А первой государь их заводчик и составщик, Герасим Фирсов, как по твоему, великого государя, указу и по архиерейскому всего освященного собору послан был на Волок Ламской выосифов монастырь, и на поезде написал он, старец Герасим, повинную челобитную своею рукою, прислал ко мне, богомолцу твоему, и тою, государь, челобитною он, старец Герасим, в прежнем своем составном ложном затейном челобитье меня, богомолца твоего, очистил, и та, государь, ево старца Герасимова челобитная у меня, богомолца твоего. А ныне по твоему, великого государя, указу для сыску в Соловецкий монастырь послан твоего царского величества столник Александр Савостьянов сын Хитрого. Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, богомолца своего, вели, государь, против моего, богомолца своего, и тех мятежных старцов, Александра Стуколова с товарыщи, челобитья розыскат столнику Александру Хитрого, или кому ты, великий государь, укажешь; а для очные ставки меня, богомолца своего, и ево, старца Александра Стуколова, с товарыщи отпусти в Соловецкой монастырь для того, что у меня, богомолца твоего, о всяких монастырьских делех брацкие заручные соборные приговоры, что к тебе, великому государю, монастырьские казны в отпуску и в усолские промысли при мне дано, и тому всему записки и на них довотчиков сыскныя всякия дела оставлены в Соловецком монастыре. А что, государь, келаря и казначея переменили, не бив челом тебе, великому государю, и твою, великого государя, и монастырьскую казну приказали ведати новому казначею без твоего, великого государя, указу, и что, государь, из монастыря посылали они в Сумской Острог, мой, богомолца твоего, и бывшаго келаря старца Саватия борошен обыскивали, и моего борошню и келарева не нашли, а нашли борошен их мятежников, нового казначея Геронтья, да старца Генадья, да ево Геронтьевых учеников, и в том что ты, великий государь, укажешь. Царь государь, смилуйся. Государю отцу нашему, архимандриту Соловецкого монастыря, той же святыя обители убогой и заключеной чернец Саватий челом бьет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению О.В. Чумичевой, сходство между этими писателями состоит в провозглашении необходимости рамок, пределов произвола; способ обуздания царя они видели только в последовательной верности божественному слову, моральным установлениям веры 754 . В «Слове похвальном митрополиту Филиппу» Герасим Фирсов утверждал «право церкви на роль внутренней оппозиции в случае деспотического правления» и отдавал духовной власти, церкви право вмешиваться в светские дела и учить правителя. Святителю Фирсов вручал право контроля; гарантией этого права, по мнению книжника, являлась свобода от царских указаний, противоречащих истине 755 . В речи митрополита Филиппа, обращенной к царю Ивану Грозному, в «Слове на перенесение мощей митрополита Филиппа» Сергия Шелонина есть такие слова: «...аще ли же что согрешиши, подобает нам тебя обличати, сведедельство приводя божественных Писаний, а не молчати. Тебе же сия подобает со смирением и кротостию приимати, и каятися о своем согрешении...» 756 . По словам протоиерея Льва Лебедева, патриарх Никон отстаивал «свой долг и право обличать царя, как и всех, делающих неправду» 757 . Письмо Никона царю, составленное в декабре 1662 г„ начинается со следующего ряда имен великих царей: «Да даст ти Господь в мире сем царствование мирно и безмятежно, яко же Давиду кроткому, и Соломону всемудрому, и Констянтину православнейшому, и Владимиру приснопамятному, крестившему рускую землю, и да приложит ти Господь Бог лета на лета и дни на дни до дне рода и рода, яко же пишет святый Давиде: „Пребывает в век пред Богом милость и истину кто взыщет. Тако пою имени твоему во веки воздати ми день дне“ (ср.: Пс. 60:7 – 9)» л. 396). Последнее письмо Никона царю из Воскресенского монастыря, адресованное Алексею Михайловичу и новорожденному царевичу Иоанну Алексеевич у, открывается следующим рядом имен: «И да благословит вас, великих государей, Господь Бог сугубым своим благословением благостынным, яко же Давида, Иезекия и Иосия, царей Израилевых, и перваго христианского царя Константина, и подобных ему, и да приложит вам, государем, дни на дни и лета ваши до дне рода и рода» 17, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению О.