Сначала Валааму был навязан католический календарный стиль, затем Финский лжеархиерей Герман Аав (дважды женатый и имевший детей), ставленник лютеранских финских властей, пошел дальше. Он самочинно вышел из подчинения своей юрисдикции, абсолютно антиканонично вошел в сговор с Константинопольским горе-патриархом, прекратил праздновать Святую Пасху с православными, когда Сам Господь в Иерусалиме являет Свой Благодатный Огонь и, при помощи гражданских властей, под угрозой высылки на растерзание к безбожникам в СССР, потребовал от валаамцев последовать всем этим нововведениям. Тем самым кощунственно попирались священные каноны Христовой Церкви, а сами модернисты делали себя нарушителями незыблемых постановлений Первого Вселенского и других Святых Соборов. В условиях, когда руководство монастыря поддалось давлению извне, батюшка смело занял твердую позицию – хранить Священное Предание, – к чему поощрял и всю братию. Из Лондона на Валаам прибыл представитель Константинополя в Западной Европе, митрополит Германос. Начались суды, гонения и преследования. У ревнителей Православия были изъяты антиминсы (Антиминс – обязательная священная принадлежность Престола, без которой нельзя совершать Божественную литургию. Это четырехугольный плат со вшитой частицей святых мощей. На антиминсе указано: когда, для какого храма и каким архиереем он освящен – Ред.), им было запрещено совершение богослужений. Иеромонах Поликарп за правдивые статьи, касавшиеся руководства обители, был выслан в атеистический СССР на верную смерть в концентрационных лагерях. В сентябре 1926 года в городе Сердобле над соборными старцами Валаама при помощи финской полиции было устроено кощунственное судилище – очередное, но превосходящее по жестокости предыдущие. 35 монахов присудили выслать с Валаама совсем. Приговор был приведен в исполнение. Видя происходившее, плакал даже финский жандарм. Предполагалось, что с остальными справится игумен – разошлет их по дальним скитам. Некоторых «непокорных» заключили в Выборгскую тюрьму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Финская Автономная Православная Церковь в юрисдикции Вселенского Патриархата При этом с 2 по 13 июля 1923 года в Константинополе находилась финская делегация, которая и обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой об автокефалии; несмотря на протесты как Московской Патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви, 6 июля 1923 года последовал Томос о даровании автономии Финляндской православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а 8 июля того же года Патриарх Мелетий Метаксакис совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава, который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии. На основании пар.3 Указа Президента Финляндии К. И. Стольберга от 29 декабря 1923 г. архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определен Коневский монастырь. Исполняющим должность Архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому Церковному Управлению Патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года, предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение», был оставлен правительством без последствий. В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московсковского Патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о «воссоединении» предусматривалось проведение Собора Финской Церкви). Но 30 апреля 1957 года Синод Русской Православной Церкви принял решение признать Финляндскую Архиепископию в сущем статусе, т.е. как автономную Церковь в составе Константинопольского Патриархата и передать в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь. 7 мая 1957 года между Русской Православной Церковь и Финляндской Архиепископией было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-finlyand...

