Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА [нем. Hermann von Salza] (ок. 1179 - 20.03.1239, Салерно), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239), при нем было образовано орденское гос-во в Пруссии. Г. З. род. предположительно в Тюрингии, близ совр. г. Бад-Лангензальца, в семье министериалов (служилых людей) и принадлежал к одному из родов Лангензальцы. Дата вступления Г. З. в Тевтонский орден неизвестна. Впервые он упомянут уже как вел. магистр в 1209 г. В 1-й пол. XIII в. орден шел по пути превращения в «тюрингский орден династии Штауфенов» (Х. Бокман). Родные для Г. З. Тюрингия и Гессен в бытность его вел. магистром имели важное значение для Тевтонского ордена, т. к. с нач. XIII в. пополнение ордена осуществлялось выходцами из этих земель. Сразу после основания в Св. земле Тевтонского ордена (1198) его руководители стремились создать автономное орденское гос-во. Сохраняя свои позиции в Св. земле и расширяя владения в Зап. Европе, орден начал изыскивать возможности для решения стоявшей перед ним задачи в землях язычников, граничивших с христ. миром. Первые решительные шаги были сделаны при Г. З. В 1211 г. венг. кор. Эндре II пригласил орден для защиты своих вост. владений от набегов куманов (язычников из Валахии), дав ему за это земли в Бурценланде и Семиградье. Попытка создания автономного орденского гос-ва в Венгрии не удалась: в 1235 г. король потребовал возвращения предоставленных ордену владений. Г. З. проявил себя как искусный дипломат, использовав в интересах ордена конфликтную ситуацию между папой Римским Гонорием III и герм. имп. Фридрихом II Штауфеном. Как посредник в спорах он всегда выступал на стороне императора, напр. в конфликте между Фридрихом II и ломбардскими городами, был противником отлучения императора от Церкви, вместе с Фридрихом II участвовал в крестовом походе и захвате Иерусалима, присутствовал при самовольной его коронации императором в 1229 г. Г. З. считал себя человеком, «радеющим о славе Церкви и империи и о возвышении обеих». Каждое посещение имп. двора или папской курии приносило ордену новые пожалования и привилегии, в т. ч. помогавшие обеспечить правовую и территориальную основы буд. гос-ва. Особенно важными являются папская экземпция 1216 г., освободившая орден от подчинения епископам, получение Тевтонским орденом в 1221 г. статуса, уравнявшего его с орденами тамплиеров и госпитальеров, и пожалование ордену герм. имп. Фридрихом II Пруссии («Золотая булла», 1226), куда орден вторгся в нач. 30-х гг. XIII в. при поддержке кн. Конрада Мазовецкого, возлагавшего надежды на военную помощь рыцарей в распространении своей власти на землях пруссов (Крушвицкий договор, 1230). В 1234 г. стараниями Г. З. Тевтонскому ордену перешел основанный св. Елизаветой Тюрингской госпиталь в Марбурге. В 1239 г. деверь св. Елизаветы Конрад Тюрингский, незадолго до того вступивший в орден, стал преемником Г. З.

http://pravenc.ru/text/164825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Монашеские ордена и конгрегации ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГОСПИТАЛИТЫ общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.) ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений ДЕНИФЛЕ Генрих (мирское имя Йозеф Антон; 1844 - 1905), доминиканец, субархивист при Папском престоле, католич. историк, палеограф ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДОМИНИКАНЦЫ католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений ЖАНЕН (мирское имя Жюль Эмильен) (1882 - 1972), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов ЖЮМИЛЬЯК Пьер Бенуа де (1611 - 1682), франц. церковный деятель, музыковед, исследователь григорианского пения ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат

http://pravenc.ru/rubrics/130182_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Монашество (Институты посвященной жизни) ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков ГЕДРОЙЦ Михаил (Благословенный; ок. 1425 - 1485), кн., сын кн. Юрия Гедройца, монах-августинец, блж. католич. Церкви (пам. 4 мая) ГЕНЕРАЛЬНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ обобщающее название для глав нек-рых монашеских орденов, конгрегаций, институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни в Римско-католической Церкви ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.) ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГЛОТЕСИНДА († ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция) ГОСПИТАЛИТЫ общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.) ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия) ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция) ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений

http://pravenc.ru/rubrics/130131_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГ-АНСБАХСКИЙ [нем. Albrecht v. Brandenburg-Ansbach] (17.05.1490, Ансбах, Бавария - 20.03.1568, Тапиау, Вост. Пруссия; совр. г. Гвардейск, Калининградская обл.), последний гроссмейстер Тевтонского ордена (1512-1525) и первый герцог Пруссии (1525-1568). Происходил из южногерм. ветви Гогенцоллернов, был в родстве по матери с польск. королевским родом Ягеллонов . Воспитывался при дворе Кёльнского архиепископа, получил опыт военной службы и навыки управления в Италии и Венгрии, был избран гроссмейстером ордена. Пытаясь поставить под сомнение результаты Торуньского мира 1466 г., по к-рому Тевтонский орден признал вассальную зависимость от Польши, вел с ней в 1519-1521 гг. неудачную войну. С распространением Реформации А. Б.-А. по совету Мартина Лютера превратил орденское гос-во в светское наследственное владение, что дало пример секуляризации и нанесло сильный удар по католич. Церкви. По Краковскому договору от 8 апр. 1525 г. А. Б.-А. стал «герцогом в Пруссии» и принес присягу на верность польск. королю. В стране была осуществлена Реформация при сохранении епископального устройства. В 1544 г. А. Б.-А. основал в Кёнигсберге ун-т, ставший оплотом протестантизма, вел широкую переписку с властителями и учеными своего времени. Появление светского герцогства Пруссия дало впосл. возможность Гогенцоллернам строить и укреплять Бранденбургско-Прусское гос-во. В правление А. Б.-А. был установлен первый контакт Пруссии с Московским гос-вом (1517). Лит.: Joachim E. Die Politik des letzten Hochmeisters in Preussen, Albrecht von Brandenburg. Lpz., 1892-1895. Bd. 1-2; Hubatsch W. Albrecht von Brandenburg - Ansbach, Deutschordens-Hochmeister und Herzog in Preussen, 1490-1568. Heidelberg, 1960; Fligge J. R. Herzog Albrecht von Preussen und der Osiandrismus, 1522-1568. Bonn, 1972. В. М. Володарский Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/116080.html

Несмотря на то что Фридрих II так и не присоединился к крестоносцам, в ночь на 5 нояб. 1219 г. Дамиетта была взята. Однако разногласия между И. Б. и кард. Пелагием достигли крайней степени: руководители крестового похода не могли разделить между собой захваченный город, и легат грозил отлучением всем тем, кто поселятся в квартале иерусалимского короля. Под предлогом участия в престолонаследии Киликийской Армении весной 1220 г. И. Б. со своими войсками покинул Дамиетту. Возглавивший крестоносцев Пелагий отверг новое мирное предложение аль-Камиля, переданное султаном через Франциска Ассизского. Летом 1220 г. снаряженный аль-Камилем флот уничтожил суда крестоносцев возле о-ва Кипр. По требованию легата оставшиеся в Египте крестоносцы в июле 1221 г. совершили поход на Каир (совпавший с разливом Нила), в котором пришлось участвовать и И. Б. Все попытки И. Б. взять на себя руководство кампанией сталкивались с выдвигавшимися Пелагием обвинениями в измене. В результате возле Эль-Мансуры войско крестоносцев было окружено и блокировано среди каналов; после того как султан приказал разрушить плотины, в результате чего были затоплены позиции противника, крестоносцы сдались, возвратив аль-Камилю Дамиетту в обмен на свободу (30 авг. 1221). И. Б. на некоторое время стал заложником султана, с к-рым у него установились почти дружеские отношения. И. Б. смог заключить с аль-Камилем новое, 7-летнее перемирие. Стремясь привлечь внимание европ. правителей к судьбе Иерусалимского королевства, И. Б. в 1222 г. отправился в Европу вместе с легатом Пелагием, лат. патриархом Иерусалимским и магистрами духовно-рыцарских орденов. Он встретился с папой Гонорием III в Ферентино, где магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца предложил И. Б. обручить его дочь Изабеллу с имп. Фридрихом II Штауфеном, недавним противником рода де Бриенн. И. Б., рассчитывая на военную помощь буд. зятя в борьбе за Иерусалим, дал согласие, что привело к резкому охлаждению отношений с франц. кор. Филиппом II Августом. В 1223 г. И. Б. посетил королевские дворы Франции и Англии, собирая средства на нужды крестоносцев. В следующем году он совершил паломничество к гробнице ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела и женился в 3-й раз - на Беренгарии, дочери кор. Леона Альфонсо IX и племяннице франц. кор. Бланки Кастильской.

