Житие Герасима Болдинского Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой Житие Герасима Болдинского сохранилось в двух редакциях. Первая редакция Жития была составлена игуменом Болдинского монастыря Антонием не позднее 1586 г., когда Антоний стал Вологодским епископом (умер Антоний в 1588 г. и был погребен в Вологодском Софийском соборе). При работе над Житием Антоний использовал ценный исторический источник – завещание-устав самого Герасима, в котором преподобный кратко рассказывает об основании четырех монастырей и предписывает правила жизни в обителях; правила эти типичны для общежительных монастырей. Из завещания-устава Антоний взял точные даты и некоторые обстоятельства основания монастырей, имена назначенных Герасимом игуменов; текст монастырского устава Герасима почти без изменений вошел в Житие в качестве предсмертного поучения святого. Составляя Житие Герасима Болдинского, Антоний продемонстрировал достижения Макарьевской агиографической школы и одновременно сумел соединить высокую стилистику с реальной основой содержания большинства эпизодов Жития. Первая редакция Жития сопровождается рассказами о семнадцати посмертных чудесах святого. Текст Первой редакции сохранился всего в двух списках XVII в. (РГБ, ф. 310, 600, л. 142–210 об.; РГБ, ф. 236, 94, л. 165–220). Вторая редакция Жития Герасима Болдинского составлена неизвестным автором спустя непродолжительное время после труда Антония. Автор Второй редакции переработал текст антониева Жития, исключив целый ряд основанных на риторике фрагментов и составив более простой и лаконичный рассказ о жизни святого. Многие житийные эпизоды предстают отражением реальных картин монастырского быта. Перерабатывая более абстрактное повествование антониева Жития, автор Второй редакции конкретизирует рассказ, уточняет разного рода детали, выявляет реальные причинно-следственные связи. Он старается более точно цитировать завещание-устав Герасима (текст его он несомненно имел перед собою при работе над Житием). Наиболее значительным отличием содержания Второй редакции является отсутствующий в антониевом Житии рассказ об основании Герасимом монастыря в Свирковых Луках. Эта часть текста Второй редакции наиболее ярко отражает творческую манеру неизвестного автора, которая характеризуется стремлением к реальности повествования наряду с упрощением стиля и приемом литературной разработки рассказа. Во Второй редакции Жития нет тех семнадцати рассказов о чудесах, которые имеются в Первой редакции; ее сопровождает рассказ о другом чуде, но сохранилось лишь начало этого рассказа. Текст Второй редакции известен только в одном списке XVII в. (РНБ, собр. Погодина, 711), повествование в котором обрывается после нескольких начальных фраз рассказа о посмертном чуде преподобного Герасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Собор Троицы четырехстолпный и крестовокупольный, с пятью главами, был сложен из кирпича. Архитектура этого здания очень близка храму " годуновского типа " в селе Большие Вяземы под Москвой, возведенному также в кон. 16 в. Собор имел позакомарное покрытие. С юга и с севера к нему симметрично примыкали два придела, увенчанные тремя ярусами кокошников и главами. Фасады собора членились тонко профилированными лопатками. Декоративные килевидные нишки украшали постаменты барабанов и сплошной лентой охватывали четверик храма под карнизом в основании закомар, повторяясь на апсидах приделов. С трех сторон здание окружала крытая галерея. Колокольня. Восстановленное в 1988 г. крупное трехъярусное сооружение в виде шестигранного столпа по оси собора. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Цоколь отделен от первого яруса валиком, второй ярус от первого - валиком между двумя полочками. Средний ярус завершен широким поясом. В северо-восточной грани были установлены часы. Парапеты под арками звона украшены ширинками. Ребра колокольни во всех ярусах закрыты широкими огибающими лопатками. Завершают колокольню три ряда кокошников вперебежку и шлемовидная главка. Внутри все три яруса перекрыты сомкнутыми сводами и связаны внутристенной лестницей. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Собор достроен и освящен в 2010. Вот статья с сайта Патриархии: 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря, а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