   В 1925 г. финское правительство потребовало от архиепископа Серафима в трехмесячный срок выучить финский язык и сдать экзамен, если он желает сохранить управление Церковью. Этому оскорбительному ультиматуму владыка Серафим не подчинился, за что был устранен от церковного управления и заточен в монастырь на острове Коневце, по ходатайству митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского) он был освобожден и сумел покинуть Финляндию. На его место был поставлен епископ Герман (Аав) — финн, прежде бывший священником в Эстонии. В 1922 г. под давлением финских властей он был избран викарием архиепископа Серафима, 8 июля 1922 г. в Константинополе, несмотря на протест правящего архиерея, Герман без предварительного пострига был хиротонисан Патриархом Мелетием IV во епископа Сортавальского. Став главою автокефальной Церкви, он был самовольно переведен в юрисдикцию Константинопольского Патриарха с титулом «архиепископа Карельского и всея Финляндии», что явилось нарушением канонических прав Русской Православной Церкви. В Выборге тогда образовалась община, окормлявшаяся священником Григорием Светловским, которая захотела перейти в юрисдикцию Западноевропейского митрополита Евлогия (Георгиевского). Правительство Финляндии ликвидировало этот приход. В 1927 г. в Хельсинки была устроена еще одна община в юрисдикции митрополита Евлогия, что вызвало очередное недовольство со стороны архиепископа Германа. Он обвинил митрополита Евлогия в проведении русской политики в Финляндии.    Средоточием и очагом православной церковной жизни в Финляндии оставался Валаамский монастырь. Ныне здравствующий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вспоминает: «Особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе до Валаама. Валаамская обитель с ее еще не разрушенными традициями монашеской жизни произвела на меня, десятилетнего мальчика, неизгладимое и по сей день впечатление. Запомнились встречи со старцами: схиигуменом Предтеченского скита Иоанном, иеросхимонахом Ефремом, схимонахом Коневского скита Николаем. С огромной душевной открытостью они встречали богомольцев — с душеспасительными беседами, с непременным самоваром... Эти старцы скончались уже в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, я посещал там их могилы. Сохранилась у меня и духовная переписка с монахом Иувианом, который писал мне, тогда десятилетнему мальчику, письма духовного содержания».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   30 ноября 1939 г., когда началась советско-финская война, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи Валаамского монастыря были эвакуированы в глубь Финляндии. Лишь 7 мая 1957 г. было восстановлено молитвенное каноническое общение между Русской Православной Церковью и Финляндской Автономной Церковью, Московская Патриархия признала юрисдикцию Константинополя над Финской Православной Автономной Церковью. Архиепископ Герман (Аав) ушел на покой в 1960 г. и скончался в 1961 г. мученической кончины епископа Ревельского Платона (Кульбуша), последовавшей 14 января 1919 г., в Ревель, переименованный правительством Эстонии в Таллин, на кафедру, ставшую самостоятельной, был переведен Порховский епископ Александр (Паулус) с возведением его в сан архиепископа. Патриарх Тихон предоставил Эстонской Церкви широкую автономию, но по настоянию эстонского правительства, стремившегося оторвать православный народ Эстонии (это были русские, сету и часть эстонцев) от Москвы, архиепископ Александр в 1923 г. обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под свое духовное окормление. Архиепископ Александр отправился с этой целью в Стамбул и 7 июля 1923 г. получил от Патриарха Мелетия томос, по которому была признана автономия Эстонской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В составе Эстонской Церкви была образована вторая, Нарвская, епархия, а Константинопольский Патриарх возвел архиепископа Александра в сан митрополита Таллинского и всей Эстонии, введен был в употребление новый календарь. Московская Патриархия не могла, естественно, признать канонически неправомерный переход. Митрополит Александр настойчиво проводил эстонизацию церковной жизни, несмотря на то что большинство православных были русскими.    Очагами монашеского подвижничества в Эстонии были Пюхтицкий женский и Псково-Печерский мужской монастыри; граница между Эстонией и Советской Россией по мирному договору 1920 г. прошла так, что ряд исконно русских городов и сел, включая и Печеры с древней обителью, отошли к Эстонии. Настоятелем Псково-Печерского монастыря был архимандрит Иоанн (Булин), сам по национальности сету. В 1929 г. отца Иоанна хиротонисали в викарного епископа Нарвского с сохранением за ним настоятельства в монастыре. Несмотря на свое происхождение, епископ Иоанн противился эстонизации церковной жизни, отстаивал неприкосновенность церковнославянского богослужебного языка. У эстонских властей это вызвало недовольство, и в 1933 г. Иоанн был устранен от управления Псково-Печерским монастырем и выехал за границу, в Белград. На родину он вернулся в 1941 г., после присоединения Эстонии к Советскому Союзу, но в годы массовой депортации был сослан в Сибирь и там бесследно исчез.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В большинстве случаев правительства новых государств были заинтересованы в отрыве православных на своей территории от Московской Патриархии. В каждом случае этот вопрос решался по-разному, но Патриарх Тихон сделал все возможное, чтобы сохранить единство Православия и Русской Церкви. Временное управление Финляндской епархией поручено было викарному епископу Сердобольскому Серафиму (Лукьянову). 17 января 1918 года он стал самостоятельным правящим епископом, а с 1920 года – архиепископом Финляндским и Выборгским. Ввиду отделения Финляндии от России в июне 1919 года Собор Финской Церкви в Сердоболе (ныне Сортавала) обратился к Патриарху Тихону с ходатайством о полной самостоятельности, которая и была дарована в 1921 году. Но финское правительство хотело полного разрыва канонических уз Православной Церкви Финляндии с Московским Патриархатом. Власти потребовали ввести в церковное употребление григорианский календарь. Архиепископ Серафим вынужден был подчиниться, но это требование вызвало протест и неповиновение со стороны большинства монахов древних обителей Севера: Валаама и Коневца. Многие монахи покинули монастыри; другие, оставшись в своих обителях, держались за старый, юлианский, календарь и подвергались за это преследованию. В монастырях Валаама и Коневца произошло разделение на ново– и старостильников. В 1922 году под давлением финских властей Герман (Аав), финн, прежде бывший священником в Эстонии, был избран викарием архиепископа Серафима, 8 июля 1922 года в Константинополе, несмотря на протест правящего архиерея, Герман без предварительного пострига был хиротонисан Патриархом Мелетием IV во епископа Сортавальского. На территории Польши находилось несколько православных епархий. Назначенный на Варшавскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) не получил от польских властей разрешения на въезд в Польшу. Польские власти стремились оторвать православные епархии на своей территории от Московской Патриархии. Для этой цели они использовали архиепископа Минского Георгия (Ярошевского), эмигрировавшего из России вместе с разбитыми войсками А.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

