Гавриил Рязанский и Зарайский , архиеп. (14/27 октября; 21 декабря/3 января; 7/20 апреля) Галактион Вологодский , затворник, прмч. (24 сентября/7 октября) Галактион Емесский (Финикийский), мч. (5/18 ноября) Геласий Критский , мч. (23 декабря/5 января) Геннадий Костромской и Любимоградский (Любомирский), прп. (23 января/5 февраля; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Геннадий Новгородский , архиеп. (4/17 декабря) Георгий (Юрий) Всеволодович , Владимирский, блгв. вел. князь (4/17 февраля; 4/17 марта) Георгий Митиленский , митр., исповедник (7/20 апреля) Георгий Новый , Серб, Софийский, Болгарский, мч. (26 мая/8 июня) Георгий Победоносец , военачальник, вмч. (23 апреля/6 мая; 3/16 ноября; 10/23 ноября; 26 ноября/9 декабря) Георгий Софийский, Болгарский (11/24 февраля; 26 мая/8 июня) Георгий Хозевит , прп. (8/21 января) Герасим Великопермский (Устьвымский), еп., сщмч. (24 января/6 февраля; 29 января/11 февраля) Герасим Вологодский , прп. (4/17 марта) Герасим Иорданский , прп. (4/17 марта) Гервасий Медиоланский , мч. (14/27 октября) Герман Аляскинский , Алеутский, равноап., прп. (27 июля/9 августа, 13/26 декабря) Герман Валаамский , прп., чудотворец (11/24 сентября; 28 июня/11 июля) Герман Казанский и Свияжский , архиеп. (6/19 ноября; 23 июня/6 июля; 25 сентября/8 октября) Герман Константинопольский , патр. (12/25 мая) Герман Соловецкий , прп., отшельник (30 июля/12 августа; 8/21 августа) Геронтий Московский , митр. (28 мая/10 июня) Терентий Печерский , прп., канонарх, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (1/14 апреля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Глеб (в крещении Давид) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа; 5/18 сентября) Глеб Владимирский , блгв. князь, сын св. Андрея Боголюбского (20 июня/3 июля) Глеб Всеволодович Городненский , блгв. князь (6/19 июля) Гликерия Гераклейская , дева, мц. (13/26 мая) Гликерия Новгородская , дева, прав. (13/26 мая) Горазд Охридский , равноап., еп., исповедник (27 июля/9 августа) Гордий Каппадокийский , сотник, мч. (3/16 января) Григорий Авнежский , игумен, сщмч. (15/28 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Встреча со святым Евфимием заставила преподобного Герасима пересмотреть свои взгляды и отказаться от монофизитских заблуждений.  Святой Герасим, как и его друг и наставник, не смог избежать своеобразной популярности, и вокруг него тоже сформировалась монашеская община. Преподобный основал монастырь смешанного типа: новоначальные жили в киновии (по общежитийному уставу), а более опытные — в индивидуальных келлиях (лавра). Такое устройство обители позволяло внимательнее относиться к духовному и душевному состоянию молодых насельников, не допуская их впадения в прелесть или психический срыв. (Современный монастырь преподобного Герасима Иорданского находится в нескольких километрах от древнего и, конечно, значительно отличается по уставу — отшельников в нем уже нет, это место многолюдного паломничества, где братия и их помощники из числа мирян постоянно встречают гостей, что уединению никак не способствует.) Монастырь святого Герасима Иорданского в Иудейской пустыне Кажется невероятным и его личный подвиг. По свидетельствам современников, в течение Великого поста святой вообще не ел, лишь причащался в воскресные дни (в те времена частицу Тела Христова под видом небольшого, но все-таки не крошечного куска хлеба подавали в руку причастнику).  История со львом произошла всего за пять лет до кончины преподобного старца. Напомню этот известный сюжет. Герасим встретил рядом с монастырем больное животное: лев глубоко занозил лапу — и вылечил его. Ничего сверхъестественного в этом не было — ослабленный зверь вряд ли бы смог напасть на человека. Дальнейшие события тоже не похожи на яркие чудеса: животные довольно часто доверяют людям, оказавшим им помощь, а уж рассказов, как кошка дружит, например, с птицей или даже грызуном, вероятно, каждый второй наблюдательный хозяин может вспомнить немало. Так что и история о том, как лев, получивший имя Иордан, пас осла-водоноса, не выглядит сказочной. Скепсис может вызвать ее продолжение: через некоторое время после пропажи осла Иордан узнал его, бредущего в караване, отбил у «угонщиков» и вернул домой. Но и это, если подумать, можно объяснить удачным стечением обстоятельств. 

