Впрочем, по наблюдениям иером. Арсения, в 1642 г. эта варница среди монастырского имущества не упоминается. Неизвестно, каким образом свящ. И. Милютин был связан с Троице-Сергиевым монастырем после 1642 г. В послесловии к сентябрьскому тому Миней в качестве места своей службы он указал Христорождественскую ц. монастырской В. Служней слободы, однако, как отметил иером. Арсений, в переписной книге 1646 г. Милютин среди священников этой церкви не значится. Из писцовой записи на декабрьской Минее известно, что одного из сыновей Милютина звали Димитрием. В качестве основного источника ММ указаны Минеи из библиотеки Троице-Сергиева монастыря, которые исследователи идентифицируют как Минеи иером. Германа (Тулупова), но источников было гораздо больше: это и ВМЧ, и печатный Пролог издания Московского Печатного двора 1643 г. (в частности, такое происхождение имеет пространное Житие небесного покровителя царя Михаила Феодоровича , написанное непосредственно для этого издания), и «Книга степенная царского родословия» (привлечена в 2 списках, один из к-рых - черновик; ныне в РГАДА. Ф. 181. 185), и мн. др. Не вызывает сомнений тот факт, что свящ. И. Милютин с сыновьями составлял Минеи по заказу, хотя в послесловии сам об этом не писал. Анализируя бумагу переплетных листов, Шульгина сделала вывод о переплетении томов в Троице-Сергиевом монастыре ( Шульгина. 1987. С. 12). Исследовательница подчеркивает, что характер переплета (в коже, без деревянной основы) и большой объем каждого тома делают ММ неудобными для повседневного чтения. В связи с этим следует обратить внимание на выявленный Т. В. Диановой факт пребывания Миней во 2-й пол. XVII в. в б-ке Московского Печатного двора (см.: Кучкин В. А. Первые издания русских Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 144). В таком качестве их упоминает архимандрит Киево-Печерского мон-ря Варлаам (Ясинский) в письме патриарху Иоакиму (Савёлову) в 1689 г. (см.: Шульгина. 1987. С. 10). В кон.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

л. 160. Тогоже препод. отца нашего аввы Касияна Римлянина сказание разсудно о злых осмих помышлениих. Нач. Первое воображение общежительствующих счинивше слово. Бесед 8. л. 186. Тогоже о воспоминании смерти и ненавидети мира и яже в мире. Нач. Братие и отцы, коль добро поучение, коль на пользу воспоминание, во еже подвизатися и бдети нам. л. 187. Блаженнаго Диадоха, епископа Фотики а кипрьския Иллирика, словеса постническа, главизн 100. Следует разделение на 10 пределов. Далее озаглавливается: Блаженнаго епископа фотийскаго Диадоха главизны деятелныя разума и разсужениа духовнаго 100, коего ради подобает разума в предиявленное Господу наставляющи нас доспети свершение, да каждо иже по образу благовестническия притчя, словесное семя плодствуим. Нач. Всякаго духовнаго, братие, вид ни да преходит вера, надежда и любовь. Книга Диадоха прекращается 66 главой. Письмо Германа Тулупова, послесловия нет. 675. (1614.) Минея четья мес. март, полууст., напис. 1630 года Германом Тулуповым, в лист, 180 листов. л. 1. Ведение в книге сей. л. 2. Мес. марта в 9 день, Григория мниха и презвитера игумена обители Пантократоровы, Слово похвалное св. великомучеником 40-тим. Нач. Елма праведному похваляему, якоже рече Соломон, возвеселятся людие. л. 11. Мес. тогоже в 11 день, житие блаженнаго отца нашего, преосвященнаго архиеп. Великаго Новаграда, Евфимия. Нач. Понеже убо онем великим и божественным мужем. Составитель жития, не назвавший себя по имени, в предисловии говорит, что он писал по приказанию архиеп. Ионы, преемника и друга Евфимиева, а в заключении