Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГНЕВУШЕВ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Александр Гневушев с супругой Клавдией Андреевной Александр Федорович Гневушев ( 1889 - 1930 ), священник , священномученик Память 15 апреля , в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Симбирских святых Родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда Симбирской губернии в семье священника Федора Васильевича и его супруги Клавдии Николаевны Гневушевых. В семье было четверо детей - два сына и две дочери. Дочери будут трудиться педагогами, а сыновья - Сергей и Александр - станут священниками. В 1912 году окончил Симбирскую духовную семинарию и 14 марта 1913 года был определен псаломщиком ко храму в селе Русская Цильна. Женился. 9 марта 1914 года был рукоположен во священника ко храму в честь Рождества Христова в селе Алейкино Симбирского уезда и назначен заведующим и законоучителем церковно-приходской школы в селе и земской школы в соседней деревне. В июле 1921 года в Симбирское епархиальное управление обратились жители соседнего с Алейкиным села Комаровки : два года назад, уже в советское время, силами местных жителей там был возведен храм, но назначенный священник уехал к себе на родину, оставив приход без пастырского окормления. Жители села Комаровка просили назначить к ним настоятелем священника Александра Гневушева, зная его как мудрого и доброго духовного наставника. Просьбу верующих епархиальное управление исполнило. В 1921 году был направлен служить в Комаровский Михаило-Архангельский храм . В 1923 году переведен в село Шумовка Симбирского уезда, где к тому времени часть прихожан следовала за обновленцами . Обновленческая часть прихода желала во что бы то ни стало избавиться от строптивого священника-тихоновца. На о. Александра в Симбирское епархиальное управление было послано много жалоб. Обновленческое начальство решило произвести дознание, в итоге о.Александру было предложено нечто вроде взятки - сделать его благочинным всех храмов Ульяновского района. О. Александр предпочел уйти за штат, но не изменять священнической присяге. Три месяца с 4-мя малолетними детишками, священник не служил.

http://drevo-info.ru/articles/17454.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГНЕВУШЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Александр Николаевич Гневушев В том же месяце священник был арестован органами ОГПУ. Однако вскоре его освободили. Во время нахождения священника под арестом, 15 июня 1925 года, селяне заключили договор с Рыковским революционным комитетом, где говорится, что граждане селения Рыковского " приняли от Рыковского районного революционного комитета в бессрочное, бесплатное пользование находящуюся в сел. Рыковском церковь с богослужебными предметами " . По договору граждане, кроме различных обязательств по содержанию церкви, обязуются пользоваться ею " исключительно для удовлетворения религиозных потребностей " и сохранять ее. Далее в договоре говорится: " Мы обязуемся не допускать: - политических собраний враждебного советской власти направления; - раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против советской власти или ее представителей; - произношения проповедей или речей, враждебных советской власти или отдельных ее представителей " . Жители села также обязались не допускать " совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти, ввиду чего подчиняться всем распоряжениям местного Рыковского революционного комитета " . На 1 января 1926 года священник Рыковской церкви, по докладу о работе Сахалинского бюро ВКП(б), уважением не пользовался, но верующие держали его чтобы было кому служить . К 1929 году у о. Александра уже была немалая семья: одна дочь и пятеро сыновей. К тому времени имелось небольшое хозяйство – две коровы, две лошади. Со своей семьей священник засевал три десятины посевов. Уже в советское время в период посевной, а затем уборочной поры священник А. Н. Гневушев нанимал одного, иногда двух временных работников, что в дальнейшем дало властям повод причислить Гневушева к непопулярной в то время категории населения – кулакам.

