Вниманию читателей предлагается Вторая редакция Жития Герасима Болдинского. Поскольку текст ее сохранился в единственном списке, дефектные чтения в необходимых случаях исправлены по тексту Первой редакции (по списку РГБ, ф. 236, 94) или по завещанию-уставу Герасима, текст которого дошел до нас только в одной рукописи (РГБ, ф. 310, 301, л. 126–128а об.). МЕСЯЦА МАЯ В 1 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ГЕРАСИМА, ЧУДОТВОРЦА БОЛДИНА МОНАСТЫРЯ, ЧТО В ГРАДЕ ДОРОГОБУЖЕ В СМОЛЕНСКИХ ПРЕДЕЛАХ Сей преподобный отец наш Герасим родился в граде Переславле Залесском у благочестивых родителей, отца именем Михаила и матери именем Марии; и были родители его Божьи угодники, праведные пред Богом и людьми и всякими добрыми делами преисполненные и украшенные, как Бог любит. Когда же родилось дитя, дали они имя ему во святом крещении Григорий. И росло дитя со временем как обычно, возрастая душою и телом и духом наполняясь, уразумевая страх Божий, – и милости Божии были на нем. И жил Григорий, во всем слушаясь родителей своих, был весьма смирен и кроток, к сверстникам своим для игр не присоединялся, но ходил каждый день в церковь ко всем службам, слушал божественное пение и чтение и печалился духом, размышляя о том, как скоро проходит кратковременное сие житие суетное. Стал отрок приходить в Данилов монастырь, и, видя старца Даниила и других старцев, наблюдал, как они служат Богу. Полюбил он Данилов монастырь больше родительского дома; видел старца Даниила, удивлялся и полюбил его больше родителей, других же старцев – больше родственников своих. Много раз ходил Григорий в тот монастырь, размышляя, как бы отречься от мира сего суетного. И когда достиг тринадцатилетнего возраста, пришел он, припал к ногам святого старца Даниила и стал молить со слезами, чтобы постриг его в иноческий образ. Старец же Даниил запрещал ему, говоря: «Чадо, юн ты еще, как будешь в лишениях трудиться и служить Богу? Много требуется терпения в иноческом образе». Отрок же молил старца, от ног его не вставая и орошая слезами землю: «Святой отец, не отвергай меня, грешника, от твоей святости, надеюсь, что сделаю я все на пользу благодаря тебе и твоим молитвам, только не прогоняй меня от своей святости». И тогда старец Даниил, видя его слезы и устремление сердечное к Богу, постриг его и нарек имя ему во иноках Герасим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Смоленский Феофилакт возглавил праздничные торжества в Герасимо-Болдинском монастыре 15 мая 2009 г. 10:34 13 мая, в канун празднования памяти преподобного Герасима Болдинского, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт посетил древнюю обитель епархии Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь , сообщает пресс-служба Смоленской епархии . Владыка Феофилакт и настоятель монастыря архимандрит Антоний (Мезенцев) обсудили широкий круг вопросов, касающийся внешней и внутренней жизни обители. 14 мая, в день памяти преподобного Герасима Болдинского, епископ Феофилакт совершил Божественную литургию в Введенском храме Герасимо-Болдинского монастыря. Владыке сослужило духовенство епархии. Во время богослужения в сан диакона был возведен студент V курса Смоленской духовной семинарии Андрей Попов. По окончании Божественной литургии владыка Феофилакт поздравил братию обители, а также многочисленных гостей и паломников, приехавших почтить память святого, с праздником, после чего состоялся крестный ход. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь был основан преподобным Герасимом. 9 мая 1530 года он освятил здесь первый деревянный Троицкий храм с приделом прп. Сергия Радонежского. Вскоре монастырь стал центром духовной жизни края. Крупные денежные пожертвования и постоянная царская забота позволили болдинским монахам приступить к каменному строительству. К концу XVI столетия здесь поднялись пятиглавый Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы и колокольня. Каждое сооружение представляло собой шедевр золотого века русского зодчества. В 1611 г. захваченный иноземцами Болдин монастырь стал пристанищем иезуитов. Обитель также подверглась поруганию и в период наполеоновского нашествия. В 1922 г. местные власти конфисковали церковное имущество, в 1943 г. были взорваны Троицкий собор, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Восстановление монастыря начато в 1964 г. 4 декабря 1997 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси, освятил восстановленный Введенский трапезный храм. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/645278.htm...

