Еф.3:16 ); христиане – не под законом, а под благодатью ( Рим.6:14 ); их наставляет Дух Божий ( Рим.8:14, 9–10 ), ибо кто не имеет Духа Христова – тот и не Христов, тот и не христианин. Отсюда благовестие: Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом ( Гал.5:18 ). Жительствуя святыми таинствами и святыми, евангельскими подвигами, христиане исполняют законы Святого Духа, законы божественной жизни, жизни ангельской, безмерно превосходящей всё бывшее в законе ветхозаветном. Исполняя евангельскую заповедь о безгневии, христиане не имеют нужды в том, чтобы кто-то повторял им ветхозаветную заповедь Не убий! ( Исх.20 – Примеч. ред.), ибо кто не гневается, тот в корне отсекает всё то, что могло бы побудить и повлечь его к убийству (ср. Мф.5:21–22 ). Исполняющего евангельскую заповедь Духа Святого о целомудрии не нужно предостерегать ветхозаветной заповедью Не прелюбодействуй! ( Исх.20 – Примеч. ред.), ведь целомудрие – это святое и бесстрастное настроение души и сердца, которому чуждо самоё дело прелюбодеяния (см. Мф.5:27–32 ). Так, следовательно, если наставляет нас Дух Святой, то да бежим от плотских вожделений и неукоснительно употребим нашу свободу во Христе на жизнь по Духу, а не по плоти. Ведь жительство по плоти – это творение плотских дел. А дела плоти (τ ργα τς σαρκος) известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (букв. в сербск. «бесстыдство». – Примеч. пер.), идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ). Все эти дела плоти, на самом деле, суть дела нашей злой, нашей пристрастившейся ко греху и похотливой воли, а не дела самого естества плоти. Поэтому от них легко освободиться: ибо мы грешим, потому что хотим, а не потому что должны. Ведь если бы мы согрешали по долженствованию, то не были бы ответственными и не осудил бы нас никакой суд, а менее всего – суд Божий. Точно так же если бы и святые добродетели творили мы потому, что должны были бы их творить, то есть если бы сама природа навязывала нам это как нечто необходимое, то не заслуживали бы мы никакой награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Из этого видно обещание жизни вечной и неувядаемого венца за делание, за тер­пение, за подвиги и победы, а не за одну только веру. И поскольку, обещая. Бог верен (...) в словах Своих и Свят в деяниях Своих ( Пс. 144, 13 ), и истина Господня пребывает вовеки ( Пс. 116, 2 ), и Он не сделал никакого греха. И не было лести в устах Его ( 1Пет. 2, 22 ), то в свое время Он выполнит обещание и за добрые дела воздаст жизнь вечную. Доказательство шестое Небесные блага уготованы тем, кто любит Бога, а не только верует в Него. Не ви­дел того глаз, не слышало ухо. и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ). Получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1, 12 ). Если Бог приготовил любящим Его Небесные блага и венец жизни, ясно, что они для тех, кто и творит волю Его ит соблюдает заповеди Его. Любовь к Богу лучше всего выражается соблюдением Его заповедей, как говорит Он Сам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14, 15 ). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14, 21 ). Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ( Ин. 14, 23 ). Нелю­бящий Меня не соблюдает слов Моих ( Ин. 14, 24 ). Итак, Небесные блага приготовлены для любящих Бога. Любовь к Богу – это соблюдение Его заповедей. Из этого следует, что Небесные блага воздадутся любящим Бога и исполняющим Его волю соблюдением Его заповедей, и воздадутся за любовь и исполнение, а не только за одну веру, как учат противники. Доказательство седьмое Противники считают, что для спасения достаточно одной только веры. Тогда спросим их, какой верой они надеются достичь жизни вечной, живой или мертвой? Если ответят, что мертвой, то как может совершить спасение мертвая вера? Как труп может достичь жизни вечной? Если скажут, что живой, то тогда для спасения вместе с верой необходимы и добрые дела, так как вера оживает благодаря делам, как говорит Апостол Иаков: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак. 2, 26 ). Подкрепление Когда в теле есть душа и оно совершает какие-либо действия, мы их приписываем не одному только телу, а телу вместе с душой, так как тело само по себе, без души, ничего не может. Так, например, мы не говорим: «тело пишет», «тело молится», «тело ходит», а «человек, имеющий душу и тело, пишет, молится, ходит». Следовательно, точно так же, когда вера оживляется добрыми делами и совершает спасение, то дело спасения припи­сывается не одной только вере, но и тому, и другому, то есть и вере, и добрым делам. Как же вы, противники, ищете для спасения веры, а дела отвергаете, и оживляемому припи­сываете большую силу, чем оживляющему!