Главными сторонниками перевода были на тот момент обер-прокурор и министр просвещения князь А. Н. Голицын, а также ректор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский и Коломенский, известный нам ныне как святитель Филарет. Отставка Голицына в 1824 году во многом определила и судьбу всего проекта: Библейское общество было закрыто, переводческая работа прекращена, и в конце 1825 г. тираж первых восьми книг Ветхого Завета был сожжен на кирпичном заводе. Критики, среди которых следует назвать митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского) и нового министра просвещения адмирала А. С. Шишкова, не столько были недовольны качеством перевода, сколько отрицали саму возможность и необходимость для русских читателей какой-либо Библии, кроме церковнославянской. Разумеется, сыграла свою роль и настороженность по поводу мистических исканий и религиозных экспериментов тогдашнего петербургского общества. Более чем на три десятилетия всякая официальная работа над переводом стала невозможной. Однако насущная потребность в нем никуда не делась, церковнославянский текст все же не мог удовлетворить всех: достаточно сказать, что А. С. Пушкин читал Библию по-французски. Поэтому продолжалась и неофициальная работа над переводами. Здесь следует упомянуть прежде всего двух человек. Первый — это протоиерей Герасим Павский, ставший еще в 1819 г. основным редактором первого официального перевода. Затем он преподавал древнееврейский язык в Санкт-Петербургской духовной академии. На занятиях широко использовались подготовленные им учебные переводы некоторых пророческих и поэтических книг Ветхого Завета, где, помимо всего прочего, отрывки из пророческих книг располагались не в каноническом, а в «хронологическом» порядке, в соответствии с представлениями некоторых ученых того времени. Переводы показались студентам настолько интересными, что их литографические копии стали расходиться за пределами Академии и даже Санкт-Петербурга.

http://pravmir.ru/bibliya-istoriya-russk...

16 мая 1812 г. был заключен Бухарестский мирный договор, и 19 июля Дунайская армия под командованием адмирала П. В. Чичагова, сменившего Кутузова, отправилась на Волынь, где в нач. сент. соединилась с армией А. П. Тормасова (3-я Западная армия) и приняла участие в Отечественной войне 1812 г. 29 сент. был занят Брест-Литовск, 10 нояб. Чичагов перенес ставку в Борисов, но затем последовало неудачное отступление 3-й Западной армии, в ходе к-рого прот. Онисим лишился церковной фуры и всего личного имущества. 29 нояб. 3-я Западная армия прибыла в Вильну и направилась в Пруссию, где осадила крепость Торн. 2 февр. 1813 г. командование армией было передано ген. М. Б. Барклаю-де-Толли. 16 апр. прот. О. Боровик исполнил обязанности духовника при умирающем ген.-фельдмаршале Кутузове. В мае 1813 г. ген. Барклай-де-Толли стал главнокомандующим рус. армией, а прот. Онисим - главой всего духовенства армии. В нач. июня 1813 г., после 24-летнего служения в рядах военного духовенства, прот. Онисим представил в Синод прошение об определении в монашество. 9 июня Барклай-де-Толли обратился к имп. Александру I с ходатайством о возможной епископской хиротонии протоиерея. Император удовлетворил просьбу: Синоду был объявлен Высочайший указ о поставлении прот. О. Боровика после пострижения кандидатом на 1-ю архиерейскую вакансию. 22 сент. 1813 г. Синод представил доклад о хиротонии протоиерея на Вологодскую кафедру, к-рый был утвержден 13 окт. Тем временем прот. Онисим дошел с войсками до г. Ашаффенбурга и, получив увольнение в кон. нояб., направился в Россию. В С.-Петербурге ему был выдан новый орден св. Анны 2-й степени с бриллиантовыми знаками вместо утерянных при отступлении из Борисова. 14 февр. 1814 г. прот. Онисим Боровик был пострижен в монашество с именем Онисифор ректором СПбДА архимандритом Юрьева новгородского мужского монастыря Филаретом (Дроздовым; впосл. митрополит Московский) в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры . 22 февр. 1814 г. состоялась хиротония О. во епископа Вологодского и Великоустюжского в Казанском соборе с участием Амвросия (Подобедова), митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского, Иринея (Клементьевского), архиеп. Псковского, Лифляндского и Курляндского, и Серафима (Глаголевского), архиеп. Минского и Литовского.

