Вообще, из ясных свидетельств того же Нестора, который говорит вышеприведённое, несомненно, что преподобный Феодосий не отвергали вдаянья или прилога монастырю недвижимых имений, и что их было при нём у монастыря то или другое значительное или, по крайней, мере некоторое количество. Слыша о добром житии в Печерском монастыре, собранном и устроенном преподобным Феодосием, князья и бояре, говорит Нестор, начали приходить к Феодосию, исповедуя ему грехи свои и получая от него великую пользу, и приносили ему от имений своих на утешение братии и строение монастырю, другие же давали им и сёла 1396 ; затем, он многократно говорит о сёлах монастырских при Феодосии и о находившихся в них тиунах, приставниках и слугах 1397 . Таким образом, монастыри наши начали владеть недвижимыми имениями не позднее, как со времени преподобного Феодосия 1398 . Дальнейшие наши сведения об этих недвижимых имениях монастырей за период до-монгольский, исключая тот же Печерский монастырь, весьма скудны и состоят всего из немногих отдельных известий. Что касается до Печерского монастыря, то мы не знаем всех недвижимых имений, которыми он владел в период до-монгольский, но, во всяком случае, и из того, что знаем, следует, что он был наделён ими весьма щедро. Князь Ярополк Изяславич, умерший в 1086г., отдал Печерскому монастырю «всю жизнь свою, Небльскую волость и Дерьвьскую и Лучьскую и около Киева» 1399 . Выражение «всю жизнь свою» должно понимать или так, что Ярополк отдал монастырю все свои частные недвижимые имения, которые имел, или так, что он отдал те из них, в которых были его лучшие хозяйственные заведения. В том и другом случае следует, что это был вклад, который один делал Печерский монастырь богатым. Епископ Ростовский Ефрем, по происхождению, вероятно, богатый Ростовско-Суздальский боярин, а по монашеству до архиерейства, вероятно, монах Печерский, дал монастырю подворье в Суздали «и с селы» 1400 . Неизвестная по имени дочь сейчас помянутого Ярополка Изяславича, супруга Полоцко-Минского князя Глеба Всеславича вдала монастырю «пять сел и с челядью» 1401 . Если присоединить к недвижимым имениям, которыми наделён был Печерский монастырь, огромные денежные вклады, которые он получал 1402 , то, несомненно, будет следовать, что он был чрезвычайно богат. Преподобный Феодор Студит наставляет своих учеников-игуменов: «Да не копишь золота в монастыре своём, но избыток всякого вида (денег и всяких припасов) да раздаёшь нуждающимся в воротах двора твоего, как (делали) и святые отцы 1403 . Весьма мало вероятности думать, чтобы ученики преподобного Феодосия, ученика преподобного Феодора, следовали этому наставлению... После Печерского монастыря наши сведения состоят только в следующем: Преподобный Антоний Римлянин купил и приложил своему монастырю находившееся рядом с ним село Волховское 1404 с тремя семейными холопами и тоню (рыбной ловли) в Волхове 1405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По возвращении из похода, окончившегося бегством половцев от Выры – на границе Харьковской и Курской губерний, – Мономах занялся распределением сыновьям своим уделов и назначил: Святославу, а по смерти его в его 1114 г. Ярополку – Переяславль, Вячеславу – Смоленск, Юрию – Суздаль. Затем Мономах женил сына своего Романа на дочери Володаря Ростиславича, принял обратно отосланную Коломаном Венгерским, по обвинению в неверности, дочь свою, Евфимию, которая тогда же родила в Киеве сына Бориса, продолжал добавлять Русскую Правду важными законами о наёмниках, о свидетельствах, о побоях, о наследстве, о судебных пошлинах, о долгах, о холопах, о смердах 46 ; наконец, желая явить народу новый знак своего давно известного благочестия, совершил, в 1115 г., торжественное перенесение в новую каменную церковь мощей Бориса и Глеба; причём для уменьшения тесноты во время процессии, велел метать народу деньги, меха и материи. С тем вместе Мономах не думал покидать привычного ему ратного дела и в 1116 г. ополчился на