И. Некрасов ( Некрасов. 1948. С. 173). Успенская ц. стоит на высоком подклете. Ее четверик завершается 2 рядами закомар, оформляющими переход к восьмерику, увенчанному невысоким шатром; поверхность обширной апсиды разделена лопатками на 8 граней. Невысокий одноглавый придел увенчан 3 ярусами закомар. Облик сооружения позволяет его датировать не ранее сер. XVI в. Первым твердо датированным шатровым трапезным храмом была ц. прп. Сергия Радонежского на Троицком подворье в Кремле (1557, не сохр.); они известны в Солотчинском (ц. свт. Алексия, 1560, не сохр.) и старицком Успенском (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, 1570) мон-рях. К кон. XVI в. относятся Введенская ц. Герасимова Болдинского мон-ря , ц. вмч. Георгия Победоносца серпуховского Владычного мон-ря . Сузить хронологические границы до посл. четв. XVI в. позволяет посвящение придела, к-рый связан с известным вкладчиком мон-ря - Диомидом Ивановым Черемисиновым, купившим земли в Юрьев-Польском у. в 70-80-х гг. XVI в. и погибшим в бою на Тереке в 1604 г. ( Мордвинова С. П., Станиславский А. Л. Состав особого двора Ивана IV в период «великого князя» Симеона Бекбулатовича//АЕ за 1976 г. М., 1977. С. 189). Такой датировке соответствуют композиционные особенности этой церкви. Устройство выделенного в отдельный объем придела, завершенного рядами кокошников, характерно именно для конца столетия. В архитектуре шатровых церквей конца столетия есть др. особенность - граненая апсида, присутствующая у трапезного шатрового храма Герасимова Болдинского мон-ря. Вместе с тем в декоративной обработке апсиды заметны мотивы, заимствованные у более ранних построек Е. м., напр. килевидные ниши, аналогичные использованным в церкви-колокольне. Здесь поле ниш украшено керамическими вставками. Церковь-колокольня Рождества св. Иоанна Предтечи. 50-е гг. XVI - 1 -я пол. XVII в. Фотография. 2007 г. Церковь-колокольня в честь Рождества св. Иоанна Предтечи возведена, вероятно, в 50-х гг. XVI в. Ее композиция сложилась под влиянием столпообразной ц.-колокольни в честь Происхождения честных древ (1515) суздальского Покровского монастыря.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в.- 26 окт. 1588, Вологда), свт. (пам. 26 окт., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых), еп. Вологодский и Великопермский. Сохранилось краткое житие А., составленное в Вологде в нач. XVII в. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 258-258 об., 1-я пол. XVIII в.; ГИМ. Увар. 107. Л. 69, нач. XVIII в.). В юном возрасте он принял монашеский постриг в Герасимовом Болдинском мон-ре близ Дорогобужа, основанном в 1528 г. А. подвизался под духовным руководством прп. Герасима Болдинского , к-рым был рукоположен во иеромонаха. Впосл. (не позднее 1576) А. стал 3-м игуменом мон-ря, приняв от Иосифа Краснописца попечение о братии. При настоятельстве А., в 1576 г., было переписано завещание-устав основателя обители (единственная копия с этого списка сохранилась в рукописи: РГБ. Унд. 301, 1663 г.). А. написал житие прп. Герасима Болдинского (1-я, т. н. Антониева, редакция). В окт. 1586 г. митр. Московский и всея Руси Дионисий возглавил хиротонию А. во епископа Вологодского и Великопермского. В последний год жизни святителя близ Вологды произошло чудесное явление Владимирской иконы Божией Матери , на место явления иконы А. для свидетельства о чуде послал ключаря Софийского собора свящ. Иоанна Емельянова и впосл. повелел здесь построить храм и мон-рь в честь Пресв. Богородицы (буд. Владимирская Заоникиева пуст.- см. Иосиф Заоникиевский ). 1 окт. 1588 г. А. освятил придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна IV Васильевича Грозного , в Софийском соборе, к-рый был возведен в Вологде повелением царя Иоанна IV в 1568 - 1570 гг. и все эти годы оставался необустроенным. Уже изнемогая телесно, А. ежедневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам; здесь он совершил последнюю Божественную литургию. Более 3 недель тело А. не было предано земле (ждали, когда из Ростова по благословению Московского митр.

