Ученики старца Паисия Величковского уже в конце его жизни, а особенно после кончины старца, перешли в Россию. Вокруг них также вскоре собрались близкие по духовному направлению ученики. Так в России образовались духовные центры старческого делания в различных обителях трех областей: северной, центральной и южной. К северным обителям относят: Соловки (иеромонах Феофан (Половцов, 1739 (?–1818)), Валаам (иеросхимонах Клеопа (Антонов, ок. 1816)), Свирский монастырь (схимонах Феодор (1756–1822)), Александро-Невскую лавру (митрополит Гавриил (Петров, 1730–1801)), архимандрит Феофан (Соколов , 1752–1832)). К центральным обителям относят: московские монастыри Новоспасский (иеромонахи Филарет (Пуляшкин, в схиме Феодор, 1758–1842) и архимандрит Александр (Подгорычани, 1758–1845)) и Симонов (архимандрит Игнатий, монахи Павел и Арсений), Введенскую пустынь Владимирской епархии (иеромонах Клеопа, после 1778), Оптину пустынь Калужской губернии, Пешношский монастырь (игумен Макарий (Брюшков 1811)), Брянский Свенский монастырь и связанных с ним рославльских пустынножителей (иеросхимонахи Афанасий Степанов, Зосима, Василиск, схимонах Афанасий Охлопков и другие), Площанскую пустынь (схимонах Афанасий (Захаров, 1825)). Южную ветвь русского старчества, ведущего свое начало от святого старца Паисия, проследим более детально. «На непосредственных учеников святого Паисия на юге России и шестим: монах Герасим, постриженник старца Паисия, по выходе и Россию живший в Софрониевой пустыни Курской губернии; в Екатеринославской епархии подвизался иеросхимонах Ливерий, скончавшийся в глубокой старости в 1824 году». Старец Ливерий, «человек святой жизни, ученик знаменитого Паисия Величковского », имел своим учеником инспектора Екатеринославской духовной семинарии ученого инока Макария (Глухарева, 1792–1847), впоследствии знаменитого начальника Алтайской миссии. Впоследствии отец Макарий Глухарев, блистательно окончивший Петербургскую духовную академию, хорошо изучивший языки: греческий, латинский, еврейский, немецкий и французский, – магистр богословия, бывший ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, профессор богословских наук, в сане архимандрита переходит в бедную, глухую Глинскую пустынь, под духовное руководство «благочестивого наставника и опытного в духовной аскетической жизни старца Филарета».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди окончивших Санкт-Петербургскую академию в эти ранние годы самым вдохновенным выразителем и проповедником новых настроений был Макарий Глухарев, один из самых замечательных людей той эпохи (1792–1847). В академии Глухарев был под всецелым влиянием Филарета, — «отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения, и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы». Эта духовная связь между наставником и учеником осталась навсегда. Глухарев был человек исключительной впечатлительности, но всецело обращенный вовнутрь, действовать в обыденной обстановке ему было трудно. В академии он много читал мистических книг, Арндта больше всего, — из них усвоил учение о возрождении и обновлении внутреннего человека, озаряемого от Святого Духа. Был однажды и у Татариновой, но, испуганный, бежал… По окончании академии был он послан наставником в Екатеринославль. Здесь он встретился с местным епископом, Иовом Потемкиным, постриженником Молдавских старцев, и через него сблизился с двумя монахами из Молдавии, о. Ливерием и о. Калинником. Под этими влияниями Глухарев решил принять постриг. В этот период жизни он весь был в искании и беспокойстве. Вскоре его перевели ректором в Костромскую семинарию, но он мучительно тяготился не только управлением, но и самим преподаванием. При первой же возможности Макарий оставил службу и ушел жить в Печерскую лавру, потом в Глинский монастырь, бывший в то время одним из очагов созерцательного возрождения, — здесь он много читал, под руководством старца Филарета, и переводил — блаженного Августина Исповедь, Лествицу, беседы Григория Великого, огласительные слова Феодора Студита. «Это школа Христова, эта одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти надлежит умалиться до Христова младенчества…» Переводил Макарий и с французского, — творения Терезы Испанской, [ 56 ] собирался переводить Паскаля… К иным исповеданиям он всегда относился с пытливым благожелательством. В Екатеринославе молился с «духовными христианами» (молоканами), и нашел, что свет Божия озарения сияет и в их теплой вере. Квакеры, путешествовавшие по России в 1819-м году, Грелье и Аллен, посетили его в Екатеринославле, с вводным письмом от Филарета, и нашли с ним много общего, душевную близость. Впоследствии Макарий мечтал построить в Москве храм с тремя отделами — для православных, католиков