кн. Глеба Всеславича Минского, который «воевал Дреговичи, и Случеск пожёг и не каяшеться о сем, не покоряшеться, но боле противу Володимерю глаголаше, укоряя » 47 . Осадив, с Давидом Черниговским, сыновьями Олега и своими, Минск, Мономах объявил, что будет стоять под городом до тех пор, пока не возьмёт его; вследствие чего Глеб, уже встревоженный потерей Друцка, вышел со всей дружиной из Минска и поклонился великому князю, который, дав непокорному приличное наставление, оставил его обладателем Минска, а сам возвратился в Киев где вскоре дождался сына своего, Ярополка, увенчанного лаврами нового похода к Дону, доставившего ему, в числе добычи, «жену, красну велми, Ясьского князя дщерь». К этому же году относится вмешательство Мономаха в дела Греции, где царствовал тогда Алексей Комнен, обязанный престолом ряду революций, исторгнувших корону из рук потомков императора Романа VI Диогена, за сыном которого, Леоном, была дочь Мономаха, Мария. Отыскивая, вероятно, не без помощи тестя, утраченные права на престол, Леон захватил кое-какие города, но был убит в Доростоле, по приказанию Комнена, что побудило Мономаха, в заботливости о сохранении сыну Леонова, а своему внуку Василию, по крайней мере приобретений его отца, отправить к византийским границам сначала воеводу Ивана Войтишича, потом сына своего Вячеслава, из которых первый овладел некоторыми городами по Дунаю, а последний безуспешно приступал к Дорастолу и возвратился ни с чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Правление кн. Владимира (1113-1125) и его сына св. кн. Мстислава (Феодора) Великого (1125-1132) было временем внутриполитической стабилизации Древнерусского гос-ва. Владимир Мономах объединил в своих руках господство над большей частью Руси, за исключением Чернигова (здесь княжил св. кн. Давид Святославич), Полоцка (где под властью потомков Всеслава наряду со старым Полоцком выдвинулся новый центр - Минск), Волыни (она была владением кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ) и южноволынской окраины Ростиславичей. Попытки вооруженного протеста против этого господства - со стороны минского кн. Глеба Всеславича в 1115/16-1119 гг. и Ярослава Святополчича в 1117-1118 гг.- окончились плачевно: оба утратили свои столы и погибли, что еще более укрепило положение Владимира Мономаха, приобретшего Волынь. Тогда же, в начале его княжения, был заранее решен и вопрос о наследовании киевского стола: в 1117 г. сидевшего в Новгороде старшего из Владимировичей, Мстислава, отец перевел в киевский пригород Белгород, а Новгород отдал, что показательно, не кому-то из своих следующих по старшинству сыновей ( Ярополку (Иоанну) , Вячеславу, Юрию (Георгию) Долгорукому, Роману, сидевшим соответственно в Переяславле, в Смоленске, в Ростове и на Волыни, или пока безземельному Андрею Доброму), а старшему из внуков - св. кн. Всеволоду (Гавриилу) Мстиславичу . Цель этой меры стала ясна тогда, когда в 1125 г. Киев после смерти Владимира Мономаха был унаследован сначала Мстиславом Великим, а затем, в 1132 г., следующим по старшинству Мономашичем - Ярополком. Радикально решив «полоцкий вопрос» путем изгнания в 1129 г. практически всего потомства Всеслава в Византию, Мстислав Великий оставил младшему брату, казалось бы, вполне устроенное наследство. 1-м политическим шагом киевского кн. Ярополка Владимировича стал перевод кн. Всеволода Мстиславича из Новгорода в Переяславль. Тем самым план Мономаха, скрепленный договором братьев, Мстислава Великого и Ярополка, сводился к существенной корректировке сеньората: Киев после смерти Ярополка должен был перейти не к кому-либо из братьев последнего, а к старшему племяннику Всеволоду; в дальнейшем он должен был остаться в роду Мстиславичей - иначе уже через поколение неумеренное возрастание числа отчичей Киева неизбежно привело бы к политическому хаосу. Т. о., Владимир Мономах стремился спасти любечский принцип отчинности Киева путем нарушения этого принципа по отношению к своим младшим детям.