чюдес, коих 6, след: Сия же аз слышах от самых неложных уст, иже ту бывших и исповедавших ми истину, и проч. Издано с 11 чуд. в Пам. стар. русс. лит., вып. IV. л. 31. Мес. тогоже в 14, мучение св. мученика Александра. Нач. Во времена Максимияна нечестиваго царя гонение велие на христианы по всей земли. л. 46. Мес. того же в 17, житие и подвизи препод. отца нашего Макария чюдотворца игумена, составльшаго обитель Святыя Живоначалныя Троица, иже есть Колязино именуемо. Нач. Праведник аще постигнет скончатися, в покои будет. В конце (л. 57 об.) обретение мощей препод. Макария колязинскаго, маия 26, начин. Велика и ветха сокровища, дивно и радостно откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ВОИН Болг. мч. (пам. 22 нояб.). Согласно Житию, М. В. был первым сыном в знатной семье болгар «из первородных христиан», живших в г. Потука в Романии (точнее местонахождение города не установлено, возможно близ г. Пловдива (Болгария)). М. В., с детства отличавшегося благочестием, родные и знакомые называли «святое дитя». В возрасте 25 лет, М. В. был избран воеводой (примикюром) вольнонаемных воинов, сражавшихся против «арабов и эфиопов» при «царе Михаиле» (визант. имп. Михаил III (842-867) или, что более вероятно, Михаил IV Пафлагон (1034-1041)): в IX в. болг. вольнонаемные дружины совместно с визант. армией сражались против египетских арабов на берегах Илирии и Италии. Возвращаясь из похода, в котором его отряд спас христ. войско от поражения, М. В. узнал от слуг, что население «Тиранского места», где находилось большое озеро, страдает от змея, поедавшего скот и людей. Воин, сотворив крестное знамение, вышел против чудовища, спас предназначенную в жертву змею девушку и отсек 3 его головы. В бою М. В. был тяжело ранен ударом хвоста в правую щеку и левую руку. По возвращении домой он скончался и был похоронен в храме, где от его мощей стали происходить исцеления. Мощи М. В. после перехода Потуки под власть болг. царей в нач. XIII в. болг. царь Калоян (1196-1207) перенес в Тырново и положил в патриаршей церкви Вознесения Господня. По одним сведениям, после взятия Тырнова в 1393 г. османы сожгли мощи М. В., по другим - в нач. XIX в. они были перенесены в Валахию. Известно, что в сер. XIX в. глава М. В., хранившаяся в церкви святых апостолов Петра и Павла в Тырнове, была продана. Самый ранний гимнографический текст о М. В. сохранился в Драгановой Минее XIII в., а также в Петербургской Минее (РНБ. Fn I 72). В обеих рукописях находится 10 стихир, вероятно, слав. происхождения ( Иванова-Константинова. 1973), но без канона. Полная служба с каноном и 10 стихирами сохранилась только в болг. рукописи XIV в. (Sinait. slav. N 25; Там же). Служба, возможно, возникла в Тырнове в XIII или в нач. XIV в. При обратном переводе части первых слов канона в последней рукописи С. Ю. Темчин прочитал имя Михаил и поэтому выдвинул гипотезу о том, что канон был создан сначала на греч. языке еще в Потуке либо, что более вероятно, после перенесения мощей в Тырново ( Темчин. 2014). В неск. списках перед проложным Житием читается и эпиграмма в честь М. В. ( Томова. 2005). Предположительно в Болгарии XIII в. было составлено проложное Житие М. В., известное по мн. спискам Стишного Пролога XIV в. В XIV-XVII вв. это проложное Житие распространилось и в сербских, валашских, молдавских и русских списках. Также оно вошло под 17 июня в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского и иером. Германа (Тулупова) . Во 2-й пол. 70-х гг. XIV в. Тырновский патриарх свт. Евфимий написал Похвальное слово М. В., сохранившееся в молдав. списках XIV в.

