На предполагаемом месте захоронения членов Священной дружины      «Встреча» с владыкой Германом Храм Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, где собираются родные Владыки Германа (Ряшенцева)      По прибытии в Москву мы вместе с супругом отправились до станции метро «Кропоткинская», где в Филипповском переулке располагается храм святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, – место ежегодной встречи родных святого. А войдя в церковь, тотчас из всех храмовых икон выбрали только одну – ее мы увидели сразу: образ священномученика Германа (Ряшенцева)! – Вы тоже нашего владыку почитаете? – слышим голос за спиной, как выяснилось потом – казначея храма Ирины Петровны. В храме Святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке      А узнав о нашем расследовании, проведенном в месте последней ссылки владыки Германа, в Сыктывкаре, Ирина Петровна сказала, что нам непременно нужно встретиться с настоятелем храма отцом Михаилом. К сожалению, батюшка в день нашего визита был болен. Поэтому пообщалась с нами его супруга. Матушка Наталья рассказала, что икона была написана ученицей иконописца, реставратора, профессора Православного Свято-Тихоновского богословского института Ирины Ватагиной. В написании образа помогли сохранившиеся фотографии владыки. Матушка Наталья (слева) с прихожанкой храма Мариной      Адресат Конечно, я ждала удобного случая, чтобы расспросить мою собеседницу о том, как в московском храме Афанасия и Кирилла владыку Германа стали чтить особо и при большом стечении его родных. Возможность побеседовать представилась во время трапезы, которая каждый раз в храме Афанасия и Кирилла проходит после службы. – Дело в том, что мой супруг прочел письма владыки Германа: переписанные кем-то, они были адресованы Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым, – рассказала матушка Наталья. Отец Михаил благословляет прихожан      Продолжил же эту удивительную историю знакомства с владыкой Германом уже сам батюшка Михаил, с которым мы наконец встретились сразу после службы в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери:

http://pravoslavie.ru/106385.html

Он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим В 1999-м году отец Аверкий принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Бесценным воспоминанием для настоятеля Вифанской обители этого периода стало его общение с архимандритом Кириллом (Павловым), духовным чадом которого отец Аверкий был. – Старец Кирилл – для меня святой человек, один из тех, кто стяжал благодать Духа Святого, духоносный старец. Он имел необыкновенное влияние на братию. Когда он в лавру приезжал, братия менялась на глазах: враждующие между собой примирялись, все становились кроткими, добрыми, причем он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим. Старец Кирилл был одновременно любвеобильным и очень строгим духовником. Хотя он наставлений каких-то особенных не давал. В основном рекомендовал нам читать Евангелие и апостольские послания, – вспоминает отец Аверкий счастливое время общения с батюшкой. В 2001-м году состоялась иерейская хиротония отца Аверкия, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в храме святителя Николая в Хамовниках. На память об этом событии хранит теперь батюшка служебник, подаренный Святейшим, с его автографом. А три года назад иеромонах Аверкий был назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря, расположенного в четырех километрах от Троице-Сергиевой лавры. Знакомство с владыкой Германом Архимандрит Герман (Ряшенцев) - ректор Вифанской семинарии. Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) Про священномученика Германа (Ряшенцева), последнего ректора Вифанской духовной семинарии, отец Аверкий, конечно, знал. Но вот что он в какой-то момент обратится к изучению духовного наследия священномученика и в нелегком деле восстановления Вифанской обители будет постоянно обращаться к владыке Герману – сегодня рассматривает как Промысл Божий. Год назад в Спасо-Вифанский монастырь приехала правнучатая племянница священномученика Германа (Ряшенцева), Иоанна Казанская. Но тогда, не застав отца Аверкия на месте, женщина передала для него через братию книгу «Письма владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа, епископа Вязниковского», которая небольшим тиражом вышла в издательстве Православного Свято-Тихоновского богословского института.