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феоктист Печерский, Черниговский, свт. - житие Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (память 5/18 августа) Святитель Феоктист, епископ Черниговский, по вступлении на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту, впоследствии святителя Новгородского (сведения о нем под 31 января/13 февраля). В 1103 году святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря. В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезную. Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия (память 3/16 мая) было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой так, что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим. " Это же был не огненный столп, но лик ангельский, - писал преподобный Нестор Летописец, - ибо Ангел так является: когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид, творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ " (Пс. 103, 4). В 1113 году он был посвящен во епископа Черниговского. Владыке Феоктисту досталась весьма запущенная кафедра, огромные размеры Черниговской епархии, в состав которой входили десятки городов. Неизвестно когда и где родился епископ Феоктист. Предположительно, что он из знатной семьи, о нем ходила слава врачевателя, исцелявшего многие болезни. Время управления епископом Феоктистом Черниговской кафедрой совпала с княжением в Чернигове старшего из Святославичей - князя Давида Черниговского. Стольный город Чернигово-северской земли был тогда одним из наиболее крупных, интенсивно развивающихся городов древнерусского государства. С начала XI столетия его укрепленная территория увеличилась в четыре раза. В Чернигове в это время уже были монастыри и каменные храмы. При Феоктисте их количество увеличилось. Именно тогда возродился Успенский собор нынешнего Елецкого монастыря.

http://pravicon.com/info-3563

Преподобные Антоний и Феодосий не дожили, однако, до окончания церкви, которой они положили основание. Первый почил в том же 1078 году, а второй – в следующем, – 2 мая. Великая Печерская церковь созидалась 16 лет и окончена в 1089 году при игумене Иоанне в княжение великого князя Всеволода Ярославича. 14 августа того же года она была освящена митрополитом Иоанном. Вскоре после этого обитель, еще не окрепшая, должна была перенести ужасное нападение половцев. В 1096 году эти смертельные враги тогдашней Руси, под предводительством хана своего Боняка, сделали внезапное нападение на Киев, опустошили его окрестности и выжгли некоторые монастыри. Приблизившись к Печерской обители, они поставили перед ее воротами два знамени. Время было после заутрени, когда иноки, по обыкновению, отдыхали. Враги, подняв великий крик, выломали монастырские ворота и пошли по кельям иноков, вырубая двери в кладовых и расхищая все, что было можно. Потом зажгли монастырь и ворвались в самую Великую церковь , грабили иконы срывали с них украшения и ругались над ними. Деревянные здания монастыря сгорели; многие иноки и слуги монастырские были убиты; другие отведены в плен. Но при тех средствах, какими владел Печерский монастырь, и при живом усердии к нему православных, следы половецкого разорения скоро были в нем изглажены. Но только воздвигнуты были все прежние здания, погоревшие или разрушенные, но еще появились и некоторые новые. Так, в 1108 году, при игумене Феоктисте, окончена была каменная трапеза вместе с церковью, построенная по повелению и на иждивение князя Глеба Всеславича. И после этого разорения лавра должна была перенести не мало бедствий. В 11 51 году Печерский монастырь был разграблен торками, а в 1109 г., при взятии Киева полчищами великого князя Андрея Боголюбского, он был, – разумеется, вопреки приказанию самого князя, – зажжен его союзниками, дикими и свирепыми берендеями. В 1205 году, при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами, Киево-Печерская обитель жесточайшим образом была разграблена, разграблена так, как еще никогда не бывала ранее