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Мы видим в этом учении преподобного Симеона Нового Богослова те же истины аскетического опыта, что и у преподобного Силуана: память ада как источник слез и условие смирения. Смирение привлекает Дух. Это аскетическое учение-свидетельство имеет также важное догматическое значение. Крещаемый уподобляется умершему и воскресшему Христу: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.” (Рим 6:3,4). Таинство Крещения подобится схождению во ад и Воскресению Христову. Второе крещение по преподобному Симеону уподобляется первому (слезы — купели) и так же — Искуплению. Ум подобит человека Богу и Христу: “мы имеем ум Христов” (1 Кор 2:16). Держание ума во аде, заповеданное Богом старцу Силуану, подобно сошествию во ад Господа Иисуса Христа. Домостроительство спасения Христова есть Его непостижимое смирение: “смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп 2:8). Оно плодоприносит обетованное Им Сошествие Святого Духа Утешителя. Подобно сему, держание ума во аде делает человека способным к смирению и к совершенному принятию дара Святого Духа, в то время как залог сего дара осуществляется в Таинстве миропомазания. Наконец, пребывание во аде, заповеданное старцу Силуану, включает добровольное предание души в вечный огонь. Это определяет эсхатологический аспект православного подвига — суд до Суда, прообразованный и крещением во Христа: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Мф 3:11). Без Бога невозможен не только плод духовного подвига, но и сам подвиг. Аскетическое делание подвижника, в особенности держание ума во аде, заповеданное старцу Силуану, осуществляется не человеческой силой. Оно производится синергией человека-подвижника, постоянно свободно согласного с Божественной волей, и действующих в человеке и посредством человека благодати Святого Духа и силе Иисуса Христа. Конец делания — Божественный плод покаяния не только для самого подвижника, но и для всего творения: “Древо жизни, что посреди рая, — Христос. Оно ныне доступно всем, и весь мир может питаться от него и насыщаться Духом Святым” 28 .

http://pravmir.ru/otkrovenie-prepodobnog...

Но и в падшем состоянии не закон виновен в том, что люди его нарушают, подобно тому, как в худом употреблении лекарства виновен не врач, а больной. Так и заповедь – она вела к жизни, и такова ее цель. Если произошла от нее смерть, – виновны в этом нарушившие заповедь, а не самая заповедь. 3 . Зачем, возражают, допущен Богом в рай искуситель, и при том столь хитрый и сильный во зле, когда Бог предвидел обольщение им прародителей? Бог не возбранил диаволу искусить человека потому же, почему не возбранил и человеку сорвать смертоносный плод с древа познания. Для этого надлежало бы лишить их свободы, но дары Божие непреложны ( Рим.11:29 ). Бог и попустил искушения человека диаволом не с тою целью, чтобы человек пал, но для испытания его, для укрепления его нравственных сил, ибо диавол не обладает всесильною властью над человеком. Он и явился в рай не как притеснитель, а как искуситель. Человек при помощи богодарованных ему сил, светлых и непомраченных грехом, осеняемый благодатью Божьею, мог оказать искушению противодействие и победить его. Бог и не допускает искушения, которое было бы не по силам искушаемому ( 1Кор.10:13 ). При том же Адам согрешил, последовав внушению не диавола, а жены своей. Не падает, следовательно, вина на Бога, что чрез внешнее искушение вошли грех и смерть в мир. 4 . Выставляют, наконец, такое возражение: так как Бог от вечности предвидел, что человек не устоит в добре, падет и вместе с собою низринет в погибель и бедствия всю тварь, то зачем же Он создал его? Не больше ли было бы благости, вовсе не давать людям жизни, чем дать ее для мучений, болезней, труда и смерти? Недоумение древнее, волновавшее умы ветхозаветных праведников ( 3Ездр.7:46–54 ). Но здесь в особенности следует припомнить наставление апостола: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? ( Рим.9:20–21 ) Непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (11:33).