http://pravenc.ru/text/115856.html

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1585 и 1592. Собрана из частей в 1987 г.. Адрес: РФ, Смоленская обл., Дорогобужский район, п/о Полибино, с. Болдино Координаты: 54.926741, 33.520848 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня - восстановленное в 1988 г. крупное трехъярусное сооружение в виде шестигранного столпа по оси собора. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Цоколь отделен от первого яруса валиком, второй ярус от первого - валиком между двумя полочками. Средний ярус завершен широким поясом. В северо-восточной грани были установлены часы. Парапеты под арками звона украшены ширинками. Ребра колокольни во всех ярусах закрыты широкими огибающими лопатками. Завершают колокольню три ряда кокошников вперебежку и шлемовидная главка. Внутри все три яруса перекрыты сомкнутыми сводами и связаны внутристенной лестницей. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Отдельно стоящая трёхъярусная колокольня (её " прототип " был возведён в середине 1590-х годов) уникальна как тем, что она представляет собой в плане шестигранник, так и перекрытием, состоящим из трёх ярусов кокошников. П. Д. Барановский отмечал, что это " чрезвычайно редкая в применении к колоколольням форма " . Кстати сказать, ярусы кокошников незадолго до революции открыл именно Пётр Дмитриевич - в пору первого обследования зданий обители, проведённого им, они были закрыты железной крышей. Крыша эта (поначалу деревянная), как предположил учёный, появилась после " литовского разорения " ввиду отсутствия средств на ремонт покрытия по закомарам. Потом она " прижилась " , и о кокошниках попросту забыли. Восстановленная в первоначальном виде, с тремя сужающимися рядами кокошников (18, 13 и 11 в каждом ярусе), венчающими ярус звона, над которыми вырастает узкий барабан с главкой, колокольня выглядит очень выразительно, сообщая зрителю ощущение благородной простоты. Ярус звона снабжён шестью широкими проёмами между массивными столбами; нижние ярусы (в среднем когда-то находилась ризница) - практически глухие, в них имеются лишь узкие растёсанные оконца.