http://pravmir.ru/prepodobnyj-gerasim-io...

Он же отвечал им, говоря: «Если вы хотите вообще вкушать теплоты и варева и читать при светильнике, вам полезнее быть в общежитии, я же не дозволю, чтобы это было при моей жизни». Жители Иерихона, слыша, что ученики аввы Герасима весьма подвизаются, приходили к ним каждую Субботу и Воскресенье, принося им не малое утешение. Некоторые из отцов подвижников, видя прихождение мирян, обращались в бегство, всему предпочитая воздержание и зная, что оно порождает здравомыслие, отгоняет грязные помыслы и пересекает сонную тяготу: они научались благам воздержания словом и делом освященного отца. Говорили, что и он сам до того окончательно преодолел голод, что в течение всего своего жития в Палестине в течение недели постился, оставаясь без пищи в продолжение всех дней святой четыредесятницы и довольствуясь причастием в Воскресенье.    5. Авва Кириак отшельник разсказывал мне, говоря, что «в юности моей, пожелав обитать в пустыне, я пришел в лавру великаго Евфимия и, приняв иноческий образ из его святых рук, был отослан им к иже во святых Герасиму; сей Герасим, не желая иметь в своей лавре юношу, принял меня в лаврское общежитие, сделал прислужником отцов. Когда уже исполнился пятый год моего пребывания там, в девятнадцатый день месяца января, в день Пятка к вечеру, я приготовлял поварню и около пятаго часа ночи Субботы, когда я бодрствовал и чистил овощи для отцов, внезапно пришел ко мне иже во святых Герасим и сказал мне: «Встань скорее, Кириак, обуй свои сандалии, надень свой плащ и следуй за мной». И встав, я последовал за ним. По дороге к Иерихону я сказал старцу: «Честный отче, что за причина толикой поспешности?» И отвечал мне великий Герасим: «Скончался освященный Евфимий». Я, удивившись, сказал: «И откуда, честный отче, ты знаешь это точно?» Старец отвечал, сказав, что «около третьего часа ночи я видел, стоя на молитве, что разверзлись небеса и из них вышла светлая молния, направляясь к земле; молния оставалась более часа, походя на светлый столб, видевшийся от земли до неба.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из Иерихона паломники отправились совершать погружение в воды Иордана в Вифаваре. Это место, где согласно Новому завету, Иоанн Предтеча совершил Крещение Иисуса Христа (Ин. 1:28-34). По реке проходит граница между Израилем и Иорданией, поэтому место в связи с нахождением в полосе отчуждения границы между государствами было закрыто для широкого посещения со стороны Израиля. С 2011 года подход к месту Крещения со стороны Израиля открыт для паломников и туристов - для этого было необходимо провести разминирование дороги, а участки по сторонам от нее до сих остаются заминированными, о чем предупреждают таблички, установленные вдоль обочины. По традиции на Крещенский сочельник, 18 января, здесь совершается чин великого освящения воды патриархом Иерусалимским, который затем спускается к реке и погружает крест в ее воды. Недалеко от места Крещения Господня расположен монастырь Иоанна Предтечи, построенный в V веке. По преданию, в этой обители подвизался преподобный Зосима, причастивший и похоронивший преподобную Марию Египетскую. Монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался. Сюда паломники отправились после погружения в воды реки Иордан. Петербуржцев приветствовал игумен - архимандрит Варфоломей, телетарх (начальник протокола богослужений) Иерусалимской Патриархии. Верующие пропели тропарь и величание Марии Египетской, прочитали молитву. Затем поднялись на смотровую