Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (НЕВСКОГО; 1835-1926), ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА (1859-1923), ИЕРОСХИМОНАХА АЛЕКСИЯ (СОЛОВЬЕВА; 1846-1928), ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (МУРАВЬЕВА; 1866-1949), 34 ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ВАЛААМСКОЙ ОБИТЕЛИ (+1578), МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО АРСЕНИЯ (МАЦЕЕВИЧА; 1697-1772), ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА; 1784-1819), АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА; 1792-1847), СВЯЩЕННИКА АЛЕКСИЯ ГНЕУШЕВА (1762-1848), ИГУМЕНА КИЗИЛТАШСКОГО МОНАСТЫРЯ ПАРФЕНИЯ (1816-1867) и об общецерковном прославлении ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, В СХИМЕ ИИСУСА, АНЗЕРСКОГО, И ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1–23). " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " , – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях. К лику таких пастырей принадлежат:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Болхов. Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор монастыря построен как миниатюрное подобие Успенского храма Московского Кремля в 1668 г. на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской, чьи родственники погребались в монастыре. Во все времена монастырь и Троицкая церковь имели царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего) – царица Мария Ильинична Милославская была Болховской уроженкой; преемники царя Алексея – цари Иван, Петр и царевна Софья также оказывали помощь обители. Здесь принял " последнее целование " отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Посещали его цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю. Поэтому сегодня кресты Троицкой церкви увенчаны императорскими коронами. Троицкий собор является уникальным памятником архитектуры XVII века. Такого типа памятника на территории Орловщины больше нет, он включен в Федеральный список памятников культуры и архитектуры. С августа 2001 г. благословением архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря, как женского, зарегистрирована монашеская община. Стала восстанавливаться и Троицкая церковь – единственная уцелевшая к настоящему времени из трех храмов монастыря, сохранившихся к началу XX века: 1) Св. Живоначальной Троицы, с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря. 2) Тихвинской Божией Матери, с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека; 3) Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских. Особо почитаемой, новой и уникальной иконой этого храма является икона преподобного Макария Алтайского. Сам Троицкий собор и усыпальница у его стен – это место погребения преподобного Макария Алтайского. 31 мая 2010 года усыпальница открыта для молитвенного поклонения. Преподобный архимандрит Макарий (в миру - Михаил Яковлевич Глухарев; 1792-1847г.) известен как православный миссионер и переводчик. Его перевод Ветхого Завета использовался при работе над Синодальным переводом Библии на русский язык. В Москве архимандрит Макарий принял благословение на миссионерские труды от митрополита Филарета (Дроздова) и в 1830 году прибыл на Алтай, где занялся просвещением местного населения. Здесь за тринадцать с половиной лет миссионерского служения отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Из-за болезни по собственному прошению он был уволен из миссии и определен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии, где и скончался 15 мая в 1847 году. Здесь архимандрит Макарий и был погребен. Причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. В храме Троицы Живоначальной находится также чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=05386

В Орловской области почтили память автора первого полного перевода Ветхого Завета на русский язык преподобного Макария (Глухарева) 24 сентября 2007 г. 09:41 В орловском городе Болхове 20 сентября завершились торжества, посвященные 215-летию со дня рождения выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, миссионера, настоятеля Троицкого Оптина монастыря Болхова преподобного архимандрита Макария (1792-1847). Он был канонизирован в 2000 году юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Духовной и земной жизни святого была посвящена научная конференция «Свет Христов просвещает всех», которая прошла в областной публичной библиотеке им. Ивана Бунина и в городском Доме культуры Болхова. В ней приняли участие священнослужители, богословы из Алтайского края, Орловской, Московской, Костромской и Смоленской областей, а также крупнейших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Утром в Свято-Преображенском храме архиепископ Орловский и Ливенский Паисий отслужил праздничный молебен в память о преподобном Макарии. Затем состоялся крестный ход вокруг Троицкого Оптина монастыря, настоятелем которого был архимандрит Макарий. Участники конференции, горожане, а также паломники из Санкт-Петербурга, Курска, Калуги, Брянска посетили и место захоронения архимандрита Макария в правом притворе монастырского храма. Как сказал секретарь Орловско-Ливенской епархии протоиерей Владимир Дорош, «последними словами святого Макария были: «Свет Христов просвещает всех». Насколько правдивы и проникновенны они, каким глубоким смыслом обладают, понимаем мы и спустя почти два столетия, склоняя головы перед настоящим посланником Божиим преподобным Макарием». Перевод Ветхого Завета архимандрита Макария был посмертно опубликован в журнале «Православное обозрение» (1860-1867) и использовался при работе над Синодальным переводом Библии. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru СПРАВКА Преподобный архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 — 15 мая 1847) — выдающийся православный миссионер, переводчик Библии.