http://drevo-info.ru/articles/13676279.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКАРИЙ (ГНЕВУШЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Макарий (Гневушев) С января 1918 года проживал в Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме . Отсюда он ведет переписку с митрополитом Тихоном , председателем Поместного Собора, будущим патриархом Московским и всея Руси. Своими яркими проповедями быстро завоевал любовь верующих и монастырский храм стал заполняться молящимися. Большевики подсылали наемных убийц. Однако когда убийцы ожидали выхода епископа между ними произошла ссора, в результате которой один из убийц убил другого. Епископ Вяземский 12 августа 1918 года назначен епископом Вяземским , викарием Смоленской епархии . В середине августа революционная власть решает выселить владыку из игуменского корпуса и закрыть монастырь. Жители города встают на защиту обители и владыки. Они обращаются с прошением в квартирную комиссию при Вяземском Совете, в котором пишут: «Имеем честь покорнейше просить квартирную комиссию оставить в покое Преосвященного Макария, проживающего по воле народа – граждан г. Вязьмы и ее окрестностей в Свято-Предтеченском монастыре. Здание, в котором живет наш епископ, принадлежит никому другому, как народу, взявшемуся оберегать все, что приобретено на гроши прадедами и нашими предками, а потому им распоряжаться можем только мы, граждане, которые давно были, благодаря тяжелым условиям жизни под гнетом и твердо верили и верим непоколебимо в Бога. Кто в здании живет нам хорошо известно, а потому без ведома народа вторгаться в дом, безпокоить своими распоряжениями наше высшее духовное лицо считаем незаконным. Свои церкви, служителей ея и церковные дома мы будем оберегать до последней капли крови…». Под прошением подпись – «Объединенные граждане г. Вязьмы 81 подпись. Прилагаются подписи на 7 страницах». На прошении резолюция: " Произвести обыск у главных воротил: Волкова, Бурышева, Катырина, Анисимовой (подчеркнуто). Кроме этого необходимо всех лиц мужского пола, фамилии жен которых собраны на листе, немедленно отправить на разработку леса " . Дата: 21 августа 1918 года.

http://drevo-info.ru/articles/21843.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Александр (Гневушев) 5 мин., 28.04.2019 Сотрудники ОГПУ обвинили отца Александра в контрреволюционной проповеди и в том, что из-за него певчие запели кондак неуставного для этого времени великопостного богослужения. Он ответил: «В церкви верующие действительно плакали. Чем было вызвано такое настроение верующих — не знаю. Я, когда вышел из алтаря с крестом, увидел, что плачут и женщины и мужчины; я тоже прослезился, положил крест на аналой, а сам ушел в алтарь. В это время на левом клиросе запели кондак “Душе моя, душе моя…”, который действительно поется только в Великий пост; я знал, что это противоречит церковному уставу, но не хотел вмешиваться в это дело». Священномученик Александр родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда Симбирской губернии в семье священника Федора Васильевича и его супруги Клавдии Николаевны Гневушевых. В 1912 году Александр окончил Симбирскую духовную семинарию и в 1913 году был определен псаломщиком ко храму в родном селе. 9 марта 1914 года он был рукоположен во священника ко храму в честь Рождества Христова в селе Алейкино и назначен заведующим церковноприходской школой в селе и земской школы в ближайшей к селу деревне и законоучителем. В 1921 году отец Александр был направлен служить в Михаило-Архангельский храм в село Комаровка, в 1923 году — в село Шумовка и в 1925 году — в село Бряндино Мелекесского района. Священник Александр Гневушев с супругой Клавдией Андреевной 1914 год В 1929 году советские власти по всей территории России начали кампанию по закрытию церквей и снятию колоколов. В январе 1930 года местные власти вместе с активистами приступили к агитации за снятие с храма колоколов и в селе Бряндино. Намереваясь одновременно добиться закрытия храма через уход священника из прихода после создания для него невыносимых условий жизни, власти потребовали от священника уплаты заведомо непосильных налогов. Поскольку отец Александр заплатить не смог, ему было тут же предъявлено и обвинение в неуплате налогов, и 9 января 1930 года в дом священника явился член сельсовета с понятыми для описи имущества.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-aleks...