http://pravenc.ru/text/469840.html

— Она самая, — ответил Ярославич. — Иначе рекомая савской. Твоя, стало быть. Это ж ты у нас — Савва… Глава четвертая. Незваные гости Андреас фон Вельвен взял на себя смелость, назвавшись магистром Тевтонского ордена. Впрочем, частично он имел на то право, ибо гроссмейстер Герман фон Зальца считал его своим преемником и даже называл юнгмейстером — малым магистром. К тому же Ливонская комтурия ордена была сейчас одна из самых могущественных, лучшие рыцари устремлялись в Ливонию в жажде завоеваний на восточных землях. Еще в прошлом году Герман приехал к Андреасу в Ригу, и они вместе стали строить большие планы в отношении восточных земель. Время наступало самое подходящее — обессиленные и истомленные татарскими грабежами русские князья сейчас не могли оказывать сильного сопротивления натиску германского духа и германской мышцы. Гардарика стонала от нашествия Батыя. Вскоре после Рождества гроссмейстер стал сильно хворать — с каждым днем теряя и теряя жизнь из своего изнуренного походами и путешествиями, постами и пиршествами тела. Теперь, узнав о предстоящей свадьбе князя Александра, Герман отправил Андреаса в Новгород, чтобы тот мог собственными глазами увидеть, каковы дела в Гардарике и можно ли начинать расширение ордена на восток. Помимо собственной свиты, юнгмейстера сопровождали шестеро замечательных рыцарей. Трое давно уже принадлежали к благословенному Тевтонскому ордену Пресвятой Девы Марии — Эрих фон Винтерхаузен, Габриэль фон Тротт и Йорген фон Кюц-Фортуна. Трое других лишь в прошлом году вступили в братство Германа фон Зальца. До этого они были членами братства Меча и Креста, швертбрудерами, как они себя именовали — братьями по мечу, или меченосцами. Но их орден, просуществовав тридцать пять лет, потерпел сокрушительное поражение от литовцев и земгаллов, и его немногочисленные остатки вынуждены были присоединиться к главному германскому ордену. Этим троим Андреас не очень-то доверял, но гроссмейстер приказал взять их с собой, чтобы в путешествии проверить, действительно ли они верны Мариен-ордену.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

334-355 355-356 357-358 ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист 358-359 ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) 359-360 ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований 360-390 390-391 391-393 ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста 393-400 400-401 401-402 402-403 403-405 ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 405-411 ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 411-412 ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) 412-413 413-414 ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) 414-415 ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества 415-416 416-417 417-418 ГЕРСОНИД (1288 - 1344), еврейско-франц. философ, талмудист, комментатор Библии, астроном, математик, врач 418-419 ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) 419-420 ГЕРУЛЬФ († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей) 420-421 422-423 421-422 422-423 423-424 424-425 425426 ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. 22.01.1937), российский музыковед, исследователь античной и визант. музыки