http://patriarchia.ru/db/text/298259.htm...

В Орловской епархии обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарева) 26.02.2024 12:42:34 БОЛХОВ (Орловская обл.) 24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил Божественную литургию в Троицком Рождества Богородицы Оптином женском монастыре г. Болхова Орловской области. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Барнаульской епархии архимандрит Иларион (Морозов) и духовенство Орловской и Барнаульской епархий. В склепе-усыпальнице монастырского Троицкого храма были обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарева). Митрополит Тихон в сослужении духовенства совершил славление святому. 24 февраля в Троицком Оптином монастыре у мощей преподобного Макария Алтайского владыка Тихон совершит всенощное бдение. После святыню принесут в Богоявленский собор г. Орла. Мощи планируется доставить к окончанию всенощного бдения. 25 февраля в в Богоявленском соборе у мощей преподобного Макария Алтайского митрополит Тихон возглавит Божественную литургию. Поклониться святыне смогут все желающие. В Богоявленском соборе Орла святыня будет находиться до мая 2024 года. Позднее часть мощей преподобного Макария Алтайского передадут в Алтайскую митрополию. Десница святого будет храниться в Троицком Оптином монастыре Болхова. В ближайшие дни на сайте и в сообществах Орловской митрополии в социальных сетях выйдет видеосюжет об обретении мощей преподобного Макария Алтайского. Преподобный архимандрит Макарий (в миру — Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 — 15 (31) мая 1847) известен как православный миссионер и переводчик. Его перевод Ветхого Завета использовался при работе над Синодальным переводом Библии на русский язык. Еще в детстве Макарий обладал редкими языковыми способностями, к 20 годам освоил еврейский, немецкий и французский языки. Окончил Петербургскую духовную академию, был пострижен в монашество и назначен ректором Костромской духовной семинарии. В 1821 году возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря.

http://radonezh.ru/2024/02/26/v-orlovsko...

В Орловской области пройдут торжества памяти преподобного Макария (Глухарева) 18 сентября 2007 г. 17:25 19-20 сентября в Орловской области пройдут торжественные мероприятия, посвященные памяти выдающегося миссионера, настоятеля Троицкого Оптина монастыря г. Болхов преподобного Макария (Глухарева). Организаторы торжеств — Департамент социальной политики Орловской области, администрация  Болховского района, Орловско-Ливенская епархия . Центральным событием станет научная конференция, посвященная памяти преподобного Макария. В ней примут участие иссследователи из Алтайского края, Орловской, Московской, Костромской и Смоленской областей, крупнейших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. 19 сентября конференция пройдет в Орловской областной публичной библиотеке им. И.А. Бунина (г. Орел), 20 сентября — в Троицком Оптине женском монастыре (г. Болхов) и в доме культуры Болховского района. В эти же дни участники торжеств познакомятся с достопримечательностями и святынями Орла и Болхова. Основные мероприятия 19 сентября 10.00-13.30 Пленарное заседание конференции в библиотеке им. Бунина (Орел г., Максима Горького ул., 43). 20 сентября За дополнительной информацией обращаться:  Власов Юрий Иванович, главный специалист отдела межведомственного взаимодействия, мониторинга и связям со СМИ Департамента социальной политики Орловской области. Тел.: (4862) 43-02-44.  Борисов Евгений Анатольевич, руководитель информационного отдела Орловско-Ливенской епархии. Тел.: 8-910-207-2839; e-mail: pravorel@yandex.ru СПРАВКА Преподобный архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 — 15 мая 1847) — выдающийся православный миссионер, переводчик Библии. Обладал поразительными языковыми способностями. Согласно жизнеописанию, в возрасте семи лет уже переводил короткие тексты с русского языка на латинский. К 20 годам Макарий освоил еврейский, немецкий и французский языки. В 1817 году закончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. С 18 июня 1817 года инспектор Екатеринославской духовной семинарии. Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года.

