281 Волокол. сб. 515, л. 419; N° 638, л. 236; в этом последнием списке замечено о Пафнутие: «В чернечестве живота его 60 и 3 лета, а как поставил сей монастырь, 74 лета». Начало: «Рождение и веспитание великаго старца Пафнотия от града Боровска, от веси Кудиновския». Другая краткая редакция следует непосредственно за пространным Вассиановым житием в обоих списках Макар, ч. миней. Начало: «В лето 6985, майя 1 преставися преп. игумен Пафнотие». 282 П. С. P. А VI, 194–221: части этой повести рассеяны здесь между летописными известиями под разными годами. 284 Первая известна нам по двум спискам, из которых один, древнейший, в макар. ч. мин., янв., по Усп. со, стр. 917, другой в ч. мин. Германа Тулупова, рукоп. Тр. Серг. л. 673, л. 219: этот сп. писан в 1627 году. Предисловие в этой ред. начинается словами: «Многим сущим преподобным и достойным Богови». Вторая известна нам также по двум спискам XVI века в волокол. сб. Моск. дух. ак 659, л. 344, и в рук. Тр. Серг. л. 735, л. 32, без начала и с другим порядком статей, чем в первом списке. Эта редакция без предисловия, прямо начинается рассказом о приходе Михаила в монастырь: пришел канун дни честнаго рожества Иоанна в нощь, и поп Макарий, покадив церковь на 9 песни, да пошел в келью, аж келья отомчена». По характеру изложения и заглавиям статей в обеих редакциях будем называть первую пространной, или редакцией «пророчеств», а вторую краткой некнижной, или редакцией «чудес». 286 Опущены, наприм, слова Михаила к посаднику Посахну, обижавшему монастырь и наказанному за это: «Не корми ты нас ни пои, а нас не обиди». Эти подробности показывают, что в редакцию пророчеств заносилось свежее предание о юродивом, главным образом державшееся на подобных изречениях, памятных современникам. 289 Пам стар, русск. лит. IV, 29. В рукописных святцах кончина Михаила помечена 1452 годом: это показание, очевидно, составилось посредством приложения 44 лет жизни юродивого в Клопской обители к 1408 году, когда uo летописи Михаил пришел в Новгород. Но: 1) неизвестно, когда Михаил пришел на Клоиско; можно только предполагать, что позже 1408 года; 2) по рассказу пространной редакции о Шемяке (пророчество 11-е) Михаил был еще жив в год смерти этого князя (1453) и. по-видимому, пережил его. Краткая редакция впадает в неточность и в известии о клопском игумне Феодосие, говоря, что он был 3 года нареченным владыкой Новгорода: пространная редакция согласно с древней Новгородской летописью показывает два года. П, С. P. A. Ill, 110; IV, 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1600 году в Московском Пудовом монастыре окончены составлением Четьи-Минеи, в 13 книгах, «занеже ноябрь месяц расплетен надвое». В настоящее время сохранилось лишь 11 книг. Содержание их так определено во введении к каждому месяцу: «а в них писаны праздничные слова и пророческие проповеди , и апостольские мучения и похвалы, и всех святых жития, и мучения святых мученик и святых мучениц, и жития и подвиги преподобных и богоносных отец, и святых преподобных жен страдания и подвиги, и с новыми чудотворцы, в них же и патерик киевские печеры, да иных книг».... Среди последних, между прочим, помещены Патерик Синайский и Римский Беседовник папы Григория Великого . От Четиих Миней митрополита Макария Чудовския отличаются отсутствием прологов и меньшими заимствованиями из торжественников; есть и новые статьи, не внесенные в сборник Макария. Столетием позже Макарьевских Миней, в 1627–1632 гг. составлены Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова. В состав их вошли почти исключительно жития и сказания о русских святых. Почти в то же время над Минеями трудился священник Христорождественской церкви в Сергиевском посаде Иоанн Милютин. С тремя своими детьми он в продолжение восьми лет (1646–1654 гг.) переписывал жития святых. «Писах же, – говорит он в предисловии, – с монастырских Миней-Четий», т.