http://pravoslavie.ru/107557.html

Присоединившись к нам во время беседы с иконописцами, отец Варнава показывает целый ряд уже готовых икон и ведет нас в строящийся домовый храм в честь иконы Божией Матери «Державная». – Здесь наши воины укрепляли стены и утепляли крышу. Пока же идет строительство храма, службы проходят у нас в походной церкви, – рассказывает батюшка. В строящемся храме воинской части в честь иконы Божией Матери Державная «У тебя такие дедушки!» Все время общения с игуменом Варнавой меня не покидало ощущение, что батюшка словно повторяет путь своего святого дедушки – священномученика Германа, который тоже любил церковное пение и уделял ему много времени. Из жизнеописания владыки Германа мне также было известно, что он занимался окормлением воинских чинов, находящихся в запасных батальонах. И даже был прикомандирован к Могилевской военно-местной церкви «для исполнения пастырских обязанностей», где он и пробыл июль и август 1915 года . – Обстоятельства сложились таким образом, что когда началась революция, владыка Герман отправился уже в действующую армию, – рассказывает отец Варнава. – Эту поездку по трудности и значимости он сравнивал с путешествием апостола Павла. Епископ Герман (Ряшенцев) в ссылке. Фото из архива игумена Варнавы – Батюшка, а священномученик Герман повлиял на ваш выбор монашеского пути? – спрашиваю я. – Мой выбор монашеского пути, конечно, связан и с владыкой Германом, и с его родным братом – владыкой Варлаамом. Но понимание этого пришло не сразу… Хотя детство мое проходило в доме, построенном моей бабушкой, Верой Степановной Ряшенцевой, в Сергиевом Посаде, то есть рядом с Троице-Сергиевой лаврой и Вифанией, где в качестве ректора Вифанской духовной семинарии трудился священномученик Герман. Но сначала я пошел по музыкальному пути – учился на историко-теоретико-композиторском факультете Российской академии музыки имени Гнесиных, потом в аспирантуре. Был в моей жизни период, когда я преподавал в музыкальном училище города Тверь и даже возглавлял теоретическую секцию. Можно сказать, что и занятия научной работой в области музыки привели меня к выбору со временем духовного пути.

http://pravoslavie.ru/108909.html

Один из колоколов был подарен обители Феодором Алексеевичем – старшим братом Петра I Как отмечает в своей публикации консультант Архивной службы Югры Ольга Спиридонова, в XVII веке монастырь получил земли «на три версты кругом», имел большое хозяйство: свою кузницу, четыре мельницы, солодовню. Монахи добывали железную руду, слюду, изготавливали окна, сливочное и конопляное масло, свечи, сами пекли хлеб, добывали рыбу, держали скот. Кондинская обитель считалась процветающей, монастырь владел 775 душами крестьян. Непростые для обители времена наступили после указа Екатерины о секуляризации церковных имений. В конце XIX века обитель преобразовали из мужской в женскую. Сюда прислали монахинь из Тобольского Иоанно-Введенского монастыря. И как бывает, женщины тут же навели порядок: обновили иконостасы, выкрасили стены храмов, стали обучать местных детей грамоте. Группа монахинь Кондинского монастыря Но уже стоял на пороге трагический XX век. Близость перемен явственно ощущали многие из живших в то время. А тот, кто умел «заглядывать» вперед, пророчествовал не только о скорбях, которые будет претерпевать Церковь, но и о духе ее обновления и очищения. Знали ли те монахини, которые в конце XIX века ехали по послушанию в затерянную в таежной глухомани обитель, что ждет их вскорости на новом месте? Вспоминаются письма священномученика Германа (Ряшенцева), которые отправлял он своим духовным чадам в начале 1920-х годов из ссылки – из села Самарово (ныне Ханты-Мансийска): в них говорится о нравственной атмосфере, которая царила в те годы в Сибири: «…здесь опасность другого рода: все же среда… теперешняя очень груба, первобытна, во многом совершенно язычески живущая и настроенная». Но монастырь постепенно объединял вокруг себя самые духовно здоровые силы общества. «Народ составляют святые, а не толпа людей», – очень емко определил этот процесс святитель Иоанн Златоуст. К сожалению, сохранилось немного свидетельств о жизни монахинь Кондинского монастыря после революции. По некоторым непроверенным источникам, когда распустили общину, настоятельницу матушку Серафиму арестовали и под конвоем отправили в Тобольск.