http://patriarchia.ru/db/text/296588.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Юбилейного Архиерейского Собора по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых Рассмотрев доклад Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и представленные им подготовленные Комиссией материалы, связанные с вопросом прославления Собора новомучеников и исповедников Российских и других подвижников веры, Освященный Архиерейский Юбилейный Собор определяет: 1. Одобрить доклад Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых и деятельность Комиссии. 2. Принять текст Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 3. Принять текст Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Гнеушева (1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных Оптинских старцев. 4. Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/429382/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ (Левицкий Артемий Григорьевич; г. р. неизвестен, Москва - 9.12.1874, с. Абай), игум., алтайский миссионер. Закончил ветеринарное отд-ние Московской медико-хирургической академии. В 1839 г. призван на миссионерское служение основателем Алтайской духовной миссии архим. прп. Макарием (Глухаревым), при к-ром служил в миссии как катехизатор и врач. 23 дек. 1845 г. пострижен в монашество, в праздник Рождества Христова, 25 дек. 1845 г., рукоположен во иеродиакона, 30 дек.- во иеромонаха. Первым местом миссионерского служения А. в сане иеромонаха была дер. Мыюта, затем он стал миссионером Черно-Ануйского отд-ния миссии, где обращал в христианство алтайцев-язычников и казахов-мусульман (крестил 1398 чел.). Обучал детей алтайцев и русских грамоте, основал ряд миссионерских поселений для новокрещеных алтайцев, где они, с одной стороны, уже не находились в экономической зависимости от нехрист. родовых начальников и воинственно настроенных против них сородичей, а с др.- легче переходили от кочевого образа жизни к оседлому. В числе основанных А. поселений - с. Абай (ныне в Усть-Коксинском р-не Республики Алтай ). Прославился даром исцелений, а также борьбой с купцами и виноторговцами, обманывавшими и развращавшими новокрещеных алтайцев. В 1852 г. исполнял обязанности начальника Алтайской миссии (из-за отъезда на лечение прот. Стефана Ландышева). В 1866 г. по его молитвам избавилась от нашествия саранчи Абайская долина. За ревностные миссионерские труды возведен в сан игумена. Погребен в ограде молитвенного дома с. Абай. Алтайскими миссионерами почитался как ученик основателя миссии прп. Макария. Соч.: Извлечения из миссионерских записок//ПрТСО. 1858. Т. 17. С. 287-292; Выписка из дневника миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за первые семь с половиною месяцев 1866 года//ДЧ. 1867. Ч. 1. 1. С. 15-27; Записки миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за четыре с половиною месяца 1866 года//Там же. 1868. Ч. 3. 9. С. 17-27. Лит.: Путинцев М., прот. Алтай - его святыни: Миссионерство. М., 1891. С. 68-69; Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997. Прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/63790.html