е. с Миней Троицкой Лавры, составленных Германом Тулуповым. Некоторые дополнения сделаны по печатному прологу 1642–1643 гг. Иоанн Милютин не просто собирал статьи, но и перерабатывал их. В его минеях есть не мало статей и житий русских святых, кои не находятся в Минеях Макарьевских. В послесловии к каждому месяцу помещено следующее четверостишие: «Небеси убо высота неиспытаема, земли же широта и долгота неосяжема, морю же глубина неизмерима, святых же чудеса неисчетна и недоумеваема» 21 . III часть Тогда как в Северной Руси памятники древней письменности и между ними жизнеописания святых сохранялись невредимо, церковь южно-русская вследствие нашествий Татарских, а также Польских и Литовских разорений, лишена была многих драгоценных духовных книг, а вместе с ними и житий святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И начал молиться: «Владыко, Господи Вседержитель! Приими с миром дух мой и пошли ангела мирного от Пресвятой Славы Твоей, чтобы усердно наставлял меня Трисолнечному Твоему Божеству. Да не возбранен мне будет исход начальником тьмы с падшими его силами. И не посрами меня перед ангелами Твоими, и к лику избранных Твоих причти. Яко благословен вовеки. Аминь». Каменосердный муж зажал ему подушкою уста, обличающие неистовство суеумных. Так святой предал душу свою в руки Божий – увенчался мученическим венцом 23 декабря 1570 года. Жизнь окончил и подвиг совершил. Малюта Скуратов, свершив то, что хотел, вышел из келий и с пронырством начал говорить настоятелю обители и приставникам, что из-за их небрежения митрополит Филипп умер от печного угара. Они же, одержимые страхом, ничего не могли отвечать. Малюта велел вырыть глубокую яму и повелел погрести многострадальное тело блаженного Филиппа за алтарем великой церкви Пресвятой Богородицы 437 . 410 «Подвиг святого Филиппа всем памятен и запечатлен мученической смертью. Избранный на том же соборе, что и Герман (архиепископ Казанский, избранный Иоанном Грозным на митрополичий престол, но спустя два дня смещенный царем. – С. Б.), из игуменов соловецких, он прямо поставил предварительным условием своего избрания отмену опричнины. Царь и епископы убедили его отказаться от этого условия, сохранив за митрополитом лишь право печалования за опальных. Когда через полтора года возобновились казни, Филипп возвысил свой голос. Сперва увещевая царя наедине, он переносит потом свои обличения в Успенский собор... Для святого Филиппа исповедание правды было столь же обязательно, как и исповедание веры: «Иначе тщетна будет для нас вера наша, тщетно и исповедание апостольское». Впечатление этого слова правды, сказанного в лицо тирану, было велико, но в деморализованной опричниной России мало было охотников следовать путем Филиппа. Собор епископов по требованию царя низложил митрополита, обвиненного в неясных для нас преступлениях. Заточенный в Тверской Отрочь монастырь, через год страдалец был задушен Малютой Скуратовым во время карательного похода царя на Новгород». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 126.) Житие митрополита Филиппа было создано в конце XVI – начале XVII в. Житие дошло до нас в большом количестве списков и в нескольких редакциях. Г. Г. Латышева, исследователь житий, определяет две редакции как основные. Условно она назвала их: одну – Колычевской, другую – Тулуповской, по списку в сборнике Германа Тулупова 1633 г. Сокращенный перевод дается по списку, хранящемуся в ЦГАДА, ф. 181, рукописное собрание МГА МИД, ед. хр. (дело) 336/781, Житийный соборник начала XVII в. Тулуповская редакция. Публикуется впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В составе рукописи 549 – похвала великому князю Михаилу Ярославичу, Житие с чудесами и плачем великой княгини Анны, слово ο переложении мощей (лл. 257–340 об.). Часть листов рукописи перепутано. Название текста: «Мсяца въ 22 день. и блаженного страдальца великаго князя Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца. Благослови, отче». Из четырёх рукописей, ο которых идёт речь, одной из лучших, несмотря на отсутствие первого и нескольких последних листов, является рукопись 1299, включающая в себя Житие великого князя Михаила Ярославича с чудесами и плачем великой княгини Анны, похвалу блаженному, слово ο переложении мощей, слово об устроении плащеницы (лл. 23–91). Наконец, рукопись 1307 содержит Житие великого князя Михаила Ярославича, похвалу ему, слово ο переложении мощей, повесть об обретении мощей и чудеса, a также молитву Михаилу Тверскому (лл. 245–329 об.). Древнейший список Жития из коллекции ΓΑΤΟ Перейдём теперь к древнейшему списку Жития из коллекции Государственного архива Тверской области – в рукописи 1103, датируемой второй половиной XVII в. Рукопись эта описана В.