Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил церковные торжества, посвященные основателю города Борисова Минской области князю Борису Всеславичу 16 мая 2021 г. 15:44 15 мая 2021 года, в праздник перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида, в городе Борисове Минской области прошли торжества в честь памяти основателя города — полоцкого князя Бориса Всеславича. Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , секретарь Борисовской епархии , благочинный 2-го Борисовского округа, настоятель храма благоверного князя Димитрия Донского города Борисова протоиерей Сергий Башкиров, благочинные округов Борисовской епархии, клирики собора, приглашенное духовенство. За богослужением молились настоятельница Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря в городе Полоцке Витебской области игумения Евдокия (Левшук) с сестрами, настоятельница Иоанно-Богословского женского монастыря в деревне Домашаны Минской области игумения Саломия (Овчинникова), и.о. настоятельницы женского монастыря в честь блаженной Ксении Петербургской в деревне Барань Минской области монахиня Евпраксия (Зубова) с сестрами. Богослужебные песнопения исполнили сводный хор благочиний Борисовской епархии под управлением регента Аллы Керко и детский хор кафедрального собора под управлением регента Ксении Качановской. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Проповедь перед причастием произнес иерей Артемий Прокофьев. По окончании Литургии митрополит Вениамин обратился к верующим с архипастырским словом, в котором подчеркнул важность почитания князя Бориса Всеславича. Епископ Игнатий рассказал о житии священномученика Константина Жданова, пресвитера Шарковщинского, первого новомученика XX века, канонизированного в Полоцкой епархии , и преподнес в дар кафедральному собору икону святого Константина.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Святитель Феоктист, епископ Черниговский Святитель Феоктист, епископ Черниговский, до вступления на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту , впоследствии святителя Новгородского (сведения о нем 31 января). В 1103 году святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря. В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезницу. Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия (память 3 мая) было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой, так что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим. " Это же был не огненный столп, но лик ангельский, - писал преподобный Нестор Летописец , - ибо ангел так является, когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид: творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ " (Пс. 103, 4). В 1113 году он был посвящен во епископа Черниговского. Преподобный священномученик Кукша (память 27 августа) просвещал в это время вятичей, относившихся к Черниговской епархии. 2 мая 1115 года святитель участвовал в перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, а позднее в Чернигове освятил близ кафедрального собора церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, воздвигнутую в 1120 году князем Давыдом Черниговским. Благоверным князьям-страстотерпцам святитель посвятил слово в день их памяти. 6 августа 1123 года, в праздник Преображения, святитель Феоктист скончался. Память его совершается 5 августа. В одном из списков святых сказано, что он был погребен в Печерском монастыре. К памяти святителя Феоктиста верующие обращаются и 28 сентября , когда он упоминается в 9 песни канона Собора преподобных отцов Ближних пещер. Иконописный подлинник Русь. 1660-е. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Угличский музей. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/908109.htm...

В 1108г. была окончена в Печерском монастыре строением каменная трапезница или трапеза, построенная иждивением некоего Глеба («повеленьем Глебовым», летопись под 1108 и 1100 годами) – по всей вероятности, Минского князя Глеба Всеславича, сына Всеслава Полоцкого (cfr Ипатская летопись под 1158г. fin. о вдове Глеба Ярополковне). В последней четверти XII века, при архимандрите Василии 1041 , избранном в 1182г. (Ипатская летопись) и умершем неизвестно когда после 1197г. (ibid.), монастырь обнесён был каменной стеной 1042 . В 1240г. в нашествие Татар монастырь был разрушен 1043 . В 1250г., как кажется, он оставался ещё в запустении (в этом году Даниил Галичский, отправляясь к Татарам, молился в Киеве в Выдубицком монастыре, но не и в Печерском,– Ипатская