Композиция «Видение Лествицы» благодаря аскетическому и эсхатологическому содержанию иллюстрируемого текста имела большое значение для древнерус. лит. и иконописной традиций. На Руси слав. переводы «Лествицы» были известны с раннего времени, особое распространение они получили с XIV в. К этому времени принадлежит болг. список «Лествицы» (РНБ. Погод. 1054, сер. XIV в.), где сохранились 2 миниатюры: с изображением И. Л., стоящего у лестницы со ступенями, на к-рых надписаны названия пороков и добродетелей, и И. Л. с раскрытым свитком в руках перед группой монахов. В рукописи «Лествицы» из НГОМЗ (нач. XV в.) есть миниатюра с изображением автора (Л. 156 об.), но в отличие от множества миниатюр визант. периода, где И. Л. изображался пишущим, здесь святой представлен в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, правая рука поднята (жест оратора), в левой - раскрытый свиток с текстом: «Въсходите, всходте, всхд[ы] те[ ]…» Рукопись из собрания В. А. Десницкого (РГБ. Ф. 439. Оп. 2. Карт. 21. 1. 341, 1-я четв. XV в.) украшена 2 миниатюрами: «Наставление Иоанна Лествичника братии» (на фоне храма) и «Лествица» (Л. 1 об., 11). Две аналогичные миниатюры включены в рукопись «Лествицы» И. Л. со Словами Иоанна Кассиана Римлянина и отшельника Филимона (РНБ. Погод. 1058. Л. 13 об.- 14, 80-е гг. XV в.). В сцене наставления И. Л. изображен на полукруглом амвоне перед одноглавым храмом, на свитке в его руках текст: «Но възыдем со усердием и верою, молю умнаго и небеснаго…». Портрет И. Л. в рост, со свернутым свитком в левой руке имеется в рукописи «Лествицы» из собрания гр. А. С. Уварова (ГИМ. Увар. 447/192/181. Л. 1 об., XV в.). В рукописи из Лисицкого мон-ря (РГБ. Рум. Ф. 256. 200. Л. 12 об., 1431 г.) сохранилось графическое изображение «Лествицы» с названием каждой из глав книги, как в древних манускриптах. На миниатюре из рукописи, содержащей «Лествицу» и Паренесис прп. Ефрема Сирина, вложенной Герасимом (Замыцким) в Троице-Сергиев монастырь (РГБ. Ф. 304/I. 162. Л. 8 об., нач. XVI в.; атрибутируется Г. В. Поповым артели Дионисия), И. Л. представлен с развернутым свитком на ступенях храма, от к-рого к небесам по 30-ступенчатой лестнице поднимаются монахи; достигших небес встречает Иисус Христос, падающих же поглощает дракон с разверстою пастью. Изображение И. Л. есть в рукописи из Чудова мон-ря (ГИМ. Чуд. 224, 70-е гг. XVI в.). В рукописной кн. «Лествица Иоанна Лествичника с дополнениями» (1622) из Николо-Угрешского мон-ря (ГИМ. Епарх. 60 223. 454) помещена миниатюра, на к-рой изображены лестница, развернутое изображение небес с Христом, Богородицей и апостолами, ад.