этого времени. Некоторые из иноков были убиты, a другие – отведены в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Средствами для содержания монастырей служили: а) отчасти собственный труд иноков, как мы знаем из житий некоторых иноков Киево-Печерских 320 ; б) разные добровольные приношения благочестивых Христиан, простого народа, бояр и князей, особенно после кончины близких родственников 321 ; в) земли, какие получали монастыри от князей и от других вкладчиков для обрабатывания и других потребностей 322 , а в след затем г) вотчинное поземельное право, которым пользовались тогда все владетели земель, т. е. право принимать на земли свои вольных крестьян: посему-то еще в уставе св. Владимира упоминаются церковные местницы или поселившиеся на церковных местах, а в Русской Правде монастырские холопы; д) целые села и даже города: так Князь Ярополк Изяславич подарил Киево-Печерскому монастырю около Киева земли и волости, Небльскую, Деревскую и Лучскую; дочь его Княгиня Анастасия, супруга Князя Глеба Всеславича в 1158 году, при смерти своей, завещала тому же монастырю пять сел с челядью и со всем имением, а великий Князь Андрей Боголюбский (в 1159 г.) подарил ему даже два города Василев или Васильков и Мическ, со всеми принадлежащими к ним волостями, десятинами, оброками и поземельными угодьями 323 . Доходы свои монастыри употребляли не только – а) на собственное содержание и на содержание своих церквей и зданий, но и – б) на содержание больниц и богаделен, находившихся почти при каждом из них, на вспомоществование престарелым, вдовам, сиротам и прочим несчастным, обыкновенно притекавшим к монастырям; потому что в то время не было других пристанищ для бедности и дряхлости: наприм. при Киево-Печерской обители еще препод. Феодосий устроил особый двор, с церковью св. первомученика Стефана, для нищих, слепых, хромых и других увечных, уделял им десятую часть от монастырского имения, снабжал их всем потребным и, сверх того, каждую субботу посылал воз хлебов заключенным в темницах 324 ; в) на уплату за крестьян своих некоторых государственных податей: свободные от всех общественных повинностей, монастыри должны были, подобно другим владельцам, платить, по крайней мере, сошные и поземельные дани; г) наконец, иногда на вспомоществование всему отечеству: имея всегда в готовности значительные запасы всех житейских потребностей, обители наши во время глада или войны, не отказывались делать значительные пожертвования в пользу общественную 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

За Исаака (?) – сына одного из императоров из династии Комнинов (Алексея?) выходит ок. 1104 г. дочь Володаря Ростиславича Перемышльского; за сына Алексея I Комнина в 1106 г. выходит дочь Всеслава Брячиславича Полоцкого; за Алексея (или Андроника?) Комнина – сына и соправителя императора Uoahha II Комнина – выходит в 1122 г. замуж Добродея-Евпраксия (?) Мстиславна – внучка великого князя Владимира Мономаха ; а дочь Владимира Мономаха Мария («Марица»), возможно, ок. 1104 г. выходит за Льва «Диогена» – В 1194 г. Евфимия, дочь черниговского князя Глеба Святославича, просватана за Алексея (?), сына византийского императора Исаака II Ангела. 169 В XII веке Константинополь неожиданно становится и местом ссылки, как, например, в 1130г., когда туда принудительно отправили полоцких князей («Оу се же лето поточи Мьстиславъ Полотьские князе съ женами и с детьми, въ грекыю еже преступиша хрестьное челование»; 170 «Того же лета поточи Мстислав князи Полоцкия по Царюграду з женами и з детьми 171 ). Так в ссылке оказались все полоцкие князья – Давид, Ростислав, Святослав (отец Евфросиньи Полоцкой) Всеславичи, Брячислав Давидович, Рогволод Борисович, Василько Рогволодович с семьями и др. Полоцкие князья были тепло встречены византийским императором. А в 1162 г. в Константинополе находят приют при дворе императора Мануила I Комнина братья и мачеха, изгнанные из Суздаля Андреем Боголюбским, принявшим наследие великого князя Юрия Долгорукого. 