летопись), но в 1274г. его игумен Серапион поставлен в епископы Владимирские. В нынешнем монастыре остаются от до-монгольского – нижняя часть «великой» или главной церкви его и может быть надворотная церковь св. Троицы (см. выше). Всё остальное есть позднейшее и новейшее: теперешние каменные стены монастыря на место деревянных, заменивших собой разрушенные до-монгольские, построены Мазепой в 1698г.; все здания и все церкви (с включением и надпещерных) идут от последующего за этим времени, см. «Описание Киево-Печерской лавры» митрополита Евгения. [Печерский монастырь называет лаврой Симон в Патерике (конец собственного письма к Поликарпу, перед рассказом о преподобном Онисифоре).] Две пещеры, находящиеся при монастыре, с течением времени потерпели много изменений в своём виде, ibid. гл. XIV. (Мы сказали, что пещера, находившаяся под ветхим монастырём, по перенесению монастыря на новое место, стала монастырским кладбищем. Но в настоящее время мощи всех святых печерских, описанных в Патерике, находятся в ближних пещерах. Должно думать, что перенесение случилось в позднейшее время и именно по тому поводу, что у поклонников, пока не был сделан через овраг между пещерами мост, не было охоты ходить в дальние пещеры). Другие Киевские монастыри нашего класса суть: Германеч или Спасский Берестовский и Стефанеч или Кловский Влахернский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Следует отметить, что смоленский межевой камень далеко не единственный. Например, в нынешней Тверской области на территории, возможно, когда-то входившей в состав Смоленского княжества, был обнаружен так называемый камень Степана Встречаются и древние намогильные камни в виде крестов, часто с надписями. Они были особо распространены на территории Новгородской земли и датируются XII–XVI вв. Но в древности возле могилы изредка ставили и обычные камни-валуны, на которых выбивали надпись. Один такой намогильный камень был найден и в Смоленске, на территории древнего Борисоглебского монастыря на Смядыни — надгробие монаха (черноризца) Зиновия. На камне имеется дата: 6 июля 1271 г. Изредка встречаются и большие, так называемые памятные кресты с надписями. Например, стерженский крест, поставленный в 1133 г. новгородским боярином Иваном Павловичем в верховьях Волги, при впадении ее в озеро Стержь Несомненно, памятным является и каменный крест, при входе на Изборское (Труворово) городище Известны также «поклонные кресты», ставившиеся на дорогах или вделанные в стены христианских церквей Необходимо также упомянуть и про Борисовы и Рогволодов камни. Все они географически находятся на территории бывшего Полоцкого княжества. Кресты и надписи на Борисовых камнях были выбиты в 1128 г. по приказу полоцкого князя Бориса Всеславича, а на Рогволодовом — его сыном Рогволодом Борисовичем в 1171 г. Известно, что территория на левобережье Днепра, западнее Смоленска в древности была связана с княжеской властью. Именно здесь, на Смядыни, недалеко от места убийства в 1015 г. одного из двух первых русских святых — Глеба в 1145 г. Ростиславом (Михаилом) Мстиславичем был заложен и возведен из камня собор Борисоглебского семейного княжеского монастыря Известно, что «строительная деятельность князя Давида также преимущественно связана с Борисоглебским монастырем, где при нем были возведены галереи монастырского храма, и произошло его обновление в связи с переносом “ветхих гробов” Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск» Им же недалеко была возведена церковь во имя архангела Михаила, бывшая, видимо, домовым храмом, а рядом с ней был построен, скорее всего, деревянный дворец, в котором этот князь и жил Необходимо также отметить, что хотя в последнее время некоторые исследователи считают, что закладку храма архангела Михаила следует связывать не с деятельностью Давида, а с последней поездкой Ростислава Мстиславича осенью 1166 г., они не отрицают, что где-то неподалеку мог находиться его, Давида, загородный двор