http://pravoslavie.ru/130173.html

В 1906 году отец Герман принимает священный сан и оканчивает академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Нравственные воззрения преподобного Симеона Нового Богослова ». 17 августа того же года последовало назначение его в Псковскую семинарию преподавателем Священного Писания . Ректором семинарии в то время был архимандрит Никодим (Кротков; архиепископ Костромской с июня 1932 года, священномученик), с которым позднее, в 1926–1927 годах, Владыка отбывал ссылку в Средней Азии и о котором отзывался тепло в письме Н. А. Верховцевой, а епархиальным архиереем – архиепископ Арсений (Стадницкий) , впоследствии митрополит, выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Молодой иеромонах сразу же включается в работу местного Кирилло-Мефодиевского братства 8 , имевшего целью, по определению архиепископа Арсения, «оживление и возрождение церковноприходской жизни» 9 . 1 декабря 1907 года иеромонах Герман назначается на почетную, но и хлопотливую должность инспектора семинарии. Кирилло-Мефодиевское братство также оценило энергию своего нового соработника – 26 августа 1908 года «инспектор духовной семинарии иеромонах Герман» избран председателем братства 10 . На этом заседании он выступил с докладом об устройстве при церквах народных библиотек. Отец Герман говорил с горячей верой в то, что намечавшийся им путь деятельности братства – «не плод кабинетно-теоретических соображений, а веление времени, невысказанная и, пожалуй, еще мало сознанная потребность глухой деревни». «Всем известны, – продолжает вновь избранный председатель, – широкие просветительные начинания наших законодательных учреждений – разумею вопрос о всеобщем обучении, которое скоро станет уже реальным фактом; всем ведомо то своеобразное пробуждение деревни, которое широко уже пользуют те, про которых сказано, что они мудрее сынов света. Не умолкая проповедуют представители иноверия, сектантства и раскола – тем более опасные для деревни, что они имеют образ благочестия, хотя и без его духа, нося с собой дух смущения, недовольства и разрушения, не дремлют и агенты разных политических толков. И посмотрите, наша полуграмотная деревня там, где она встретилась с ними лицом к лицу, была почти всегда послушною струной, на которой они играли свои песни. Это были песни бури, и эта буря произвела громадные опустошения в душе нашего простолюдина и много его святых навыков, традиций, освященных мудрой стариной, унесла на своих темных крылах...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому присоединяется еще унижение вследствие постоянного кредита и одолжения, коим есть предел, как и всякому терпению» 11 . Монастырь, хотя и был небогат, но имел все необходимое для постнической монашеской жизни и мог выплачивать священнику, помимо части кружечного сбора, жалованье из процентов с капитала, оставленного благотворителем. Вместо отца Петра настоятелем Никольской церкви, теперь уже приходской, стал священник Владимир Багрецов, с 1904 года служивший в монастыре дьяконом. У нас нет каких-либо сведений о жизни монастыря-артели в 20-е годы. Это было время трудное для всей страны. Крестьянский труд был привычным для акатовских сестер, но несомненно, как и другим подобным артелям, им приходилось теперь выполнять и повинности, навязываемые властями. До 1923 года игумения Олимпиада возглавляла «правление артели», но потом отошла от хозяйственных дел. Председателем стала Мария (?) Изюмова, через год ушедшая из монастыря, а затем Екатерина Черкасова, остававшаяся до закрытия артели. В 1922 году разразился страшный голод, как следствие гражданской войны и антинародной политики власти. Под предлогом помощи голодающим по личному распоряжению Ленина по всей стране проводится кампания по изъятию церковных ценностей. Из церквей Акатовского монастыря было изъято множество серебряных предметов – ризы и венчики с икон, напрестольные кресты, препоясания и лампады, всего 76 наименований. Протокол изъятия, составленный 3 мая 1922 года, и опись хранились у игумении и оказались подшитыми к делу 1929 года вместе с другими изъятыми у нее при аресте бумагами. По благословению святителя Тихона с 1920 года Акатовский монастырь находился в составе Волоколамского викариатства. Очевидно, к этому году относится знакомство игумении Олимпиады с епископом Волоколамским Германом (Ряшенцевым) и через него – с его братом, в то время епископом Гомельским Варлаамом. Епископ Герман становится не только административной властью, но и духовным руководителем игумении Олимпиады. Отношения между владыкой и матушкой настоятельницей сразу же стали теплыми и доверительными, они оказались близкими по духу. Брат владыки Германа, епископ Варлаам, в 1923 году, перед назначением его на Псковскую кафедру, жил некоторое время в монастыре. В том же году, когда епископ Герман был сослан в Сибирь, матушка благословила послушницу Татьяну Харламову (Таню маленькую, как ее называли и за малый рост, и потому, что была еще другая послушница Татьяна) сопровождать его в ссылку. Какое значение имело для Акатовского монастыря руководство владыки Германа, говорит прошение от 18 июля того же года 12 , с которым настоятельница и старшие сестры обратились к епископу Верейскому Илариону, управляющему Московской епархией: Покорнейшее прошение