172 Тот же Мануил тепло встречает оказавшуюся в византийской столице по дороге в Святую Землю преподобную Евфросинью Полоцкую, где она со своими спутниками молилась в соборе св. Софии, встречалась с патриархом Лукой Хрисовергом, поклонялась святыням. 173 Как известно, преподобная скончалась во время пребывания в Святой Земле, и место ее первоначального погребения в лавре св. Феодосия почитается по сей день. Зримыми памятниками паломнической культуры XII-XIII вв. на Руси стали найденные археологами в Новгороде (Неревский раскоп) ампулы для святой воды и масла, каменные иконки византийской работы, нательные кресты, изделия из перламутра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В перечнях лиц, имеющих одинаковое общественное положение, одни называются по имени и отчеству, другие же только по имени: 1) Ратмир Нижатинич Страшно Внезд Ягинич Жирошка Новгородцы 1200 Летоп. XV. 290 2) Константин Луготинич Намест Новгородцы 1241. Летоп. XV. 380 3) Гнездило Савин Вятко Радко Новгородцы 1225. Летоп. X. 88 4) Михаил Кривцов Ратша Жирослав Драгомиров Новгородские бояре. 1268. Летоп. VIII. 168. 5) Борис Жидиславич Яков Деденков Дедило Рязанские бояре. Летоп. X. 5 В Новгородских писцовых книгах вв. крестьяне, т.е. лица одного сословия, называются то именем и отчеством, то одним именем. «На основании всего этого мы думаем, – заключает Н. М. Тупиков, – что присутствие при имени отчества не прибавляло почета. Главным образом здесь играл роль обычай, по которому лица высшего класса ревниво оберегали указание на свое происхождение и к своему имени прибавляли отчество и фамилию (иногда двойную или тройную); лица же низшего класса считали это лишним и часто обозначали себя одним только именем. Но в XVI (2-я половина) и XVII вв. и здесь мы видим почти всегда употребление отчества или фамилии (когда при отце упоминаются дети, то они по отчеству не называются») 316 . Но иногда, наоборот, встречается самостоятельное употребление отчеств, доказывающее, что в данном случае сына знают по отцу. Самый ранний пример относится к X в. Это, именно, название воеводы киевского Претичем (968. Лавр. 65), если только «Претич» есть настоящее отчество. Далее имеем ряд примеров: 317 «Победи Зимгола Всеславича», 1106. Лет. IX. 140. «Оженися Мстислав Володимерич, поят за собя Дмитриевну Завидовича». 1122. Лет. XV. 193. «И Изяслава Давыдовича, и Всеволодовича». 1151. Лавр. 319. «Ожени Георги сына своего Глеба в Руси Изяславного Давыдовича», 1155. Лавр. 329. «Володимеркович же и Володимер Мачешич». 1158. Лавр. 328. «Судьич, попов внук», боярин Галицкий, 1240. Ипат. 525. «Оженися князь Иоанн Дмитриевною Борисовича», 1293. Лет. XV. 406. «Пышков, сын Степанов, крестьян. Новгородск. XIV или XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Но вскоре после того неожиданно последовала страдальческая смерть доброго князя. По каким-то делам Ярополк отправился из Владимира в Звенигород Галицкий. « Еогда князь, говорит современник, дорогою лежал на возу, Нерядец, один из свиты его, ехавший на лошади, по наущению злых людей (вероятно, Ростиславичей), проколол князя саблею Ярополк вскочил, вынул из себя саблю и громко сказал: «ох! коварный враг убил меня». Нерядец бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу, а Ярополк умер от раны. Это было 22 ноября. Отроки взяли тело его и повезли во Владимир, а оттуда в Киев. «Вел. км. Всеволод, Мономах, Ростислав, все бояре, блаж. митрополит Иоанн с черноризцами и пресвитерами, все Киевляне горько плакали над ним; с псалмами и песнями провожали до монастыря св. Димитрия, приготовив тело его, с честию положили в мраморном гробе, в церкви св. Петра, которую сам он начал строить; это было 5 декабря». Современник говорит затем о блаженном князе: «много вытерпел он бед, без вины выгоняем был братьями своими: обижаемый, ограбляемый, понес еще насильственную смерть. Но он сподобился вечной жизни и покоя. Этот блаженный князь был