С. Девятова Скачать epub pdf Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)  (1878–1942) Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) вошёл в историю Русские Православной Церкви как выдающийся иерарх Церкви, мудрый духовный писатель и наставник, прозорливый старец, кроткий и смиренный подвижник, терпеливо переносящий страдания. Митрополит Мануил (Лемешевский) в своем труде «Русские православные иерархи» об архиепископе Варлааме написал, что он был «смиренный монах, добрый и сердечный, любил церковные уставные службы, старчествовал». Архиепископ Варлаам (в миру Виктор Степанович Ряшенцев) родился 8 июня 1878 года в купеческой семье в Тамбовской губернии. В 1896 году окончил Тамбовскую классическую гимназию, в 1901-м – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. . 8 октября 1901 году был пострижен в монашество,  9 октября 1901 был рукоположен во иеродиакона, а 10 октября 1901года  –во  иеромонаха.  С 1901 года по 1902 год он преподавал в Уфимском духовном училище, в 1903–1906 годах был инспектором Уфимской духовной семинарии. В 1906 году в сане архимандрита был назначен ректором Полтавской духовной семинарии. В период с 1906 года по 1913год  написал ряд богословских трудов. В 1913-м архимандрит  Варлаам был хиротонисан во епископа. При наречении его во епископа Гомельского в январе 1913 года он сказал: «Времена ныне наступили тяжелые, многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его святую Церковь . Ныне, когда путь истины – в поношении от многих (см.: 2Пет. 2, 2 ), пастырю уже нельзя молчать и молча переносить скорби. Нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником – значит быть священномучеником. Таков и есть путь святительский». Этими словами можно охарактеризовать всю дальнейшую жизнь преосвященного старца. (Следует отметить, что его брат епископ Вязниковский Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев) (1883–1937) был расстрелян 15 сентября 1937 в Сыктывкарской тюрьме. ( В 2001 году  Священный Синод Русской православной церкви постановил включить имя епископа Германа в Собор Новомучеников и Исповедников Российских.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свщмч. Герман (Ряшенцев) «Высшее изящество веры». Жизнеописание священномученика Германа, епископа Вязниковского (А. Воробева) И сказал Господь: «Симон! Симон! Се, сатана просит, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя...» Лк. 22,31–32 . Имя священномученика епископа Германа (Ряшенцева) не часто упоминают историки Русской Православной Церкви. После рукоположения во епископа он пробыл на Волоколамской кафедре недолго, немногим больше года, как последовал арест. Еще меньше, всего четыре месяца, был он епископом Вязниковским. Не сохранились его проповеди – а проповеднический дар он имел выдающийся, – не оставил он и богословских трудов. Но его богатая дарованиями, глубокая личность замечательно выразилась в письмах. Этому уникальному документу, переписке Владыки, ставшей памятником исповеднической эпохи, суждено было дойти до наших дней. Наша Церковь всегда порождала святых, во времена ли духовного взлета, как это было в эпоху преподобного Сергия Радонежского, когда Русь собирала силы для великого дела освобождения от иноземного ига, во времена ли, казавшиеся благочестивым современникам почти бесплодными, каков был XIX век. Уже тогда дальновидные умы, наблюдая совершающийся подрыв православной веры во всех сословиях, ожидали «последствий беспримерных», «по беспримерности характера народа» 1 . «Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь , та Русская Православная Церковь , о которой так любили недавно повторять, что она в параличе, что лишь полицейской силой государства держится она, – говорил святитель Иларион (Троицкий) в 1920 году при наречении его во епископа. – Но вот силы государства направились против нее, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников» 2 . Временные болезни земной Церкви, которые так заметны всякому, оказались той мелкой правдой, которая подчас равносильна лжи, если ей придается неподобающее значение, заслоняющее ту вечную правду, которой служит и которую хранит Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Ряшенцев), еп. Гомельский. Фотография. 1913 г. (РГИА) (Ряшенцев Виктор Степанович; 8.06.1878, Тамбов - 20.02.1942, Вологда), архиеп. Пермский. Из семьи купца 2-й гильдии, старший брат сщмч. еп. Германа (Ряшенцева) . В. Ряшенцев окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- КазДА со степенью канд. богословия. 