http://sobory.ru/article/?object=37785

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/121748_5.html

Среди иноков обители особо выделялся праведной жизнью старец Даниил, сподвижник великого князя Василия III Иоанновича (1479-1533), крестный отец его сына, будущего царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530-1584). (2) Отрок Григорий часто посещал опытного старца, который в беседах о спасительных истинах веры оказывал на него большое влияние. В тринадцать лет Григорий со слезами умолил преподобного Даниила принять его к себе на послушание. Вот как об этом сказано в житии преподобного Герасима: " Прииде Григорий и припаде к ногам святаго старца Даниила и начат молити его со слезами, дабы постриг его в иноческий образ. Преподобный же старец возбраняше ему, глаголя: Чадо, юну ти сущу, како имаше понести труды иноческого жития и подвизатися? Много бо потребно терпения во иноческом образе " . Вняв неоднократным просьбам Григория, провидя, что юноша станет великим подвижником и прославит Церковь, преподобный Даниил принял его и вскоре постриг его в монашество с наречением имени Герасим. Преподобный взял его под свое руководство и за много лет воспитал в духе веры и церковных преданий. Преподобный Даниил всегда оставался для Герасима примером строгой, чистой и богоугодной жизни. (3) В то время в полутора верстах (1,6 км.) от Переславля преподобный Даниил начал строительство храма в честь Всех Святых, положившего начало Троицкому монастырю, впоследствии получившему название Данилова. (4) Обитель строилась на " Божедомии " , то есть на месте, где стояла богадельня, окормлявшая духовно и телесно увечных, слепых, хромых и не способных к работе. Новый монастырь взял на себя заботу об этих несчастных. Преподобный Даниил благословил Герасиму уход за ними. Помимо необыкновенного трудолюбия, Герасим отличался редким добронравием, кротостью и мягкостью. Всю свою жизнь он ревностно подвизался в подвигах поста и молитвы, стараясь неукоснительно соблюдать келейное правило. Под духовным началом старца Даниила преподобный Герасим прожил двадцать шесть лет. Герасима, также как и его духовного отца, лично знал великий князь Московский Василий Иоаннович. За подвижническую жизнь Герасим почитался и среди его приближенных бояр. (5)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Сделаю выводы: житие Герасима Болдинского выдвигает в личности святого его организационные способности и стремления, направленные на внешнюю сторону жизни, на установление внешнего ее порядка; сообразно тому заметен интерес к внешним проявлениям подвижничества и карательный характер чудес, как описываемых в житии, так и посмертных; в некоторой степени выступает в рассказах о чудесах и элемент демонологический. С другой стороны и в этом житии отражается черта близости к государю и особенное преклонение перед идеей царской власти, делающее царя распорядителем и в духовных делах. Мне остается сказать несколько слов о сохранившемся до нас и упомянутом выше „Законе преподобного Герасима Болдинского» 380 . Эту редкую статью В. О. Ключевский имел основание назвать автобиографией Герасима; действительно, кроме наставлений братии перед вечной разлукой Герасим рассказывает здесь и основные факты своей жизни, главным образом останавливаясь на сооружении четырех своих обителей, перечисляет церкви в них, указывает число братии; указывает число лет, проведенных им в разных местах его подвига. Наставления Герасима касаются почти исключительно внешнего чина и организации монастырской жизни: 1) игуменов избирать из числа своих иноков и бить челом государю, чтобы чужого не наслал; 2) соблюдать чин общежития, общность во всемъ имении и пище, „в любви и без вражды и без ропоту»; если священнослужитель не захочет одежды, давать ему два рубля в год; 3) избегать хмельного пития; 4) не жить мирянам в кельях; женщинам не входить в обитель, кроме трех дней года: св. Троицы, Сергия Радонежского, Петра митрополита (21 декабря); 5) прегрешающих наказывать монастырским смирением, а в случае ослушания изгонять; по совету старцев лишать и игумена его звания, если он „станет жити не по монастырскому чину»; 6) даются указания о правах и обязанностях 12-ти соборных старцев. Из этого изложения видно, что „закон» Герасима верно передан в его житии, в приписанном святому предсмертном поучении; он рисует перед нами Герасима именно со стороны его организаторской деятельности, направленной главным образом на внешние определения и установление внешнего строя и чина монастырской жизни. С этой стороны Герасим может быть сопоставлен с Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким , а закон его с знаменитой, гораздо более обстоятельно проводящей свои основные принципы, Духовной Грамотой Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оба