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Обесценивая догматы, многие из образованных людей нашего времени с любовию останавливают свое внимание на нравственном учении Евангелия: в нравственном учении они склонны видеть всю сущность христианства и норму нашей жизни. А между тем христианство в своем существе совсем не есть нравственная система, не этим оно драгоценно и незаменимо для человечества. Самые высокие нравственные истины известны были иудейскому и языческому миру. Христианство, по Евангелию, есть прежде всего исторический беспримерный факт, и поэтому оно незаменимо. Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ), – вот в чем сущность христианства. Вере и догматическим истинам Сам Господь Иисус усвоил первостепенное значение. Когда иудейский законник, искушая Господа, спросил Его: которая из заповедей есть наибольшая в законе, – то Спаситель дал такой ответ: «первейшая из всех заповедей: слыши Израилю, Господь Бог наш Господь един есть! И: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. И вторая подобная ей: возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе» ( Мф. 22:36–40 ; Мк. 12:28–31 ). Заметим, что здесь выражено две самостоятельных заповеди, а не одна в другой заповеди, и что взаимное отношение каждой из двух заповедей Господом ясно обозначено. В своей первосвященнической молитве к Богу Отцу после тайной вечери Спаситель произнес таковые слова: «се же есть живот вечный: да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал еси Иисус Христа «( Ин. 17:3 ). Сам Иисус Христос положил начало догматствованию Церкви, когда спросил учеников своих: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого» ( Мф. 16:13–19 )? Этим вопросом Он благословил всю работу догматической мысли христианской Церкви. Таким образом нравственное учение и внешняя нравственная деятельность сами по себе, вне догматических основ христианского упования, с евангельской точки зрения, не составляют собой не только сути христианства, но ни одного и из его признаков. Без догмата христианское делание не мыслимо. Как в Ветхом Завете дела любви к ближним отмечены на второй скрижали, так и в Новом Завете им место следует только после любви к Богу. Больше того. «Иже любит отца или матерь, сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф. 10:37 ), сказал Сам Господь Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Они говорят, что эту Божию заповедь, не вожделей, заведомо невозможно сохра­нить, и потому Апостол говорит: Желание (удалиться от похоти) добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу ( Рим. 7, 18 ). Мы же говорим противоположное. Во-первых, вожделение, или похоть, само по себе не грех, что показано выше в пункте 3. Во-вторых, движение похоти без самовольного произволения не грех, и это показано там же. Что же из этого следует и что запрещает эта Божия заповедь, не вожделей ? Она запрещает только одно самовольное и бесчинное произволение похоти. И праведный человек с помощью Божией благодати может сохранить эту заповедь, то есть можно не подчиниться бесчинному движению похоти. Ибо в этой заповеди говорится: не вожде­лей. Об этом сказано и в другом месте Священного Писания: Не следуй влечению души твоей и крепости твоей, чтобы ходить в похотях сердца твоего (Сир. 5, 2). И снова: Не ходи вслед похотей твоих ( Сир. 18, 30 ). Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его ( Рим. 6, 12 ). Обратите внимание на эти слова: чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Речь идет именно об это заповеди: не пожелай. Здесь не говорится о похоти, поскольку сама по себе это природная страсть, не побуждающая ниже движения плоти к греху, и грехом она не является, как уже го­ворилось. Но в заповеди говорится только об одном произволении, которое в нашей власти. Все это подтверждают слова Апостола: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал Мне: «довольно для тебя благодати Моей», ибо сила Моя совершается в немощи ( 2Кор. 12, 7–9 ). Здесь жалом плоти, что подтверждает и святой Златоуст, называется гонитель Павла, медник Александр, о котором упоминает Павел: Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст Господь по делам его! ( 2Тим. 4, 14 ). Но святой Амвросий и некоторые другие таким жалом плоти Павла называют плотскую похоть. Чтобы освободиться от нее, Апостол молился ко Господу, но услышал: «доволь­но для тебя благодати Моей», то есть, Моей благодатью, которую ты имеешь, можешь, если захочешь, победить это жало твоей плоти. Но довольно об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Эта заповедь была произнесена, а не написана, о чем говорят слова: не прибавляйте к тому, что я заповедую вам ( Втор. 4, 2 ). Заповедую, – говорит, – а не пишу. Поэтому ваше свидетельство в нашу, а не в вашу пользу, противни­ки. Ибо мы принимаем не только Писания, но и устно переданные Слова Божии, так как царское слово написанное и царское слово произнесенное имеют равные достоинство и силу. ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: Если правильно понять смысл приводимого вами, про­тивники, изречения, увидим, что ваше мнение неистинно. Этими Словами Бог выражает желание, чтобы данные Им заповеди оставались в целости и сохранности в том виде, как Он заповедал, и не искажались ложным толкованием или изъятием чего-либо из того, что повелено, или прибавлением недолжного. В этой заповеди Бог не говорит: «Не при­держивайтесь ничего другого, кроме того, что Я заповедал вам», но говорит: «Старай­тесь исполнять все слова закона сего и сии постановления в том виде, как Я заповедал, и ничего не изменяйте добавлением, отнятием или умалением, но оставьте в целости и сохранности в том виде, как повелел Я, и никак иначе». В Писании говорится об этом и другими словами: чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево ( Втор. 17, 20 ). (И снова: Втор., 28. И снова: Нав. 1 .) Покажем пример сказанного: в книге Левит, глава 12, говорится о следующей заповеди Моисея: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она не чиста будет семь дней (...) в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть ( Лев. 12, 2–3 ). К этой заповеди не следовало ничего добавлять или отни­мать, то есть, обрезывать младенца до того, как пройдет восемь дней иди после восьми дней, или считать, что мать пребывает в нечистоте больше или меньше семи дней. Так же следует рассуждать и о других заповедях. Наконец, добавлю и это: в заповеди, о которой вы говорите, есть два рога: первый – не добавлять, второй – не отнимать. Что же вы наставляете на нас первый рог, а сами пребываете с неизлечимой раной, нанесенной вторым рогом?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Отсюда и будет явствовать, что старообрядцы, отделившиеся от церкви не за изменение догматов, а за исправление обрядов, впали в грех раскола и праведно подлежат осуждению, согласно заповеди Спасителя: аще црковь преслшаетъ, бди теб коже зычникъ и мытарь ( Мф.18:17 ). А грех разделения с церковью, по свидетельству священномученика Киприана, «не очищается даже страданиями» (см. у Озерского часть 1, с.8). 31. Что отвечать старообрядцам на их отговорки от бесед с православным миссионером или священником Чтобы уклониться от беседы с миссионером или священником, старообрядцы иногда всячески отговариваются, так что прежде чем начать самую беседу, необходимо ответить на их отговорки. Они говорят: 1) Какое вам дело до нас? Учите лучше своих: вот они пьянствуют и прочее; а мы не ваши. На это приходится отвечать: свои (наши) грешат, но и каются в грехах и через то получают прощение. Что же касается нашего дела до вас, то Сам Спаситель заповедал при потере и одной заблудшей овцы оставить всё стадо и идти искать эту заблудшую. Избрав из своих последователей двенадцать, которых назвал посланниками, Он сказал им: идите ко вцамъ погибшымъ дом и далее: начите вс зыки, учаще ихъ блюст вс, заповдахъ вамъ ( Мф.10:4 , Мф.28:19–20 и Ин.20:21 ). Ещё ранее Иисуса Христа пророк Моисей, написав закон, отдал его священникам и заповедал им: «Читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери народ, мужей и жен, и детей... чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа... и старались исполнять все слова закона сего» ( Втор.31:9–12 ). «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа», – говорит и другой пророк ( Мал.2:7 ). «Проповедуй слово, научи, запрети, умоли...» – заповедал апостол Павел ученику своему Тимофею ( 2Тим.4:2 ). «Как услышать без проповедующего? И как проповедуют, если не будут посланы?» – говорит он же. Говорить же: «Мы не ваши», не значит ли забывать слова Самого Спасителя: «Кто принимает вас, принимает Меня» ( Мф.10:40 ). «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их» ( Ин.17:18 ). Не значит ли забывать и слово святого Игнатия Богоносца : «повинуйтесь пресвитерам, как апостолам Иисуса Христа (лист 286). Все почитайте... пресвитеров, как собрание Божие... как сонм апостолов. Без них нет церкви» (лист 286; см. у Озерского часть 1, с.67).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