http://pravenc.ru/text/471351.html

CPG 7850–7853 (=CPGS 7852); DS 8. 369–389 Преп., игумен Синайского монастыря. По названию своего классического произведения часто именуется также «Лествичником». Умер ок. 649 г. (см. 4 .1820). Прежняя традиц. датировка жизни (которой продолжали придерживаться нек-рые ученые и после публикации Ф. Но) – не позднее конца VI в. Житие BHG 882–883h 1728 . PG 88. 596–608. Сост. Даниилом Раифским. Версии, рукописи и издания см. в BHG. Лествица Греческий текст Рукописи и схолии 1729 . Cataldi Palau А. С. Note alle glosse lessicografiche del ms. Urbani 29 (Genova, Biblioteca Franzoniana)//Bollettino dei classici. Roma 1990. 11. 206–221. [Глоссы в рук. Иоанна Лествичника X в. Предпол. о происх. копии и схолий из круга Арефы]. 1730 . D’Agostino М., Lugato Е. loannes Klimax, Scala Paradisi (Vat. gr. 1754, s. Xl/XII)//Oriente Cristiano e Santità Figure e storie di santi tra Bizanzio e l’Occidente/A cura di Gentile S. Venezia 1998. 181–186. 1731 . Géhin P. Le plus ancien manuscript grec de l’lnstitut Français d’Études Byzantines (IFEB 45)//REB 1995. 53. 289–293. [В первой части ркп XIV в. ряд слов в сопровождении 124 схолий; тексты второй части под именем Нила, но принадлежат, в осн., Евагрию]. 1732 . Noret J. Le dernier binion du manuscript Pantéléimon 548: du Jean Climaque avec des scholies, partiellement inédites//Philohistôr. Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. Schoors A., Deun P. van. Leuven 1994. 251–256. (Orientalia Lovaniensia Analecta. 60). 1733 . Osieczkowska C. Note sur le Rossianus 251 de la Bibliothèque Vaticane//Byz 1934. 9. 261–268. 1734 . Papadopulos-Kerameus Α. Φωτου Πατρνρχου Σχλνα ες τν Κλμακα//Правосл. Палестинский сборник. 1892. 2(11). 21–24. 1735 . Smith A. Codex Climaci rescriptus. Cambridge 1909. (Horae Semiticae. 8). Иллюминированные рукописи 1736 . Попов Г. В. Дионисий и московская миниатюра (Иллюстрации Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого – памятник белозерского периода деятельности артели художника)//Древнерусское искусство: Рукописная книга. М. 1972. 256–285. [Анализ Лествицы в собр. РГБ, ф. 304, 162].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Димитрий Гирардис, грек, купеческий сын. Учился в Троицкой семинарии и во время ученичества был помощпиком учителя греческого языка в 1774–5 г. В 1776 г. уволен «в свою нацию». Григорий (в монашестве Гедеон) Замыцкий села Копнина дьячков сын. Учился в Троицкой семинарии с 1764 г. В 1775 году, будучи студентом богословия, назначен помощником учителя нисшего класса. В 1776 году опредлен учителем еврейского и греческого языков. Пострижен в 1778 году. В 1782 г. взят на чреду священнослужения в Петербург (слова его, говоренныя там, изданы в 1786 г.); оттуда послан в сан архимандрита в казанский Спасопреображенсюй монастырь и в 1787 г. опредлен на должность ректора казанской академии, в 1790 г переведен в свияжский монастырь, в 1793 г. отказался от должности ректора, и в следующем году переведен во Владимир в Царевоконстантиновский монастырь и получил должность ректора владимирской семинарии; в 1800 г. переведен в тверской Колязии монастырь, оттуда в Псковопечерский, в 1802 г. в Воскресенский (Новый иерусалим): в 1805 г. хиротонисан во епископа вятского. Скончался в 1817 году 329 . Михаил (в монашестве Мисаил) Смирнов, воспитанник Троицкой семинарии. В 1782 году на место Гедеона определен учителем греческого и еврейского языков и в сем году пострижен, в монашество; в 1784 г. переведен учителем на Перерву. Александр Сергеевич Никольский, села Горошкова дьячков сын. Учился в Троицкой семинарии с 1765 года; в 1776 г. определен учителем нисшего класса и вместе с тем ему назначено быть помощником наместника Павла в преподавании французского и немецкого языков. В 1779 г. определен учителем сих языков. В 1782 г. по прошению