А.Кучкиным 39 , Б.М. Клоссом 40 , Е.Л. Конявской 41 , a ныне подробно Г.С. Гадаловой (см. настоящее издание, с. 17–18). Исследуя текст Жития Михаила Тверского в рукописи 1103, В.А. Кучкин пришёл к выводу, что это один из семи известных в то время списков Пространной редакции данного памятника. Три списка Пространной редакции находятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки – РГБ, ф. 310 (собрание В.М. Ундольского), 1254, сборник житий, повестей, слов и поучений; РГБ, ф. 304 (собрание Троице-Сергиевой лавры), 671, Минея Четья на ноябрь Германа Тулупова; РГБ, ф. 299 (собрание Н.С. Тихонравова), 587, сборник исторический. Один список был известен в Государственном историческом музее – ГИМ, Синодальное собрание, 799, Минея Четья на ноябрь Иоанна Милютина. И, наконец, ещё два списка были известны в Санкт-Петербурге – в архиве Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН, коллекция 238 (собрание рукописных книг Н.П. Лихачёва ), 397, повесть ο смерти в Орде Михаила Тверского, a также в древлехранилище им. В.И. Малышева Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), собрание М.Ф. Першина, 7, сборник житий (прежде эта рукопись находилась в г. Коврове) 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Можно предположить, что именно такое ктиторское или надгробное изображение Ефрема находилось в созданном им на рубеже XII - XIII вв. храме. Возвращаясь к хронологии почитания Ефрема Новоторжского уже в XVII в., отметим, что память преподобного включается в Устав 1610 г. (28 января), причем служить Ефрему предлагается по усмотрению настоятеля, «егда рассудит екклисиарх» . Эта же формулировка сохраняется в других изданиях Устава, вплоть до 1682 г., когда память Ефрема Новоторжского оказывается вычеркнута . Ефрем упоминается как «новый чудотворец» в «Палинодии» Захарии (Копыстенского), 1621–1623 гг. В 1621 г. Ефрему Новоторжскому установлено празднование в Московском Успенском соборе, но в дальнейших записях имя его исчезает вместе с именами многих других русских святых. Возможно, записи 1620-х годов связаны с чудом Ефрема Новоторжского, зафиксированным в Кратком летописце Торжка , – в нем преподобный Ефрем предстает как защитник города (ок. 1618 г.). Тем не менее, служба преподобному Ефрему не попадает в Служебную минею, напечатанную в 1622 г. Он остается местночтимым святым. Житие отсутствует в Минеях четьих Германа Тулупова, в Минеях четьих Иоанна Милютина (мы помним, что Краткая редакция не походила на настоящее житие, а Пространная редакция еще не была создана). Память преподобного Ефрема включена в Святцы 1646 г., в Пролог 1661 г. Наконец, необходимо коснуться еще одного сложного вопроса в почитании преподобного Ефрема – появления даты его летней памяти: 11 июня 1572 г. Наиболее раннюю фиксацию этой даты можно найти в Коряжемских святцах 1621 г. . К этой же дате было приурочено перенесение мощей преподобного Ефрема в 1690 г.: «…и повел праздновати пренесение святых мощей его, предивнаго и преславнаго Ефрема архимандрита, Новоторжскаго чюдотворца, по чину церковному сего июня месяца в 11 день. Как было празднество его прежде на пренесение святых мощей его от древле бывших лт положено» . В месяцесловных записях XVII в. постепенно складывается форма указания памяти Ефрема с датой 6523 г. (1015 г.). Эта дата (возможно, именно из этой месяцесловной традиции) впоследствии попадает в Новгородскую третью летопись,  созданную в последней четверти XVII в.: «В лта 6523. Преподобный отецъ нашъ Ефремъ Новоторжский б в сия времена».