Священномученик Александр родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда Симбирской губернии в семье священника Федора Гневушева. В 1912 году Александр окончил Симбирскую духовную семинарию и в 1913 году был определен псаломщиком ко храму в родном селе. 9 марта 1914 года он был рукоположен во священника ко храму в честь Рождества Христова в селе Алейкино и назначен заведующим церковноприходской школой в селе и земской школы в ближайшей к селу деревне и законоучителем. В 1921 году отец Александр был направлен служить в Михайло-Архангельский храм в село Комаровка, в 1923 году - в село Шумовка и в 1925 году - в село Бряндино Мелекесского района. В 1929 году советские власти по всей территории России начали компанию по закрытию церквей и снятию колоколов. В январе 1930 года началась агитация за снятие колоколов с храма в селе Бряндино. Чтобы добиться ухода священника, власти потребовали от отца Александра уплаты заведомо непосильных налогов. В дом священника явился член сельсовета для описи имущества. 13 января отец Александр после всенощной произнес проповедь, которая впоследствии была охарактеризована как антисоветская. Наутро после литургии он обратился к прихожанам со словом, в котором сообщил о том, что, может быть, это его последние службы, так как власти намерены закрыть церковь. Прихожане, слушая его, заплакали. Тяжело переживая этот момент, священник и сам прослезился и ушел в алтарь, а хор в это время запел призывающие к покаянию печальное песнопение Великого поста: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается...». 15 января состоялось собрание жителей села, на котором был поставлен вопрос о снятии колоколов. Присутствовало около трехсот человек. Большинство было категорически против, уговорить их активистам не удалось. На следующий день к храму пришли около пятисот крестьян, намеренных воспрепятствовать разорению и закрытию церкви. Подростки забрались на колокольню и ударили в набат. Несколько дней верующие дежурили у храма. Власти на захват не решились. В начале февраля отец Александр выехал в Симбирск навестить родственников, в это время сотрудники ОГПУ арестовали некоторых из участников защиты храма. 15 февраля было составлено обвинительное заключение. Вернувшись из Симбирска, отец Александр, не зная о случившемся, отправился в лес на заготовку дров. Не найдя священника дома, следователи объявили его в розыск, как скрывающегося от правосудия. 22 февраля о. Александр вернулся домой и сразу же был допрошен и арестован. Его обвинили в антисоветской деятельности, распространении провокационных слухов и подстрекательстве к бунту. 15 апреля 1930 года священника Александра Гневушева приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 28 апреля 1930 года, о чем был составлен соответствующий акт: «Труп расстрелянного Гневушева зарыт на кладбище за городом Ульяновском, близ Стрижева оврага, на надлежащей глубине».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-192-...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых. Священномученик Александр Гневушев 27.04.2023 22:16 Будущий священномученик родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда, в семье одного из самых уважаемых священников Симбирской епархии, в будущем протоиерея и благочинного, – отца Феодора Васильевича Гневушева. 9 марта 1914 года, Александр был рукоположен в сан священника и назначен на свой первый приход – в Христорождественский храм села Алейкино Симбирского уезда (ныне с. Старое Алейкино Ульяновского района). В этом храме отец Александр был настоятелем 7 лет, и, кроме служения в алтаре Дома Божия, был заведующим и преподавателем Закона Божия в местной церковно-приходской школе. В святки 1930 года местным кружком «Организации воинствующих безбожников» решено было снять с церкви колокола. Чтобы священник не помешал этому святотатству, накануне «мероприятия» в дом отца Александра явились для описи имущества и «раскулачивания» сельские «активисты». Забрали всё, даже кухонную утварь и детские вещи. Но священник понимал, что это «раскулачивание» – не конец притеснений, а только начало. Арестовали батюшку 23 февраля, через 2 дня ему предъявили обвинение: «является руководителем кулацкой группы, систематически срывавшей мероприятия советской власти, группа вела злостную антисоветскую агитацию, распространяла провокационные слухи». Через два месяца после ареста постановлением «тройки» отец Александр Гневушев был приговорен к расстрелу. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2023/04/27/22-1...