В. Чумичёвой, сходство между этими писателями состоит в провозглашении необходимости рамок, пределов произвола; способ обуздания царя они видели только в последовательной верности божественному слову, моральным установлениям веры 755 . В «Слове похвальном митрополиту Филиппу» Герасим Фирсов утверждал «право церкви на роль внутренней оппозиции в случае деспотического правления» и отдавал духовной власти, церкви право вмешиваться в светские дела и учить правителя. Святителю Фирсов вручал право контроля; гарантией этого права, по мнению книжника, являлась свобода от царских указаний, противоречащих истине 756 . В речи митрополита Филиппа, обращённой к царю Ивану Грозному, в «Слове на перенесение мощей митрополита Филиппа» Сергия Шелонина есть такие слова: «...аще ли же что согршиши, подобает нам тебя обличати, свдтельство приводя божественных Писаний, а не молчати, Теб же сия подобает со смирением и кротостию приимати, и каятися о своем согрешении...» 757 . По словам протоиерея Льва Лебедева, патриарх Никон отстаивал «свой долг и право обличать царя, как и всех, делающих неправду» 758 . Письмо Никона царю, составленное в декабре 1662 г., начинается со следующего ряда имён великих царей: «Да дастъ ти Господь в мир семь царствование мирно и безмятежно, яко же Давиду кроткому, и Соломону всемудрому, и Констянтину православнйшому, и Владимиру приснопамятному, крестившему рускую землю, и да приложит ти Господь Бог лта на лта и дни на дни до дне рода и рода, яко же пишет святый Давидъ: „Пребывает въ вкъ пред Богомъ милость и истину кто взыщет. Тако пою имени твоему во вки воздати ми день дне“ ( Пс. 60:7–9 )» 11, л. 396). Последнее письмо Никона царю из Воскресенского монастыря, адресованное Алексею Михайловичу и новорождённому царевичу Иоанну Алексеевич у, открывается следующим рядом имён: «И да благословитъ васъ, великих государей, Господь Богъ сугубымъ своимъ благословениемъ благостыннымъ, яко же Давида, Иезекия и Иосия, царей Израилевыхъ, и перваго христианского царя Константина, и подобныхъ ему, и да приложитъ вамъ, государемъ, дни на дни и лта ваши до дне рода и рода» 17, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В октябре, например, 1669 года Муромские кормщики Данилко Полтинин, Ивашко Андреев и Никита Козмин и монастырский «покрученик» Андрюшка Веденик доставили монахам с мурманского промыслу груз соленой рыбы, достаточной для пропитания не на один год. В это же время была перевезена в монастырь с Жигжинского острова рыба, выгруженная там из пришедшей с моря, в бытность Волохова на Заяцких островах, монастырской ладьи. Подобным образом монахи доставили себе необходимые запасы и товары и в другие годы. В 1670 году, например, монахи Анзерского скита продали им 146 пудов свежепросольной щуки, сигов и кумежи и 320 пудов трески и палтосины. В 1671 году анзерский чернец Варфоломей, двинской старец Никанор и береговые всякие люди целое лето провозили в монастырь рыбу, масло, сукна, холст, кожи и между прочим 15 бочек вина красного, выгружая на противоположной от Заяцких островов стороне Соловецкого острова 445 . Единственным успехом Волохова за все трехлетнее пребывание его на Соловецких островах может быть названо только то, что в 1670 году ему удалось взять в плен неосторожно выехавших из монастыря для рыбной ловли в ближайшей морской губе бывшего келаря старца Азария и с ним 13 человек монахов и 24 человека мирян 446 . Но для Соловецких монахов и этот случай не сопровождался никакими вредными последствиями. Убыль 38 человек больше чем из 500 была не особенно заметна. По всей вероятности, монахи пожалели об отце Азарие, как человеке твердом в вере и отважном, о чем свидетельствует его выезд для ловли рыбы в виду явной опасности, но они уже привыкли к утрате дорогих людей, каковы были Герасим Фирсов, Александр Стукалов я др. Мы сейчас увидим, что они добровольно лишились и казначея Геронтия – автора всех челобитных, которого так недавно называли «вторым Златоустом» посадив его в тюрьму за некоторые несогласия с ними. Между тем борьба за старые порядки не только не теряет прежней силы, напротив превращается в вооруженное восстание. Это свидетельствует о том, что павшие герои борьбы – Фирсов, Стукалов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