http://pravenc.ru/text/2578433.html

О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу... Он затеял величественный труд «История Петра Великого». Но конец света все ближе и ближе. Он наступит не в 1836 году, а 27 января 1837-го, в день святителя Иоанна Златоуста , на Черной речке... Умирающему Пушкину император написал: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Государево прощение – за государственное преступление, именно так тогда квалифицировалась дуэль. Николай I не только простил Пушкина за поединок, но и постановил после кончины поэта: «1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 ООО рублей». Дуэль признавалась не только государственным, но и православным преступлением. В отношении дуэлянтов не существовало особых постановлений, они попросту приравнивались к самоубийцам, коих нельзя было отпевать в храме, хоронить внутри церковной ограды и поминать вкупе со всеми христианами. На исполнении этой строгости в отношении Пушкина настаивал петербургский митрополит Серафим. Переменить его твердую точку зрения взялся московский митрополит. Возможно, Филарету в числе других, а возможно, лишь одному Филарету мы обязаны тем, что Александр Сергеевич удостоился христианского упокоения. Иначе каков был бы соблазн для тех, кто обожает Пушкина и не слишком тверд в вере, обидеться на Церковь и отойти от нее! Только представить себе, как благодаря подобной твердости Серафима (Глаголевского) радовался бы весь антиправославный мир, если таким образом ему бы «подарили» Пушкина! А при безбожной власти большевиков Александра Сергеевича и вовсе противопоставили бы Христу, превратили в образец деятеля антихристианского сопротивления! Ведь, как и на могиле Льва Толстого, на могиле Пушкина не стоял бы крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Синода князя А.Н. Голицына 10. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод 11. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод Иерусалимское подворье в Москве и его основатель архимандрит Арсений 12. Письмо Гавриила (Банулеску-Бодони), митрополита Кишиневского и Хотинского, экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии, к обер-прокурору Св. Синода князю А.П. Голицыну 13. Постановление Св. Синода о выдаче сборной книги прибывшему из Иерусалима архимандриту Арсению 14. Прошение архимандрита Арсения, поданное на имя императора Александра I 15. Отношение обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына к Иерусалимскому архимандриту Арсению 16. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к обер-прокурору Св. Синода князю П.С. Мещерскому 17. Донесение митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) Св. Синоду 18. Прошение Иерусалимского архимандрита Арсения на имя императора Александра I 19. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архиепископа Московского Августина 20. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа, присланная в Москву, в церковь Св. Апостола Филиппа на Иерусалимском подворье 21. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архимандрита Арсения 22. Донесение митрополита Московского и Коломенского Серафима (Глаголевского) Св. Синоду 23. Определение Св. Синода 24. Прошение архимандрита Арсения императору Александру I 25. Определение Св. Синода 26. Определение Св. Синода 27. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя митрополита Московского Филарета 28. Предложение обер-прокурора князя П.С. Мещерского Св. Синоду 29. Отношение обер-прокурора Св. Синода графа Н.А. Протасова к вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде 30. Письмо митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Кириллу II 31. Письмо митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Кириллу Закавказские имения Святого Гроба в составе Российской Империи 32. Рапорт генерала от инфантерии А.П. Ермолова императору Александру I 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