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Главная Новости Фонд Материалы о новомучениках Службы новомученикам Слово новомучеников Книги Аудио Видео Отправить письмо в Фонд Баннер сайта   Наши материалы на Дзен   " Чтец смыслов "   " Живое слово "     Наш канал на You Tube   Наша страница в Telegram     Наша страница в Контакте     Священномученик Александр Гневушев священник 1930   Священномученик Александр (Гневушев) 27.04.2024 На канале Радость моя вышел специальный выпуск телепрограммы " Живое слово " : Почему мы говорим о новомучениках Церкви Русской. С архимандритом Дамаскиным (Орловским), доктором исторических наук, научным руководителем Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , беседовала Елена Юрьевна Нуйкина, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН. Далее 14.04.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Лествица духовного восхождения. 10.04.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Настоящее достоинство. 06.04.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский) и протоиерей Максим Максимов в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». «Значение сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской». 31.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Научиться узнавать Христа. 23.03.2024 Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). В Неделю Православия. 16.03.2024 В рамках реализации проекта " Живое слово " по созданию фильмов о новомучениках, вышел трейлер фильма " Священноисповедник Роман Медведь. Стремиться неразрывно к совершенству " . 11.03.2024 Священномученик Иоанн Восторгов. Страшное и гибельное заблуждение. 06.03.2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников – духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь. Интервью порталу bogoslov.ru . 05.03.2024 Проповедь архимандрита Дамаскина (Орловского) в неделю о блудном сыне. Воскресшая от духовной смерти душа. 27.02.2024 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Дверь к покаянию.

http://fond.ru/home/person_page/icon/27/...

Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) М. принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического собрания (РМС) прот. Иоанна Восторгова . Участвовал в создании братства Воскресения Христова, был членом его правления. Являлся членом РМС, где часто выступал с докладами. 12 нояб. 1909 г. был избран кандидатом в члены правления собрания, а затем стал членом правления. Много времени уделял публицистической деятельности. Принимал активное участие в организации Съезда русских людей в Москве 27 сент.- 4 окт. 1909 г. В 1910 г. участвовал в церковных торжествах, посвященных перенесению мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Был удостоен звания почетного члена Полоцкого братства во имя свт. Николая и прп. Евфросинии. В том же году он стал председателем экономического отдела Виленского братского съезда. В дек. 1910 г. выступил с инициативой создания в Москве Об-ва для постоянной помощи западнорус. правосл. населению. В апр. 1912 г. был избран членом Устроительного совета Всероссийских съездов от РМС. Участвовал в работе V Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16-20 мая 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда и членом комиссии по церковным вопросам. Выступал за повсеместное учреждение церковных братств, развитие сети церковноприходских школ, за изъятие церковных вопросов из ведения Гос. думы и против частых перемещений епископов. В 1912 г. был председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Гос. думу. 11 июля 1914 г. М. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротония состоялась 10 авг. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Н. Новгорода. Уже в архиерейском сане принял участие в совещании монархистов 21-23 нояб. 1915 г. в Петрограде, на котором был избран в состав Совета монархических съездов. В мае-июне 1916 г. он организовал миссионерское шествие из Н. Новгорода в Саров, к мощам прп. Серафима Саровского. В мае 1917 г. был избран почетным членом Нижегородского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах «за выдающиеся труды по устройству беженцев». По его инициативе заботу о содержании беженцев принял на себя Псково-Печерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