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Папа, между тем, инициировал усиление давления. В 1232 году папский легат Балдуин Альнский получил послание Григория IX, запрещавшее заключать мир с язычниками или русскими. Русские-христиане ставились с папой на одну доску с язычниками и определялись как враги, с которыми даже невозможно заключение мира 115 . Организация непосредственного выступления затягивалась ввиду необходимости достижения широкой договоренности со стороны разных сил. Необходимо было, в частности, получить согласие со стороны императора Священной Римской империи Фридриха II. Это вызывало особые затруднения ввиду продолжавшегося конфликта между папой и императором. Стороны пытались достичь договоренности по русскому вопросу через посредничество магистра Тевтонского ордена Германа фон Зальца. Не могла состояться коалиция и при отрицательной позиции Дании. Датчане же были недовольны отторжением у них Орденом меченосцев земель эстов и требовали их назад. В конечном итоге при объединении меченосцев с Тевтонским орденом эти земли им вернули. Такое возвращение могло быть оправдано только большим проектом. И фактически уже к 1237 году крестоносная коалиция против Руси сложилась. В 1238 году была достигнута договоренность о тройном альянсе в борьбе против Руси, в который наряду со шведами включались ландмейстер Тевтонского ордена Герман Балк и датский король Вальдемар II. Реальное столкновение 1240 года в устье Невы ограничивалось, правда, шведским участием. Невская битва 1240 года, в которой взошла военная слава Александра Ярославича, состоялась в контексте так называемого «шведского крестового похода». Формально он не был направлен против Руси. Целью крестового похода являлась христианизация финских языческих племен. Крестовый поход против финнов (конкретно против финского племени емь) провозглашался папой Григорием IX дважды – в 1232 и 1237 годах. Но решить эту задачу без столкновения с Новгородской республикой было невозможно. Финские племена находились преимущественно в зависимости от Новгорода, и смена зависимости не входила в их планы 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Кто-то должен подгонять свинью пинками по заднице. Придется нам взять на себя столь ответственное дело, — продолжал скалить зубы Кнуд. — Помолчи! — одернул его Абель, брезгливо поморщившись. Но Кнуд был прав. Датчанам достаточно оставаться у немецкой свиньи под ягодицами, или, если выражаться благороднее, прикрывать хвосты войска. И Даннеброг не спешил перебираться с берега на плоскую ледовую поверхность озера Пейпус. Оставаясь неподалеку от вицеместера Андреаса, датские принцы с восторгом наблюдали, как спешно и правильно выстраиваются порядки, превращаясь в грозную, непробиваемую свинью. Конечно, только дурак может выражать сомнение в победе ордена над пока что удачливым конунгом Александром. Весь цвет восточно-немецкого рыцарства собрался на льду Пейпуса, готовясь начать движение на противника. Из всей сотни рыцарей, составляющих костяк ордена дома Святой Марии Тевтонской, здесь присутствовало сорок — почти половина! Сорок лучших флагов развевалось над ощетинившимся телом немецкой свиньи. Впереди всех выдвинулись братья фон дер Хейде, пылающие жаждой отомстить конунгу Александру за то, что он лишил их законного фогтства и прогнал из Плескау. Вместе с ними Габриэль фон Тротт и Рогир фон Стенде вели вперед самые смелые конные отряды, составившие мощное рыло свиньи. Там же, подчиняя себе наиболее могучих и отважных эстонцев, сверкали доспехами братья фон Пернау, Томас и Людвиг. Голову и щеки свиньи образовали сильнейшие конные полки, их вели за собой доблестные рыцари Йорген фон Кюц-Фортуна, Дитрих фон Альзунг, Фридрих фон Моргенвег, Александр фон Тотс, а также братья Михаэль и Андреас фон Прегола, желтое знамя которых светилось даже в столь пасмурное утро. Непробиваемыми ребрами свиньи стали конные отряды под руководством Клауса фон Бикста, Александра фон Пайде, беспощадного Эриха фон Винтерхаузена, братьев Дитмара и Александра фон Бранау, а также двух бывших рыцарей разгромленного ордена Милиции Христи — швертбрудеров Геринга и Вельбарка. Внутренность свиньи была густо нафарширована железной пехотой ордена, которую вели за собой еще одиннадцать могучих рыцарей. Это были: высоколобый Вильгельм фон Олец, не имевший за всю жизнь ни единого ранения Кристиан фон Шульт, беловолосый от рождения Дитрих фон Мерсраг, лучший топорщик Генрих фон Нимм, тоже бывший швертбрудер, братья Себастиан и Эрих фон Алоэ, еще один Себастиан — фон Лильвард, одноглазый и свирепый Оливер фон Прикул, несравненный лучник Иоганн-Марк фон Балдон и, наконец, братья-близнецы Рудольф и Томас фон Гроб.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Патроны евангелическо-лютеранской общины Петрикирхе : адмирал К. И. Крюйс (1710–27). граф Б. X. фон Миних (1727–42, 1762–66), барон Н. Ф. фон Корф (1746–58), граф К. фон Сиверс (1746–62), Д. фон Остервальд (1767–85), барон А. В. фон Ребиндер (1785–1800), граф Я. И. фон Сиверс (1798–1808), барон Г. Л. фон Николаи (1801–11), И. К. фон Герхард (1802–08), принц Георг Ольденбургский (1808–12), Ф. фон Герхард (1808–29), граф Г. фон Сиверс (1817–27), граф К. Опперман (1827–31), Г. фон Вилламов (1829–33), принц Константин Ольденбургский (1831–81). Президенты церковного совета , выполнявшие со времени царствования императора Александра III также функции патронов церкви: Ф. фон Аделунг (1833–43), Г. фон Лерхе (1843–66), Т. фон Ульрихс (1866–78), В. фон Фрич (1879–84), Н. Э. фон Тур (1885–90), граф Н. фон Сиверс (1891–98), барон Г. И. фон дер Остен-Дризен (1899–1908), А. Л. фон Шренк (1908–17). 332 Приложение 1. Академик Аполлон Мокрицкий. Воспоминания о Брюллове //Отечественные записки, 1855, т. 103, декабрь, отд. П, С. 153–156. В конце ноября 1837 года чистое полотно 8 аршин вышины и 4 ширины, с контуром, легко-набросанным мелом, долго стояло в мастерской художника; на этом полотне должно было создаться то дивное произведение, которое украшает теперь Петропавловскую лютеранскую церковь в Петер6урге. По вечерам он чертил карандашом эскизы, рисовал головы, ища в лицах выражения для предположенных фигур; голова умирающего на кресте Спасителя была первая, которую он начертил, придав ей непостижимую силу выражения, изображающую последний вздох Искупителя, изрекшего на кресте последние слова своей благодати; это выражение удержано и в картине. Лик Богоматери тоже отличался силою выражения грусти. Окончив вечернее свое занятие, он сказал: «Ну, завтра я начну писать; велите придти натурщику в десять часов и приготовьте палитру пожирнее». Встав рано поутру, он уселся против полотна, и после долгого молчания сказал: «Как весело начинать большую картину! Вы не испытали еще этого, не знаете, как при этой расширяется грудь от задержанного дыхания».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010