http://sobory.ru/article/?object=11062

Когда преподобный Герасим основал (в 1528г.) Свято-Троицкий Болдинский монастырь в 15 верстах от Дорогобужа, то слава о его подвигах и духовной опытности вскоре привлекла к нему множество учеников, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь и достигнуть спасения совей души. Под конец жизни преподобного Герасима у него было 140 человек братии, несмотря на бедность монастыря и строгость его устава. Приходили к преподобному и миряне, желавшие иночества, и иноки других монастырей, искавшие более строгой жизни и желавшие пользоваться его наставлениями и примером. При отеческой заботливости преподобного о спасении собранного им братства казалось, что все оно имеет одну душу, одно желание, так что и после блаженной кончины преподобного Герасима основанный им Болдинский монастырь долго еще славился строгостью жизни своих иноков, между которыми немало было подвижников добродетели, истинных рабов Божиих. Таков был блаженный Аркадий, скончавшийся в затворе, и многие другие, основавшие впоследствии свои монастыри. Но всех ближе по духу к преподобному Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения - неизвестно. Известно только то, что Антоний был постриженник и любимейший ученик преподобного Герасима. Он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата преемника при. Герасима, всею братиею единогласно избран был в игумена на его место. Своею отеческою заботливостью, о благоустроении вверенного ему стада, кротостию и любовию ко всем. Незлобием и детскою простотою сердца он не только привлек к себе сердца братии и служил для нее примером, но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда Вологодская архиерействующая кафедра, после епископа Варлаама I, сделалась праздною, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее " многаго ради добродетельного жития своего " . Игумен Болдинский, избранный на Вологодскую кафедру помимо всех других архимандритов, игуменов и настоятелей монастырей, более славных и близких к Москве, был рукоположен в епископа митрополитом Дионисием II 2октября 1586 года и вскоре затем прибыл в Вологду и вступил в управление паствою. С апостольскою ревностию принялся он за управлением обширнейшею епархией, не жалея ни трудов своих. Ни здоровья, стараясь всем быть вся (1 Кор. IX, 22) и всех привлекая к себе любовию. Недолго, впрочем, привелось ему с высоты архипастырской кафедры светить пастве светом своих добродетелей и назидать пасомых словом и житием. От юности пребывал в бдениях и ношениях, он, как зрелая пшеница, давно готов был в небесную житницу и горел желанием разрешиться и со Христом быти (Фил. I, 23). Только два года и две недели продолжалось его управление Вологодской епархией.

http://pravicon.com/info-1786

Скачать epub pdf Май 1 Тамара Великая, благоверная царица Грузии Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась около 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории. В этот период заметно оживились дружественные отношения Грузии с братской единоверной Русью. Царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году правитель Римского султана Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама . Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужения. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды; 1/14 мая – в день преставления и вторично в неделю жен-мироносиц (переходящее празднование). Герасим Болдинский, преподобный Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником. Вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в.- 26 окт. 1588, Вологда), свт. (пам. 26 окт., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых), еп. Вологодский и Великопермский. Сохранилось краткое житие А., составленное в Вологде в нач. XVII в. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 258-258 об., 1-я пол. XVIII в.; ГИМ. Увар. 107. Л. 69, нач. XVIII в.). В юном возрасте он принял монашеский постриг в Герасимовом Болдинском мон-ре близ Дорогобужа, основанном в 1528 г. А. подвизался под духовным руководством прп. Герасима Болдинского , к-рым был рукоположен во иеромонаха. Впосл. (не позднее 1576) А. стал 3-м игуменом мон-ря, приняв от Иосифа Краснописца попечение о братии. При настоятельстве А., в 1576 г., было переписано завещание-устав основателя обители (единственная копия с этого списка сохранилась в рукописи: РГБ. Унд. 301, 1663 г.). А. написал житие прп. Герасима Болдинского (1-я, т. н. Антониева, редакция). В окт. 1586 г. митр. Московский и всея Руси Дионисий возглавил хиротонию А. во епископа Вологодского и Великопермского. В последний год жизни святителя близ Вологды произошло чудесное явление Владимирской иконы Божией Матери , на место явления иконы А. для свидетельства о чуде послал ключаря Софийского собора свящ. Иоанна Емельянова и впосл. повелел здесь построить храм и мон-рь в честь Пресв. Богородицы (буд. Владимирская Заоникиева пуст.- см. Иосиф Заоникиевский ). 1 окт. 1588 г. А. освятил придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна IV Васильевича Грозного , в Софийском соборе, к-рый был возведен в Вологде повелением царя Иоанна IV в 1568 - 1570 гг. и все эти годы оставался необустроенным. Уже изнемогая телесно, А. ежедневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам; здесь он совершил последнюю Божественную литургию. Более 3 недель тело А. не было предано земле (ждали, когда из Ростова по благословению Московского митр.