площадку на крыше монастыря, с которой открывается красивый вид на Иудейскую пустыню. В завершение дня паломники побывали в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. Он основан на месте, где, по преданию, останавливалось на ночлег Святое Семейство, спасавшиеся от царя Ирода бегством в Египет. Этому событию посвящен пещерный монастырский храм (крипта), где паломники пропели молитву Божией Матери. Здесь можно увидеть древнюю фреску с изображением Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника. У истоков обители стоял святой V века преподобный Герасим Иорданский, в честь которого она была впоследствии названа. Из его жития известна история о приручении льва, которого подвижник вылечил от раны. Зверь привязался к авве Герасиму, везде ходил за ним как " ученик " , принимал пищу из рук старца. Он исполнял послушание: охранять осла, носившего воду из реки в монастырь. Однажды лев уснул, и осла увел с собой проходивший мимо арабский купец. Преподобный Герасим подумал, что зверь съел осла, и возложил на льва обязанность таскать воду. Через некоторое время тот купец возвращался через те же места и лев, узнав своего подопечного, радостно взревел и кинулся к нему. Купец испугался и убежал, а лев привел в обитель не только осла, но и весь караван. Так авва Герасим узнал, что его " ученик " был невиновен. Ему дали прозвище Иордан. Зверь умер на могиле преподобного Герасима и был с ним погребен. На многих фресках и иконах монастыря можно увидеть льва и осла.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Шевцов Виталий Николаевич; род. 8 сент. 1971, г. Москва), архиепископ Владикавказский и Аланский. В 1988-93 гг. учился в Московском геологоразведочном институте (ныне - Московский государственный геологоразведочный университет). В 1993-97 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1997-2001 гг. — в Московской духовной академии. 15 марта 1996 г. принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 17 апр. 1997 г. пострижен в монашество с наречением имени Герасим в честь преподобного Герасима Иорданского. 19 дек. 1997 г. рукоположен во диакона. 18 июня 2000 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Патриархом Алексием II рукоположен во иерея. В 2001-2005 гг. преподавал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на военной кафедре. 16 июля 2005 г. направлен в юрисдикцию Японской Православной Церкви для устроения монашеского братства. 1 дек. прибыл в Японию и с 2006 г. возглавил монашеское братство, первоначально действовавшее при Воскресенском соборе в Токио. В 2009 г. принял участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в качестве делегата от монастырей Токийской епархии. 16 сент. 2012 г. в Воскресенском кафедральном соборе г. Токио Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) возведен в сан архимандрита. Синод 30 авг. 2019 г. постановил завершить его пребывание в Японии и направить в распоряжение Патриарха Кирилла. С 23 апр. по 1 авг. 2020 г. находился в ведении управляющего Корейской епархией. 25 авг. 2020 г. назначен на должность казначея Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 6 нояб. 2020 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен штатным клириком храма сщмч. Власия (Спаса Преображения) в Старой Конюшенной Слободе г. Москвы. Решением от 20 нояб. 2020 г. назначен заместителем председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Указом Патриарха Кирилла от 25 нояб. 2020 г. назначен настоятелем храма сщмч. Власия в Старой Конюшенной Слободе.