http://pravenc.ru/text/2563730.html

Монах Владимир жил в скиту Параклит, вблизи Троице-Сергиевой Лавры. В 1901 году он решил перейти в какой-нибудь другой монастырь, в котором спасаться ему было бы более удобно. Сначала он отправился в Зосимову пустынь, где подвизался знаменитый старец иеросхимонах Алексий. Впоследствии отец Владимир вспоминал о своей встрече со старцем: «Он мне с первого раза не понравился: показался слишком не по-монашески веселым. Поэтому я и не поступил в эту обитель, а пошел смотреть другие монастыри, не найду ли чего получше. Много обителей осмотрел, но ни одной не нашел по душе и возвратился обратно в Зосимову пустынь, хотя и с неохотой. Попросился у игумена Германа в число братии. Игумен меня принял и, взяв мой паспорт, сказал: – Твоим старцем будет отец Алексий. В первый раз пошел я к нему в келлию после вечернего правила. Отец Алексий принял меня дружелюбно и все расспрашивал о Параклите, о жизни монахов и вообще обо всех правилах. В то время в Зосимовой пустыни еще не было определенного устава и отец Герман ездил по многим монастырям, чтобы выбрать для своей пустыни более приемлемый. С этой целью он побывал и на Валааме, и в Сарове. В первое время учеников у отца Алексия было немного всего человек пятнадцать. Все мы к нему очень привязались, полюбили его и часто стали его посещать. Беседы с ним продолжались до полуночи. Мы были усталые после дневных монастырских работ, но отец Алексий увлекал нас простотой и чистотой своего сердца. В беседе с ним мы забывали об усталости. Когда отец игумен узнал, что ученики отца Алексия не давали ему покоя до полуночи, то приказал батюшке принимать только до десяти часов вечера. После этого часа приходил монастырский сторож и прогонял тех, кого находил в келлии. После этого приказа мы стали бояться сторожа, но уйти от старца, не побеседовав с ним, мы не могли, поэтому, когда било десять часов, мы все прятались, чтобы нас не видел сторож. После обхода мы возвращались к отцу Алексию, он нас с любовью принимал и иногда удерживал до часу ночи, пока все мы не поговорим с ним» 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, XV–XVI века). Второе южнославянское влияние (конец XIV – начало XV века) содействует развитию в русской агиографии витийственно-риторического стиля – «плетения словес», в результате чего возрастает эмоциональность и психологизм повествования. Появляется группа видных агиографов: митрополит Киприан, который перерабатывает Житие митрополита Петра, Епифаний Премудрый (Жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского), серб Пахомий Логофет (Житие Кирилла Белозерского и др.). В эпоху укрепления централизованного русского государства (XVI век) агиография становится на службу идеологическим задачам правительства. Осуществляя политику Ивана Грозного в области духовной жизни, митрополит Макарий сильно расширяет сонм русских святых и руководит составлением их Житий, которые объединяются в Великих Четьих Минеях (12 огромных томов), включающих почти все обращавшееся на Руси наследие переводной и оригинальной агиографии, заново переработанное и риторически украшенное. В XVII веке составляются собрания Четьих Миней Германа Тулупова (1627–1632), Иоанна Милютина (1646–1654) и Димитрия Ростовского (изд. 1689–1705). В XV–XVII веках создается особенно большое число новых Житий, посвященных монахам Русского Севера и отразивших колонизационную роль монастырей, их борьбу за землю с крестьянством. В агиографический стиль все более вносятся черты реальной жизни, Жития постепенно сближаются с бытовой повестью (Житие Юлиании Лазаревской). Во второй половине XVII – начале XVIII века создаются новые Жития, посвященные представителям религиозного движения – раскола. Героями их становятся противники государственной Церкви, проклятые ею и гонимые царской властью (Жития Ивана Неронова, Морозовой, Кирилла Выгорецкого и др.). Это направление агиографии тяготеет к изображению народного быта и отличается «просторечием». Жанр биографии святого перерастает в жанр поучительно-полемической автобиографии «апостолов» раскола (Жития Аввакума, Епифания).