тихий, кроткий, смиренный, братолюбивый: он каждый год давал десятину из всего имения своего Святой Богородице. Всегда молил он Бога так: «Господи Боже! приими молитву мою, – дай мне смерть, как двум братьям моим, Борису и Глебу, от чужой руки, чтобы омыл я грехи мои кровию моею и избавился от сего суетного, мятежного мира, как вражией сети». И вот молитва его не отринута Богом! Он получил блага, которых ни глаз не видел, ни ухо не слышало, и которые не входили и на сердце человеку, те блага, которые уготовал Бог любящим его» 307 . Так пишет преп. Нестор в своей летописи! Киевская летопись, говоря о дочери блаж. кн. Ярополка, жене кн. Глеба Всеславича, пишет: «эта блаженная княгиня вместе с своим князем имела великую любовь к св. Богородице и к отцу Феодосию, ревнуя отцу своему Ярополку. Ибо сей Ярополк отдал (Печерской обители) все имение свое, волости Небольскую, Деревскую и Луцкую и около Киева; а Глеб дал вместе с княгинею при жизни своей 600 гривен серебра и 50 гривен золота; по смерти князя княгиня дала 100 гривен серебра и 50 гривен золота; по смерти своей отдала 5 сел и с челядью и все до холстины» 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ранее так именовали многолюдные монастыри в Палестине, а позже и на Руси. Впоследствии термин «лавра» употреблялся по отношению к привилегированным обителям с правами, закрепленными царским указом. В отношении Киево-Печерского монастыря подобный документ составил Андрей Боголюбский и утвердил константинопольский патриарх, хотя не сразу, а по прошествии трех столетий. Подлинные монастырские документы сгорели во время пожара 1718 года. Однако их реальность подтвердили летописцы и сам факт независимого, благополучного существования обители. По желанию великого князя печерское братство пополнили монахи близлежащих и дальних монастырей: Киевского, Брянского, Пустыннониколаевского, Свинского, Черниговского и Новгородского. С давних пор обитель владела селом Лесники, где Феодосий выкопал пещеру для пребывания в пору Великого поста. За два столетия со времени основания братия воспитала около 20 представителей высшего духовенства, неизменно сохранявших почтение к родной обители. В середине XIX века в состав Киево-Печерской лавры, помимо келий, хозяйственных построек и основных культовых сооружений, входили Голосеевская и Китаевская пустыни. Великий князь Андрей Боголюбский подарил лавре место рождения преподобного Феодосия – город Васильков вместе с окрестными селами. В 1158 году сюда перенесли и захоронили останки Анастасии, супруги князя Глеба Всеславича, завещавшего любимой обители земли и пять деревень, которые перешли к настоятелям тотчас после похорон княгини. На средства этого правителя была построена трапезная, вначале состоявшая из зала, нескольких подсобных помещений и однокупольного храма. О прилежности ее создателей можно судить из патерика, где описано землетрясение 3 мая 1230 года. В тот день монахи собрались в трапезной для того, чтобы почтить память Феодосия: «…камение дробное сверху падеся, снесено бывшю корму и питию, столы и скамьи. Но обаче вся трапезница каменна не падеся, ни верх ее». Здание почти не пострадало и, незначительно отреставрированное, почти не изменилось внешне, хотя осталось без купола. С того времени уже не столь почетный киевский престол редко занимал наследник умершего князя. Старинный обычай предлагать великое княжение правителям других городов в XIII веке стал нормой. Вошли в традицию захваты власти, нередко сопровождаемые битвами у стен столицы. Беспокойство княжеского дворца передавалось городу, тяжелое состояние которого усугублялось природными катаклизмами: засухой, пожарами и землетрясениями. Междоусобицы не прекращались, невзирая на бедствия и страхи. Народ догадывался, а князья точно знали, что с востока на Русь надвигаются татары, в то время как северные земли опустошают осмелевшие литовские князья.

http://sobory.ru/article/?object=05643

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010