http://pravenc.ru/text/2608524.html

Из комнаты в комнату в старческих келлиях ходил неслышной поступью пушистый серый кот… Выйдет старец Нектарий – и кот за ним. Войдет – и он здесь… Скажет ему что-нибудь старец – кот, словно разумный, исполнит: пойдет и сядет, где скажут, сходит в приемную или на крылечко. Чаще же сидит у теплой печной стены и дремлет. Или, склонив голову, как бы слушает молитвы старца… Иной раз погладит его о. Нектарий и скажет: «Преподобный Герасим был великий старец, и потому у него был лев… А мы малы, и у нас – кот». Великий старец Герасим жил в V веке. Созданная им иноческая обитель находилась в заиорданской пустыне. Это была обитель отшельников, которые из своих уединенных келлий (часто это были просто пещеры) сходились в монастыре только на субботу и воскресенье ради Божественной службы и святого Причащения Христовых Тайн. «Однажды шел старец Герасим, – говорится в его Житии, – по иорданской пустыне и встретил льва, показывавшего ему свою лапу, опухшую и загноившуюся от вонзившегося в нее шипа… Старец, видя льва в такой беде, сел, взял его лапу, вытащил занозу, очистил рану и обвязал ее платком. Исцеленный лев с тех пор не покидал старца и ходил за ним, как ученик. Старец питал его, давая ему хлеба или иную пищу». Но не о льве и коте думал о. Нектарий, когда как бы в шутку сказал, что «мы малы». Он думал о древнем египетском и палестинском старчестве, когда подвизались великие чудотворцы и прозорливцы такой величины, как Антоний, Пахомий, Макарий Великие , а с ними и еще множество преподобных, совершавших такие духовные и телесные подвиги, которые уже под силу становились потом лишь очень немногим, самым духоносным и сильным монахам. Оптинские старцы во многом равны были древним подвижникам, среди них и старец Нектарий. Но мило было его сердцу христианское смирение, и он никогда не оставлял его: был истинно смиренным чудотворцем и прозорливцем. А однажды о. Нектарий рассказал легенду о том, как кот будто бы спас Ноев ковчег. Враг рода человеческого, в одно и то же время злохитрый и глупый, решил, что вот теперь, когда по водам плывет этот ковчег с горсткой людей и животными, – легко положить конец существованию человеческого рода. Надо, – думал он, – утопить эту посудину… И вот он вселился в мышь и побежал в трюм, чтобы прогрызть дыру в днище ковчега. А на его беду там оказался кот, который не дремал! Думал ли кот, что он спасет ковчег и все человечество, или нет, но он бросился за мышью, поймал ее и загрыз. Пусть это легенда, то есть сказка, но коту в ней отведено весьма почетное место.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

«Лисичка» Слева – картина М.В. Нестерова. Справа – фотография из монастыря прп. Германа Аляскинсого, основанного иером. Серафимом Платинским (Роузом) 2.4. Святые кормят зверей Многие христианские подвижники, ведя уединенную аскетическую жизнь, делились своей скудной пищей с дикими зверями. Свидетельства об этом встречаются во многих святоотеческих источниках, в частности – в Лествице преподобного Иоанна, игумена горы Синайской. Пустынножитель Стефан «Жил здесь некто Стефан, который, любя пустынное и безмолвное житие, многие лета проводил в монашеских подвигах, и просиял различными добродетелями, в особенности же украшен был постом и слезами... Некоторые же, как пред Господом, говорили мне, что он (Стефан) и леопарда кормил из рук своих в пустыне» [XI, гл. 7.50, с. 83–84]. Старец, питавший львов в своей пещере «В местности Сапсас жил старец, достигший столь великого духовного совершенства, что без трепета встречал львов , приходивших к нему в пещеру, и кормил их на своих коленах . Столь великой Божественной благодати исполнен был человек Божий!» гл. 2, с. 85]. «Преподобный Герасим Иорданский». Икона. Средняя Русь. Рубеж вв. «Коломенское». Преподобный Герасим Иорданский (4 марта) «Старец питал его (льва), давая ему хлеб или иную пищу... Льву дано было имя Иордан. Он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет» с. 81, 82]. При неожиданной встрече с хищниками Святые решали инцидент не кнутом (оружием), а пряником (хлебом). Преподобный Сергий отшельник «Во время пребывания его на Синае эконом приставил его смотреть за лошаками. Однажды он шел с ними, – и вот лев залег па пути. Увидали льва лошаки и их погонщики и, объятые ужасом, разбежались. Тогда авва Сергий, взяв из своей сумы один хлеб, подошел ко льву и говорит ему: – Прими благословение отцов и уйди с дороги, чтобы пройти нам. Лев взял хлеб и удалился» гл. 125, с. 319–320 ]. Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября) «Когда некоторые братия пришли к Преподобному и сидели перед его келией, разговаривая между собой, неожиданно показалась большая и страшная медведица, шедшая на них с близ лежавшего поля. Увидев ее, они чрезвычайно испугались.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В одном из магазинов мы встретили Софию вместе с матерью. Завидев меня, София сказала ей: «Вот мой хороший одноклассник, господин Иоанн со своим отцом». Подойдя к нам, мать Софии Екатерина сказала отцу: «Многая лета 11 , господин Герасим, пусть растет тебе на радость твой Яннакис. Как мне рассказывает София, он из хороших и прилежных ребят». Мой отец поблагодарил ее. София подошла ко мне и спросила: «Яннакис, какие игрушки ты купил? Придешь к нам домой в эти праздничные дни? У нас будут другие девочки и мальчики, и можно будет поиграть. Моя мама тебя любит. Я ей говорила, что ты хороший». Тут мать Софии говорит: «Господин Герасим, отправь его как-нибудь к нам, мы живем в Терпсифее, напротив храма св. Константина». Для того, чтобы отец мой не пообещал, я сказала: «Я не приду, мне надо заниматься». Тогда София посмотрела на меня жалобным взглядом и сказала: «Так что, мы не позанимаемся вместе?» Я опять ответила: «Нет». Тогда отец мой сказал: «Раз он не хочет, я не могу его заставлять». Мать Софии спросила: «Господин Герасим, где вы живете?» Отец ответил: «На улице Аристотеля, 35». Мы попрощались и пошли домой. Я была полна счастья от купленных игрушек. 6. Аттестат Греческой школы и поступление в гимназию С оценкой «весьма хорошо» я закончила Греческую школу. Забыла сказать тебе, что на летние каникулы мы уезжали иногда на остров Спецес для отдыха на море, а порой на Идру, Мефану или на Сирое. Во время нашего пребывания на Спецесе или на Идре мы купались в море. Для того, чтобы совершенно преобразиться в мальчика, я проводила много часов под солнцем. Когда в конце августа мы возвращались в Пирей, я была черна от загара и полна сил. Мы прожили в Пирее четыре года. Отец мой торговал различным товаром из Египта и Японии, который присылали ему из Порт-Саида. Мне шел 14-й год, когда меня записали в гимназию. С тех пор мой отец называл меня: господин Иоанн. Я спросила у него: «Почему ты зовешь меня господин Иоанн и не называешь меня как прежде Яннакис?» Он ответил: «Потому что теперь ты вырос не только годами, но и в знаниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В храме Божией Матери имеются ковчеги со святыми мощами. Главы преподобных Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита заключены в особом ковчеге, они очень чистые, светло-желтые, как свежий воск. В часовне монастыря, что рядом с храмом, устроена усыпальница многих насельников монастыря, главы и косточки монахов, замученных персами в VII веке. Отдельно в гробнице из дерева под стеклом – мощи преподобного Иоанна-румына, который в 1930 году бежал из Румынии, когда там перешли на новый стиль. Здесь он подвизался отшельником и умер. Еврейские археологи обнаружили его останки в пещере, из которой шло благоухание. Сейчас его, облаченного в мантию, в епитрахили хорошо видно в гробнице лежащим. В древности в монастырь вход для женщин был закрыт, но однажды женщина просила игумена пустить ее для исцеления от болезни. Игумен отказал. Тогда был глас Божией Матери к игумену пустить женщину, и она получила исцеление. С тех пор женщин