http://bogoslov.ru/article/6192625

Прп. Геннадий Костромской. Икона 1893 г. (ЯИАМЗ) Г. был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре после кончины началось его почитание. В 1584-1586 гг. игум. Преображенского мон-ря Алексий, ученик и преемник Г., написал житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 80-х гг. XVI в. была составлена служба преподобному. Летом 1644 г. в мон-ре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 авг. в ходе работ произошло обретение мощей Г., о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось прославление Г. к общецерковному почитанию. В 1647 г., после освящения Преображенского собора, гроб с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе; скорее всего, в XVIII в. мощи на том же месте были погребены под спуд. По-видимому, в сер. 40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара в 1773, храм впосл. не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и Г. мон-рь назывался Спасо-Геннадиевым. Житие Г. вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (1627-1632) и Иоанна Милютина (1646-1654), составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661). В XVII-XVIII вв. Житие Г. активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Г. вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя Г. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/162062.html

Житие получило широкое распространение: составленный Яблонским перечень включает 125 списков обеих редакций ( Яблонский. 1908. Примеч. 1. С. 93-95); оно вошло во все крупные минейные своды: ВМЧ, Чудовские Минеи, Минеи Германа Тулупова, Иоанна Милютина и Феодосия Сийского. Известны его многочисленные краткие и проложные редакции, к-рые помещались в Прологах и Торжественниках наряду с фрагментами текста ( Карбасова Т. Б. Кирилл: Агиогр. источники//ПЭ. Т. 34. С. 319). Житие активно использовалось как лит. источник при создании др. житий и их редакций: в частности, предисловие было использовано при составлении предисловия ко Второй Дополненной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ( Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1. С. 154-167); описания нек-рых чудес повторены в Житии прп. Кирилла Новоезерского ( Карбасова. 2011. С. 29-33); к тексту обращался игумен Александрова Свирского монастыря Иродион (Кочнев) при составлении Жития прп. Александра Свирского ( Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 45-46); памятник стал одним из источников Жития прп. Корнилия Комельского ( Сергеев А. Г. Житие и Устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001. С. 7), Жития преподобных Мартиниана и Ферапонта Белозерских ( Шевченко Е. Э. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 196) и др. Житие повлияло на последующую рус. агиографию и на уровне лит. формул. В частности, как указала Е. А. Рыжова, оно стало источником сюжетного мотива - «выбора места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» в ряде севернорус. житий XVI-XVIII вв.: святых Александра Свирского, Ефрема Перекомского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского и др. ( Рыжова. 2008). Известны житийные иконы прп. Кирилла, лит. основой которых стала Первая редакция Жития (см.: Кочетков. 1981. С. 332-335). Житие прп. Саввы Вишерского

http://pravenc.ru/text/2579870.html

312 В печатном издании Дневника дается уточнение; «В минувшую русско-турецкую войну (1877–1878 гг. – Примеч. ред.) греки опубликовали в константинопольских газетах, что русские иноки – заговорщики, что в их монастырях целые арсеналы и все они собираются для совещаний в Пантелеимоновском монастыре под председательством о. Иеронима, монастырского духовника. На Афон на военном корабле прибыл паша, осмотрел, перетрусил, но положительно ничего не нашел и настолько был очарован о. Макарием и престарелым духовником, что, поехавши в Константинополь, исхлопотал о. Макарию пред султаном высокий орден Меджидие» (Дневник студента. С. 90–91). 315 «Современные известия – политические, общественные, церковные, ученые, литературные и художественные» – ежедневная газета, издававшаяся в Москве с 1868 г. Издатель-редактор Н.П. Гиляров-Платонов . Издание прекратилось вследствие смерти издателя-редактора 13 октября 1887 г. 316 Формальным основанием для такого необычного разделения монахов по месту пострига являлся синодальный указ от 19 марта 1836 г., согласно которому «русские подданные, получившие монашеское пострижение на Афоне, в России не признаются, доколе не выполнят трехлетнего послушнического искуса в одном из российских монастырей» (РГИА, Ф. 797. Оп. 83. Д. 59, Л. 24). 