12 сентября 1831 года определением Святейшего Синода он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Хиротония состоялась 20 сентября 1831 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Одновременно новому епископу было передано и управление Троице-Сергиевой пустынью (близ Санкт-Петербурга). Обязанности его значительно расширились и усложнились, поэтому епископу Смарагду пришлось отказаться от преподавания в академии, а также и от управления Пинским монастырем. В 1832 году епископ Смарагд был избран действительным членом Санкт-Петербургской духовной академии. Киевская академия сохранила о своём бывшем ректоре добрую память, и в 1835 году епископ Смарагд был избран почётным членом её конференции. Не имея возможности заниматься научно-литературной деятельностью, преосвященный Смарагд никогда не относился к науке с пренебрежением. Напротив, он заботился об образовании духовенства и везде привлекал просвещённых духовных лиц. В первые годы епископского служения всё шло благополучно, хотя на долю викария выпадала лишь исполнительная роль при митрополите Серафиме (Глаголевском;1843), однако он за это время завоевал репутацию рассудительного и доброго человека. Но такая спокойная жизнь продолжалась недолго. В 1833 году было решено восстановить Полоцкую православную епархию, которая насильственно была отторгнута при образовании в 1596 году унии. Епархия была открыта 30 апреля 1833 года. Архипастырем для новой епархии был определён епископ Смарагд (14 мая 1833 года), соединяющий в себе отличное образование и достаточный опыт в административных делах. На епископа Смарагда была возложена тяжёлая, ответственная и почётная обязанность. Полоцкая паства находилась под влиянием униатов и католиков, поэтому задача епископа сводилась к тому, чтобы отторгнуть униатов, объединить её и восстановить Православие в епархии. Новый архипастырь сразу же отнёсся с чрезвычайным вниманием к своей трудной миссии. Ещё находясь в Санкт-Петербурге, он начал улаживать необходимые дела по своей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Для улучшения качества проповедей духовенства Нижегородской епархии М. составил специальную инструкцию ( Беляев. 1889) об обязанностях священнослужителей по проповедованию слова Божия, которую разослал по епархии, и требовал ее точного исполнения. Предписал каждому образованному священнику произносить по 12 проповедей в год, лично просматривал и вносил правки. Эта инструкция служила руководством к составлению и произнесению проповедей для духовенства епархии в течение почти 50 лет, в 1863 г. была «восполнена» новой, написанной по распоряжению еп. Нижегородского Нектария (Надеждина) . М. составил инструкцию (17 июня 1824) и по случаю посещения епархии имп. Александром I с подробным указанием, каким образом надлежит устроить встречу во время проезда императора по селам, в которых нет крупных храмов (опубл.: Полисадов. 1895. С. 14-27). Заботился о присоединении старообрядцев и раскольников различного толка к единоверию. Так, распорядился передать из кафедрального собора в единоверческую церковь в с. Медведеве Семёновского у. «древний крест, приложенный 1 апр. 1434 г. в нижегородский собор великою княгинею Вассою, дочерью князя Василия Дмитриевича» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 212). 31 окт. 1823 г. М. начал писать соч. «Книга ума и сердца» (впосл. переделано в духовное завещание), предполагая удалиться на покой. Намеревался устроить в с. Тешилове скит по примеру созданной митр. Платоном (Левшиным) Вифанской обители (см. Вифанский в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Но 22 окт. 1824 г. заболел, 6 нояб. все духовенство по распоряжению М. явилось к нему за благословением. 22 дек. того же года уведомил о своей болезни митр. С.-Петербургского Серафима (Глаголевского) : «Судя по истощению сил, я сомневаюсь получить скорое выздоровление» (Там же. С. 216). 9 янв. 1825 г. к М. был призван духовник свящ. Певницкий, клирик нижегородской Троицкой ц. После кончины М. почти все его имущество было передано 2 его сестрам, вдовам священников (в Москве и с. Пушкине Московского у.), «с некоторыми другими родственниками и близкими к нему». Вместо скита большая часть денег была завещана на построение и содержание богадельни «для 10 человек женского пола из его бедных родственников в селе Тешилове» (для к-рой в завещании написана специальная инструкция), «на создание каменной ограды и теплой небольшой церкви над гробом Моисеева родителя». В тешиловскую церковь поступили «немало дорогих вещей и большая часть книг в пользу духовного причта» (Там же. С. 218, 219). 1 тыс. р. раздали нищим в Н. Новгороде.

http://pravenc.ru/text/2563988.html

Вместе с др. вост. патриархами М. участвовал в составлении окружного послания к правосл. христианам против «папских заблуждений», опубликованного в 1838 г. К-польским патриархом Григорием VI и адресованного прежде всего сиро-палестинской пастве. Успеху католич. пропаганды среди необразованного христ. населения способствовало то, что облачения униат. духовенства и церковные обряды практически не отличались от православных. Униат. патриарх Максим III Мазлум позиционировал именно возглавляемую им Церковь как истинную наследницу антиохийской традиции. Стремясь лишить униатов этой опоры, М. потребовал от властей запретить униат. священнослужителям носить камилавки традиц. «греческого» образца. Т. н. война камилавок продолжалась 12 лет, в противостояние были вовлечены представители французской и российской дипломатии. Тяжбу патриархов рассматривали Мухаммад Али в Каире и османское правительство в К-поле, пока в 1847/48 г. М. не одержал верх: мелькитскому католич. духовенству было предписано носить 8-угольные головные уборы нового образца. «Дело о камилавках», имевшее широкий резонанс на правосл. Востоке, положило начало контактам М. с российским Синодом. «Мы остаемся отверженными и всеми оставленными»,- писал М. в послании от 4 мая 1838 г. и апеллировал к тому «первенствующему влиянию, коим пользуется Россия при Турецком дворе предпочтительно перед прочими державами, особенно по делам такового свойства» (Антиохийский вектор. 2012. С. 153). В ответ последовало прямое распоряжение Николая I Павловича посланнику в К-поле «касательно попечительности о правах» Антиохийского престола, также начали поступать значительные денежные пожертвования из России: 25 тыс. тур. пиастров - от императора на восстановление патриаршей ц. свт. Николая в Дамаске; 2,5 тыс. р.- от С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) и новгородского духовенства; 3 тыс. р.- от гр. А. А. Орловой-Чесменской (Письмо Мефодия, патр. Антиохийского, к А. Н. Муравьеву, 15 мая 1839 г.//РГБ НИОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 48. Л. 5 об., 9).