http://pravenc.ru/text/115856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Герасим Болдинский. Икона. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. (ГНИМА) (Григорий Михайлович; 1488/89, Переславль-Залесский - 1.05.1554, Герасимов Болдинский мон-рь), прп. (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), основатель 4 общежительных мон-рей. Главными источниками сведений о Г. являются 2 редакции его Жития и завещание («Изустная память», «Закон», устав Г.). В юности святой избрал духовным отцом прп. Даниила Переславского . В 1501/02 г., в возрасте 13 лет, Григорий поступил послушником в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где настоятельствовал его духовник. Позднее юноша перешел в основанный прп. Даниилом в 1508 г. переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы муж. мон-рь , где был пострижен в монашество своим духовным отцом, о чем сообщается в Житии прп. Даниила (написано в 1553-1562), к-рое также рассказывает о том, что Г. был «кожествец» (кожевник). Г. был любимым учеником прп. Даниила, неоднократно сопровождал его в поездках в Москву; переславских подвижников хорошо знали при дворе вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1526 г. (согласно Житию, за 2 года до основания Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря , что, по свидетельству Г., произошло в 1528) Г., получив благословение прп. Даниила на пустынножительство, покинул Данилов Троицкий мон-рь (сообщение Жития Г. о том, что святой прожил в Троицком мон-ре 26 лет, следов., покинул его в 1527/28, отражает позднейшие подсчеты агиографов и не подтверждается «Изустной памятью»). Г. поселился в смоленских землях, к-рые незадолго до этого (1514) вошли в состав Российского гос-ва, после того как в течение более 100 лет являлись частью Литовского великого княжества . Преподобный поставил небольшую хижину в Дорогобужском у., недалеко от Ст. Смоленской дороги («многошественной стези»), повесил при дороге на дереве «кузовец» для сбора милостыни, питался тем, что клали в него проходившие по дороге люди, к-рые «веляху ему молити Бога о них», делился полученным хлебом и деньгами с путниками и нищими. Когда святой покидал хижину, ее и «кузовец», согласно Житию, от зверей, птиц и людей охранял ворон. На подвижника неоднократно нападали местные жители (согласно 2-й редакции Жития, за то, что занял их «вотчину»), «злии убийцы разбойницы», проходившие по дороге путники.

http://pravenc.ru/text/164547.html

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь. Фото Дениса Артеменко. ЖМП 3 март 2021 /  8 апреля 2021 г. 16:00 Возрожденный из руин ЗАВЕРШИЛАСЬ ДЛИВШАЯСЯ ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РЕСТАВРАЦИЯ СВЯТО-ТРОИЦКОГО ГЕРАСИМО-БОЛДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ«… Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители.  PDF-bepcuя. В Послании митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Мос­ковского и всея Руси) по случаю празднования 450-летия преставления преподобного отца нашего Герасима Болдинского, чудотворца, говорилось: «Имя этого угодника Божия, навсегда вошедшее в историю русской святости и нашего государства, дорого каждому из нас, дорого всем, кто прикасается к святыням Смоленщины. Преподобный Герасим, будучи духовным учеником и преемником " игумена земли Русской " преподобного Сергия Радонежского, продолжил деятельность по объединению нашего народа, преодолевая ненависть, раздоры, споры и разногласия с помощью единственно действенного оружия — проповеди любви и единения, величайшим образом которых является Святая Живо­начальная Троица». Вехи истории Болдинский монастырь основал преподобный Герасим. 9 мая 1530 года им был освящен первый деревянный Троицкий храм с приделом Сергия Радонежского. Монастырь находился среди вековых дубов — «болда», давших название местности, рядом с небольшой речкой Болдинка.

http://e-vestnik.ru/church/vozrozhdennyy...

