В нач. XX в. состоялась дискуссия о проблемах нового исправления богослужебных книг, устранения оставшихся в них ошибок в переводе греч. текстов, приближения богослужебного языка к совр. ( Кравецкий, Плетнева. (II) 2001). Революция 1917 г. не позволила осуществиться проекту нового исправления книг, начатого по благословению Святейшего Синода и требовавшего участия значительного количества специалистов высокого уровня. Дальнейшие исторические события практически остановили рост рус. Г., хотя нек-рые тексты продолжали создаваться как в России, так и за рубежом (здесь были составлены службы нек-рым дореволюционным святым, царственным страстотерпцам и проч. новомученикам Российским, а также святым, подвизавшимся в странах Европы и Америки: свт. Тихону, прп. Герману Аляскинскому и др.). Среди проч. деяний Поместного Собора 1917-1918 гг. было восстановление празднования памяти всех Российских святых в 1-е воскресенье после Всех святых недели . На основе службы инока Григория XVI в. Б. А. Тураевым и иером. (впосл. епископ священноисповедник) Афанасием (Сахаровым) была составлена новая служба, к-рую священноисп. Афанасий редактировал впосл. всю жизнь (см. ст. Всех святых, в земле Российской просиявших, неделя ). Крупным событием в истории РПЦ 2-й пол. XX в. стало расширенное издание богослужебных Миней (Минея (МП). М., 1978-1989), в к-рое помимо служб офиц. синодальных Миней было включено множество последований, публиковавшихся ранее в отдельных брошюрах или известных только по рукописям,- службы как рус., так и болг., серб., груз., греч. святым. Новый подъем гимнографического творчества в РПЦ был связан с канонизацией на Соборах 1988 и 2000 гг. мн. святых, давно почитаемых правосл. народом, и сонма новомучеников и исповедников Российских. После Собора 1988 г. были написаны службы всем прославленным на Соборе святым, а Архиерейский Собор 2000 г. благословил составление отдельных служб каждому из прославляемых святых. В наст. время службы новоканонизированным святым печатаются отдельными брошюрами, а также включаются в состав служебных Миней (как правило, в приложения). Утверждением новосоставленных гимнографических текстов для общецерковного употребления занимается Синодальная Богослужебная комиссия; в 2005 г. в Москве вышел 1-й т. Дополнительной Минеи, содержащий рассмотренные комиссией службы новопрославленным святым.

http://pravenc.ru/text/165013.html

После воскресной Божественной литургии гости пообщались с членами общины при соборе, а также рассказали хозяевам о себе. Позднее отец Чэд и несколько студентов местной семинарии провели гостей в часовню Всех святых Аляски и показали им семинарский кампус. Семинарская часовня — это точное воспроизведение первого православного строения в Северной Америке, воздвигнутого на месте, где сейчас стоит собор Святого Воскресения. Часовня была построена в 1994 году в память о двухсотлетии Православия в Северной Америке. Осмотрев кампус, гости поднялись на вершину горы Пиллар, откуда открывается панорама окрестностей Кадьяка. В конце дня они побывали в парке Форт Аберкромби. На этой территории, некогда служившей военной базой, и поныне сохраняются многочисленные свидетельства прошлого. Вечером, в канун празднования памяти св. Иакова, студенты собрались на великую вечерню в часовне Всех святых. После братской трапезы гости посмотрели национальные танцы эскимосов юпик и продолжили общение с преподавателями и учащимися Свято- Германовской семинарии. В понедельник, в день памяти св. Иакова, была совершена Божественная литургия, после которой группа из 31 человека подготовилась к путешествию на остров Еловый, на котором прошли последние годы жизни преподобного Германа Аляскинского (старец именовал этот остров Новым Валаамом). Группа вышла в море на рыболовецком судне, которым управлял один из местных православных верующих. Паломники сделали короткую остановку в деревне Кузинки, где посетили церковь Рождества Христова. Доплыв до бухты Монахов, члены группы пересели на лодку и были доставлены на берег острова Еловый. Здесь их ждала трапеза и путешествие по землям, которые некогда освятил своей богоугодной жизнью преподобный Герман. Во второй половине дня на острове, в часовне преподобных Сергия и Германа Валаамских, был прочитан акафист преподобному Герману. Студенты и преподаватели вернулись в Кадьяк, глубоко впечатленные паломничеством на святой остров. Во вторник студенты Свято- Германовской семинарии вернулись к обычному распорядку дня (утреня, а затем занятия). Гостей пригласили присутствовать в классах во время занятий. Они также посетили интересные места в городе и в последний раз побывали в соборе Святого Воскресения, где поклонились мощам преп. Германа.

