Тот, кто постоянно ходит в церковь, замечает, что богослужение состоит из ежедневно или еженедельно повторяющихся молитвословий и из молитвословий, повторяющихся через определенные промежутки времени или читаемых раз в год. Это обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких связанных между собой кругов: дневного, недельного, восьмигласного, годового подвижного и годового неподвижного. Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти службы ежедневно не правятся. В древности существовали святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы совершались непрерывно. Уходили на отдых или на хозяйственные послушание одни монахи, — другие шли на молитву в храмы, — молитва о всем мире и спасении всех шла в монастыре непрестанно. Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, называемых Постной и Цветной Триодями; в первой содержатся службы Великого поста и приготовительных к нему недель, во второй — службы от Пасхи до Троицы. Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение — по–церковнославянски неделя — посвящено воскресению Христову; понедельник — бесплотным силам; вторник — Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница — Кресту и Страданиям Христовым; четверг — апостолам и святителю Николаю; суббота — всем святым и молению за умерших. Чтобы не было однообразия недель, дневные службы — точнее, дневные песнопения — группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам — гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих , или «Осьмогласник».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

11 сентября – великий праздник Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. День этот празднично-скорбный, и потому Церковь установила для него строгий пост, дабы не подражать празднеству Ирода, приказавшему казнить величайшего из рожденных женами, как сказал Сам Господь. К слову, всякие утверждения, будто в день Усекновения главы Иоанна Предтечи нельзя есть круглое, являются чистым суеверием, не достойным христианина. Так устроен годовой круг богослужения, благодаря которому время уже не является синонимом смерти, а становится пространством для встречи с Вечным Богом. Пасхальный круг Величайшим праздником для православных христиан является Святая Пасха, день Воскресения Христова, выводящий нас за пределы падшей вселенной и сверкающий лучезарным сиянием Солнца любви. День Пасхи является переходящим. Правила вычисления этого праздника таковы: Пасха бывает между 22-м числом марта и 25-м апреля (сразу после весеннего равноденствия) и празднуется в ближайший воскресный день после весеннего полнолуния, обязательно после еврейской пасхи. Так как солнце и луна по небосводу движутся с разной скоростью (28 лет солнечного цикла и 19 – лунного), то весь пасхальный цикл полностью повторяется только раз в 532 года. Этот период называется Великим Индиктионом. Для того чтобы лучше подготовить нас к этому дню и оттенить это сияние, Церковь установила предшествующий ему семинедельный Великий пост , оканчиваемый в ночь праздника. Начинается пасхальный круг с трех воскресных дней, готовящих к началу Великого поста. С этого времени начинается употребление Триоди – богослужебной книги, в которой приводятся молитвословия пасхального цикла. Триодь бывает Постная, описывающая службы Великого поста до дня Пасхи, и Цветная, длящаяся от Пасхи и до Дня Всех святых. Само слово «триодь» означает «книга трипеснцев», потому что основным ее содержанием является канон, состоящий из трех песней. Начинается подготовка к Великому посту с Недели о мытаре и фарисее (третье воскресенье перед началом поста). Из самого названия следует, что главным содержанием этого дня является осмысление евангельской притчи о мытаре и фарисее ( Лк. 18, 9–14 ). Зная, что страсть гордости может уничтожить, погубить любое доброе дело, Церковь предлагает нам избегать этого зла и подражать покаянию мытаря. Для этого на всенощном бдении после чтения Евангелия хор начинает петь трогательные слова покаянного гимна: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Геннадий, Санкт-Петербург 08 февраля 2013г. 21:35 //Сергей, но сам круг богослужения складывался постепенно и менялся, дополнялся неоднократно в течение всей христианской истории.// О. Филипп, а что-нибудь вневременное в христианстве имеется? Новый Завет тоже формировался постепенно. Дистанция во времени между составлением Евангелия от Матфея и от Иоанна приличная. Вы хотите сказать, что Священное Писание не изменялось со временем, а годовой богослужебный круг претерпел массу изменений и ничего страшного не произойдет, если он еще раз или много раз изменится? Но тогда тоже самое можно будет сказать и о догматах, о вероучении Церкви, о постановлениях Вселенских Соборов. Они тоже постепенно формировались, дополнялись и изменялись пока не приняли свою завершенную форму. Православные верят, что форму эту они приняли при содействии и по внушению Святого Духа. Такого же мнения придерживаются православные в в отношении структуры годового круга богослужений. Велением ( велениями ) Святого Духа этот круг был составлен. Священник Филипп Парфенов 09 февраля 2013г. 15:01 Геннадий, разумеется, имеется: " Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13, 8). Само Писание как важнейшая часть Предания сформировано словами Христа, запечатленными в сердцах учеников и потом записанными. Все остальное вторично, - это дело человеческого творчества, где неизбежны разные подходы и разномыслия, даже ошибки. Воздействие Духа - это вовсе не диктовка заранее определенной формы и совсем уже не гарантия безошибочности, часто весьма ложно понимаемой. Духу можно приписать много чего, даже наш диалог здесь. Но самое главное, чтобы не забывалось следующее условие: " Где Дух Господень, там свобода " (2 Кор. 3, 17). Геннадий, Санкт-Петербург 09 февраля 2013г. 19:13 //Геннадий, разумеется, имеется: " Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13, 8).// Именно такой ответ я ожидал услышать. О. Филипп, а Вы никогда не задумывались над вопросом : " почему о Иисусе Христе нам рассказывают четыре евангелиста, повествования их различаются, причем у некоторых - кардинально " ? Ведь они могли бы собраться обсудить все, сопоставить и написать одну биографию Христа?