и лютеран…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Среди окончивших Санкт-Петербургскую академию в эти ранние годы самым вдохновенным выразителем и проповедником новых настроений был Макарий Глухарев, один из самых замечательных людей той эпохи (1792–1847). В академии Глухарев был под всецелым влиянием Филарета, – «отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения, и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы». Эта духовная связь между наставником и учеником осталась навсегда. Глухарев был человек исключительной впечатлительности, но всецело обращенный вовнутрь, действовать в обыденной обстановке ему было трудно. В академии он много читал мистических книг, Арндта больше всего, – из них усвоил учение о возрождении и обновлении внутреннего человека, озаряемого от Святого Духа. Был однажды и у Татариновой, но, испуганный, бежал… По окончании академии был он послан наставником в Екатеринославль. Здесь он встретился с местным епископом, Иовом Потемкиным, постриженником Молдавских старцев, и через него сблизился с двумя монахами из Молдавии, о. Ливерием и о. Калинником. Под этими влияниями Глухарев решил принять постриг. В этот период жизни он весь был в искании и беспокойстве. Вскоре его перевели ректором в Костромскую семинарию, но он мучительно тяготился не только управлением, но и самим преподаванием. При первой же возможности Макарий оставил службу и ушел жить в Печерскую лавру, потом в Глинский монастырь, бывший в то время одним из очагов созерцательного возрождения, – здесь он много читал, под руководством старца Филарета, и переводил – блаженного Августина Исповедь, Лествицу, беседы Григория Великого , огласительные слова Феодора Студита . «Это школа Христова, эта одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти надлежит умалиться до Христова младенчества..». Переводил Макарий и с французского, – творения Терезы Испанской, 56 собирался переводить Паскаля... К иным исповеданиям он всегда относился с пытливым благожелательством. В Екатеринославе молился с «духовными христианами» (молоканами), и нашел, что свет Божия озарения сияет и в их теплой вере. Квакеры, путешествовавшие по России в 1819-м году, Грелье и Аллен, посетили его в Екатеринославле, с вводным письмом от Филарета, и нашли с ним много общего, душевную близость. Впоследствии Макарий мечтал построить в Москве храм с тремя отделами – для православных, католиков и лютеран...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Другая яркая личность XIX века, по мнению Флоровского, – это преподобный Макарий (Глухарев) (1792–1847), апостол Алтая. Он основал Алтайскую миссию. В его бытность начальником миссии было крещено 675 взрослых алтайцев и более тысячи детей. Занимался не только христианским просвещением, но и образованием местного населения. Его миссия помогала людям материально, оказывала лечебную и другую помощь. Вот как свидетельствовал о преподобном Макарии Флоровский: «Среди окончивших Санкт-Петербургскую академию в эти ранние годы самым вдохновенным выразителем и проповедником новых настроений был Макарий Глухарев, один из самых замечательных людей той эпохи. В академии Глухарев был под всецелым влиянием Филарета – отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы. Эта духовная связь между наставником и учеником осталась навсегда» [Пути, 1991, 187]. «Миссия была для Макария подлинным апостольским подвигом. Он вложил в него весь свой пыл, все напряжение души своей… Свои общие мысли о миссионерском деле Макарий изложил в особой записке “Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе” (1839). Своих сотрудников Макарий хотел познакомить с системой Ланкастерских школ, с основами медицинского ухода, с правилами сельского хозяйства. Созерцательная мечтательность не убивала в Макарии жизненной трезвости» [Пути, 1991, 188-189]. Изучая миссионерскую деятельность в Российской империи, отец Георгий отмечает, что «история Алтайской миссии при Макарии – это один из самых героических и святых эпизодов в нашей истории» [Пути, 1991, 189]. Именно в миссии на Алтае у преподобного возникла идея перевода Библии на русский язык, что, по сути, есть дело миссионерское. «Среди апостольских трудов у Макария родилась новая мысль, охватившая его со всей исключительностью страсти. Это был план библейского перевода… Уже в 1834 году Макарий через митр. Филарета представил в Синод записку “О потребности для российской церкви преложения всей Библии с оригинальных текстов на современный русский язык”. Филарет скрыл это письмо, чтобы укрыть “романтического миссионера” от гнева и кары высших властей, считавших благовременным переводить Писание на языки полудиких и вовсе диких инородцев, но никак не на русский» [Пути, 1991, 189].

