, главным образом святителю Николаю, пятница — крестным страданиям Христа, суббота — Матери Божией и памяти о всех умерших. Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, и в него входят все праздники. Некоторые из этих праздников вспоминаются в определенный день определенного месяца. Эти праздники называются неподвижными. Таковы, например, Рождество Христово, Крещение, Благовещение, Преображение. Самый великий праздник — праздников праздник — в жизни Церкви — это Воскресение Христово, Пасха. Пасха с самых ранних веков христианства празднуется всегда в воскресенье — первое воскресенье после весеннего полнолуния, и поэтому календарная дата Пасхи меняется каждый год. Вместе с Пасхой меняются и дни воспоминаний о событиях, связанных с ней, — Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение — на сороковой день и Пятидесятница — на пятидесятый день после Пасхи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

После принятия христианства императором Константином в IV beke умножается число христиан и строятся величественные и вместительные храмы. Чины Божественной литургии и таинств приобретают вид торжественных священнодействий, исполненных глубокого символизма; в богослужении увеличивается роль церковной музыки и изобразительного искусства. В это время и позднее создаются классические евхаристические молитвы (анафоры) и происходит формирование церковно-богослужебных книг. Развитию суточного круга богослужения способствовала, начиная с IV века, монашеская молитвенная практика, которая оказала большое влияние на богослужение городских церквей. Важное значение для формирования богослужений Страстной седмицы и всего круга христианских праздников имела иерусалимская литургическая традиция, сложившаяся в местах, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа, Божией Матери и апостолов. В IV–V веках повсеместное распространение получила практика соблюдения в течение сорока дней перед Пасхой Великого поста, а среда и пятница в течение всего года закрепились в качестве постных дней. Связанные с Пасхой праздники постепенно образовали годовой подвижный круг богослужения. Начиная с III века, помимо Пасхи, устанавливается празднование Богоявления, то есть Рождества Христова и Крещения Господня, которое вскоре было разделено на два отдельных праздника. Раннехристианская традиция почитать дни памяти мучеников нашла свое выражение в составлении списков памятей мучеников (мартирологов), которые были дополнены днями памяти иных святых — пророков, святителей, преподобных, праведных, а также датами праздников. Таким образом сложился церковный календарь — в той части, которая охватывает неподвижный годовой богослужебный круг. В VII–IX веках в Восточной Церкви утверждаются богослужебные традиции Иерусалима и Константинополя и происходит их синтез, в результате которого сложилась последующая богослужебная традиция Православной Церкви. Это время было периодом расцвета гимнографического творчества, прежде всего монашеского, а также повсеместного распространения монастырских богослужебных уставов (типиконов) и литургических книг.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010