уволен и поступил в учителя санктпетербургского воспитательного дома. В текущем столетии жил в Москве и издал несколько переводных книг и сочинений, из которых некоторые изданы российскою Академиею (См. роспись Смирдина NN1076, 1226, 5557, 6012, 6019, 8760, 9316). Иван Степанович Рижский, сын священника из Риги, родился в 1761 г. Поступил учиться из псковской семинарии в Троицкую в Феврале 1775 года. По окончании курса, в 1778 г., определен в сентябре информатором, а в декабре того же года учителем риторики. В 1785 году вышел из духовного звания и получил чин губернского секретаря. В октябре сего года, после того, как префект Мефодий сделан ректором, Рижский переведен на кафедру философии, которую преподавал целый год во время префектуры Илиодора, определенного на риторику. В октябре 1786 года Рижский по прошению уволен в светскую службу и определился учителем в горный корпус в С.-Петербурге. В 1797 г. поступил на должность секретаря в Св. Синод, откуда через два года опять перешел в горный корпус. В 1804 году поступил профессором словесности в харьковский университет, в 1809 г. избран ректором оного и скончался в чине коллежского советника в 1811 году. Перечень его сочинений в словаре светск. писателей 11, 145. Риторика, им изданная, была долгое время книгою руководственною в учебпых заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1930-е годы храм был закрыт. В здании храма размещалась сельская библиотека, затем общежитие, его пытались взорвать, кирпичная кладка разбиралась для собственных нужд, так что к концу 1980-х годов от боковых приделов оставались лишь руины, алтарь и колокольня были полностью разрушены. Но не смотря ни на что, храм Святой Троицы села Троицкого остался домом молитвы для многих прихожан и с 1995 года начались реставрационные работы. В 1996 году отреставрированы своды и стены четверика и восьмерика, вновь возведены полностью утраченные стены и своды алтаря. В 1997 году воссоздана луковица и установлен новый позолоченный крест. В 1999–2000 гг. изготовлен и установлен белокаменный престол с мозаикой по 4-м сторонам, позолоченные резные царские врата, построены деревянные хоры. В 2000 г. в главном приделе была отслужена первая литургия. В 2006 году была восстановлена колокольня. В 2010 году на собранные прихожанами деньги были отлиты колокола. В первую очередь необходимо восстановить трапезную, придельный храм в честь Печерской иконы Божьей Матери, а также придел во имя святого пророка Илии. Троицкая церковь издревле находилась «на погосте в Замытье, у Углешны, Московского уезда, в Замыцкой волости. По упразднении Троицкой церкви этот погост в начале XVII ст. был пустошью, на которой находилось по писцовым книгам 1627 – 28 гг. церковной земли 15 четвертей в поле, сена 10 копен, лесу 5 десятин. Эта земля отдавалась в оброк и в 1638 г. числилась на оброке за Захарием Шишкиным, оброку 10 алтын. Близ Троицкого погоста в XVII ст. состояло сельцо Ордынцы, которое, по построении в нем деревянной церкви во имя Живоначальной Троицы, стало селом. В переписных книгах 1646 г. написано: «вотчина Захара Григорьевича Шишкина село Ордынцы, а в селе церковь Троицы Живоначальной, у церкви во дворе поп Кирилл Семенов, во дворе дьячок Василий Лазарев». В приходной книге Патриаршего казенного приказа 1678 г. написано: «прибыла вновь церковь Пресвятой Троицы в Московском уезде, в Пехрянской десятине, в вотчине Данила Шишкина, что построена на прежнем церковном месте, из давних лет, а данью была не обложена, а ныне… по указной статье, дани 24 алтына 4 деньги, заезда гривна и в июле 1678 года платил поп Софроний, принял Ивашко Неустроев». В тех же приходных книгах за 1679 – 93 гг. Троицкая церковь писалась под Пехрянскою десятиною, а в 1694 г. в книге отмечено: «впредь сей церкви здесь не писать, переписана в Перемышльскую десятину, по близости».