318 Четьи-Минеи – сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Известны четыре сочинения этого рода. Первые русские Четьи-Минеи были составлены под редакцией святителя Макария, митрополита Московского (1428–1563), в бытность его архиепископом Новгородским. В них почти за каждым житием были приведены поучения или слова для чтения в день памяти святого. Существуют Четьи-Минеи Германа Тулупова из Старицы, составленные в 1627–1632 гг., и свящ. Иоанна Милютина, написанные в 1646–1654 гг. Четвертый, наиболее известный, сборник такого рода принадлежит перу святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651–1709). Его Четьи-Минеи, содержащие 13 томов, выдержали самое большое число изданий, см.: Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием: В 24 т. СПб., 1868–1917; Жития святых: В 12 кн. 1991–1994. Афонский патерик – сборник кратких житий и изречений святых подвижников Афона. Впервые издан на русском языке в 1860 г. афонским Пантелеимоновым монастырем, см.: Азария, мон. Афонский патерик или Жизнеописание святых во Святой Афонской горе просиявших: В 2 ч. СПб., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Антония Римлянина, а примерно в 1558 г. инок этого же монастыря по имени Никифор написал новое, весьма пространное житие Антония. На основе записей монаха Германа, современника прп. Нила Столобенского, Филофей Пирогов, инок Болдинского монастыря, в конце XVI в. написал житие этого святого и канон. В 1590 г. в Соловецком монастыре, в связи с перенесением в эту обитель мощей св. митрополита Филиппа, неизвестным монахом было составлено житие святого. Монах Сергий из Даниловского монастыря в Переяславле и воевода С. Р. Олферьев совместно составили «Повесть о св. князе Романе Угличском» и канон св. князю Даниилу Московскому. Незадолго до 1600 г. монах Нафанаил из Корнилиева Комельского монастыря написал житие основателя этой обители прп. Корнилия и канон ему. По поручению патриарха Иова архимандритом Ионой Думиным из Вологды составлено было еще одно (уже третье по счету) житие св. князя Александра Невского, которое по сути явилось лишь переработкой двух первых житий . В 1627–1632 гг. ведется работа по составлению грандиозного агиографического сборника. Иеромонах Герман Тулупов († 1637) был редактором этого обширного труда. За основу он взял Минеи митрополита Макария, которые восполнил житиями, не включенными в макариевские Минеи, некоторые жития он поместил в своем сборнике в нескольких редакциях. Поскольку Герман переписывал жития в полном виде, без всякого сокращения, его сборник имеет определенную научную ценность . В связи с прославлением митрополита Филиппа монах Герасим Фирсов из Соловецкого монастыря написал в 1652 г. три сочинения: житие святого, похвальное слово ему и канон . Завершают агиографическую литературу XVI–XVII вв. Четии Минеи св. Димитрия Ростовского († 1709), первый том которых был напечатан в 1689 г. Эти Минеи, которые с самого начала получили очень широкое распространение и полюбились русскому народу, составлены в повествовательной форме, при этом потребовалась довольно большая предварительная научная работа над материалом. Их популярность у русского народа ни с чем не сравнима, а имя прославленного составителя этих Миней хорошо знают в самых глухих уголках России.

http://sedmitza.ru/lib/text/436612/

Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9) Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Софийский комплект. Минея за сентябрь. Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9) (ТМ). В 30-х гг. XVII в. 12 томов «святых четьих книг» были написаны в Троице-Сергиевом монастыре «чернецом Германом Тулуповым» и даны им в качестве вклада «по своей душе и по всех своих родителех». Писец и создатель свода, он оставил выходные записи во всех томах, кроме незаконченного февральского. За небольшим исключением 12 томов переписаны одной рукой, что отличает этот корпус от Макарьевских, Чудовских и Милютинских Миней, над созданием к-рых работали группы писцов (незначительные включения, к-рые иеромонахи Иларий и Арсений атрибутируют др. руке, находятся в ноябрьском томе; специально этот вопрос не изучен). Наличие подробного описания томов немало способствовало известности корпуса (состав всех томов см.: Иларий, Арсений. 1879); он упоминается во всех классических трудах по рус. агиографии, однако почти не изучен. Создание корпуса Миней не было частной инициативой; согласно выходным записям, все тома написаны по благословению архимандрита Троицкого монастыря прп. Дионисия (Зобниновского) . Очевидно, благословение иером. Германа (Тулупова) на эту работу не следует рассматривать только как «разрешение», скорее речь идет о творческом сотрудничестве учителя и ученика, т. к., согласно Житию прп. Дионисия, книжной грамоте его обучал Герман (Тулупов). Дионисий занимался перепиской книг, руководил крупными книжными проектами (редактированием Жития прп. Сергия Радонежского, а также Требника, Канонника и других богослужебных книг; при его участии было составлено Троицкое собрание сочинений прп. Максима Грека). В пору его настоятельства упрочились связи монастыря с царем и патриархом: об этом свидетельствуют многочисленные вклады последних и Указы 1624-1625 гг., согласно которым была установлена прямая судебная подведомственнность Троице-Сергиева монастыря патриарху. Кроме того, прп. Дионисий занимался реформированием монастырского богослужения: он «установил обычай служить на многие праздники всенощные бдения с литиями».

http://pravenc.ru/text/2563256.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010