 Указ от 26 марта — 8 апреля 1921 г. за 423.  Послание от 28 марта 1923 г. за 332 Патриарху Мелетию IV и от 10/23 июля 1924 г. за 978 Патриарху Григорию VII.  «Церковные Ведомости» 1907 г., стр. 383.  Из Послания Александрийского Патриарха Фотия Антиохийскому Патриарху Григорию IV от 23 июня 1923 г.  См. брошюру старостильного Митрополита Хризостома, Председателя Св. Синода Греческой Церкви истинных православных христиан — «Открытое письмо... Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всея Эллады Спиридону». Афины, 1950 г.  См. рапорт архиепископа Финляндского и Выборгского Серафима (Лукьянова) на имя Патриарха Тихона от 22 октября 1917 г. за 200 о введении им нового стиля в нескольких приходах (5—6) и Указ Св. Синода Русской Церкви от 4 декабря 1917 г. за 10024, разрешающий совершение богослужений по новому стилю по нужде для желающих приходов.  Утвержден законодательным порядком Финляндским Сеймом 14 января 1925 г.  Прошение Финляндского Православного Церковного Управления Патриарху Тихону о даровании автономии было подано в декабре 1920 г. прот. Сергием Солнцевым, через Синод Эстонской Церкви.  С 13 по 20 ноября 1923 г. под председательством архиепископа Серафима.  Герман В. Аав, эстонский священник, в 1922 г. Собором Финляндской Церкви был избран в викарии архиепископа Серафима и 8 июля 1922 г. хиротонисан в Константинополе Патриархом Мелетием во епископа Карельского.  От 28 ноября 1923 г., за 188.  Умер в 1919 г.  Схизма с Эстонской Церкви была снята Определением Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия от 28 февраля 1941 г. за 10. Этим Определением Эстонская Митрополия воссоединилась с Матерью—Церковью Русской.  П р о ф. С. В. Троицкий. Что такое «Живая церковь», стр. 34. О том же Меморандум Константинопольского престола ко всем Церквам от 5 мая 1923 г. за 2580 и Определение «Всеправославного Совещания» от 4 июля 1923 г. за 3244.  Послание обновленческого Синода Патриарху Мелетию в связи с его избранием на Александрийскую кафедру от 22 октября 1926 г. за 3500. См. «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» 1927 г., 1, стр. 2.