http://patriarchia.ru/db/text/155427.htm...

Русская земля, произрастившая множество святых, стяжала себе тем самым именование святой Руси. Множество подвигов и различных добродетелей явили угодники Божии. Среди них имеются также подвижники, которые пришли на Русь из других стран, обретя здесь свою духовную родину. Нередко русские подвижники полагали начало своим монашеским трудам за пределами Земли Русской и прежде всего на Афоне. Это преподобные Антоний Печерский (†1073; пам. 10 июля), Арсений Коневский (†1447; пам. 12 июня), Сергий Муромский (†1412; пам. 7 окт.), Нил Сорский (†1508; пам. 7 мая), Иннокентий Вологодский (†1521; пам. 19 марта). Известны также имена наших соотечественников, явившихся образцами и светочами веры Христовой в различных уголках земного шара 35 . Сейчас в Америке много православных юрисдикций 36 , но полагали начало святому Православию на американской земле русские миссионеры. Постриженник Валаамского монастыря преподобный Герман завершил свой молитвенный модвиг на Аляске, получив именование Аляскинского (1757–1837; пам. 27 июля) 37 . “Божественная благодать, наполнявшая душу преподобного Германа, преображала сердца людей, общавшихся с ним” 38 . Его труды явились евангельской закваской, благодаря которой произросли обильные плоды веры Христовой. Святители Иннокентий и Тихон провели в Америке лишь часть своей жизни, но оставили там о себе большую память. Оба они скончались на Московской кафедре. По просьбе Американской Церкви святитель Иннокентий (1737–1879; пам. 31 марта) был канонизирован Русской Церковью в 1977 г. 39 . Это был миссионер, молитвенник, подвижник, богослов, переводчик. Ему принадлежит “одно из лучших творений православного миссионерства — «Указание пути в Царствие Небесное»” 40 . Патриарх Тихон (†1925; пам. 25 марта) был канонизован на архиерейском Соборе в 1989 г. во время празднования 400-летия учреж­дения Патриаршества на Руси 41 . Его время Патриаршества пришлось на период тяжелых гонений на Церковь со стороны молодого советского государства. Подобно преподобному Герману Аляскинскому, скончался, не разлучившись со своей паствой, архиепископ Николай, получивший именование Апостола Японии (†1912; пам. 3 февр.). Свое миссионерское служение в стране Восходящего солнца он начинал иеромонахом. Принятие христианства тогда в Японии каралось смертной казнью. Святитель пережил тяжелое время русско-японской войны 42 . Своими неустанными трудами он положил начало Православной Церкви в Японии.

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

+++ В духовно-просветительском центре " Царский " Екатеринбурга 14 июля прошло заседание Священного Синода. Епископ Люберецкий Серафим назначен ректором СПбДА с титулом Петергофский. Архиепископ Амвросий Петергофский освобожден от должности ректора СПбДА и назначен ректором МДА с титулом архиепископа Верейского. Синод также решил несколько других кадровых вопросов. В связи 1030-летием Крещения Руси было принято послание архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам. Утверждены тексты служб святым Алексию Елнатскому, Амфилохию Почаевскому, Василиску Сибирскому, Олегу Брянскому и новая редакция акафиста преподобному Герману Аляскинскому. Учреждена двусторонняя комиссия по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью. Обсуждено применение норм, предусмотренных " Положением о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом " . Утверждено " Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения " . Было заслушано сообщение Святейшего Патриарха о работе Высшего церковного совета в первой половине 2018 года, утверждены его решения. +++ В монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске 15 июля Святейший Патриарх освятил храм Феодоровской иконы Божией Матери и возглавил в нем Божественную литургию. За алтарной частью храма находится шахта, где 18 июля 1918 года приняли мученическую кончину преподобномученица Елисавета, инокиня Варвара и алапаевские мученики. В храме находился ковчег с частицей мощей святой великой княгини, принесенный из основанной ею Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Его Святейшеству сослужили митрополиты Киевский и всея Украины Онуфрий, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Астанайский и Казахстанский Александр, Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий с сонмом архиереев, а также духовенство Екатеринбургской митрополии. Присутствовали представители органов власти и общественных организаций, Дома Романовых.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