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Правление В. В., продолженное княжением его сына Мстислава (1125-1132), было временем очевидной внутриполитической стабилизации. В. В. объединил в своих руках господство над большей частью Руси за исключением Чернигова, Полоцка и поначалу Волыни. Попытки вооруженного протеста против этого господства со стороны минского кн. Глеба Всеславича (1101-1119) и волынского кн. Ярослава Святополчича (1117-1118 и 1123) закончились для них неудачно: оба князя утратили свои владения и трагически погибли. Победы над мятежными князьями еще более укрепили положение В. В., приобретшего Волынскую землю. Черниговские Святославичи, Давид и Олег, вынуждены были поддерживать тесный союз с В. В., скрепленный, впрочем, уступкой Чернигову в Северской земле Курского Посемья. Демонстрацией единства этих 3 сильнейших князей Руси под верховенством В. В. стало торжественное перенесение мощей св. мучеников Бориса и Глеба из деревянной церкви в каменную в Вышгороде под Киевом, достроенную кн. Олегом (см. ст. Борисоглебская церковь в Вышгороде ), в присутствии митр. Никифора I , ряда епископов и игуменов киевских мон-рей 2 мая 1115 г. (под этим днем память о событии вошла и в церковные месяцесловы). Поход кн. Владимира Всеволодовича с сыновьями на Минск. Взятие Друцка. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 156) Поход кн. Владимира Всеволодовича с сыновьями на Минск. Взятие Друцка. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 156) Важнейшим элементом внутриполитической программы В. В. стало урегулирование киевского наследства. Его замысел сводился к сохранению этого княжения в руках Мстислава Владимировича и его потомства (см. статьи: Всеволод (Гавриил) Мстиславич , блгв. кн., Изяслав (Пантелеимон) Мстиславич ). Этот шаг следует рассматривать как попытку спасти любечские принципы ценой нек-рого их формального нарушения - ограничения числа отчичей Киева, т. к. со временем увеличение их числа грозило политическим хаосом (последующие события XII в. оправдали эти опасения). Для осуществления своего плана В. В. в 1117 г. перевел Мстислава из Новгорода под Киев, в Белгород, настояв одновременно на заключении соответствующего договора между Мстиславом и следующим по старшинству Владимировичем - Ярополком. Эти слишком радикальные преобразования и вызвали упомянутое возмущение Ярослава Святополчича, поскольку именно к нему Киев должен был перейти после В. В. по традиц. праву. Выступление Ярослава было подавлено, но в полной мере планы В. В. оказались неосуществимыми, разбившись во время правления в Киеве его сына Ярополка (1132-1139) о сопротивление младших Мономашичей - Юрия Долгорукого и Андрея Доброго.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

1 После Изяслава (сына св. Владимира от Рогнеды) княжил в Полоцке сын его Брячислав, коему наследовал Всеслав Брячиславич. Он имел одну дочь (бывшую в супружестве за сыном императора греческого Алексия Комнена: это родная тетка преподобной Евфросинии), сыновей же семь: Рогволода, Романа, Бориса, Глеба, Давида, Ростислава и Святослава. (См. родословные владет. князей российских в «Ист. гос. Рос.», табл. II). Из них княжили в Полоцке. Давид с 1101 по 1119 г., Борис с 1119 по 1127 г., Рогволод с 1127 по 1129 г., Глеб Всеславич господствовал в Минске («Ист. гос. Рос.», II, стр. 139). О княжении Романа, Ростислава и Святослава нет сведений. Из них последний был отец преподобной Евфросинии; христианское имя его Георгий, a по иным Григорий (там же, прим. 251). Из жития преподобной видно, что он пребывал в Полоцке. Могущество дома Всеславова делало оный почти независимым от великих князей киевских, которые взирали на него с опасением. Следствием того был в 1127 году всеобщий поход на Полоцкую область соседственных князей, предводимых великим князем Мстиславом, сыном Мономаха. Побежденные Всеславичи были в 1129 г. сосланы в Константинополь с женами, детьми и племянниками, а Полоцк и Минск отданы сыну Мстиславову, Изяславу. Но с 1132 года княжили в Полоцке из потомства Всеславова Василько Рогволодович, с 1154 г. Ростислав, сын Глеба Минского, с 1158 г. Рогволод, сын Бориса Полоцкого и зять великого князя Изяслава II, с 1161 г. Всеслав, сын Василька Рогволодовича и зять Мстислава Храброго. При этом Всеславе преподобная Евфросиния положила крест в свою обитель и совершила путешествие в Иерусалим, где и скончалась («Ист. гос. Рос.», II). Преподобная Евфросиния имела двух братьев: Вячеслава и Давида, и одну сестру: Градиславу (родосл. влад. князей в «Истор. гос. Рос.», табл. VII). 