http://sobory.ru/article/?object=04917

Год окончания строительства и освящения храма Рождества Христова в селе Варварино памятен знаменательными событиями в истории нашего Отечества. В 1693-м царь Пётр I заложил 24-пушечное судно " Святой Павел " - первый корабль на Архангельской верфи, и тогда же у русского флота появился новый стяг - легендарный триколор, ныне являющийся государственным флагом России. А далеко от Архангельска, сохранилась небольшая, но яркая и заметная своей архитектурой церковь, которая стоит на холме, вокруг которого раскинулось сельское кладбище. Холм возвышается над долиной реки Пахры, в честь притока которой, речушки Варварки, и названо местное село. Места вокруг исторические и во многом связаны с именами бывших владельцев Варварина - известных личностей, оставивших заметный след в истории России. История села Варварино насчитывает почти четыре столетия. Впервые в официальных документах оно упоминается, по некоторым сведениям, с 1588 года. Именно тогда в семействе местных землевладельцев Чириковых произошла родственная купля-продажа: Авдотья Ивановна Волчичева (Чирикова) продала сельское имение представителю своей семьи Михаилу Ивановичу. С них и началась длинная череда хозяев окрестных земель, в числе которых были и строители храма Рождества Христова. " Деревней на речке Варварке у реки Пахры " называют это будущее село писцовые книги 1627 и 1628 годов. Её хозяевами значатся братья Чириковы: Пантелей, Степан и Константин Михайловичи, и владели они деревенькой по той самой купчей от 1588 года, которую выправил их отец Михаил Иванович. Это фамильная вотчина Чириковых, территориально относившаяся к Московскому уезду Замыцкой волости. Впрочем, владение было невелико, всего-то " два двора крестьянских и двор бобыльский " . Во второй половине XVII столетия Варварино оставалось во владении семьи Чириковых, в частности Степана Михайловича и его племянника Алексея Пантелеевича, вплоть до окончания 70-х годов. Есть основания предполагать, что к тому времени здесь уже имелась церковь, скорее всего деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=06472

147. Серапион , старец Псковского Елизарова монастыря, написал «Повесть о приходе Стефана короля Польского ко Пскову и Печерскому монастырю» 1581 г. Любопытная повесть изд. в Чт. Общ. ист. 1847 г. Евфимий Турков , ученик подвижника архиепископа Феодосия, с 1573 г. игумен Волоколамский, сконч. в 1586 г. Оставил: а) духовную грамоту (Волокол. рукоп. 155); б) Обиход Иосифова монастыря, или устав о панихидах и молебнах по преданию Иосифа (Волок. рукоп. 197), где между прочим пишет, что празднование преп. Иосифу в обители его установлено собором 1578 г.; в) записку о кончине архиепископа Феодосия. (Волок. рукоп. 134). 148. Трифона Коробейникова «путешествие в 1583 г. в Иерусалим, Египет и к Синайской горе», изд. Сахаровым во II томе Сказаний; с несколькими отличиями – во Временнике Общ. Ист. Путешествие совершено по воле царя Иоанна для поминовения убиенного царевича Иоанна. В записках говорится о Царьграде, Антиохии, Иерусалиме, Синайской горе и Александрии. Описание простодушное. Еще менее замечательно путешествие Василия Позднякоа на восток, совершенное по воле Грозного царя в 1552 г. (Библ. Общ. ист. 214). Гораздо более важны по сведениям о церквах, причтах, училищах, богадельнях и монастырях Русских Писцовые книги, составленные по воле правительства. Доселе изданы (г. Неволиным в сочинении о пятинах и погостях Новгородских, СПб., 1853 г.): а) Книга Вотской пятины, составленная Димитрием Китаевым 1499 г. Той же пятины, писанная Елизаром Старым 1581–1582 г. б) Книга Шелонской пятины, писанная Григорием Бундовым в 1584 г. в) Две книги Обонежской пятины, Андрея Плещеева, 1582 г. г) Книга Деревской пятины, писанная около 1495 г. Той же пятины Дмитрия Замыцкого 1581 г. Две книги той же пятины Козмы Карцова и Федора Шипимарева 1581 г. д) Книга Бежецкой пятины, писанная Феодором Ласкаревым в 1582 г. 149. Алексеем , игуменом, около 1580 г. сочинено житие преп. Геннадия Любомирского, скончавшегося 1565 года (Библ. Общ. ист. 42). В 1588 г. сочинены: житие блаженного Василия и похвальное ему слово (Царского 128).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