После того, как Лео с женой приняли решение последовать его совету и вернуться, и были уже на обратном пути, они стали вспоминать, как выглядел повстречавшийся им странник, и вдруг сообразили, что не заметили у него рюкзака или какого-либо другого туристического снаряжения. Как мог пожилой человек взобраться так высоко по голой каменистой скале, при температуре ниже нуля, и без какой-либо еды и защиты?.. Когда Лео и Кетлин спустились и были уже почти у подножия Денали, их всё-таки застигла сильная буря. Они сумели переждать её, постоянно в мыслях благодаря старца, который предупредил их об опасности. А неделю спустя, все еще оставаясь на базе, они узнали, что несколько других альпинистов, которые во время бури находились на больших высотах, так и не вернулись. Ответ же на свой вопрос они получили, когда неожиданно в кафетерии лагеря заметили изображение их спасителя, прикрепленное на доске объявлений среди различной рекламы и фотографий горы. Они сразу его узнали. И когда они спросили у официанта, не знает ли он кто это, он им ответил: «Это православный святой по имени Герман, который жил тут, на Аляске.» Это была фотография иконы Св. Германа из православного храма неподалеку. Святой сказал им правду. Он на самом деле был местным… «Тяготы природы претерпев, холод бурь, ветра и голод, стяжал еси мир душевный, теплоту и сытость, сделался неподвержен стихиям, истинно небесный человек и земной ангел, о дивный Герман, желая достойно чтить тебя, восклицаем: радуйся, победителю природных невзгод! Радуйся, воссиявший добродетелями! Радуйся, преподобный отче Германе, радость всей Америки и Аляски украшение! (Из акафиста святому Герману Аляскинскому) Святой Герман Аляскинский, икона работы Анны Дю Молен Матушка Галина Трегубова и Ли Браун Бид Церковь Воскресения Христова, Клермон, Нью-Хемпшир Оригинал публикации на английском: The Miraculous Intercession of St. Herman of Alaska . Перевод Юлии Зубковой специально для Правмир Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/chudesnoe-zastuplenie-...

Архив Пн Состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном 18 ноября 2016 г. 18:55 18 ноября 2016 года в Патриаршей резиденции Данилова ставропигиального монастыря в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном , прибывшим в пределы Русской Церкви для участия в торжествах по случаю 70-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви. Блаженнейшего Митрополита Тихона сопровождали члены делегации: епископ Санта-Розский Даниил, архимандрит Герасим (Элиел), протоиерей Назарий Полатайко, архидиакон Иосиф Матусяк и чтец Роман Осташ, а также канцлер Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , сотрудник ОВЦС Д.И. Петровский. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал гостя, сказав: «Благодарю, что Вы нашли возможность присоединиться ко мне в молитве в связи с круглой датой, которую я отмечаю». Святейший Владыка отметил значимость двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке. «Исторические истоки этих добрых отношений связаны с именами наших общих великих святых святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия и священномученика Иоанна Кочурова, напомнил Его Святейшество. Их имена в святцах обеих наших Церквей, мы молимся им, в том числе испрашивая их ходатайства пред Богом за процветание Американской и Русской Православных Церквей, за сохранение добрых отношений, которые у нас сложились». В этой связи Предстоятель Русской Православной Церкви упомянул о прошедшей 9 ноября в городе Кадоме (Рязанская область) конференции, посвященной преподобному Герману Аляскинскому, который родился в этом месте. В конференции приняли участие богословы, ученые из России и Соединенных Штатов Америки.

http://patriarchia.ru/db/text/4683963.ht...