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Самый злой недуг нашей деревни и самый сильный тормоз всякого действительного просвещения и духовного роста – алкоголь. Если и встарь „веселием Руси было пити”, то теперь это уже обращается в страсть, в хроническую болезнь, и наш народ не только пропивает последнее свое достояние, избытком которого его почти никогда не баловала судьба, – он, что всего ужаснее, пропивает свой ум, свою совесть, свою душу, пропивает человека. На почве, богато орошенной алкоголем, развивается картежная игра, разнообразящаяся перлами сквернословия, растут семейные раздоры и драки, эти вечные спутники пьянства. К этим недугам прибавляются и новые: сеяния наших политических новаторов дают обильные всходы: развивается неуважение к личности, непочтение к родителям, легкий взгляд на чужую собственность, учащаются случаи воровства и разбоя; прибавьте к этому уродливое проявление неправильно понятой свободы личности, сказавшееся в упадке нравственности среди молодежи, и вы получите довольно полную картину духовной жизни деревни. Алкоголь и распутство, эти старые истребители древних царств и культур, скоро могут совершенно исказить духовный облик нашего народа, и о борьбе с ними надлежит крепко подумать. Где же искать противоядие этому? Кто или что способно освежить, оздоровить эту больную атмосферу? Вы, конечно, скажете – свет просвещения, страшный всякой духовной тьме. Но он еще очень слабо мерцает в деревне, чувствуется острая потребность в школах, но в школах с религиозным направлением, нужны просвещенные руководители, но руководители христиански воодушевленные, а их мало в деревне. Мы так подчеркиваем, что нужны школы с религиозным направлением, с христиански настроенными руководителями потому еще, что метод современного обучения и воспитания часто, конечно не злонамеренно, совершенно вырывает у своего питомца единственную облагораживающую силу деревни – смирение веры и терпение любви» 11 . Кроме школ, влияние которых часто оказывается непрочным, необходима и постоянная духовно-просветительская работа среди народа, которая требует создания множества библиотек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икос 3 Имея присно в души твоей глагол Господень, пророку реченный: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и смиреннаго и трепещущаго словес Моих», потщался еси, святе, оными добродетельми себе украсити; Того ради ублажаем тя сице: Радуйся, подвижниче доблий, на высоту добродетелей возшедый; радуйся, нищетою духовною Царствие Небесное стяжавый. Радуйся, кротости ради землю обетования наследивый; радуйся, правды и истины паче всего искавый. Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый; радуйся, миротворец нарочит в житии своем явивыйся. Радуйся, изгнания правды ради смиренно претерпевый; радуйся, мзду вечную добродетельми стяжавый. Радуйся, чистоты душевныя и телесныя сокровище; радуйся, любве и кротости Христовы вместилище. Радуйся, преподобие княже Данииле, Московский чудотворче. Кондак 4 Бурею агарянскаго нашествия людие российстии потрясаеми, на тя, всечестне, яко на избранника Божия взираху, и под кров твой державный прибегающе, защищение и утешение приимаху, вкупе с тобою взывающе Богу: Аллилуиа. Икос 4 Видяще, святе, братия твоя отрока тя еще мала суща, наследия отча лишити тя умыслиша и удел малейший, московский точию вдати ти изволиша; ты же, кроток сый и незлобив, ничтоже противовещал еси и за обидящих тя Господеви молился еси. Сего ради ублажаем тя сице: Радуйся, кротости Христовы подражателю; радуйся, предивный нестяжателю. Радуйся, удел твой малейший возвеличивый; радуйся, всего себе воле Божией предавый. Радуйся, от Него токмо единаго помощи искавый; радуйся, богатство тленное презревый. Радуйся, сокровища духовная возлюбивый; радуйся, от юности в благодати у Бога и человек возраставый. Радуйся, яко и по скончании земнаго жития твоего тую же благодать сугубо восприявый; радуйся, яко и мы благодати Божией по молитвам твоим сподобляемся. Радуйся, преподобие княже Данииле, Московский чудотворче. Кондак 5 Боготечной звезде подобяся, на земли течение твое светло совершил еси, благоверный княже Данииле, лучи святости и потоцы милости всем изливая; ихже ради и в сонме святых пребываеши, поя с ними: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икос 5 Слышавше ближнии и дальний, яко в малем еще граде Москве на высоте стола княжескаго возоблистал еси, преславне княже Данииле, под сень крилу твоею притекаху, похвалы таковыя ти приносяще: Радуйся, княже благосердый, любовию своею всех покрываяй; радуйся, владыко прелюбивый, бедствующия защищаяй. Радуйся, мудрость отца твоего князя Александра восприявый; радуйся, страны Московский утверждение. Радуйся, державы Российския украшение; радуйся, Церкве Христовы похвало высокая. Радуйся, людей российских упование благонадежное; радуйся, тобою бо во едино братство совокупляемся. Радуйся, яко твоим научением от распрей свобождаемся; радуйся, заповедей Божиих верный исполнителю. Радуйся, преподобие княже Данииле, Московский чудотворче. Кондак 6 Проповедник Царствия Божия явился еси, благоверный княже Данииле, над людьми бо своими царствуя, слезу всяку от лица страждущих отымал еси, подвизая звати всех: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси, яко пресветлое солнце, на престоле Московстем, благоверный княже Данииле, величием души твоея и добродетельми всю землю Российскую озаряя и подвизая всех ублажати тя сице: Радуйся, мужу желаний духовных; радуйся, стяжателю даров небесных. Радуйся, милосердия сокровище неисчерпаемое; радуйся, кротости наставниче. Радуйся, заповедий евангельских делателю неленостный; радуйся, нищету вольную Христа ради возлюбивый. Радуйся, сиротам и вдовицам отче благосердный; радуйся, людем твоим помощниче богодарованный. Радуйся, в чине властителя кротость детскую проявивый; радуйся, душу твою в храм Божий добре претворивый. Радуйся, преподобие княже Данииле, Московский чудотворче. Кондак 7 Хотяй Всевидец Господь прославити тя, блаженне, постави тя владыку преславна во смирении людем Своим, иже и взирающе на тя и добродетелей твоих богатству чудящеся, пояху Ему: Аллилуиа. Икос 7 Новаго и дивнаго устроителя земли Российский вемы тя, княже Данииле, кротостию бо, смиренномудрием, братолюбием и мудростию небесною княжение Московское возвеличил еси и сильно сотворил еси е; сего ради приими от нас сицевая: Радуйся, мудрость Соломонову стяжавый; радуйся, кротость Давидову восприявый и тою враги твоя победивый. Радуйся, многия други себе стяжавый; радуйся, стольный град твой храмами Божиими украсивый. Радуйся, величию Москвы тем послуживый; радуйся, воине Христов неодоленный. Радуйся, от бед и скорбей всем скорое прибежище; радуйся, от всех зол твердое защищение. Радуйся, унывающим доброе вразумление; радуйся, всем братолюбием присное одобрение. Радуйся, преподобие княже Данииле, Московский чудотворче.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моя вспыльчивость, строгость и резкость – естественные спутники стремления скорее закончить черновую работу воспитателя, обойти или облегчить свой новый инспекторский крест, а часто это являлось непонятным для вас эхом той борьбы, которая с первых же дней моего пребывания в Вифании завязалась между мной и вашим «Олимпом». Это была борьба не за положение или первенство, а борьба за человечность, за душу и личность воспитанника. Я никогда почти вам даже не намекал об этой борьбе, потому что считал это нечестным и непедагогическим. И вы очень мало знали, как больно мне часто делали некоторые, а иногда и большинство воспитанников, когда своими необдуманными действиями почти разрушали всю мою безотрадную работу в этой области. Это нечто вам о моей несдержанности и горячности, это нечто из области того странного духовного опустошения, которое я пережил в Вифании. Думаю, что я стал выздоравливать и понемногу нахожу себя. Поэтому меня особенно трогает, что вы сумели в оценке моей совместной с вами жизни отделить больное от здорового. Это высший и нелицемерный свидетель искренности и глубины вашей любви. Только тот, кто действительно любит, только он верно понимает человека. Я часто называл вас «мои дети». Я знаю, что вы на это не обижались. Вы не могли на это обижаться, потому что с каждым годом моего пребывания в Вифании у меня все сильнее и глубже развивается это чувство отцовства. И вы это чувствовали. Весь тот большой запас нежности и любви, который у человека семейного уходит на своих собственных детей, у монаха (я подчеркиваю – не у одинокого холостяка, а у монаха, если только он не какой-нибудь физический дегенерат) переносится на тех детей, которых он воспитывает и которые вырастают на его глазах. У него в его чувстве отцовства, быть может, нет физического элемента отцовства, но если он верующий, искренний и добрый, это чувство расширяется в своих объектах любви и утончается в зависимости от его духовного роста и природного темперамента. Я не знаю, как сложится моя жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010