старца Захарии, Трубицин, Гаврила Унковского, боярина Петра Михайловича Салтыкова человека его Никифора Некрасова, Тихомира Сухотина, 185. Тимона поченца, попа Михайлы Синявина, Трофима Висковатого, Безобразовых, (Никиты) Жюкова и Зиновьева, 190. Андрея Клешница, игумена Варлама свинского, старца Фотия, старца Германа, Михайлову, Толстóй, Шюморов, 200. Петра Годунова: инока Перфирия, Елизарья Андрея да Василья Щелкаловых, Котелкин, дьяка Василья Кулударова Безобразова Лиховидова, игумена Митрофана свинского, Ботурин, Андрея Русинова, Ивана Савина, Василия Иванова, из Болхова: инока Зосиму из Болхова-жь: Никиту, Ивана Масина, 210. из Трубческа: Митрофанов, Горин, Засекин, Роды: Потулов, л. 193. 215. Василия Александрова, Натых, Бориса Тробицына, Бородавицыных тожь (они же Трубицыны). Роды: Богдана Александрова, Мокея Стефанова сына, 220. Богдана Таратухина из Болхова, Зверев, Алексеев, Офонасов Сыгрицкого [c (из) Игрицкого], Лавров, Кульнев, Князя Владимира Ростовского, с Жиздры старца Петра, Богдана Бельсково: Иакова, иноку Елену, Романа Мачехина:... Ирину озябшую. 230. Воскресенского монастыря старца Лаврентия, Романа Пивова, Якова Про(ко?)фьева сына Львова, Бородавициных, Деревни Тигановой Фёдора Михайлова, Козелкын, Убожков, слуги Василья, Семена Васильевича Яковлева. Тимофея Яблочкова, 240. Михайлов да Саврасов Урывковых, слугин Добрынин. Здесь же – Петрыхиных, Роды: Дмитрия Данилова, Шахов, л. 202. князя Василья Васильевича Мосальсково, Дмитрия из богадельни, хромой, Семена Фёдоровича Собурова, Ивана Бахтина, князя Ивана Хворостин (sic), Марка Пояркова; 250. Лопатин, Сухова изо Брянска, Григорья Васильева из Комарич, старца Иоасафа, старца Елизария Замыцкого, Дмитрия Козмина, Шемякин, Нéлюба Парфеньева, старца Измаила, Сбоку: Елвсавефьев, старца Ивана Кирилова. 260. Роды: девки Меркуловой, козаки донскыя Ивана – атаман Раздорской. Роды: Фёдора Клобукова, Вознесенской волости Василья Пешкова, Афанасия убиенного (сбоку: слуга). Роды: Петра Безобразова из Бакшеева, Надеиных изо Брянска (сбоку: Третьяка да Кратаева Ивана).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Г3 Четвероевангелие, библ. моск. дух. академии 1 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., на 317 л., полууставом XV в. Обложено красною камкою. Имеются четыре изображения евангелистов, раскрашенные красками, по золотому полю. Красивые заставки и заглавные буквы также раскрашены красками и золотом. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание болгаро-русское, с юсами. Фабричный бумажный знак – у Тромонина 126. 1485 г. – Леонид, Сведение... II, стр. 8–9. Г4 Четвероевангелие, библ. москов. дух. академии 2 (фундам.), нис. на лощеной бумаге, в л., на 341 л., XV–XVI в., с изображениями евангелистов (впрочем, изображение евангелиста Иоанна вырвано еще до нумерации листов). И по заставкам, и по правописанию, и по месяцеслову сходно с предшествующим Евангелием (Г3). Леонид, архим. Свед., II, стр. 10. Г5 Четвероевангелие, библ. моск. дух. академии 3 (фундам.), пис. па лощеной бумаге, в л., в один ряд, по 12 строк, на 738 л., крупным уставом XV–XVI в. Изящно нарисованные по золотому полю и превосходно сохранившиеся изображения евангелистов, изящные заставки и заглавные буквы. Обложено парчею с золотными разводами, жуки серебряные, застежки также серебряные, искусной филигранной работы. На внутренней стороне передней доски надпись: герасима солочиского. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. – Леонид, Свед., II, стр. 10–11. Г6 Четвероевангелие, библ. москов. дух. академии 17 (Волокол.), пис. на бум., в л., на 386 л., полууставом XV в. На 1-м белом листе надпись древняя: писмо варлаама доброписца. а да его в до прчтые бци. бывшеи архиманритъ симоноскои гераси замыцкои. Пред каждым евангелистом написаны красками символические изображения, с пробликовкою по местам золотом: пред евангелистом Матфеем написан ангел, пред Марком – орел, пред Лукою – телец, пред Иоанном – лев. Пред месяцесловом изображен преподобный. Русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. Иосиф иером. Опись.. М. 1882, стр. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Крестовоздвиженский храм (Юсупово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский храм (Юсупово) построен 1893 году по проекту К.