направления церковной жизни XVI века нашли свое отражение и в житиях современных святых. Они далеко еще не изучены, не изданы, но исследование Кадлубовского дает возможность проследить и в XVI веке те же два типа русской святости, что и в XV. В ряде случаев, однако, мы не можем причислить святого к определенной школе: по недостаточной ли конкретности биографии или по самому характеру: умеренному, среднему – духовного пути подвижника. Можно отметить одно: направление, восторжествовавшее в жизни и в иерархическом строе Русской Церкви, далеко не торжествует в лике ее святых. Здесь можно наблюдать скорее обратное соотношение. К святым осифлянского направления можно причислить с уверенностью лишь Даниила Переяславского и Герасима Болдинского. Никто из непосредственных учеников преподобного Иосифа не был канонизован. Но Даниил († 1540) постригся в Боровском монастыре при Пафнутии и был, следовательно, содругом Иосифа по духовной школе и учителем Герасима Болдинского. Его богатое фактическим содержанием житие рисует святого с отроческих лет преданным суровой аскезе. Подражая Симеону Столпнику, мальчик стянул свое тело под одеждой веревкой от лодки; родители недоумевали о причине болезни сына, пока не обнаружили " смрад исходящь и плоть гниющу " . Другая его черта, тоже навеянная древней аскетической литературой: никто не мог уговорить его мыться в бане. Эту строгость к баням святой проявил впоследствии и в своем монастыре в бытность игуменом. После двенадцати лет в Боровске Даниил возвращается в Переславль и живет здесь в разных монастырях, взяв на себя особое служение – погребение умерших нечаянной смертью. Основав свой собственный Троицкий монастырь, он показал себя игуменом строгим и очень внимательным к распорядку монастырского быта. Однако аскетическая суровость его юности значительно смягчилась. Монастырь свой он поставил, подобно Иосифу, в тесную зависимость от московских великих князей, которые именуются в житии царями. Даже основание новой обители объясняется царским повелением, на что у Даниила имелись и практические соображения: " Аще не в царском имени будет тая церкви, ничто же по нас успеется, кроме оскудения " . Василий III назначает ему в старости преемника и делает его крестным отцом своих сыновей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Герасим Болдинский. Икона. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. (ГНИМА) (Григорий Михайлович; 1488/89, Переславль-Залесский - 1.05.1554, Герасимов Болдинский мон-рь), прп. (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), основатель 4 общежительных мон-рей. Главными источниками сведений о Г. являются 2 редакции его Жития и завещание («Изустная память», «Закон», устав Г.). В юности святой избрал духовным отцом прп. Даниила Переславского . В 1501/02 г., в возрасте 13 лет, Григорий поступил послушником в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где настоятельствовал его духовник. Позднее юноша перешел в основанный прп. Даниилом в 1508 г. переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы муж. мон-рь , где был пострижен в монашество своим духовным отцом, о чем сообщается в Житии прп. Даниила (написано в 1553-1562), к-рое также рассказывает о том, что Г. был «кожествец» (кожевник). Г. был любимым учеником прп. Даниила, неоднократно сопровождал его в поездках в Москву; переславских подвижников хорошо знали при дворе вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1526 г. (согласно Житию, за 2 года до основания Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря , что, по свидетельству Г., произошло в 1528) Г., получив благословение прп. Даниила на пустынножительство, покинул Данилов Троицкий мон-рь (сообщение Жития Г. о том, что святой прожил в Троицком мон-ре 26 лет, следов., покинул его в 1527/28, отражает позднейшие подсчеты агиографов и не подтверждается «Изустной памятью»). Г. поселился в смоленских землях, к-рые незадолго до этого (1514) вошли в состав Российского гос-ва, после того как в течение более 100 лет являлись частью Литовского великого княжества . Преподобный поставил небольшую хижину в Дорогобужском у., недалеко от Ст. Смоленской дороги («многошественной стези»), повесил при дороге на дереве «кузовец» для сбора милостыни, питался тем, что клали в него проходившие по дороге люди, к-рые «веляху ему молити Бога о них», делился полученным хлебом и деньгами с путниками и нищими. Когда святой покидал хижину, ее и «кузовец», согласно Житию, от зверей, птиц и людей охранял ворон. На подвижника неоднократно нападали местные жители (согласно 2-й редакции Жития, за то, что занял их «вотчину»), «злии убийцы разбойницы», проходившие по дороге путники.

http://pravenc.ru/text/164547.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010