http://bogoslov.ru/article/3100443

Годичный круг евангельских чтений подчинен идее полного прочтения всего корпуса Четвероевангелия в течение одного литургического года. Однако этот круг включает не только чтения на Литургии, но и чтения на других богослужениях, в частности на воскресных и праздничных утре нях, а также на службах Страстной седмицы. Как правило, за обычными Литургиями не читаются те части Евангелий, которые посвящены Страстям Христовым, поскольку их полное прочтение предполагается уставом богослужения Страстной седмицы. Что же касается 11 зачал, посвященных воскресению Христову, то они читаются на утренях, предшествующих совершению воскресной Литургии. Благовещение. Евангелисты. Царские врата. 1721 г. (Русский музей, Санкт-Петербург) Кроме того, поскольку литургический год начинается Пасхой и длится до следующей Пасхи, а расстояние между Пасхами бывает разным и не равно календарному году 697 , в некоторые годы евангельских зачал не хватает, чтобы прочитать в течение года все четыре Евангелия целиком, тогда как в другие годы, наоборот, возникает необходимость в повторении уже прочитанных зачал 698 . Из этой особенности православного литургического года вытекает достаточно сложная система вычислений, касающихся годичного круга евангельских чтений. Данная система предполагает, в частности, возможность нескольких «отступок» – отступлений от обычного порядка чтений с целью включения дополнительных отрывков. В годовой круг евангельских чтений также не входит рассказ из Евангелия от Иоанна о женщине, взятой в прелюбодеянии: чтение за Литургией в день Пятидесятницы включает стихи Ин.7:37–52 и 8:12, тогда как стихи 7:53–8:11, содержащие этот рассказ, опускаются. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент составления византийского литургического лекционария указанных стихов не было в рукописях, которыми пользовались составители 699 . Для церковных праздников подобраны специальные евангельские чтения, тематически связанные с содержанием праздника. Так, например, на Рождество читаются отрывки, посвященные рождению Спасителя, на Богоявление – посвященные Его крещению. На Благовещение читается отрывок из Евангелия от Луки, посвященный этому событию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Словом Его небеса утвердишься, и Духом уст Его вся сила их. Прообраз и модель творческого акта. Творчество является не только модусом существования Бога, но и атрибутом Его сущности. Исследование всего окружающего нас Космоса заложена одна единственная удивительное цель, это познать и признать Творца, а не мир .   Св. Григорий Палама называет энергии Триединого Бога энергиями  Св. Духа. В самом понятии Дух заложено энергетическое начало. Он есть Огонь самый Свет и сама Жизнь.    А «формула Космологии» утверждена тем же Словом:   В Литургическом движении Церковь образует «Великий круг» - венец лета, круг который сообразно с солнечным космическим кругом образует год, заключенный в себе 12 малых кругов. Этот космический годовой круг, рожденный движением земли и небесных светил, весь осветился кругом богослужений. Неплохой  «разминкой ума» для ученого было бы, например «объяснение» Литургии Небесной, созерцаемой апостолом Любви. Рассмотрение космологии в свете Откровения, на мой взгляд,   актуальней, нежели соотношения космологии и космогонии. Одним из последних аргументов и фактов  соответственно и  поводом к данному рассмотрению наблюдаем   явления действительно «антихристных времен». Что, например, есть «группа гомосексуалистов» у престола ( простите!)«бени!авера» ?   Не говоря  уже о глобальных и необратимых процессах природы на фоне «космогон!ического туризма», лжи, нетрезвости, разврата и сребролюбия – охладела любовь.   «Как замечательно, что Мир непостижим без духовного восхождения!»   Даже поверхностный взгляд на мир говорит нам о том , что планета Земля бросает тень в беспредельное пространство Космоса.   Отк. 22.5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.   Тут если угодно и формула синергии: Родина христиан Иерусалим Новый! «Космос невидимый – ангельский».   P / S   Речь не о конкретных личностях , а о проблеме  в спасении науки и философии. Наука может создать мыслью (и сказал Бог) материки и звезды? Наука даже не в силах это объяснить философским языком.