В. Красильникова в псевдорусском стиле, вместо деревянных церквей сменявших одна другую, самая древняя из них упоминается в летописи 1628 года. Содержание История [ править править код ] На юге Домодедовского района, в верховье реки Опоки (ныне Злодейки) расположено село Юсупово, в XVII—XIX вв. оно называлось Исупово. Село было дворцовым и относилось к Московскому уезду. Согласно историческим документам 1628 г., храм здесь существовал уже в начале XVII в.: «…в селе Исупово Димитриевская церковь — деревянная, построенная исстари…» В 1646 г. в церкви служил священник Иван Васильев. По дозорной книге от 1680 г., в селе Исупово значится «церковь Димитрия Селунского Перемышльской десятины, Замыцкой волости Московского уезда, у церкви поп Гавриил Макарьев…» В 1722 г. церковь вмч. Димитрия Солунского все еще деревянная. При церкви были священник Афанасий Иванов, дьячки Федор Иванов и Михаил Афанасьев, пономари Осип Гаврилов и Василий Афанасьев. В 1754 г. «тщанием прихожан в селе Исупово построена новая деревянная церковь». Ведомость за 1849 г. дает ее описание: «церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Подольской округи села Исупово — деревянная, крытая железом. Престолов в ней два: во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в приделе во имя Святого великомученика Димитрия Солунского. Усадебной земли при церкви — две десятины». Внутри храм украшали художественная роспись и пятиярусный резной иконостас с орнаментом в виде виноградных кистей на красном фоне. Вместе с церковью упомянута и деревянная колокольня в пять колоколов, главный из них весил семьдесят три пуда. В 1848 г. в окрестностях села Юсупово бушевала эпидемия холеры. Для прекращения болезней народ с чудотворной Грузинской иконой Божией Матери, что из церкви села Ильинского, обошел крестным ходом все дома. Эпидемия прекратилась, а жители взяли на себя обет отмечать чудесное избавление ежегодным крестным ходом. С 1885 г. крестные ходы вошли в церковную обязанность.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

В Риме было известно о покупке у Андрея Палеолога «византийского наследия» французским королем Карлом VIII в 1494 году, теперь этой картой играет Римский престол. Предложения Льва X, переданные Дитрихом, были весьма обширны: 1) папа хочет великого князя и всех людей Русской земли «приняти в единачьство и согласие Римской Церкви, не умаляя и не пременяя их добрых обычаев и законов… и грамотой апостольского престола утвердить»; 2) «поскольку Церковь Греческая не имеет главы, патриарх и все царство в тур- ских руках, а папа ведает, что есть на Москве духовнейший митрополит, и хочет его и тех, кто будет после него, возвысить и учинить патриархом, каким был прежде Константинопольский»; 3) «а наияснейшего и непобедимейшего царя всея Ру- сии хочет короновать в христианского царя». Тавтология «царя короновать в царя» допущена переводчиками, надо полагать, сознательно, поскольку в предложениях папы речь шла скорее всего о королевской коронации (латинского оригинала мы не имеем). А королевская коронация того, кто уже именует себя царем, по их мысли, не имела ценности. Напомним, что предложения папы были получены и выслушаны в Москве в марте 1519 года, когда здесь находился посланец константинопольского патриарха, того, кто в предложениях папы объявлен «бывшим», «прежним». Едва ли могут быть сомнения в том, что московские власти — и церковные, и светские, включая дипломатов, в 1519 году в какойто форме сообщили посланцу патриарха митрополиту Григорию полученные предложения, как и в том, что в этих обсуждениях принимал участие и ватопедский старец Максим, знающий, образованный и опытный. Если бы мы писали исторический роман, а не научную биографию, то могли бы домыслить в ходе этого обсуждения несколько диалогов, сконструировать речи Максима Грека и других лиц. Но мы воздержимся от неизбежного субъективизма. Вполне достаточно привести наказ дипломату Константину Тимофеевичу Замыцкому, отправленному с ответным посольством в Пруссию (апрель 1519 года); ему предписано в самой общей форме выразить готовность к совместной борьбе против турок, но предложения о соединении Церквей на условиях Флорентийской унии отвергнуты: «И учнет маистр говорите: а того велики государь хочет ли, чтобы ему с папою быта в единачестве и в согласье о законе? И Костянтину говорити: государь наш с папою хочет в дружбе и согласье быти… а как наперед того государь наш с Божьею волею от прародителей своих закон греческой держал крепко, так и ныне, за Божьею волею, закон свой греческой хочет крепко держати» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010