http://bogoslov.ru/article/6194377

273. Путинцев Михаил, протоиерей. Воспоминания о первом алтайском миссионере, архимандрите Макарии//Томские Епархиальные Ведомости. 1882. 15. Отд. неофициальный. С. 432–436. (То же. Душеполезное Чтение. 1889. Ч. 3, X. С. 243–248.) 274. Пясецкий Г.М. Исторические очерки города Болхова и его святыни//Орловские Епархиальные Ведомости. 1875. 17. С. 1097–1113. (То же. Орел, 1875.) 275. Рассказ Макария Глухарева о переезде его из Екатеринославля в Кострому/Предисл. К. Харламповича //Русский Архив. 1904. Кн. 1, вып. 1. С. 51–69. (То же. Томские Епархиальные Ведомости. 1904. Миссионерск. отд. 8. С. 1–12; 11. С. 1–8.) 276. Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося пятидесятилетия со дня кончины основателя Алтайской миссии, архимандрита Макария, 18 мая 1897 года. Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского//Томские Епархиальные Ведомости. 1897. 12. Отд. неофициальный. С. 1–9. (То же. О христианской жизни и воспитании... Сергиев Посад, 1914. Вып. V. С. 168–173.) 277. Речь высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского, произнесенная при открытии в Москве Православного миссионерского общества 25 января 1870 года//Сборник сведений о православных миссиях... М., 1872. Кн. 1. С. 14–16. 278. Речь, сказанная на торжественном собрании по случаю столетнего юбилея со дня рождения основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария, 8 ноября 1892 года. Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Семипалатинского//Томские Епархиальные Ведомости. 1892. 22. Отд. неофициальный. С. 1–6. (То же. О христианской жизни и воспитании... Сергиев Посад, 1914. Вып. V. С. 163–167.) 279. С.В.В. [Священник Василий Вербицкий.] Начало Алтайской миссии//Миссионер. 1875. 16. С. 122–124. 280. Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря отца архимандрита Макария Глухарева. Орел, 1897. 281. Скворцов Вл. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии: (К пятидесятилетию со дня его кончины (1792–1847 гг.))//Странник. 1897. Т. 3, 8, отд. I. С. 501–518; Т. 3, 9, отд. I. С. 63–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

384 Иоанн Федорович Щукин, священник церкви Рождества Христова в пос. Крохино Белозерского у. Новгородской епархии. 385 За чтение Псалтири на русском языке в общем заседании богослужебного отдела 3 ноября 1917 г. выступал также врач В.П. Клевезаль, делегат от Рязанской епархии (Отдел, Протоколы. 226). 386 См.: Ильинский П. (1917–18). Название «Лепта» носили два сборника духовных стихов и песнопений. Первый был составлен и издан начальником Алтайской миссии архимандритом Макарием (Глухаревым, 1792–1847): Лепта. В пользу церковной Алтайской миссии. М., 1847. В его состав вошли 17 песнопений, часть из них – с нотами. Среди оригинальных стихов, вероятно, принадлежащих самому Макарию, в сборнике содержатся и переводы древних латинских литургических песнопений Dies irae (под названием «Песнь о последнем суде Христовом») и Stabat Mater dolorosa («Плач Богородицы»). Другой, весьма популярный в начале XX в. сборник 33 народных духовных стихов издан митрополитом Макарием (Невским , 1835–1926) в бытность его миссионером на Алтае. См., напр. 5-е издание: Лепта вторая [Сост. Макарий, еп. Томский]. Томск, 1911. 391 Интересны в этой связи наблюдения одного из членов Собора о той эволюции, которую в ходе соборной работы пережили его собратья: «Каждая группа вначале пыталась устраивать свои частные собрания, намечать план тактики и работы, пыталась пропагандировать свою идеологию. Но когда пришлось членам Собора стать вплотную к деловой работе, оказалось, что у всех одна великая цель – служение Церкви Божией, у всех полное единство догматического веропонимания, есть несогласие лишь в понимании задач церковного устроения. Горячее желание послужить миру церковному, спасению родины, взаимное уважение ослабило остроту этого несогласия, открыло возможность не парламентским только большинством подчинять волю одних другим, а путем долгих, иногда очень скорбных переживаний приходить к единодушному решению» (В стенах церковного Собора//Забайкальские ЕВ. Чита, 1918. 1–3. СС. 37–38. 392 Мы подробно останавливаемся на всех этапах дальнейшего обсуждения данного дела на Соборе ввиду разноречивых трактовок этого вопроса в исследовательской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