http://pravoslavie.ru/119869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

1239, 24 ноября Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Смоленскую икону за Смоленск при разорении города татаро-монголами (24 ноября, 28 июля) (1. С. 475–476). 1240, 15 июля Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее икону «Знамение», принадлежавшую св. блгв. кн. Александру Невскому, за русские войска в битве со шведами на Неве (1. С. 748). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Холмскую икону за Холм при осаде города войском Батыя (8 сентября) (1. С. 581). Список использованной литературы 1 . Поселянин Е. Богоматерь. СПб., б. г. 2 . Снессорева С. Богоматерь. 2-е изд. СПб., 1909. 3 . Св. Димитрий, митр. Ростовский. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . М., 1901. Кн. 1. Сентябрь; М., 1908. Кн. 9. Май. 4 . Св. Димитрий, митр. Ростовский. Сочинения. 3-е изд. М., 1857. Ч. 4. 5 . Сергий (Спасский) , архим. Полный месяцеслов Востока. 1-е изд. М., 1876. Т. 2. 6 . Сергий (Спасский) , архиеп. Владимирский. Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898. 7 . Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 г. 3-е изд. СПб., 1899. 8 . Настольная книга священнослужителя. Месяцеслов. М., 1978. Т. 2; М., 1979. Т. 3. Святая Русь Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX–cep. XIII в.) 2053 В данный список включены имена тех угодников Божиих, которые входят в рукописные и печатные: 1 . Месяцесловы богослужебных книг (Евангелие, Апостол, Псалтирь, Минеи, Типикон). 2 . Синодики (епархиальные, монастырские, приходские, в том числе синодик храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших, составленный епископом Афанасием Сахаровым , f 1528 октября 1962). 3 . Месяцесловы и святцы четьих книг (Четьи-Минеи сет. Макария, 1529–1540-е гг.; Четьи-Минеи иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Германа Тулупова, 1627–1632; Четьи-Минеи иерея Сергиево-Посадской церкви в честь Рождества Христова Иоанна Милютина, 1646–1654; Жития святых святителя Димитрия, митр. Ростовского, 1684–1705; отдельные жития и сказания. Прологи).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Память П. под 1 мая стабильно присутствует в рукописных месяцесловах XVI-XVII вв. и включена в большинство крупных агиографических проектов, за исключением Миней иером. Германа (Тулупова) . Житие П. вошло в состав Четьих-Миней Иоанна Милютина (Иосиф (Левицкий), иером. Оглавление Четиих Миней священника Иоанна Милютина. М., 1867. С. 100-102), «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (Март. Апрель. Май. К., 1700. Л. 436 об.- 446). В печатных изданиях память П. помещена под тем же числом в Палинодии киево-печерского архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. Также она присутствует в московских изданиях Следованной Псалтири с 1625 г. и святцев (с 1639) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 127). Краткое Житие, тропарь и кондак включены в издание святцев 1646 г. ( Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2011. Вып. 2. С. 285), а также в рукописные «святцы с летописью» (см., напр.: РНБ. Погод. 675 (2-я четв. XVII в.). Л. 63; 637 (3-я четв. XVII в.). Л. 360 об.). Краткое Житие П. (нач.: «Сеи убо приснопоминаемый отець нашь Пафнотий…») вошло в 1-е и последующее издания Пролога (М., 1643. Л. 317-319; М., 1660. С. 622-628; М., 1662. Л. 330-332). В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (ок. 1634) под 1 мая - «Пафнутию Боровскому благовест в ревут, трезвон большой» (РИБ. Т. 3. Стб. 77; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 424). До 20-х гг. XIX в. совершался крестный ход из Боровска на родину П.- в бывш. сельцо Кудиново. Указом Синода от 11 сент. 1828 г. по ходатайству наместника обители и по желанию жителей Боровска установлен ежегодный крестный ход из Боровска в Пафнутиев Боровский мон-рь в день памяти П.- 1 мая по ст. ст. ( Осипов В. И. Пафнутьев-Боровский мон-рь: страницы истории. Боровск, 2018. С. 264-265). До закрытия обители в 1922 г. существовала традиция совершения праздничной службы П. в 9-ю Неделю по Пасхе ( Спасский. 2008. С. 16). Имя П. чтилось и старообрядцами, у к-рых он упоминается прежде всего как учитель прп. Иосифа (Санина), напр. в «Слове воспоминательном…» поморского книжника Семена Денисова (см. в ст. Денисовы ) (Слово воспоминательное о святых чюдотворцех, в России возсиявших//Служба всем российским чудотворцам. Супрасль, 1786. Л. 53-53 об.; Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 335).