- Мученики. Это не шутка, реальность. Без помощи новомучеников не можно сказать, что мы крестились. И нам надо поклониться им, просить помощи. - В Америке особый образ жизни, - уточняю. - Наверное, есть такие святые, которые больше подходят Америке, которые ближе и понятней американцам? - О да, конечно! Но православная жизнь в Америке совсем молодая. Нам, конечно, близок Иоанн Шанхайский. Очень почитаем Германа Аляскинского. Но для нас, американцев, как раз важен пример мучеников за Христа. Потому что этого не хватает американской жизни, и это лучше помогает человеку переменить старое мышление - когда видишь настоящий подвиг. А ведь у нас в Америке есть свои мученики. Особенно почитаются первомученик Ювеналий Аляскинский и святой мученик Пётр Алеут, в их честь храмы строят. Знаете про них? Святые мученики Ювеналий Аляскинский и Пётр Алеут К стыду своему, имена эти я впервые услышал. Позже прочитал их жития. Первомученик Ювеналий был русским, в Америку, на остров Кадьяк, прибыл с Валаама. В 1797 году отправился вглубь материка миссионерствовать, и следы его затерялись. Потом стало известно, что он пал от рук эскимосских охотников-шаманов в 200 километрах от озера. Те места, где Ювеналий проповедовал, стали традиционно православными, жители Нондальтона все прошедшие века твёрдо стояли в вере. В 1974 году этот городок был задет лесным пожаром, и в нём сгорела школа возле церкви Св. Николая. Объятый пламенем храм не погиб в огне, хотя крест, венчавший купол, треснул посередине и упал наземь. Теперь этому кресту поклоняются как вещественному знаку милости Господней. Возле старого храма вырос ещё один. А святой Пётр Алеут, до крещения Чукагнак, был замучен испанцами. В 1815 году он отправился с русской экспедицией на юг, в будущую Калифорнию. Там он со своим спутником попал в плен. В селении Сан-Педро их посадили в тюрьму и стали пытать, называя еретиками и заставляя принять католичество. Алеут Пётр умер под пытками, но не отказался от православия, повторяя своим мучителям: «Я - православный христианин». Второй алеут, Иван Кыглая, сумел сбежать из плена, он и рассказал в Русской Миссии о случившемся. Когда эту историю передали отцу Герману Аляскинскому, он встал перед иконами и, перекрестившись, произнёс: «Святой новомученик Пётр, моли Бога о нас!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб : 2. Утвердить тексты тропаря и кондака священномученикам Александру Сахарову и Иоанну Тихомирову Шатурским. 3. Направить утвержденные богослужебные тексты в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафиста. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные текст акафиста преподобному Герману Аляскинскому. 2. Направить утвержденный акафист в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 63 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об освобождении епископа Городищенского Феоктиста, викария Волгоградской епархии, от должности заместителя председателя Издательского совета. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить епископа Городищенского Феоктиста, викария Волгоградской епархии, от должности заместителя председателя Издательского совета, выразив ему благодарности за труды, понесенные на этой должности.   ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных о назначении священноархимандритов о назначении и освобождении от должности игуменов и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Тихона: 1.1. Освободить архимандрита Тихона (Секретарева) по состоянию здоровья от должности наместника Успенского Псково-Печерского монастыря города Печоры Псковской области с выражением ему благодарности за понесенные труды и назначить Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Тихона священноархимандритом и игуменом указанной обители. 1.2. Освободить игумению Татиану (Пашкову) от должности настоятельницы Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря города Пскова согласно поданному прошению.

http://patriarchia.ru/db/text/5236824.ht...