http://pravenc.ru/text/2563108.html

82 Филофея, род. 1807 г., от Диякона села Закобякина Ярославской Губернии; по окончании учения в Московской Академии Магистром, 1832 г. монах; с 1838 Баккалавр; за тем Инспектор Петербургской Академии; 1839 Архимандрит; 1842 Ординарный Профессор Богословия и Ректор Семинарий: Харьковской, потом Вифанской и Московской; 1849 Епископ Дмитровский и Викарий Московский; с Августа 1853 Костромской; с Февраля 1857 Тверской и Архиепископ. О. Б. 84 Андрей Райковский, Магистр Петербургской Академии 4-го выпуска (не списку 2–й), Профессор в ней Общей Гражданской Истории с Августа 1821 года, Протоиерей Казанского собора и Член Духовного Цензурного Комитета при Академии 1841–1845 г. О. Б. 88 «Первая седмица Великого Поста для приготовляющихся к исповеди и причащению Св. Таин». 2 изд. Москва. В типографии Степанова, 1842, в 12 д., 3-е изд. Харьков. В Университетской типографии, 1843, в 12 д. 89 «Страстная седмица». Киев. В типографии Академической при Киевопечерской Лавре, 1835, в 8; 2 изд. СПб. В тип. Медиц. Департ. 1836; 3-е там же в тип. Праца, 1837; 4-е Москва. В тип. Степанова 1841; 5-е Киев. В тип. Киевопечерской Лавры 1842, и 6-е Харьков. В Университетской типографии, в 12 д., а предыдущие все в 8 д. л. О. Б. 91 Речь идет о назначении Варшавского Архиепископа Антония в преемники С.-Петербургскому Митрополиту Серафиму (Стефану Глаголевскому), скончавшемуся в сем 1843 годе. О. Б. 97 Озаглавлено: «Сочинения Иннокентия, Епископа Харьковского и Ахтырского». 3 тома. Москва, в типографиях И. Степанова и Университетской, в 8-ку. О. Б. 99 Преосв. Гавриил заметил на сем письме собственноручно: «Получ. 19 Генв. 1845. Надписано было в Спбург». О. Б. 100 Вероятно одна из сих: «С нами Бог ! Беседы на Рождество Христово». Харьков. В Унив. типогр., 1844, в 12 д., а другая либо: «Молитва Св. Ефрема Сирина . Беседы на Св. Четыредесятницу». Харьков. В Унив. тип. 1844 в 12 д.,-либо же: «О грехе и его последствиях. Беседы на Св. Четыредесятницу». Харьков. В Унив. типогр. 1844, в 12 д. 102 Известный Англиканский духовный, приезжавший в Россию около этого времени, с целию ближе ознакомиться с нашею Церковью и желавший присоединиться к ней, для чего и написано было им его Вероисповедание. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Высокопреосв. Парфений. 1882. С. 85, 87). Соч.:Слово в 3-ю неделю Вел. поста//Владимирские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. 5. С. 222-229; Речь при гробе прп. отца нашего Евфимия, произнесенная по случаю переложения св. мощей его в новоустроенную раку, 26 июня 1823 г.//Там же. 1877. 200. С. 1047-1051; Неизданные проповеди//Высокопреосв. Парфений, бывш. архиеп. Владимирский, впосл. Воронежский. Владимир, 1882. С. 89-408; Духовное завещание: Его биография и не изд. доселе проповеди//Там же. С. 83-84. Переписка:Письмо к господину президенту Р. Б. О., 10 нояб. 1821 г.//9-й отчет Комитета Российского Библейского об-ва за 1821 г. СПб., 1822. Приб. к отчету. С. 4-6; Письма разных лиц к преосв. Парфению Черткову//ПО. 1872. Ч. 2. Июль-окт. С. 1-66: писем архиеп. Симеона [Крылова-Платонова], 45 писем митр. Московского Филарета [Дроздова], 3 письма митр. Евгения [Болховитинова], 12 писем митр. Серафима [Глаголевского], 1 письмо преосв. Владимира Тобольского [Алявдина], 5 писем гр. А. А. Орловой-Чесменской]; Письма к разным лицам: Неск. писем к Серафиму Глаголевскому, митр. Новгородскому и С.-Петербургскому//Владимирские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. 7. С. 155-161; далее: Письма к митр. Серафиму//Там же. 8. С. 199-213; 10. С. 285-289; 12. С. 373-377; 13. С. 416-423; 14. С. 450-454; 17. С. 474-477; 21. С. 618-624; 22. С. 638-648; 1879. 1. С. 14-18; 2. С. 47-53; 4. С. 102-108; 5. С. 139-144; Письмо свящ. Алексею Смиренскому//Там же. 1880. 23. С. 717-718; Письмо к свящ. о. Михаилу [Ильичу] Овчининскому//Там же. 1881. 8. С. 223-224; Письмо [от 8 янв. 1851 г.] прот. о. Иоанну Рождественскому//Там же. 1881. 21. С. 641-645; Три письма дек. 1835 - 22 июля 1836] Московского митр. Филарета к Парфению, архиеп. Владимирскому//ДЧ. 1883. Ч. 3. Дек. С. 500-504; Письма к Филарету (Амфитеатрову), митр. Киевскому//Владимирские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 479-484; 17. С. 544-550; 18. С. 581-591; 19. С. 624-625; 21. С. 680-682; Письмо янв. 1826 г.] Московского митр. Филарета к Парфению, еп. Владимирскому и Суздальскому. Сообщ. архим. Григорий//ДЧ. 1891. Ч. 2. Июль. С. 430-431.