29 сент. 1901 г. назначен преподавателем рус. и церконослав. языков в Уфимское ДУ. 8 окт. того же года пострижен в монашество с именем Варлаам, 9 окт. Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким) рукоположен во иеродиакона, 10 окт.- во иеромонаха. 5 марта 1902 г. назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую ДС, с янв. 1903 г. инспектор семинарии. Одновременно являлся благочинным единоверческих храмов Уфимской епархии. В авг. 1906 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС, одновременно исполнял обязанности председателя Полтавского епархиального училищного совета. 11 янв. 1913 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялось наречение, 13 янв.- хиротония В. во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) . При наречении во епископа В. сказал: «Времена ныне наступили тяжкие: многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его Святую Церковь. Ныне... нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником - значит быть и священномучеником. Таков и есть путь святительский». С окт. 1918 по весну 1919 г. В. находился в Киеве, 29 апр. 1919 г. был уволен от управления Гомельским вик-ством из-за невозвращения в Гомель. 23 июня 1919 г. В. был арестован в Гомеле по «подозрению в контрреволюции», 5 июля приговорен Губревтрибуналом к 2 годам заключения условно, из-под стражи освобожден на основании прошения 5 тыс. верующих. После освобождения назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии, в 1922 г. временно управлял Могилёвской епархией. 27 июля 1922 г. в Могилёве состоялось первое собрание обновленческого (см. Обновленчество ) духовенства, к которому присоединился В. После освобождения Патриарха св. Тихона из-под ареста в 1923 г. В принес покаяние в уклонении в раскол и 16 сент. 1923 г. был назначен епископом Псковским и Порховским, одновременно с 17 июня 1924 г. управлял Гомельским вик-ством. В кон. 1924 г. В. был арестован во Пскове, приговорен к 2 годам тюремного заключения, отбывал срок в политизоляторе Ярославля, освобожден в 1926 г. без права проживания в Ленинградской и Псковской губерниях. Жил в Ярославле, Ярославским митр. св. Агафангелом (Преображенским) был назначен на Любимское вик-ство Ярославской епархии на смену арестованному весной 1925 г. еп. Сергию (Мельникову).

http://pravenc.ru/text/154207.html

свщмч. Герман (Ряшенцев) Письма владыки Германа Письмо семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту Герману Дорогой отец Ректор! Кончилось... Уже два часа прошло, как замолкло слово сердечного прощания с родной Вифанией. Вы знаете, что в жизни редко встречаешь полную искренность, но в минуты высокого подъема сердце настежь открывает все двери другому сердцу. Нынешний день был святым днем искренности. И Вам, дорогой наш отец, наш духовный руководитель, мы посылаем прощальное слово от души, которая еще не замкнулась в себя, не опорочила еще своей чистой, праздничной, святой одежды, не загасила ясный огонь искренности мраком серых будней. Наше искреннее слово к Вам, окидывая взором протекшие шесть лет, в то же время может и Вами считаться как итог Вашей жизни в Вифании. «Мы с Вами вместе выросли». Да, это так. Как только мы впервые увидели Вас еще инспектором, мы порешили каждый про себя: это карьерист, вряд ли любящий и уважающий воспитанника – он только хороший инспектор, и ничего больше. Первые шаги ректорства не рассеяли этой характеристики; пожалуй, прибавили к ней еще одну черту – это человек помпы. Не знаю, доля истины – хотя бы – была ли в этой характеристике? Но рано или поздно нам пришлось от нее отказаться. Может быть, потому, что Вы за время ректорства выросли, а может быть, и мы возрастали, у нас открывались внутренние глаза, так что мы перестали доверять одним лишь внешним, чувственным глазам. Мы стали мыслить про своего Ректора иначе. Карьерист?! Это слово в приложении к Вам стало не только ложным, но и прямо нелепым. Постепенно мы убеждались, особенно после Ваших уроков Священного Писания , что Вы старательно стремитесь к продвижению вперед только в одном направлении: в самоусовершенствовании, в постижении смысла бытия на земле и в осуществлении этого смысла в жизни своей. Последнее Ваше назначение – яркий внешний показатель Вашей преданности Промыслу, отказа от своеличных усилий в устроении счастья земного. Любовь и уважение к воспитаннику? После шестилетней, точнее, пятилетней жизни с Вами как нашим начальником мы Вам единодушно говорим: дух святителя Платона, небесного покровителя и управителя (Ректора) нашей семинарии, невидимо руководил Вашей деятельностью, благодаря тому, что Вы благоговели перед его личностью и жили теми заветами любви, которые оставил семинарии ее устроитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свщмч. Герман (Ряшенцев) Приложения Стихотворения в прозе Посвящается Н. В. Р. 625 Тридцать три года... Мистические годы... Жизнь как море... Годы – его волны... И в предсветные сумерки, и в розовое благоуханное утро, и в ранний золотой час дня, и в горячий яркий полдень, годы, как волны, неустанной чредой подходят к берегу жизни, приходят и уходят... И каждый несет свой сказ, свою невозвратную быль... Первые годы – полусонные волны... безвольные... бессветлые... В полусумерки подходят они к берегу – к темному, загадочному, молчаливому... Приходят и уходят, сумеречные... дремные. Ранние годы – волны, разбуженные румяной зарей... Нежные, чистые, светлые... улыбчивые... И кажется, жизнь – как красивые цветы, проснувшиеся под поцелуями солнца, как зорние песни, как аромат искристой росы, как ласка матери, такой близкой и любимой, с ее певучей и колыбелящей теплотой... Годы юные – беззаботный смех кипучего дополудня... Годы юные – цветы с их песнями... звезды с их грезами, зовущие улыбки незнойного солнца... Жизнь заиграла... В пьянящем хороводе бодрые исканья, пылкие мечты, светлые надежды... Годы юные – волны, завороженные бирюзовой бездонностью неба... волны, убаюканные гимнами утра... лучистые... полнозвучные... немятежные... неозноен- ные... ждущие... Тридцать три года – волны с отравою знанья... волны, думой встревоженные... волны с невозвратным былым... Сказки рассказаны... мечты побледнели... замирает аккорд первых встреч и любви... Волны озноенные... волны мятежные... волны, в пенах своих обнаженные... волны, морщиной подернутые тинной глуби... Годы, как волны, приходят и уходят... Но для этих уж не будет зорних шепотов, ни тихой утренней мечты, ни трепетных ожиданий еще не разгаданного дня... Волны, опаленные полуденным солнцем... волны, заплаканные непогодой лишений... волны, затуманенные тоской... Волны могучие... волны полуденные... волны безгрезные... волны рубежные... В них день к вечеру, солнце к западу, а жизнь к закату... В них радость с усталою грустью...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Харламова Татьяна Егоровна Родилась в 1895 г. в д. Половкино Московской губ. Насельница Свято-Троицкого Акатова монастыря. В июле 1923 г. была послана игуменией Олимпиадой (Ивановой) сопровождать священномученика епископа Германа (Ряшенцева) 892 в сибирскую ссылку. После возвращения Владыки проживала с ним в г. Вязники Владимирской обл. После повторного ареста епископа Германа была арестована и Татьяна Егоровна. Приговорена к 3 годам лишения свободы. После освобождения работала гардеробщицей на Центральном телеграфе. Известны несколько писем Владыки Германа к ней, написанные в 1935–1936 гг. 893 Не позднее 21 мая 1957 г. Х[ристос] В[оскресе]. Дорогой и родной Отец. В[ладыко] св[ятый], земно я Вам кланяюсь и прошу Вашего бл[агословения] и св[ятых] молитв. Когда я узнала, что Вы заявились, и я не могу в себя прийти, правда это? Но когда [узнала] от верных источников и поверила, а то часто я задумываюсь, живы ли? Ведь и о Влад[ыке] Германе до сих пор я ничего не знаю. То молюсь о упокоении, то кто скажет – жив. Но верно не знаю. О Влад[ыке] Варлааме 894 , это уже верно, он умер в 1942 году, сколько лет прошло, и мне так охота Вас повидать! Но как Вы бл[агословите]? Можно ли? Я все еще работаю, я и бросила бы, да есть запятая в жилище. В письме все не опишешь, а пока за все слава Богу. Живу на частной площади, заставит хлопотать, будет ли толк? Но как Господу угодно, если можно, черканите? Посылаю с Таней, простите, примите, я все время не знаю, как и молиться, вспоминаю, всегда за Ваши св[ятые] молитвы мне Господь во всем помогает, но Вы меня простите за все Бога ради. Но я так за Вас рада, что Вы на родной стороне. Еще раз земно Вам кланяюсь, прошу бл[агословения], целую Вашу св[ятую] ручку. Недостойная многогрешная Татьяна, помните, видались на морсплаве. Это был 30 год, 27 лет прошло, и я все жива, а отца своего я последний раз видела в 36 году в Сыктывкаре (в Сусольске 895 ). В 37 году он написал 22 февраля: еду, кончил и вечером отправился в другое место, и не знаю, жив или нет? Помолитесь за него, В[ладыку] Гер[мана]. Жду весточки. Живу в Москве, работаю с 35 года на телеграфе центральном гардеробщицей. Адрес писать мне: Москва К, 9-е п/о. До востребования Харламовой Т. Е., я на работе и получаю почту при телеграфе, удобнее...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