По наблюдению Г. Хьетсо, из всего Нового Завета наибольшее внимание Достоевского привлекли книги, написанные святым Апостолом и Евангелистом Иоанном — именно в них сосредоточено самое значительное число помет: Евангелие от Иоанна, Первое послание апостола Иоанна и Апокалипсис. Вера во Христа Апостола Иоанна недаром называют Апостолом Любви. Проповедь любви как основы христианской жизни, запечатлелась во многих местах его писаний. Эти места и привлекли Достоевского. Писатель отчёркивает: Заповедь новую даю вам: любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга (Ин. 13, 34); Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, так как Я возлюбил вас (Ин. 15, 12); Кто любит брата своего: тот во свете пребывает, и нет в нем преткновения (1 Ин. 2, 10); Возлюбленные! станем любить друг друга; ибо любовь от Бога, и всякой, кто любит, рожден от Бога, и знает Бога (1Ин. 4, 7); Бога не видал никто никогда. Естьли мы любим друг друга; то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершилась в нас (1Ин. 4, 12); Станем и мы любить Его, потому что Он еще прежде возлюбил нас. Кто говорит: я люблю Бога; а брата своего ненавидит; тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И заповедь мы имеем от Него таковую, чтобы всякой, любящий Бога, любил и брата своего (1Ин. 4, 19 — 21). Но этими новозаветными речениями не исчерпывается Евангелие. Евангелие — это не этическое или социальное учение, а благая весть о Христе как о Богочеловеке. Слишком многие в XIX в. были готовы превратить христианство в социально-этическую доктрину, а Христа признать всего лишь одним из проповедников высшей нравственности и справедливости. Такими были многие из петрашевцев, которые считали что «догмат любви христианской, в течение 1800 лет изменяясь, преобразился в формулы социализма» (М.В. Петрашевский). Однако Достоевский не согласен с такой редукцией христианства. Настоящая, спасающая любовь невозможна без веры во Христа как Сына Божия. «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша», – пишет Апостол Павел. Достоевский мог бы прибавить: «тщетна тогда и любовь».

http://pravoslavie.ru/51647.html

Подлинно, это нечестие не малое и не тайное, но весьма великое и очевидное для имеющих ум. Они, святейший, извратили Домостроительство Христово, сколько от них зависело, объявив нарушение Евангелия чрез сочетание прелюбодеев и прелюбодеяние икономией 242 , спасительной для Церкви, и предав анафеме не одобряющих этого. Они нарушили Евангелие преступлением одной заповеди, объявив это преступление как бы Божьим Домостроительством. Ибо если тот, кто соблюдает весь закон, как написано, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем ( Иак.2:10 ), они же совершивших падение или, лучше, падения (прелюбодея и сочетавшего прелюбодеев, сообщников прелюбодея и всех, принявших участие в прелюбодее, потому что нельзя разделять друг от друга совершивших и увлеченных ими) называют не виновными, но домостроителями (113) Божьими, то солгал Тот, Кто объявил [таких людей] виновными, и святые делаются чуждыми домостроителей Божиих; потому что никто из святых не преступал закона Божия и преступивший не может быть назван святым. Они же полагают в этом преступлении неизменный догмат, как бы закон Божий, и не принимающих вместе с ними участие в этом предают анафеме. Но святые на небе и на земле, конечно, не содействуют прелюбодеянию. Итак, очевидно, что они нарушением одной евангельской заповеди не только извратили всё Евангелие, соборно признав это нарушение спасительной для Церкви икономией и постановив, сколько от них зависело, неизменный закон, что при нарушении всякой заповеди это нарушение бывает, а вместе и называется икономией, но и анафематствовали святых, не одобряющих этого, ибо вместе с ними и Бог не одобряет. Впрочем, для чего говорить много о том, чего и письмо не может вместить? Тяжкое лжеучение объявлено в нашей Церкви. Эта прелюбодейная ересь вместе с извращением Евангелия нарушала и Божественные правила, признав невинным прелюбодея, низложенного ими; ибо когда они презрели Евангелие, то потерей времени было бы для них заботиться о священных правилах. Великие угрозы за общение с еретиками

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010