http://bogoslov.ru/article/3107623

Объяснения церковных и домашних молитв. Суточный круг Богослужений ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия. По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечернею. Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах. Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

В раннехристианской Церкви годовой богослужебный круг также основывался на Пасхе и Пятидесятнице. Унаследованные от иудейской традиции, эти праздники приобрели новое содержание: Пасха с самого начала была празднованием Воскресения Христа, а Пятидесятница — воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов, установления Нового Завета между Богом и Новым Израилем — христианами. Во II веке Церковь начинает почитать мучеников, выделяя в календаре дни их молитвенного поминовения. Древнейшим свидетельством этого является «Мученичество святого Поликарпа Смирнского», относящееся к середине II века. Характерно, что почитание мучеников не отделяется в этом памятнике от поклонения Христу: «Мы поклоняемся Ему как Сыну Божию; а мучеников как учеников и подражателей Господних достойно любим за непобедимую приверженность (их) своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их сообщниками и соучениками!» («Мученичество Поликарпа Смирнского» 17). И хотя первоначально культ каждого мученика был привязан ко дню его кончины, церковное воспоминание этого события всегда носило праздничный характер. В конце повествования о кончине святого Поликарпа авторы говорят: «Мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, положили где следовало. Там, по возможности, Господь даст и нам, собравшимся в весели и радости, отпраздновать день рождения Его мученика, в память подвизавшихся до нас и в наставление и приготовление для будущих (подвижников)» («Мученичество…» 18). В течение IV века богослужебный круг христианских Церквей существенно расширяется благодаря введению новых праздников, переосмыслению старых, добавлению памятей новых святых, «обмену праздниками» между поместными Церквами. И, конечно же, центром каждого празднования было богослужение — Евхаристия. Каждый из Святых Отцов этого периода оставил нам проповеди на те или иные праздники. Одновременно происходило и осмысление самого феномена христианского праздника. И в этом выдающуюся роль сыграл святитель Григорий Богослов. В проповеди на Рождество Христово он говорит о годичном круге церковных праздников и о том, как в течение литургического года перед глазами верующего проходит вся жизни Иисуса:

http://patriarchia.ru/db/text/1286083.ht...

Пение, как выражение молитвы и передача богослужебного текста в особом подчиненном уставу напеве, становится составной частью всякого чинопоследования, всякого богослужебного действа. В православном богослужении все взаимосвязано и соподчинено. Суточный богослужебный круг входит в круг седмичный, состоящий из восьми недель по числу гласов (основных напевов). Седмичный накладывается на годовой с чередованием праздников всего года. Кроме того, период Великого поста, Страстной седмицы и Пятидесятницы (от Пасхи до дня Святой Троицы) имеет свои особые последования, в которые включаются и службы суточного и седмичного кругов. Необычайное богатство церковных чинопоследований и песнопений имеет общую связующую основу – осмогласие, упорядоченное к IX веку великим византийским песнотворцем св. Иоанном Дамаскином , составителем Октоиха, воспетым в известной поэме А.К. Толстого. Осмогласие (или восьмигласие) – стройная система напевов, объединяющая 8 гласов (или ладов), воспринятая на Руси с принятием христианства, развилась в самобытное певческое искусство церковных распевов. Поэтические формы византийской гимнографии – тропари, кондаки, стихиры, антифоны, прокимны, ирмосы – при переводе с греческих богослужебных текстов и составлении новых служб русским святым обрели в Древней Руси мелодически самостоятельные напевы, будучи распеты русскими певцами на основе общецерковного канона. Процесс освоения на Руси византийского осмогласия, как и в других областях культуры, протекал творчески. «Не только отдельные произведения, но целые культурные пласты пересаживались на русскую почву и здесь начинали новый цикл развития в условиях новой исторической действительности: изменялись, приспосабливались, приобретали местные черты, наполнялись новым содержанием и развивали новые формы» (Лихачев Д.С. Развитие русской литературы XXVII веков. Л., 1973. С. 22). Осмогласие сохранилось как скрепляющее начало, как основополагающий музыкально-конструктивный принцип для всех богослужебных циклов, а напевы осмогласия в Русской Православной Церкви получили самобытное выражение.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