…письмо И.В. Киреевского к отцу Макарию… посвященное… награждению старца вторым крестом… – В письме от 9 июля 1854 г. И.В. Киреевский поздравлял о. Макария с получением не второго, а первого наперсного креста от Святейшего Синода, что было вто время редкой наградой для иеромонаха (См.: ОР РГБ. Ф. 214. 361. Л. 208–209; опубл.: Письма И. В. Киреевского оптинскому старцу Макарию//Символ. 1987. 17. С. 150). «По неизреченной благости Божией вступили в новый год благодушно». – ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 64. Николай (Соколов; 11851) – епископ Калужский с 1834 г.; ранее епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1831–1834). C. 277….Герцен… писал в своем дневнике: «Был на днях у Елагиной, матери если не Гракхов, то Киреевских». – Ср.: «Ее называли матерью Гракхов» (Воспоминания М.В. Беэр. ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 15. 51. Л. 22 об.). Попова Елизавета Ивановна (f 1876), дочь московского поэта, издателя и книгопродавца Ивана Васильевича Попова; была дружна с семьями Елагиных, Киреевских, Аксаковых, Хомяковых. В воспоминаниях Марии Васильевны Елагиной… о ней говорится, что она была очень богомольная… – О М.В. Беэр (урожд. Елагиной) и ее воспоминаниях см.: Фудель С. И. Славянофильство и Церковь //Наст. изд. С. 195. С. 278. Макарий (Глухарев; 1792–1847) – архимандрит, миссионер на Алтае (1830–1843), настоятель Волховского монастыря Орловской губ. (1843–1847); переводчик Ветхого Завета с еврейского на русский язык (опубл. посмертно, 1860– 1867). Единственная работа, напечатанная полностью при жизни С.И. Фуделя . Первая публикация под псевдонимом: Уд ел о в Ф. И. Об о. Павле Флоренском. Париж: YMCA-Press, 1972. Второе, посмертное издание выпущено тем же издательством в 1988 г. с указанием настоящего имени автора. Текст парижского издания перепеч. в кн.: П.А. Флоренский: Pro et contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей/Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 1996 (2-е изд., испр. и доп. – 2001). Заглавие работы объясняют следующие слова из книги «У стен Церкви» (Наст, изд. Т. 1. С. 142):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

1 Архимандрит Макарий (Глухарев), 1792–1847, ученый-богослов, основатель Алтайской духовной миссии, в 2000 году причислен к лику святых Алтайской епархии. 3 Никольский А. Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский. – Русский биографический словарь. Т. 10. С. 207. 4 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Николо- Угрешского монастыря. – Дзержинский, 1998. С. 97–98. 5 Куманин Петр Иванович – звенигородский купец, часто приезжавший помолиться на Угрешу. Он пожертвовал на нужды монастыря в общей сложности около 120000 рублей. Скончался 26 мая 1865 года и был похоронен в склепе под алтарем Петропавловской церкви. 7 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря – Дзержинский, 1998. С. 247. 11 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского Угрешского мужского монастыря. – Издание Свято-Никольского Угрешского монастыря, 2004. С. 221. 12 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря. – Дзержинский, 1998. С. 370–371. 13 Подворье на Лубянке было приобретено монастырем у прежних владельцев Лаврентьевых в 1870 году. 14 Подворье на углу Маросейки и Лубянской площади находилось во владении монастыря еще в 1737 году. 16 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского Угрешского мужского монастыря. – Издание Свято-Никольского Угрешского монастыря, 2004. С. 294–295. 17 Игумен Николай (Гавриил Тимофеевич Масленников) родился в 1806 году в семье мещан в г. Вязьме Смоленской губернии, 20 января 1833 года поступил в Козельскую Оптину пустынь. 17 марта 1835 года он был по собственному прошению переведен в Николо-Угрешский монастырь, где пострижен 11 сентября 1837 года, в 1838 году переведен в Новгородский Юрьевский монастырь на должность ризничего (РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 88). 19 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря. – Дзержинский, 1998. С. 407. 23 Письма архиепископа Леонида были напечатаны в 1877 году в «Чтениях Императорского Общества Истории и Древностей Российских» и отчасти в книге Д.Д. Благово «Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Николаевского Угрешского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