стали пускать. Службы в монастыре идут с 8 вечера до 7 часов утра. В Иудейской пустыне также расположен знаменитый монастырь преподобного Герасима Иорданского, где в греческой церкви находится пещера. Пещера эта священна. В ней останавливалось Святое Семейство при бегстве в Египет от детоубийцы Ирода. Обитель расположена в долине ровной, нехолмистой. Только вдали в окружении виднеются затянутые серой дымкой цепи гор. Преподобный Герасим (V в.), уйдя в пустыню, искал место подвигов, и Господь привел его сюда, в эту пещеру. Однажды преподобный вынул занозу у льва, который стал ручным и не отходил от подвижника, стал обитать в монастыре, охраняя его и особенно осла монастырского. Но однажды шел мимо в Аравию караван, и погонщик, увидел пасущегося осла, забрал его с собой, а льва в этот момент рядом не было. Лев понуро вернулся в монастырь, и все подумали, что он съел осла. Преподобный Герасим в наказание заставил льва выполнять обязанности осла, возить воду на себе. Хотя по природе эти бессловесные существа разные сложением, лев оказал полное послушание и стал на горбу возить мехи с водой, преодолевая все неудобства своей “комплекции”. Так длилось полгода. Караван из Аравии возвращался опять мимо монастыря, и лев увидел своего осла. Он пригнал животное в монастырь, и все убедились в преданности и невинности льва. Вот удивительный пример послушания бессловесного для нас, разумных! Когда скончался преподобный Герасим, по Божьему смотрению льва не было в обители. По возвращении он скорбно рычал, ища хозяина. Его привели к гробнице преподобного, и здесь лев, не вынеся разлуки с ним, тоже сделал свой последний вздох.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Святой Герасим Иорданский († 475, память 4 марта) родился в зажиточной семье в области Ликия, в Малой Азии . В детстве его отдали в монастырь. После паломничества по Святым местам он решил стать отшельником в пустыне, недалеко от впадения Иордана в Мертвое море, и около 455 года основал лавру. Сам он достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи и только по воскресным дням принимал Святое Причастие. Однажды недалеко от монастыря он встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу колючки финиковой пальмы, вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал ее. Так лев стал его верным другом и пять лет прожил со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами. А когда святой Герасим скончался, лев умер от тоски на его могиле. Святой Герасим с древнейших времен и до сего дня творит чудеса. Греки даже называют его «святым Экспрессом» - так быстро он откликается на молитвы. Многие случаи помощи святого Герасима видел архимандрит Хризостом своими глазами: - Около двадцати лет тому назад приехал из Иерусалима диакон Ириней (из Синайского монастыря). С ним был двенадцатилетний мальчик с Крита (он обучался в греческой семинарии на Сионе). В субботу после обеда я был очень уставшим и месил тесто, потому что у меня не было служебных просфор для воскресной литургии. Внезапно у мальчика поднялась высокая температура, начались страшные головные невыносимые боли. Я не знал, что делать! У меня не было машины, только один мотоциклетик. Я не мог отвезти мальчика к врачу и в отчаянии помолился святому, чтобы он исцелил ребенка. Около 11 часов диакон и мальчик уснули. Я был очень уставшим, в печи у меня стояли хлебы, я думал о завтрашней литургии и от сердца попросил святого вылечить больного ребенка. В какой-то момент диакон услышал, как хлопнула дверь. Встал, огляделся: никого. Он пришел, нашел меня, и мы вместе направились в комнату. Я предположил: наверное, это был святой. И не успел докончить фразу, как мальчик, который бредил, проснулся и говорит: «Геронда, я весь мокрый. Один батюшка вылил на меня банку воды». Мы сняли с мальчика майку, обтерли полотенцем. Через пять минут он спокойно уснул, без горячки, и наутро был абсолютно здоров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010