Ублажаем тя,/преподобне отче Аркадие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Герману Аляскинскому, равноапостолу Алеутскому, глас 1 Лозу Православия принеся еси в Америку из России благочестивыя/и, удобрив корень постническими трудами/и напоив обильне молитвенными слезами,/плоды принесл еси – виноград возлюбленный,/Германе, преблаженне отче наш./Темже и Бог тя прослави, яко апостола преподобнаго,/нетлением мощей и благодатию чудес,/от нихже почерпающе благодеяния, восхваляем тя:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Даровавшему тя Америце светило Православия. Ин тропарь, глас 3 Преподобне отче наш Германе,/первый светильниче, в земли нашей просиявый,/приносим вси тебе похвалы сия,/ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу,/буди заступник нам, и утешитель,/и Церкви нашея покровитель дивный,/да вси со умилением зовем ти:/радуйся, отче наш Германе, Аляски и всея Америки преславный чудотворче. Кондак, глас 8 Взбранному Воеводе своинствовався,/в брань вступил еси на духа злобы в поле преподобия и апостольства./И, пожав победы обоюдныя,/воздвизаеши нас вопити тебе:/радуйся, святе Германе, апостоле преподобный. Ин кондак, глас тойже Валаама пострижник,/честный возлюбленник Божией Матери бывый,/ревнитель подвигов древних подвижник новый,/молитву, яко копие и щит, приемый,/страшен демоном и тьме язычестей ставый,/Германе преподобне , моли Христа Бога спасти души наша. Величание Величаем тя,/святый равноапостольный Германе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Мардарию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4 Бывый, блаженне Мардарие,/нестяжатель Христа ради,/и Того за многая твоя благодеяния/в сердце твое вселивый,/молися о нас, поющих тя. Кондак, глас 2 Вышних ища, нижних не стяжал еси,/и колесницу огненну к Небеси, нестяжание, себе поставль,/со ангелы жити сподобился еси,/Мардарие славне,/с нимиже Христа Бога моли/непрестанно о всех нас. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В тот день преподобные Серафим Саровский и Герман Аляскинский встали рядом в лике святых. В памяти верных Христовых оба остались как просиявшие в свете Фаворском при жизни земной. При жизни земной они были ровесниками и даже проходили в одни и те же годы послушнический искус с Сарове. Никаких сведений об их личном знакомстве не осталось, но можно с большой долей вероятности предположить, что они были лично знакомы. Во время торжества прославления Глеб вошел в алтарь, чтобы побыть наедине с преподобным Германом. Он вспоминал: «Я начал молиться и неожиданно ощутил, что здесь мой отец - я был сиротой, принятым в заботливые руки преподобного Германа, как некогда он призрел на Еловом острове алеутских сирот. Мне вспомнилось первое виденное в жизни пострижение в монахи, в Джорданвилле в 1954 году. Новопостриженному дали имя Герман в память основателя Валаама. В то время мне подумалось: «И мне бы так». Сейчас, предстоя перед преподобным Германом, я умолял его: «Пусть это станет моим уделом! Прими меня монахом! Сегодня твой день, твой час». Тихо подошел Евгений. Я сказал: - Решено - буду молить о монашеской жизни. Но тебя не принуждаю, это касается только меня. - И я хочу стать монахом, - прошептал Евгений». Братья вышли из алтаря и стали читать канон новому святому, Глеб - на церковнославянском, Евгений - на английском. Постриг. 14/27 октября 1970 года братья были пострижены в монашество, Евгений - с именем Серафима Саровского, Глеб - с именем новопрославленного Германа Аляскинского. Мантийными старцами братии, покрывшими их своими мантиями при постриге, стали: отец Спиридон (Ефимов, ближайший по духу к святителю Иоанну (Максимовичу), его духовный сын и его духовный друг) - отца Германа, а епископ Нектарий (Концевич) - отца Серафима. Отец Серафим записал вскоре: «Несомненно, с Божьего благословения сделали мы столь решающий шаг в жизни, по сути приняли второе крещение». Он сказал в тот день отцу Герману: «Как я рад умереть для мира». Их постриг был совершен в день тезоименитства блаженного старца Назария, игумена Валаамского, и братиям стало ясно, почему святитель Иоанн назвал их отражением Валаама. Позже ими было основано Валаамское Общество Америки.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010