В сочинениях Фирсова одинаково заметна привязанность к старине как в области литературной, так и в области церковного быта. Опасаясь «новин», подобно иосифлянам XVI века, Фирсов старался в своих трудах не отступать, от отцепреданных, божественных писаний, мечтая – как о высокой чести – о том, чтобы и его литературные опыты, на ряду с этими писаниями, с одобрения властей, удостоились церковного употребления (см ниже). Но в то же время инок Герасим горячо отстаивал свое право и обязанность «испытывать» как писания, так и учение современных «учителей», приближаясь в этом случае к заволжским старцам и их последователям. Стойкий дух зарождающейся церковной оппозиции уже чувствуется в трудах соловецкого ревнителя старины, в котором смелость митрополита Филиппа и его страдания нашли себе самого горячего поклонника. Во многих чертах своего критицизма Фирсов напоминает собою и более поздних представителей старообрядчества, и тех писателей древнейшей эпохи славяно-русской книжности, которые требовали свободного и «разумного» освоения духа (а не буквы) христианского учения. Настоящее издание малоизвестных сочинений инока Герасима, далеко от задачи подробного их анализа, всесторонней оценки и критического воспроизведения, но единственною своею целью имеет попытку привлечь внимание исследователей к трудам забытого автора. 41 К сожалению, в силу разных, в свое время не предусмотренных, обстоятельств и эта скромная попытка оказалась не осуществленной в полной мере. «Челобитная» (1666 года) и «покаяние» Фирсова, изданные Н. И. Субботиным в III томе «Материалов для истории раскола» (М. 1878), описание рукописей, из которых извлечены вновь издаваемые писания соловецкого старца, facsimile его почерка, полный словарь к его сочинениям остались не включенными в настоящее издание. Тем не менее издатель надеется, что и в настоящем своем виде предлагаемый труд облегчит историкам литературы возможность оценить Фирсова, как писателя Никоновской эпохи. Служба на перенесение мощей св. Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, в Соловецкую церковь Преображения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Предисловие Почти с 1668 до начала 1676 года знаменитая лавра соловецких подвижников была свидетельницей необычайных событий. Стрелецкое войско тишайшего и благочестивейшего царя Алексия Михайловича в течении 8 с лишним лет держало в осаде малоприступные стены монастыря. Такое редкое в русской истории военное предприятие против монахов, этих неизменных союзников московского правительства, было вызвано мятежом, медленно разгоравшимся среди братии «обители Пантократоровы, яже есть в отоце Окиана моря». Причина возмущения исходила из тайников религиозного духа. Не желая рисковать своим душевным спасением, соловецкое братство отказалось допустить к себе новопечатные служебники, в которых ему виднелась латинская ересь. Оно было готово поэтому постоять до смерти за те книги, по которым с таким успехом возносила молитвы древняя Русь. Продолжительная осада Соловецкой Трои, как называл её Денисов, окончилась победою воинов царя земного над воинами царя небесного только вследствие непредусмотренной измени убогого чернеца Феоктиста. Но в этом длительном упорстве за религиозные убеждения военный период был лишь заключительным звеном. Враждебное отношение к Никонианским новшествам зародилось на Соловках значительно ранее начала похода на монастырь и было обязано разным лицам, из которых многим не суждено было даже дожить до открытого столкновения. Одним из видающихся деятелей среди таких лиц в промежуток с 1657 по 1666 год был соловецкий соборный старец Герасим Фирсов, 1 личность во многих отношениях замечательная. В звании соборного старца на Соловках он становится известным еще с 1658 года, но на лестнице дальнейших должностных повышений в монастыре Герасим не успел достигнуть высших ступеней. Он не был удостоен священного сана. Не был он ни казначеем, ни келарем. Приказную службу ему поручали на промыслах сравнительно незначительных (Варзужском, Умском и дважды в Яренском). 2 От монастырских и не монастырских властей старец не раз терпел обиды, утеснение и телесные наказания. Так, однажды за подачу челобитья патриарху Никону на архимандрита Илию (следовательно между 1652–1659 гг.) Герасим был избит нещадно плетьми на патриаршем дворе, а затем временно отдан под начало в Никольский Корельский монастырь. Наконец, в 1665 году он был лишен звания соборного старца, а после суда и покаяния на соборе 1666 года был сослан в Иосифов Волоколамский монастырь, 3 где и умер в сентябре 1666 года. Одним словом служебная карьера Фирсова была не из блестящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Еще менее внимания было уделено сочинениям Фирсова в историко-литературных исследованиях. Если его современники легко отличали его своеобразный слог и письмо, то в курсах