20. Кроме св. Писания, есть особенные богослужебные книги, как для употребления вседневного, так и на различные времена и случаи. Для повседневного употребления священнослужители имеют Служебник, в коем изображено все, что они должны совершать на вечерни, утрени и на литургии, а чтецы и певчие – Часослов, заключающий в себе псалмы, молитвы и песни, употребляемые в различных богослужениях дневных. Круг богослужения седмичного содержится в Октоихе, или Осмогласнике, названном так потому, что он разделен на 8 гласов, или напевов церковных, а круг годовой – в Минеи местной, расположенной по месяцам и числам. Для богослужения в Великий пост служит Триодь постная; а в недели Пятидесятницы (от Пасхи до нед. Всех Святых) Триодь Цветная 5 .Наконец, для священнодействий и молитвословий на разные случаи, мы имеем Требник, книги молебных пений, Акафистник, и многие другие. Все это есть богатейшее собрание творений святых мужей. В богослужении литургии, утрени, вечерни и часов находим молитвы и песни древнейших Отцов, наприм. из 4-го века св. Василия Великого и Иоанна Златоуста , а некоторые, по всей вероятности, еще более древние, каковы наприм. утренняя песнь: Слава в вышних Богу, и вечерняя: Свете тихий. В Октоихе, Минеи и Триодях собраны творения многих святых песнопевцев, как то: из 5-го века, Романа Сладкопевца и Анатолия, Патриарха Цареградского; из 7-го века: Софрония, Патр. Иерусалимского и Андрея, Архиепископа Критского; из 8-го: Иоанна Дамаскина , Космы Епископа Маюмского, Германа, Патр. Цареградского; из 9-го: Преп. Феодора Студита и брата его Иосифа, Епископа Солунского, другого Иосифа песнописца, Феофана, Митр. Никейского, и других. В числе писателей церковных песней есть и одна благочестивая дева,инокиня Кассия, которой принадлежит большая часть прекрасных ирмосов в великую Субботу. 21.Все богослужение нашей Церкви сохраняет священный вид древности, в каком принято оно от Церкви Греческой, столько богатой великими и святыми пастырями, учителями и песнопевцами. Первоначальным переводом нужнейших церковных книг мы обязаны святым просветителям Славян – Мефодию и Кириллу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Литургия преждеосвященных Даров в богослужебных книгах XII–XIV вв. чаще носит название «постной» службы, иногда называется литургией свт. Василия Великого или других, но не свт. Григория Великого , папы Римского. К особенностям совершения литургии преждеосвященных Даров в рассматриваемый период следует отнести следующие: 1) она могла совершаться Великим постом ежедневно, как предписано Студийским уставом, в т. ч. и в понедельник, вторник и четверг первой седмицы, а также в Великую Пятницу и в сырные среду и пятницу (см. Сырная седмица). В соответствии со Студийским уставом на Благовещение, случившееся в постный день, литургия также соверша-лась преждеосвященная, а Златоустова – только в храмах, посвященных Божией Матери. 2) Отсутствовал обряд перенесения св. Агнца (см. Агнец литургический) с престола на жертвен-ник. 3) Возглас «Свет Христов просвещает всех» произносил диакон, имевший в руке три за-жженные свечи (см. Трехсвечник) и кадило. В XIV в. этот возглас стал уже произноситься свя-щенником, также с «триплетеной» свечой и кадилом. 4) Во время великого входа дискос со св. Агнцем нес диакон, как на полной литургии. 5) Причащение на литургии преждеосвященных Даров совершалось по чину полных литургий, сначала от св. Хлеба, затем – от Чаши. Такой порядок причащения связан с существовавшим в Русской Церкви до кон. XVII в. убеждением, что при погружении Агнца в Чашу ее содержимое становится Кровью Христовой. Круги триодных и минейных праздников. В Студийско-Алексиевском уставе годовой богослужебный круг подвижных праздников (триодный) имел уже практически завершенный вид, и, хотя он претерпел впоследствии некоторое развитие, состав памятей и тексты Триодей остались почти неизменными до нашего времени. Триодный круг, как и ныне, начинался неде-лей о мытаре и фарисее и состоял из трех подготовительных к Великому посту седмиц, шести седмиц поста, Страстной седмицы, семи седмиц Пятидесятницы, седмицы после Пятидесят-ницы. Триодная часть студийских уставов завершалась изложением правил об Апостольском (Петровом) посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010