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Ряд волоколамских биографов XVI века завершается Евфимием Турковым, пострижснником и игуменом Иосифова монастыря (1574–15S7); впрочем, его литературная деятельность разве только началом своим относится к макарьевскому времени. В библиотеке Иосифова монастыря сохранилось несколько книг, писанных его рукою, с автобиографическими заметками. Между ними есть канонник, содержащий в себе черновой список сочинений Евфимия, молитв, предсмертной исповеди, канона на исход души и канона «за друга умерша», с поправками автора 442 . В довольно обширной исповеди автор изложил свои предсмертные размышления и несколько черт из своей жизни. Евфимий пишет просто, но его изложение проникнуто теплым чувством и обличает в авторе литературный талант. Таким же характером отличается раньше составленная им записка о Феодосии, бывшем архиепископе Новгородском: это исполненный задушевной скорби рассказ о последних днях учителя 443 . Здесь же Евфимий записал любопытные известия о взятии Полоцка, происшедшем в одно время со смертью Феодосия, в феврале 1563 года. Глава VII. Перечень позднейших житий и редакций Столетием позже миней митрополита Макария составлены были два новых сборника такого же рода, заслуживающие некоторого внимания в истории древнерусской письменности житий. Один из них написан по поручению Троицко-Сергиевского архимандрита Дионисия рукою монаха Германа Тулупова из Старицы в 1627–1632 годах, другой – составлен священником посадской церкви Сергиева монастыря Иоанном Милютиным и его сыновьями в 1646– 1654 годах. По составу своему те и другие четьи минеи отличаются большим однообразием от макарьевского сборника: в них вошли почти исключительно памятники исторического содержания, жития и сказания. На этих минеях отразилось движение древнерусской агиобиографии до половины XVII века: в сборнике Макария жития русских святых составляют незаметную группу; в обоих новых сборниках им отведено много места, в минеях Милютина их более сотни, не считая отдельных сказаний. Но при этом оба составителя руководились различными взглядами на свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

214 Сказание о чуде 1462 года в П. С. Р. Лет. VI, 325. Похвальное слово апостолам в сб. Унд. XV век, N9 558, л. 75; напеч. в Изв. 2 отд. Ак. Н., т. 111, 322. По отношению к характеру церковной литературы того времени и предметам, которые она разрабатывала, не лишний факт представляет еще одно произведение Феодосия, не занесенное в перечень его трудов (у арх. Филарета в Обзоре I, 141): это кондаки и икосы на успение Богородицы – «творение Феодосия митр, киевскаго и всея Руси». Солов, сб. XVI века. 916. 215 Напеч в Русск. Ист.Сб., т. III, 81 и П. С. Лет. IV, 349. VI, 104 и VIII. 53 с пропусками. В похвале, приложенной к житию, автор обращается к лицу, для которого писана биография: «Понеже прсподобство твое испроси у нашего художества слова, мы припадаем к Св. Духу благодати…» 216 Список этой редакции с предисловием в Ч. Мин. Германа Тулупова, рукоп. Тр. Серг. Л. 671, л. 111 сказание здесь сопровождается припиской на л. 129: «В лето 6994 написано бысть сие убиение вел-кн. Михаила Ярославича, мес. ноемврия 17 день». Это, очевидно, указание на время древнего списка, с которого копировал Герман. Но редакция сказания составлена раньше: ее находим, только без предисловия, в списке софийской летописи, писанном прежде 1481 года (П. С Лет, V, 207 ср. с замечанием о списке кн. Оболенского, на стр. 77 и след). Нач. предисловия: «Венец убо многоцветен». Оно сходно с предисловием ко второй редакции жития ростовского епископа Исаии и, вероятно, в обоих житиях взято из одного источника. Редактор повести о Михаиле повторяет наивно выражения начального ее автора: «написахом», «исповедаху нам» и проч. Этим объясняется смысл заметки его в предисловии: «Мы же убо не от инех слышавше, но самовидцы бы вше честному его (кн. Михаила) воспитанию». 217 Сб. Тр. Сер. Л. 1505 года. 466, л. 366; древнее сп в рук. Рум. муз. 1462 года. 305, л. 260. Архиеп. Филарет ошибочно смешивает эту статью с сочинением Антони». Русск. Свят., сент, стр. 81. 218 В рукописях статья эта встречается в двух редакциях: в краткой-в указанном сб. Тр. 466 («писана на полях рядом с статьей о представлении) и в полной – в волокол сб. 1543 года в Моск. дух. ак. 490, л. 235; этой редакцией пользовался Антоний; она же без последних чудес в П. С. Лет. V, 185–187, разбита но годам и перемешана с другими летописными известиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010