2 План и фасад этой церкви см. в «Журнале Министерства Внутренних дел» (1833, книжка 3, страница 326). Заимствуем оттуда следующую выписку: «Сия церковь , именуемая по белорусскому наречию Спас-Юревичи (Спас-Георгиев), сохраняет доселе как снаружи, так и внутри неизглаженные временем признаки священной древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об особом почитании святых Бориса и Глеба в семействе городенских князей свидетельствуют не только имена Бориса и Г. В., но и посвящение этим святым каменного собора в Городне на Коложе, построенного в 80-90-х гг. XII в. (сохр. стены, кроме южной, до высоты сводов). Есть основания считать принадлежащей Г. В. обнаруженную в Дрогичине небольшую свинцовую печать-пломбу с изображением св. Глеба на одной стороне и св. Симеона Богоприимца (вероятно, святого - покровителя его отца Всеволодка) - на другой ( Болсуновский К. В. Дрогичинские пломбы. К., 1894. Ч. 1. ХХ е; в своде В. Л. Янина печать не учтена). Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 294, 315, 528, 533, 547-548. Лит.: Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории визант. и рус. сфрагистики. Л., 1928. Вып. 1. С. 102. Примеч. 1; Воронин Н. Н. Древнее Гродно: (По мат-лам археол. раскопок 1932-1949 гг.). М., 1954. (МИА СССР; Вып. 41); Назаренко А. В. Городенское княжество и городенские князья в XII в.//ДГВЕ, 1998 г. М., 2000. С. 169-188; Плахонин А. Г. «История Российская» В. Н. Татищева и исследование генеалогии Рюриковичей//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 299-330. А. В. Назаренко Канонизация Тропарь и кондак «святому благоверному князю Глебу Всеволодовичу Городенскому, иже в Киеве» включены в Минею (МП) (Июль. Ч. 1. С. 398-399). Надежные ранние свидетельства о почитании Г. В. отсутствуют. Сведения об изображении Г. В. под 6 и 7 июля содержатся в иконописных подлинниках XVIII - нач. XX в., где он назван смоленским правителем и где говорится, что его мощи почивают в смоленском соборе ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135-136; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 770. С. 198-199; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 125. С. 86-87 и др.). По-видимому, речь идет о смоленском кн. св. Глебе Святославиче . Е. Е. Голубинский приводит свидетельство иконописного подлинника о «святом благоверном великом князе Глебе Всеволодовиче, иже в Киеве чудотворце» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 351). Однако в данном случае возможна контаминация Г. В. с минским кн. Глебом Всеславичем , погребенным в Киево-Печерском мон-ре . Впрочем, участие городенских князей в борьбе за киевский стол, их близость к киевским князьям Изяславу Мстиславичу и Мстиславу Изяславичу могут служить объяснением того, что в поздних текстах Г. В. назван Киевским чудотворцем.

http://pravenc.ru/text/165105.html

Съезд князей на р. Золотче и заключение мира с половцами. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.530. Л. 148) Съезд князей на р. Золотче и заключение мира с половцами. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.530. Л. 148) Позднее Д. С. регулярно участвовал в походах рус. князей против половцев, организованных Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом (1101, 1103, 1110, 1111; Олег Святославич уклонился от участия почти во всех походах), сыграл важную роль в крупных победах над половцами в 1103 и 1111 гг. Зимой 1107/08 г. Д. С. вместе с князьями Владимиром Мономахом и Олегом Святославичем ездил в Половецкую степь для заключения мира. В княжение Д. С. был поставлен Черниговский еп. Феоктист (11 янв. 1113). Вместе с Владимиром Мономахом (с 1113 князем киевским) и Олегом Святославичем Д. С. был в числе организаторов перенесения мощей св. князей-мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде в новопостроенную каменную церковь. 1 мая 1115 г. состоялось освящение церкви, 2 мая - перенесение мощей (в присутствии Киевского митр. Никифора I и др. представителей духовенства). Между князьями возник спор: Мономах хотел поставить раки посреди церкви, а Д. С. и Олег - в правой стороне в «комаре» (где наметил их отец). Спор был решен с помощью жребия, «и выняся жребии Давыдов и Олгов». По-видимому, около этого времени по инициативе Д. С. в Чернигове был воздвигнут храм, посвященный святым Борису и Глебу. В 1116 г. Д. С. участвовал в походе Владимира Мономаха против минского кн. Глеба Всеславича , черниговские войска осаждали Друцк. В том же году Д. С. послал своего сына Всеволода вместе с сыном Мономаха Ярополком (Иоанном) против подонских половцев. В 1117 г. Д. С. лично участвовал в походе Мономаха на Владимир-Волынский против кн. Ярослава Святополчича. Д. С. имел сыновей: Святослава (св. Николая Святошу), Ростислава, Всеволода, Владимира и Изяслава. Любецкий синодик называет имя супруги Д. С.- Феодосия. Д. С. был похоронен в построенной им черниговской Борисоглебской ц. (надгробие не сохр.).