39. Голицын Н.С. Речь в день празднования первой годовщины открытия Миссионерского общества, 21-го ноября 1866 года//Записки Миссионерского общества... СПб., 1867. Вып. III. С. 5–21. 40. Голубинский Д.Ф. Макарий, основатель Алтайской миссии, по бумагам Ф.А. Голубинского//Душеполезное Чтение. 1890. Ч. 3, XI. С. 390–398; XII. С. 552–564; 1891. Ч. 1, I. С. 127–134; Ч. 3, XII. С. 599–602; 1892. Ч. 3, XI. С. 476–487; XII. С. 621–627; 1893. Ч. 1, I. С. 106–111; 1894. Ч. 1, I. С. 39–49; 1896. Ч. 1, I. С. 135–141; 1903. Ч. 1, II. С. 267–272. (То же. Рукопись статьи. Автограф. 1890 г., 2-я пол. – НИОР РГБ, ф. 76/1, п. 22, ед. хр. 2.–6 л.) 41. Гончаров С. Православные общины в Горном Алтае//Миссионерское Обозрение. 1998. 5. С. 2. 42. Горев М. Старец Макарий Алтайский //На службе Богу. СПб., 1905. С. 321–379. (То же. М., 1996.) 43. Григорий, архимандрит. Некоторые сведения о бывшем алтайском миссионере, архимандрите Макарии//Московские Епархиальные Ведомости. 1872. 45. С. 477. 44. Гурьев В. , священник. Поездка в Алтайскую миссию//Современная Летопись. 1867. 45. С. 1–4; 46. С. 1–6. 45. Даниил (Сычев), иеромонах. Преподобный Макарий, просветитель Алтайский//Московский Журнал. 1997. 7. С. 30, 31. 46. Два документа к истории Алтайской миссии//Томские Епархиальные Ведомости. 1909. 20. Часть неофициальная. С. 783–787. 47. Два письма архимандрита Макария, бывшего алтайского миссионера, к Государю Императору Николаю Павловичу//Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям. 1880. 6. С. 63–69; 7. С. 75–83; 8. С. 87–90. 48. Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского ; 1835–1926)... архимандрита Макария (Глухарева, 1792–1847)...//Юбилейный Архиерейский Собор... Материалы. М., 2001. С. 301–304. 49. Диев М. Я., протоиерей. Словарь писателей духовного звания и светского чина Костромской губернии//Титов А.А. Материалы для биобиблиографического словаря. М., 1892. 50. Дионисий, иеромонах. [Иеромонах Дионисий (Валединский).] Идеалы православно-русского инородческого миссионерства. Казань, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

700 Преподобный Макарий Алтайский (М. Я. Глухарев, 1792–1847, память 15/28 мая), с августа 1830 г. по 1840 г. как миссионер Тобольской епархии возглавлял Алтайскую духовную миссию; просветитель народов Алтая. – Прим. сост. 707 Для подготовки второго русского издания. Замечания под руководством преподобного Макария были подготовлены преподобным Амвросием (1812–1891, память 27 июня/10 июля и 9/22 октября). – Прим. сост. 708 Возможно Н. П. Киреевская (1809–1900), супруга философа и писателя И. В. Киреевского, многолетняя благотворительница скита и монастыря Оптина пустынь, при жизни преподобного Макария была его духовной дочерью. Пользовалась доверием и уважением митрополита Филарета. – Прим. сост. 710 Преподобный Моисей Оптинский (Т. И. Путилов, 1782–1862, память 16/29 июня), схиархимандрит. Сначала начальник скита и духовник, а потом наместник Оптиной пустыни (1825–1862). – Прим. сост. 712 «Сотницы о духовной жизни», рукопись которых присылали на отзыв митрополиту Филарету. Преподобный Фалассий (VII в., память 22 февраля/7 марта), пресвитер и настоятель монастыря в сирийской пустыне, состоял в духовном общении с Максимом Исповедником . – Прим. сост. 717 Парфений (П. Агеев, ок. 1807–1868), иеромонах, позже игумен Гуслицкого монастыря Московской губернии. Церковный писатель, обличитель раскола. Был назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни Московской губернии в 1856 г. Берлюковская пустынь возобновлена митрополитом Платоном (Левшиным) в 1770 г. В конце 30-х гг. XIX в. по распоряжению митрополита Филарета в обители было проведено дознание о обретенном чудотворном образе «Лобзание Христа Иудою» и установлено празднование иконе. В 1848 и 1853 гг. святителем Филаретом в обители были освящены два храма. Монастырь закрыт в 1920 г. – Прим. сост. 721 Федор Александрович Голубинский (1797–1854), протоиерей, профессор Московской духовной академии. – Прим. сост. 723 Григорий Георгиевич Пономарев, священник села Рогожны близ Тулы, друг святителя Филарета по Коломенскому духовному училищу. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010