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е гг. В 1843 г. при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм взорван в 1943 г. Первый этаж восстановлен в 1960-e гг. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 гг. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 4 декабря 1997 г. По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/1175496.html Здесь на берегу р. Болды в мае 1530 года преподобный Герасим основал мужскую обитель, получившую известность далеко за пределами Смоленщины " - гласит надпись на столбе, указывающим поворот со старой Смоленской дороги к монастырю. Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор, колокольня, монастырские стены и трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы. Согласно гипотезе Петра Барановского, в строительстве этих храмов принял участие государев зодчий, выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов Фёдор Савельич Иванов (Конь). Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен до 1590 года. Это кирпичная трапезная церковь, стоящая на высоком подклете. Четверик одноапсидной церкви был увенчан восьмериком под высоким каменным шатром, с запада к церкви примыкала обширная трапезная палата, с юга - келарская. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским приделом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством Петра Дмитриевича Барановского. Вот как писал о Введенском храме Барановский в то время: " Каменный монастырский храм во имя Введения, с примыкающей к нему с запада трапезной, принадлежит к типу шатровых храмов русского зодчества. Эта исконная и любимая, глубоко народная форма русских деревянных сооружений выразилась в каменных храмах того же шатрового типа с середины XVI до середины XVII в. и подверглась затем гонению со стороны духовенства, желавшего возвратиться к сооружениям византийского типа.

http://sobory.ru/article/?object=11063

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a oficiat Dumnezeiasca liturghie la catedrala „Adormirea Maicii Domnului” din or. Smolensk 30 august 2015 18:08 30 августа 2015 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Перед началом богослужения Святейший Владыка поклонился чудотворной Смоленской иконе Божией Матери. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Смоленский и Рославльский Исидор ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Вяземский и Гагаринский Сергий ; протоиерей Михаил Горовой, благочинный Смоленского городского округа, старший священник Успенского кафедрального собора г. Смоленска; архимандрит Антоний (Мезенцов), настоятель Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского мужского монастыря; протоиерей Григорий Трубин, ключарь Успенского кафедрального собора; духовенство  Смоленской митрополии . В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, и.о. губернатора Смоленской области А.В. Островский, председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов, глава г. Смоленска Е.А. Павлов, глава администрации г. Смоленска Н.Н. Алашеев. Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Успенского кафедрального собора (регент — Е.Г. Фролова), детский хор Смоленской православной гимназии и Успенского кафедрального собора (регент — О.Н. Яковлева), сводный хор Смоленской духовной семинарии и Смоленского духовного училища (регент — игумения Елисавета (Киселева)). Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов ГТРК-Смоленск и «Союз». Для удобства горожан и паломников на площади перед кафедральным собором и на набережной реки Днепр были установлены большие экраны, на которых шла трансляция богослужения. На малом входе во внимание к трудам по становлению и развитию Смоленской духовной семинарии, которая из всех духовных школ Русской Православной Церкви первой получила государственную аккредитацию, Святейший Патриарх Кирилл удостоил ректора семинарии протоиерея Георгия Урбановича права ношения креста с украшениями.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4214074...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Монастырские уставы XVI и XVII веков Первая попытка реформировать монастырскую жизнь, поднять ее духовный уровень, предпринятая со стороны церковной иерархии, приходится лишь на конец 1-й четверти XVI в. Почин шел от архиепископа Новгородского Макария, будущего митрополита Московского. В 1526/27 г. он направил послание великому князю Василию III, в котором просил его о разрешении на некоторые перемены и улучшения в устройстве монастырей своей епархии . В своем послании Макарий писал, что лишь четыре монастыря в Новгородской епархии живут по киновийному уставу, а все остальные — по идиорритме и вообще в монашеской жизни много нестроений. Из летописи мы знаем, что в 1528 г. Макарий вызвал всех игуменов епархии в Новгород и в своем архипастырском слове рекомендовал им принять меры по исправлению монашеской жизни и ввести в управляемых ими обителях строгий общежительный устав. 16 игуменов пообещали сделать это, а двое воспротивились советам архиерея и настаивали на сохранении идиорритмы в своих монастырях. Архиепископ, по словам летописи, не принуждал упрямых настоятелей, сказал только, что за свои дела они будут отвечать перед Богом. В связи с этой реформой архиепископ Макарий разослал по монастырям так называемую «Уставную грамоту», в которой повторил свои наставления о соблюдении общежития. Одна из этих уставных грамот, направленная в Свято-Духовской монастырь, сохранилась до наших дней . Эти наставления Макария не отличаются от других киновийных уставов, например от устава прп. Иосифа, изложены они в очень ясной форме. Любопытно, что у Макария мы обнаруживаем черту, которая повторится позже в уставе прп. Герасима Болдинского, а именно упоминание о праве братии указывать настоятелю на нарушения им монастырского устава.

http://sedmitza.ru/lib/text/436570/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010