2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867). д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Администрировал исполнением и завершением этого великого значимого события протоиерей Георгий Крейдун, настоятель Иоанно-Богословского храмового комплекса в г. Барнауле , преподаватель Барнаульской духовной семинарии , кандидат богословия, к.ф.-м.н., доктор искусствоведения, член Союза архитекторов России . Имя преподобного Макария Алтайского навеки вписано в историю Русской Православной Церкви. Сын провинциального священника, он обладал уникальными способностями в изучении языков, вечной тягой к новым знаниям и призванием миссионера. Под влиянием своего учителя святителя Филарета (Дроздова) будущий проповедник не только сформировал в себе основы духовно-нравственного бытия, но и впитал всё лучшее, что на тот момент могло дать религиозное образование. Это помогло ему видеть образ Божий в иноверцах, старообрядцах и «инородцах» и с любовью располагать их сердца к принятию Христовой веры. Преподобный архимандрит Макарий (в миру – Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 – 15 (28) мая 1847) известен как православный миссионер и переводчик. Его перевод Ветхого Завета использовался при работе над Синодальным переводом Библии на русский язык. Ещ ё в детстве Макарий обладал редкими языковыми способностями, к 20 годам освоил еврейский, немецкий и французский языки. Окончил Петербургскую духовную академию, был пострижен в монашество и назначен ректором Костромской духовной семинарии. В 1821 году возвед ё н в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. Позже в Москве архимандрит Макарий принял благословение на миссионерские труды от митрополита Филарета (Дроздова). В 1830 году прибыл на Алтай, где занялся просвещением местного населения. Здесь за тринадцать с половиной лет миссионерского служения отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Архимандрит Макарий не оставил дело перевода до конца жизни. Поняв, что в России издать перевод не удастся, он захотел напечатать его за границей. Он подал прошение об увольнении его от звания начальника алтайской миссии и о разрешении ему отправиться на богомолье в Иерусалим.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/bo...

Как мы видим, авторитет святителя Николая (Касаткина), заслуженный тяжелыми, непомерными трудами по духовному просвещению Японии, оказался настолько велик, что пред его личностью преклонялись не только христиане, но и язычники. Несомненно, что такой авторитет был заработан, если можно так выразиться, не только святой жизнью архиепископа Николая, но и его рассудительной миссионерской практикой. В этой связи для нас крайне важно понять основные идеи и принципы, положенные в основу миссионерской деятельности святителя. Какие воззрения, мысли, идеи наполняли деятельность святителя, служили основным стержнем его миссии в Стране восходящего солнца? Прежде всего, следует сказать, что святитель Николай Японский в своей миссионерской практике учитывал опыт двух известных миссий XIX века: Алтайской, основанной преподобным Макарием (Глухаревым), и миссии святителя Иннокентия (Вениаминова) в Восточной Сибири и на Аляске. Архимандрит Макарий (1792–1847) создал новые методы, использованные впоследствии другими миссионерами. Он начал свою деятельность с изучения языков отдельных племен кочевников, обитавших в районе Алтайских гор в Центральной Азии и исповедовавших языческий шаманизм. Особенностью его миссионерской практики было то, что он не гнался за количеством обращенных, но главное внимание уделял «качеству» – тщательной подготовке уверовавших к крещению. За 14 лет своего служения он крестил всего 675 взрослых человек, зато вера этих людей действительно была осмысленной и крепкой. В своем труде «Мысли о способах к успешному распространению христианской веры» преподобный Макарий поставляет основной задачей миссии постоянную заботу о новообращенных. Его новаторством стало привлечение женщин к миссионерскому служению. Он развернул активную культурно-просветительскую деятельность: создал три школы и одну больницу. Желал открыть учебный центр, готовящий миссионеров, где изучались бы сельское хозяйство, медицина, патронаж. Пытаясь отвести людей от язычества, архимандрит Макарий снисходительно относился к инославным христианам: молился вместе с квакерами, думал об открытии в Москве центра с несколькими часовнями, в котором могли бы молиться одновременно последователи разных исповеданий.

http://pravoslavie.ru/51989.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010