свщмч. Герман (Ряшенцев) Письма Владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа, епископа Вязниковского Источник Содержание От составителя «Высшее изящество веры». Жизнеописание священномученика Германа, епископа Вязниковского (А. Воробева) Письма владыки Германа Письмо семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту Герману Ответное письмо архимандрита Германа Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым Отцу Михаилу Шику и Наталье Дмитриевне Шаховской-Шик. 1927–1932 Схиигумении Олимпиаде. 1934–1936 Послушнице Татьяне. 1934–1936 Приложения Стихотворения в прозе Легенда о звездах Акафист святому благоверному Великому князю Даниилу, Московскому чудотворцу Письмо в Волоколамский исполком Письмо отца Михаила Шика отцу Сергию Мансурову по поводу церковного разделения     От составителя «Письма владыки Германа» – под таким заглавием Наталья Александровна Верховцева (1893–1991) многократно в течение своей жизни переписывала от руки для своих друзей письма священномученика епископа Германа (Ряшенцева), адресованные ей и ее матери, Вере Тимофеевне Верховцевой (1862–1940). В конце тридцатых годов, опасаясь ареста, Наталья Александровна отдала подлинники писем на сохранение одному из знакомых, и в дальнейшем, очевидно, они погибли. В ее архиве оставались только два письма и несколько открыток, которые отмечены нами звездочками, а также три рукописные тетради, содержащие переписанные ею все письма Владыки. По ним, кроме утраченной третьей тетради, и подготовлено настоящее издание. Письма из последней ссылки (1934–1936 годов) публикуются нами по машинописной копии, с уточнением ряда мест по другим известным нам рукописным копиям Натальи Александровны, менее полным. В настоящее издание, посвящаемое 120-летию со дня рождения святителя Германа, включены также письма священнику Михаилу Шику и его жене Наталье Дмитриевне Шаховской-Шик, которые публикуются по оригиналам, хранящимся в семейном архиве Шаховских, письма схиигумении Олимпиаде (Ивановой), бывшей настоятельнице Акатовского монастыря, и рясофорной послушнице Татьяне Харламовой, сопровождавшей Владыку в первую ссылку, ранее опубликованные в «Вестнике русского студенческого христианского движения» (Нью-Йорк – Париж, 1973, 107, 108–109), а также письмо выпускников Вифанской семинарии и ответ архимандрита Германа, известные только в копиях и публикуемые впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издательский Совет и ПСТГУ представили сборник избранных житий новомучеников 17 апреля, 2013. Новостная служба В презентации принял участие игумен Варнава (Столбиков), внучатый племянник священномученика Германа (Ряшенцева), епископа Вязниковского, житие которого представлено в книге. 17 апреля. ПРАВМИР. В пресс-центре газеты «Вечерняя Москва» 15 апреля состоялась презентация книги «Таких рождает вера наша: избранные жития новых мучеников и исповедников Российских», сообщает Патриархия.ru . Выступая на мероприятии, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент подчеркнул, что книга, изданная тиражом 100 тысяч экземпляров, будет распространяться бесплатно , чтобы как можно больше современников узнали о подвигах наших соотечественников, пострадавших за веру. О роли издательства «Никея» в подготовке книги и о ее содержании рассказали руководитель и главный редактор издательства Николай Бреев и Владимир Лучанинов. Руководитель отдела издательства ПСТГУ Егор Агафонов отметил, что с момента основания этого учебного заведения в нем велась работа по исследованию новейшей истории Русской Православной Церкви. Сотрудник Свято-Тихоновского университета рассказал о подготовленных этим вузом книжных сериях, посвященных новомученикам. В презентации принял участие игумен Варнава (Столбиков), внучатый племянник священномученика Германа (Ряшенцева), епископа Вязниковского, житие которого представлено в книге. Книга, выходящая тиражом 100 тысяч экземпляров, будет раздаваться бесплатно в пасхальные дни, в первую очередь — среди студентов, военнослужащих и лиц, находящихся в местах лишения свободы. В сборник входит семь избранных житий новомучеников Российских, подготовленных специалистами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Читайте также: Издательский Совет распространит в епархиях 100 тысяч экземпляров избранных житий новомучеников Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/izdatelskij-sovet-i-ps...