http://pravoslavie.ru/115755.html

Во время архипастырского служения Германа (Аава) каких-либо серьезных стилистических изменений в богослужебном пении Финляндской Православной Церкви не произошло. Сборник «Всенощное бдение», изданный в 1945 г., служит хорошим примером репертуара финского богослужебного пения, в нем представлены сочинения А.Л. Веделя, А.М. Архангельского, Н.И. Бахметина, М.П. Строкина, А.Ф. Львова, а также финских композиторов Бориса Якубова, Петра Акимова, Пекка Аттинена и др. Из письма валаамского иеросхимонаха Михаила (Попова) архиепископу Рижскому Иоанну (Поммеру) известно, что на собраниях духовенства Финляндской Православной Церкви в 20-е гг. XX века высказывались следующие предложения, касающиеся изменения богослужебно-приходской жизни: - сокращение постов, - изменение вечерних богослужений (замена канона на пение духовных кантов, а вместо шестопсалмия и кафизм на утрени произносить проповедь), - изменения при совершении Божественной Литургии (убрать ектению об оглашенных и часы, тайные молитвы читать вслух), - разрешить совершение венчаний на дому и во всякое время, за исключением Первой и Страстной седмиц Великого Поста, - упразднить ношение рясы, заменив ее на kaftaani – сюртук лютеранских пасторов (согласно иеросхим. Михаилу, заменить на «особый сюртук – бонжур» ), - духовенству разрешить стричься, бриться и посещать общественные и увеселительные заведения, - Пасхальное богослужение совершать только утром, - в храмах установить скамьи и иконы повесить на такой высоте, чтобы не было возможности к ним прикладываться. Однако данные предложения не были введены как обязательные для всех приходов Финляндской Православной Церкви. В качестве итогов можно указать, что богослужебная жизнь Финляндской Православной Церкви во времена архиепископа Германа (Аава) не претерпела серьезных изменений, которые имели место уже впоследствии, при архиепископе Павле (Ольмари). Кроме того, следует отметить, что сам процесс «финнизации» православия в Финляндии довольно часто преувеличивается и приобретает исключительно отрицательный характер. Введение финского языка в качестве языка богослужения и прочие богослужебные изменения не носили обязательного и срочного характера, а предполагались к практической реализации в неопределенные сроки. Предстоятель Церкви архиепископ Герман (Аав) не имел всей полноты власти как в проведении реформ, так и их прекращении – здесь действовал принцип безоговорочного следования государственному и церковному законодательству, а также коллегиальным постановлениям Церковного Управления.

http://pravoslavie.ru/72242.html

Однако данное Постановление не всегда учитывалось. Имели место серьезные конфликты причта и прихожан, если первые не учитывали языковых традиций, сложившихся на приходе. Так, в нач. XX в. в Нейшлотском (Савонлинна) приходе часть прихожан предпочитала посещать лютеранское богослужение по причине незнания местным православным священником финского языка. В 1905 г. произошло разделение внутри Салминского прихода на сторонников и противников более частого (больше 2 раз в месяц) совершения храмовых богослужений на финском языке (еще в 1887 г. из 7911 членов данного прихода лишь 350 знали русский язык) . Языковый вопрос православного богослужения обострился после образования независимой Финляндской республики в 1917 г. Некоторые приходы потребовали от своих священнослужителей знания финского языка как обязательного условия занимаемой ими должности. Так, по данной причине весной 1918 г. настоятель Петропавловского храма г. Сортавалы священник Василий Иванович Соболев был уволен за штат , большинство же приходского духовенства Финляндской епархии финский язык в той или иной мере знали или спешно учили, чего нельзя было сказать о епархиальном руководстве.    Первая литургия была отслужена на финском языке в 1897 г. свящ. Михаилом Казанским в Валаамском монастыре. Сохранились упоминания, что Антоний (Вадковский) и Сергий (Страгородский) в бытность их архиепископами Финляндскими финский язык активно изучали . Архиепископ Серафим (Лукьянов) финского языка не знал , хотя был обязан знать на основании не только финского закона «о языке» от 1922 г., но и согласно Постановлению о православном духовенстве в Финляндии 1883 г. Незнание языка не способствовало его высокому авторитету среди финляндского духовенства и прихожан, а нежелание его выучить послужило официальной причиной увольнения в конце декабря 1923 г. на покой. Герман (Аав) при избрании его епископом Сортавальским финского языка также не знал, но знание эстонского показалось правительству убедительным доказательством его способности к освоению финского в кратчайшие сроки. Избранный в епископы 17 июня, в сентябре он уже произносил свою проповедь в Успенском соборе г. Хельсинки на финском языке .