http://pravenc.ru/text/168578.html

287. Анастасия Олеговна, старшая из двух дочерей Олега Иакова, в иночестве Иоакима, князя рязанского 152), от брака с Евфросинией, в иночестве Евпраксией, известной только по имени 732), жена: по первому браку – Дмитрия Васильевича, князя друцкого 670), с которым были у ней сыновья: Андрей 312) и Василий 454), князья друцкие: по второму – Корпбута – Дмитрия Ольгердовича, князя трубчевского, брянского (в летописях: дебрянского) и новгород-северского, родоначальника князей: существующих – Трубецких и Воронецких , угасших – Вишневецких, Збаражекихн Порецких , убитого при поражении литовцев Витовтовых, татарами Тимур-Кутлуя, на р. Ворскле, 12 августа 1399 г. – Никаких других сведений о ней – нет, кроме того, что от второго брака, с князем Корибутом, она имела дочь Анастасию 283), за Василием Михайловичем, князем кашинским 478). 288. Анастасия Петровна 288. Анастасия Петровна, См. Шуйская, княгиня ). 289. Анастасия Юрьевна 289. Анастасия Юрьевна, (Георгиевна), дочь Юрия (Георгия), Святославича, князя смоленского ), от брака с дочерью Олега Ивановича, князя рязанского 152), неизвестной по имени, жена Юрия (Георгия) Дмитриевича, князя звенигородского и галичского, а одно время и великого князя московского 194). – Венчана с князем Юрием в Москве, в 1400 г., и, родив ему троих сыновей: Василия Косого 496), Дмитрия Шемяку 75) и Дмитрия Красного 694), ум. в Звенигороде, в 1422 г. – Тело её погребено в Вознесенском монастыре, что в московском кремле. 290. Анастасия Ярополковна 290. Анастасия Ярополковна, дочь Ярополка – Петра Изяславича, князя туровското ), от брака с неизвестной, жена Глеба Всеславича, князя минского 610), – Род. в Турове (бывший город, теперь местечко, нозырьского уезда минской губернии), вь 1073 г.; выдана за князя Глеба около 1090 г.; прижив с ним, в течение 30-ти-летнего брака, сыновей: Ростислава, князя полоцкого ); Всеволода, князя изяславского 578), и Володаря (Владимира), князя минского 567), овдовела, 13 сентября 1118 г.; ум. неизвестно где, 3 января 1158 г. – Тело её погребено в Киево-Печерской лавре, обогащённой вкладами этой княгини, давшей туда однажды, вместе с мужем, 600 гривен серебра и 50 гривен золота, да по смерти мужа 100 гривен серебра и 50 гривен золота. Надгробница с её могилы, в головах у св. Феодосия печерского , уничтожена еще в XVII в. 291. Анастасия Ярославовна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Вышегородский князь Мстислав Давыдович, правнук основателя обители, был погребен в храме в 118 7 г., а в 1195 г. здесь же был похоронен Изяслав Ярославич, еще один правнук ктитора 1278 . В Кирилловом монастыре, основанном женой киевского князя Всеволода Ольговича, была в 1178 г. погребена сама основательница, здесь же в 1194 г. был похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович, причем летопись подчеркивает, что его положили «во отни емоу манастыре» 1279 . Особую ситуацию видим в соборной церкви Киево-Печерского монастыря, где рядом с чтимым погребением одного из основателей обители, Федосия, были «положены пресветлые князи» 1280 . В 1108 г. в соборе было положено тело сестры Владимира Мономаха , Ирины Всеволодовны, а в 1109 г. здесь же в устроенной специально для этого «божнице» была погребена другая его сестра, Евпраксия. В 1119 г. в соборе «в головах преподобнаго Феодосия» похоронили полоцкого князя Глеба Всеславича, насильно вывезенного в Киев Владимиром Мономахом , а в 1158 г. тут же была погребена его вдова и «положена бысть... со князем Глебом в гробе в головах святого Феодосия». «Свои монастыри» строили и черниговские князья, причем отдельные представители этого рода и их родственники погребались в соборах отдельных монастырей. Скончавшийся в 1123 г. князь Давид Святославич был похоронен в построенном в начале XII в. по его заказу монастырском Борисоглебском соборе 1281 . В 1162 г. в этом храме похоронили его сына, Изяслава Давыдовича, причем летопись отмечает, что «положиша тело его в отни ему церкви» 1282 . Другой черниговский князь, Всеволод Святославич, в 1196 г. был погребен в «церкви святой Богородицы» 1283 , которую он «сам создал» в 1186 г. 1284 Речь идет о церкви Благовещения в Чернигове, которая, судя по сообщению патерика Иосифа Тризны, была монастырским храмом 1285 . В Галицкой земле мы имеем всего одно упоминание о погребении князя в монастыре: убитый под Галичем в 1189 г. князь Ростислав Иванович был, по свидетельству летописи, похоронен «в манастыре во церкви святого Иоанна» 1286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010