http://pravenc.ru/text/2579093.html

17 января. Кончина митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Серафима (Глаголевского). Назначение главой Санкт-Петербургской и Новгородской епархии митрополита Антония (Рафальского). В первом выпуске журнала «Москвитянин» опубликована проповедь 183 митрополита Филарета с предисловием редактора M. М. Погодина: «Русские журналы всегда украшались цветами духовного красноречия; издревле знаменитые в России имена Платона, Анастасия, Амвросия, Михаила, Филарета встречались часто в Вестнике Европы, Сыне Отечества и пр., во всеобщее назидание и услаждение. С некоторого только времени, к сожалению, вышло сие из обычая. Мы почитаем себя счастливыми, что можем украсить начало нашего издания в 1843 году произведением знаменитейшего русского и европейского духовного витии» (Барсуков. Т. VII. С. 73). 18 января. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Я думал, что с прекращением странствований моих из Москвы буду иметь здесь более свободнаго времени. Но до сих пор сего не встречаю. Дело и люди без остатка разбирают у меня часы дневные, а нощнаго времени не допускает много употреблять немощь. Пред сим неимение Викария умножило мои занятия» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 62). 19 января. Резолюция на донесении исполняющего должность благочинного о запрещенном диаконе, продолжающем вести себя нетрезво: «К прекращению соблазна запрещеннаго диакона удалить от сей церкви и до решения о нем дела определить на причетническое место в селе с отдачею под особый надзор благочиннаго и местнаго священника» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 101. 9795). 20 января. Резолюция на консисторском определении об отказе в пособии дьячку, которого, по мнению консистории, следует отослать в монастырь на две недели за ложное наименование себя уволенным: «Признавая мнение Консистории в главнейших онаго частях справедливым, полагаю однако, дьячка, за проступок ложнаго о себе показания, сделанный в то время, когда, по Высочайшему милосердию, виновным даруемо было прощение, в монастырь не посылать, а положить ему в Коломенском Успенском соборе пятьдесят поклонов, и подтвердить ему, чтобы всегда удерживался от несправедливых показаний, и особенно пред лицем Его Императорского Величества» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 102. 9796).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010