http://pravoslavie.ru/72242.html

51 В 1940 г. вся братия Валаамского монастыря эвакуировалась в Папинниеми в связи с передачей территории, на которой находился остров Валаам, СССР после Зимней советско-финской войны. Во время Второй мировой войны Финляндия вначале вынуждена была воевать на стороне Германии; на короткое время остров Валаам с отступлением советских войск опять оказался под конт­ролем Финляндии. На острове была размещена школа юнг, судя по описаниям игумена Харитона, церковные постройки и кресты на них были сильно изувечены. См. Игумен Харитон (Дунаев). Поездки на освобождённый от большевиков Валаам…//Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг. СПб., 2006. С. 249–266. 52 Фотий, в схиме Феодор (Яблоков Фёдор Дмитриевич) род. 22.12.1872 г. в Костромской губ., в 1885 г. поступил в Валаамский монастырь, через три года выбыл из него и в 1892 г. вернулся окончательно, в 1895 г. определён в послушники, в 1905 г. пострижен в монашество, в 1907 г. рукоположен в иеродиакона, в 1910 г. посвящён во иеромонаха, в 1913 г. награждён набедренником, в 1922 г. — золотым наперсным крестом, исполнял послушания смотрителя иконописной мастерской, ризничего. Скончался 4.12.1942 г., приняв незадолго до смерти схиму. 53 В 1929 г., после “пика” календарной смуты, Съезд священнослужителей Финляндской Православной Церкви вынужден был избрать особый комитет по проблемам монастырей, куда вошли Финляндский архиепископ Герман (Аав), члены Церковного управления и три представителя от православных монастырей в Финляндии. На Церковном Соборе 1930 г. “комитет по проблемам” превратился в “комитет по сохранению” под председательством архиепископа Германа. На первом же совещании “комитет по сохранению” подверг острой критике монастыри, которые “пренебрегают своим главным призванием и увлекаются наращиванием экономического благосостояния”, а Валаамский монастырь, по утверждению комитетчиков, был “совершенно безразличен к нуждам местного православного населения”. См. Пурмонен В. Жизнь архиепископа Германа. Православная Церковь в Эстонии и Финляндии. Пиэксямяки, 1986. С. 64.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Статья Финляндская Православная Церковь, перешедшая в 1923 г. в юрисдикцию Вселенского Патриархата, в 1945 г. с целью нормализации отношений и восстановления молитвенно-евхаристического общения вступила в переговоры с Церковью Матерью – Русской Православной Церковью. Финляндская сторона настаивала на сохранении своего статуса-кво, Московская Патриархия видела свою задачу в возращении Православной Церкви Финляндии в сферу своего влияния и даже рассматривала возможность предоставления ей автокефалии. Однако многолетние переговоры двух сторон так и ни к чему не привели, пока на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Алексия I от 30 апреля 1957 г. не было принято: 1. Предать забвению все канонические споры и недоразумения, имевшие место между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью. 2. Признать статус-кво Финляндской Автономной Православной Церкви, состоящей в Константинопольском Патриархате. 3. Валаамский монастырь считать находящимся в ведении Финляндской Автономной Православной Церкви не только в административном, но и молитвенно-каноническом отношении. Таким образом, переговоры о статусе Православной Церкви Финляндии были завершены, а в мае 1957 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) выехал в Финляндию и на заседании Церковного Управления Финляндской Православной Церкви в городе Куопио огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви о восстановлении молитвенно-канонических отношений. В своей речи он призвал высокое собрание с любовью принять решение Московской Патриархии, которая «во имя установления мира в церковной области официально признала самочинный переход Финляндской Церкви в юрисдикцию Константинополя, положив тем самым конец 30-летним спорам и недоразумениям между двумя Церквями» . В ответном слове предстоятель Финляндской Православной Церкви архиепископ Карельский и всей Финляндии Герман (Аав) выразил глубокую радость и полное удовлетворение решениями Священного Синода Русской Православной Церкви. Однако же на деле первые годы после восстановления общения между Церквами можно охарактеризовать как состояние взаимной осторожности и непонимания.

http://bogoslov.ru/article/5418350

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010