После торжественной проповеди антисоветского содержания Гневушев со слезами на глазах ушел в алтарь, и в это время на клиросе запели трогательный великопостный стих: “Душа, что спишь, конец приближается…” Находящиеся в церкви, человек до двухсот верующих, все плакали. В результате антисоветской деятельности Гневушева и его единомышленников 16 января 1930 года утром к церкви собралась толпа человек четыреста-пятьсот, пытавшаяся учинить расправу над представителем местной власти и активистами-бедняками, пытавшимися призвать толпу к порядку и разъяснить им, что церковь никто не собирается отбирать…» Вернувшись из Симбирска, отец Александр, не зная еще о случившемся, отправился в лес на заготовку дров. Тем временем следствие над арестованными было закончено и следователи, не найдя священника дома, объявили его в розыск, как якобы хотя и вернувшегося в село, но скрывающегося от правосудия. 22 февраля отец Александр вернулся домой и сразу же был допрошен и арестован. На вопрос, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении, священник ответил, что виновным себя не признает. 28 февраля отец Александр был снова допрошен сотрудниками ОГПУ. На обвинения в подстрекательстве к бунту священник ответил, что все знали, что повсюду в окрестностях с храмов снимают колокола, и потому люди и вышли протестовать, а он, учитывая свою молодость и небольшой срок служения в селе, не считал себя настолько авторитетным, чтобы воспрепятствовать действиям жителей; и может быть, собрание перед храмом такого количества людей и является ненормальным, но он не посчитал возможным в это вмешиваться. 15 апреля 1930 года тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ по Ульяновской области приговорила священника Александра Гневушева к расстрелу. Он был расстрелян 28 апреля 1930 года, о чем был составлен соответствующий акт: «Труп расстрелянного Гневушева зарыт на кладбищах за городом Ульяновском, близ Стрижева оврага, на надлежащей глубине». Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-aleks...

13 января отец Александр отслужил всенощную и сказал проповедь, которая властями была охарактеризована впоследствии как антисоветская. Наутро, отслужив литургию, священник вышел с крестом на амвон и после проповеди обратился к прихожанам со словом, сказав, что, может быть, это его последние службы, так как в самое ближайшее время власти могут отобрать церковь, чтобы использовать ее для колхозных нужд. Завершая слово, отец Александр призвал прихожан помолиться усердней, чтобы Господь избавил от нападок. Прихожане, слушая его слово, заплакали. Видя их переживания и переживая сам, священник прослезился и, положив крест на аналой, ушел в алтарь, а хор в это время запел призывающее к покаянию печальное песнопение, которое обыкновенно поется во дни Великого поста: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…». 15 января состоялось собрание жителей села, на котором был поставлен на обсуждение вопрос о снятии колоколов; всего на нем присутствовало около трехсот человек. Собравшиеся, кроме группы активистов, были настроены категорически против снятия колоколов, и властям, несмотря на все предпринятые ими усилия, не удалось добиться перемены их настроения. Предполагая, что колокола снимут насильно и вслед за этим вопреки решению большинства жителей села закроют и сам храм, на следующий день к храму собралось около пятисот крестьян, чтобы воспрепятствовать осуществлению этих намерений властей. На колокольню по предварительному уговору с матерями забрались подростки, как несущие меньшую гражданскую ответственность, и ударили в набат. К толпе вышли сельские активисты, но как только они приблизились, на них посыпались угрозы, и они мгновенно разбежались. Несколько дней верующие держали круглосуточное дежурство у храма, но власти не предпринимали попыток его захвата. В начале февраля отец Александр выехал в Симбирск навестить родственников, в это время сотрудники ОГПУ арестовали некоторых из участников защиты храма. 15 февраля было составлено обвинительное заключение. Следователи писали: «С первых чисел января 1930 года местными сельскими общественными организациями проводилась агитационная кампания за снятие колоколов с церкви. В противовес этой кампании священник местной церкви Гневушев используя религиозные предрассудки масс, повел усиленную антисоветскую агитацию среди верующих против проводимых мероприятий, распространяя провокационные слухи о том, что церковь отдадут в колхоз. При выполнении религиозной службы нарушал уставы церкви с целью воздействия на чувства верующих, ввел исполнение трогательных великопостных стихов, которые в обычное время не применяются.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-aleks...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010