истории литературы XVII века его имя отсутствует. Таким образом неудачнику-старцу не привелось даже удержать за собою ту славу писателя, которою он, как увидим, весьма дорожил. Между тем Герасим Фирсов был не только одним из ранних полемистов в защиту старого обряда, не только сочинителем лукавых челобитных, но и агиографом, панигиристом и богословом, интересовавшимся как догматическими, так и литургическими вопросами. В «Библиологическом Словаре» П. М. Строева, изданном в 1882 году А. Ф. Бычковым, под именем «Герасим» сохранилась следующая заметка знаменитого археографа: «Герасим, монах Соловецкого монастыря, сочинил (около 1657) канон и похвальное слово св. митрополиту Филиппу с кратким известием о его жизни. Рукопись, кажется, своеручная, в библиотеке Соловецкого монастыря 4 (в 4 д. л., 62 листа). Над похвальным словом (л. 35): «Обители Пантократоровы, иже в понте окиана, недостойнаго инока и грешнаго Герасима, слово похвалное на пренесение мощей иже во святых отца нашего и исповедника Филиппа, митрополита московскаго и всея Русии». Известие о жизни святителя только на двух последних (61 и 62) листах. Той же библиотеки в сборнике 24 (в 4 д. л., 312 листов), л. 125 – 145: Послание сего Герасима Саввина Сторожевского монастыря архимандриту Никанору, о рассмотрении оного сочинения и разрешении его сомнений о праздниках (писание многословное)». 33 Издавая эти строки П. М. Строева, А. Ф. Бычков снабдил их следующим вопросом: «Не одно ли это лицо с соловецким монахом Герасимом Фирсовым? Ср. Филарета «Обзор», стр. 345–346» – Было ли кем-либо когда-либо проверены эти заметки Строева и А. Ф. Бычкова, неизвестно, но среди не описанных еще сборников бывшей Соловецкой библиотеки, переданных в Казанскую Духовную Академию, оказались сочинения, упомянутые Строевым и подтверждающие догадку A. Ф. Бычкова. Герасима Фирсова следует признать автором не только трактата о сложении перстов десные руки, но и сочинений, перечисленных в Библиологическом Словаре, а также и неизвестного Строеву слова на память преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Списателя Лествицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Сплетая Никанору, несмотря даже на неистинные слухи о нем, свою похвалу, Герасим между прочим, сообщает о своих прежних отношениях к нему: «аще ж и спожихом ти в летех не малех, и от внешних вяшше мы паче многих, неже ин кто – разве иже от тебе по духу рожденных – чрез все время жития насладихомся твоего совета». В числе добродетелей Никанора Герасим указывает: высокое и бесстрастное жительство, чистоту души, мудрость, любовь, искусное пастыреводительство и врачевание душ, о чем автор рассуждает особенно подробно, пользуясь, по-видимому, случаем преподать Никанору наставление об истинном пастырстве. В заключении Фирсов повторяет еще раз основные пункты своего послания, в особенности же останавливается опять на вопросе об апостольских праздниках, а в самом конце обращает внимание на 275 зачало из 2-го послания к Солунянам, где идет речь о времени второго пришествия, именно о том, что сначала приидет отступление, а затем явится антихрист. Приводя выдержку из печатного Апостола издания друкарни Московской и из книги «Небеса» Иоанна Дамаскина , Герасим воздерживается однако от своих суждений по поводу этих мест. Таково в самых общих чертах содержание многословного Показания от божественных писаний, которое не только вскрывает пред ними самолюбивую психологию одного из ревнителей старого обряда еще до собора 1666 года, но, бесспорно, займет свое место в начальной истории вопросов, которые вызвали раскол. 39 Что касается остальных четырех произведений Герасима, то они могут иметь значение в истории русской агиографии. Три произведения, посвященных памяти св. Филиппа, остались неизвестными В. О. Ключевскому , Н. П. Барсукову, арх. Леониду, графу Толстому, Яхонтову и другим. Служба перенесение мощей св. Филиппа, была составлена Герасимом не ранее 30 мая 1646 года, когда мощи св. Филиппа, пребывавшие до этого в особой гробнице, в которую были положены после перенесения их из Отроча монастыря (в августе 1591 года по 1646 г. 30 мая – 54 года и 10 месяцев), были перемещены с разрешения патриарха Иосифа игуменом Илиею «в созданную от святаго церковь Господня Преображения». По-видимому, служба не могла появиться позже 1652 года, когда мощи св. Филиппа были перевезены в Москву, так как в службе находим выражения, показывающие, что мощи были еще тогда в монастыре, напр.: «Священную раку твою обстояще, воспеваем тя» «лобызающе раку,... имея в себе плод присноцветный, богоноснаго отца цельбоносныя мощии, ихже любезно целующе... возопием».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