Вольская Основана 05.12.1849. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.12.1850. Возобновлена 01.1898. Саратовское викариатство. Именовалась: Волгская; Волжская; Вольская. 02.04.1850 19.12.1850 Антоний Шокотов 08.03.1898 06.02.1899 Никон Софийский 14.01.1901 21.03.1903 Сщмч. Гермоген Долганев 06.12.1903 28.11.1908 Палладий Добронравов 18.01.1909 25.08.1917 Досифей Протополов 05.09.1917 27.12.1917 11.02.1918 11(24)09.1919 13(26)04.1920 26.09(09.10)1923 Петр Соколов Григорий Козырев 08(21)06.1927 25.09(08.10)1928 Симеон Михайлов 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров 18.09(01.10)1931 11(24)06.1933 11(24)08.1933 03(16)10.1935 16(29)10.1935 19.03(01.04)1936 Вольская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Вольск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена 19.11(02.12)1932. 30.09(13.10)1922 25.02(10.03)1925 Михаил Постников Николай Позднев 25.02(10.03)1925 06.1928 02.1930 04(17)03.1930 09.1930 09.1930 05.1931 Арсений Покровский, паки 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Волынская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. 04(17)02.1925 27.02(12.03)1925 Сергий Иванцов Вороговская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в с. Ворогово Владимирской области). Владимирское викариатство (?). Упразднена в 1927 г. (?) 09(22)10.1923 944 Вторая дата – дата кончины «от паралича сердца». 31.12.1917 отпет в Иоанно-Предтеченском соборе г. Вольска и погребен в Вольском Владимирском женском монастыре (телеграмма еп. Саратовского Досифея (Протопопова) и его рапорт патр. Тихону от 09.01.1918. – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 143, л. 1,2). 945 Арестован 05.1919. Осужден Саратовским ревтрибуналом и расстрелян (вторая дата). Вариант второй даты – 06(19)10.1919. По ММЛ РПИ, вместо Германа (Косолапова) «...указом от 17 янв. 1918 г. определен быть епископом Вольским, вик. Саратовской епархии (архимандрит Герман [Ряшенцев]. – Сост.), но хиротония в этом году по неизвестным причинам не состоялась...» Это утверждение ММЛ неверно, Герман (Ряшенцев) никогда не был ректором Владимирской духовной семинарии, что упоминается в определении от этой даты в связи с архимандритом Германом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva Consiliul de Editare i Universitatea ortodox umanist „Sfântul Tihon” au prezentat colecia „Credina noastr nate asfel de oameni: viei alese ale noilor mucenici i mrturisitori ai Rusiei” 16 aprilie 2013 12:35 15 апреля 2013 года в пресс-центре газеты «Вечерняя Москва» состоялась презентация книги «Таких рождает вера наша: избранные жития новых мучеников и исповедников Российских». Выступая на мероприятии, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент подчеркнул, что книга, изданная тиражом 100 тысяч экземпляров, будет распространятся бесплатно, чтобы как можно больше современников узнали о подвигах наших соотечественников, пострадавших за веру. Глава Издательского Совета напомнил собравшимся о сложных условиях, в которых существовала Церковь, о подвиге священства и мирян. «Мы должны знать, какой ценой сохранялась наша православная вера, православная культура», — сказал митрополит Климент, выразив надежду, что книга будет укреплять веру в сердцах людей. Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирина Ковалева отметила, что почитание мучеников начинается там, где о них знают, и поблагодарила Издательский Совет за то, что эта книга — плод многолетней работы — стала доступной широкой читательской аудитории. О роли издательства «Никея» в подготовке книги и о ее содержании рассказали руководитель и главный редактор издательства Николай Бреев и Владимир Лучанинов. Руководитель отдела издательства ПСТГУ Егор Агафонов отметил, что с момента основания этого учебного заведения в нем велась работа по исследованию новейшей истории Русской Православной Церкви. Сотрудник Свято-Тихоновского университета рассказал о подготовленных этим вузом книжных сериях, посвященных новомученикам. В презентации принял участие игумен Варнава (Столбиков), внучатый племянник священномученика Германа (Ряшенцева), епископа Вязниковского, житие которого представлено в книге.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2913708...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010