л. 108. ...верзаул рагмол... землидор илиув... нектанай... л. 96(1). ...да слыши, человече, и внимай сему у... и крепко, чадо, держи сердце и утробу св... а заклин(аю) тя живым Богом Исусом Христом, что никому тебе не поведати сего т(ай)наго дела. А буде кому сия пове... меня погубуш [так!] и сам не воскреснешь. Блюди, блюди си твердо и креп(ко). И сохранно. He колебайся умом своим 1197 . л. 96(2). ...рошлом во 173 году по указу великого... царя и великого князя Алексея Михайлови а Великия и Малыя и Белыя (Р)осии самодержца стольник Але... Са вецкаго монастыря... 1198 л. 91(1). Соборный старец ...вшей казначей сказал. ...Непорочной евангельской и по иноческо... соборные старцы ...лександр ...арцу... л. 90(1). и в монастырском ...(не)строении. Да в той же челоб... написано было не ...он ...речь про старца Александра Стуколова, как бранился в Ке... с ним Александром слушка Ивашк... Тарбеев, что ныне на Москве строитель Илинарх, и Александр... Герасим и Александр... то к великому государю... было толко от... и Александр... 1199 ...прикла... и Алексан... челобитного иза... в мелкое лоскутье. Герасим... Александр отдал ему, Боголепу, и велели бросить в отход. И он де бросил... взяв у него... 1200 По извету ж черно... Тихона... роспроси... соборной старец Александр Сту...ов, ...расим Фирсов, Иринарх Тарбеев... Кинешм ... л. 116. Старец Тимофей Кисель... евангелской... по иноческому обещанию в прошлом во 174 году писана была челобитная на архимарита Варфоломея в монастырьском нестроении и в пья... В той де челобитной написано... великого государя... л. 117. Старец Исихея Хлебенно... по святой непорочной евангелской заповеди Христове и по иноческому... л. 114. ...по иноческому о(бе)щанию в прошлом во 174 году послана ...обитная Соловецкого монастыря на архимарита Варфоломея в бесчинстве и в монастырском нес... оении и пьянств... челобитной написано... великого государя, как бранился в Кемском острожке перед архимаритом Вар... служка Ивашко Тарбеев с старцом Александром Стуколовым, что ныне на Моск...е строитель Илинарх. И у той де ...ной... руки...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напротив, возводились в соборные старцы иногда люди, совершенно не заслуживающие этой чести по своей молодости и безнравственности, но умевшие только заслужить личное благорасположение Варфоломея. Таков был соборный старец Иринарх Торбеев, человек молодой, не бывавший ни в какой монастырской службе. Будучи еще монастырской служкой Ивашком Никифоровым он понравился Варфоломею и сделался его «советником» и споспешником во всех делах его. За эти услуги Варфоломей скоро постриг его в монашество и «взял в собор» 109 . Самыми выдающимися, замечательными в истории Соловецкого возмущения и первыми сторонниками Варфоломея были; келарь старец Савватий Абрютин, казначей старец Боголеп (который сопровождал его в Москву), уставщик черный поп Геронтий – автор «Соловецких челобитных о вере» и строитель Соловецкого подворья в Москве старец Иосиф – впоследствии архимандрит Соловецкий, не принятый братией. Нам придется еще не раз встречаться с этими личностями, причем и роль их в истории возмущения сама собой выяснится; поэтому теперь будет достаточно пока об них сказать только то, что они для Варфоломея во все время его шаткого управления монастырем были главною и прочною его опорою. Савватий и Боголеп, как первые после настоятеля начальствующие лица в монастыре, помогали Варфоломею держать в покорности все братство; Геронтий, как соборный уставщик, наблюдал за церковным чином и священниками; а Иосиф по званию строителя московского подворья строго следил за делами в Москве, сообщал обо всем Варфоломею и в опасных случаях защищал его пред сильными мира. 110 В числе обиженных Варфоломеем и устраненных из его кружка умеренных старообрядцев особенно выдающимся был старец Герасим Фирсов; он замечателен и как автор «Слова о кресте», и как один из главнейших деятелей до 1666 года в пользу Соловецкого старообрядчества. Потому мы с ним теперь же познакомимся поближе. Старец Герасим Фирсов, по словам архимандрита Варфоломея, был в монастыре «старый составщик и коварник; без него не бывала никакая смута и мятеж 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010